Научная статья на тему 'Разработка оптимальных методов и инструментов управления при формировании корпоративной стратегии диверсификации'

Разработка оптимальных методов и инструментов управления при формировании корпоративной стратегии диверсификации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ОПТИМАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ / ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ / DIVERSIFICATION STRATEGY / CORPORATE GOVERNANCE / EFFICIENCY / COMPETITIVENESS / BEST PRACTICES / MANAGEMENT TOOLS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамов Д.В., Анопченко Т.Ю., Шарыпова В.А.

Современное состояние российских корпораций отрасли связи и телекоммуникации с разным уровнем проникновения диверсификации и сегментирования портфелей бизнеса требует свежих и практичных идей реализации корпоративной стратегии. На основе анализа и обобщения тенденции рынка предлагается оптимальный метод применения комплексного подхода к проблеме конкуренции и повышения эффективности с учетом имеющегося потенциала корпораций. Научная новизна данной статьи определяется предложением разработки оптимальных методов и инструментов управления при формировании корпоративной стратегии диверсификации, основанных на изменении внешних факторов конкурентных преимуществ, а также выявлении и устранении ограничений ее реализации, наличии необходимого стратегического потенциала корпорации в условиях глобального кризиса и существующих ограничений экономических санкций. Авторский коллектив выделяет значимость теоретических изысканий и практическую актуальность рассматриваемого вопроса становления и специфики динамики развития стратегии диверсификации в корпорациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current state of Russian corporations of industry of communication and telecommunication with different level of penetration of diversification and segmentation of portfolios of business demands the fresh and practical ideas of implementation of corporate strategy. Based on analysis and generalizations of market trends, authors suggests an optimal method of applying an integrated approach to competition and efficiency within existing corporate potential. Scientific novelty of this study is defined proposal development best practices and management tools in formation of corporate diversification strategy, based on the change in external factors, competitive advantages, as well as identification and elimination of constraints of its implementation. Availability of necessary strategic potential of corporation in global crisis and constraints of economic sanctions. Authors emphasizes the importance of theoretical studies and practical relevance of issue under consideration to formation and specificity of dynamics of strategy development and diversification in corporations.

Текст научной работы на тему «Разработка оптимальных методов и инструментов управления при формировании корпоративной стратегии диверсификации»

РАЗДЕЛ 2. ЭКОНОМИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Д. В. Абрамов, Т. Ю. Анопченко, В. А. Шарыпова

РАЗРАБОТКА ОПТИМАЛЬНЫХ МЕТОДОВ И ИНСТРУМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОРПОРАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ

Аннотация

Современное состояние российских корпораций отрасли связи и телекоммуникации с разным уровнем проникновения диверсификации и сегментирования портфелей бизнеса требует свежих и практичных идей реализации корпоративной стратегии. На основе анализа и обобщения тенденции рынка предлагается оптимальный метод применения комплексного подхода к проблеме конкуренции и повышения эффективности с учетом имеющегося потенциала корпораций. Научная новизна данной статьи определяется предложением разработки оптимальных методов и инструментов управления при формировании корпоративной стратегии диверсификации, основанных на изменении внешних факторов конкурентных преимуществ, а также выявлении и устранении ограничений ее реализации, наличии необходимого стратегического потенциала корпорации в условиях глобального кризиса и существующих ограничений экономических санкций. Авторский коллектив выделяет значимость теоретических изысканий и практическую актуальность рассматриваемого вопроса становления и специфики динамики развития стратегии диверсификации в корпорациях.

Ключевые слова

Стратегия диверсификации, корпоративное управление, повышение эффективности, конкурентоспособность, оптимальные методы, инструменты управления.

D. V. Abramov, T. Yu. Anopchenko, V. A. Sharypova

DEVELOPMENT OF OPTIMUM METHODS AND MANAGEMENT TOOLS IN FORMATION OF CORPORATE STRATEGY DIVERSIFICATION

Annotation

Current state of Russian corporations of industry of communication and telecommunication with different level of penetration of diversification and segmentation of portfolios of business demands the fresh and practical ideas of implementation of corporate strategy. Based on analysis and generalizations of market trends, authors suggests an optimal method of applying an integrated approach to competition and efficiency within existing corporate potential. Scientific novelty of this study is defined proposal development best practices and management tools in formation of corporate diversification strategy, based on the change in external factors, competitive advantages, as well as identification and elimination of constraints of its implementation. Availability of necessary strategic potential of corporation in global crisis and constraints of economic sanctions. Authors emphasizes the importance of theoretical studies and practical relevance of issue under consideration to formation and specificity of dynamics of strategy development and diversification in corporations.

Keywords

Diversification strategy, corporate governance, efficiency, competitiveness, best practices, management tools.

Актуальность статьи определяется тем, что одной из сложных задач корпораций является поиск методов, позволяющих добиться максимально возможного экономического эффекта от выбранной ими корпоративной стратегии. Основной целью является развитие, повышение конкурентоспособности и эффективности корпорации в условиях экономических и политических потрясений последних лет.

Следует особо отметить, что теоретическая и практическая значимость работы определяется и кардинальными изменениями в экономике России в 2014-2017 гг., обусловленными экономическими санкциями со стороны Евросоюза, Соединенных Штатов Америки и стран, поддерживающих принципиальное мнение согласованности действий с вышеперечисленными странами и объединениями, а также недостаточная разработка практической деятельности в современных условиях хозяйствования, что и определило выбор данного вопроса исследования и проработки решения.

Изменения направлений политического курса связаны с выбором нового Президента США в 2016 г. Дональда Джона Трампа, оказывающего влияние на многие сферы политического и экономического развития отношений между странами, в том числе и методов применения стратегии диверсификации как одного из вероятных и перспективных способов достижения эффективного развития и управления корпораций.

Современное состояние российских корпораций отрасли связи и телекоммуникации с разным уровнем проникновения диверсификации и сегментирования портфелей бизнеса требует свежих и практичных идей реализации корпоративной стратегии.

В настоящее время, изучив анализ тенденций развития телекоммуникаци-

онного сектора рынка, начиная с 2011 г., наиболее эффективными направлениями развития являются следующие.

1. Разработка масштабных проектов по внедрению новых технологий, для предоставления более качественного продукта, способного удовлетворять тенденции современного мира и соответствовать целям и задачам Минком-связи России [17].

2. Мотивация продаж, через качество оказываемых услуг и сопровождение сервиса, в том числе развитие интернет-коммерции [22].

3. Развитие доли рынка, через создание дилерских сетей [20].

Вероятность наступления экономического развития корпорации может иметь место только на платформе необходимого баланса имеющихся ресурсов, способностей и обладания ключевыми компетенциями. Таким образом, можно предположить, что конкурентное преимущество представляющие гармонично выстроенные и взаимодействующие элементы, составляющие стратегического потенциала.

В определении Р. Гранта, такое явление упоминается как «прозрачность» конкурентного преимущества [7, с. 18-48]. Упрощенная графическая интерпретация, указанная на рисунке 1, показывает взаимосвязь между процессами диверсификации и возможными получаемыми эффектами на выходе.

Авторский коллектив, предполагает, что стратегический потенциал и есть конкурентное преимущество — это правильно организованная «экономическая субстанция», имеющая более приоритетное положение среди других за счет обладания имеющимися (накопленными и/или приобретенными) ресурсами, уникальными способностями и ключевыми компетенциями.

Диверсификационные бизнес-процессы

Синергетический эффект

Конкурентное преимущество

Рисунок 1 — Логическая схема принятия решения о целесообразности проведения

диверсификации производства [1, с. 15]

Развитие стратегического потенциала. Уровень развития рынка услуг телекоммуникационной корпорации в значительной мере зависит от конкурентоспособности услуг, которая определяется, прежде всего, качеством их предоставления.

В 2014 г., после длительных разработок и конкурсных защит в 20122013 гг., в ПАО МТС приняли следующую стратегию: Данные. Дифференциация. Дивиденды» [21], цели, которые необходимо достичь:

1. Укрепить лидерские позиции по мобильной передаче данных ^АТА-трафика).

2. Провести диверсификацию услуг компании.

3. Создать эффективное операционное управление ресурсами.

И. Ансофф [5, с. 133-134] также выделил необходимость вектора роста — как целеполагания и точки развитие компании в целом. Конкурентные преимущества определяются как метод достижения поставленных целей. В целом стратегия «3D» МТС направлена на реализацию

следующих целей: закрепление лидерских позиций в технологиях передачи данных, реализации диверсификации услуг, увеличения операционной эффективности, прозрачной дивидентной политикой, обеспечивающей в контексте доход акционеров» [21].

Таким образом, проведя систематизацию данных, представленных в официальных источниках, предлагается следующая интерпретация ожидаемого эффекта, определяющая скомпанован-ность задач с ожидаемым эффектом на выходе, представленном в таблице 1. При этом конкретные шаги реализации данной корпоративной стратегии, являющиеся одними из ключевых компетенций, составляющих «Стратегическую триаду» принимались исходя из ситуационной модели, по факту многоуровневого отбора. Современное состояние российских корпораций отрасли связи и телекомуникации с разным уровнем диверсификации и портфелей бизнеса и практичных идей

проникновения сегментирования требует свежих

реализации корпоративной страгегии.

Таблица 1 — Получение ожидаемого эффекта от внедрения новой стратегии МТС «ЗБ»

Блоковая принадлежность Желаемый стратегический потенциал Набор ресурсов, обладание ключевыми компетенциями, уникальные способности Ожидаемый эффект

Блок «Данные» [21] Закрепить лидерские позиции на телекоммуникационном рынке в области передачи данных. Оказать клиентам лучший сервис в любой точке выхода на связь[21] За счет развития 3G/LTE сетей, конвергенции с фиксированными GPON/FTTB сетями [21] Рост в мобильном ШПД, Рост в фиксированном ШПД

За счет привлечения масштаба своей розничной сети для повышения проникновения смартфонов [21]

Блок «Дифференции» [21] Реализовать уникальные продукты и услуги, генирирующие использование инновационных новых технологий, облегчающих жизнь. Абоненты, являются пользователями лучшего сервисного пакета. Показатель: минимальный отток клиентов при сохранении высокой активности в сети [21] За счет продвижения и развития технологии GPON в Москве, которая позволит пользоваться Интернетом на скорости (до 1 Гбит/с в любом доме или офисе Москвы) [21] Рост в конвергентных корпоративных сервисах

За счет реализации FTTB/FTTH решений в более чем 180 городах по всей России [21]

Блок «Дивиденды» [21] Укрепление операционной эффективности компании, дающее возможность увеличению дивидендных выплат акционеров[21] За счет проведения перспективных методов управления, направленным на рациональное использования ресурсов компании и снижения долговых нагрузок [21] Высокая эффективность, прозрачная дивидендная политика, лидирующий бренд

Разработка оптимальных методов. В рамках разработанной стратегии был предложен комплекс мероприятий, которые в значительной мере имеют вероятность повысить качество предлагаемых услуг и активизировать конкурентоспособность ПАО «МТС» [2, с. 292296; 4, с. 13-16]. Весь комплекс разделен на четыре блока.

Предложенный автором комплекс мероприятий, направленных на приобретение новых и модернизацию имеющихся наборов ресурсов, ключевых компетенций и уникальных способностей, главной целью которых определяется возможность в значительной мере активизировать конкурентоспособность можно считать вполне понятным и логически завершенным относительно данного этапа развития корпорации и тенденциями изменений, которые неиз-

бежны в результате поставленных целей и задач Минкомсвязь РФ [17, 20]. Весь комплекс разделен на четыре блока (рис. 2). В нашем случае вопрос затрагивает все направления развития конкурентоспособности, но более подробно следует обратить внимание на социально-организационной части. Данный спектр параметров включает: особенность развития, национально-этническую культуру восприятия и организацию бизнес-процессов.

Крайне важно отметить, что вероятность осуществления всех мероприятий будет зависеть и других параметров стратегического потенциала, а именно обладания ключевыми компетенциями и способностями персонала совершенного организационного климата — корпоративная культура с внедренными ценностями компании [3, с. 33-36].

поле_<<Страт£гическо.г.2 .потенциала»-

Блок 4 Развить каналы самообслуживания, облегчить процесс продаж

Блок 2. Улучшить существующие и предложить новые сервисы

Блок 3. Разработать систему мотивации клиента

Зона высокоразвитой корпоративной культуры

Рисунок 2 — Основные позиции комплекса мероприятий в рамках реализации корпоративной стратегии

Таким образом, корпоративная культура является питающей средой и инструментом создания вовлеченного и активного движения бизнеса. Максимальный эффект синергии достигается вовлечением в первую очередь, ключевых сотрудников и менеджмента компании, как организационный климат и коммуникации [5, с. 34; 11, с. 185-215], правильного бизнес-планирования, а также вовлечения подразделений маркетинга, управления, научно-исследовательского потенциала и финансирования [12, а 37-40; 16].

В социально-экономической плоскости, важно отметить мнение Е. И. Га-леевой, определяющей синергию как «результат кооперативного взаимодействия ее подсистем и элементов, меняющий качество системы и траекторию ее развития в процессе самоорганизации под воздействием различных изменений, обусловленных факторами внутренней и внешней среды» [9, с. 313]. В текущей рыночной ситуации бизнес любого уровня сталкивается с предельно сложными условиями, которые связаны с высокой неопределенностью факторов внешней [14, с. 170] и внутренней среды.

По мнению И. Итами, синергети-ческий эффект возможен при использовании нематериальных ресурсов [10, с. 59-85], определенный так же как «теория рыночной трансформации России» [8, с. 29]. Используя методические предложения по определению и развитию стратегического потенциала, диверсифи-кационного процесса в крупных компаниях [1, с. 13-22], имеется возможность определения уровня конкурентоспособности корпорации на любом этапе развития и оценить влияние как внешних факторов конкурентной среды, так и отражения политических событий в мире на экономические тенденции в отрасли.

Определим целостность и взаимозависимость стратегического потенциала с ключевыми факторами успеха, которая будет иметь развёрнутый вид (табл. 2). В таблице 2 хорошо просматривается взаимосвязь предлагаемых мероприятий, блочных и общих целей стратегии. Данное построение также указывает на то, что такое «блочное зонирование» целей позволяет проводить процесс диверсификации корпораций как поэтапно, так и параллельно, в зависимости от экономической составляющей в самой организации и отрасли в общем.

Таблица 2 — Взаимозависимость стратегического потенциала с ключевыми факторами успеха по факту внедрения новой стратегии МТС «ЗБ»

Блоковая при-надлеж ность

Желаемый стратегический потенциал

Набор ресурсов, обладание ключевыми компетенциями/ уникальными способностями

Ожидаемый эффект

Предлагаемый комплекс мероприятий, направленный на повышение стратегического потенциала

Ожидаемый эффект

2

ы н н а

к о

олБ

Закрепить лидерские позиции на телекоммуникационном рынке в области передачи данных. Оказать клиентам лучший сервис в любой точке выхода на связь [21]

За счет развития 30/ЬТБ-сетей, конвергенции с фиксированными

аромрттв-

сетями [21]

За счет привлечения масштаба своей розничной сети для повышения проникновения смартфонов [21]

Рост в мобильном ШПД. Рост в фиксированном ШПД

1. Оптимизация сети. Оптимизация оборудования, его модернизация и обновление ПО [4].

1.1. Внедрение программы, включающей многопрофильный аудит.

1.2. Провести качественную конверсию сети.

1.3. Прогрессированное внедрение «гибридных сетей»

Новая доля рынка. Пополнение ресурных возможностей [4]

3. Разработать систему мотивации клиента «зарабатывай вместе с нами!».

3.1. Обмен бонусов на электронные МТС-деньги (бонусы).

3.2. Долгосрочный договор с абонентской платой - новый спектр услуг ШПД [2, 4]

Клиенто-ориентирован-ность, повышение количества продаж [2]_

2

и

и ц

а

и ц

н

е р

е ф

ф и

к о

олБ

Реализовать уникальные продукты и услуги, генерирующие использование инновационных новых технологий, облегчающих жизнь. Абоненты, являются пользователями лучшего сервисного пакета [21]

За счет продвижение и развитие технологии GPON, которая позволит пользоваться интернетом на скорости (до 1 Гбит/с в любом доме или офисе Москвы) 121]_

Рост в конвергентных корпоративных сервисах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Улучшить существующие, предложить новые сервисы [2, 4].

2.1. Внедрения ТП «новой эры».

2.2. Страхование товара.

2.3. Синергия за счёт использования совместных проектов по кредитной линии с Банками

Рост дополни-тельных доходов, увеличение трафика [2]

За счет реализации FTTB/FTTH решений в более чем 180 городах по всей России [21]

4. Развить каналы самообслуживания, изменить процесс продаж [2, 4]. 4.1. Клиент, для которого первая мысль получения любой услуги будет ассоциироваться с брендом МТС

Рост показателей ЛС81 [2]. Лояльность к бренду

в

и]

^ а «к [

о

олБ

Повышение операционной эффективности компании, дающее возможность увеличению дивидендных выплат акционеров [21]

За счет проведения перспективных методов управления, направленным на рациональное использования ресурсов компании и снижения долговых нагрузок [21]

Высокая эффективность, прозрачная дивидендная политика, лидирующий бренд

Комплекс мероприятий, главной целью которого было определено в значительной мере повысить качество предлагаемых услуг и активизировать конкурентоспособность ПАО «МТС», что в результате дает приток капитала и способствует увеличению выплат дивидендов [2]

Высокая эффективная корпоративная политика [2]

Предложенный автором идеи комплекс мероприятий, направленных на приобретение новых и модернизацию имеющихся, наборов ресурсов, ключевых компетенций и уникальных способностей, главной целью которых было определено в значительной мере повысить качество предлагаемых услуг и активизировать конкурентоспособность ПАО «МТС», соответствуют новой стратегии компании МТС «3D» [2, с. 290-292, 21]. В целом результат данной работы расцениваться как разработка оптимальных методов и инструментов управления при формировании корпоративной стратегии диверсификации, основанных на анализе общих принципах изученного материала и обобщенных тенденциях современного рынка, ограничениях.

Научная новизна определяется предложением практических методов комплексной реализации корпоративной стратегии диверсификации с учетом изменений внешних и внутренних факторов конкурентных преимуществ, по всем направлениям имеющегося стратегического потенциала или возможностью его приобретения. «При этом оптимальность достигается путем определения наиболее значимых факторов общей тенденции развития отрасли телекоммуникационного рынка» [2, с. 292296; 4, с. 13-16] на основе официальных исследований пресс-службы АФК «Система» [22] в условиях существующих и выявленных ограничений [6, с. 1] и возможности реализации корпоративной стратегии за счет устранения внешних и внутренних барьеров, а также учета тенденции развития мировой экономики 2014-2017 гг. [18, 19].

Теоретическая и практическая значимость данной статьи обусловлена формированием новых рыночных отношений между Россией и ее «Западными партнерами», обусловленных усилением давления экономическими санкциями 2014-2016 гг. со стороны

Евросоюза, Соединенных Штат Америки с целью ограничения и устранения конкуренции [13, с. 402]. Но в связи с развитием передовых российских информационных и инновационных технологий в корпоративном секторе телекоммуникаций [4, с. 13-16, 15], создающиеся внутриэкономические условия [15, а 10], укреплению политическо-экономических связей союзов ШОС и БРИКС. Проявление намерений изменения политического курса избранного, в конце 2016 г. президента США Д. Д. Трампа направлено «развивать отношения со всеми заинтересованными в этом государствами» [18] и «наладить отношения с Россией» [19].

По мнению авторского коллектива, на фоне данных событий появилась возможность получения максимального эффекта в результате внедрения и реализации корпоративной стратегии диверсификации как основного действующего фактора стратегического развития корпоративного сектора.

Библиографический список

1. Абрамов, Д. В. Методические предложения по определению и развитию стратегического потенциала [Электронный ресурс] // Экономика, социология и право. — 2016. — № 4. — С. 1322. — Режим доступа : http://elibrary.ru/ item.asp?id=25925608 (дата обращения: 04.05.2017).

2. Абрамов, Д. В. Повышение качества сервиса обслуживания розничной сети операторов связи как способ эффективной конкурентоспособности [Электронный ресурс] // Труды СевероКавказского филиала Московского технического университета связи и информатики. — Ч. II. — Ростов н/Д : Университет СКФ МТУСИ, 2015. — С. 292296. — Режим доступа : http://www.skf-mtusi.ru/?page_id=536 (дата обращения: 04.05.2017).

3. Абрамов, Д. В., Кормильчен-ко, В. В. Повышение эффективности и экономического результата Компании (организации) при внедрении и развитии корпоративной культуры [Электронный ресурс] // Труды СевероКавказского филиала Московского технического университета связи и информатики. — Ч. II. — Ростов н/Д : Университет СКФ МТУСИ, 2013. — С. 3336. — Режим доступа : http://www.skf-mtusi.ru/?page_id=536 (дата обращения: 04.05.2017).

4. Абрамов, Д. В. Эффективные способы повышения качества обслуживания операторами связи в условиях современной глобализации сети и роста спроса DATA-трафика [Электронный ресурс] // Труды Северо-Кавказского филиала Московского технического университета связи и информатики. — Ч. II. — Ростов н/Д : Университет СКФ МТУСИ, 2013. — С. 13-16. — Режим доступа : http://www.skf-mtusi.ru/?page_ id=536 (дата обращения: 04.05.2017).

5. Ансофф, Г. И. Новая корпоративная стратегия. — СПб. : Питер Ком, 1999.

6. Белогурова, Н. Н. Влияние экономических санкций против России на диверсификацию газовых потоков // Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. — 2014. — № 8. — С. 1-4.

7. Грант, Р. М. Ресурсная концепция конкурентных преимуществ: практические выводы для формулирования стратегий // Вестник СПбГУ. Сер. 8. — 2003. — Вып. 3. — С. 18-47.

8. Евстегнеева, Л. П., Евстегне-ев, Р. Н. Методологические основы экономической синергетики (научный доклад). — М. : ИЭ РАН, 2007.

9. Галееваа, Е. И. Оценка эффективности деятельноности хозяйствующих субъектов с помощью синергиче-ской модели // Вестник Чувашского университета. — 2008. — № 3. — С. 311-319.

10. Итами, Х. Э. Кэмпбелл, Лачс, К. С. Невидимые активы // Стратегический синергизм. — СПб. : Питер, 2004.— С. 59-85.

11. Кантер, Р., Кэмпбелл, М. Э., Лачс, К. С. Поиск достижений синергизма // Стратегический синергизм. — СПб. : Питер, 2004. — С. 182-215.

12. Назарова, Е. В. Бизнес-планирование в условиях диверсификации производства // Экономика и социология. — 2016. — № 2 (30). — С. 36-40.

13. Порохин, А. В., Яркова, Т. А., Соина-Кутищева, Ю. Н. Основные направления диверсификации и экономики региона // Фундаментальные исследования. — 2016. — № 9. — С. 399-403.

14. Синельникова, Е. А. Управление конкурентоспособностью предприятия в условиях диверсификации производства // МГГЭУ. — 2016. — С. 170-173.

15. Уваров, Е. А. Диверсификация производства как значимый фактор развития экономики // Проблемы развития современной экономики : VII Между-нар. науч.-практ. конф. — М., 2013. — С.102-107.

16. Хасанов, Р. Х. Синергетиче-ский эффект кластера [Электронный ресурс] // Проблемы современной экономики. — 2009. — № 3 (31). — Режим доступа : http://www.m-economy.ru/art.php? пЛг1Ы=2784 (дата обращения: 05.05.2017).

17. Официальный сайт Минком-связи России [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://2018.minsvyaz.ru. (дата обращения: 05.05.2017).

18. Официальный сайт «Интерфакс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.interfax.ru/russia/ 536305 (дата обращения: 05.05.2017).

19. Официальный сайт «РИА новости» [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://ria.ru/spravka/20161109/ 1481008266.html (дата обращения: 04.05.2017).

20.0фициальный сайт МТС [Электронный ресурс]. — Режим доступа :

http://www.company.mts.ru/comp/compan y/history (дата обращения: 07.05.2017).

21. Официальный сайт ПАО «МТС»: Пресс-релизы [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www. company .mts.ru/comp/company/strategia_ 3d (дата обращения: 07.05.2017).

22. Официальный сайт «АФК Система» [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.sistema.ru/press-centr/press-relizy/detail/article/20562 (дата обращения: 07.05.2017).

Bibliographic list

1. Abramov, D. V. Methodological proposal for identification and development of strategic potential [Electronic resource] // Economy, sociology and law. — 2016. — № 4. — P. 13-22. — Mode of access: http://elibrary.ru/item.asp?id=2592 5608 (date of access: 04.05.2017).

2. Abramov, D. V. Improving the quality of service of retail network operators as way to effective competitiveness [Electronic resource]// Proceedings of North-Caucasian branch of Moscow technical University of communications and Informatics. — P. II. — Rostov-on-Don : Universitet, 2015. — P. 292-296. — Mode of access : http://www.skf-mtusi.ru/?page_ id=536 (date of access: 04.05.2017).

3. Abramov, D. V., Kormilenko, V. V. Improving the efficiency and economic results of Company (organization) in integration and development of corporate culture [Electronic resource] // Proceedings of North-Caucasian branch of Moscow technical University of communications and Informatics. — P. II. — Rostov-on-Don : Universitet, 2013. — P. 33-36. — Mode of access : http://www.skf-mtusi.ru/?page_id=536 (date of access: 04.05.2017).

4. Abramov, D. V. Effective ways to improve the quality of service by Telecom operators in conditions of modern globalization the network and demand growth for DATA traffic [Electronic resource] // Proceedings of North-Caucasian branch of

Moscow technical University of communications and Informatics. — P. II. — Rostov-on-Don : Universitet, 2013. — P. 1316. — Mode of access : http://www.skf-mtusi.ru/?page_id=536 (date of access: 05.05.2017).

5. Ansoff, G. I. New corporate strategy. — SPb. : Peter Kom, 1999. — P. 416.

6. Belogurova, N. N. Impact of economic sanctions against Russia to diversify gas flows // Vestnik of Essentuki Institute of management, business and law. — 2014. — № 8. — P. 1-4.

7. Grant, R. M. Resource concept of competitive advantages: practical conclusions for formulation of strategies // Vest-nik of St. Petersburg University. Ser. 8. — 2003. — Vol. 3. — P. 18-47.

8. Evstegneeva, L. P., Yevstigne-ev, R N. Methodological framework for economic synergy (research report). — M. : IE RAS, 2007. — P. 64.

9. Galeeva, E. I. Evaluation of effectiveness business entities with synergistic model // Bulletin of Chuvash University. — 2008. — № 3. — P. 311-319.

10. Itami, H., Campbell, E., Lachs, K. S. Strategic synergies. — SPb. : Peter, 2004. — P. 59-85.

11. Kanter, R. M. Search of achievement of synergy E. Campbell, K. S., Lachs// Strategic synergies. — SPb: Peter, — 2004. — P. 182-215.

12. Nazarova E. V. Business planning in terms of diversification of production // Economics and sociology. — 2016. — № 2 (30). — P. 36-40.

13. Parahin, A. V., Yarkova, T. A., Soin-Katisheva, Yu. N. Basic directions of diversification and regional economy // Fundamental research. — 2016. — № 9. — P.399-403.

14. Sinelnikova, E. A. Management of competitiveness of company in terms of production diversification // MGGU. — 2016. — P. 170-173.

15. Uvarov, E. A. Diversification of production as a significant factor of economic development // VII international

scientific-practical conference problems of development of modern economy. — 2013. — P. 102-107.

16. Khasanov, R H. Synergistic effect of cluster [Electronic resource] // Problems of modern Economics. — 2009. — № 3 (31). — Mode of access : http://www. m-economy.ru/art.php?nArtId=2784 (date of access: 05.05.2017).

17. Official website of Ministry. [Electronic resource]. — Mode of access : 2018.minsvyaz.ru (date of access: 05.05.2017).

18. Official website of «Interfax». [Electronic resource]. — Mode of access : http://www.interfax.ru/russia/536305 (date of access: 05.05.2017).

19. Official website of «RIA Novosti» [Electronic resource]. — Mode

of access : https://ria.ru/spravka/20161109/ 1481008266.html (date of access: 05.05.2017).

20. Official website of MTS [Electronic resource]. — Mode of access : http://www.company.mts.ru/comp/compa ny/history (date of access: 07.05.2017).

21. Official website of MTS [Electronic resource]. — Mode of access : http://www.company.mts.ru/comp/compa ny/strategia_3d (date of access: 07.05.2017).

22. Official website of «AFK System» [Electronic resource]. — Mode of access : http://www.sistema.ru/press-centr/ press-relizy/detail/article/20562 (date of access: 07.05.2017).

М. Х. Даудов

ТЕХНОЛОГИИ И МЕХАНИЗМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Аннотация

В статье представлен теоретико-прикладной инструментарий приоритетного развития сельского хозяйства и агропромышленного комплекса, охарактеризовано государственное участие в развитии исследуемой отрасли в рамках программ импортоза-мещения, выявлены позитивные тенденции экономического роста в зависимости от нескольких последних кризисов и перспективы интеграции хозяйственной системы России в мировую сообщество.

Ключевые слова

Агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, экономика, развитие.

M. H. Daudov

TECHNOLOGIES AND MECHANISMS OF SUSTAINABLE AGRICULTURAL DEVELOPMENT

Annotation

Article presents a theoretical and applied tool for priority development of agriculture and agro-industrial complex, state participation in development of sector under study was characterized within framework of import substitution programs, positive tendencies of economic growth were revealed depending on several recent crises and prospects for integrating the economic system of Russia into world community.

Keywords

Agro-industrial complex, agriculture, economy, development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.