Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА КОРРУПЦИОННЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

ПРОФИЛАКТИКА КОРРУПЦИОННЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
128
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / КОРРУПЦИЯ В ВУЗАХ / ПРОФИЛАКТИКА КОРРУПЦИИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КОРРУПЦИЯ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / CORRUPTION / PREVENTION / CORRUPTION IN UNIVERSITIES / PREVENTION OF CORRUPTION / COMBATING CORRUPTION / EDUCATIONAL PROCESS / CORRUPTION IN HIGHER EDUCATION / CORRUPTION CRIMES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Афанасьев Анатолий Николаевич, Пахомов Николай Николаевич

С широких позиций рассматривается проблема профилактики коррупционных проявлений в вузе. Дается определение коррупции как общественного явления. Кратко освещается ее история в России. Приводятся данные о нормативно-правовой базе противодействия коррупции в высшей школе. Показано, что противодействие коррупции в высших учебных заведениях ограничивается мерами пресечения преступлений коррупционной направленности, а также мерами предупреждения в отношении отдельных категорий должностных лиц вуза. Излагаются рекомендации о мерах по развитию профилактики коррупционных проявлений в вузах.The problem of preventing corruption in a university is considered from a broad perspective. The definition of corruption as a social phenomenon is given. Briefly highlights her story in Russia. The data on the regulatory framework for combating corruption in higher education are presented. It is shown that the fight against corruption in higher education is limited to measures to prevent corruption-related crimes, as well as preventive measures against certain categories of university officials. Recommendations on measures to develop the prevention of corruption in universities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА КОРРУПЦИОННЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

DOI: 10.25586/RNU.HET.20.03.P.65 УДК 343.9+378

А.Н. Афанасьев,

Курский государственный университет Н.Н. Пахомов,

Российский новый университет

Профилактика коррупционных проявлений в высшей школе

Что такое «коррупция»?

Коррупция широко распространена в большинстве стран мира. Ее основной источник - противоречия между интересами государства и личности, точнее, их разрешение незаконным путем. Коррупция как общественное явление разрушает государство, подрывает экономику, растлевает общество и личность.

Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определяет коррупцию как злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица [10].

Государство противодействует коррупционным проявлениям путем применения к их инициаторам и участникам мер уголовной и административной ответственности.

Но одни только эти меры коррупцию не предотвращают.

Известно изречение Никколо Макиавелли, сравнившего коррупцию с болезнью: на ранней стадии ее трудно выявить, но легко исцелить, а на поздней - легко обнаружить, но трудно вылечить. Это мудрое наблюдение напоминает нам о том, что коррупционные проявления необходимо пресекать в зародыше.

Профилактика как комплекс мер организационно-правового, методического, просветительского и воспитательного характера в противодействии коррупции играет ключевую роль. Профилактические меры наименее затратны и наиболее эффективны. Они по-

зволяют создать условия, препятствующие коррупционным действиям, и подготовить личность к надлежащему восприятию проявлений коррупции и законопослушному поведению при столкновении с ними.

Коррупция в России

Исторические источники свидетельствуют о проявлениях коррупции чуть ли ни с момента возникновения Древнерусского государства. Некоторые из них были не более чем обычаями, которые вступили в противоречие с интересами формирующегося государства, но большинство было порождено самим фактом деятельности государственного аппарата как орга-

© Афанасьев А.Н., Пахомов Н.Н., 2020

АНАТОЛИИ НИКОЛАЕВИЧ АФАНАСЬЕВ

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного права и процесса Курского государственного университета. Сфера научных интересов: международное право, образовательное право, профилактика коррупционных проявлений в сфере высшего образования в зарубежных странах. Автор 19 опубликованных научных работ. Электронная почта: vipmaker@mail.ru

НИКОЛАИ НИКОЛАЕВИЧ ПАХОМОВ

главный редактор Редакционно-из-дательского дома Российского нового университета. Сфера научных интересов: философские проблемы образования и науки, методика и технология редактирования. Автор более 200 опубликованных научных работ. Электронная почта: universitas@mail.ru

С широких позиций рассматривается проблема профилактики коррупционных проявлений в вузе. Дается определение коррупции как общественного явления. Кратко освещается ее история в России. Приводятся данные о нормативно-правовой базе противодействия коррупции в высшей школе. Показано, что противодействие коррупции в высших учебных заведениях ограничивается мерами пресечения преступлений коррупционной направленности, а также мерами предупреждения в отношении отдельных категорий должностных лиц вуза. Излагаются рекомендации о мерах по развитию профилактики коррупционных проявлений в вузах.

Ключевые слова: коррупция, профилактика, коррупция в вузах, профилактика коррупции, противодействие коррупции, образовательный процесс, коррупция в высшем образовании, коррупционные преступления.

The problem of preventing corruption in a university is considered from a broad perspective. The definition of corruption as a social phenomenon is given. Briefly highlights her story in Russia. The data on the regulatory framework for combating corruption in higher education are presented. It is shown that the fight against corruption in higher education is limited to measures to prevent corruption-related crimes, as well as preventive measures against certain categories of university officials. Recommendations on measures to develop the prevention of corruption in universities.

Key words: corruption, prevention, corruption in universities, prevention of corruption, combating corruption, the educational process, corruption in higher education, corruption crimes.

на власти. Своего рода реакцией на распространение произвола стало создание письменного свода законов - Русской Правды. Коррупционеров, злоупотреблявших законом, наши предки называли мздоимцами, а тех из них, кто преступал закон, - лихоимцами.

Первую в отечественной истории попытку решительного искоренения коррупции предпринял царь Иван IV. Борьба с коррупционными проявлениями и их носителями - представителями родовой знати - стала одной из первейших задач опричников, составлявших особый орден слуг государевых. В итоге опричнина провалилась, Иван IV вошел в историю как Иван Грозный, в Московском государстве разразился жестокий кризис, переросший в Смутное время, династия Рюриковичей пресеклась.

Куда более успешно действовал основатель Российской империи Петр I. Ему удалось заложить основы права и государственного устройства, противостоящие коррупции, и создать карательные органы, предназначенные для борьбы с ней.

Благие намерения Петра I были во многом сведены на нет в период правления императриц - Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины Великой. Их правление стало временем разгула фаворитизма, когда «симпатизанты» получали из рук властительниц имения с тысячами крепостных, чины и звания, ордена и иные награды. Одновременно власти вернулись к допетровской практике, когда низшее чиновничество не получало никакого жалования или оно было минимального раз-

мера, а вполне официально кормилось от подношений просителей, называвшихся тогда посулами и поминками.

Практика подобного рода вошла в обычай. Ее проявления и последствия можно видеть на примере сатирических персонажей «Ревизора» Н.В. Гоголя и произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина. Коррупция проникала и в стены высших учебных заведений. Известный историк литературы, цензор, профессор Санкт-Петербургского университета А.В. Никитенко в своем дневнике от 18 марта 1835 года записал: «В Московском и других университетах русское ученое сословие не считало предосудительным брать взятки при экзаменах чиновников. Наш не имел этой славы. Однако с некоторых пор и сюда стал вкрадываться продажный дух, впрочем общий всем учреждениям в России. Три или четыре человека из здешних профессоров уже приобрели известность в этом отношении, гораздо большую, чем в ученой своей деятельности».

Несмотря на борьбу с коррупцией, которая велась властями в XIX -начале XX века, именно крупные коррупционные скандалы, разразившиеся в период Первой мировой войны, подорвали авторитет династии Романовых и в известной мере спровоцировали революционные волнения в Петрограде в 1917 году.

Коррупцию в России удалось в известной мере обуздать только в 1930-е годы под руководством И.В. Сталина. Для этого были использованы массовые репрессии и создан новый социальный слой, в чем-то подобный опричникам, - номенклатура. Коррупция стала рассматриваться как политическое преступление, виновные в ней осуждались за антисоветскую деятельность. Но только лишь Иосиф Сталин сошел с исторической арены, как коррупция вновь расползлась по стране.

В конце 1980-х годов коррупционные проявления охватили страну в невиданных ранее масштабах, что стало одной их главных причин распада СССР. В условиях первоначального накопления капитала, который через приватизационный механизм стал трансформировать народную государственную собственность в частную, коррупция стала всеобъемлющим явлением. Велись разговоры даже о возможном узаконении взяточничества. Дефолт 1998 года стал в том числе и результатом распространения тотальной коррупции в обществе. В этих условиях произошла смена руководства России.

Однако и новое руководство страны не имело возможностей для развертывания полномасштабной борьбы с коррупцией, так как для этого необходимо было постепенно сформировать как в самой политической и экономической элите, так и в обществе в целом не только отрицательное отношение к проявлениям коррупции, но и сформировать соответствующую правовую базу, чтобы приступить к привитию антикоррупционной культуры поведения на всех уровнях власти и во всех слоях российского гражданского общества. Таким образом, к решению этой задачи пришлось подбираться поэтапно, так сказать, мелкими шагами.

Какова же ситуация сегодня?

По данным международной неправительственной организации Transparency International, Россия в 2016 году занимала 131-е из 176 мест в Индексе восприятия коррупции. Россия получила 29 баллов из 100, оказавшись в одном ряду с Ираном, Казахстаном, Непалом и Украиной.

В 2017 году Россия набрала 29 баллов из 100 и занимала уже 135-е место из 180 в Индексе восприятия коррупции.

В 2018 году Россия опустилась на 138-е место из 180 и набрала 28 баллов из 100. Столько же баллов набрали Папуа - Новая Гвинея, Ливан, Иран, Гвинея и Мексика [6].

В конце 1920-х и в 1930-х годах коррупция рассматривалась как политическое преступление

Исследования, проведенные ВЦИОМ, отнесли к наиболее коррумпированным в 2018 годусферам медицину (23%), органы внутренних дел (16%), жилищно-коммунальное хозяйство (16%), судебную систему и прокуратуру (14%). Почти четверть опрошенных (24%) считает погрязшим во взяточничестве все общество.

Граждане все же отмечают снижение уровня коррупции в последнее время. Среди сфер с относительно низким уровнем коррупции респонденты называли институт политических партий, армию, средства массовой информации. Самой коррумпированной сферой в 2019 году считалась область медицины (23%) [9].

Противодействию коррупции в мире и у нас в стране уделяется пристальное внимание. Так, в рамках ООН 31 октября 2003 г. на Политической конференции в Мерите (Мексика) принята Конвенция против коррупции, предусматривающая составы коррупционных преступлений, которые связаны с подкупом должностных лиц. Россия является участником Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, которая была принята Советом Европы 27 января 1999 года и вступила в силу для России после ее

ратификации с 1 февраля 2007 года. Конвенция раскрывает понятие государственного должностного лица для признания его субъектом коррупционных преступлений.

Россия является также членом международной организации ГРЕКО (Группа государств по борьбе с коррупцией), созданной в 1999 году Советом Европы. Выполняя свои международные обязательства, Россия 25 декабря 2008 года приняла Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [10].

Профилактика коррупции в высшей школе

В последние два года граждане уже не выделяют среди наиболее коррумпированных организаций высшие учебные заведения, которые были указаны ими в числе таковых в 2017 году [1]. На наш взгляд, это объясняется пристальным вниманием, которое уделяет в последнее время государство противодействию коррупции в сфере высшего образования, и прежде всего мерам пресечения коррупции в образовательной среде.

В целях реализации закона «О противодействии коррупции» Министерство образования и науки Российской Федерации при-

няло ряд документов нормативного характера, устанавливающих антикоррупционные требования к государственным гражданским служащим ведомства. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 сентября 2013 года № 1070 установил требование о представлении сведений о доходах, направленное на расширение сферы действия антикоррупционного законодательства [14]. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 года № 1227 «О распространении на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством образования и науки Российской Федерации, ограничений, запретов и обязанностей» установил запреты, ограничения и соот-

ветствующие обязанности для отдельных категорий лиц сферы образования [12].

Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 20 ноября 2018 года № 63н «Об утверждении Порядка уведомления представителя нанимателя федеральными государственными гражданскими слу-

жащими Министерства науки и высшего образования Российской Федерации о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения» установил процедуру уведомления о возникшем конфликте интересов федеральными гражданскими государственными служащими [15].

В соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 20 ноября 2018 года № 1010 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Министерства науки и высшего образования Российской Федерации» гражданским служащим запрещается получать подарки, денежные вознаграждения, услуги материального характера и т.д. [13].

На ведомственном уровне, таким образом, были распространены для

всех государственных служащих единые антикоррупционные требования.

Среди них следует особо выделить:

• обязанность представлять в установленном порядке сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о

доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

• обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

• обязанность уведомлять об обращении каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

• запрет на получение вознаграждений в связи с исполнением должностных обязанностей.

В организациях высшего образования такие требования распространяются на высшее руководство: ректора, президента, первого проректора, главного бухгалтера высшего учебного заведения и директора его филиала. Неисполнение требований или их ненадлежащее исполнение влечет наступление для указанной категории лиц дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения.

На остальных работников из числа управленческого, административного, педагогического составов вузов требования не распространяются. Проректоры, деканы, заведующие кафедрами, преподаватели, работники деканатов, кафедр, иных структурных подразделений вуза выпадают из сферы действия предупредительных мер антикоррупционного характера [4].

Таким образом, следует отметить, что законодательно закрепленные меры предупредительного характера, связанные с коррупционным поведением работников сферы высшего образования, за исключением отдельных должностных лиц, исполняющих управленческие функции, на сегодняшний день отсутствуют.

В этой связи следует уточнить, что мероприятия по информированию преподавателей и обучающихся об уголовной ответственности за коррупционные преступления в рамках встреч с работниками правоохранительных органов носят предупредительный характер.

Но такого рода мероприятия делают акцент на уголовной ответственности, а не на административной или дисциплинарной. Поэтому их следует отнести к мерам предупреждения в рамках реализации мер пресечения.

К мерам предупреждения коррупционных проявлений в сфере высшего образования следует отнести меры административного или дисциплинарного характера. В этой связи считаем необходимым и целесообразным разработку и нормативное закрепление антикоррупционных требований в качестве мер предупреждения по отношению к административным и педагогическим работникам высших учебных заведений - как являющимся, так и не являющимся должностными лицами.

Как отмечают отечественные и зарубежные ученые, коррупционные проявления в высших учебных заведениях являются наиболее опасными, поскольку от них страдает не только качество образования, но и моральные устои общества. Главное коррупционное деяние преподавателей в университетах состоит в получении денежных средств за необоснованное выставление положительной оценки студентам за экзамены, тесты, лабораторные и курсовые работы и проекты, зачеты без их фактического проведения и/или без их предоставления и защиты (имеются в виду рефераты, итоговые лабораторные и контрольные работы, курсовые и выпускные квалификационные работы). За такие деяния преподаватели привлекаются к уголовной ответственности, то есть к ним применяются меры пресечения.

Противодействие коррупции в высших учебных заведениях на сегодняшний день сводится к мерам дисциплинарного, административного и уголовно-правового характера только в отношении отдельных категорий должностных лиц, а также к мерам уголовно-правового характера в отношении преподавателей, когда они выступают в каче-

стве должностных лиц при приеме зачетов, экзаменов, а также в составе государственных экзаменационных и аттестационных комиссий.

Прежде чем перейти к рассмотрению организационно-правовых и методических аспектов профилактики коррупционных проявлений в вузах, необходимо раскрыть содержание профилактики как меры воздействия на формирующееся преступное поведение [16].

В своем генезисе преступное поведение не появляется сразу. Оно проходит стадии развития от девиантного к деликтному, а от деликтного - к преступному [8]. В соответствии с этими этапами в отношении такого поведения и должны, на наш взгляд, приниматься меры профилактического, административно-дисциплинарного и уголовно-правового характера.

Профилактика представляет собой воздействие на положительные характеристики личности с целью формирования устойчивого правомерного поведения при наличии или потенциальной возможности проявления девиантного поведения, а также воздействие на систему (профессиональную среду) с целью исключения условий для коррупционных проявлений [2].

Причины коррупционных проявлений в образовательной среде можно свести как к организационному состоянию самой среды (то, что мы называем системным фактором), так и к нравственной характеристике самой личности (то, что мы называем человеческим фактором). Таким образом, профилактическое воздействие должно оказываться как на саму систему путем ее реорганизации и совершенствования, так и на личностные характеристики путем формирования устойчивого поведения в условиях возникновения коррупционной ситуации.

В связи с этим в качестве воздействия на организационную систему, которая в системе высшего образования представлена учебным

процессом, целесообразно обратить внимание на опыт развитых стран, входящих в первые двадцать стран с наиболее высоким индексом восприятия коррупции.

В нашем случае мы рассмотрели меры организационно-правового характера, направленные на устранение системных факторов, способствующих коррупционным проявлениям в образовательном процессе Австрии при приеме экзамена преподавателем.

Австрия в 2018 году занимала 16-е место в списке стран, по данным международной неправительственной организации Transparency International, набрав 75 баллов из 100 [6].

В соответствии с национальным законодательством Австрии, в частности с национальным законом «Об организации университетов и учебных процессов» [17], а также локальными нормативными актами университетов [18], при приеме экзаменов исключается контакт принимающего экзамен преподавателя с испытуемым с помощью использования письменной формы сдачи экзамена. Более того, получивший отрицательную оценку студент может пересдать экзамен только в следующем семестре таким же способом. Проверка письменной работы может занимать более месяца. Если студент учится бесплатно, при получении отрицательной оценки за экзамен в рамках установленной процедуры он может лишаться такого права.

Как отмечают российские и зарубежные ученые, одним из эффективных средств профилактики коррупционных проявлений является антикоррупционное образование, которое должно формировать антикоррупционное мировоззрение, другими словами, нетерпимость к коррупционным проявлениям [5].

Считаем такой взгляд дискуссионным, поскольку нетерпимость к коррупционным проявлениям мы и так наблюдаем на примере высокого уровня индекса восприятия коррупции гражданами нашей страны.

Социологические опросы также говорят об этом.

С точки зрения комплексного подхода к борьбе с коррупцией в образовательной среде, на наш взгляд, образование должно не столько формировать антикоррупционное мировоззрение (сводиться к формальному отрицательному восприятию коррупции), сколько способствовать формированию устойчивого поведения в среде с коррупционными рисками. Тогда образование из формального становится прикладным, способным научить обучающихся бороться с коррупционными рисками, изменяя среду (образовательный процесс) и свое поведение.

Антикоррупционные ограничения, запреты, обязанности и ответственность за их несоблюдение обучающимися в рамках такого образования становятся не только предметом изучения, но и целью создания, реорганизации и совершенствования организационно-правовых механизмов противодействия коррупции, методик преподавания и оценки знаний в

образовательном процессе, своего духовно-нравственного воспитания.

Формирование обстановки устойчивого противодействия к коррупционным проявлениям в образовательном процессе возможно, на наш взгляд, путем включения в него обязательного для всех студентов вуза специального прикладного ситуационного курса «Образовательный процесс без коррупции». Такой курс для преподавателей может быть прочитан в рамках повышения квалификации, а для работников администрации вуза, деканатов и кафедр -в рамках мер по повышению качества профессиональной деятельности. Такой курс также позволит во время занятий принять участие всем слушателям в разработке и совершенствовании локальных нормативно-правовых актов, устанавливающих обязанности, запреты и ответственность в целях профилактики и предупреждения коррупции в вузе для каждой категории лиц, участвующей в образовательном процессе.

В качестве профилактических мер организационно-правового

характера считаем также целесообразным разработку этических кодексов устойчивого поведения к коррупционным проявлениям студента, преподавателя, работников администрации, деканатов, кафедр.

Внутривузовский индекс восприятия коррупции, на наш взгляд, может также стать эффективным инструментом обратной связи с лицами, получающими образовательные услуги.

Противодействие коррупции в высшей школе имеет особое значение для развития общества и государства. Надо отдавать отчет в том, что распространение коррупции в вузах ведет к ее тиражированию во всех сферах жизни общества. При этом носителями коррупционных проявлений выступают наиболее квалифицированные кадры, из которых рекрутируется управленческая элита. Следовательно, распространение коррупции в вузах создает предпосылки для кризисных процессов и социальных конфликтов вплоть до распада государства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алиев В.М., Соловых Н.Н. Преступления коррупционной направленности в сфере высшего образования: проблемы противодействия // Российский следователь. 2019. № 4. С. 46-50.

2. Габдулхаков В.Ф., Чанышева Г.Г., Зиннуров Ф.К. О педагогических принципах профилактики девиантного поведения подростков // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 2 (49). С. 93-95.

3. Генпрокуратура: в 2018 году в России стали на 10% чаще брать и давать взятки // Коммерсантъ. URL: https://www. kommersant.ru/doc/3826018 (дата обращения: 07.11.2019).

4. Дамм И.А. Антикоррупционные стандарты поведения работников образовательных организаций высшего образования // Lex russica. 2018. № 8. С. 113-129.

5. Емельянова Н.И., Подкатилина М.Л. Антикоррупционное образование в российских учебных заведениях // Юридическое образование и наука. 2014. № 2. С. 15-18.

6. Индекс восприятия коррупции // Транспаренси Интернешнл. Список стран по индексу восприятия коррупции. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_по_индексу_восприятия_коррупции (дата обращения: 07.11.2019).

7. Индекс восприятия коррупции // Транспаренси Интернешнл. URL: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/ (дата обращения: 06.11.2019).

8. Козаченко И.Я., Корсаков К.В. Криминология. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета. М.: Юрайт, 2019. 277 с.

9. Коррупция в России: мониторинг // Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). URL: https://wciom. ru/index.php?id=236&uid=9139 (дата обращения: 06.11.2019).

10. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102126657 (дата обращения: 08.11.2019).

11. О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции: Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. № 568 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=102166497 (дата обращения: 08.11.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. О распространении на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством образования и науки Российской Федерации, ограничений, запретов и обязанностей: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 г. № 1227 // Гарант.ру. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71150158/ (дата обращения: 08.11.2019).

13. Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Министерства науки и высшего образования Российской Федерации: Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 20 ноября 2018 г. № 1010 // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_312303/ (дата обращения: 08.11.2019).

14. Об утверждении перечня должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством образования и науки Российской Федерации, при назначении на которые граждане обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, порядка представления гражданами, претендующими на замещение отдельных должностей на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством образования и науки Российской Федерации, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и лицами, замещающими указанные должности, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством образования и науки Российской Федерации, и работниками, замещающими должности в этих организациях: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 сентября 2013 г. № 1070 // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_159136/ (дата обращения: 08.11.2019).

15. Об утверждении Порядка уведомления представителя нанимателя федеральными государственными гражданскими служащими Министерства науки и высшего образования Российской Федерации о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения: Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 20 ноября 2018 г. № 63н // Гарант.ру. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72021858/ (дата обращения: 08.11.2019).

16. Хабриева Т.Я., Габов А.В., Цирин A.M., Ноздрачев А.Ф. и др. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (постатейный) / отв. ред. Т.Я. Хабриева. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2018. 424 с.

17. Bundesgesetz über die Organisation der Universitäten und ihre Studien (Universitätsgesetz 2002 - UG). URL: https://www. ris.bka.gv.at/Dokumente/Erv/ERV_2002_1_120/ERV_2002_1_120.html (дата обращения: 07.11.2019).

18. Prufungsordgugg Mathematik 1 Ubung - Universitat Innsbruck. URL: https://www.uibk.ac.at/techmath/pruefungsordnung-mathematik-1-uebungen.html (дата обращения: 07.11.2019).

LITERATURA

1. Aliev V.M., SolovyX N.N. Prestupleniya korrupcionnoj napravlennosti v sfere vy'sshego obrazovaniya: problemy* protivodejstviya // Rossijskij sledovatel*. 2019. № 4. S. 46-50.

2. Gabdulxakov V.F., Chany'sheva G.G., ZinnurovF.K. O pedagogicheskix principax profilaktiki deviantnogo povedeniya podrostkov // Psixopedagogika v pravooxranitel'ny'x organax. 2012. № 2 (49). S. 93-95.

3. Genprokuratura: v 2018 godu v Rossii stali na 10% chashhe brat* i davat* vzyatki // Kommersant". URL: https://www.kommersant. ru/doc/3826018 (data obrashheniya: 07.11.2019).

4. Damm I.A. Antikorrupcionny'e standarty* povedeniya rabotnikov obrazovatel'ny'x organizacij vy'sshego obrazovaniya // Lex russica. 2018. № 8. S. 113-129.

5. Emel'yanova N.I., Podkatilina M.L. Antikorrupcionnoe obrazovanie v rossijskix uchebny'x zavedeniyax // Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. 2014. № 2. S. 15-18.

6. Indeks vospriyatiya korrupcii // Transparensi Interneshnl. Spisok stran po indeksu vospriyatiya korrupcii. URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/Spisok_stran_po_indeksu_vospriyatiya_korrupcii (data obrashheniya: 07.11.2019).

7 Indeks vospriyatiya korrupcii // Transparensi Interneshnl. URL: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/ (data obrashheniya: 06.11.2019).

8. Kozachenko I.Ya., Korsakov K.V. Kriminologiya. Uchebnik i praktikum dlya bakalavriata i specialiteta. M.: Yurajt, 2019. 277 s.

9. Korrupciya v Rossii: monitoring // Vserossijskij centr izucheniya obshhestvennogo mneniya (VCIOM). URL: https://wciom.ru/ index.php?id=236&uid=9139 (data obrashheniya: 06.11.2019).

10. O protivodejstvii korrupcii: Federal,ny,j zakon ot 25 dekabrya 2008 g. № 273-FZ // OficiaTny'j internet-portal pravovoj informacii. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102126657 (data obrashheniya: 08.11.2019).

11. O rasprostranenii na otdeTny'e kategorii grazhdan ogranichenij, zapretov i obyazannostej, ustanovlenny'x FederaTny'm zakonom «O protivodejstvii korrupcii» i drugimi federaTny'mi zakonami v celyax protivodejstviya korrupcii: postanovlenie PraviteLstva Rossijskoj Federacii ot 5 iyulya 2013 g. № 568 // OficiaTny'j internet-portal pravovoj informacii. URL: http:// pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=102166497 (data obrashheniya: 08.11.2019).

12. O rasprostranenii na rabotnikov, zameshhayushhix otdeTny'e dolzhnosti na osnovanii trudovogo dogovora v organizaciyax, sozdanny'x dlya vy'polneniya zadach, postavlenny'x pered Ministerstvom obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii, ogranichenij, zapretov i obyazannostej: Рrikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 28 oktyabrya 2015 g. № 1227 // Garant.ru. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71150158/ (data obrashheniya: 08.11.2019).

13. Ob utverzhdenii Kodeksa e'tiki i sluzhebnogo povedeniya federaTny'x gosudarstvenny'x grazhdanskix sluzhashhix Ministerstva nauki i vy'sshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii: Рrikaz Ministerstva nauki i vy'sshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii ot 20 noyabrya 2018 g. № 1010 // KonsuLtantPlyus. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312303/ (data obrashheniya: 08.11.2019).

14. Ob utverzhdenii perechnya dolzhnostej v organizaciyax, sozdanny'x dlya vy'polneniya zadach, postavlenny'x pered Ministerstvom obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii, pri naznachenii na kotory'e grazhdane obyazany* predstavlyaf svedeniya o svoix doxodax, ob imushhestve i obyazateTstvax imushhestvennogo xaraktera, a takzhe svedeniya o doxodax, ob imushhestve i obyazateLstvax imushhestvennogo xaraktera svoix supruga (suprugi) i nesovershennoletnix detej i pri zameshhenii kotory'x rabotniki obyazany* predstavlyaf svedeniya o svoix doxodax, ob imushhestve i obyazateLstvax imushhestvennogo xaraktera, a takzhe svedeniya o doxodax, ob imushhestve i obyazateTstvax imushhestvennogo xaraktera svoix supruga (suprugi) i nesovershennoletnix detej, poryadka predstavleniya grazhdanami, pretenduyushhimi na zameshhenie otdeTny'x dolzhnostej na osnovanii trudovogo dogovora v organizaciyax, sozdanny'x dlya vy'polneniya zadach, postavlenny'x pered Ministerstvom obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii, svedenij o svoix doxodax, ob imushhestve i obyazateTstvax imushhestvennogo xaraktera i liczami, zameshhayushhimi ukazanny'e dolzhnosti, svedenij o svoix doxodax, rasxodax, ob imushhestve i obyazateTstvax imushhestvennogo xaraktera, a takzhe polozheniya o proverke dostovernosti i polnoty* svedenij, predstavlyaemy'x grazhdanami, pretenduyushhimi na zameshhenie dolzhnostej v organizaciyax, sozdanny'x dlya vy'polneniya zadach, postavlenny'x pered Ministerstvom obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii, i rabotnikami, zameshhayushhimi dolzhnosti v e'tix organizaciyax: Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 13 sentyabrya 2013 g. № 1070 // KonsuLtantPlyus. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159136/ (data obrashheniya: 08.11.2019).

15. Ob utverzhdenii Poryadka uvedomleniya predstavitelya nanimatelya federaTny'mi gosudarstvenny'mi grazhdanskimi sluzhashhimi Ministerstva nauki i vy'sshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii o voznikshem konflikte interesov ili

0 vozmozhnosti ego vozniknoveniya: Prikaz Ministerstva nauki i vy'sshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii ot 20 noyabrya 2018 g. № 63n // Garant.ru. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72021858/ (data obrashheniya: 08.11.2019).

16. Xabrieva T.Ya., Gabov A.V., Cirin A.M., Nozdrachev A.F. i dr. Nauchno-prakticheskij kommentarij k FederaTnomu zakonu ot 25 dekabrya 2008 g. № 273-FZ «O protivodejstvii korrupcii» (postatejnyj // оtv. red. T.Ya. Xabrieva. M.: Institut zakonodateLstva

1 sravniteLnogo pravovedeniya pri PraviteTstve Rossijskoj Federacii, 2018. 424 s.

17. Bundesgesetz über die Organisation der Universitäten und ihre Studien (Universitätsgesetz 2002 - UG). URL: https://www. ris.bka.gv.at/Dokumente/Erv/ERV_2002_1_120/ERV_2002_1_120.html (data obrashheniya: 07.11.2019).

18. Prufungsordgugg Mathematik 1 Ubung - Universitat Innsbruck. URL: https://www.uibk.ac.at/techmath/pruefungsordnung-mathematik-1-uebungen.html (data obrashheniya: 07.11.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.