5.5. Комплекс мер, направленных на предупреждение коррупционных преступлений в сфере образования
©Джамалова Бика Багавдиновна ©Эсенбулатова Эльвира Хасулбековна
Северо-Кавказский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России) [email protected]
Аннотация
Целью научного исследования является разработка профилактических и предупредительных мероприятий, направленных на повышение эффективности борьбы с коррупционными преступлениями в области высшего образования. Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Борьба с коррупционной преступностью является наиболее актуальной проблемой государства на протяжении многих лет. Данную проблему рассматривают многие ученые в своих исследованиях и предлагают множество способов эффективной борьбы. Металогической основой исследования являются статистические данные по Республике Дагестан. В данной исследователь-ской работе авторами в качестве выводов предложены профилактические и предупредительные мероприятия, направленные на повышение эффективности борьбы с коррупционными преступлениями в области высшего образования и пути их внедрения в жизнь. Постоянная слаженная работа в данном направлении должна способствовать полному искоренению данного явления из нашего общества, а также восстановлению нарушенных коррумпированными чиновниками прав и законных интересов граждан и тем самым можно добиться предотвращение роста коррупционной преступности и развитие антикоррупционной правовой культуры у всех представителей общества. Результаты проведенного исследования можно использовать в целях разработки программ предупреждения коррупционной преступности и внесение корректив в уголовно -правовое законодательство Российской Федерации.
Ключевые слова: коррупция, предупреждение, профилактика, преступление, образование, криминология.
Для цитирования: Джамалова Б.Б., Эсенбулатова Э Х. Комплекс мер, направленных на предупреждение коррупционных преступлений в сфере образования // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. XIII. №3. С. 124-128.
A set of measures aimed at preventing corruption crimes in the sphere of education
©Dgamalova Bika Bagavdinovna ©Esenbulatova Elvira Hasulbecovna
North-Caucasian Institute (branch) of RSUJ (RLA of the Ministry of justice of Russia) kafedra_ ugolovnogopra va@mail. ru
Abstract
The fight against corruption crime is the most urgent problem of the state for many centuries. This problem is considered by many scientists in their research and offer many ways to effectively combat. But in order to achieve significant results in the field of anti-corruption policy and eradicate this problem forever, it is necessary for the state to coordinate its actions with various social groups, scientists and practitioners, politicians and representatives of the public. In this article, the author also proposes preventive and preventive measures aimed at improving the effectiveness of the fight against corruption crimes in the field of higher education and ways of their implementation. Constant coordinated work in this direction should contribute to the complete eradication of this phenomenon from our society, as well as the restoration of the rights and legitimate interests of citizens of our country violated by corrupt officials, and thus it is possible to prevent the growth of corruption crime and the development of anti-corruption legal culture in all members of society.
Keywords: corruption, prevention, prevention, crime, education, criminology.
For citation: Dgamalova B.B., Esenbulatova E.H. A set of measures aimed at preventing corruption crimes in the sphere of education //Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. XIII. №3. Pp. 124-128. (in Russ.).
Введение
Самым эффективным способом борьбы с коррупцией для современного государства является разработка комплекса мер, направленных на предупреждение и профилактику данного вида преступления. Актуальным на сегодняшний день является выражение Ч. Беккариа о том, что «Предупреждение преступности самый эффективный и действенный способ устранения причин возникновения преступных желаний у лиц, чем наказание за него» [Беккариа, 1977].
Предупреждение и профилактика преступлений коррупционной направленности является самой актуальной задачей на сегодняшний день. Это объясняется тем, что динамика и уровень латентности склонны к постоянному изменению. Предупреждение преступлений представляет собой сложный и многогранный процесс, характеризующийся целостностью всех составляющих программ, направленностью на устранение детерминантов коррупционного поведения, оказывает упраздняющее воздействие, нейтрализует криминогенные
124
Gaps in Russian legislation
Vol XIII №3 2020
Комплекс мер, направленных на предупреждение коррупционных преступлений в сфере образования
факторы и способствует оздоровлению микросреды общества.
Основные положения
Многоуровневая система мероприятий подготавливаются и осуществляются рядом субъектов. Общество и государство являются субъектами предупредительного воздействия. Государство осуществляет свое воздействие посредством разработки комплекса предупредительных программ, последующей их реализации и применения с помощью органов власти, общество воздействует, используя различные общественные объединения, политические партии, движения и негосударственные общественные объединения. Отдельные физические лица также могут выступать в качестве субъектов предупредительной деятельности. Разработка программ, направленных на предупреждение преступности связана с комплексом особенностей правового характера, направленных на регулирование данного процесса.
Общие и специальные меры, направленные на предупреждение коррупционных преступлений в сфере образования, отличаются от других предупредительных мер своими целями, объектами, субъектами и способами реализации данных мер. Если говорить о предупреждении преступности коррупционной направленности в сфере образования, то здесь должны рассматриваться следующие задачи:
1) устранение причин, побуждающих лицо совершить преступление коррупционной направленности, и условий, способствующих их совершению;
2) разработка социальных программ, направленных на оказание психологического, предупредительного воздействия на лица, совершившие или собирающиеся совершить преступление коррупционной направленности;
3) необходимость своевременного обнаружения фактов подготовки и покушения на преступления коррупционной направленности с целью пресечения;
4) избежание повышения уровня виктимности отдельных групп населения.
Исходя из данных задач можно указать определенные объекты, на которые будут направлены разработанные предупредительные меры:
1) основные причины и условия, побуждающие желание на совершение преступления коррупционной направленности;
2) выявление круга лиц, склонных к совершению данных преступлений;
3) установление уровня виктимности от преступлений коррупционной направленности.
Реализация комплекса разработанных программ осуществляется определенным кругом субъектов, что обусловлено сложностью использования мер предупреждения и профилактики. Для эффективного использования мер предупреждения и профилактики коррупционных преступлений в образовательной среде необходимо определить круг субъектов, которые будут выполнять определенные обязанности, и разделить их на четыре группы в зависимости от поставленных задач, уровня компетенций и содержания осуществляемой ими деятельности:
1) субъекты, осуществляющие специализированное воздействие;
2) осуществляющие специализированное воздействие частично;
3) неспециализированные субъекты (общественные объединения);
4) субъекты, осуществляющие предупредительные и профилактические меры посредством органов власти общей компетенции.
Специализированные субъекты, выполняют предупредительную деятельность посредством органов полиции, а также используя иные подразделения Министерства внутренних дел и прокуратуры, профессиональными обязанностями которых предусмотрена данная деятельность, которая регулируется правовыми нормами. Осуществление мер предупреждения и профилактики является наиболее важной, стоящей в приоритете, задачей данных органов.
При Министерстве внутренних дел Российской Федерации осуществляет свою деятельность Главное управление экономической безопасности и противодействию коррупции, основные функции которого направлены на выявление и обеспечение противодействия коррупционным преступлениям. Постоянный анализ криминогенной ситуации, отслеживание статистики коррупционных преступлений, осуществление мер по предупреждению и профилактике данных преступлений, является основной функцией Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции при Министерстве внутренних дел России.
К субъектам, осуществляющим специализированное воздействие, также относятся органы прокуратуры. При Генеральной прокуратуре Российской Федерации было создано подразделение, в круг обязанностей которого входило проведение надзора за соблюдением и исполнением всеми структурами и учреждениями законодательных актов, направленных на противодействие коррупции. Подобные подразделения были также созданы во всех субъектах Российской Федерации. Образованные в этих целях подразделения подчиняются соответствующим прокурорам, а их деятельность организуется и координируется специализированным управлением центрального аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Данная система управления построена на принципе обеспечения самостоятельности деятельности структур в субъектах РФ, но в рамках единого структурного органа прокуратуры Российской Федерации. Органы прокураторы в пределах своих полномочий осуществляют экспертизу законодательных актов, направленных на регулирование антикоррупционной деятельности. При этом замечание, высказанное прокурором по поводу нормативно-правового акта, направленного на устранение факторов, порождающих коррупцию, подлежит немедленному пересмотрению органом, издавшим данный акт. Данное право позволяет тщательно рассматривать нормативно - правовые акты регионального масштаба, которые часто несут в себе определенные потенциальные риски.
К субъектам, осуществляющим специализированное воздействие частично, направляющим свою деятельность на профилактику и предупреждение преступлений в образовательной среде, прежде всего, относиться Министерство образования Российской Федерации. В отличии от специализированных субъектов, частично-специализированные не ставят вопросы по предупреждению и профилактике преступлений на первое место в качестве приоритетных. Они становятся для данных структур основными и первоочередными после того, как преступления коррупционного характера обнаружены правоохранительными структурами и опре-
ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №3 2020 Пробелы в российском законодательстве 125
ISSN 2310-7049 (online)
деленный круг вопросов официально поставлен перед частично-специализированными субъектами для разработки мер по предупреждению и профилактике.
Министерство образования Республики Дагестан осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере противодействия коррупции посредством издания ряда приказов, например, о создании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Министерства образования РД, а также, направленного на минимизацию коррупционных рисков и предотвращение конфликтов интересов в бюджетных учреждениях, проведении мероприятий «Неделя антикоррупционных инициатив», «Противодействие коррупции», также региональные органы образования осуществляют ежегодно проверку средств и порядок их расходования, выделенных тому или иному учреждению образования на предотвращение преступлений коррупционной направленности. Федеральный орган образования и его региональные органы управления эффективно реализуют программу, направленную на предупреждение и профилактику коррупционных преступлений, поэтому нельзя недооценивать значение данных частично-специализированных структурных подразделений.
В целях осуществления Министерством образования полноценного контроля за деятельностью своих работников и предотвращение совершения ими преступлений коррупционной направленности, возникает необходимость в проведении следующих мероприятий:
1) мониторинг коррупционных проявлений в системе образования;
2) формирование при Министерстве образования подразделения, занимающегося мониторингом коррупционных проявлений в системе образования;
3) создание во всех региональных органах управления подобных подразделений;
4) без должного внимания не оставлять ни одно проявление коррупции в системе образования: необходимо обращать внимание на любое поступившее заявление от учащегося;
5) незамедлительно расставаться со всеми сотрудниками, уличенными в коррупции.
Общественные и профсоюзные объединения, осуществляющие свою деятельность в Министерстве образования, а также средства массовой информации относятся к неспециализированным субъектам, в рамках своей компетенции проводящим работу по предупреждению и профилактике преступлений. Главной особенностью осуществляемой ими деятельности является то, что несмотря на проведение множества профилактических мероприятий они воспринимаются как вспомогательные структуры предупредительного воздействия, а не как основные.
К числу субъектов неспециализированного воздействия можно также отнести такие межрегиональные общественные объединения, как «Комитет по борьбе с коррупцией», «Общественный антикоррупционный комитет», организация, проводящая мероприятия во всероссийском масштабе «Комиссия по борьбе с коррупцией», в Московской области существует своя общественная организация «Антикоррупционный комитет».
Основной задачей данных общественных объединений является обеспечение поступления и тщательной обработки обращений граждан, связанных с теми или иными проявлениями коррупционных поведений работников сферы образования. Основное предназначение данных объединений заключается в том, что многие
потерпевшие не хотят обращаться в правоохранительные структуры, так как, по их мнению, не будет предпринято действенных мер по устранению проявлений коррупции и негативные последствия будут сказываться в их отношении, поэтому им легче обращаться в общественные организации, рассматривающие данные вопросы.
Подобные обращения облегчают работу по установлению статистики коррупционных проявлений, что способствует выявлению степени латентности и объема коррупционных проявлений, а также позволяет выделить главные сферы распространения коррупционных преступлений в разных областях России.
Но проблема в том, что подобные общественные организации в образовательных учреждениях существуют лишь единицы, в связи с чем складывается впечатление, что сами работники сферы образования не хотят предпринимать необходимых мер для борьбы с широким распространением коррупции в своей среде.
К числу органов власти, осуществляющих профилактические и предупредительные мероприятия по коррупционным преступлениям в сфере образования общей компетенции, относятся законодательные, органы местного самоуправления, а также контрольно-ревизионные. Основной функцией законодательного органа власти является принятие нормативных актов, обязательных для исполнения субъектами предупредительной деятельности. Но субъекты Российской Федерации также осуществляют нормотворческую деятельность, направленную на предупреждение коррупционных преступлений. Органы местного самоуправления и контрольно-ревизионные органы также в пределах своей компетенции осуществляют нормотворческую деятельность. Счетная палата РФ является контрольно -ревизионным органом, в круг полномочий данной структуры входит разработка программ и мероприятий, направленных на предупреждение коррупции, также они выполняют действия, направленные на выявление нарушений, установление недостатков средств, выделенные на различные области государственной деятельности.
Все перечисленные субъекты, осуществляющие деятельность по профилактике и предупреждению преступлений, разрабатывающие нормативно- правовые акты, издающие приказы, проводящие мероприятия по противодействию коррупции, прежде всего выполняют организационные функции. Однако, эффективность их деятельности возможна только при проведении подробной регламентации статуса государственных органов, общественных объединений как правовых структур, направляющих свою деятельность только в данном направлении.
Осуществляя нормативно-правовое регулирование коррупционных преступлений, разрабатывая программы по профилактике и предупреждению коррупции как на международном уровне, так и внутри государства, субъекты предупредительной деятельности эффективно борются с проявлениями преступности. Астанин В.В. в своем высказывание верно указал на то, что нормативно правовые акты, регулирующие деятельность по противодействию коррупции в Российской Федерации, формируются на основе Указов Президента РФ, что говорит о личной заинтересованности главы государства в данной проблеме [Астанин, 2017].
Используя нормативно-правовые положения можно разработать комплекс мер, регулирующих деятельность по предупреждению и профилактики коррупцион-
126
Gaps in Russian legislation
Vol XIII №3 2020
Комплекс мер, направленных на предупреждение коррупционных преступлений в сфере образования
ных преступлений, в том числе и в области образования. Но проблема, связанная с правильностью классификации мер профилактики, по-прежнему занимает в криминологии важное место. Все меры предупредительной деятельности в криминологии подразделяют на общие и специальные, что мы рассматриваем целесообразным применить и к мерам профилактики преступлений коррупционной направленности в области образования. Общие меры принято рассматривать через призму общесоциальных, так как сфера образования представляет собой приоритетное направление развития современного общества и тем самым и всего государства.
Весь комплекс общих и общесоциальных мер необходимо подразделить по областям деятельности общества, и сферам, в которых данное общество реализуется, в целях определения наиболее оптимальных способов борьбы с коррупционными проявлениями. Наибольшее внимание уделяется социально- экономической области жизнедеятельности общества. В данной сфере постоянно проводятся экономические преобразования, осуществляется борьба с экономической инфляцией, тем самым порождая стремление к устранению негативных тенденций в экономическом развитии страны, а также устраняя возможность использования коррупции, как основное средство достижение своих целей и способ решения деловых вопросов. Устранить коррупцию можно только путем улучшения экономического положения страны, усилению государственного регулирования инфляционных процессов, увеличения объема внутреннего валового продукта. Начиная с 2010 и до сих пор продолжается процесс постоянного роста ВВП, что говорит об улучшении экономической ситуации в нашей стране, об увеличении спроса на сырьевые товары нашей страны, об активации процесса восстановления фондовых индексов и об укреплении платежного баланса.
Проводимые институциональные преобразования также играют значительную роль в преодолении возникших последствий, связанных с мировым финансовым кризисом и процессом проведения реформы в области административного управления [Мониторинг, 2018]. Институциональные преобразования направлены на восстановление и поднятие уровня экономики нашей страны, что в свою очередь положительно скажется на постоянно проводимой антикоррупционной политике.
К числу преобразований институционального типа относят прежде всего:
1) проведение модернизации социально-экономической сферы, направленной на укрепление гражданских институтов, политических прав и свобод, а также на улучшение системы государственного управления, повышение эффективности воздействия государственной политики на общественной сознание. В данном случае можно сказать о так называемом административном регламенте, направленном на систематизацию осуществляемых государственными органами полномочий, заполнению всех пробелов в правовом законодательстве, в обеспечении порядка при проведении всех административных процедур;
2) совершенствование институтов, способствующих полноценному осуществлению функций по развитию национальной экономики, обеспечивающих добросо-
вестную конкуренцию и реализацию программы частно-государственного партнерства.
3) разработка необходимых программ, направленных на развитие международного сотрудничества.
Государственная политика всегда имеет социальную направленность, в связи с этим основным направлением реализации ее деятельности является поддержка малоимущих, необеспеченных слоев населения. Семья в сознании общества воспринимается как основная ячейка, обеспечивающая стабильность государства, тем самым политика направлена на устранение общественного расслоения и обеспечения сильной общественно-политической системы управления данным обществом.
Выводы. В политической области необходимо предпринять меры, направленные на совершенствование российской государственности, укрепление государственной и общественной политики, оказание поддержки идеологическим, политическим предпочтениям общества. Возникает необходимость создания общественных организаций, осуществляющих постоянный контроль за деятельностью органов власти, способствуя при этом усилению демократических начал и развитию системы избирательного права, созданию усовершенствованного механизма участия общества в обсуждении законопроектов. Все это способствует развитию сдерживающих процессов в сознании людей при совершении преступлений коррупционной направленности.
А.Г. Кучерена в своем высказывании отметил «необходимо создать на сайте Общественной палаты РФ специальный раздел, куда можно присылать информацию о совершаемых гражданами злоупотреблениях и преступлениях коррупционного характера, данные меры будут способствовать прозрачной и чистой работе власти и чиновников» [Кучерена, 2011].
Затрагивая правовую сферу, регулирующую деятельность по предупреждению и профилактике коррупционных преступлений в области образования, необходимо сказать, что нужна четкая нормативно - правовая регламентация данных мер, позволяющая установить для государственных и муниципальных органов обновленного и четкого перечня полномочий, устраняя правовые пробелы, повторы в законодательных актах.
Разработка, введение и использование вышеуказанных мер предупреждения коррупционных преступлений прежде всего будет способствовать и развитию системы виктимологической профилактики, что значительно снизит уровень коррупционных проявлений в различных структурах общества.
Заключение
Постоянное совершенствование программы по профилактике и предупреждению преступлений коррупционной направленности должно способствовать полному искоренению данного явления из нашего общества, а также восстановлению нарушенных коррумпированными чиновниками прав и законных интересов граждан нашей страны и только в данном случае можно говорить, что достигнут необходимый эффект от предложенных предупредительных программ и мероприятий.
ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №3 2020 Пробелы в российском законодательстве 127
ISSN 2310-7049 (online)
Список литературы:
1. Беккариа Ч.О. О преступлениях и наказаниях. -М., 1977. - С.68.
2. Астанин В.В. Противодействие коррупции и предупреждение коррупционных рисков в деятельности государственных служащих. - М., 2017. -С. 21.
3. Мониторинг об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2017 году. [Электронный ресурс]. // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. // URL: http://www.econo-my.gov.ru (дата обращения - 11 августа 2018 года).
4. Борьба с коррупцией: Доска позора для мздоимцев. [Электронный ресурс] // Официальный сайт А.Г. Кучерены. // URL: http://www.kucherena.ru (дата обращения - 04 февраля 2011 года).
References:
1. Beccaria C. O. On crimes and punishments. - M., 1977. - P. 68.
2. Astana V. V. Anti-corruption and prevention of corruption risks in the activities of civil servants. -M., 2017. -P. 21.
3. Monitoring of the results of socio-economic development of the Russian Federation in 2017. [Electronic resource.] // Official website of the Ministry of economic development. // URL: http://www.economy.gov.ru (accessed 11 August 2018).
4. The fight against corruption: the Board of shame for the bribe takers. [Electronic resource] // Official website of A. G. Kucherena. // URL: http://www.kucherena.ru (date of appeal - 04 February 2011).
Рецензия
на научную статью «Комплекс мер, направленных на предупреждение коррупционных преступлений в сфере образовании»
В данной статье авторам удалось выявить основные причины и условия, детерминирующие коррупционные преступления в сфере образования. Рассматривая их во взаимосвязи можно понять, что их совокупность является именно теми криминогенными факторами, воздействуя на которые можно реально снизить уровень коррупции в образовательной среде.
Данная статья посвящена исследованию такого социального феномена российской действительности как коррупционная преступность в образовательной сфере в условиях трансформации российского общества и с учетом изменения направлений уголовной политики в сфере противодействия коррупционной преступности.
Следует отметить, что статья написана ясным языком, не перегружена излишней узкоспециальной терминологией. Выводы авторов являются вполне обоснованными. Результаты работы могут быть полезны как педагогам, так и специалистам по праву. Статья представляет научный интерес.
Профессор кафедры уголовного права ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», доктор юридических наук Р.М.Акутаев
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 87,28%
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Джамалова Бика Багавдиновна, канд. юрид. наук, д-р пед. наук, Заслуженный юрист Республики Дагестан. Должность: доцент. Место работы: СевероКавказский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России). E-mail: [email protected]
Эсенбулатова Эльвира Хасулбековна, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: СевероКавказский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России). E-mail: [email protected]
ABOUT THE AUTHORS
Dgamalova Bika Bagavdinovna, PhD (Law), Dr of Sci. (Pedagogics), Honored Lawyer of the Republic of Dagestan. Position: Associate Professor. Place of employment: North-Caucasian Institute (branch) of RSUJ (RLA of the Ministry of justice of Russia). E-mail: [email protected]
Esenbulatova Elvira Hasulbecovna, PhD (Law). Position: Associate Professor. Place of employment: North-Caucasian Institute (branch) of RSUJ (RLA of the Ministry of justice of Russia). E-mail: [email protected]
128
Gaps in Russian legislation
Vol XIII №3 2020