Научная статья на тему 'Анализ синергетического эффекта при слияниях и поглощениях на базе телекоммуникационной компании ОАО «МТС»'

Анализ синергетического эффекта при слияниях и поглощениях на базе телекоммуникационной компании ОАО «МТС» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
339
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / SYNERGISTIC EFFECT / СЛИЯНИЯ / MERGERS / ПОГЛОЩЕНИЯ / ACQUISITIONS / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ / TELECOMMUNICATION COMPANY / РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ / SECURITIES MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наливайский В.Ю., Кириченко П.С.

Основанная на достоверном и фактическом материале статья показывает эволюцию стратегий и опыт телекоммуникационной компании «МТС» на пути достижения синергетического эффекта через рынок слияний и поглощений. Показано, что успешные и неудачные сделки компании на рынке M&A неразрывно связаны с их рыночной стоимостью и операционными показателями. Выявлено, что не всякая стратегия корпоративного роста через рынок слияний и поглощений способствует достижению синергетических эффектов. Сделки на рынке M&A стали неотъемлемой частью современного бизнеса. Поэтому опыт ОАО «МТС», занимающего лидирующие позиции в сфере телекоммуникаций, может быть интересен не только развивающимся телекоммуникационным компаниям, но и компаниям, чьи стратегии корпоративного роста связаны с рынком M&A.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is based on authentic and actual material. It shows the evolution of the strategies and the experience of telecommunication company OJSC «MTS» in achieving synergistic effect through the market of mergers and acquisitions. The article exposes that both successful and unsuccessful company's transactions on the M&A market are strongly connected with their market price and operational activities. It is revealed that not every strategy of the corporate development through the market of mergers and acquisitions is conductive to achieving synergistic effect. The transactions on the M&A market became an integral part of modern business. So the experience of OJSC «MTS», one of the leaders of telecommunication, could be interesting not only for developing telecommunication companies but also to the companies whose corporate development strategies are related to M&A market.

Текст научной работы на тему «Анализ синергетического эффекта при слияниях и поглощениях на базе телекоммуникационной компании ОАО «МТС»»

В. Ю. Наливайский, П. С. Кириченко

АНАЛИЗ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ПРИ СЛИЯНИЯХ И ПОГЛОЩЕНИЯХ НА БАЗЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПАНИИ

ОАО «МТС»

Аннотация

Основанная на достоверном и фактическом материале статья показывает эволюцию стратегий и опыт телекоммуникационной компании «МТС» на пути достижения синерге-тического эффекта через рынок слияний и поглощений. Показано, что успешные и неудачные сделки компании на рынке M&A неразрывно связаны с их рыночной стоимостью и операционными показателями. Выявлено, что не всякая стратегия корпоративного роста через рынок слияний и поглощений способствует достижению синергетических эффектов. Сделки на рынке M&A стали неотъемлемой частью современного бизнеса. Поэтому опыт ОАО «МТС», занимающего лидирующие позиции в сфере телекоммуникаций, может быть интересен не только развивающимся телекоммуникационным компаниям, но и компаниям, чьи стратегии корпоративного роста связаны с рынком M&A.

Ключевые слова

Синергетический эффект, слияния, поглощения, телекоммуникационная компания, рынок ценных бумаг.

V. Yu. Nalivayskiy, P. S. Kirichenko

ANALYSIS OF SYNERGISTIC EFFECT IN MERGERS AND ACQUISITIONS BASED ON TELECOMMUNICATION COMPANY OJSC «MTS»

Annotation

The article is based on authentic and actual material. It shows the evolution of the strategies and the experience of telecommunication company OJSC «MTS» in achieving synergis-tic effect through the market of mergers and acquisitions. The article exposes that both successful and unsuccessful company's transactions on the M&A market are strongly connected with their market price and operational activities. It is revealed that not every strategy of the corporate development through the market of mergers and acquisitions is conductive to achieving synergistic effect. The transactions on the M&A market became an integral part of modern business. So the experience of OJSC «MTS», one of the leaders of telecommunication, could be interesting not only for developing telecommunication companies but also to the companies whose corporate development strategies are related to M&A market.

Keywords

Synergistic effect, mergers, acquisitions, telecommunication company, securities market.

2015 № 2 (50) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Ежегодно в мире объединяются около пятнадцати тысяч заметных компаний, однако все сделки имеют разный характер и разные мотивы для их свершения. Некоторые фирмы производят дружественное слияние с целью достижения синергетических эффектов, а иногда одна компания поглощает другую с целью увеличения своей доли предложения на определенных рынках. Слияния и поглощения существенно влияют на операционные показатели, финансовую устойчивость и инвестиционную привлекательность компаний [5]. Поэтому организациям для успешного корпоративного роста необходимо определять эффективность и обоснованность подобных сделок [3].

Компания «МТС» на протяжении всего периода своей деятельности выступает активным участником на рынке слияний и поглощений (М&А), однако не все сделки приносят синергетиче-ский эффект и способствуют росту компании. Приступая к рассмотрению вопроса о результативности слияний и поглощений компании «МТС» с позиции синергии, условно разделим все процессы интеграций на три этапа. Такое деление объясняется особенностями сделок на рынке М&А в сфере телекоммуникаций за 2009-2014 гг.

Первый этап — 2009-2011 гг. — характеризуется международной Экспансией и борьбой компании за рынок Широкополосного Доступа в интернет (далее ШПД).

Второй этап — 2012-2013 гг. — отмечен как переориентация стратегии МТС от беспорядочных поглощений к расширению своей деятельности на финансовом рынке.

Третий этап, с 2014 г. по настоящее время, приходится на снижение темпов сделок на рынке М&А и реструктуризацию портфеля активов МТС.

Чтобы оценить результативность сделок с точки зрения стратегий дости-

жения синергетических эффектов, рассмотрим подробнее каждый этап.

На первом этапе (2009-2011 гг.) компания «МТС», входящая в «Большую тройку» операторов, проявила высокую активность на рынке М&А. Оператор осуществил покупку сотового ре-тейлера «Телефон.РУ» (60 млн долл.), сети салонов сотовой связи «Эльдорадо» (22,5 млн долл.), 50,91 % акций оператора интегрированных телекоммуникационных услуг и ОАО «КОМСТАР — Объединенные ТелеСистемы» и т. д. Совместно с внутренними процессами интеграции МТС продолжала реализовывать докризисную стратегию «международной экспансии» в странах СНГ (Армении, Туркмении, Узбекистане, Киргизии, Белоруссии, Украине). Все сделки за рассматриваемый период были направлены на увеличение рыночной власти и доли рынка, а также ликвидацию перекрестного владения акциями. Такие сделки относятся к коммерческой и операционной стратегиям достижения синергетических эффектов [4]. Например, синергетический эффект от покупки 50,1 % акций ОАО «КОМСТАР — Объединенные ТелеСистемы» оценивался в 75 млн долл., за счет оптимизации затрат на сети и инфраструктуру в сегменте продаж частным пользователем (63 млн долл.) и корпоративным клиентам (12 млн долл.) [2]. Также покупка акций ОАО «КОМСТАР-ОТС» привела к увеличению стоимости активов компании МТС в процентном соотношении на 26,77 %. Все факторы указывают на перспективы операционного и финансового синерге-тических эффектов, которые должны создать добавочную стоимость объединения и увеличение рыночной стоимости акций объединенной компании [1].

Чтобы выявить изменение рыночной стоимости компании, обратимся к графику цен на акции МТС за рассматриваемый период (рис. 1).

Рисунок 1 — Стоимость акции компании ОАО «МТС» с 01.10.2009 по 28.12.2009 [7]

На графике обозначены периоды падения стоимости акций, которые совпадают с датами рассмотренных реорганизационных процессов. Так, 13 октября компания объявляет о покупке ОАО «КОМСТАР», сделка потребовала отвлечения серьезных средств. Чтобы реализовать покупку 50 % акций КОМ-СТАРа, МТС принимает решение о привлечении заемных средств в размере 900 млн рублей. В этот же период компания была вынуждена исполнить свои обязательства по облигациям как эмитента в размере 680 млн рублей, что повлекло дополнительную долговую нагрузку. Акции компании потеряли 4 % стоимости. 22 октября компания увеличила расходы на обслуживание кредитных линий, связанных с приобретением ОАО «КОМСТАР-ОТС». Подобные затраты, сократив прибыль компании на 29,28 %, спровоцировали снижение стоимости акций оператора на 16 % за рассматриваемый период. В результате рост долговой нагрузки, сокращение чистой прибыли уменьшили показатель P/E (цена компании/прибыль) с 4 до 3,45 и снизили текущую и срочную ликвидность компании. Это свидетельствует о том, что подобное присоединение основывалось на стратегии коммерческого синергетиче-ского эффекта, и ряд упомянутых выше барьеров не позволили развернуться

остальным стратегиям, следовательно, никакого прямого и косвенного эффекта подобная покупка не произвела.

Процесс международной экспансии за рассматриваемый период можно также отнести к арсеналу малоэффективных сделок. Если в 2005-2006 гг. компании телекоммуникационного сектора подобными сделками обеспечивали собственный активный рост посредством увеличения числа абонентов и запуска новых тарифов, то в 2009-2011 гг. борьба за лидерство на рынках стран СНГ превратилась в «неразборчивую скупку». Например: покупка скандальной компании «Уздунробита», трудности продления договора по услугам предоставления связи и временный отзыв частот туркменскими властями у дочерней компании Barash Communications Technologies Inc с заморозкой перечисления дивидендов от BCTI полагающихся МТС, покупка 49 % «Белтелеком» в Белоруссии по невероятно завышенной цене в 1 млрд долл. С позиции достижения синергии подобные сделки в рассматриваемом периоде обоснованно характеризовать как неэффективные, поскольку гипервысокие цены на приобретаемые компании не могут обеспечить сокращение затрат капитала (основного, трудового, финансового) и вызвать эффект за счет роста продаж на уже насыщенных международных рынках.

Второй этап (2012-2013 гг.) отмечен сокращением общего объема сделок до 10 % от общей структуры российского рынка М&А. Потому как рынок в области ШПД был «перегрет», число абонентов достигло критического уровня, и дальнейший процесс консолидации замедлил темпы. МТС на данном этапе пересматривает стратегию «беспорядочного поглощения» компаний в сфере ШПД, и расширяет свою деятельность путем интеграции с финансовой сферой. Для того чтобы оценить масштаб эффективности сделки, обратимся к самой процедуре слияния МТС с кредитной организацией (банком).

Интеграция оператора с «Московским Банком Реконструкции и Развития» (МБРР) произошла 24 января 2012 г. В результате банк МБРР был переименован в МТС-Банк, произошли изменения ¡Г систем банка и осуществлен комплексный ребрендинг. Затраты на интеграцию, включая расходы на открытие дополнительных офисов, составили 65 млн долл. Такая реорганизация позволила оператору реализовать несколько стратегий си-нергетических эффектов.

Во-первых, расширение географии своего присутствия привело к увеличению рыночной власти, что соответствует результатам коммерческой стратегии синергетического эффекта.

Во-вторых, результаты финансово-хозяйственной деятельности МТС-Банка доказывают, что компания «МТС» реализовала финансовую стратегию создания синергетических эффектов, поскольку показатель чистой прибыли банка еще в 2011 г. был отрицательный и составлял 380 млн рублей, однако за 2013 г. чистая прибыль достигла положительной отметки и составила 300 млн рублей.

В-третьих, диверсификация бизнеса позволила МТС достичь инновационной и инвестиционной стратегии си-нергетического эффекта за счет интеграции платформ телекоммуникационного оператора и Банка. Интеграция дала возможность компании создавать новые инновационные продукты (создание NFC sim-карт, развитие технологий бесконтактных платежей и т. п.). Все это в свою очередь привело к повышенному качеству предоставляемой продукции и услуг, то есть к производственной синергии. Присоединение банка позволило МТС сократить издержки выхода на финансовый рынок в качестве инвестора, получить дополнительные доходы от профессиональной деятельности, а также обеспечить корпоративное финансирование. Для подтверждения синергии в виде косвенной выгоды (увеличение рыночной стоимости компании) рассмотрим обозначенные даты на графике котировок акций МТС (рис. 2).

Рисунок 2 — График курсовоой стоимости акций МТС за период с 16.01.2012 по 12.02.2012 (цены по закрытию) [7]

Поскольку процесс интеграции был разделен во времени, выделим три основных этапа. Первый этап — 27 января 2012 г. — интеграция оператора с банком МБРР. На графике наблюдается повышение рыночной стоимости одной акций — с 210 до 219 рублей. Затем образуется небольшая коррекция — до

214-215 рублей (рис. 2). Второй этап (начало февраля) связан с проведением самого ребрендинга и наращиванием офисной сети. Цена акции с 214 рублей снова достигает отметки 219 рублей и корректируется до 217 (рис. 2). Третий этап — присоединение ОАО «Даль-комбанка» 27 сентября 2012 г. (рис. 3).

Рисунок 3 — График курсовой стоимости акций МТС за период с 26.09.2012 по 28.08.2012 (цены по закрытию) [7]

График демонстрирует положительную динамику стоимости акций компании и отражает взаимосвязь роста их стоимости с периодом интеграции ОАО «Далькомбанка».

Рассматривая период с января до октября, средний темп динамики стоимости акций составил 15 %. За весь период, с 2012 по 2013 гг., темп роста стоимости акции составил 60-58 % и цена достигла отметки в 340 рублей. Увеличение рыночной стоимости акций объединенной компании и есть косвенная выгода при достижении синергетического эффекта. Таким образом, второй период интеграционных процессов для МТС увенчался достижением как косвенного, так и прямого синергетических эффектов.

Третий этап интеграционных процессов (с 2014 г.) характеризуется снижением количества сделок на рынке M&A, проводимых телекоммуникационными компаниями. Группа «МТС» активировала политику реструктуризации портфеля своих активов и присоединила такие дочерние компании, как: ЗАО «Эльф», ЗАО «ЭФКОМ», ЗАО

«Пилот», ЗАО Фирма «ТВК и К» и т. д. Также оператор продал часть бизнеса в «МТС-Украина». Определить полученные синергетические эффекты в подобных сделках затруднительно, поскольку информация по ним недоступна в открытых источниках. Очевидно, что такая стратегия приводит к сокращению издержек компании, поэтому открыто прослеживается операционная стратегия синергетического эффекта. Вышеупомянутые сделки следует рассматривать как меры по сохранению финансовой устойчивости на фоне политических и международных противоречий [6].

В целом обобщая изложенное можно констатировать: не все слияния и поглощения способствуют достижению синергии, как и реализация одной стратегии достижения синергетического эффекта не всегда приводит к другим си-нергетическим эффектам, поскольку их реализация связана с рядом сдерживающих факторов (конкуренция, нехватка ресурсов, несогласие акционеров, административные барьеры, обострение международных отношений).

Поведение на рынке М&А телекоммуникационных компаний на примере «МТС» показывает, что стратегия поглощения «проблемных» региональных компаний с целью увеличения доли рынка теряет свои позиции, поскольку подобные интеграции ухудшают экономическое положение и косвенно снижают рыночную стоимость компании.

Телекоммуникационные компании постепенно приходят к выводу о необходимости тщательного, избирательного изучения возможных слияний и поглощений, оценки синергетического эффекта от таких сделок и нацеленности на интенсивный путь развития.

Библиографический список

1. Бреши, Р. Принципы корпоративных финансов. —М. , 2012.

2. Веселое, А. И. Оценка синергетического эффекта от объединения предприятий // Экономический анализ: теория и практика. — 2011. — № 9.

3. Гохан, П. А. Слияния, поглощения и реструктуризация компаний. — М. : Альпина Бизнес Букс, 2010.

4. Князева, Е. Н. Основания синергетики. — СПб. : Алетейя, 2012.

5. Ferrer, R. С. An empirical investigation of the effects of merger and acqui-

sition on firms' profitability // Academy of accounting and financial studies journal.

— 2012.—Vol. 16. — №3,—P. 31-55.

6. Mehros, N. Profitability analysis of mergers and acquisitions: an event study approach // Business and economic research.

— 2013,— Vol. 3, —№ 1— P. 24.

7. http://stocks.investfunds.ru.

Bibliographic list

1. Brealey, R. A. Principles of corporate finance. — M., 2012.

2. Veselov, A. I. Evaluation of the synergistic effect from the combination of the enterprises // Economic analysis: theory and practice. — 2011. — № 9.

3. Gohan, P. A. Mergers, acquisitions and corporate restructurings. — M., 2010.

4. Knyazeva, E. N. The foundation of synergetics. — SPb, 2012.

5. Ferrer, R. C. An empirical investigation of the effects of merger and acquisition on firms' profitability // Academy of accounting and financial studies journal.

— 2012.—Vol. 16. — №3,—P. 31-55.

6. Mehros, N. Profitability analysis of mergers and acquisitions: an event study approach // Business and economic research.

— 2013,— Vol. 3, —№ 1— P. 24.

7. http://stocks.investfunds.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.