УДК 151.8:372.6
DOI: 10.18413/2313-8971-2020-6-3-0-9
Котлованова О.В.*, Сыченко И.А., Емельянова И.Е., Батенова Ю.В.
Разработка метода песочной арт-диагностики эмоционального реагирования детей на информацию об антитеррористической безопасности
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, пр. Ленина, 69, Челябинск, 454080, Россия kovchel08@mail.ru*
*
Статья поступила 21 сентября 2020; принята 10 декабря 2020; опубликована 31 декабря 2020
Аннотация. Важной составляющей современного дошкольного и дополнительного образования является обеспечение безопасности детей с учётом растущих угроз террористического характера. Реализуя занятия по антитеррористической безопасности, важно соблюдать психолого-педагогическую бдительность к эмоциональному состоянию детей. Цель исследования -разработать метод песочной арт-диагностики эмоционального реагирования детей старшего дошкольного возраста на информацию об антитеррористической безопасности. Материалами являлись данные, полученные опытным путём авторов, песочный планшет с песком для анимации, авторская методика с описанием хода исследования. Методами - наблюдение, описательный, статистический методы. Авторский метод диагностики (песочная арт-диагностика) рассматривается как уникальная методика для скрининга наиболее распространённых вариантов эмоционального реагирования детей на информацию об антитеррористической безопасности. Определено, что метод песочной арт-диагностики имеет практическую значимость: возможность выявления неблагоприятных эмоциональных реакций детей старшего дошкольного возраста на информацию о безопасном поведении при террористических угрозах. Метод может применяться специалистами из сферы педагогики и психологии (воспитателями, психологами, социальными работниками, педагогами дополнительного образования и др.), которые могут заметить отклоняющееся реагирование у ребёнка: пассивность, любопытство навязчивого характера, тревожность. Результатами исследования стали статистически выверенные данные об эмоциональном реагировании детей, рекомендации по использованию авторского метода в практике педагогов. В итоге авторским коллективом разработан метод диагностики, на основе которого была создана программа ЭВМ для автоматизации процесса расчетов получения вероятности типа реагирования ребёнка.
Ключевые слова: песочная арт-диагностика; антитеррористическая безопасность; дети дошкольного возраста; эмоциональное реагирование; метод диагностики; пассивность; любопытствование; тревожность.
Информация для цитирования: Котлованова О.В., Сыченко И.А., Емельянова И.Е., Батенова Ю.В. Разработка метода песочной арт-диагностики
эмоционального реагирования детей на информацию об антитеррористической безопасности // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2020. Т.6. №4. С. 106-119. БОТ: 10.18413/2313-8971-2020-6-4-0-9.
0.V. Kotlovanova*,
1.A. Sychenko, I.E. Emelyanova, Y.V. Batenova
Development of the method of sand art diagnostics of emotional response of elder preschool children to information on anti-terrorist security
South Ural State Humanitarian Pedagogical University, 69 Lenin Ave., Chelyabinsk, 454080, Russia kovchel08@mail.ru*
Received on September 21, 2020; accepted on December 10, 2020; published on December 31, 2020
Abstract. Ensuring the safety of children, taking into account the growing threats of a terrorist nature, is an important component of modern preschool education. At the same time, while conducting classes on anti-terrorist security, it is important to observe psychological and pedagogical vigilance towards the emotional state of children. The aim of the research is to develop a method of sand art-diagnostics of the emotional response of senior preschool children to information about anti-terrorist security. The study uses the materials based on the data obtained by the authors' experience, a sand tablet with sand for animation, the author's method describing the course of the study. Methods: observation, descriptive, statistical. The article discusses the author's diagnostic method (sand art diagnostics) as a unique technique for screening the most common options for the emotional response of children to information about antiterrorist security. It was determined that the method of sand art diagnostics has practical significance, namely, the ability to identify the most possible adverse emotional reactions of older preschool children to information about safe behavior under terrorist threats. The method can be used by any specialists from the field of pedagogy and psychology (educators, psychologists, social workers, teachers of additional education, etc.), who can for the first time notice the deviating response in a child: passivity, obsessive curiosity, anxiety. The results of the study included statistically verified data on the emotional response of children, recommendations for the use of the author's method in the practice of teachers. As a result of the described research, the team of authors developed a diagnostic method, on the basis of which a computer program was created to automate the process of calculating the probability of a child's response type. Keywords: sand art diagnostics; anti-terrorist security; preschool children; emotional response; diagnostic method; passivity; curiosity; anxiety.
Information for citation: Kotlovanova O.V., Sychenko I.A., Emelyanova I.E., Batenova Y. V. (2020), "Development of the method of sand art diagnostics of emotional response of elder preschool children to information on anti-terrorist security", Research Result. Pedagogy and Psychology of Education, 6 (4), 106-119, DOI: 10.18413/23138971-2020-6-4-0-9.
Введение (Introduction). Террориста- диктуют необходимость обезопасить детей
ческие акты и угрозы современного мира от чрезвычайных ситуаций (Allwood M.A.,
Bell-Dolan D. and Husain S.A., 2002). Для решения задач формирования стратегий безопасного поведения при потенциальных угрозах возникновения террористических актов в дошкольных образовательных организациях и центрах дополнительного образования проводятся тематические занятия. При этом важно обеспечить эффективный скрининг возможных отклоняющихся эмоциональных реакций детей на информацию, касающуюся темы терроризма.
В СМИ и в Интернет-пространстве дети дошкольного возраста узнают информацию о терроризме, которая может быть для них психотравматичной (Stoddard F.J., Gold J., Henderson S.W., Merlino J.P., Norwood A., Post J.M., Shanfield S., Weine S. and Katz C.L., 2011). Дети часто испытывают проблемы с психическим здоровьем после соприкосновения с информацией об ужасах терроризма (Roos Haer, 2019). При этом симптомы схожи с теми, которые возникают после любого травмирующего события De Young A.C., Kenardy J.A. and Cobham V.E., 2011).
Стрессовые реакции детей на психо-травмирующую информацию могут быть различными (Fremont W.P., 2004). В зависимости от возраста дети могут не выражать свои опасения в устной форме. Можету-худшатьсяаппетитисон (Helping Children Cope With Terrorism - Tips for Families and Educators, 2015). У некоторых детей появляется агрессия в поведении (Scott B.G., Lapre G.E., Marsee M.A. and Weems C.F., 2013), удругих - навязчивые тревожные мысли (Sprung M. and Harris P.L., 2010), также может страдать когнитивная сфера (Pechtel P. and Pizzagalli D.A., 2010). Поэтому важно наблюдать за состоянием детей и быть чуткими к изменениям эмоционального фона ребёнка, связанными с вопросами терроризма (Allwood M.A., Bell-Dolan D. And Husain S.A., 2002). Взрослое сообщество обязано обезопасить детей от психо-травмирующей информации, защитить детей от возможных психо-эмоциональных расстройств (Conventionon the Rightsof the Child, General comment № 24, 2019) и пре-
подносить знания о безопасном поведении, придерживаясь принципа «не навреди».
Цель исследования - разработать метод песочной арт-диагностики эмоционального реагирования детей старшего дошкольного возраста на информацию об антитеррористической безопасности.
Цель метода - выявление наиболее возможных неблагоприятных эмоциональных реакций детей старшего дошкольного возраста на информацию о безопасном поведении при террористических угрозах и актах и на вопросы терроризма в целом.
Материалы и методы (Methodology and methods). В настоящее время при психологической диагностической работе с детьми используются такие методы как психологическое тестирование родителей и воспитателей, выявление уровня
тревожности - выбор рисунка ребёнком, рисуночные (проективные) методики. Наиболее близкими по технике являются арт-диагностические (проективные)
методики и тестирования, производимые исследователем.
Ниже представлены наиболее традиционные и часто используемые методики.
1. Тест тревожности (Тэммл Р., Дорки М., Амен В.) необходим для определения уровня тревожности ребенка 47 лет. Экспериментальный материал состоит из 14 рисунков, каждый из которых представляет собой некоторую типичную для жизни младшего школьника ситуацию. Вычисляется индекс тревожности ребенка: степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциональной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе.
2. Тест «Кактус» (Панфилова М.А.) имеет цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка (с 4 лет), выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности. Инструкция к тесту предлагается следующая: «На листе бумаги нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь». Вывод о тревожности
ребёнка базируется на следующем: «Тревога диагностируется при использовании темных цветов, внутренней штриховки, прерывистых линий».
3. Тест для оценки уровня тревожности ребенка от 4 лет (Захаров А.И.). Примеры пунктов наблюдения: «Легко расстраивается, много переживает, все слишком близко принимает к сердцу. Более чем часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний. Крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно. Все больше грустит и печалится без видимой причины. Как и в первые годы, снова сосет палец, соску, все вертит в руках. Нарастает неуверенность в себе, нерешительность в действиях и поступках». На основе родительских наблюдений за ребенком по каждому пункту выставляется 0; 1 или 2 балла. Подсчитывается сумма баллов и делается вывод о наличии невроза или предрасположенности к нему.
4. Методика для развития любознательности старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения (Виноградова Е. Л., 2004) включает определение уровня познавательной мотивации: «Оригами» (предлагается повторять за педагогом действия с бумагой для получения фигурки) и «Сказка» (дети прослушивают сказку, затем обсуждают её коллективно с педагогом).
В нашем исследовании мы опирались на метод песочной арт-диагностики - это действия с песком на песочном светящемся планшете и варианты рисунков в контексте заданной игровой проблемной ситуации, которые дают понимание психологического состояния ребёнка: среди таких тенденций -пассивность (немотивированность,
невовлечённость); любопытствование (как проявление любознательности, желание ребёнка получить дополнительную информацию на интересующий вопрос) и тревога (ожидание негативных событий, дискомфортное ощущение неопределённости).
Метод песочной арт-диагностики в отличии от других методик позволяет выявить эмоциональную реакцию (тенденции к любому из трех наиболее возможных вариантов: пассивность, любопытствование, тревожность) детей на актуальную проблему безопасного поведения при угрозе возникновения террористической ситуации с использованием элементов проективной методики и наблюдения со стороны диагноста-педагога со стандартизированными объективными вариантами ответов.
В песочной арт-диагностике объединены важные элементы как проективных, так и наблюдательных методик. Песочная арт-диагностика как проективная методика обладает свободой самовыражения ребёнка и более ярких проявлений его эмоционального состояния. Как наблюдательная методика она является стандартизированной, максимально объективной, доступной, удобной для педагога и не требует специальной подготовки.
Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Метод песочной арт-диагностики предполагает комплексное объективное, без ощущения тестирования, выявление неблагоприятных (патологических, требующих внимания педагогов) вариантов эмоциональной реакции детей старшего дошкольного возраста на информацию о безопасном поведении при акте террора (об антитеррористической безопасности) в процессе детской деятельности по критериям (баллам), что позволяет исследователю оперативно сориентироваться в наиболее распространенных вариантах эмоциональной реакции (прежде всего, их выявить) при формировании представлений о безопасности у детей старшего дошкольного возраста и в реакциях на информацию о вопросах терроризма в целом. При этом методика должна точно оценивать тот конструкт, для которого создана.
Разработанный нами метод песочной арт-диагностики ориентирован на
психически и неврологически здоровых детей, но применим также и для детей с минимальными психологическими отклонениями (не доходящими до тяжести психоневрологического диагноза).
Песочная арт-диагностика может использоваться педагогами и другими специалистами, которые могут заподозрить психологическую реакцию как отклонение от нормы у ребёнка. Специалисты проводят доступную и несложную песочную арт-диагностику для принятия дальнейших решений по консультированию детей и их семьи узкими специалистами - детскими психологами, психотерапевтами, неврологами.
При затрагивании социально острой тематики терроризма и изучении правил безопасного поведения во время теракта, особенно важно выстраивать образовательную деятельность с учётом индивидуальных особенностей психофизиологического состояния и возможностей ребенка, его индивидуальных отличий. В противном случае нельзя исключать психологические и когнитивно-поведенческие отклонения у детей.
Песочная арт-диагностика даёт комплексную оценку показателей моторных, речевых, когнитивных и психоэмоциональных особенностей в целом при пассивном, любопытствующем и тревожном вариантах реагирования детей старшего возраста на информацию о террористической безопасности.
В разработанной нами методике представлено многостороннее исследование различных реакций ребёнка. Каждый пункт позволяет предположить вариант
реагирования (предположительные
варианты указаны в скобках около ответа). Сочетание различных ответов склоняет специалиста к определённому типу эмоциональной реакции с большей вероятностью и даёт первичное понимание о дальнейшем консультировании семьи и создании индивидуального плана помощи ребёнку.
Очевидно, педагог должен
максимально быстро заметить подобные тенденции у ребёнка и принять меры по нормализации психоэмоционального состояния. Именно поэтому мы рекомендуем индивидуально встретиться с ребёнком, обсудить подобные тенденции с родителями и с детским психологом для мягкой коррекции состояния. При необходимости дополнительно используется психологическая диагностика детей, проводимая психологами. Результаты диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной помощи детям, испытывающим трудности в эмоциональной сфере или имеющим особые потребности при проведении занятий, предусмотренных программой.
Методика подразумевает работу с песком, поэтому имеет специфические противопоказания: психические или соматические расстройства в стадии обострения, патологический страх песка, повреждения кожи кистей, агрессия к детям (для групповой диагностики).
Диагностическое занятие проходит индивидуально или в группах до трёх детей. Песочная арт-диагностика предполагает экспресс-исследование в течение одной встречи. Использующим методику педагогам должно быть понятно, что предполагается оценивать. Дополнительные диагностические встречи строятся по схожему сценарию и нужны для уточнения некоторых пунктов (ответов) на вопросы диагностики, если специалист, проводящий скрининг сомневается в выборе ответов.
Опишем ход песочной арт-диагностики. Педагогу (психологу, воспитателю, социальному работнику, педагогу дополнительного образования) предлагается разыграть и закрепить с помощью песочной анимации с ребёнком варианты правильного поведения при различных чрезвычайных ситуациях террористического характера (ЧСТХ), совместно решить проблемные ситуации, в которых необходимо отразить усвоенные
(сейчас или на обучающих занятиях ранее) правила безопасного поведения.
Опираясь на методические
рекомендации МЧС РФ о безопасном поведении при терроризме, мы предлагаем игровые ситуации, затрагивающие следующие вопросы: действия при пожаре, при выявлении чрезвычайных ситуаций террористического характера, при обнаружении бесхозного предмета, действия в заложниках и при спасательном штурме. Предлагаемые темы (задания): как вести себя при пожаре, помоги герою спастись (возможные предложенные ситуации -нахождение в заложниках, штурм), как быть внимательным и осторожным (возможные предложенные ситуации - штурм, пожар), чего нельзя делать с бесхозным предметом и другие темы в рамках вопросов безопасности при ЧСТХ. Ребёнок может сам выбрать или предложить тему для рисунка на песке в рамках безопасности при ЧСТХ. Важно, чтобы диагностическое занятие не было информационным для ребёнка, т.е. информация о терроризме или правилах поведения в чрезвычайных ситуациях (ЧС) не была услышана ребёнком впервые на диагностике.
Диагностика проходила по определенной схеме: педагог задавал тему для рисунков и песочной анимации: это и спонтанные рисунки - то, что ребёнок нарисует сам при первом подходе к планшету, это и рисунки-экспромты: конкретная тема безопасности при террористической угрозе, поведения ребёнка при обыгрывании ситуации и т.д. Педагог ненавязчиво показывал приемы, с помощью которых можно было создать изображение (насыпание песка на световой планшет из кулачка или щепоткой, рисование ладонью, пальчиками в разных сочетаниях на песочной фоне). Далее дети могли проявлять самостоятельность при рисовании и создании песочной анимации или же старались повторить рисунок или элемент, следуя инструкциям и подсказкам. Исследователь наблюдал за психоэмоциональными и моторными реакциями ребёнка для точно-
го ответа по пунктам опросника. Длительность диагностического занятия - 20 минут.
Разработанные критерии позволяют специалисту оценить определённый тип реагирования ребёнка. В этом основное отличие от известных вышеназванных методик. Приведём пункты опросника. На каждый необходимо выбрать характерный для ребёнка только один вариант реагирования (наиболее подходящий реальному поведению и активности ребёнка на диагностическом занятии). Выбранный пункт добавляет баллы (от 1 до 3) к тенденциям эмоционального реагирования, для которых характерно такое поведение ребёнка. Баллы по каждой из тенденций суммируются. Среди вариантов
эмоционального реагирования: норма - Н, пассивность - П, любопытствование - Л, тревожность - Т.
1. Важнейший показатель эмоционального состояния - то, насколько поведение ребёнка адекватно ситуации. Для этого оцениваем взаимодействие ребёнка с основным оборудованием (необычным и привлекательным для ребёнка светящимся песочным планшетом).
Какое поведение демонстрирует ребёнок в первые минуты диагностического занятия?
- Рассматривает столик, песок, садится, выслушивает инструкции (Н - 2).
- Быстро самостоятельно начинает рисовать на песке, не дослушав инструкцию педагога (Л - 1).
- Нет интереса к деятельности (П - 2).
- Активно задает всё новые вопросы о занятии, переспрашивает педагога (Л - 2).
- Активно задает вопросы о занятии или об игровой ситуации на песке, переспрашивает, не удовлетворяется ответами педагога (Т - 2).
2. В обычных проективных методиках трудно сделать объективное психологическое заключение только на основании одного или двух-трех изобразительных продуктов. Наш способ диагностики позволяет изучить серию работ, песочных картин и анимаций, выявить
закономерности, что делает диагностику более достоверной. В рамках диагностики песочные картины-кадры сменяют друг друга, за сеанс диагностики ребёнок успевает нарисовать несколько картин или даже сюжетов.
Логичны ли переходы картин, если они объединены сюжетом, соответствует ли смена кадров смене сюжета?
- «Кадры-картины» песочной анимации сменяются логично, упорядочено
(Н - 2).
- Смена кадров быстрая, неупорядоченная, или не соответствует сюжету (Т - 1).
- Ребёнок не стремится изображать сюжет кадрами, не проявляет интереса к этой деятельности (П - 1).
- Ребёнок предлагает и рисует множество картин, не качественно дорабатывает предыдущий кадр (Л - 1).
- Ребёнок рисует множество картин хаотично (Т - 1).
3. Исследуем достаточность концентрации внимания на процессе песочной живописи. Важно оценить работу с позиций трудоемкости процесса рисования: как много сил приложил ребёнок на создание задуманного образа, в опасной ситуации способа действий.
Какова трудоёмкость работы?
- Работа с сюжетами не состоялась
(П - 2).
- Ребёнок работает достаточно сосредоточенно и длительно (Н - 2).
- Недостаточно длительная концентрации внимания, плохо проработана картина (П - 1, Т - 1).
- «Застревание» на определённом сюжете, много исправляет (Л - 1, Т - 2).
4. Одним из показателей эмоционального состояния ребёнка является не только способность сконцентрировать внимание, но и достаточно его удерживать. Диагностика позволяет оценивать скорость работы, а, следовательно, и косвенно скорость психической деятельности (особенности психологического состояния) по скорости насыпания песка или черчения на песочном фоне. Ведь в других арт-
методиках акцента на скорость работы нет или же ребёнок перестаёт рисовать при утомлении и скорость психических реакций уже отследить невозможно. Отсюда вытекает следующий тест-вопрос (тестовый вопрос, который является частью диагностики).
На протяжении занятия как ребёнок удерживает внимание?
- Внимание рассеянно, нет длительной концентрации, однако помощь педагога стабилизирует внимание (Л - 1).
- Внимание достаточно (Н - 2).
- Ребёнок длительно «врабатывается» (П - 2).
- Внимание рассеянно, нет длительной концентрации и помощь педагога слабо и непродолжительно стабилизирует внимание, недостаточно для планомерного рисования (Т - 2).
5. Способ позволяет оценить целенаправленность деятельности ребёнка в вопросах безопасности.
Ребенок проявляет целенаправленность, дорисовывает рисунок по безопасности на песке до конца?
- Да, целенаправлен в рисовании
(Н - 2).
- Крайне активно, быстро, стремительно или хаотично изображает сюжеты (Т - 1, Л - 2).
- Нет выраженного интереса, не доводит работу до логического конца
(П - 2).
6. Уникальность предложенного способа состоит и в том, что даже одно тест-действие может давать много разноплановой информации о состоянии ребёнка в контексте обсуждаемой опасной ситуации. Для создания картины методом черчения нужно насыпать тонкий и равномерный песочный фон. Создание фона оцениваем с точки зрения преобладающих эмоций.
Как ребёнок насыпает фон на световой планшет?
- Аккуратен, насыпает фон равномерно (Н - 2).
- Неаккуратен, часть песка просыпается мимо (Л - 1, Т - 1).
- Быстро работает, песок ложится неравномерно: кучками или с пустотами (Л - 1, Т - 1).
- Не наносит фон самостоятельно или первым, всегда ждёт помощи педагога, малоинициативен в «затирании картины» для создания следующей (П - 2).
7. Учитывая, что новые рисунки насыпаются и чертятся на той же поверхности, что и предыдущая работа (на песочном планшете), и у ребёнка нет возможности взять чистый лист бумаги для нового рисунка - мы сталкиваемся с проблемой стирания готовой работы. Многие дети не могут дождаться, пока педагог посмотрит на работу и даст сигнал к новой деятельности, к изображению нового безопасного способа действий в другой опасной ситуации. Это может указывать на проблему повышенной тревожности.
Может ли ребёнок какое-то время не трогать готовую песочную картину?
- Может посмотреть на работу со стороны, сфотографировать самому или попросить взрослого, показать другим участникам (Н - 1).
- Не дожидается нового задания, стирает самопроизвольно и начинает рисовать что-то новое (Т - 1, Л - 1).
- Не преступает к созданию новой картине без активной помощи взрослого
(П - 2).
8. Способ позволяет делать выводы о психологических проблемах не только по теме рисунка, но и по скорости и манере рисования: обязательно соотносим тему рисунка со скоростью работы, насыпания песка, что не позволяют исследовать большинство известных проективных методик диагностики. Ведь проективные методики - это субъективная оценка нарисованного (например, битвы, разрушения, увечья), а предложенный нами способ - это ещё и подкрепление полученного рисунка наблюдениями педагога (или педагога-психолога, социального работника, воспитателя, педагога дополнительного образования) за
психофизиологическими реакциями при рисовании (например, бросание песка).
Как ребёнок работает над темой рисунка по безопасному поведению при террористической угрозе?
- Неряшливо, не может контролировать медленное высыпание песка, работает «рывками», песок насыпает «кучками», а не линиями и неравномерно (Т - 2, Л - 1).
- Работает аккуратно, линии плавные, лишние песчинки не засоряют пространство планшета, всё в рамках рисунка (Н - 2).
- Работает медленно, неуверенно, линии песка формируют нечёткое изображение, недостаточно концентрирует внимание (П - 1).
9. Оценим речевую инициативность ребёнка - реплики относительно изображаемой ситуации, собственных предложений по безопасному поведению, замечаний о ситуациях и их воплощение на песке, а также диалог с педагогом о содержании рисунков на песке.
Инициативен ли ребёнок в речевой активности?
- Да, ребёнок инициативен, заинтересован (Н - 1).
- Проявляет излишнюю речевую активность, отчего страдает изобразительная деятельность, высказывает опасения по изображаемой ситуации (Л - 1, Т - 3).
- Нет выраженной речевой инициативности (П - 1).
- Проявляет выраженную речевую активность, соответствующую изобразительной деятельности, иногда «застревает» в диалоге с педагогом, задаёт много вопросов (Т - 1, Л - 3).
10. Оцениваем речевые функции.
Сопровождает ли ребёнок процесс
рисования рассказом о террористических событиях или угрозах, безопасных действиях или герое?
- Содержание речи адекватно ситуации, ответы полные (Н - 2).
- Задаёт много уточняющих вопросов (Л - 3).
- Многочисленные вопросы ребёнка и описания сюжета тревожны, опасливы, с разрушительными элементами, проговаривает наихудшие варианты развития ситуации (Т - 3).
- Не сопровождает рисование рассказом или слова / фразы отрывочны, скудны (П - 1).
11. Аккуратность работы и самодисциплина хорошо видны при работе над ошибками, если исправления необходимы. За счёт того, что предложенный способ подразумевает исправление картин, мы можем оценить дисциплинированность и тонкую, кропотливую деятельность, и как следствие - эмоциональное состояние ребёнка.
Как выглядят участки картины с исправлениями?
- Аккуратны (Н - 1).
- Неопрятны, сильно выделяются, насыпаны кучки песка (Т - 1, Л - 1).
- Ребёнок не стремится исправлять работу даже после рекомендации педагога (П - 1).
12. Работа над ошибками позволяет оценить степень рефлексии ребёнка, желание погружаться в тему безопасности при террористических угрозах.
Как проявляется работа над ошибками?
- Избегает трудоёмких исправлений или вообще не исправляет даже ошибочные элементы и даже несмотря на участие педагога (П - 2).
- Перерисовывает всю картину целиком, даже объективно удачные элементы (Т - 1, Л - 1).
- Исправляет объективно проблемные части картины (Н - 1).
13. Способность к инициируемому воспроизведению можно заметить по тому, как ребёнок воспроизводит картину, нарисованную в начале.
Повторяет ли ребёнок изученные картины, сюжеты или приёмы работы с песком?
- Повторяет по просьбе или инициативе взрослого (Н - 1).
- Повторяет при активном участии и помощи взрослого (П - 1).
- Сам возвращается к определённым картинам, нарисованным ранее, снова их воспроизводит, проигрывает, меньше внимания уделяет инструкциям взрослого
(Т - 2).
- Стремится к повторениям разных картин (Л - 2).
14. Способ позволяет объективно (по объему песка) оценить эмоциональные реакции и самодисциплину в работе, в общем, на протяжении диагностического занятия. Количество песка, просыпанного ребёнком на пол (мимо рабочей поверхности) позволяет говорить о его психоэмоциональном фоне.
Каково состояние рабочего места ребёнка после занятия?
- Вокруг рабочего места и на полу нет песка или единичные песчинки не более объёма У чайной ложки (Н - 1).
- На полу песок и вокруг светового планшета есть песок более объёма У чайной ложки (Т - 1).
15. Особенности социального взаимодействия являются важнейшим критерием для определения эмоционального фона ребёнка.
Каково у ребёнка вербальное и /или невербальное взаимодействие с другими детьми, как включается в общую деятельность, как взаимодействует с другими детьми?
- Нет явного взаимодействия, рисует сам по себе (П - 1).
- Включается в общую работу аномально: деструктивно, портит чужие рисунки - намеренно или нет (Т - 1).
- Включается в общую работу нормально, может изобразить правила поведения совместно с другими детьми
(Н - 2).
- Активен во взаимодействии, может рисовать на чужом пространстве, выражает настойчивое желание общаться с детьми по сюжетам картин (Л - 2).
- Диагностика проводилась индивидуально (вопрос не учитывается).
2 балла - ребёнок с такой реакцией в большинстве случаев демонстрирует такое поведение,
3 балла - очень показательное, специфичное для данного эмоционального реагирования поведение (признак).
Суммируются баллы по каждому варианту эмоциональной реакции в зависимости от единственного выбранного ответа на каждый диагностический вопрос. Тенденция эмоционального реагирования, набравшая наибольшее количество баллов (в процентном отношении к максимально возможному баллу по этому варианту эмоциональной реакции), считается наиболее вероятной. Ситуация, если ребёнок набирает примерно одинаковое количество процентов по нескольким вариантам тоже является возможной и говорит о вероятности девиантной эмоциональной реакции, ребёнка следует проконсультировать у детского психолога или психотерапевта с выполнением дальнейших рекомендаций в семье.
Для удобства, мы предлагаем стандартную таблицу, которую удобно распечатать и заполнять для нового исследования ребёнка.
Таблица
Бланк фиксации ответов по авторскому методу песочнойарт-диагностики
Table
A form for recording answers according to the author's method of sand art diagnostics
Балл варианта
Вариант Л
№ вопроса П (пассивность) Т (тревожность)
ответа Н (норма) (любопытствов
ание)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
16. Уникальность способа заключается в том, что имеется возможность полностью исправить испорченное другим ребёнком, без видимых недостатков. Это позволяет детям мягче реагировать на агрессию в их адрес.
Как на невербальном уровне ребёнок взаимодействует с другими и реагирует на вмешательства?
- Портит чужие работы (Т - 2).
- Исправляет то, что испортили ему
(Н - 1).
- Нет эмоциональной реакции на вмешательства (П - 2).
- Болезненно реагирует на порчу своих картин (Т - 2, Л - 1).
- Диагностика проводилась индивидуально (вопрос не учитывается).
Следует пояснить, что каждому варианту эмоциональной реакции соответствует определённое количество баллов за тот или иной ответ.
Где 1 балл обозначает, что ребёнок с указанной эмоциональной реакцией может проявлять себя подобным образом в ходе диагностики,
№ вопроса Вариант Балл варианта
11
12
13
14
15
16
Сумма
Макс. балл 25 23 22 26
% от макс
Рекомендовано заводить карту в виде таблицы на каждого ребёнка для нового исследования.
Например, на первый вопрос: Какое поведение демонстрирует ребёнок в первые минуты диагностического занятия? Дан ответ: «Б. быстро самостоятельно начинает рисовать на песке, не дослушав инструкцию педагога». Рядом с каждым вариантом ответа можно увидеть вариант реакции и количество баллов. В данном ответе: (Л - 1). В ячейку таблицы вопроса заносим 1 балл в колонку «Л» - любопытствование.
Так заполняется таблица на 16 вопросов. Далее, суммируются набранные баллы по каждому варианту реакции. И высчитывается процент набранных баллов по каждой из 4-х колонок: Н, П, Л, Т. Делается вывод по вероятности предположительной реакции. Ребёнок может быть направлен на консультацию к психологу для выстраивания
индивидуального плана психологической стабилизации эмоций.
Заключение (Conclusions). По результатам диагностического занятия с ребёнком формулируются выводы об эмоциональном реагировании ребёнка на информацию о безопасном поведении при угрозе террористической ситуации.
Важно, что результаты каждого ребёнка могут складываться в общее понимание того, как группа детей (например, группа в дополнительной образовательной организации (ДОО)) реагирует на занятия, посвященные безопасности при ЧСТХ. В том числе, косвенно, можно судить и о реакции детей
на информацию о ЧС. Всё это даёт педагогу знания о психологическом комфорте ребёнка, а, следовательно, и о необходимости корректирования подачи материала о безопасности на занятиях. Диагностика позволяет максимально рано заметить признаки эмоционального неблагополучия ребёнка и провести с ним и с его семьей необходимые психолого-педагогические консультации и сессии.
Сравнение показателей диагностики на разных этапах (в начале и конце учебного года или до и после реализации программ, акций, занятий и т.д. по безопасности детей в ЧСТХ) даёт понимание о психологической безопасности проведения подобных мероприятий для детей. Кроме того, дети через СМИ случайно получают информацию о терроризме, которая может быть психологически опасной для дошкольников. Диагностика также может быть полезна в отслеживании психологического состояния ребёнка по мере его взросления или после возможных психологических потрясений при информировании его о ЧСТХ не педагогом и не в рамках занятий по безопасности.
Выявленные с помощью диагностики пассивность, любопытствование или тревожность ребёнка могут быть его обычными (более глобальными)
тенденциями и не связанными напрямую именно с темой занятия о террористической безопасности. При этом, выявленные особенности служат основанием для консультации психолога как ребёнка, так и его семьи. Педагоги и родители стремятся обеспечивать безопасность всех детей с
любым типом эмоционального
реагирования, поэтому уроки безопасного поведения при ЧС для таких детей должны быть подобраны индивидуально. И это тоже несомненное преимущество диагностики: скрининговое определение детей из группы риска по психологической неустойчивости для обеспечения бережного подхода со стороны педагогов и психологов.
Таким образом, метод песочной арт-диагностики представляет собой простой, удобный, быстрый способ диагностики наиболее распространенных вариантов эмоционального реагирования детей старшего дошкольного возраста на информацию об антитеррористической безопасности или о явлении терроризма в целом.
Список литературы
Виноградова Е.Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5-6 лет: автореф. дис... канд. психог. наук: Москва, 2004. 24 с.
Панфилова М.А. Тест «Кактус». URL: https://psylist.net/promet/00007.htm (дата
обращения: 10.09.2020).
Захаров А.И. Тест на оценку уровня тревожности ребенка. URL:
https://psylist.net/praktikum/00305.htm (дата обращения: 10.09.2020).
Тэммл Р., Дорки М., Амен В., Тест тревожности. URL: https://vsetesti.ru/327 (дата обращения: 10.09.2020).
Allwood M.A., Bell-Dolan D. and Husain S.A. Children's trauma and adjustment reactions to violent and nonviolent war experiences // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 01 Apr 2002, 41(4): 450-457.
Convention on the Rights of the Child, General comment № 24 (2019) on children's rights in the child justice system, 18 September 2019.http://docstore.ohchr.org/SelfServices/FilesHa ndler.ashx?enc=6QkG1d%2FPPRiCAqhKb7yhsqIk irKQZLK2M58RF%2F5F0vEnG3QGKUxFivhToQ fjGxYjV05tUAIgp0wHQJsFPdJXCiixFSrDRwow 8HeKLLh8cg0w 1SN6vJ%2Bf0RPR9UMtGkA4 (Accessed 10 September 2020).
De Young A.C., Kenardy J.A. and Cobham V.E. Diagnosis of posttraumatic stress disorder in preschool children. // Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology: the Official Journal for the
Society of Clinical Child and Adolescent Psychology, American Psychological Association, Division 53, 01 Jan 2011, 40(3): 375-384.
Fremont W.P. Childhood reactions to terrorism-induced trauma: a review of the past 10 years // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 01 Apr 2004, 43(4): 381-392.
Helping Children Cope With Terrorism -Tips for Families and Educators (2015), available at: https://www.nasponline.org/resources-and-publications/resources-and-podcasts/school-climate-safety-and-crisis/mental-health-resources/war-and-terrorism/helping-children-cope-with-terrorism (Accessed 10 September 2020).
Pechtel P. and Pizzagalli D.A. Effects of early life stress on cognitive and affective function: an integrated review of human literature // Psychopharmacology, 24 Sep 2010, 214(1): 55-70.
Roos Haer. Children and armed conflict: looking at the future and learning from the past // Journal Third World Quarterly, Volume 40, 2019, Issue 1.
Scott B.G., Lapre G.E., Marsee M.A. and Weems C.F. Aggressive behavior and its associations with posttraumatic stress and academic achievement following a natural disaster // Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology: the Official Journal for the Society of Clinical Child and Adolescent Psychology, American Psychological Association, Division 53, 24 Jun 2013, 43(1): 43-50.
Sprung M. and Harris P.L. Intrusive thoughts and young children's knowledge about thinking following a natural disaster // Journal of Child Psychology and Psychiatry, and Allied Disciplines, 01 Oct 2010, 51(10): 1115-1124.
Stoddard F.J., Gold J., Henderson S.W., Merlino J.P., Norwood A., Post J.M., Shanfield S., Weine S. and Katz C.L. Psychiatry and terrorism // The Journal of Nervous and Mental Disease, 01 Aug 2011, 199(8): 537-543.
References
Vinogradova E.L. (2004), "Conditions for the formation of cognitive motivation in preschoolers 5-6 years old", Abstract of Ph.D. dissertation, Moscow, 21. Russia.
Panfilova M.A., Test "Kaktus" [Test "Cactus"], available at:
https://psylist.net/promet/00007.htm (Accessed 10 September 2020).
Zakharov A.I. Test na otsenku urovnya trevozhnosti rebenka [Test for assessing the level of
anxiety in a child], available at: https://psylist.net/praktikum/00305.htm (Accessed 10 September 2020).
Temml R., Dorki M. and Amen V. Test trevozhnosti [Anxiety], available at: https://vsetesti.ru/327/ (Accessed 10 September 2020).
Allwood M.A., Bell-Dolan D.and Husain S.A. (2002), Children's trauma and adjustment reactions to violent and nonviolent war experiences, Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 41(4):450-457.
Convention on the Rights of the Child, General comment № 24 (2019) on children's rights in the child justice system, 18 September 2019.http://docstore.ohchr.org/SelfServices/FilesHa ndler.ashx?enc=6QkG1d%2FPPRiCAqhKb7yhsqIk irKQZLK2M58RF%2F5F0vEnG3QGKUxFivhToQ fjGxYjV05tUAIgp0wHQJsFPdJXCiixFSrDRwow 8HeKLLh8cg0w 1SN6vJ%2Bf0RPR9UMtGkA4 (Accessed 10 September 2020).
De Young A.C., Kenardy J.A. and Cobham V.E. (2011), Diagnosis of posttraumatic stress disorder in preschool children, Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology: the Official Journal for the Society of Clinical Child and Adolescent Psychology, American Psychological Association, Division 53, 40(3): 375-384.
Fremont W.P. (2004), Childhood reactions to terrorism-induced trauma: a review of the past 10 years, Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 43(4): 381-392.
Helping Children Cope With Terrorism - Tips for Families and Educators (2015), available at: https://www.nasponline.org/resources-and-publications/resources-and-podcasts/school-climate-safety-and-crisis/mental-health-resources/war-and-terrorism/helping-children-cope-with-terrorism (Accessed 10 September 2020).
Pechtel P. and Pizzagalli D A. (2010), Effects of early life stress on cognitive and affective function: an integrated review of human literature, Psychopharmacology, 214(1): 55-70.
Roos Haer (2019), Children and armed conflict: looking at the future and learning from the past, Journal Third World Quarterly, Volume 40, 1.
Scott B.G., Lapre G.E., Marsee M.A. and Weems C.F. (2013), Aggressive behavior and its associations with posttraumatic stress and academic achievement following a natural disaster, Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology: the
Official Journal for the Society of Clinical Child and Adolescent Psychology, American Psychological Association, Division 53, 43(1): 43-50.
Sprung M. and Harris P.L. (2010), Intrusive thoughts and young children's knowledge about thinking following a natural disaster, Journal of Child Psychology and Psychiatry, and Allied Disciplines, 51(10):1115-1124.
Stoddard F.J., Gold J., Henderson S.W., Merlino J.P., Norwood A., Post J.M., Shanfield S., Weine S. and Katz C.L. (2011), Psychiatry and terrorism, The Journal of Nervous and Mental Disease, 199(8): 537-543.
Информация о конфликте интересов: авторы не имеют конфликта интересов для декларации. Conflicts of Interest: the authors have no conflict of interest to declare.
Данные авторов:
Котлованова Олеся Владимировна, аспирант, Южно-Уральский государственный
гуманитарно-педагогический университет.
ORCID: 0000-0003-0602-9675. Сыченко Игорь Алексеевич, инженер-программист, AppFox, Москва. Емельянова Ирина Евгеньевна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии детства факультета дошкольного образования, ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет. ORCID: 00000002-1438-5197.
Батенова Юлия Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства факультета дошкольного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. ORCID: 0000-0002-1792-2736.
About the authors:
Olesya V. Kotlovanova, Graduate Student, South
Ural State Humanitarian-Pedagogical University.
ORCID: 0000-0003-0602-9675.
Igor Al. Sychenko, software engineer, AppFox,
Moscow.
Irina E. Emelyanova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, Faculty of Preschool Education, South Ural State
Humanitarian and Pedagogical University. ORCID: 0000-0002-1438-5197.
Yulia V. Batenova, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, Faculty of Preschool Education, South Ural State
Humanitarian and Pedagogical University. ORCID: 0000-0002-1792-2736.
Батенова Юлия Валерьевна: критический анализ и доработка текста; проверка методологических аспектов.