Научная статья на тему 'Разработка парадигмы устойчивого развития лесного сектора экономики в условиях глобализации'

Разработка парадигмы устойчивого развития лесного сектора экономики в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
140
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА / КОНЦЕНТРАЦИЯ / ОСВОЕНИЕ РЕСУРСОВ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Клейнхоф И. А.

Клейнхоф И.А. РАЗРАБОТКА ПАРАДИГМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. Рассматриваются актуальные вопросы разработки парадигмы устойчивого развития лесного сектора экономики в условиях глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kleinhof I.A. THE PARADIGMA OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE FOREST SECTOR. This paper describes the main issues and problems of the elaboration of sustainable development theory as applied to the forest sector.

Текст научной работы на тему «Разработка парадигмы устойчивого развития лесного сектора экономики в условиях глобализации»

ЭКОНОМИКА

РАЗРАБОТКА ПАРАДИГМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

И.А. КЛЕЙНХОФ, доц. каф. менеджмента и маркетинга МГУЛ, канд. экон. наук

В XXI в. состояние окружающей природной среды стало решающим фактором национальной безопасности, так как экономика государства, вынужденная расходовать огромные средства на преодоление негативных последствий экологических катастроф, в условиях глобализации не может конкурировать с экономиками других государств.

Переход на устойчивое развитие не может быть осуществлен в рамках отдельно взятого государства. Глобализация ведет к такой степени социальной и экологической взаимосвязанности и взаимозависимости мира, когда проблемы отдельных регионов становятся общей проблемой всего человечества. Загрязнение атмосферного воздуха, водных источников и почвы все больше приобретает глобальный характер, причем преобладающая доля выброса загрязняющих веществ падает на США и другие развитые страны.

Обострение проблемы сохранения окружающей природной среды связано с растущими возможностями экстернализации в условиях глобализации. Под экстернализаци-ей имеется в виду присущая производителям товаров и услуг практика перекладывания своих издержек на других предпринимателей и государство, в конечном счете - в ущерб окружающей природной среде. Подобная практика становится орудием в конкурентной борьбе на мировых рынках товаров и услуг. Проблема экстернализации порождена действующей экономической системой, при которой изменение состояния окружающей природной среды не находит отражения в основных экономических показателях, таких как национальный доход, прибыль, рентабельность.

Проблема устойчивого развития или, иными словами, сохранения земной цивилизации возникла как результат превышения хозяйственной емкости биосферы. Человечество подошло к черте, когда биосфера уже не в состоянии нейтрализовать токсические

caf-mim@mgul.ac.ru

выбросы промышленности и других отраслей экономики. Неограниченное ничем использование природных ресурсов привело к тому, что в развитых странах практически не осталось ненарушенных естественных участков биосферы, а геосферы в местах с высокой плотностью населения оказались переполнены отходами. В настоящее время сформулирована задача рационального природопользования, не приводящего к резким изменениям природно-ресурсного потенциала [1].

Для наименования новой стратегии развития цивилизации был использован английский термин «sustainable development», который, кроме смысла «устойчивое развитие», имеет и иные значения: долгое, непрерывное, длительное, поддерживающее развитие.

Под устойчивым развитием предполагается гармонизация социальных, экономических и экологических целей. Однако ряд принципиальных вопросов теории устойчивого развития до сих пор носит дискуссионный характер, не достигнуто единство взглядов относительно ключевых факторов, определяющих экономическое развитие с учетом обострения экологической ситуации. Следует выделить выдвинутое российскими учеными определение устойчивого развития как стабильного социально-экономического сбалансированного развития, не разрушающего окружающую природную среду и обеспечивающего непрерывный прогресс общества [4]. Данное определение положено в основу принятой в апреле 1996 г. Концепции перехода России к устойчивому развитию. В Концепции подчеркнута необходимость и возможность осуществить в РФ последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природноресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений людей» [3].

120

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2008

ЭКОНОМИКА

Речь идет о формировании в будущем социоприродной системы, способной разрешить совокупность противоречий, которые проявляются в наше время. Среди них противоречие между природой и обществом, экологией и экономикой, развитыми и развивающимися странами, глобальными требованиями перехода и национальными интересами, настоящим и в будущими поколениями, богатыми и бедными [4].

Переход к устойчивому развитию требует кардинальных преобразований, в центре которых экологизация всех видов деятельности человека, изменение его сознания и созидание нового «устойчивого общества».

Однако до сих пор существует ряд подходов к стратегии устойчивого развития. При использовании ресурсного подхода биосфера рассматривается в основном как ресурс хозяйственного развития. Подобный подход положен в основу созданных учеными Запада в последнем десятилетии ХХ в. и в началеXXI в. ряда новых теоретических разработок, рассматривающих те или иные аспекты экономического, социального и экологического развития человеческого общества. В последние годы ХХ в. во многих развитых, новых индустриальных и странах переходной экономики довольно широкое применение на практике получила теория предложения, суть которой заключается в повышении благосостояния людей посредством государственных инвестиций в развитие инфраструктуры. Ключевым звеном вышеназванных теорий являются инновации. Инновационные технологии повышают производительность труда, а соответственно и эффективность производства и уровень оплаты труда [6].

В этих условиях одна из задач государства заключается в поддержке инновационного развития предприятий и учреждений путем льготного налогообложения и кредитования, создания бизнес-инкубаторов.

Инновационное развитие во многом определяется культурной средой и принятыми тем или иным обществом культурными ценностями. Непродуманные решения со стороны государства и бюрократические препоны в развивающихся и странах переходной экономики еще часто создают трудно преодо-

лимые препятствия на пути к инновационному развитию.

Теоретически страны переходной экономики имеют возможность внедрить в практику лучшие достижения развитых стран, в том числе и в области устойчивого развития лесного сектора экономики. Однако, как показывает практика, при внедрении новейших достижений экономической теории необходимо соблюдать определенную последовательность. К примеру, переход на инновационное развитие весьма затруднен в случае отсутствия соответствующих институтов и экономического механизма, стимулирующего разработку и внедрение инноваций. Этим объясняется техническое отставание, а соответственно низкая производительность труда и его оплата на начальном этапе перехода от директивно плановой к рыночной экономике.

В соответствии с рамочной Конвенцией ООН об изменении климата все страны - стороны конвенции - обязаны разрабатывать, осуществлять и постоянно обновлять национальные программы, направленные на смягчение изменений климата. Основными средствами достижения этой цели являются снижение выбросов парниковых газов в атмосферу; увеличение поглощения парниковых газов растительностью; усиление адаптивной способности растительности к изменению климата. Нельзя не отметить, что около 90 % общего запаса органического вещества сконцентрировано в лесах, более 60 % создаваемой фитомассы принадлежит лесам, площадь лесных земель составляет около 40 % общей площади суши планеты.

Проблемы разработки и практической реализации концепции сбалансированного экологического, социального и экономического развития являются весьма актуальными применительно к лесному хозяйству.

Качество окружающей среды во многом зависит от наличия лесов, их состояния. Леса играют исключительно важную, многогранную роль в обеспечении устойчивого социально-экономического развития человеческого общества. При этом имеется в виду стабилизация природных процессов, глобальная климаторегулирующая роль лесов, почвозащитные, водоохранные, водорегули-

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 5/2008

121

ЭКОНОМИКА

рующие, санитарно-гигиенические, рекреационные и многие другие средозащитные и социальные функции лесных экосистем.

В настоящее время более 150 стран принимают участие в разработке и внедрении критериев и индикаторов устойчивого управления лесами. Региональные критерии и индикаторы устойчивого управления лесами разработаны на единой методологической основе, но с учетом лесорастительных условий отдельных лесных зон. Ряд стран используют критерии и индикаторы устойчивого управления лесами в качестве основы для разработки показателей сертификации систем управления лесами.

Проблему практической реализации принципов устойчивого развития лесного хозяйства усложняет то, что критерии и индикаторы имеют общий характер и нуждаются в региональной адаптации, т.е. в разработке региональных путей преодоления несоответствия между существующим уровнем и международными требованиями устойчивого управления лесами.

На основе этих критериев были созданы российские критерии и индикаторы устойчивого управления лесами, которые несколько отличаются, но в целом соответствуют международным критериям Монреальского процесса.

Практическое внедрение разработанных на основе вышеназванных документов стратегических целей и задач осуществляется с помощью долгосрочных национальных программ развития лесного сектора экономики. Для развитых стран мира характерен комплексный подход при разработке национальных и региональных программ устойчивого развития лесного сектора экономики. Главной интегрированной целью развития лесного комплекса является увеличение его вклада в повышение качества жизни настоящего и будущего поколений людей. Разработка системы мер, направленных на достижение этой генеральной цели, осуществляется с учетом ряда принципов и ограничений. Выполнение последних можно рассматривать на примере стран ЕС. Одной из важных задач ЕС является защита лесов от промышленных выбросов. Для этого организован мониторинг санитарного состояния европейских лесов, а также качества атмосферного воздуха в лесной среде

и на прилегающих территориях. Цель мониторинга - снижение объемов и концентраций вредных промышленных выбросов и проведение мероприятий по санации и реконструкции поврежденных лесных насаждений.

Главная стратегическая цель развития лесного сектора экономики в современных условиях - увеличение его вклада в повышение качества жизни населения. Глобализация экономики обострила международные аспекты стратегии перехода России к устойчивому развитию. При этом имеется в виду организация качественно иного уровня международного сотрудничества и, как следствие, международно-политического и международно-правового регулирования процессов взаимодействия объектов и предметов такого сотрудничества.

Леса образуют крупнейшую экосистему, оказывающую огромное положительное влияние на сохранение окружающей природной среды, улучшение ее качества. Спрос на древесину, составляющую важнейший компонент экологизации жизнедеятельности человека, в XXI в. будет расти. Увеличение производства изделий из древесины, а также других продуктов и услуг леса, как правило, служит задачам экологизации жизнедеятельности людей.

Обеспечение растущего спроса на многообразные ресурсы и полезности леса выдвигает проблему оптимального сочетания конкурирующих целей ведения лесного хозяйства. Важнейшим элементом лесной экосистемы является человек, привносящий в нее, помимо присущих ей сложных экологических, еще целый комплекс сложнейших социальных, политических и экономических компонентов и процессов. Наметились два подхода к решению данной проблемы. Первый из них заключается в территориальном разделении лесов разного функционального назначения. В нашей стране это выразилось в делении лесов на группы, а лесов первой группы - на категории защитности.

Второй подход исходит из необходимости сочетания различных функций лесов применительно к каждому участку. Лесоводы Западной Европы отстаивают необходимость многоресурсного управления на каждом участке леса с учетом структуры и уровня спроса на те или иные ресурсы и полезности леса.

122

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2008

ЭКОНОМИКА

Некоторые лесоводы предлагают рассматривать лесные экосистемы как еще один вид многоцелевого лесопользования.

Экосистемный подход получает все большее признание и в странах Северной Америки. При этом нельзя не учитывать весьма значительного влияния общественности этих стран на лесную политику.

В 1992 г Лесная служба США объявила, что экосистемный менеджмент отныне составляет основу новой лесной политики. Однако практическое его внедрение связано с решением множества правовых, экономических и организационных вопросов. Прежняя практика многоцелевого устойчивого лесоуправления была закреплена во множестве действующих нормативно-правовых документов [5].

На начальном этапе принятие политики экосистемного менеджмента привело к снижению объемов рубок главного пользования в национальных лесах. Однако лесная экосистема - качественно иное понятие, чем отдельные ресурсы леса, такие как древесина, пищевые продукты, лекарственное и техническое сырье. Устойчивое развитие лесных экосистем является необходимой предпосылкой устойчивого пользования многообразными продуктами и услугами леса, но устойчивое пользование отдельными видами лесных ресурсов не является гарантией сохранения устойчивости лесных экосистем. Управление лесными экосистемами требует междисциплинарного, межведомственного, многоуровневого подхода и наличия политической, экономической и социальной составляющей.

Сохранение Россией на своей территории дикой природы, предотвращение нежелательных изменений климата, нейтрализация промышленных выбросов развитых стран, поступающих на территорию нашей страны путем трансграничного переноса, предотвращение наступления арктической пустыни и других отрицательных изменений в окружающей среде следует рассматривать как предоставление услуг мировому сообществу в области обеспечения глобальной экологической безопасности.

Однако позиции России в решении вышеотмеченных процессов не отвечают реальному, а тем более потенциальному вкладу

российских лесов в сохранение глобальной окружающей среды и снабжение мировой экономики лесосырьевыми ресурсами.

При выработке национальной лесной политики нельзя не считаться с многосторонними аспектами глобализации хозяйственной жизни, включая возрастающую роль наднационального регулирования социально-экономического и экологического развития. Важным фактором, ускоряющим глобализацию мирового лесного сектора экономики, является неравномерное распределение лесов по континентам и странам. Около 80 % мировых лесных ресурсов и 88 % производства деловой древесины сосредоточено в 25 странах.

Согласно глобальным и региональным прогнозам в обозримой перспективе следует ожидать увеличения дефицита крупномерной высококачественной древесины хвойных и твердолиственных пород. Значительные неиспользуемые ресурсы такого сырья остались лишь в нашей стране, что является важным ее преимуществом в глобальной конкуренции. Следовательно, Россия обладает огромным экологическим потенциалом, умелое использование которого может обеспечить национальную безопасность, а также значительные экономические выгоды и лидирующие позиции в иерархии государств в глобальном хозяйстве.

Библиографический список

1. Данилов-Данильян, В.И. Устойчивое развитие и экономическое равновесие. Проблемы устойчивого развития России в свете научного наследия В.И. Вернадского / В.И. Данилов-Данильян. - М.: Наука, 1997. - С. 268.

2. Моисеев, Н.А. Экономика лесного хозяйства / Н.А. Моисеев. - М.: МГУЛ, 2006. - 384 с.

3. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию // Российская газета. - 1996. - 9 апреля. - С. 5.

4. Стратегия России в XXI веке. / Под.ред. А.Г Гран-берга, В.И. Данилова-Даниляна, М.М. Циканова и др. - М.: «Экономика», 2002. - С. 414.

5. Franklin, Ecosystem management: an overview// Boyce, M.C., Haney, A.W.Ecosystem management. Concepts and methods.- New Haven, Conecticut: Yale university Press, 1994.-P.233.

6. Tikkanen, I., Forest -based Sustainable Development// Forests in Poverty Reduction Strategies.-EFI Proceedings.- No 47, 2003, P.23-44.

7. Wang, S.One hundred faces of sustainable forest management//PForest policy and Economics.-Volume 6( 2004).-P.205-213.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2008

123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.