621.31.004.18
РАЗРАБОТКА ОПТИМАЛЬНОЙ ПО БЫСТРОДЕЙСТВИЮ ДИАГРАММЫ ДЛЯ МАЛЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ПРОДУКТА В АППАРАТЕ ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ
Ю.П. ДОБРОБАБА, А. А. ШАПОВАЛО
Кубанский государственный технологический университет,
350072, г. Краснодар, ул. Московская, 2; электронная почта: епегяо(@Мя.яагргот.ги
Разработаны оптимальные по быстродействию диаграммы для малых, небольших, средних и больших изменений тем -пературы продукта в аппаратах воздушного охлаждения. Определены параметры оптимальной по быстродействию диаграммы для малых изменений температуры продукта в аппаратах воздушного охлаждения. Определены аналитиче -ские зависимости выходной температуры продукта в аппарате воздушного охлаждения от времени при его оптималь -ном по быстродействию изменении.
Ключевые слова: диаграмма изменения температуры продукта, аппарат воздушного охлаждения, параметры диаграммы, аналитическая зависимость температуры от времени.
Аппараты воздушного охлаждения комплектуются электроприводами переменного тока. Для эффективного охлаждения продукта в аппарате его электропривод целесообразно выполнить по схеме «асинхронный двигатель - преобразователь частоты».
На первом этапе исследований авторами разработаны три вида оптимальных по быстродействию диаграмм изменения скорости электроприводов [1]:
для малых изменений с ограничением 3-й производной скорости;
для средних изменений с ограничением 2-й и 3-й производных скорости;
для больших изменений с ограничением 1, 2 и 3-й производных скорости.
Проведенные исследования позволяют предложить для аппаратов воздушного охлаждения, укомплектованных электроприводами по схеме «асинхронный двигатель - преобразователь частоты», следующие оптимальные по быстродействию диаграммы изменения температуры продукта.
Диаграмма для малых изменений температуры продукта с ограничением 3-й производной скорости электропривода (ПСЭ) при разгоне и торможении, состоящая из шести этапов.
Диаграмма для небольших изменений температуры продукта с ограничениями 2-й и 3-й ПСЭ при разгоне: и 3-й ПСЭ при торможении, состоящая из восьми этапов;
и торможении, состоящая из десяти этапов. Диаграмма для средних изменений температуры продукта с ограничениями 1, 2 и 3-й ПСЭ при разгоне: и 3-й ПСЭ при торможении, состоящая из десяти этапов;
и 2-й и 3-й ПСЭ при торможении, состоящая из двенадцати этапов;
и торможении, состоящая из четырнадцати этапов. Диаграмма для больших изменений температуры продукта с ограничениями скорости электропривода и ее 1, 2 и 3-й производных при разгоне:
и 3-й ПСЭ при торможении, состоящая из одиннадцати этапов;
и 2-й и 3-й ПСЭ при торможении, состоящая из тринадцати этапов;
и торможении, состоящая из пятнадцати этапов.
В данной работе рассматривается оптимальная по быстродействию диаграмма для малых изменений температуры продукта в аппарате воздушного охлаждения, представленная на рисунке. Диаграмма сформирована следующим образом. На первом, третьем и пятом этапах 3-я ПСЭ равна максимальному значению ; на втором, четвертом и шестом этапах 3-я ПСЭ равна максимальному значению со знаком «минус» —. Длительности первого и третьего этапов /; длительность второго этапа 2/1; длительности четвертого и шестого этапов /р; длительность пятого этапа 2/р. В момент времени /\ 2-я ПСЭ при разгоне достигает максимального значения 0^; в момент времени 3/ 2-я ПСЭ при разгоне достигает максимального значения со знаком «минус» —о^; в момент времени (4/1 + /1*) 2-я ПСЭ при торможении достигает максимального значения со знаком «минус» — *; в момент времени (4/! +
+ 3/1*) 2-я ПСЭ при торможении достигает максималь -ного значения ю(2 „. В момент времени 2/1 1-я ПСЭ при
тах* * /•п
разгоне достигает максимального значения ; в момент времени (4 /\ + 2/1*) 1-я ПСЭ при торможении достигает максимального значения со знаком «минус» —о(111)ах». Электропривод сначала разгоняется от начальной скорости Юнач до максимальной скорости ютах, а затем тормозится от максимальной скорости ютах до конечной скорости Юкон. В момент времени 4/1 скорость электропривода достигает максимального значения ютах. Температура продукта в аппарате уменьшается от начальной температуры 0нач = (0вх - кЮнач) до конечной температуры 0кон = (0вх - кЮкон). Здесь приняты обозначения: 0вх - температура продукта на входе аппарата; к - коэффициент пропорциональности между скоростью электропривода и температурой продукта на выходе аппарата 0вых.
Для определения длительностей этапов необходимо решить систему уравнений
2 ю(3) (/3 — / 3*);
тах 1 1*
' П /,*
Т
/1 ' —2— — /1 ' /].' 2/у*
2— 2—е~ 7 е Т е 7 " 2— 2—ет е Т
е Т = 2,
где Т - постоянная времени, характеризующая динамику тепловых переходных процессов в аппарате воздушного охлаждения.
Ю =
кон н€ч
для небольших изменений температуры продукта в аппарате воздушного охлаждения.
Полученные результаты позволяют перейти к следующей задаче исследований - разработке задатчика интенсивности формирующего разработанную диаграмму. Для этого вначале необходимо определить аналитические зависимости выходной температуры продукта в аппарате воздушного охлаждения 0вых от времени t при его оптимальном по быстродействию изменении. Затем по полученным аналитическим зависимостям разработать программное обеспечение для контроллера.
Этап 1. В интервале времени 0 < t < ^
0 еЫХ ^ ) = 0 вх - ^ч " Ы! Х3 - Х21 "
+-2 ^2 - 6 ^€1t3 - х зе х.
2 6
Этап 2. В интервале времени і £ і £ 3ґа
9 еЫХ (Ґ) = 9 ВХ -^“нЄч - М
о(3)
^шах
_3 , _2 . 1 -*2 I 1^3
X + х і. — — XҐ1 " — Ґ.
1 2 1 6 1
"кюг
(ах
2 1 2 X " XҐ1 — -Ґ,
1 2 1
(Ґ — Ґ1 )— 1 ^®Ш3)ах (Х" Ґ1 )Х
2
У4Ґ-Ґ 1 ) 2 " '6 Л“Ш3)ах ( Ґ — Ґ 1 ) 3 "
/3) х3
(ах
2—е
Ґ— Ґ1 е х
Этап 3. В интервале времени 3ґ1 £ і £ 4ґ1
9,ых (Ґ ) = 9вх— ^Ц,€ч— коЩ*,
—кю!3*.
„-3 | *-2* I 1 ^2 11 3
X " X Ґ "------------------ХҐі--------------Ґ
1 2 1 6 1
х2" ХҐ1+1Ґ12 (Ґ—3 Ґ0 + 1 Н3І(х" Ґ0(Ґ—3 Ґ02—
1
2
2 —е
Для диаграммы справедливы соотношения
Ю3?ах = ЮШ3)ах Ґ1;
ю(2) = ю(3) Ґ '
шах* ШшахЧ*>
юШ1) = ю(3) Ґ2*
^^таах шша^ 1 ?
юШ * = юш) і,2*;
шах* шах 1* >
ю = ю " 2юР і.3;
шах н€ч 1 шах 1 >
Щп ах Юон " 2 Щп ах Ґ1* .
Оптимальная по быстродействию диаграмма для малых изменений температуры продукта в аппарате воздушного охлаждения справедлива при выполнении условия
ю® < ю(2),
шах — до^ ’
где юдо* - максимально допустимое значение 2-й ПСЭ.
Если условие не выполняется, то необходимо перейти к оптимальной по быстродействию диаграмме
Этап 4. В интервале времени 4ґ1 £ і £ (4 і1 + і1*)
9 еЫх (Ґ) = 9 вх — кЧєч — ^®ш3)ах (Х 3 " 2 Ґ3 )" Агашах Х 2 6
Х(Ґ — 4 Ґ1 ) — 1 Ні Х( Ґ— 4 Ґ1 )2 " 1 ^®ш3)ах ( Ґ — 4 Ґ1 )3 " 2 6
"^ш^ах ^і^2 —
Ґ1 ' —2 -
2— 2—е^ 7 е т
Ґ1 І і— 4 Ґ1
е 7 1-е _г"
Этап 5. В интервале времени (4ґ1 + і1*) £ і £ (4ґ1 + + 3Ґ1*)
9 (ґ ) = 9 — кю € " кю^
еых ^ ' вх н€ч 1 шах
х3 — 2 і13 — х2і1* —
— 1 ХҐ 2 " і Ґ З
. 2 1* 6 1*
—^юш31
X " хі1* — - Ґ1*
(і—4 і1—/1.)" і к<6 <х"/1*)(1—4 —*>*)2—^ кюш3і(Ґ—4 Ґ1—Ґ1*)3 —
■Л3)~3
/ [ —і —2І Л лД
(2—І 2 — 2 1 е е х е х е х
X
X
X
Полученные аналитические зависимости выходной температуры продукта в аппарате воздушного охлаждения от времени позволяют перейти к заключительной фазе исследований - разработке программного обеспечения контроллера.
ЛИТЕРАТУРА
1. Добробаба Ю.П., Шаповало А.А. Разработка оптимальных по быстродействию диаграмм изменения скорости электроприводов переменного тока // Изв. вузов. Пищевая технология. -2009. - № 4. - С. 91-94.
Поступила 04.09.09 г.
DEVELOPMENT OPTIMUM ON SPEED OF DIAGRAMME FOR SMALL CHANGES OF TEMPERATURE OF A PRODUCT IN THE DEVICE OF AIR COOLING
YU.P. DOBROBABA, A.A. SHAPOVALO
Kuban State Technological University,
2, Moskovskaya st., Krasnodar, 350072; e-mail: energo@ktg. gazprom.ru
On speed optimum diagrammes are developed for small, non big, average and big changes of temperature of a product in devices of air cooling. Parametres of the optimum diagramme on speed for small changes of temperature of a product in devices of air cooling are defined. Analytical dependences of target temperature of a product in the device of air cooling from time are defined at its optimum change on speed.
Key words: diagramme of change of temperature of a product, device of air cooling, diagramme parametres, analytical dependences of temperature on time.
Этап б. В интервале времени (4t1 + 3t1*) < t < (4t1 + + 4tl*)
е(t) = евх- kw„e, - kW
t3 " 2 /f " t2t1*
1 2 11 з
" t/*- /*
2 б
1,
" kWmaxI T " Tt1* " 2 tfJ(t 4 t1 3 t1*) 2 kWmax(T " tl*)x
x(/ - 4 /1-з /і*) + kwm3) (/-4 /і-з /*) +
б
/ 1 ' ti ' 2 -■Ч -1 2t'*\
2- 2 - 02 -2 2- 2 e e t e e et
- t-4ti - 3 ti* t
б21.83
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ПРИВОДОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН
В.И. КОВАЛЕВСКИЙ
Кубанский государственный технологический университет,
350072, г. Краснодар, ул. Московская, 2; тел.: (861) 275-22-79
Изложены требования к приводу технологических машин пищевых производств, перспективные направления проектирования, базирующегося на достижениях отечественного и зарубежного редукторостроения и систем управления. Дан анализ причин технического отставания российского редукторостроения, путей повышения технического уровня современных редукторов и внедрения их в практику проектирования и производства пищевых машин. Рассмотрен блочно-модульный принцип построения редукторного привода, целесообразность и эффективность его применения. Приведены обоснования и рекомендации по созданию приводов, удовлетворяющих требованиям производственной и эксплуатационной технологичности современного оборудования пищевых производств.
Ключевые слова: привод, редуктор, двигатель, система управления, проектирование, технический уровень.
Современное развитие техники пищевых производств идет по пути создания высокоэффективных машин повышенной надежности, долговечности и экономичности. Возможность достижения таких характеристик проектируемых технологических машин (ТМ) в значительной степени зависит от технического уровня привода в целом и его составных частей - электродвигателей, передаточных механизмов (редукторов и отдельных передач), устройств и систем управления. Требования к приводу машин: компактность и простота конструкции; эксплуатационная надежность, технологичность изготовления и монтажа; экономичность; плавность пуска и малые динамические нагрузки в период неустановившего ся движения; точность движения; наличие устройств, останавливающих машину
при нарушении технологического процесса; безопасность работы; экологичность
Преимущественное распространение в ТМ получили электроприводы, в которых промежуточные передаточные механизмы могут быть выполнены набранными из открытых передач (устаревшее схемное решение), полностью состоящими из редукторов (наилучшая конструкция), комбинированными - с редуктором и дополнительными открытыми передачами - клиноременной, зубчатой, цепной, а также приводы с встроенными передачами. Перспективным направлением в проектировании ТМ является использование электромеханического привода блочной конструкции - мотор-редукторов, мотор-вариаторов, мотор-вариа-
тор-редукторов, мотор-коробок. Все большее распро-