Научная статья на тему 'Совершенствование информационного обеспечения управления лесами сельскохозяйственных организаций с учетом требований лесной сертификации'

Совершенствование информационного обеспечения управления лесами сельскохозяйственных организаций с учетом требований лесной сертификации Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
94
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Клейнхоф А. Э., Чочаев А. Х., Воробьева О. А.

Клейнхоф А.Э., Чочаев А.Х., Воробьева О.А. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ЛЕСНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ. В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности лесопользования и воспроизводства лесов сельскохозяйственных организаций, требующих коренного совершенствования системы информационного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kleinhoff A.E., Chochaev A.X., Vorobiova O.A. THE IMPROVEMENT OF THE INFORMATION SUPPORT FOR THE AGRICULTURAL ENTERPRISES WILH CONSIDERATION OF THE REQUIREMENTS OF THE FOREST CERTIFICATION. The increase of the efficiency of forest exploitation of agricultural enterprises demands the improvement of the information provision. These problems are analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Совершенствование информационного обеспечения управления лесами сельскохозяйственных организаций с учетом требований лесной сертификации»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ЛЕСНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ

А.Э. КЛЕЙНХОФ, проф. каф. экономики и организации внешних связей МГУЛ, д-р экон. наук, А.Х. ЧОЧАЕВ, проф. каф. экономики и организации внешних связей МГУЛ, д-р экон. наук, О.А. ВОРОБЬЕВА, соискатель каф. экономики и организации внешних связей МГУЛ

Повышение эффективности лесопользования и воспроизводства лесов сельскохозяйственных организаций требует коренного совершенствования системы информационного обеспечения. При этом имеется в виду улучшение качественного состава информации, внедрение современных технологий ее сбора и обработки, повышение точности измерения основных показателей, характеризующих эффективность лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов, а также лесных товаров в соответствии с международными стандартами. Вышеотмеченные задачи актуальны и для государственных лесов Российской Федерации. Однако применительно к сельским лесам отставание от международных стандартов и требований в области управления лесами и производства лесных товаров носит более глубокий характер.

Информационно-аналитическое обеспечение управления лесами должно быть представлено следующими основными блоками:

- блок стратегии;

- блок маркетинга (конъюнктуры и основных тенденций спроса на внутренних и внешних рынках лесных товаров и услуг);

- блок статистики;

- блок информации по охране и защите леса;

- блок лесоустроительной информации;

- блок инновационного развития лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов;

- блок контроля.

Следует отметить, что такие важные информационные блоки, как стратегический, конъюнктуры рынков лесных товаров и услуг, инновационного развития и контроля, практически отсутствуют. Содержание и методика формирования остальных информационных блоков, а также применяемые информа-

ционные технологии не отвечают принципам устойчивого экосистемного управления лесами. Отмеченное выше определяет низкую эффективность управления лесопользованием и воспроизводством лесных ресурсов сельскохозяйственных организаций.

Отсутствие должного внимания к стратегическим вопросам как на уровне лесного сектора экономики, так и государства в целом является одной из основных причин острого социально-экономического кризиса в период перехода от директивно плановых к рыночной экономике. Разработка научно обоснованной стратегии лесного хозяйства требует систематической работы по анализу и прогнозированию уровня и структуры спроса на древесину, на древесные ресурсы и полезности, а также средозащитные услуги леса. Сегодня во всех развитых странах древесина становится основным конструкционным материалом, базовым элементом жизнедеятельности людей. Стратегический блок призван подготовить информационную базу для корректировки ряда укоренившихся стратегических направлений социально-экономического и экономического развития Российской Федерации. Первоочередное значение при этом имеет резкое усиление места и роли древесины и ее изделий в основных сферах жизнедеятельности людей, включая экологически чистое, доступное жилье. Не менее важное значение имеет использование древесных отходов для производства тепловой электроэнергии в северных регионах, где завоз нефтепродуктов затруднен и требует огромных затрат.

Система планирования, финансирования и контроля по-прежнему ориентирует лесхозы на выполнение отдельных видов ле-сокультурных и лесохозяйственных работ без учета конечных результатов.

Более того, за годы экономических реформ мы потеряли систему прогнозирования

и долгосрочного планирования. Вместо того, чтобы преобразовать ее в соответствии с требованиями рыночной экономики, мы практически отказались от разработки прогнозов и долгосрочных программ лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов. Разработанные на период до 2010 г. региональные программы по экологии и природным ресурсам не имеют под собой ни должной правовой, ни экономической основы. Более того, основные цели и задачи этих программ количественно неизмеримы, и отсутствует надежный механизм контроля за достижением поставленных целей.

Можно согласиться с утверждением о том, что в условиях острого социально-экономического кризиса прогнозирование экономических показателей развития лесного хозяйства становится весьма проблематичным. Однако главное назначение прогнозов и долгосрочных программ заключается в обосновании стратегии, а также в оценке долговременных социально-экономических последствий альтернативных вариантов лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов. Особо следует отметить роль прогнозов и долгосрочных программ в формировании эффективно функционирующей рыночной экономики в лесном хозяйстве. Неслучайно во всех развитых странах мира практикуется разработка долгосрочных программ развития лесного сектора экономики сроком на 30-50 лет. В США разработан прогноз развития лесного сектора экономики сроком до 2040 г.

В Финляндии осуществляются систематические прогнозные исследования, начиная с 1950-х гг. Во второй половине 1990-х гг. разработку долгосрочных программ развития лесного хозяйства начали страны переходной экономики - Чехия, Латвия, Эстония и др.

Отказ от прогнозных разработок является одним из препятствий построения системы планирования, финансирования и контроля, обеспечивающей реализацию стратегических целей развития лесного хозяйства. На современном этапе главной стратегической целью народного хозяйства и отдельных его отраслей является повышение качества жизни. Термин «качество жизни» включает три взаимосвязанные экономические, социальные

и экологические составляющие. Основным источником повышения уровня социальной защиты населения, равно как и возмещения дополнительных затрат, связанных с переходом лесного сектора экономики на модель устойчивого развития, является рост эффективности производства. В условиях переходного периода значение социальных факторов в развитии экономики резко возрастает.

В целях стимулирования экономического развития должна быть обеспечена прямая связь между ростом эффективности многоресурсного лесопользования, воспроизводством лесных ресурсов и повышением реальных доходов, уровнем социальной защиты и личной карьерой работников. Для этого должна быть разработана долгосрочная программа перехода на устойчивое, неисто-щительное многоресурсное лесопользование. Устойчивость лесных экосистем предполагает сохранение всей совокупности ресурсов и полезностей леса, включая биоразнообразие видов растительного и животного мира. Переход на устойчивое развитие лесных экосистем в качестве важнейшего условия устойчивости человеческого общества требует нового подхода к обоснованию целей лесного хозяйства, планированию многоресурсного пользования и воспроизводства лесных ресурсов, способам и методам ведения хозяйства в лесу. При этом совершенно очевидно, что подобный переход, особенно на начальных его этапах, потребует значительных затрат.

С учетом вышеотмеченного весьма актуальной задачей является выбор наиболее эффективного из альтернативных вариантов перехода на устойчивое многоресурсное лесопользование. Решение подобной задачи требует коренного совершенствования действующей системы стратегического и текущего планирования лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов.

Современная система планирования лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов включает: долгосрочные прогнозы спроса и предложения на лесные товары, социальные и средозащитные услуги; федеральные долгосрочные программы развития лесного сектора и отдельных его отраслей, включая лесное хозяйство; региональные

долгосрочные программы лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов; лесоустроительные проекты; годовые планы развития лесного хозяйства.

Применительно к условиям России вышеназванную систему планирования практически необходимо создать заново с учетом требований рыночной экономики и задач перехода на устойчивое многоресурсное лесопользование.

На основе стратегической лесной политики по крупным регионам следует «проработать» возможные наиболее реальные варианты региональных программ или «межрегиональных схем развития» для сопоставления их между регионами в рамках Российской Федерации (с учетом экспорта-импорта) и выбором наиболее эффективных для формирования федеральной программы.

Все три уровня стратегического планирования (федеральный, межрегиональный и субъекты РФ) должны быть непрерывно функционирующими т.к. в международной обстановке, как и внутри страны, происходят постоянные изменения, возникают новые факторы, не говоря уже о новых видах продукции и новых технологиях, которые требуют не просто их регистрации, а того учета, который производит влияние на характер самих программ. Такова же ситуация и в тех странах, где планированию как процессу принятия решений придают важное значение.

Территориальные программы лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов в совокупности с программами социально-экономического развития других отраслей определяют пространственную структуру соответствующей территории, и прежде всего целевую структуру размещения населения, структуру землепользования, охраняемых и резервных территорий, перспектив развития инфрастуктуры. При разработке территориальных программ необходимо учитывать следующие основные требования: согласование социальных, экономических и экологических целей общества применительно к данной территории; устранение конфликтных ситуаций на всех уровнях планирования территориального развития; учет и анализ каждого вида и функций хозяйственного использования территорий; обеспечение стабильности

и устойчивого развития каждой отдельной составной части территорий с учетом интересов развития страны в целом и соответственно учета особенности социальных и экологических запросов отдельных территориальных единиц при планировании развития страны в целом (Н.А. Моисеев, А.Э. Клейнхоф). С позиции совершенствования информационных технологий следует отметить, что впервые разработано алгоритмическое обеспечение задачи учета качества и результативности мероприятий по воспроизводству лесных ресурсов при определении альтернативных вариантов неистощи-тельного лесопользования.

Программы лесоуправления разрабатывают с учетом перспектив развития отраслей, являющихся пользователями ресурсов и полезностей леса. Основными среди них являются: лесопромышленный комплекс, агропромышленный комплекс, водное хозяйство, туризм и отдых населения, химическая промышленность, медицинская промышленность. Территориальные программы устойчивого многоресурсного лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов выполняют роль важного стратегического звена целостной системы планирования развития лесного хозяйства. В территориальных программах главный акцент делается на спрос на ресурсы и полезности леса с учетом конкурентоспособности лесных товаров на межрегиональных и внешних рынках. При этом учитывается исходное состояние и динамика развития лесного сектора в составе целостного территориального - народнохозяйственного комплекса отраслей данного региона, а также экономические связи с другими регионами и государствами.

В соответствии с алгоритмами решения задачи устойчивое многоресурсное лесоисполь-зование обеспечивается: правильным соотношением лесопользования с объемами и качеством мероприятий по воспроизводству лесных ресурсов; учетом внешних воздействий; ограничением по максимальному и минимальному размерам пользования древесной, недревесными ресурсами и услугами лесного хозяйства. Установление максимального размера расчетной лесосеки призвано обеспечить неистощи-тельное, неснижающееся пользование лесными ресурсами. Для учета колебаний спроса на

внутренних и внешних рынках лесных товаров и услуг ограничения по максимальным размерам вводят как суммарные величины за десятилетний период. За отдельные годы допустимо превышение максимально возможного размера пользования отдельными видами лесных ресурсов. Устойчивое неистощительное лесоисполь-зование подразумевает, что качественная структура используемых ресурсов леса не должна ухудшаться, что регулируется рыночными ценами на лесные товары и услуги.

С учетом вышеотмеченных факторов производят корректировку площадей покрытых лесом, породного состава, запасов и других характеристик объекта расчета. После этого на начало каждого десятилетия вплоть до возраста спелости производят расчет размера неистощительного лесопользования.

Динамика основных количественных и качественных характеристик лесного фонда под влиянием мероприятий каждого альтер-

нативного сценария воспроизводства лесных ресурсов находит отражение в товарносорти-ментной структуре, стоимостной оценке размера лесопользования, в величине лесного дохода, лесной ренты.

Библиографический список

1. Абалкин, Л.И. Экономическая стратегия для России: проблемы выбора / Л.И. Абалкин. - М: ИЭ РАН, 1997. - 237 с.

2. Горшков, В.Б. Лесопромышленный комплекс в условиях вступления в ВТО / В.Б. Горшков // Лесопромышленный комплекс России XXI века. - СПб., 2002. - 197 с.

3. Федеральная целевая программа «Леса России» на 1997 - 2000 гг. - М.: Федеральная служба лесного хозяйства, 1997 г. -35 с.

4. Шмитхюбен, Ф. Система лесовладения и распределения на общественных землях / Ф. Шмитхюбен // Экономические и правовые аспекты управления лесами. - М.: Грамота, 1994. - 115 с.

5. Эльянов, А. Глобализация и расслоение развивающихся стран и международные отношения / А. Эльянов. - М.: Грамота, 2000. - 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.