Научная статья на тему 'Роль профилактики коррупции в противодействии экстремизму'

Роль профилактики коррупции в противодействии экстремизму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
438
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ЭКСТРЕМИЗМ / ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА / МЕРА ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА / CORRUPTION / COUNTERACTION OF CORRUPTION / EXTREMISM / PREVENTION OF EXTREMISM / MEASURE OF PREVENTION OF EXTREMISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Репин М.Е.

В статье профилактика коррупции рассматривается как одна из мер противодействия экстремизму в Российской Федерации, предлагаются комплексные меры по противодействию коррупционным проявлениям с целью повышения эффективного экономического и социального развития страны, снижения социальной напряженности и экстремистских настроений, укрепления государственности и чувства гражданственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF PREVENTION OF CORRUPTION IN COUNTERING EXTREMISM

In the article, prevention of corruption is considered as one of the measures to counteract extremism in the Russian Federation; comprehensive measures are proposed to counteract corruption manifestations in order to enhance the country's effective economic and social development, reduce social tension and extremist sentiments, strengthen statehood and a sense of citizenship.

Текст научной работы на тему «Роль профилактики коррупции в противодействии экстремизму»

Юридические науки

№ 12. - 2016

УДК 343.98

РОЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИИ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИЗМУ

М.Е. Репин, Управление МВД России по г.Н.Новгороду (Нижний Новгород, Россия),

e-mail: me_repin@mail.ru

Аннотация. В статье профилактика коррупции рассматривается как одна из мер противодействия экстремизму в Российской Федерации, предлагаются комплексные меры по противодействию коррупционным проявлениям с целью повышения эффективного экономического и социального развития страны, снижения социальной напряженности и экстремистских настроений, укрепления государственности и чувства гражданственности.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, экстремизм, профилактика экстремизма, мера профилактики экстремизма.

ROLE OF PREVENTION OF CORRUPTION IN COUNTERING

EXTREMISM

Abstract. In the article, prevention of corruption is considered as one of the measures to counteract extremism in the Russian Federation; comprehensive measures are proposed to counteract corruption manifestations in order to enhance the country's effective economic and social development, reduce social tension and extremist sentiments, strengthen statehood and a sense of citizenship.

Keywords: corruption, counteraction of corruption, extremism, prevention of extremism, measure of prevention of extremism.

Противодействие экстремизму в настоящее время является одним из приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов как в России, так и за её пределами, поскольку экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур является одним из основных источников угроз национальной безопасности [9].

Руководство страны и правоохранительные органы принимают все необходимые меры для того, чтобы изменить ситуацию и снизить напряженность в этой сфере. Однако, несмотря на предпринимаемые меры и принятие ряда антиэкстремистских законодательных актов, в том числе и Федерального закона РФ «О противодействии экстремистской деятельности» [7], и введение в Уголовный кодекс Российской Федерации новых статей (статья 282.1 «Организация экстремистского сообщества», статья 282.2 «Организация деятельности экстремистской организации», статья 282.3 «Финансирование экстремистской деятельности»), а также существенное изменение статьи 280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности» [13], ситуация не изменилась. Количество преступлений экстремистской направленности в стране с каждым годом неуклонно продолжает расти [9].

Задачи обеспечения национальной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации требуют непрерывного, глубокого изучения и анализа как реально существующих, известных, традиционных внешних угроз, так и внутренней общественно-политической и социально-экономической ситуации, в недрах которой могут возникнуть угрозы безопасности личности, общества и государства. В стране наблюдается заметная ак-

тивизация экстремистских проявлений [9]. Стали исповедоваться политическая, экономическая, религиозная, расовая, национальная нетерпимость [3]. Радикально настроенные силы все чаще прибегают к крайне агрессивным формам самовыражения [2]. Экстремизм реально угрожает не только нравственным и духовным устоям общества, но и жизни граждан РФ, государственности, а, следовательно, и целостности страны.

Само слово «экстремизм» происходит от латинского «ех^е1^» - крайний, последний и означает приверженность радикальным взглядам, отрицание компромиссов, использование любых средств и методов для достижения поставленной цели. В Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» [7] экстремизм квалифицируется как: деятельность, направленная на изменение основ конституционного строя и нарушения целостности РФ, подрыв безопасности РФ, осуществление террористической деятельности, унижение национального достоинства, пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики, финансирование указанной деятельности и т.д.

Практика правоохранительной деятельности последних лет выявила две опасные тен-

V Л V

денции в противодействии экстремизму. С одной стороны, местные власти часто склонны считать экстремистскими любые формы оппозиционного движения. С другой, - правоохранительные органы не всегда оказывают активное противодействие подлинно экстремистским действиям и организациям, поскольку их мотивы в некоторых случаях вызывают у правоохранителей если не сочувствие, то понимание.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона РФ от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции», под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение действий, перечисленных выше, совершенных от имени или в интересах юридического лица [5].

Одной из ключевых составляющих данного определения является то обстоятельство, что незаконные действия совершаются лицом именно вопреки законным интересам общества и государства, что порождает рост социального напряжения и недовольства населения действиями, прежде всего, местных властей и, в конечном итоге, способствует росту экстремистских настроений в стране. Особенно явно данные тенденции прослеживаются в субъектах Российской Федерации с высоким уровнем безработицы, низким уровнем развития производства и инфраструктуры. В Приволжском федеральном округе, например, особую требовгу и беспокойство в этом плане вызывают Кировская область, Оренбургская область, Пензенская область, Ульяновская область, Пермский край, где нередеко вспыхивают очаги эекстремистских проявлений [10].

Коррупция, являясь опасным негативным социальным явлением, препятствует реализации и исполнению правовых предписаний, нивелирует действие конституционных принципов законности, равенства, соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина, выступает ещё и мощным фоновым явлением, способствующим совершению правонарушений и преступлений экстремисткой направленности. Поэтому, представляется, что борьба с коррупцией в Российской Федерации будет являться достаточно действенным средством профилактики экстремизма на территории страны.

Можно констатировать тот факт, что сложившаяся в Российской Федерации система органов государственной власти и управления, муниципальных органов власти, органов здравоохранения и образования характеризуется достаточно высоким уровнем коррупционных проявлений, наиболее опасными из которых являются взяточничество, превышение или злоупотребление должностными полномочиями в корыстных целях. Зачастую, противодействовать распространению коррупции только лишь гласными видами правоохранительной деятельности не представляется возможным, так как преступления коррупционной направленности характеризуются, в силу действия причин объективного и субъективного характера [11, с. 123], высоким уровнем латентности и, как следствие этого, низкой выявляемостью. Все это требует принятия и реализации комплексных мер по противодействию коррупционным проявлениям в Российской Федерации [1, с. 82-86]. К их числу можно отнести:

1. Усиление финансового контроля со стороны правоохранительных и иных государственных контролирующих органов (например, Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее, ФСФМ), Счетной палаты Российской Федерации) за распределением и реальным расходованием денежных потоков в конкретных регионах (субъектах) страны.

2. Интенсивное внедрение технологий электронных очередей и интернет-приёмных, принятие и введение административных регламентов деятельности государственных и муниципальных органов управления по рассмотрению и разрешению обращений, заявок, заявлений граждан, а также предоставлению различных видов государственных и муниципальных услуг.

3. Проведение правоохранительными органами Российской Федерации целенаправленных мероприятий по предотвращению проникновения в государственные и муниципальные органы управления, а также правоохранительные органы представителей организованной преступности. Общеизвестно, что одним из признаков современной организованной преступности является наличие у участников организованных преступных структур коррупционных связей в органах государственной власти и управления, правоохранительных органах и коммерческих структурах. Некоторые лидеры организованных преступных групп имеют до десятка собственных фирм, что позволяет им использовать права юридических лиц, выходить на международную арену [12, с. 49]. Причем в отдельных субъектах Российской Федерации всё чаще встречаются случаи сращивания организованной преступности, в том числе участников незаконных вооруженных формирований, с административным аппаратом на местах.

4. Использование положительной практики осуществления проверочных мероприятий по основаниям, указанным в ч.2 ст.7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. №144-Ф3, в соответствии с которой органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, при наличии запроса, направленного в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-Ф3 «О противодействии коррупции», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации в области противодействия коррупции, предоставлено право, в пределах своих полномочий, проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях добывания информации, необходимой, в частности, для принятия решений о соблюдении лицами, замещающими должности государственных и муниципальных служащих, а также иных категорий, ограничений и запретов, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-Ф3 «О противодействии коррупции», требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении ими обязанностей, установленных федеральными конституцион-

ными законами, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки соблюдения указанными лицами данных ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении обязанностей [4].

5. Систематическое проведение правоохранительными органами Российской Федерации комплекса специальных мероприятий - операций, предусмотренных ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ (например, оперативное внедрение, оперативный эксперимент и др.) по «оздоровлению» отраслей экономики, государственных и муниципальных объектов субъектов РФ, наиболее пораженных коррупцией (коррупциогенных объектов и отраслей). Представляется, что правоохранительные органы Российской Федерации должны осуществлять систематический сбор и анализ информации о коррупционных проявлениях в субъектах страны. В процессе осуществления оперативно-разыскной деятельности при выявлении и раскрытии преступлений коррупционной направленности необходимо в полной мере использовать институт содействия граждан [4]. Кроме того, информацию подобного характера можно получать в процессе взаимодействия правоохранительных органов между собой, с иными государственными и муниципальными органами, их должностными лицами, общественными организациями, объединениями, средствами массовой информации, мониторинга глобальной информационной телекоммуникационной сети «Интернет».

6. Осуществление специализированными подразделениями правоохранительных органов (например, подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел) обязательных проверок порядка, условий и результатов аукционов, конкурсов, тендеров, проводившихся с участием представителей государственных и муниципальных органов управления субъектов Российской Федерации, а также продажи объектов и земель муниципальной, региональной и государственной собственности.

7. Рассмотрение на координационных межведомственных советах (комиссиях) правоохранительных органов субъектов Российской Федерации вопроса о целесообразности создания специализированных межведомственных бригад, включающих в себя представителей различных правоохранительных и контролирующих органов страны (органы внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Следственный комитет, органы прокуратуры, Федеральная служба по финансовому мониторингу и др.), осуществляющих противодействие коррупции с прямым подчинением данных межведомственных бригад Президенту Российской Федерации и полномочным представителям Президента РФ в федеральных округах.

8. Принятие государственными и муниципальными органами управления мер по улучшению социально-экономического положения отдельных категорий работников бюджетной сферы, прежде всего образования и здравоохранения, создание в этих целях региональных внебюджетных фондов социально-экономической поддержки и премирования работников системы образования и здравоохранения.

9. Разработка и распространение тематических памяток о действиях граждан в случаях соприкосновения с коррупционными проявлениями (например, вымогательством взятки), с описанием в них способов защиты (алгоритма действий), способов связи с правоохранительными органами (номеров телефонов правоохранительных органов, анонимных телефонов доверия, адресов официальных сайтов правоохранительных органов) [14], а также со-

циальных роликов о неблагоприятных последствиях коррупционной модели поведения злоумышленников.

10. Размещение на официальных сайтах государственных и муниципальных органов управления субъектов Российской Федерации информации о расходовании федеральных бюджетных средств, например, строительстве различных социальных объектов на федеральные средства с освещением подобных фактов в средствах массовой информации.

Таким образом, реализация комплексных мер противодействия коррупции в Российской Федерации будет способствовать не только её эффективному экономическому и социальному развитию, снижению социальной напряженности и экстремистских настроений, но и укреплению государственности и чувства гражданственности в стране.

Литература:

1. Афанасьев А.Ю., Репин М.Е. Некоторые особенности расследования коррупционных преступлений на первоначальном этапе // Наука. Мысль. 2015. № 12. С. 82-86.

2. Задержаны участники запрещенной международной религиозной экстремистской организации «Ат Такфир Валь-Хиджра». URL: http://www.mvd.ru. (дата обращения: 22.11.2016).

3. Москвич получил 1,5 года условно за экстремизм в соцсетях // Российская газета. 2013. 11 января.

4. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33, ст. 3349.

5. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (часть I), ст. 6228.

6. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный за-кон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30, ст. 3031.

7. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 // Собрание законодательства РФ. 2009. № 20, ст. 2444.

8. По данным Федерального казенного учреждения «Главный инфора-ционно-аналитический центр МВД Российской Федерации». URL: https://mvd.ru/folder/101762/item/2994866/ (дата обращения: 29.11.2016).

9. Полетаев В. Экстремист со свастикой. За решетку надолго отправлен главарь националистов // Российская газета. 2011. 30 сентября.

10. По результатам собственных исследований автора.

11. Репин М.Е. Некоторые особенности криминалистической характеристики взяточничества // Актуальные проблемы права: материалы III Международной научной конференции (г. Москва, 20 - 23 ноября 2014 г.). М.: Буки-Веди, 2014. С. 123.

12. Репин М.Е. Организованная преступность как уголовно-правовое понятие // Общество и человек. 2015. № 1-2 (11). С. 49.

13. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25, ст. 2954.

14. Например, указанные памятки разработаны в успешно применяются на практике в Главном управлении МВД России по Нижегородской области и Управлении МВД России по г. Нижнему Новгороду.

№ 12. - 2016

References:

1. Afanas'ev A.Ju., Repin M.E. Nekotorye osobennosti rassledovanija korrupcionnyh prestuplenij na pervonachal'nom jetape // Nauka. Mysl'. 2015. № 12. S. 82-86.

2. Zaderzhany uchastniki zapreshhennoj mezhdunarodnoj religioznoj jekstremistskoj organizacii «At Takfir Val'-Hidzhra». URL: http://www.mvd.ru. (data obrashhenija: 22.11.2016).

3. Moskvich poluchil 1,5 goda uslovno za jekstremizm v socsetjah // Rossijskaja gazeta. 2013. 11 janvarja.

4. Ob operativno-rozysknoj dejatel'nosti: Federal'nyj zakon ot 12 avgusta 1995 g. №144-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1995. № 33, st. 3349.

5. O protivodejstvii korrupcii: Federal'nyj zakon ot 25 dekabrja 2008 g. № 273-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2008. № 52 (chast' I), st. 6228.

6. O protivodejstvii jekstremistskoj dejatel'nosti: Federal'nyj za-kon ot 25 ijulja 2002 g. № 114-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2002. № 30, st. 3031.

7. O strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii do 2020 goda: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 12 maja 2009 g. № 537 // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2009. № 20, st. 2444.

8. Po dannym Federal'nogo kazennogo uchrezhdenija «Glavnyj infora-cionno-analiticheskij centr MVD Rossijskoj Federacii». URL: https://mvd.ru/folder/101762/item/2994866/ (data obrashhenija: 29.11.2016).

9. Poletaev V. Jekstremist so svastikoj. Za reshetku nadolgo otpravlen glavar' nacionalistov // Rossijskaja gazeta. 2011. 30 sentjabrja.

10. Po rezul'tatam sobstvennyh issledovanij avtora.

11. Repin M.E. Nekotorye osobennosti kriminalisticheskoj harakteristiki vzjatochnichestva // Aktual'nye problemy prava: materialy III Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (g. Moskva, 20 - 23 nojabrja 2014 g.). M.: Buki-Vedi, 2014. S. 123.

12. Repin M.E. Organizovannaja prestupnost' kak ugolovno-pravovoe ponjatie // Obshhestvo i chelovek. 2015. № 1-2 (11). S. 49.

13. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13 ijunja 1996 g. № 63-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1996. № 25, st. 2954.

14. Naprimer, ukazannye pamjatki razrabotany v uspeshno primenjajutsja na praktike v Glavnom upravlenii MVD Rossii po Nizhegorodskoj oblasti i Upravlenii MVD Rossii po g. Nizhnemu Novgorodu.

— • — Сведения об авторе

Максим Евгеньевич Репин, Начальник смены дежурной части отдела полиции № 5 Управление МВД России по г.Нижнему Новгороду (Нижний Новгород, Россия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.