УДК: 343.1
ББК: 67.0
Некрасов А.П.
КТО СПОСОБСТВУЕТ ТЕРРОРИЗМУ И ЭКСТРЕМИЗМУ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И КАКИЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НУЖНЫ СЕЙЧАС
Nekrasov A.P.
WHO PROMOTES TERRORISM AND EXTREMISM IN RUSSIA WHAT COUNTER-MEASURES ARE NEEDED NOW
Ключевые слова: экстремизм, признаки экстремизма, террористическая деятельность, дестабилизация общества, причины экстремизма, социальные проявления экстремизма, коррупционная деятельность, исламская радикальная деятельность, экстремистские движения, меры профилактики с экстремизмом, меры противодействия экстремизму, межнациональные отношения, межконфессиональные отношения, экстремизм как разрушающий фактор общества.
Keywords: extremism and its symptoms, terrorist activities, destabilization of society, the causes of extremism, or social extremism, corruption, radical Islamic activities of the extremist movement, prevention of extremism and counter-measures, inter-ethnic and inter-confessional relations, extremism as a destructive factor of society.
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы детерминирующего характера, побуждающие к такому движению, как экстремизм в Российской Федерации, как неизвестного ранее организованного движения, выдвигающий политические лозунги, направленные на дестабилизацию в обществе. Указаны основные причины экстремистской деятельности, предложения в виде мер противодействия по нейтрализации этого социального зла. Автор обращает внимание на идеологические моменты, побуждающие экстремистскую деятельность.
Abstract: the article discusses the questions of determining the nature inspiring such movement as extremism in the Russian Federation, as a previously unknown organized movement, proponents of political slogans, aimed at destabilizing the society. The main causes of extremist activity and offers countermeasures to neutralize this social evil are being discussed as well. The author specifies the ideological aspects that encourages extremist activity.
Экстремизм - это общественно опасное последовательное тенденциозное явление, имеющее целенаправленное насильственное изменение и разрушение основ конституционного строя, направленный на нарушение целостности границ Российского государства при помощи внешних сил, со всеми деструктивными последствиями для общества и государства. История государства Российского очень хорошо знает, что такое экстремизм, достаточно вспомнить распад Советского Союза, где его главными лозунгами, догматикой и идеологическими принципами были гласность, прозрачность, перестройка, демократический централизм, которые породили фундамент экстремизма и, как следствия этого, появились зачатия сепаратизма, национализма, коррупция, террористическая деятельность, обнищание народа, вмешательства из вне в государственный строй, в ее внутренние экономические и политические трудности, и как комплексный катализатор социальных проблем наметилась динамика роста преступлений - незаконного оборота наркотических средств, незаконного оборота оружия, прости-
туции, массовых убийств и др. Появился определенный круг лиц, заинтересованный в нестабильности общества, в его деструктивном обороте, посеявший семена смуты, дестабилизации в государстве для своих политических, социально-экономических целей и, как следствие этого, их расчет был сфокусирован на дезорганизацию деятельности всех ветвей органов государственной власти. Главная задача нашего государства - достижение гражданского мира и согласия в обществе всех конфессий и недопущения междоусобиц как на национальной, так и религиозной почве, такова главная задача государственно-правовой политики России, направленной на противодействия экстремизма в настоящее время. В последнее время экстремистскими организациями, расположенными как на территории РФ, так и за границей довольно-таки широко используется религиозные и национальные факторы для достижения политических идей. Ради своих целей они пропагандируют внутри общества слабую экономическую ситуацию, отсутствие социально-политических программ, непрофессионализм чиновни-
ков в правительстве, отсутствие специалистов-реформаторов, заимствуют западные идеи, которые якобы необходимо воплотить в жизнь нашего общества и, таким образом, играя на чувствах людей, зазывают их на политические акции, где широко распространяют и используют грязную риторику, направленную на нарушение норм права и самовозбуждение, потери контроля над своим поведением, что чревато такими последствиями, как массовыми беспорядками. На наш взгляд, подобные группы или организации в лице их представителей, открыто высказывавшие ярко выраженные недовольства на почве происходящих политических процессах в обществе, связанные с социально-экономическими преобразованиями, называя отдельных видных общественно-политических и государственных деятелей непристойными словами, необходимо регистрировать в правоохранительных органов, выявлять их программные лозунги, определять их связи за границей, контролировать общения и взаимодействия. Если есть устойчивые взгляды на подрыв основ конституционного строя, то подобную деятельность необходимо пресекать исключительно не только профилактическими беседами, но и силовым путем, пренебрегая отдельными демократическими институтами. Так будет лучше, чем те события на Украине (по принципу Запада им можно, а нам что, нельзя?). Прикрываясь под лозунгами «все для народа», националистический экстремизм очень опасен для государства в виде насильственного изменения основ конституционного строя и нарушения целостности РФ, подрыва безопасности РФ, захват или присвоение властных полномочий, создания незаконных вооруженных формирований, осуществления террористической деятельности и т.д. Важным признаком экстремизма является его публичность, это означает, что призывы к осуществлению указанной деятельности обращены к широкому кругу людей (к массам, к толпе). Истории РФ уже известны были призывы по насильственному изменению основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, известны случаи насильственного захвата власти или присвоение властных полномочий, создание незаконных вооруженных формирований, осуществление террористической деятельности, унижение национального достоинства. Достаточно вспомнить насильственный захват власти в 1991 г. (отстранения от власти М.С. Горбачева, так называемый ПУТЧ), осуществляемый противоправным путем через ложь и обман высших представителей органов государственной власти и управления. Всем известно, что Основной закон нашей жиз-
ни не допускает пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. А ведь нам уже известны такие митинги под лозунгами: « Хватит кормить Кавказ», «Россия для русских», есть лозунги и антисемитской направленности и т.д. В основе общественной жизни России - демократический многонациональный народ, который заинтересован в мирном проживании и созидании, а также в сотрудничестве разных национальностей, в уважении личного достоинства граждан. Государство Российское гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности общественным объединениям, если только они не нарушают законы. На основании проведенного исследования надеемся, что задачи, стоящие перед государством и обществом по противодействию экстремизму могли бы быть сформулированы следующим образом:
- дальнейшая стабилизация политической обстановки в стране, формирование стабильного спокойствия, недопущение политических, межнациональных и межконфессиональных конфликтов, социальных разногласий в обществе, мира и безопасности человечества;
выявление и постепенное устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению религиозного, политического и национального экстремизма;
- повышение культурно-образовательного уровня населения, добровольное школьное и не только школьное углубленное изучение религии, истории, культуры, традиций населения конкретного региона;
- формирование толерантности между нацио-конфессиональными образованиями;
противодействие распространению информации и литературы экстремистского толка, направленных на разжигание нацио-конфессиональных конфликтов;
- разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности субъектов противодействия экстремистской деятельности по профилактике религиозного экстремизма, совершенствование методов и использование современных технологий по взаимодействию с общественными и религиозными объединениями.
Теория предупреждения преступности есть практическое воплощение борьбы с ней.
Предупреждение преступности является во всех ее формах залогом будущего развития самого общества, его стабильности и катализатором прогресса.
Проблема распространения экстремизма в Российской Федерации является одним из инструментом, угрожающих национальной безопасности и целостности общества, и этот вид деятельности является основным способом разрушения не только основ конституционного строя, но и всех внутренних и внешних политических функций государства. Достаточно вспомнить политические процессы на Украине или в Югославии как парадигма всех политических потрясений в европейском сообществе, отголоски которых дошли и до нас. Еще совсем недавно российское общество не была знакомо с таким социально-политическим потрясением, как экстремизм. Наиболее интенсивно оно стало сталкиваться с ним в конце 80-х годов буквально во всех сферах общественной жизни: политике, межнациональных и межконфессиональных отношениях, культуре, в религиозной деятельности и др. Имея многогранный характер, экстремизм несет в своей природе исключительно дестабилизирующий вектор развития, направленный на подрыв экономической, социальной и политической инфраструктуры государства, общества и оказывает сильное психологическое воздействие на большие массы людей, нанося значительный ущерб социуму и причиняя физический вред ни в чем не повинным гражданам.
В 1991 г. произошел распад Советского Союза, породивший разрушение предприятий, организаций и учреждений. В результате передела собственности и отделение республик произошло большое имущественное расслоение населения, и государство естественным путем, в подлинном виде прекратило свое существование, как единый организм с кровеносными сосудами. Монолитный промышленный комплекс Советского Союза, его экономика, социальная инфраструктура была в одночасье разрушена и виной этому, по материалам СМИ того периода времени, как раз являлась внешняя политика отдельных западных государств с его деструктивными свойствами, которая в идеологическом смысле была взята на вооружение руководством СССР за основу под предлогом перестройки. Глобальная империалистическая держава, весь ее вектор эволюции и финансовый баланс в его подлинном активе деформировался и прекратил свое существование. Именно сразу же в начале 90-х годов на территории бывших союзных республик появились первые экстремистские, общественные, религиозные организации и дви-
жения не без помощи Запада, политика которых была направлена на подрыв экономического и политического строя России и продолжение отделения автономных образований от центральной части государства. Общество, в лице правоохранительных органов, не было готово к противостоянию с зарегистрированными некоммерческим организациями, расположенных на территории России, что явилось впоследствии отдельными очагами напряженности как на Северном Кавказе, так и в Центральной части России. Первые социальные проявления экстремистской и террористической деятельности в современной России произошли уже в начале 90-х годов в условиях демократических, социальных и экономических преобразований под прикрытием социальных ценностей и рыночных отношений. До настоящего времени экстремизм в России в условиях мутации перманентно приобретал отдельные черты характера с различными формами и достиг определенного рубежа.
На сегодняшний день в современной России осуществляют противоправную деятельность до 90 международных экстремистских групп, которые имеют свои подпитки из-за рубежа. Наиболее ярко выраженные из них правоохранительными органами контролируются особо. Террористическая и экстремистская деятельность стала одной из самых реальных мировых проблем, с которыми человечество столкнулось в конце 20 и начале 21 столетия не только в Российском государстве.
По мнению специалистов из числа правоохранительных органов точное количество людей, входящих в объединения экстремистской направленности превышает 8 000 человек, но нужно учесть еще и тот факт, что между реальной указанной выше цифрой и латентной данного преступного явления в совокупности существует еще цифра Х, т.е. точной цифрой не обладает никто. Количество преступлений экстремистского и террористического характера в совокупности за последние пять лет (по 2016 включительно) увеличилось более, чем в два раза с 622 до 1308. Сколько всего в мире экстремистских организаций, имеющих основу террористической деятельности с точностью не скажет никто, но географическое их расположение по данным спецслужб европейского сообщества сосредоточено в странах Азии, Африки и странах арабского мира. Молодые люди в этих государствах относятся к наиболее уязвимой социальной группе, подверженной экстремистской и террористической идеологией. Как правило, все они верующие, исповедуют ислам и являются слабым звеном общества, легко впитывают шовинистические идеи национализма и
религиозного экстремизма, зачастую впоследствии реализуя их через террористическую деятельность. В нынешних условиях, когда нашу страну охватил экономический кризис, порождающий безработицу во всех общественных группах, возрастающее социальное неравенство, деформацию системы ценностей, проблемы в духовно-нравственном воспитании, рост национализма и сепаратизма, возросшую пропаганду идей религиозного экстремизма, вмешательство из вне в жизнь людей во всех ее формах, государству в лице всех ее ветвей власти необходимо сдерживать эти негативные процессы не только через систему правоохранительных органов, но и через воспитательные процессы, имеющие морально-нравственные ценности в школах, других учебных заведениях, пропагандируя через различные формы истинное лицо экстремистской деятельности.
В настоящее время экстремизм и терроризм являются реальной угрозой национальной безопасности России, и об этом свидетельствуют события последнего времени на Северном Кавказе, которые показали, что значительную угрозу для внутренней безопасности страны представляют проповедники нетрадиционного для российских мусульман течения ислама «ваххабизма». Проповедники ваххабитского течения направляют свою деятельность на вовлечение молодежи в вероисповедания религии в мусульманских республиках России, считая ее одним из главных благополучий жизнедеятельности. После пропитки сознания такого культа немало молодежи пополняют ряды боевых сил ислама и с оружием в руках воюют за свои идеалы на территории Ирака, Афганистана, Сирии и др. государств. Практически все они прошли обучения в террористических лагерях иностранных государств и готовы под воздействием шовинистических идей умереть за свои ценности.
В соответствии с примечанием 2 статьи 282. 1 УК РФ под преступлениями экстремистской направленности понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношение какой-либо социальной группы. Уголовный кодекс РФ как орудие борьбы с преступностью с этим социальным злом имеет набор инструментов в виде правовых норм, которые выступают как регуляторы общественных отношений и имеют признаки правоограничения и институт превенции: статья 280 УК РФ - «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности»; ст. 282 УК РФ - «Возбуждение
ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», ст. 282. 1 УК РФ -«Организация экстремистского сообщества»; ст. 282.2 УК РФ - «Организация деятельности экстремистской организации»; ст. 357 УК РФ -«Геноцид».
Размышляя над этой проблемной и злободневной темой, изучая научную, документально-исследовательскую и специальную литературу, мы приходим к выводу о том, что развитию экстремизма в России способствуют еще и активные миграционные процессы. Этнонацио-нальный экстремизм всегда пересекается с политическим экстремизмом и всегда, ради определенных целей, направлен против органов государственной власти и органов государственного управления в виде враждебности, недоброжелательности, провоцирует стачки, забастовки и нередко завершается террористическими актами (Дагестан, Чечня, Ингушетия). Политический экстремизм - это организационное движение, имеющее финансовые возможности. Он подкреплен конкретными идеологическими лозунгами против существующего конституционного строя во имя достижений своих целей. Политический экстремизм без сомнений порождает религиозный экстремизм и является его основанием для радикальных взглядов в некоторых социальных группах и зачастую направлен против существующего строя в обществе и всегда синтезируется. Так было в Турции, Египте, Ираке, Сирии, Афганистане, Ливии и др. Религиозная пропаганда становится частью политической идеологии, и в современном обществе она самая острая, злободневная, обсуждаемая в жизни государства. Именно единство экстремистской и террористической деятельности, имеющей мощное идеологическое западное оружие, стало войной на Ближнем Востоке. Что же предшествовало войне в государствах Азии и Ближнего Востока? Вражда и ненависть между группами (кланами, группировками, племенами), нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, языковая принадлежность, ненависть к правительству и органам государственной власти и органам местного самоуправления, авторитет режимов, принадлежность к социальным группам, месть за личные и публичные высказывания в адрес друг друга, ненависть и неприязнь отдельных лиц, недовольство и неравенство, вызванные этими противоречиями и конфликтами и др. Особую озабоченность в мире вызывает тенденция омоложения экстремистской преступности не только в этих государствах, но и в большинстве мусульманских странах, где террористические группировки взаимодействует между собой,
разделяя различные способы воздействия на власть.
26 марта 2017 г. в г. Москве под предлогом псевдоинформации организаторы несанкционированных митингов через социальные сети вывели на улицы свыше 10 000 человек, имея при себе уже плакаты и лозунги экстремистского толка, не говоря о проведении самой акции. Следовало бы особо отметить, что на митинг вышла самая активная и уязвимая часть общества - молодежь, в том числе и школьного возраста. Через эмоциональную возбудимость, неумение и нежелание сдерживаться, не имея жизненного опыта и имея низкий социальный статус, она создала напряженную социальную обстановку в городе. Ею очень легко управлять, поскольку она не имеет стабильного психологического сознания, не на должном уровне разбирается в экономических и социальных вопросах , а также во внутренней политике и, цепляясь за различные лозунги, склонна к массовым беспорядкам и таким образом дестабилизировала общество. Аналогичные акции прошли в г. Екатеринбурге, Новосибирске. Молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к федеральным законам, к несоблюдению нормальных общественных отношений, к правилам культуры и быта. Исследования показали, что отдельные экстремистские неформальные движения нетерпимы к тем гражданам России, которые принадлежат к другим социальным группам, этносам и придерживаются иных политических, правовых, экономических, моральных, эстетических и религиозных идей. Глубинный анализ проведенных нами исследований показал, что развитие молодежного экстремизма - свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, отсутствие у государства и общества программ для этой категории граждан, отсутствия занятости и должной работы, а также дороговизна обучения в высших учебных заведениях. В результате этого молодежь попадает под чуждые нам идеологические установки, что в конечном итоге настраивается в отдельных случаях на некоторые государственные лозунги враждебно. Аналитика проведенных митингов в крупных городах России показала, что в националистические группировки вовлекаются несовершеннолетние школьного возраста, а также студенты учебных заведений с лозунгами, не соответствующие действительности, или иначе квазилозунгами, зачастую носящий провокационный характер. Именно молодежь представляет собой группу риска, склонную к агрессивно-экстремистским действиям и именно она как социально-незащищенная группа населения является наиболее активным участником конфликтов и различного рода деструктивных
организаций, проводником которых является интернет, а также некоторые общественные и религиозные объединения. В условиях экономического кризиса современная молодежь России стоит перед лицом больших перемен, что повышает градус большой неопределенности и непредсказуемости, провоцируют дестабилизацию в обществе и мировоззренческую неустойчивость, особенно в условиях оптимизации базиса и кадровых перемен. Государство для решения проблем с экстремизмом возложило задачи борьбы исключительно на правоохранительные органы, но комплексно им противостоять в одиночку этому социальному явлению невозможно. Это задача требует целого комплекса организационных, правовых, профилактических, воспитательных мероприятий, совершенствования взаимодействия всех ветвей власти и общественных организаций.
Основными направлениями противодействия распространению экстремистско-террорис-тического вторжения в жизнь молодежи и ее воспитания, на наш взгляд, являются приоритетные начала по его искоренению, для этого необходима трудовая занятость молодежи, особенно в депрес-сионных районах Северного Кавказа, где городская и сельская среда должна быть отвлечена через трудовую занятость от внутренней и внешней политики, а также хотя бы частично от религиозных взглядов. Но для этого нужна поддержка государства в виде инвестиционных вложений в производства, что сейчас в условиях кризиса довольно сложно. На рубеже 21 века это является приматом молодежной политики в виде занятости в современной России. В школах и во всех учебных заведениях необходимо комплексно развивать патриотические основы человека и гражданина. В связи с этим в учебные программы повсеместно необходимо ввести такую дисциплину, как патриотизм в России и преданность его идеалам, по страницам развития истории государства Российского. Для этого молодежь должна реализовать себя через общественные и политические институты не только своим активным участием, но и информационными идеями по развитию современного общества, проявлением инициативы во всех сферах жизнедеятельности государства, вплоть до выдвижения отдельных лиц из числа молодежи в аппарат органов государственной власти и органов государственного управления, что немаловажно в современной России. Именно в школах и учебных заведениях необходимо научить их критически оценивать поток информации, поступающей через СМИ, сеть интернет и предоставить им возможность самостоятельно определять чуждую информацию по дестабилизации общества в виде экстремистской деятельности. В интернет-сети на территории РФ поставить
так называемый «заслон» по антироссийской риторике, ведь не секрет, что в Сеть выгружают тонны порнухи, жестокости и прочей мерзости, что на этот счет есть некая аналогия некоторых государств, запретивших поток «мусорной» информации для своего общества, где попытки разложить его изнутри сведены к нулю (например, Южная Корея, Япония). Необходимо создавать и созидать патриотические клубы, школы, лагеря с привлечением государственных и муниципальных органов по воспитанию подростков и молодежи, нужны инвестиции в образовательные учреждения. Нами предлагается повысить уровень правовой культуры и правового сознания, а также духовного просвещения подростков и молодежи, для этого уже в Самарском педагогическом университете созданы специальные группы студентов по подготовке учителей-правоведов. В целях возрождения любви к Родине необходимо шире пропагандировать традиционные семейные ценности, совершенствовать систему учебно-воспитательного процесса, создавать кадетские корпуса и казачьи училища, ведь кто как не они в будущем будут являться солдатами правопорядка и защитниками Родины. Ждем от Министерства образования и науки России как катализатора концепции по развитию молодежной политики предложений по проведению их культурно-досуговой деятельности, а также предложений, по повышению эффективности сотрудничества общества и государ-
ства, по взаимодействию молодежи с общественными, религиозными объединениями в борьбе с предотвращением развития идеологии экстремистской направленности и выработки программы противодействия экстремизму. Наука уголовной политики в ближайшее время должна разработать проекты норм права и обязана оказать содействие в принятии их на законодательном уровне, направленные на ужесточение экстремизма и терроризма и на этой основе создать дополнительные на федеральном уровне спецподразделения по противодействию таких негативных явлений. Созданными подразделениями усилить оперативную работу в подобных организациях и предотвращать их развитие на основных пропагандистских началах. Правительству РФ необходимо разработать реальную программу занятости молодежи с учетом сложившейся социально-экономической и политической обстановки в стране, а также по профилактике пропаганды террористической и экстремистской деятельности. Активизировать профилактическую работу правоохранительных органов на основе концепции по предотвращению развития экстремистской и террористической деятельности, особенно в учебных заведениях, в школьной среде, а также на предприятиях, организациях и учреждениях, и особенно на объектах водного, воздушного и железнодорожного транспорта РФ.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Уголовный кодекс РФ по состоянию 5 февраля 2017 г.
2. Дубовиченко, С.В. Объективный критерий небрежности // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2017. - №1. Том 2 «Юридические науки». - С. 127-131.
3. Дубовиченко, С.В. Правовой уголовный закон // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2016. - № 4. Том 1. - С. 107-115.
4. Ольшанский, Д.В. Психология терроризма. - СПб.: Питер, 2002.
5. Психология террористов и серийных убийц: хрестоматия. - М.: Харвест, 2004.
6. Совкова, И.Ю. Деструктивное поведение личности в кризисных ситуациях служебной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2003. - № 1 (19). - С. 73-81.
7. Сурнов, К.Г., Тхостов, А.Ш. Культура и патология: побочные эффекты социализации // Национальный психологический журнал. - 2006, ноябрь.
8. Якушин, В.А. Отсрочка отбывания наказания как мера уголовно-правового воздействия и ее виды // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2016. - №4. Том 1 «Юридические науки». - С. 178-186.
9. Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление / под общей редакцией А.В. Быкова. - 2017. - № 1.
10. Карлов, В.П. Концепция современного российского уголовного процесса // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - Тольятти, 2015. - №4(83).
11. Карлов, В.П. Проблема законодательного определения уголовно-правовых признаков организованных преступных формирований и их руководителей в нормах Общей и Особенной частей Уголовного кодекса Российской Федерации // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - Тольятти, 2013. - №4(79).
12. Некрасов, А.П. Особенности контроля за условно осужденными со стороны работников уголовно-исполнительных инспекций // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. -Тольятти, 2014. - №1(80).