УДК 343
11.7. Проблемы, связанные с совершенствованием законодательства об уголовной ответственности за незаконную банковскую деятельность
©Ахмедханова С. T.1,a, ©Ахмедханова С. T.2,a, ©Мирзаев А. Р.1 Северо-Кавказский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), г. Махачкала, Российская Федерация 2ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет», г. Махачкала, Российская Федерация
ae-mail: cabinaken@mail.ru
Аннотация. В современной России свободное осуществление экономической деятельности создало для законодателя ряд проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и законных интересов участников экономической деятельности, а также и государства, как гаранта существования и развития всего общества. Государство осуществляет контроль за состоянием и развитием банковской системы, регулирует всю банковскую деятельность кредитных организаций, определяет основания и пределы публичного вмешательства в данную деятельность. Проведенное нами исследование свидетельствует о том, что на современном этапе в порядке осуществления банковской деятельности существуют негативные этапы и тенденции. Основной целью исследования является изучение законодательной основы, регулирующей порядок осуществления банковской деятельности, проблем, связанных с порядком привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления в данной сфере. Исследования, проводимые в данной области, позволяют выявить основные причины и основания совершения преступлений при осуществлении банковской деятельности, с целью выявления недостатков и противоречий в конструкции уголовно - правовой нормы, регулирующей порядок привлечения к ответственности за неправомерное проведение различных банковских операций. Предложены меры профилактического и предупредительного воздействия уголовно-правового характера, осуществляемые как внешними, так и внутренними субъектами. Раскрыты проблемы, связанные с совершенствованием законодательства в сфере уголовно-правового регулирования банковской деятельности, и внесены предложения по ужесточению мер привлечения к уголовной ответственности.
Ключевые слова: преступления, банковская деятельность, предупреждение, профилактика, законодательство, уголовно-правовые нормы.
Для цитирования: Ахмедханова С. Т., Ахмедханова С. Т., Мирзаев А. Р. Проблемы, связанные с совершенствованием законодательства об уголовной ответственности за незаконную банковскую деятельность // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. №4. С. 229-233.
Problems associated with improvement of legislation on criminal liability for illegal banking operations
©S. T. Akhmedkhanova1a, ©S. T. Akhmedkhanova2a, ©A. R. Mirzaev1 1North-Caucasian Institute (branch) of RSUJ (RLA of the Ministry of justice of Russia), Makhachkala, Russian Federation 2Dagestan State Technical University, Makhachkala, Russian Federation ae-mail: cabinaken@mail.ru
Abstract. In modern Russia, the free exercise of economic activity has created for the legislator a number of problems related to ensuring and protecting the rights and legitimate interests of participants in economic activity, as well as the state as a guarantor of the existence and development of the entire society. The state controls the state and development of the banking system, regulates all banking activities of credit organizations, and determines the grounds and limits of public intervention in this activity. Our research shows that there are negative stages and trends in the implementation of banking activities at the present stage. The main purpose of the research is to study the legal framework regulating the procedure for conducting banking activities, the problems associated with the procedure for bringing to criminal responsibility persons who have committed crimes in this area. Research conducted in this area allows us to identify the main causes and grounds for committing crimes in the course of banking activities, in order to identify shortcomings and contradictions in the construction of criminal law regulations governing the procedure for bringing to justice for unlawful conduct of various banking operations. Measures of preventive and preventive impact, of a criminal legal nature, carried out by both external and internal actors, are proposed. The problems related to the improvement of legislation in the field of criminal law regulation of banking activities are revealed and proposals are made to tighten the measures of criminal prosecution.
ISSN 2541-8025 (print) Том 16, №4,2020 Проблемы экономики и юридической практики 229
ISSN 2712-7605 (online)
12.00.08
Keywords: crime, banking, prevention,prevention, legislation, criminal law.
For citation: Akhmedkhanova S. T., Akhmedkhanova S. T., Mirzaev A. R. Problems associated with improvement of legislation on criminal liability for illegal banking operations // Economic problems and legal practice. 2020. Vol. 16. №4. P. 229-233.
Банковская деятельность направлена на обеспечение устойчивости национальной валюты Российской Федерации, но, прежде всего, она аккумулирует денежные вклады физических и юридических лиц, и в связи с этим подвергается постоянному преступному посягательству. По мере совершенствования и развития банковской системы, улучшения механизмов осуществления различных банковских операций, все более изощрённые становятся преступные посягательства на кредитную сферу, что привело к необходимости совершенствования уголовно-правового законодательства, и поэтому на сегодняшний день банковская деятельность является важнейшим объектом уголовно - правовой охраны.
Предупредительные и профилактические мероприятия, осуществляемые в банковской сфере, - это деятельность государственных органов и общественных институтов, направленная на применение определенных механизмов сдерживания, противодействия, преодоления причин, детерминирующих преступления в банковской сфере и посягающих на закрепленный порядок осуществления банковской деятельности.
Профилактические и предупредительные мероприятия в области банковской деятельности представляют собой комплекс элементов, включающих в себя: объекты осуществления предупредительной деятельности; субъекты, проводящие данную работу; проведение различных мероприятий, направленных на предотвращение посягательств и предупреждение преступлений при осуществление банковских операций.
Если говорить об общем объекте предупредительного воздействия в области осуществления банковской деятельности, то ими являются криминогенные факторы различного уровня и характера, оказывающие отрицательное воздействие на масштаб, динамику, структуру преступных посягательств в данной сфере экономики, порядок осуществления банковской деятельности людьми в строгом соответствии с нормами законодательства.
Предупредительные и профилактические мероприятия представляют собой систему мер, осуществляемых различными субъектами. Субъектами предупредительного воздействия являются специализированные и неспециализированные группы. Если говорить о специализированных субъектах, то к ним относится государство в лице правоохранительных органов и объединений граждан, целенаправленно проводящих определенные превентивные мероприятия.
Самые разнообразные меры предупредительного и профилактического воздействия нашли описание в криминологической науке. Их классификация осуществляется следующим образом: по зарегистрированному количеству и уровню, по основным целям и направленностям, по задачам применения, по масштабу проведения, по правовой характеристике субъекта воздействия, порядком интенсивности проводимых мероприятий и основному содержанию данных мероприятий.
Меры общесоциальные и специально-криминологические являются основными в системе предупреждения преступлений в области банковской деятельности. Если говорить о мерах профилактики и предупреждения, применяемые в исследуемой нами области, то осуществляемые на общесоциальном уровне мероприятия, носят социальнополезный характер,
направленный на совершенствование общественных отношений путем разрешения социальных проблем, экономических кризисов, улучшение основных областей жизнедеятельности общества, и в целом данные меры позитивно сказываются на сокращении количества совершаемых преступлений в области осуществления банковской деятельности. Меры, основанные на специально - криминологическом подходе - в основном направлены на предупреждение преступлений в области банковской деятельности. Но, в целом, система предупреждения преступлений в области банковской деятельности, ее основные меры, формы, уровни и различные виды представляют собой определенную деятельность субъектов, основанную на регулируемых законом мероприятиях, проводимых в данной области экономики.
Система государственных субъектов, которая на сегодняшний день функционирует в России, призвана проводить предупредительные мероприятия в области осуществления банковской деятельности. Она представляет собой сложное многосубъектное образование, применяющее разносторонние способы воздействия на данную область. Субъекты государственного воздействия делятся на две основные группы: деятельность одной из них связана с защитой порядка правомерного функционирования основных учреждений банковской системы; деятельность другого субъекта на раскрытие, выявление, пресечение преступлений в области проведения различных банковских операций.
Главное место среди субъектов, относящихся к первой группе, отводиться Банку России. Он является основным органом, осуществляющим банковское регулирование и банковский надзор за деятельностью работников данной структуры, также проводит контроль за соблюдением при осуществлении кредитных операций банковскими группами нормативно-правовых актов соответствующей банковской структуры.
Данная банковская структура устанавливает обязательные правила проведения различных банковских операций, ведения бухгалтерского учета и отчетности, устанавливает определенный порядок предоставления статистической отчетности, в соответствии с нормами федерального закона. Согласно плану «Стратегия развития банковской системы Российской Федерации», планируется создание нового инструмента, осуществляющего своего рода надзорную функцию за деятельностью работников банковской системы, так называемый институт кураторов. В соответствии с данной стратегией один представитель Центрального банка РФ будет прикреплен к кредитному отделению банковской структуры, постоянно осуществлять контроль за работниками, обладать всей необходимой информацией о порядке проведения кредитных операций, будет предоставлять адекватную оценку текущему состоянию и перспективному плану развития, предоставлять определенные рекомендации в случае возникновения ситуаций повышенного риска, и проводить определенные мероприятия, направленные на снижение уровня потенциальной доступности для совершения преступлений в данной области.
Сложившиеся взаимоотношения между Банком России и различными коммерческими банками, нельзя назвать оптимальными и выгодными, так как коммерческая структура ста-
230 Economic problems and legal practice
Vol. 16, №4,2020
ISSN 2541-8025(print) ISSN 2712-7605(online)
новится зависимой и не может реализовать самостоятельно определенную внутриведомственную политику, что значительно сдерживает ее развитие на мировой арене и мешает реализации многих перспективных стратегических планов. Но, в то же время, процесс банковского регулирования и надзора нацелен на защиту интересов многих вкладчиков и кредиторов, на обеспечение стабильности и прозрачности банковской деятельности. Как говорил в своем высказывании Д.И. Аминов, «для эффективной деятельности коммерческих банков необходимо установить строго регламентированные законом правила игры, которые не подвластны аппарату чиновников, даже если их вмешательство осуществляется на основе благих намерений, и в случае нарушения таких правил должен существовать независимый и незаинтересованный аппарат, который будет беспристрастно рассматривать возникшие проблемы» [Аминов Д.И., Гладких В.И., Соловьев К.С., 2012].
Для поддержания и осуществления контроля за различными банковскими структурами государство создало специальные подразделения в коммерческих банках, деятельность которых направлена на решение проблем, возникающих в связи с преступными посягательствами в области банковской деятельности.
Правоохранительные органы, относящиеся ко второй группе субъектов, осуществляющие предупреждение и профилактику преступлений, являются носителями функциональных установленных законом прав и обязанностей и призваны выполнять широкий круг мероприятий по нейтрализации банковской преступности, ее предупреждению и профилактике. Деятельность структур правоохранительных органов направлена на осуществление функции надзора за порядком осуществления основанной на законе деятельности. В случае нарушения закона нарушителей необходимо привлечь к административной ответственности, и реализовать в отношении них административные, уголовные и гражданские санкции. Органы прокуратуры осуществляют функцию надзора не только за порядком соблюдения законов работниками банковских структур, тем самым проводя профилактические мероприятия, направленные на предупреждение преступности, но и за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, чьи права могут быть нарушены при осуществлении различных кредитных операций. Тем самым они побуждают данные структуры активно и добросовестно выполнять свои обязанности, реализуя процесс противодействия преступности при осуществлении различных мероприятий в банковской сфере.
В системе субъектов, осуществляющих предупредительные и профилактические мероприятия, особое место принадлежит органам прокуратуры и другим органам внутренних дел, которые выявляют криминогенные факторы способствующие совершению преступлений, реализуют меры направленные на защиту населения, обеспечивают безопасность различных форм собственности, защищают от преступных посягательств, осуществляют контроль за лицами раннее совершившими противоправные деяния и проводят различные профилактические мероприятия с ними, выявляют лиц, которые замышляют, либо подготавливаются к совершению преступного деяния, реализуют работу по направлению виктимологиче-ской профилактики. Государством на данные правоохранительные структуры возложены огромные надежды в области пресечения, раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, совершаемых в исследуемой сфере экономической деятельности. В органах полиции существует специальное подразделение, занимающееся преступлениями в
экономической сфере. Их деятельность направлена на обслуживание хозяйствующих субъектов, принятие и быстрое реагирование по сообщениям, поступившим в органы полиции о преступлениях, совершаемых в отношении граждан в банковских структурах, проведению оперативно-розыскных мероприятий по возмещению материального и морального ущерба, причиненного при осуществлении различных банковских операций, а также проведение различных уголовно-процессуальных мероприятий, предусмотренных законодательством в установленном порядке.
При поступлении сообщения о преступлении, совершенном в банковской организации, сотрудники подразделения по борьбе с экономическими преступлениями осуществляют неотложные следственные мероприятия, направленные на изъятие информации, касающейся денежных переводов, финансовых операций, опечатывают кассы, требуют проведения проверок, инвентаризации, ревизии деятельности кредитно -финансового и хозяйственного отделов банка.
Возникает необходимость совершенствования не только профилактических мероприятий, направленных на предупреждение преступлений в банковской сфере, но и законодательной сферы, связанной с обеспечением охраны общественных отношений, возникающих при проведении законных банковских операций. Проведенное исследование в области применения уголовного законодательства показывает, что правоприменитель испытывает трудности при осуществлении реализации правовых норм, регулирующих составы преступлений, предусматривающих порядок осуществления банковской деятельности. Это объясняется, прежде всего, неточностью формулировки, искаженностью многих терминов, которые используются при констатации многих нормативных положений.
Признаки объективной стороны при квалификации состава преступления, связанного с незаконной банковской деятельностью, недостаточно раскрыты и не имеют официального толкования, это является достаточно существенной ошибкой, допускаемой в судебно-следственной практике. Так же низкая эффективность норм законодательства, регулирующих преступления, связанные с незаконной банковской деятельностью, связана с наличием множества пробелов и противоречий в тексте статьи и отсутствием у законодателя опыта применения данных новелл.
Данные обстоятельства способствуют усилению тенденции разногласия и рассогласованности в деятельности сотрудников следствия и суда при проведении мероприятий, направленных на пресечение и предупреждение преступлений в сфере осуществления банковской деятельности. Рассматриваемые пробелы проявляют себя прежде всего при толковании бланкетной диспозиции статьи 172 УК РФ. Дело в том что, повышенная бланкетность диспозиции сопровождена изучением законодательного и нормативного материала иных отраслей права, направленных на регулирование отношений кредитования в области гражданского, административного, финансового права. Диспозиция статьи 172 УК РФ, также предусматривает постоянное обращение к законам РФ «О банках и порядке осуществления законной банковской деятельности», «О центральном банке РФ», а также к внутриведомственным нормативным актам, регулирующим порядок лицензирования и предоставления возможности регистрации на законных основаниях банковской деятельности. Часто возможны ситуации, когда совершаются операции, связанные с банковскими вкладами, квитанции по которым требуют применения норм, регулируемых гражданским кодексом РФ.
12.00.08
Многие исследователи в области права выделяют огромное множество нормативно-правовых актов, регулирующих порядок осуществления банковской деятельности и проведения различных банковских операций, которые не всегда согласуются друг с другом и в связи с этим не подлежат опубликованию, это вызывает существенные трудности в правоприменительной практике. Перед отечественными исследователями в области права и законодательными органами стоит задача устранения не только коллизий, существующих в уголовном праве при взаимодействии с другими отраслями права, но и разработки различных профилактических программ, направленных на изменение криминогенной обстановки, повышение общественной опасности противоправных деяний, так как современное представление об уголовной ответственности имеет превентивное значение, и не оказывает устрашающее влияние на общественное сознание.
Многие авторы высказывают свое мнение по поводу бланкетности существующих норм уголовного законодательства, например, А.В. Наумов утверждает, что «бланкет-ность не создает противоречия при применении уголовных норм так и при наложении уголовно-правовых запретов, а также не вызывает сомнения самостоятельность и исключительность данных норм». [Наумов А.В., 1996] Н.Ф. Кузнецова в целях отграничения преступлений от правонарушений предлагает точно определить круг нарушаемых правил и признаков, формирующих совершение преступления области осуществления банковской деятельности и в качестве приложения присовокупить к уголовному кодексу РФ. Данные меры облегчили бы для правоприменителя формулировку, содержащуюся в диспозициях норм УК РФ, составы которых не всегда содержат точное определение уголовно-правовых терминологий [Кузнецова Н.Ф., 1996].
Основной целью любой экономической деятельности является удовлетворение общественных материальных потребностей. Экономическая деятельность и удовлетворение общественных потребностей - взаимообуславливающие понятия. Общественная потребность представляет собой надобность и нужду общества в чем-либо, необходимую постоянно удовлетворять, и она и выступает в качестве главной причины любой деятельности. Исходя из этого можно предположить, что деятельность является в абстрактном представлении любое движение материального объекта, направленное на удовлетворение общественных потребностей путем осуществления определенных экономических и финансовых операций.
Экономическая деятельность представляет собой определенные действия человека в сфере хозяйственного планирования и распределения материальных благ, основной целью которой является удовлетворение потребностей государства и общества. Данная деятельность может быть связана как с осуществлением банковской, так и любой трудовой деятельности, связанной с использованием наемной рабочей силы. Но если говорить об используемом в экономической теории понятии экономической деятельности, то данное определение связано с извлечением прибыли путем осуществления определенной предпринимательской и банковской деятельности.
Согласно мнению Л.Н. Борисовой, привлечения к уголовной ответственности за незаконную банковскую деятельность осуществляется в отношении определенных предпринимательских структур, которые проводят банковские операции без получения надлежащего разрешения в виде лицензии, либо официальной регистрации уполномоченных на то органов, в строгом соответствии с нормами федерального закона и внут-
риведомственными актами Банка России. Понятие банковская деятельность смежно с понятием осуществления банковских операций [Борисова Л.Н., 2018].
Законодатель под банковской деятельностью понимает, прежде всего, деятельность подотчетных кредитных организаций, проводящих различные банковские операции, после получения официального разрешения и регистрации. Если говорить о диспозиции статьи 172 УК РФ, то здесь банковская деятельность рассматривается как осуществляемая банками и небанковскими кредитными организациями деятельность в области банковских операций и различных сделок на рынке ценных бумаг.
Таким образом, банковская деятельность представляет собой основанную на законе деятельность по проведению различных банковских операций для достижения определенных экономических целей. Изучая данное направление, мы пришли к выводу, что «банковская деятельность» и «банковские операции» понятия несопоставимые и, в связи с этим, предлагаю внести изменения в диспозицию статьи 172 УК РФ и заменить данные понятия.
Основным признаком незаконной банковской деятельности является, прежде всего, наступление определенных вредных последствий в виде наступления вредных последствий, либо извлечения крупного ущерба. В связи с этим разумнее было сформулировать статью как деяние, совершенное с формальным составом. Деяние становиться преступлением только в том случае, если наступают определенные последствия в виде ущерба или извлечения определенного дохода. В примечании к статье 169 УК РФ указана данная величина, в связи с этим деяние, предусмотренное в статье 172 УК РФ, даже при наличии всех признаков незаконной банковской деятельности, не будет рассматриваться как преступление, если отсутствуют определенные предусмотренные законом последствия.
Проводя исследование в данной области можно прийти к выводу, что административная ответственность существует, однако она применяется только при проведении кредитной организацией страховой, торговой, производственной деятельности, либо при совершении определенных операций в нарушение нормативных требований, установленных федеральным законом, регулирующим порядок проведения банковских операций, либо внутриведомственными нормативными актами, установленными Банком России. В связи с этим возникает необходимость введения административной ответственности при осуществлении различных банковских операций без надлежащей лицензии либо регистрации. Можно в качестве примера рассмотреть уголовное право советского периода, в котором за конкретное правонарушение устанавливалась административная ответственность, а при повторном совершении подобного деяния, лицо привлекалось к уголовной ответственности. Проводя исследование в данной области законодатель пришел к выводу, что причиной недостаточности охраны правоотношений в области экономической деятельности является низкая разработанность диспозиции, предусмотренная статьей 172 УК РФ, и мягкость санкций за совершение преступления в данной области экономической деятельности. Отягчающим обстоятельством состава является совершение преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения, и в связи с этим санкция должна быть существенно усилена. Исходя из этого предлагаю, ввести дополнения в ч. 2 статьи 172 УК РФ в виде еще одного вида наказания, предусматривающего лишение права занимать определенную должность, связанную с осуществлением банковских
232 Economic problems and legal practice
Vol. 16, №4, 2020
ISSN 2541-8025(print) ISSN 2712-7605(online)
операций, и заниматься банковской деятельностью на срок до пяти лет. В данной статье авторами рассмотрены проблемы, связанные с порядком осуществления банковской деятельности, как одной из ведущих направлений экономической деятельности, связанной с проведением различных операций в области кредитования, обращения ценных бумаг, и предложены определенные меры профилактического, предупредительного, и уголовно-правового характера с целью повышения
эффективности борьбы с преступлениями в данном направлении.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 84,14%.
Рецензент: доктор юридических наук, профессор кафедры истории, государства и права ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет» А.К. Халифаева.
Список литературы:
Reference list:
Аминов Д. И., Гладких В. И., Соловьев К. С. Коррупция как социально-правовой феномен и пути ее преодоления / Д. И. Аминов, В. И. Гладких, К. С. Соловьев; Моск. акад. предпринимательства при правительстве г. Москвы. - М. : Юрист, 2012. - 158 с.
Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть: Курс лекций. М., 1996. 550 с.
Кузнецова Н.Ф. Основные черты Особенной части УК РФ // Вестник Моск. ун-та. Сер. Право. 1996. № 5. С. 14-31. Борисова Л.Н. Особенности защиты конкуренции в цифровой экономике// Правовая культура. Саратов. № 1 (32), 2018. С. 131-140
Aminov D. I., Gladkikh V. I., Solovyov K. S. corruption as a socio-legal phenomenon and ways to overcome It / D. I. Aminov, V. I. Gladkikh, K. S. Solovyov; Mosk. Acad. entrepreneurship under the government of Moscow. - Moscow: Lawyer, 2012. - 158 p. Naumov A.V. Russian criminal law. General part: Course of lectures. M., 1996. 550 p.
Kuznetsova N. F. Main features of the Special part of the criminal code of the Russian Federation // Vestnik Mosk. UN-TA. Ser. Pravo. 1996. No. 5. P. 14-31.
Borisova L. N. Features of competition protection in the digital economy// Legal culture. Saratov. No. 1 (32), 2018. Pp. 131-140
Статья поступила в редакцию 23.07.2020, принята к публикации 14.08.2020 The article was received on 23.07.2020, accepted for publication 14.08.2020
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Ахмедханова Самира Телхатовна, кандидат юридических наук, доцент, Северо-Кавказский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), г. Махачкала, Российская Федерация, e-mail: cabinaken@mail.ru Ахмедханова Сабина Телхатовна, кандидат экономических наук, доцент, доцент, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет», г. Махачкала, Российская Федерация, e-mail: cabina-ken@mail.ru
Мирзаев Аммакади Раджабович, магистр, Северо-Кавказский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), г. Махачкала, Российская Федерация
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Samira T. Akhmedkhanova, Cand. Sci. (Law), associate Professor, North-Caucasian Institute (branch) of RSUJ (RLA of the Ministry of justice of Russia), Makhachkala, Russian Federation, e-mail: cabinaken@mail.ru Sabina T. Akhmedkhanova, Cand. Sci. (Econ.), associate Professor, associate Professor, Dagestan State Technical University, Makhachkala, Russian Federation, e-mail: cabinaken@mail.ru
Ammakadi R. Mirzaev, Master, North-Caucasian Institute (branch) of RSUJ (RLA of the Ministry of justice of Russia), Makhachkala, Russian Federation