ЭКОНОМИКА
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСНЫМ СЕКТОРОМ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
А.Э. КЛЕЙНХОФ, проф. каф. экономики и организации внешних связей МГУЛ, д-р экон. наук, И.А. КЛЕЙНХОФ, доц. каф. менеджмента и маркетинга МГУЛ, канд. экон. наук
Стратегия представляет собой детальный всесторонний план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
Стратегия в основном формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Организация должна заниматься систематическим сбором и анализом обширного массива информации об отрасли, внешних и внутренних рынках, конкуренции, инновационных технологиях и других факторах [2]. Важное значение имеет своевременный учет изменений в окружающей среде и соответственно пересмотр целей и направлений развития. Любое решение, принятое в настоящее время, будет в перспективе иметь серьезные последствия как положительные, так и отрицательные. Один из основных постулатов стратегического управления в условиях глобализации - не ставить под удар будущее ради сегодняшнего благополучия [4].
Динамический процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции. Не используя преимущества стратегического планирования организации в целом, отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели или направления корпоративного предприятия. Одна из главных задач стратегического планирования - обеспечить нововведения в организации в достаточной степени. Можно выделить четыре вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация, организационное стратегическое предвидение [2].
Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая на-
caf-econvnesh@mgul.ac.ru
правляет деятельность отрасли или фирмы в течение длительного времени. При этом в условиях конфликтной и постоянно меняющейся деловой, социальной и экологической обстановки неизбежны постоянные корректировки стратегических планов, вплоть до их модификации и переориентации.
Ряд постулатов управления государством, которые были разработаны еще в древнем Египте, не потеряли свою актуальность и в настоящее время. Отсутствие агрессивной стратегии ведет к застою, и потому необходимо ставить перед организацией великие задачи. Разве сегодня для российского лесного сектора экономики не пора ставить задачу выхода на лидирующие позиции в мире? Стратегическое управление представляет сложную проблему, науку, которую преждевременно называть сформировавшейся и надежной для практического использования в любых сферах и ситуациях.
Сама возможность превращения управления в науку до сих пор остается предметом дискуссий среди ученых и практиков. Одни утверждают, что надо стремиться на систематизированной основе понять, почему и как люди систематически работают вместе для достижения определенных целей и для того, чтобы сделать эти системы сотрудничества более полезными для человечества.
Другие специалисты заявляют, что управление является скорее искусством, которому можно научиться только посредством опыта и которым в совершенстве овладевают только люди, имеющие к этому талант [1, 2, 5].
Детерминированность будущего развития заложена в управленческих решениях как прошлого, так и настоящего. На данном этапе развития экономических реалий в мировом лесном секторе необходимо принимать управленческие решения, учитывая системный характер протекающих в нем процессов. «В
110
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2008
ЭКОНОМИКА
глобальном мире возникает «эффект бабочки» : событие в одном месте способно вызвать лавинообразные последствия в другом» [4].
Одним из проявлений глобализации является рост степени неопределенности будущего социального, экономического и экологического развития общества.
Организации, работающей в условиях неопределенности, следует разработать стратегию, точно соответствующую этому уровню неопределенности. Следуя такой стратегии, организация может либо формировать будущее своей отрасли по предпочтительному для себя сценарию, либо адаптироваться к наиболее вероятному будущему или же сочетать оба подхода. Причем даже в ситуации высокой неопределенности организации важно иметь общее представление о стратегических приоритетах. Можно выделить четыре уровня неопределенности.
Первый уровень - будущее, прогнозируемое с высокой степенью точности.
Второй уровень - альтернативные варианты будущего. На этом уровне будущее рассматривается как один из обособленных сценариев. Аналитические методы не позволяют определить, какой из них будет воплощен на практике, они позволяют определить вероятность реализации того или иного варианта. Неопределенность второго уровня характерна для отрасли, организации, функционирование которых зависит от изменений в государственном регулировании и законодательстве.
На третьем уровне неопределенности выявляется диапазон возможных вариантов будущего. Причем необходимо определить ряд сценариев, описывающих альтернативные варианты будущего. Затем отслеживают рыночные сигналы, указывающие, в направлении какого варианта развивается ситуация.
Четвертый уровень неопределенности характеризуется полной непредсказуемостью. Он не позволяет определить вероятный диапазон сценариев, диапазон возможных результатов, прогноз показателей. Неопределенность четвертого уровня возникает довольно редко и по истечении некоторого периода начинает приближаться к одному из трех других.
Как справедливо отметил М.М. Орлов, из всех отраслей лесного знания лесо-
управление является менее разработанной. В имеющихся планах по лесоуправлению господствует метод описательный, применение научно-технического анализа слабо и общие положения почти отсутствуют. Он подчеркнул, что основа всякого управления есть предвидение, поэтому рациональное лесоуправление должно осуществляться в известной системе действий, координируемой перспективным планом.
Первые прогнозы развития лесного сектора экономики в США и Финляндии были разработаны в 1950-е гг.
В бывшем Советском Союзе первые прогнозные исследования в лесном хозяйстве были начаты в середине 1960-х. К сожалению, результаты этих исследований лишь обострили проблемы стратегического плана, но не нашли должного практического применения.
США имеют полувековой опыт разработки и практической реализации стратегической лесной политики. В целях долгосрочного сбалансирования спроса на лесные ресурсы сразу после второй мировой войны была начата разработка долгосрочного прогноза развития лесного сектора экономики. В 1950-е гг. задачи стратегического управления была ограничены в основном древесными ресурсами. Прогнозы развития кластера лесных отраслей США стали эффективным инструментом сокращения дефицита качественной древесины путем опережающего принятия мер по интенсификации воспроизводства лесных ресурсов. Сокращение разрыва между спросом и предложением лесных ресурсов весьма важно и с позиций снижения темпов роста цен на изделия из древесины.
По мере перехода на многоресурсное, экосистемное управление лесами стратегические прогнозные исследования охватили актуальные проблемы целостного кластера лесных отраслей. Их разрабатывают сроком на 50 лет с участием специалистов различных лесных отраслей, а также представителей общественности.
В решении проблемы центральное место отводится ускорению научно-технического прогресса, внедрению инновационных технологий во всех отраслях кластера лесных отраслей [7].
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2008
111
ЭКОНОМИКА
При разработке последней долгосрочной программы до 2040 г. среди новых факторов и тенденций были выделены следующие:
1. Влияние инновационных технологий на ускорение темпов роста эффективности использования древесного сырья.
2. Количественная оценка снижения прироста древесины под влиянием загрязнения атмосферного воздуха.
3. Потенциальные варианты увеличения размера неистощительного лесопользования путем повышения уровня интенсивности ведения лесного хозяйства в частных лесах.
4. Сокращение размера неистощительного лесопользования в государственных лесах, главным образом в насаждениях дуг-ласовой пихты (до 25 %), в целях сохранения биоразнообразия и сохранения средозащитных функций лесов.
5. Существенное увеличение использования вторичного сырья в целях сохранения лесов, экономии древесного сырья, а главное - снижения объема вредных выбросов в окружающую среду.
Однако согласно долгосрочной программе внедрение инновационных технологий в лесопилении и в производстве листовых древесных материалов значительно перекроет отрицательное влияние ухудшения качества сырья.
Благодаря инновационным технологиям в лесопилении удельные издержки на оплату труда и на энергоресурсы в перспективе останутся неизменными, а суммарные издержки на производство пиломатериалов, в зависимости от качества сырья, будут снижаться на 16-24 %. В фанерном производстве, где влияние диаметра кряжей на эффективность производства более существенна в сравнении с лесопилением, проектируется снижение издержек производства на единицу продукции на 4-7 %.
Инновационные технологии обеспечивают также повышение качества и полезного выхода продукции на единицу сырья. Так, выход пиломатериалов к 2040 г. возрастет на 13-19,7 % , клееной фанеры - на 11,1-20,2 %, бумаги - на 9 %.
Финляндия. Одним из наиболее убедительных примеров эффективного стратегического управления лесным сектором эко-
номики является Финляндия. В 1950-е гг. в лесах этой страны нарастал дисбаланс между фактическими размерами главного пользования и расчетной лесосекой неистощительного пользования. Лесным ведомством страны были поставлены конкретные задачи по увеличению размера неистощительного лесопользования, улучшению качественной структуры заготовляемой древесины, расширению экспорта лесобумажных товаров.
Для согласования интересов государства и частных лесовладельцев были задействованы правовые и экономические инструменты лесной политики. С помощью ужесточения правовых норм и усиления государственного контроля за их соблюдением всеми собственниками лесов обеспечивалось неистощительное лесопользование. Однако главная роль в системе лесополитических инструментов отводилась экономическим рычагам, включая государственные субсидии, льготное налогообложение и кредитование.
Разработанная в 1985 г. долгосрочная программа «Леса 2000» была ориентирована в первую очередь на эффективное использование потенциала лесных ресурсов, достигнутого благодаря стратегической лесной политике предшествующих лет [6].
В 1998 г. разработана новая национальная программа - «Лес 2010», которая утверждена Правительством Финляндии. В новой программе впервые сделана попытка сбалансировать экономические, экологические, социальные и культурные аспекты устойчивого управления лесами.
Разработка новой программы была инициирована следующими основными причинами:
1. Резкое сокращение в начале 1990-х гг. государственных субсидий частным лесовладельцам вследствие экономической рецессии.
2. Прежняя программа «Лес 2000» уже не пользовалась достаточной политической поддержкой, а также не в полной мере отвечала изменившейся экономической и экологической ситуации 1990-х гг.
3. Изменения в лесном законодательстве.
Новая национальная программа «Лес 2010» имеет следующие основные отличи-
112
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2008
ЭКОНОМИКА
тельные черты в сравнении с предыдущими программами: учет экономических, экологических, социальных и культурных аспектов устойчивого многоресурсного лесопользования; взаимоувязка с региональными программами, разрабатываемыми в соответствии с требованиями нового Лесного закона Финляндии, утвержденного парламентом в 1998 г.; вовлечение общественности в процесс разработки национальной и региональных программ; утверждение и реализация концепции лесного кластера.
В соответствии с этой концепцией стратегия развития лесного хозяйства разрабатывается во взаимоувязке не только с отраслями лесной промышленности, но и научно-технического обеспечения, транспорта и сферы услуг, такими как лесная наука, лесное машиностроение, энергетика, автоматизация производственных процессов, химическая промышленность, консалтинг и др.
В программе «Лес 2010» упор делается на рост качественных показателей деятельности лесного сектора, повышение его эффективности и конкурентоспособности на мировых рынках лесных товаров.
За счет увеличения объемов производства лесных товаров, а главное повышения их конкурентоспособности, предусмотрено увеличение стоимости экспорта лесобумажных товаров примерно в 2 раза.
Канада. Систематическая работа по обоснованию национальной лесной стратегии в Канаде начата в 1980 г. Первые стратегические разработки в области лесного сектора экономики Канады были рассчитаны на 1981-1987 гг. С тех пор через каждые пять лет в стратегию развития лесного сектора экономики вносят необходимые коррективы с учетом новых тенденций и видов, обусловленных научно-техническим, экономическим, экологическим развитием человеческого общества на глобальном и национальном уровнях.
Каждый новый вариант стратегии представляет собой последовательную ступень на пути к переходу на устойчивое социальное, экономическое и экологическое развитие лесного комплекса.
Для многих поколений канадцев благополучие во многом связано с лесом. Леса
занимают почти половину земельной площади Канады. Для многих сельских общин лес является экономической базой, а для коренных малочисленных народов лес образует фундаментальную основу для культурного, духовного и материального развития.
В лесной индустрии Канады занято 350 тыс. канадцев, а в других отраслях лесного кластера - еще 770 тыс. человек. Объем продаж лесных и целлюлозно-бумажных товаров составляет 58 млрд долл. в год.
Вклад лесной промышленности Канады в ВВП постоянно увеличивается. Одним из принципов стратегического управления лесами в Канаде является сохранение их нынешней экономической, социальной, культурной и экологической ценности.
Одним из инструментов национальной стратегии Канады является экосистемный менеджмент. Экосистемный подход к управлению лесными ресурсами исходит из того, что социальные и экономические выгоды, которые лес обеспечивает в долгосрочной перспективе, основываются на экологической устойчивости лесов.
Все существующие и новые инициативы Совета министров лесного хозяйства провинций Канады должны соответствовать следующим критериям:
- отвечать приоритетам министерств и правительствам провинций;
- представить министерствам стратегические предложения, включающие широкий спектр межотраслевых вопросов;
- вносить вклад в развитие и применение устойчивого управления лесами на практике;
- учесть запросы всех групп интересов и обеспечить их соответствующей информацией.
Рабочая группа и координирующий комитет разрабатывает следующие ключевые документы, регламентирующие деятельность Совета министров лесного хозяйства провинций Канады:
- ежегодный отчет о деятельности и достигнутых результатах;
- рабочие планы, содержащие полное описание деятельности на следующий год с требующимся бюджетом, включая финансо-
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2008
113
ЭКОНОМИКА
вые ресурсы федерального бюджета, бюджета провинций и отдельных территорий
- долгосрочные (на 5 лет) прогнозы деятельности и объема необходимых финансовых ресурсов.
Рабочие планы и ежегодные отчеты о деятельности базируются на принципах прозрачности посредством постановки четко сформулированных целей, механизма принятия решений, распределения ресурсов (человеческих и финансовых) и оценки ожидаемых результатов.
В 1980-е гг. национальные стратегические лесные программы начали разрабатывать также и развивающиеся страны. В настоящее время подобные программы разрабатывают более 100 стран. Данная работа носит систематический характер с тем, чтобы обеспечивать своевременный учет новых факторов и условий глобальной конкуренции.
Поскольку многие важные для развития лесного сектора стратегические вопросы выходят за пределы отрасли, национальные лесные программы должны быть целостными и рассматривать влияние лесного сектора экономики на другие секторы, а также степень и характер влияния последних на лесной сектор. Кроме того, национальная лесная стратегия должна быть интегрирована в более масштабную стратегию устойчивого развития общества [Wencelius]. Без постоянного накопления человеческого капитала, развития инфраструктуры, формирования адекватной рыночной экономике институциональной среды даже крупные одноразовые инвестиции в лесное хозяйство не могут дать ожидаемый эффект.
Национальная стратегическая лесная программа будет в большей степени обеспечивать эффективность и устойчивость лесного сектора, если в ходе ее разработки будут отражены интересы и мнения максимального числа групп интересов, в том числе представителей отраслей лесного сектора.
Российский лесной сектор экономики, не преодолев конкуренцию со стороны традиционных лидеров, столкнулся с новыми лидерами, в частности Китаем, потеснившим даже позиции США по объему производства листовых древесных материалов, что означа-
ет для нас потерю рыночных ниш готовых товаров, прежде всего с высокой добавленной стоимостью. Однако вопросам стратегического управления в лесном секторе экономики до сих пор не уделяется должное внимание. Стратегические разработки развития лесного сектора экономики, к сожалению, почти не внедряются.
Вариант интенсивной структурной перестройки стратегии, подготовленный НИПИ-ЭИлеспромом, предусматривает рост объемов производства к 2020 г. в сравнении с 2004 г.: пиломатериалов - в 2,2 раза, фанеры клееной - в 2,3 раза, бумаги и картона - в 2 раза. Реализация столь масштабных задач немыслима при нынешних темпах роста инвестиций в развитие лесопромышленного комплекса. Реализация третьего сценария требует увеличения инвестиций в лесопромышленный комплекс к 2020 г. в 15,2 раза в сравнении с 2005 г. Фактический рост инвестиций в 2005-2006 гг. оказался ниже даже в сравнении с первым, инерционным вариантом развития лесопромышленного комплекса. При столь низких темпах роста инвестиций, по крайней мере в ближайшие 3-5 лет, трудно ожидать существенных сдвигов в направлении инновационного развития лесного сектора экономики.
Библиографический список
1. Друкер, П.Ф. Практика менеджмента / П.Ф. Дру-кер. - М.: «Вилямс», 2003. - 398 с.
2. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: «Дело», 2006. -720 с.
3. Магуайер, Ф. Вдохни новую жизнь в свою компанию / Ф. Магуайер // Искусство управления.
- 2004. - № 4-5. - С. 10-20.
4. Неклесса, А. О стратегии миропорядка и генезисе нового мира, о революции в сфере управления / А. Неклесса, // Экономические стратегии. - 2005.
- № 5-6. - С. 40-46.
5. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд. - М.: ЮНИТИ, 2004. - 576 с.
6. Ollonquist, P. Collaboration in the Forest Policy Arena in Finland / -EFI Proceedings N. 44. - 2002.
- P. 28-37.
7. Risbrudt, C.D.Experiences and Recent Developments in USA Forest Policy Related to Balancing Ecological and Economic Interests // National Forest Programes in an European Context.EFI Proceedings N. 44. -2002. - P. 81-85.
114
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2008