Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ, ПОРОЖДАЮЩИЕ КОРРУПЦИОННУЮ ПРЕСТУПНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ, ПОРОЖДАЮЩИЕ КОРРУПЦИОННУЮ ПРЕСТУПНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
324
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / КОРРУПЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / КРИМИНОЛОГИЯ / ПРИЧИНЫ / УСЛОВИЯ / ДЕТЕРМИНАНТЫ / CRIME / CORRUPTION / EDUCATION / CRIMINOLOGY / CAUSES / CONDITIONS / DETERMINANTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Джамалова Бика Багавдиновна, Ахмедханова Самира Телхатовна

Целью данного исследования является изучение криминогенной ситуации в Российской Федерации, которая характеризуется возрастанием масштабов коррупции, проникающей во все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и в систему образования. Основной целью исследования является оценка эффективности нормативно - правовой базы, обеспечивающей предупреждение распространения коррупционных преступлений и способствующая выявлению причин и условий совершения преступлений. Методологической основой являются проведенные статистические исследования на примере Республики Дагестан. В данной статье проведен комплексный анализ основных причин и условий порождающих коррупционную преступность в сфере образования с целью последующей разработки конкретных предложений, внесении корректив в уголовно-правовое законодательство Российской Федерации. Выводом данной работы является выявление основных причин порождения коррупционных преступлений в обществе. Ими являются стремление и желание работников сферы образования обогатиться без собственных усилий за счет учащихся людей, что способствует подрыву авторитета преподавателей в глазах студентов. Вся совокупность раскрытых в статье причин и условий выступает в качестве криминогенных факторов, на которые можно воздействовать с помощью предупредительных и профилактических программ и достигнуть реального снижения уровня коррупции в системе образования, а в дальнейшем и покончить с ней.This article describes the main reasons and conditions that contribute to the Commission of corruption crimes in society, the main determinants that drive the interests of the individual in the Commission of crimes of corruption in education. The main reason for the generation of corruption crimes in society is the desire and desire of educators to enrich themselves without their own efforts at the expense of students, which contributes to the undermining of the authority of teachers in the eyes of students. The article reveals the image of a corrupt criminal, an employee of the sphere of education, carrying out its activities in the educational environment, in the environment where the consciousness of the future generation is formed. The whole set of the reasons and conditions disclosed in the article acts as criminogenic factors that can be influenced by preventive and preventive programs and achieve a real reduction in the level of corruption in the education system, and in the future to end it.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Джамалова Бика Багавдиновна, Ахмедханова Самира Телхатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ, ПОРОЖДАЮЩИЕ КОРРУПЦИОННУЮ ПРЕСТУПНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

Джамалова Б. Б., Ахмедханова С. Т.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ, ПОРОЖДАЮЩИЕ КОРРУПЦИОННУЮ ПРЕСТУПНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

УДК 328.185.378 (06)

14.3. Основные причины и условия, порождающие коррупционную преступность в образовательной среде

©Джамалова Б. Б.", ©Ахмедханова С. Т.ь Северо-Кавказский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), г. Махачкала, Российская Федерация ae-mail: [email protected] be-mail: [email protected]

Аннотация. Целью данного исследования является изучение криминогенной ситуации в Российской Федерации, которая характеризуется возрастанием масштабов коррупции, проникающей во все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и в систему образования. Основной целью исследования является оценка эффективности нормативно - правовой базы, обеспечивающей предупреждение распространения коррупционных преступлений и способствующая выявлению причин и условий совершения преступлений. Методологической основой являются проведенные статистические исследования на примере Республики Дагестан. В данной статье проведен комплексный анализ основных причин и условий порождающих коррупционную преступность в сфере образования с целью последующей разработки конкретных предложений, внесении корректив в уголовно-правовое законодательство Российской Федерации. Выводом данной работы является выявление основных причин порождения коррупционных преступлений в обществе. Ими являются стремление и желание работников сферы образования обогатиться без собственных усилий за счет учащихся людей, что способствует подрыву авторитета преподавателей в глазах студентов. Вся совокупность раскрытых в статье причин и условий выступает в качестве криминогенных факторов, на которые можно воздействовать с помощью предупредительных и профилактических программ и достигнуть реального снижения уровня коррупции в системе образования, а в дальнейшем и покончить с ней.

Ключевые слова: преступность, коррупция, образование, криминология, причины, условия, детерминанты.

Для цитирования: Джамалова Б. Б., Ахмедханова С. Т. Основные причины и условия, порождающие коррупционную преступность

в образовательной среде // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. XVI. №2. С. 293-296.

The main reasons and conditions generating corruption offences in the educational environment

©B. B. Dgamalova", ©S. T. Akhmedkhanovab North-Caucasian Institute (branch) of RSUJ (RLA of the Ministry of justice of Russia), Mahachkala, Russian Federation ae-mail: [email protected] be-mail: [email protected]

Abstract. This article describes the main reasons and conditions that contribute to the Commission of corruption crimes in society, the main determinants that drive the interests of the individual in the Commission of crimes of corruption in education. The main reason for the generation of corruption crimes in society is the desire and desire of educators to enrich themselves without their own efforts at the expense of students, which contributes to the undermining of the authority of teachers in the eyes of students. The article reveals the image of a corrupt criminal, an employee of the sphere of education, carrying out its activities in the educational environment, in the environment where the consciousness of the future generation is formed. The whole set of the reasons and conditions disclosed in the article acts as criminogenic factors that can be influenced by preventive and preventive programs and achieve a real reduction in the level of corruption in the education system, and in the future to end it.

Keywords: crime, corruption, education, criminology, causes, conditions, determinants.

For citation: Dgamalova B. B., Akhmedkhanova S. T. название статьи // Economic problems and legal practice. 2020. Vol. XVI. №2. P. 293-296.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО / CRIMINAL LAW AND CRIMINOLOGY; CRIMINAL ENFORCEMENT LAW

12.00.08

ВВЕДЕНИЕ

Изучение причин и условий, детерминирующих на совершение коррупционных преступлений в различных сферах жизни общества, является центральной проблемой в криминологической науке, применяемой институтом предупреждения коррупционной преступности. Предупреждение коррупционной преступности осуществляется посредством разработки и применения программ профилактического воздействия, с целью устранения причин и условий, порождающих коррупционную преступность. Данные меры профилактически воздействуют на лица и устраняют желание совершить преступления коррупционного характера.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Выявление условий, способствующих порождению коррупционных преступлений в сфере образования, связано с своевременным изучением признаков школы свободной коррупции. К числу данных признаков относят: равные права на получение образования; соблюдение порядка при распределении образовательных программ; свобода при выборе направления высшего образования; проведение честной аккредитации ВУЗа, при которой все учебные заведения оцениваются согласно системе всеобщей огласки; реализация федеральных программ поддержки ВУЗов со стороны правительства, а также в системе внутреннего управления со стороны руководства и лиц осуществляющих преподавательскую деятельность. Исходя из высказывания профессора Московского университета М.В. Духовского о том, что причиной, порождающей преступность, является общественный строй нашей страны: «Нестабильность экономики, слабое политическое устройство, отсутствие устойчивых приоритетов в сознании общества являются причинами совершения большинства преступлений» [1 с, 202].

П.И. Гришаев говорил, что причины порождаются и находят свое выражение в «провоцировании преступности», т.е., он выделил некую связь между причинами и результатом, следствием которого является порождаемая коррупционная преступность, и конкретные действия, совершаемые преступниками с целью извлечения материальной выгоды для себя и своего обогащения. [Гришаев, 1984]

«Условия, способствующие порождению преступности - это явления, которые сами не способствуют возникновению преступности и преступления, а облегчают, создают условия для появления причин совершения коррупционных действий». [Кузнецова, 1994] В следствии этого возникает понятие обусловливание - самостоятельный вид детерминации, создающий условия, способствующие формированию причин совершения преступлений и способы реализации этих причин.

Рассматривая данный вопрос с позиций криминогенной детерминации можно увидеть разнообразные причинные связи: следственно-причинные, причинно-обуславливающие, функционально-зависимые, структурированно- системные, связь между состояниями. При этом наиболее содержательным и полным является понятие причинно-следственная связь. В.Н. Кудрявцев справедливо отмечал в своем высказывании, что «причинность порождения преступности обладает специфическими чертами как общность, неотвратимость наступления последствий, а также наличие временной и пространственной связи, носящей определенный характер». [Кудрявцев, 2017]

Причинами и источниками, порождающими преступность коррупционного характера в любом государстве, являются

противоречия, возникающие в обществе. Нестабильность экономики, противоречия в политической, духовной и во всех сферах социальной жизни являются основными условиями, способствующими коррупционной преступности в сфере образования.

Недостаточное регулирование со стороны государства всех сфер общественной жизни, слабая динамика развития социальных отношений выступают в качестве условий развития коррупционных преступлений и провоцируют рост коррупционной преступности в сфере образования.

Основными причинами возникновения коррупционных преступлений являются совокупность противоречий, связанных с нестабильностью экономической ситуации в нашей стране, с постоянными инфляциями и наложением санкций, падением стоимости рубля и ухудшением уровня жизни населения нашей страны, с заработными платами ниже прожиточного минимума, с постоянным ростом цен на продукты, на коммунальные услуги. Если затрагивать политическую ситуацию в нашей стране, то можно сказать что политические партии недостаточно выражают интересы общества, если положение граждан с каждым днем ухудшается. Социальные противоречия порождаются нестабильностью процессов, происходящих в обществе, неспособностью отстаивать свои интересы перед властью, что способствует формированию духовно-нравственной неустойчивости в их мировосприятии и отсутствие веры своими силами обеспечить себе достойное существование.

Возникающие в России экономические противоречия являются следствием глобального кризиса, который обуславливает появление криминогенных факторов, способствующих возникновению преступных группировок, обеспечивающих сокрытие материальных ценностей и тем самым создавая благоприятные условия для коррупционеров. Глобализация экономического кризиса позволила коррупции выйти на международный уровень и стать массовым и опасным явлением, создающим угрозу всему обществу. Получил развитие процесс дифференциации населения по признаку имущественного характера, активное выделение прослоек богатых и бедных, случившейся в 1990-х годах в следствии преобразований, происходивших в государстве. Раскол общества на две далеко неравные прослойки малообеспеченных и бедных с одной стороны, богатых и состоятельных с другой способствует образованию большого разрыва в доходах людей. Имущественное расслоение является характерной чертой бедных стран, которые неспособны своему населению обеспечить достойный образ жизни и помогать тем, кто действительно в этом нуждается. Все это способствует возникновению чувства недоверия и страха, и порождению разных форм насилия. Именно экономическая нестабильность и связанные инфляционные скачки являются основным стимулом, приводящим к росту коррупции, провоцирующим работников сферы образования искать дополнительные источники доходов. Экономическая нестабильность проявляется прежде всего в недостаточном финансовом обеспечении работников, в низких заработных платах, не способных обеспечить достойный образ жизни и к возникновению желания получить дополнительный доход нечестным путем.

Устаревшее техническое оснащение аудиторий, изношенность зданий, не выделении средств для ремонта, создают условия для поиска руководителями учебных заведений средств и добиваются взятки с работников и учащихся данных учреждений. Но в последние несколько лет государство начало вкладывать в систему образования значительные средства,

Джамалова Б. Б., Ахмедханова С. Т.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ, ПОРОЖДАЮЩИЕ КОРРУПЦИОННУЮ ПРЕСТУПНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

и вряд ли чиновники смогут устоять перед соблазном присвоить их. Увеличение заработной платы работникам сферы образования так же не способствовало уменьшению стремления заниматься поборами и не сдерживало от совершения коррупционных преступлений.

Противоречия в области политики проявляются в ограничении возможности общества участвовать в отношениях по управлению образовательным процессом. Общественные институты получили возможности для своего развития в последние годы, однако нет основания судить об эффективности их работы. Не всегда прислушиваются к мнению работников при разработке законопроекта, регулирующего их деятельность. Более того, принятые нормативные акты способствуют развитию коррупционной активности, потому что имеют недостатки в своих формулировках.

Слабость политического механизма способствует появлению коррупционных преступников в сфере образования и отсутствие чувства наказанности приводит к распространению осуществляемой ими деятельности. В России наблюдается так называемый «кадровый голод», который выражается в отсутствии управленческих сильных кадров, способных взять на себя всю ответственность за принятые решения и осуществляемые действия, способных полностью контролировать и направлять своих подчиненных. Недостаточный уровень кадровой подготовки специалистов и отсутствие средств финансирования для осуществления повышения их квалификации в сфере образования может способствовать увеличению коррупционной активности.

Противоречия в нравственно - духовной сфере проявляются преломлением норм морали и нравственности, в быстром изменении сознания людей в негативную сторону, приводит не к улучшению социального порядка и жизни общества, а приспособлению к существующим условиям. К преступным действиям коррупционного характера приобщились лица, раннее рассматриваемые в криминологии как благополучные слои населения: учителя, научные сотрудники, работники медицинской сферы, представители интеллигенции. Данные лица, чтобы выжить в современных условиях рынка, рассчитывают создать первоначальный капитал любой ценой. Причины порождающие коррупционную преступность в сфере образования можно назвать факторами, провоцирующими совершение преступлений, и условно можно разделить на следующие группы: экономические, организационные, нормативно- правовые, нравственно- психологические.

Такие ученные как Д.И. Аминов, В.Д. Гладков и К.С. Соколов полагают, что «причиной возникновения коррупционной преступности в обществе являются противоречия между потребностями и возможностями людей и трудностью их удовлетворения» [Аминов, 2017].

Наличие негативных экономических факторов способствуют образованию социального слоя населения, владеющего большими средствами и доходами, данные средства широко используются для подкупа людей и достижения определенных целей, связанных с приватизацией государственной собственности и ресурсов, обращения их в свою пользу, получая при этом баснословные доходы ничем не обоснованные, на фоне основной массы населения, имеющей доходы ниже прожиточного минимума или получающей зарплату по принципу уравнительного подхода оплаты труда служащим, осуществляющим деятельность в государственных и муниципальных учреждениях.

Проведя статистические исследования по взяточничествам нами была подготовлена сводная единая статистика по Республике Дагестан, которая представлена в статье в качестве следующей диаграммы (рис. 1):

ЛИВ. феи. морг jnp. МЭЙ ИЮНЬ ИЮЛЬ »Г, OKT. МИ- ДСП.

Рис. 1. Диаграмма по взяточничеству за 2019 год.

По данной диаграмме можно судить о том, что большинство преступлений данной направленности приходятся на февраль и органы внутренних дел не всегда стремятся их раскрыть, чтобы не испортить отчетность под конец года [Мониторинг, 2018].

Как отмечает А.И. Долгова дифференциации социально-экономического характера по доходам, получаемым населением и по уровню жизни порождает потребности относительного характера, возникающие при сравнительном анализе людьми своего положения с окружающими и тем самым, порождает желание преступным путем и в нарушении закона, в обход уголовно-правовых запретов и с чувством полной безнаказанности достичь соответствующего положения в обществе [Долгова, 2015].

У работника сферы образования, имеющего доход, меньший чем представитель той же профессии, но в другом регионе, появляется желание получать такую же заработную плату; данное желание может спровоцировать его на совершение преступления коррупционной направленности и при этом он не будет ощущать чувство вины за совершенное им деяние, обвиняя чиновников системы образования. Потребности индивида, его желание обогатиться будут доминировать, преобладать над профессиональной ответственностью в образовательных учреждениях, его мысли и поведение вступает в противоречие с несправедливым порядком, сложившимся в обществе. В этом случае у лица формируется преступный корыстный интерес, который влечет его на совершение преступления.

Недостаточное управление со стороны органов государственной власти образовательных структур так же является одной из причин детерминации коррупционного поведения. Министерство образования осуществляет неполноценный контроль за деятельностью образовательных учреждений и должностных лиц, что приводит к образованию коррупционных связей и распределению поступивших материальных благ.

Не соответствующая сложившейся криминогенной коррупционной обстановке работа правоохранительных структур по предупреждению, расследованию и раскрытию преступлений подпитывает стремления преступников. Анализ судебной практики свидетельствует, что из общего количества возбужденных уголовных дел до судебного разбирательства доходят лишь единицы. Это является свидетельством не эффективной работы правоохранительных органов, не способность доказать виновность данных лиц в совершении преступлений коррупционной направленности. Все это объясняется недостаточным уровнем профессиональной подготовки работников правоохранительных структур и низким уровнем правовой культуры нашего общества [Астанин, 2016].

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО / CRIMINAL LAW AND CRIMINOLOGY; CRIMINAL ENFORCEMENT LAW

12.00.08

ВЫВОДЫ

К основным условиям, порождающим и детерминирующим коррупционные правонарушения и преступления в высших учебных заведениях, относят:

1. Слабая реализация нормативно-правовых актов, направленных на противодействие коррупции в образовательных структурах.

2. Отсутствие у профессорско-преподавательского состава стремление реализовывать программы, направленные на профилактику и предупреждение коррупционных проявлений в высших учебных заведениях.

3. Недостаточное правовое регулирование коррупционного поведения работников учебного заведения.

4. Необходимость принятия нормативных актов, регулирующих внутреннюю деятельность учебного заведения, путем проведения итоговых аттестаций для проверки реальных знаний студентов.

5. Обеспечение честной и добросовестной работы приемной комиссии с исключением возможных проявлений коррупционной направленности путем применения жестких нормативных актов, создающих угрозу привлечения к уголовной ответственности.

6. Отсутствие внутреннего убеждения у работников учебных заведений о неотвратимости наказания за любые коррупционные появления.

Основной причиной возникновения коррупционных желаний на совершение преступлений в сфере образования является низкий уровень правового сознания, который не позволяет анализировать правильно свои действия в рамках правового поля. Низкий уровень профессионального правосознания у работников сферы образования связан с отсутствием стремле-

Список литературы:

1. Уголовный процесс. / Под ред. М.В. Духовский М.: МГУ,1894. - С.447

2. Гришаев П.И. Структура полной причины преступности. Классификация причин и условий преступности. - М.: ВЮЗИ, 1984. - С.21.

3. Криминология. / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. - М.: МГУ,1994. - С.137.

4. Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. - М.: Проспект, 2017. -Сб.

5. Аминов Д.И., Гладких В.И, Соловьев К.С. Коррупция как социально-правовой феномен и пути ее преодоления. - М.: Юрист, 2017. - С.63.

6. Криминология. / Под ред. А.И. Долговой. - М.: НОРМА, 2015. - С.305-306.

7. Астанин В.В. Противодействие коррупции и предупреждение коррупционных рисков в деятельности государственных служащих. -М., 2016. - С. 21.

8. Мониторинг об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2017 году. [Электронный ресурс]. // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. // URL: http://www.economy.gov.ru (дата обращения - 12 декабря 2018 года).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Джамалова Бика Багавдиновна, кандидат юридических наук, доктор педагогических наук, доцент, Заслуженный юрист Республики Дагестан, Северо-Кавказский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), г. Махачкала, Российская Федерация, e-mail: kafed [email protected]

Ахмедханова Самира Телхатовна, кандидат юридических наук, доцент, Северо-Кавказский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), г. Махачкала, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

ния ознакомления с изменениями, происходящими в законодательстве, слабое посещение семинаров, лекционных занятий, проводимых компетентными и авторитетными, хорошо владеющими правовыми знаниями личностей. На первый взгляд кажется, что преувеличена значимость необходимости обладания правосознанием работниками сферы образования, но в процессе общения между коллегами они понимают, что юридические знания должны приумножаться и увеличиваться, тем самым происходит процесс саморазвития и самосовершенствования данного лица.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Множественность причин и условий, побуждающих у лица желание на совершение коррупционных преступлений, обладают склонностью постоянного увеличения, результат этому трудность установления четких границ детерминантов в данной сфере. Но, несмотря на это, в нашем исследовании мы выделили определенные явления социального характера и процессы, детерминирующие коррупционные стремления у работников сферы образования. И вся совокупность данных причин и условий выступает в качестве криминогенных факторов, на которые можно воздействовать с помощью предупредительных и профилактических программ и достигнуть реального снижения уровня коррупции в системе образования, а в дальнейшем и покончить с ней. Поэтому первостепенной задачей становится разработка программ предупредительного и профилактического воздействия, направленных на нейтрализацию коррупционных стремлений у работников сферы образования.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригиналь-ность76,48 %.

Reference list:

1. Criminal proceeding. / Under the editorship of M. V. duhovsky M.: Moscow state University,1894. - 447 p.

2. Grishaev P. I. the Structure of the full cause of crime. Classification of causes and conditions of crime. - M.: vuzi, 1984. - P. 21.

3. Criminology. / Ed.F. Kuznetsova, G. M. Minkovsky. - Moscow: Moscow state University,1994. - P. 137.

4. Kudryavtsev V. N. Causality in criminology. - M.: Prospect, 2017. - Sat.

5. Aminov D. I., Gladkikh V. I., Soloviev K. S. Corruption as a social and legal phenomenon and ways to overcome it. - M.: Lawyer, 2017. - P. 63.

6. Criminology. Ed. by A. I. Debt. M.: NORMA, 2015. - P. 305-306.

7. Astanin V. V. Anti-corruption and prevention of corruption risks in the activities of civil servants. - M., 2016. - P. 21.

8. Monitoring of the results of socio-economic development of the Russian Federation in 2017. [Electronic resource.] // Official website of the Ministry of economic development. // URL: http://www.economy.gov.ru (accessed 12 December 2018).

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Bika B. Dgamalova, Cand. Sci. (Law), Dr. Sci. (Ped.), Assoc. Prof., Honored Lawyer of the Republic of Dagestan, North-Caucasian Institute (branch) of RSUJ (RLA of the Ministry of justice of Russia), Mahachkala, Russian Federation, e-mail: [email protected]

Samira T. Akhmedkhanova, Cand. Sci. (Law), Assoc. Prof., North-Caucasian Institute (branch) of RSUJ (RLA of the Ministry of justice of Russia), Mahachkala, Russian Federation, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.