ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВОСПРОИЗВОДСТУ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ
В ГОРОДСКИХ ЛЕСАХ
В.А. АБДУЛХАМИДОВ, асп. каф. экономики и организации внешних связейМГУЛ
Человечество в своем развитии постепенно переходит от ресурсного использования лесов к комплексному использованию рыночных и нерыночных полезностей леса, в первую очередь средозащитной и рекреационной его функций. В материалах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де Жанейро, 1992 г.) показано, что сохранение и улучшение качественного состава лесов зависит от того, сумеют ли национальные правительства включить новую систему ценностей в отношении лесов в национальные системы экономических расчетов.
Леса, в первую очередь городские, с семидесятых годов ХХ в. стали местом массового отдыха для населения. В связи с обострением экологической ситуации в крупных городах вопросы сохранения и улучшения городских лесов приобретают повышенный интерес лесоводов и экологов во всем мире. Регулярно проводятся международные конференции и семинары, посвященные различным лесоводственным, институциональным и экономическим аспектам управления городскими лесами.
Принципиальное значение имеют вопросы прав собственности на городские леса. Сегодня в развитых странах и в ряде стран с переходной экономикой городские леса являются собственностью городов. В странах Европы около двухсот лет тому назад сложилась практика, когда крупные города становились собственниками лесов. Таким образом обеспечивались не только их рекреационные и средозащитные функции, но и экономические, в частности, стабильного обеспечения городского населения лесными товарами и услугами. Сегодня во многих странах городские леса являются собственностью городов. В качестве примера можно привести леса города Риги (Латвия), общая площадь которых составляет 56,8 тыс. га. В Латвии в 2003 г. при городском совете было образовано Лесное агентство, в состав которого входят шесть
региональных управлений, осуществляющих администрирование и управление лесной собственностью Риги.
Основное назначение лесов города Риги - создание благоприятных условий для отдыха и роста благосостояния горожан. Для этого проводят комплекс мероприятий по сохранению и приумножению биоразнообразия, развитию инфраструктуры, включая строительство и содержание дорог, строительство стоянок для транспорта, спортивных площадок, мест для разведения костров. Значительное внимание уделяется уходу за лесными насаждениями, их охране и защите, включая предотвращение загрязнения лесов промышленными выбросами и бытовыми отходами.
Лесопользование носит ярко выраженный многоцелевой характер. Наряду с заготовкой древесины в порядке главного (129,9 тыс. м3) и промежуточного (40,1 тыс. м3) пользования, лесные земли используются для охотничьего хозяйства (на основе платных лицензий), добычи торфа и производства товаров сельскохозяйственного назначения [2].
В условиях России назначение городских лесов, определенное действующим Лесным кодексом, заключается в обеспечении отдыха населения на данной территории, проведении культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий и сохранении благоприятной окружающей среды. По состоянию на 1 января 2003 г. городские леса занимают 1,2 млн га земель лесного фонда Российской Федерации.
Действующая система управления городскими лесами, включая планирование, сохранила все основные недостатки затратной экономики. Существенным недостатком действующей системы планирования в лесном хозяйстве является ориентация в основном на один ресурс - древесину. В условиях, когда обеспечение средозащитных и социальных функций лесов требует затрат на воспроизводство и приводит к сокраще-
нию размера и (или) удорожанию заготовки древесины, планирование развития лесного хозяйства должно охватить все многообразие лесных ресурсов. Данная проблема особенно актуальна применительно к городским лесам, где из-за отсутствия финансирования затрат на воспроизводство недревесных ресурсов и полезностей леса древесные ресурсы становятся неконкурентоспособными на региональных лесных рынках.
Несовершенной остается правовая база планирования развития лесного хозяйства. В Бюджетном кодексе не решены вопросы гарантированного финансирования воспроизводства лесных ресурсов. На практике финансирование лесного хозяйства так же, как прежде, в условиях централизованного планирования осуществляется по остаточному принципу. Отсутствует связь между объемами финансирования лесного хозяйства и динамикой спроса на ресурсы и полезности леса на внутренних и внешних лесных рынках.
Планирование лесного хозяйства по инерции ориентировано на достижение промежуточных результатов, таких, как посадка леса, проведение рубок ухода в молодняках и др.
Основным количественным показателем оценки деятельности лесхозов является абсолютный показатель выполненных работ - тысячи гектаров территорий городских лесов подлежащих охране и благоустройству. Требует совершенствования система контроля за выполнением основных плановых показателей. При подобном подходе не может быть обеспечена связь между объемами и качеством лесохозяйственных мероприятий, с одной стороны, и рынком лесных товаров и услуг, с другой. Все это крайне затрудняет внедрение рыночных методов реализации поставленных целей развития и размещения лесного хозяйства [1].
Попытки внедрения таких показателей, как перевод лесных культур и естественных молодняков в покрытую лесом площадь, безусловно, является определенным шагом к совершенствованию системы плановых показателей в лесном хозяйстве. Однако подобные частные улучшения не могут решить проблему построения действенной системы устой-
чивого управления лесами, включая планирование применительно к условиям перехода к рыночным отношениям. Лесные культуры, переведенные в лесопокрытую площадь, еще не гарантируют конечного результата лесо-выращивания. Во многих районах лимитирующим звеном лесовыращивания является лесоводственный уход и (или) противопожарная охрана лесов. Более того, необходимость создания лесных культур, выбор породного состава, определение возраста рубки определяются конъюнктурой рынка лесных товаров и услуг. Имеющиеся нормативы затрат на проведение лесохозяйственных мероприятий ориентированы на выполнение отдельных видов работ, а не на достижение конечных результатов лесохозяйственного производства [1].
Таким образом, действующая в России система планирования лесного хозяйства не отвечает задачам устойчивого многоресурсного лесопользования, развития рынка экологических услуг, сохранения биологического разнообразия. Следовательно, экономическое и экологическое развитие отечественного лесного хозяйства не отвечает вызову экономической глобализации.
Экосистемный менеджмент - качественно новая система управления. В течение последних тридцати лет экономистами и экологами различных стран создан новый политический и правовой каркас управления природопользованием и качеством окружающей среды, включая сохранение биологического разнообразия. Теория экосистемного менеджмента претерпевает значительные изменения в направлении комплексного подхода и осознания взаимозависимости экологических процессов, протекавших в течение последних десятилетий, с современной ситуацией и будущими периодами. Подобная эволюция концепции экосистемного менеджмента постепенно приводит к формированию новых принципов экосистемного управления, к появлению новых подходов и организационных форм, зарождающихся как на региональном, так и на государственном уровне. Следует отметить создание принципиально новых коммуникационных (информационных) систем, эффективной лесной политики, учиты-
вающей интересы будущих поколений. Прежде всего, экосистемный менеджмент, дабы быть эффективным, должен обеспечить при разработке лесной политики согласованность принимаемых решений на национальном, региональном и местном уровнях с учетом глобальной ситуации в области охраны окружающей среды [4].
Необходимым элементом современного экосистемного менеджмента является партнерство при определении стратегических целей, отвечающих интересам большинства населения. Партнерство, как концепция, означает создание институционального каркаса многоуровневого управления с тем, чтобы руководствоваться приоритетными целями (устойчивое развитие, улучшение качества окружающей среды, устойчивое управление лесами) при выработке стратегий на долгосрочную или ближайшую перспективу. Подобный каркас подразумевает либерализацию переговорных процессов, разрешение конфликтных ситуаций, взаимный обмен информационными ресурсами. Новая концепция, представляющая образец новой культуры управления, в корне отличается от действующей, базирующейся исключительно на законодательных и конституционных директивах. Партнерство позволяет сделать более согласованным и продуктивным совместное определение будущих целей, стратегии, различного рода текущих решений и механизмов ответственности, создание эффективной системы коммуникации и в конечном счете новых организационных и институциональных форм, объединяющих глобальные и региональные уровни в процессе управления [4].
Учитывая значение городских лесов в условиях урбанизации, эффективный менеджмент подразумевает различные стратегии, учитывающие виды землепользования, вопросы прав собственности на лесные земли, природно-экономические условия конкретного региона. Поскольку городские леса являются динамической системой, менеджеры должны принимать опережающие решения с учетом высокой вероятности быстротечных изменений площади, качества, системы пользования ресурсами в городских лесах [4].
Экосистемное планирование лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов, объектом которого являются не отдельные ресурсы леса, а лесная экосистема, является составной частью экосистемного менеджмента. Одним из условий успешного планирования в городских лесах является осуществление постоянного мониторинга их состояния и на его основе оценки эффективности принимаемых решений. Мониторинг имеет большое значение для повышения эффективности планировании лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов. В процесс планирования должны быть вовлечены также представители бизнес-сообщества, представители администрации, ответственные за городское планирование.
Применительно к городским лесам из-за динамической природы экосистем и высоких антропогенных нагрузок среди задач можно выделить восстановление продуктивности участков лесных насаждений с высокой степенью их деградации. В связи с переходом на устойчивое развитие лесного хозяйства возникают новые требования к определению и сохранению экологической ценности лесов. При планировании и управлении лесами необходимо создать предпосылки, позволяющие сохранить ландшафтное и биологическое разнообразие [3].
В связи с обширной территорией и разнообразием природных условий необходим учет особенностей региона и территории, где производится планирование, основанное на экосистемном подходе. Любая природная территория представляет собой иерархию природно-территориальных комплексов разного уровня - географический ландшафт, местность, выдел, объекты внутри выдела. Различные экологические функции леса проявляются на разных уровнях иерархии, и, соответственно, планирование, основанное на экосистемном подходе, осуществляют для природно-территориальных комплексов различного масштаба - географического ландшафта, местности, выдела и ключевых объектов внутри него.
После проведения планирования на уровне ландшафта (местности) рассматривается уровень выдела. На этом этапе про-
изводится отбор выделов, в которых следует ввести какие-либо ограничения по хозяйственным мероприятиям (вплоть до полного исключения выдела из пользования).
Нередко территория, для которой разрабатывается план, контрастна по природным условиям. Необходимо выявить наиболее редкие для данного ландшафта местности, далее дать оценку возможных неблагоприятных экологических последствий проведения тех или иных лесохозяйственных мероприятий в различных местностях. Также нужно выявить редкие для данной территории виды растительного и животного мира, а также уязвимые экосистемы, в которых необходимо ограничение каких-либо лесохозяйственных мероприятий [3].
Для того, чтобы обеспечить экосис-темный подход к планированию, следует прежде всего определить стратегические цели, а затем на их основе целевые параметры, такие, как структура экосистемы, породный состав, строение насаждений (одно-, двухъярусные), возрастная структура.
Следующим этапом является планирование комплекса мероприятий и финансовых ресурсов, необходимых для достижения вышеуказанных целей, а также проведение постоянного контроля сроков и качества их достижения. Стратегическое планирование городских лесов, как существующих, так и вновь закладываемых, должно осуществляться при существенной поддержке общественности и властных структур. До реализации подобных программ необходимо провести консультации со всеми заинтересованными сторонами, включая представителей местных органов управления, и предоставить им возможность включения в процесс принятия решений. Программы развития городских лесов должны разраба-
тываться не менее чем на двадцатилетний период [4].
Текущее планирование должно осуществляться на уровне отдельного участка леса с учетом защитной категории, регулирования рекреационных нагрузок, использования природосберегающих технологий, обеспечивающих сохранение ландшафтного и биологического разнообразия, сохранения оптимальной численности популяций диких животных. В лесохозяйственной деятельности предпочтение следует отдавать методам, копирующим природные процессы, что приближает экосистемы к их естественной структуре и сохраняет элементы, поддерживающие биологическое многообразие. Следует постоянно совершенствовать систему информационного обеспечения. При планировании объемов использования городских лесов нужно учитывать продуктивность лесных экосистем, их способность к возобновлению и другие элементы структуры леса. Эксплуатация городских лесов должна совершенствоваться с учетом роли экосистем в местных и глобальных процессах - в привязке диоксида углерода и стабилизации его оборота, охране водотоков и водоемов, почв, ландшафтов.
Библиографический список
1. Моисеев, Н.А. Основные методические положения разработки территориальных программ устойчивого многоресурсного лесопользования / Н.А. Моисеев, А.Э. Клейнхоф // Эффективность работы предпринимателей лесного комплекса на рынке лесобумажной продукции: научные тр. МГУЛ. - Вып. 313. - 2001. - С. 27-38.
2. Городские леса Риги. - Рига: Агентство городских лесов. - 2003. - 31 с.
3. Романюк, Б.Д. Природоохранное планирование ведения лесного хозяйства / Б.Д. Романюк, А.Т. За-гиддулина. - СПб.: СПбНИИЛХ, 2002. - 13 с.
4. Bell S., Donis J.-Urban Forestry for sustainable urban Development in Eastern Europe // Proceedings of XXII IUFRO World Congress. - Brisbane, Australia.P.301.