scientific-practical conference problems of development of modern economy. — 2013. — P. 102-107.
16. Khasanov, R. H. Synergistic effect of cluster [Electronic resource] // Problems of modern Economics. — 2009. — № 3 (31). — Mode of access : http://www. m-economy.ru/art.php?nArtId=2784 (date of access: 05.05.2017).
17. Official website of Ministry. [Electronic resource]. — Mode of access : 2018.minsvyaz.ru (date of access: 05.05.2017).
18. Official website of «Interfax». [Electronic resource]. — Mode of access : http://www.interfax.ru/russia/536305 (date of access: 05.05.2017).
19. Official website of «RIA Novosti» [Electronic resource]. — Mode
of access : https://ria.ru/spravka/20161109/ 1481008266.html (date of access: 05.05.2017).
20. Official website of MTS [Electronic resource]. — Mode of access : http://www.company.mts.ru/comp/compa ny/history (date of access: 07.05.2017).
21. Official website of MTS [Electronic resource]. — Mode of access : http://www.company.mts.ru/comp/compa ny/strategia_3d (date of access: 07.05.2017).
22. Official website of «AFK System» [Electronic resource]. — Mode of access : http://www.sistema.ru/press-centr/ press-relizy/detail/article/20562 (date of access: 07.05.2017).
М. Х. Даудов
ТЕХНОЛОГИИ И МЕХАНИЗМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Аннотация
В статье представлен теоретико-прикладной инструментарий приоритетного развития сельского хозяйства и агропромышленного комплекса, охарактеризовано государственное участие в развитии исследуемой отрасли в рамках программ импортоза-мещения, выявлены позитивные тенденции экономического роста в зависимости от нескольких последних кризисов и перспективы интеграции хозяйственной системы России в мировую сообщество.
Ключевые слова
Агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, экономика, развитие.
M. H. Daudov
TECHNOLOGIES AND MECHANISMS OF SUSTAINABLE AGRICULTURAL DEVELOPMENT
Annotation
Article presents a theoretical and applied tool for priority development of agriculture and agro-industrial complex, state participation in development of sector under study was characterized within framework of import substitution programs, positive tendencies of economic growth were revealed depending on several recent crises and prospects for integrating the economic system of Russia into world community.
Keywords
Agro-industrial complex, agriculture, economy, development.
Устойчивое развитие агропромышленного комплекса является приоритетным направлением в процессе формирования результативного производства сельскохозяйственной продукции, способного в полной мере обеспечить продовольственную безопасность отечественного рынка, а также частично предлагать свою продукцию на экспорт.
Особенности формирования и развития инновационно-рыночных отношений в аграрном секторе предопределяют развитие институциональных факторов, влияющих на активизацию предпринимательской активности в данной сфере деятельности. Внедрение новых технологических решений по переработке сельскохозяйственной продукции, а также инфраструктурные сдвиги в области технологического оснащения производства, могут существенно активизировать потенциал экономического роста в агропромышленном комплексе. Следует отметить, что сельское хозяйство Чеченской Республики по большинству элементов специализации аграрного производства сконцентрировано в области активности крестьянских и фермерских хозяйств.
В последние годы благодаря государственному участию в рамках программ импортозамещения было сделано достаточно много в поддержку малого и среднего предпринимательства, в том числе в сельском хозяйстве. Таким образом, доктрина агропромышленной безопасности в настоящий момент более выразительна и устойчива, в сравнении с предыдущим досанкционным периодом.
Научная основа экономических преобразований в функционировании интегрированных структур в агропромышленном комплексе предполагает использование ресурсосберегающих технологий, мобилизацию инновационных технологических решений в инфраструктурным развитии, но при этом наибольшая результативность, на наш взгляд, содержится именно в компле-
ментарной зависимости производства от эффективной системы распределения. Сложнопрофильный характер сельского хозяйства невозможно изначально считать эффективным без формирования такой системы распределения, а тем более сделать его экспортно ориентированным. Вместе с тем необходимо констатировать серьезные структурные сдвиги, произошедшие в агропромышленном комплексе с конца 2014 г., когда вынужденно агропромышленный комплекс должен был активизироваться, укрепляя свои позиции в рамках обеспечения национальной безопасности.
Интеграция внутренних отраслевых предприятий предполагает создание инновационных перерабатывающих объектов, обеспечивающих грамотную систему распределения, так как производство в сельском хозяйстве несет определенное количество убытков, именно не обладая рациональной системой распределения продукции. В данном плане следует отметить, что в итоговой стоимости продукта от 20 до 70 % составляют затраты на доведение готового продукта до зоны конечного потребления. Эти характеристики особенно актуальным именно для аграрного производства, которое благодаря свойством сезонности и низкому порогу сохранности продукции, имеет высокий уровень потерь. Даже стабильная урожайность и высокая устойчивость в развитии сельских территорий, не может быть комплексной и эффективной априори без рациональной научно выверенной и проработанной на практике системы распределения.
За последние годы развитие сельскохозяйственной кооперации получило распространение в формате крестьянских фермерских хозяйств, которые благодаря вертикальной и горизонтальной интеграции смогли упрочнить свои позиции в инвестиционно-кредитном, технико-технологическом и инфраструктурном обеспечении.
Рассматривая агропромышленный комплекс с точки зрения баланса в обеспечении продовольственной безопасности и развитии отечественного хозяйственного комплекса, следует отметить реальность и первостепенность участия государства в рамках поддержки, сотрудничества и субсидирования программ импортозамещения, что существенно отразилось на возможности адаптивного экономического роста производительности в аграрном комплексе. Сотрудничество сельскохозяйственных предприятий, государства и банковских учреждений на практике принесло желательные результаты, которые смогли за сравнительно короткий срок существенным преобразить отечественный рынок аграрного продовольствия, обеспечив недостающими из-за санкций товарами внутренние потребности.
Рассмотрим развитие сельского хозяйства России в координатах цикличности последних кризисов, что с нашей точки зрения будет наиболее эффективным с экономической стороны и предоставит возможность объяснить динамику интерпретации роста идентификации агропро-изводства. Начиная с девальвации рубля в 1998 г., можно констатировать развитие программ импортозамещения. В данном контексте следует отметить, что из-за сокращения объемов импорта в параметрах 15-20 % многие нерационально используемые производственные мощности в сельском хозяйстве получили возможность активизация. Необходимо отметить, что с 1999 г. за счет процессов интенсификации внутреннего производства был инициирован рост промышленной активности, предпринимательского бизнеса, что отразилось на общем объеме ВВП, по сравнению с предыдущими годами, в которые в научном понимании, российский рынок продовольственных и непродовольственных товаров был более насыщен импортной продукцией.
Далее через десятилетие в 20082009 гг. Российская Федерация пережи-
вает следующий кризис, в связи с которым наблюдается активизация программ импортозамещения в отношении в большей степени непродовольственной области. В данный период государственная поддержка существенно отразилась на развитии железнодорожной отрасли, ракетостроения, стальной и трубопрокатной промышленности. Инициированная падением национальной валюты новая интенсивная волна государственной поддержки в данный период существенно затрагивала производственные мощности, при этом не отражалась на активизации потенциала геополитического развития. В данном контексте необходимо отметить, что Российская Федерация — государство, богатое полезными ископаемыми, на протяжении долгих лет осуществляет приоритетно вынужденный по экономическим мотивам экспорт последних в страны ближнего и дальнего зарубежья. Если говорить о периоде 2008-2009 гг., то с теоретико-методической стороны необходимо отметить, что качественное развитие сельского хозяйства, его активизация к самообеспечению не являлись глобальной целью рамках исследуемого периода. Удовлетворение потребности внутреннего рынка уже тогда диктовало необходимость такого развития, но уникальная природно-ресурсная база использовалась для обеспечения нужд стратегических отраслей хозяйственного комплекса.
Курс на глобализацию, интеграцию хозяйственной системы России в мировую сообщество не должен быть полностью смещен обеспечением исключительно внутреннего рынка. В данном отношении важен именно компромисс, баланс интересов обеспечения агропромышленной безопасности
огромного, самого большого в мире государства, с ориентацией выхода наиболее результативных производств на внешние рынки, их интеграции в мировую систему товародвижение.
Очередной толчок в стремительном развитии программ импортозаме-щения был получен в 2014 г. Вынужденная реакция на санкционные ограничения, поступившие со стороны внешнего рынка в конце 2014 г., материализовалась в развитии стратегически важных отраслей и контрсанкциях со стороны отечественного рынка. Именно в этот период доктрина агропромышленной безопасности получает стремительное развитие, в результате чего решается комплекс проблемных аспектов.
Номинальный уровень государственной поддержки формируется в характер существенных дотаций, которые достаточно эффективно используются под контролем и наблюдением соответствующих федеральных структур.
Низкая производительность труда изменяется существенным приростом, повышается процент использования инновационных разработок и технологий, в результате использования которых российские производители могут наравне конкурировать с рядом иностранных продуктов, изолированных от российского рынка в результате контрсанкций.
Развивается наука и государственная поддержка образовательных программ, предоставляются льготы и субсидии малым и средним предприятиям, сопровождающиеся контролем рационального использования ресурсов, что на сегодняшний день приносит значимые положительные результаты.
Растет кооперация сельскохозяйственных производств, их интеграция и взаимозависимость в рамках государственных программ импортозамещения.
В результате грамотной государственной политики и адресной поддержки объектов сельскохозяйственной специализации уже в конце 2016 г. производство мясоперерабатывающей продукции вышла на новый уровень результативности, обеспечивая более 75 % активного спроса отечественного рын-
ка. Полностью совершен переход на отечественную молочную продукцию, что еще несколько лет назад было невозможно, хотя с научно-институциональной позиции не понятно и не результативно.
Проблемой, все также актуальной на сегодняшний день, остается инфраструктурная неразвитость и высокий износ основных фондов в сельском хозяйстве. При этом, учитывая, что развитие сельского хозяйства и агропромышленного комплекса в целом — это залог стабильного обеспечения национальной безопасности, необходимо подчеркнуть, что в сложном балансе интересов производителей, финансовых учреждений, государства можно выделить приоритетность перехода на субсидирование и развитие более крупных объектов сельского хозяйства. Прорыв в данном отношении, на наш взгляд, может положительно отразиться на системе распределения продукции, что, как мы не раз уже говорили, выступает на данном этапе слабым звеном в цепи «производство — переработка — реализация».
Обеспечить конкурентный отбор крупных предприятий также необходимо для того чтобы организационно-экономические аспекты управления объектами в сельском хозяйстве имели перспективное развитие. Так, важное значение, на наш взгляд, имеет обоснование прогнозов и перспектив развития агропромышленного комплекса и сельского хозяйства в концептуальной интеграции с обеспечением продовольственной безопасности страны и регионов.
В данный момент организационное устройство структуры сельскохозяйственного комплекса все еще не совершенно. Обратившись еще раз в прошлое, констатируем, что еще несколько лет назад, вне рациональных причин, наша страна импортировала молочную продукцию, мясо, рыбу и морепродукты. При поддержке эффекта импортозамещения уже на первом годе его реализации отече-
ственная продукция сельского хозяйства смогла заменить большую часть товаров, попавших под санкции, и с каждым годом эффективность возрастает.
Государство обеспечивает льготное кредитование, налоговые каникулы и другие преференции, способные максимизировать эффект импортозамеще-ния. И высокая результативность, через государственную поддержку обеспечивает уверенность в том, что Российская Федерация полностью должна и может обойтись внутренним сельскохозяйственным производством. Вынужденные антисанкционные меры стали своеобразным толчком, приоритетным условием для развития продуктового импортозамещения, экспортно ориентированного, обладающего необходимыми конкурентными преимуществами, выступает кредитное обеспечение в рамках государственной поддержки.
В отношении продовольственной безопасности Чеченской Республики, импортозамещения, на наш взгляд, не столь актуально. На протяжении долгих лет исследуемый регион самостоятельно обеспечивал собственные нужды в продуктах питания. С точки зрения конкурентной перспективы и выхода на внешний рынок необходимо обеспечить актуальное развитие и наращивание объемов производства сельскохозяйственной и аграрной продукции.
Анализ перспективных направлений развития сельскохозяйственной кооперации предполагает дальнейший рост использования конкурентных преимуществ территории, способных благодаря своему толерантному потенциалу и трудовым ресурсам производить востребованную рынком сельскохозяйственную продукцию. В данном направлении необходимо развитие материально-технической базы сельского хозяйства, углубленной специализации агропромышленных и иных отраслей. При этом необходимо развитие информационной поддержки и консультатив-
ных систем в агропромышленном комплексе, институциональных преобразований в сельском хозяйстве.
Таким образом, основные направления развития экономической политики в сельском хозяйстве Чеченской Республики, обеспеченные природно-географическими возможностями, трудовыми ресурсами и многими другими причинами, способны вывести хозяйственный комплекс Республики на совершенно новый качественно конкурентный уровень. При этом, развивая туристическую направленность хозяйственного комплекса Республики, необходимо развивать сельское хозяйство как отрасль, стабильно обеспечивающую рост туриндустрии.
Библиографический список
1. Белов, Н. Г. Контроль и ревизия в сельском хозяйстве. — М. : Финансы и статистика, 2013.
2. Голубев, А. В. Кризис и сельское хозяйство России : моногр. — М. : Мир, 2016.
3. Сайгидмагомедов, А. М. Бухгалтерский финансовый учет в сельском хозяйстве. — М. : Форум : ИНФРА-М, 2015.
4. Турчинович, О. История сельского хозяйства России: от времен исторических до 1850 г. — М. : Книга по Требованию, 2012.
Bibliographic list
1. Belov, N. G. Control and revision in agriculture. — M. : Finance and Statistics, 2013.
2. Golubev, A. V. Crisis and Agriculture of Russia : monograph. — M. : World, 2016.
3. Saigidmagomedov, A. M. Accounting in financial accounting in agriculture. — M. : Forum : INFRA-M, 2015.
4. Turchinovich, O. History of Agriculture in Russia: from time of historical until 1850. — M. : Book on Demand, 2012.