Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА МЕР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА'

РАЗРАБОТКА МЕР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
60
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / РАЗРАБОТКА / РЕАЛИЗАЦИЯ / TERRORISM / FINANCING / PREVENTION / CRIME / DEVELOPMENT / IMPLEMENTATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахмедханова Самира Телхатовна, Ахмедханова Сабина Телхатовна, Мамаев Камиль Хизриевич

В современной правовой науке отсутствуют методы и механизмы противодействия финансированию терроризма, что приводит к резкому всплеску самого терроризма, и связанных с ним деяний, которые ставят под угрозу безопасность всего государства. В данной статье проведен анализ такого преступного деяния как финансирование терроризма и предложены конкретные предупредительные меры профилактики подобных преступных деяний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ахмедханова Самира Телхатовна, Ахмедханова Сабина Телхатовна, Мамаев Камиль Хизриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MEASURES TO PREVENT THE FINANCING OF TERRORISM

In modern legal science, there are no methods and mechanisms for countering the financing of terrorism, which leads to a sharp surge in terrorism itself and related acts that threaten the security of the entire state. This article analyzes such a criminal act as the financing of terrorism and offers specific preventive measures to prevent such criminal acts.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА МЕР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО / CRIMINAL LAW AND CRIMINOLOGY; CRIMINAL ENFORCEMENT LAW

12.00.08

11.8. Разработка мер предупреждения финансирования терроризма

©Ахмедханова С. Т.1^, ©Ахмедханова С. Т.2^, ©Мамаев К. Х.1 Северо-Кавказский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), г. Махачкала, Российская Федерация 2ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет», г. Махачкала, Российская Федерация

ae-mail: [email protected]

Аннотация. В современной правовой науке отсутствуют методы и механизмы противодействия финансированию терроризма, что приводит к резкому всплеску самого терроризма, и связанных с ним деяний, которые ставят под угрозу безопасность всего государства. В данной статье проведен анализ такого преступного деяния как финансирование терроризма и предложены конкретные предупредительные меры профилактики подобных преступных деяний.

Ключевые слова: терроризм, финансирование, предупреждение, профилактика, преступление, разработка, реализация.

Для цитирования: Ахмедханова С. Т., Ахмедханова С. Т., Мамаев К. Х. Разработка мер предупреждения финансирования терроризма // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. №4. С. 234-237.

Development of measures to prevent the financing of terrorism

©S. T. Akhmedkhanova1,a, ©S. T. Akhmedkhanova2,a, ©K. Kh. Mamaev1 1North-Caucasian Institute (branch) of RSUJ (RLA of the Ministry of justice of Russia), Makhachkala, Russian Federation 2Dagestan State Technical University, Makhachkala, Russian Federation ae-mail: [email protected]

Abstract. In modern legal science, there are no methods and mechanisms for countering the financing of terrorism, which leads to a sharp surge in terrorism itself and related acts that threaten the security of the entire state. This article analyzes such a criminal act as the financing of terrorism and offers specific preventive measures to prevent such criminal acts. Keywords: terrorism, financing, prevention, prevention, crime, development, implementation.

For citation: Akhmedkhanova S. T., Akhmedkhanova S. T., Mamaev K. Kh. Development of measures to prevent the financing of terrorism // Economic problems and legal practice. 2020. Vol. 16. №4. P. 234-237.

ВВЕДЕНИЕ

Предметом любого криминологического исследования являются меры по предупреждению преступности, именно в них аккумулированы все результаты криминологических исследований, поэтому им придается особое значение. Основным идейным направлением криминологии как науки является предупреждение преступности. Поэтому существуют множество интерпретаций данного определения среди ученых.

Некоторые ученые полагают, что общество является основным инструментом предупредительной работы, обладающей легитимными средствами непосредственного воздействия на преступно-криминогенные факторы. Несмотря на значительную роль общества как основного держателя власти и рычага в борьбе с преступностью все же без тесного взаимодействия с государственными органами невозможно реализовать весь комплекс предупредительных мер.

Другие ученые полагают, что в предупреждении преступности основой является выборка и реализация специальных мер, включающих не только механизмы, направленные на искоренение и ликвидацию факторов преступности, но и направлен-

ные на изучение степени криминализации личности с целью оказания профилактического воздействия. Но все же придерживаясь мнения ученых относительно персонализации мер предупреждения, необходимо так же учитывать общую превенцию, в рамках которой осуществляется разработка и применение предупредительных механизмов.

Есть группа ученых, которые придерживаются мнения, что деятельность по предупреждению преступности является приоритетным направлением специально уполномоченных органов, направленная на устранение основных детерминантов преступности. Наиболее актуальным в этом контексте является мнение Л.И. Александровой и И.В. Колесовой, которые указывают на крепкую связь общества и государства в области предупреждения преступности, идея которых заключается в удержании преступности на допустимом социальном уровне путем устранения основных детерминантов ее порождающих [Александрова, Колесова, 2017].

234 Economic problems and legal practice

Vol. 16, №4,2020

ISSN 2541-8025(print) ISSN 2712-7605(online)

Ахмедханова С. Т., Ахмедханова С. Т., Мамаев К. Х.

РАЗРАБОТКА МЕР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА

На основе этих высказываний складывается и сама сущность предупредительной деятельности, обусловленная следующими основными аргументами. Первым общепризнанным является тот факт, что преступность всегда существует в обществе и будет существовать и исчезнет вместе с человечеством. Преступность - это социальный феномен, развивающийся вместе с обществом и государством. Ограничивать преступность представляется возможным только посредством совместных усилий общества и государства, где каждый из них выполняет строго определенную функцию.

Данные сформулированные аргументы имеют огромное значение при разработке и реализации программ предупреждения финансирования терроризма. Предупреждение как основной предмет криминологии представляет собой своего рода машину, состоящую из множества механизмов, среди которых уголовно-правовые средства занимают первое место, в связи с тем, что преступное деяние должно быть предупреждено, а не наказано.

Развивая учение о предупреждении преступности необходимо основной акцент делать на экономические, политические, социально-нравственные инструменты, реализующиеся через качественные нормативные акты, сформированные в соответствии с нравственно-моральными устоями, существующими в обществе.

Все данные аргументы построения системы предупреждения преступности должны так же учитываться при построении механизма предупреждения финансирования терроризма, поскольку увеличение масштабов террористической деятельности посредством осуществления финансирования данного явления вызывает озабоченность у многих криминологов.

Исследование в данной области позволило нам прийти к трем выводам, имеющим свою трех-уровневую систему специального, индивидуального и общего превентивного воздействия. Если затрагивать общую систему воздействия, то она по нашему мнению, прежде всего должна быть направлена на создание благоприятных условий существования человека в обществе.

Общая система воздействия должна обеспечивать не только безопасность существования общества посредством реализации программ антитеррористической направленности, но и улучшить уровень экономической, экологической, продовольственной сторон существования человечества. Данная программа реализовывается всеми государственными органами с привлечением специалистов различных уровней, но основное место в построении системы предупреждения принадлежит криминологам. Криминологи посредством проведения аналитических обзоров, разрабатывают эффективные меры предупреждения и осуществляют прогнозирование процесса развития преступности. Подведя итог можно прийти к выводу, что общую систему предупредительного воздействия как основную базу борьбы с терроризмом необходимо построить на принципе отрицания легитимности основных методов борьбы с терроризмом. По мнению Р.С. Гулиева механизм системы общего предупреждения должен быть сформирован на базе сильного развивающегося общества, построенного с учетом особенностей менталитета общества и уровня социально-культурного развития, а также внутренних и внешних угроз [Гулиев, 2019].

Для полной реализации системы общих предупредительных мер необходимо первоначально провести комплекс политических, социально-экономических, организационно-правовых мероприятий, целью которых является снижение уровня социальной напряженности, повышение уровня культурного благосостояния граждан.

ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В СИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ МЕР БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ

В системе предупредительных мер борьбы с терроризмом существенное место занимает информационная составляющая, способствующая формированию в сознании человека негативного отношения к террористическим проявлениям, что является главным обстоятельством налаживания устойчивой связи по обмену информацией с правоохранительными органами с целью выявления и пресечения преступных деяний исследуемой направленности. Посредством реализации данной взаимосвязи мы можем получить устойчивую общесоциальную систему предупредительного воздействия на финансирование терроризма.

Меры социального предупреждения терроризма являются вторым направлением предупреждения финансирования терроризма, которые первостепенно содержат комплекс мероприятий, направленных на предотвращение самих фактов финансирования деятельности террористов. В связи с повышенной активностью деятельности террористов в последнее время, вопрос об усилении контроля за финансовым снабжением террористов на сегодняшний день приобретает большую актуальность. Совершенствование нормативно-правовой базы противодействия финансированию терроризма является приоритетным направлением в системе социальных мер предупреждения. Основным инструментом реализации социальных мер предупреждения являются государственные органы, которые посредством оперативно-информационной базы координируют все направления предупредительных действий и принимают активное участие в программах противодействия финансирования терроризму. С целью достижения государственными органами плодотворных результатов во всех субъектах РФ разработаны региональные программы профилактики терроризма, экстремизма и созданы антитеррористические комиссии.

В данном направлении существенную роль играет также повышение качества профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов в области борьбы с террористическими преступлениями, основной целью и направлением деятельности которых является выработка единой следственно-судебной практики. Данные направления предупреждения порождают необходимость в пересмотре основных инструментов противодействия терроризму, деятельность которых в первую очередь должна быть направлена на подрыв экономических основ террористических организаций. Первостепенное значение в данном направлении принадлежит на наш взгляд Росфинмониторингу, который совместно с отделениями экономической антикоррупционной безопасности осуществляет контрольную деятельность за всеми потоками финансовых средств. Согласно мнению президента В.В. Путина, основным инструментом борьбы в данной области является Росфинмо-ниторинг, который уполномочен создавать преграду финансированию терроризма и экстремизма. Деятельность данной структуры направлена на осуществление контроля счетов некоммерческих организаций, закрытие подозрительных счетов,

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО / CRIMINAL LAW AND CRIMINOLOGY; CRIMINAL ENFORCEMENT LAW

12.00.08

ведение учета счетов граждан и организаций, принимающих участие в финансировании терроризма, уменьшения сумм, подлежащих обязательной проверке [Дмитриев, 2017]. А.И. Бастрыкин в целях реализации программы предупреждения финансирования терроризма, предлагает создать отделение финансовой полиции, осуществляющей функции финансовой разведки и при необходимости выполняющей оперативно-розыскные мероприятия.

На сегодняшний день существующая система перечисления денежных средств без идентификации на наш взгляд лишена всех экономических, правовых и моральных оснований, и является своего рода инструментом подпитывания процесса расширения организованных преступных группировок, осуществляющих не только преступления, связанные с терроризмом, но и другие криминальные деяния, например, связанные с незаконным оборотом наркотических средств. Введение понятия обезличенных денежных средств (создание системы электронного кошелька), способствует развитию бесконтактного способа передачи наркотических средств, при котором отсутствует необходимость встречи сбывающего и приобретающего, что значительно усложняет для сотрудников правоохранительных органов процесс предупреждения подобных видов преступлений. На основании данных выводов считаю целесообразным ввести систему полной идентификации всех электронных платежей вне зависимости от сумм переводов.

ВЫВОДЫ

Проведенное исследование ст. 2057 подтолкнула на идею выделения отдельной социальной меры предупреждения, позволяющей закрепиться в Уголовном кодексе РФ. Предлагаем в редакцию ст. 2057 «Финансирование терроризма», включить следующий квалифицированный признак: те же деяния, совершенные с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет.

Говоря о подрыве экономических основ терроризма, необходимо обратить внимание на идею Чеченской республики, связанную с конфискацией имущества у близких родственников террористов в случаях, если будет доказано, что данное имущество приобретено посредством преступных действий виновного. Данную меру можно было бы применить и в отношении осуществляющих финансирование терроризма. Система социальных мер предупреждения терроризма на сегодняшний день должна составить основу всех мер предупреждения терроризма и реализовываться незамедлительно.

Что касается индивидуальных мер предупреждения финансирования терроризма, то данное направление включает в себя выявление лиц совершивших преступления террористической направленности, осуществления с данными лицами профилактических работ с целью предотвращения их криминальной активности и самостоятельности. По данной причине индивидуальная профилактика должна включать следующие направления:

1. Проведение постоянного мониторинга лиц, оказывающих систематическую финансовую помощь террористам посредством осуществления постоянного контроля связей данных субъектов, в том числе и в сети Интернет;

2. Повышение в обществе уровня нетерпимости преступления террористической направленности и связанных с ними деяний;

3. Постоянное осуществление административного надзора за сотрудниками правоохранительных органов, призванных обеспечивать общественный порядок и безопасность, но допускающих совершение тех или иных правонарушений и преступлений;

4. Систематическое проведение уполномоченными на то лицами, индивидуально - профилактических работ с преступниками, отбывающими наказание в местах лишения свободы за совершение деяний террористической направленности.

Данная система индивидуальных профилактических работ должна включать совместную деятельность государственных и общественных объединений, так как только тесно взаимодействуя можно победить зло угрожающее всей планете - терроризм.

Так как на сегодняшний день терроризм имеет псевдоисламскую направленность, то основные меры индивидуальной профилактики должны быть направлены на пропаганду истинных ценностей ислама. В данном направлении необходимо выработать всеобщие стандарты осуществления богослужения, дать единое толкование всех канонов Корана и требовать неукоснительного их соблюдения всеми верующими. Эти меры позволили бы защитить верующих и прежде всего молодежь от вредных воздействий различных течений, намерено искажающих смысл писаний и запретов Корана. Так же существенна роль образовательных учреждений и прежде всего профессорско-преподавательского состава, которые проводят разъяснительные предупредительные работы в рамках обязательного элемента образовательного процесса, разъясняя отрицательные последствий вовлечения в террористические, экстремистские организации.

Проводя исследование в данном направлении, мы пришли к выводу.

Меры предупреждения преступности должны быть построены на трехуровневой системе:

а) система общего предупреждения преступности, которая включает совокупность политических, экономических, правовых направлений развития с целью создания сильного государства, способного защититься от внешних и внутренних угроз;

б) специальные меры предупреждения, направленные на предупреждение фактов финансирования терроризма;

в) индивидуальные меры предупреждения направленные на выявление лиц, склонных совершать преступления, предусмотренное ст. 2057 и проведения с ними индивидуально-профилактических работ.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 87,26%.

236 Economic problems and legal practice

Vol. 16, №4,2020

ISSN 2541-8025(print) ISSN 2712-7605(online)

Ахмедханова С. Т., Ахмедханова С. Т., Мамаев К. Х.

РАЗРАБОТКА МЕР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА

Список литературы:

1. Александрова Л.И., Колесова И.В. Характеристика личности, причастной к финансированию терроризма, меры противодействия финансированию терроризма // Российская академия естественных наук / Сборник трудов конференции.

- 2017. - С. 24-27.

2. Гулиев Р.С. Применение Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма//Сборник по итогам Международной научно-практической конференции.- 2019.

- С. 146-152

3. Дмитриев И.А. Новые тенденции финансирования терроризма и международная система борьбы с его финансированием // Российская академия народного хозяйства при Президенте РФ. - М.: Наука сегодня, 2017. - С. 47-63.

Reference list:

1. Alexandrova L. I., Kolesova I. V. Characteristics of the person involved in the financing of terrorism, measures to counter the financing of terrorism // Russian Academy of natural Sciences / proceedings of the conference, 2017, Pp. 24-27.

2. Guliyev R. S. Application of the International Convention for the suppression of the financing of terrorism//Collection of results of the International scientific and practical conference.- 2019. - Pp. 146-152

3. Dmitriev I. A. New trends in the financing of terrorism and the international system for combating its financing // Russian Academy of national economy under the President of the Russian Federation, Moscow: Nauka Segodnya, 2017, Pp. 47-63.

Статья поступила в редакцию 28.07.2020, принята к публикации 21.08.2020 The article was received on 28.07.2020, accepted for publication 21.08.2020

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Ахмедханова Самира Телхатовна, кандидат юридических наук, доцент, Северо-Кавказский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), г. Махачкала, Российская Федерация, e-mail: [email protected] Ахмедханова Сабина Телхатовна, кандидат экономических наук, доцент, доцент, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет», г. Махачкала, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Мамаев Камиль Хизриевич, магистр, Северо-Кавказский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), г. Махачкала, Российская Федерация

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Samira T. Akhmedkhanova, Cand. Sci. (Law), associate Professor, North-Caucasian Institute (branch) of RSUJ (RLA of the Ministry of justice of Russia), Makhachkala, Russian Federation, e-mail: [email protected] Sabina T. Akhmedkhanova, Cand. Sci. (Econ.), associate Professor, associate Professor, Dagestan State Technical University, Makhachkala, Russian Federation, e-mail: [email protected]

Kamil Kh. Mamaev, Magister, North-Caucasian Institute (branch) of RSUJ (RLA of the Ministry of justice of Russia), Makhachkala, Russian Federation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.