Научная статья на тему 'Коррупция: угроза национальной безопасности России'

Коррупция: угроза национальной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4585
521
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН / ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВРЕД / СОЦИАЛЬНО-НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОРРУПЦИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ / МЕРЫ БОРЬБЫ / ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ / CORRUPTION / SOCIAL PHENOMENON / SIGNIFICANT ECONOMIC HARM / SOCIAL NEGATIVE CONSEQUENCES OF CORRUPTION / NATIONAL SECURITY / INTERNATIONAL AND NATIONAL EXPERIENCE / CONTROL MEASURES / LEGAL AND INSTITUTIONAL FRAMEWORK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зайко Тамара Михайловна

Поднимаются вопросы, касающиеся анализа правовых и организационных основ предупреждения коррупции и борьбы с ней, которые, в первую очередь, установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указами Президента Российской Федерации от 13.04.2010г. № 460 и от 01.04.2016 г. № 147, которыми утверждены Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 годы, а также другие федеральные законы, международные договоры РФ Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, подписанная от имени РФ 27 января 1999 года в г. Страсбурге, Постановления Правительства РФ и иные нормативные правовые акты. Отмечается, что среди ученых-юристов нет единого мнения по отношению к такому явлению, как коррупция, как социальному феномену, приводятся различные точки зрения на данную проблему. Дан перечень причин возникновения и существования коррупция. Указывается на то, что коррупция наносит существенный вред социально-экономическому и политическому развитию общества, угрожает его национальной безопасности и стабильности, при этом выходит за рамки национальных границ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRUPTION: THREAT TO THE NATIONAL SECURITY OF RUSSIA

Raises questions about the analysis of the legal and organizational basis of the prevention of corruption and combating that, first and foremost, the Federal law of 25.12.2008 № 273-FZ "On combating corruption, decrees of the President of the Russian Federation of 13.04.2010, № 460 from 01.04.2016, No. 147, which approved the national corruption strategy and national anticorruption plan for 2016-2017, and other Federal laws, international treaties of the Russian Federation -the Convention of United Nations against corruption of 31 October 2003 and the criminal law Convention on corruption, signed on behalf of the Russian Federation on 27 January 1999 in Strasbourg, the resolution of the Government of the Russian Federation and other normative legal acts. It is noted that among legal scholars there is no consensus in relation to the phenomenon of corruption as a social phenomenon, provides a different perspective on this issue. Given a list of reasons for the emergence and existence of corruption. Indicates that corruption inflicts substantial harm to the socioeconomic and political development of society, threatens its national security and stability, and thus goes beyond national borders.

Текст научной работы на тему «Коррупция: угроза национальной безопасности России»

УДК 343

ЗАЙКО Тамара Михайловна

Уральский государственный юридический университет

г. Екатеринбург, Россия

[email protected]

КОРРУПЦИЯ: УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Поднимаются вопросы, касающиеся анализа правовых и организационных основ предупреждения коррупции и борьбы с ней, которые, в первую очередь, установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-Фэ «О противодействии коррупции», Указами Президента Российской Федерации от 13.04.2010г. № 460 и от 01.04.2016 г. № 147, которыми утверждены Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 годы, а также другие федеральные законы, международные договоры Рф - Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, подписанная от имени РФ 27 января 1999 года в г. Страсбурге, Постановления Правительства РФ и иные нормативные правовые акты. Отмечается, что среди ученых-юристов нет единого мнения по отношению к такому явлению, как коррупция, как социальному феномену, приводятся различные точки зрения на данную проблему. Дан перечень причин возникновения и существования коррупция. Указывается на то, что коррупция наносит существенный вред социально-экономическому и политическому развитию общества, угрожает его национальной безопасности и стабильности, при этом выходит за рамки национальных границ.

Ключевые слова: коррупция, социальный феномен, значительный экономический вред, социально-негативные последствия коррупции, национальная безопасность, международный и национальный опыт, меры борьбы, правовые и организационные основы.

DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/2-15-22

Tamara M. ZAYKO

Ural State Law University Ekaterinburg, Russia [email protected]

CORRUPTION: THREAT TO THE NATIONAL SECURITY OF RUSSIA

Raises questions about the analysis of the legal and organizational basis of the prevention of corruption and combating that, first and foremost, the Federal law of 25.12.2008 № 273-FZ "On combating corruption, decrees of the President of the Russian Federation of 13.04.2010, № 460 from 01.04.2016, No. 147, which approved the national corruption strategy and national anticorruption plan for 2016-2017, and other Federal laws, international treaties of the Russian Federation -the Convention of United Nations against corruption of 31 October 2003 and the criminal law Convention on corruption, signed on behalf of the Russian Federation on 27 January 1999 in Strasbourg, the resolution of the Government of the Russian Federation and other normative legal acts. It is noted that among legal scholars there is no consensus in relation to the phenomenon of corruption as a social phenomenon, provides a different perspective on this issue. Given a list of reasons for the emergence and existence of corruption. Indicates that corruption inflicts substantial harm to the socioeconomic and political development of society, threatens its national security and stability, and thus goes beyond national borders.

Keywords: corruption, social phenomenon, significant economic harm, social negative consequences of corruption, national security, international and national experience, control measures, legal and institutional framework

Коррупция представляет собой такой социальный феномен, который не имеет однозначного понимания в общественном сознании. Среди ученых-юристов нет единого мнения по отношению к такому явлению, как коррупция.

Так, М.И. Еникеев считает, что «коррупция - широкое распространение преступного образа поведения высокопоставленных должностных лиц, использующих исполнение возложенных на них государственных функций в целях личного обогащения и получения других личных преимуществ; получает развитие в условиях усиления бюрократии и наделения ее властными привилегиями, вывода ее из-под социального контроля» [17, с. 97].

«Коррупция, - как отмечает В.Л. Васильев, - скорее синтетическое криминологическое и социально-психологическое понятие, которое следует рассматривать как совокупность родственных видов деяний, а не как конкретный состав преступлений» [16, с. 300].

В свою очередь, Российская юридическая энциклопедия определяет коррупцию как «использование государственными служащими и представителями органов государственной власти занимаемого ими положения, служебных прав и властных полномочий для незаконного обогащения, получения материальных и иных благ и преимуществ как в личных, так и групповых интересах» [21, с. 242].

Все причины коррупции можно, на наш взгляд, поделить на следующие большие группы:

- «правовые»: слабость закона, отсутствие «прозрачной» законодательной базы, постоянное изменение, при этом не в лучшую сторону, экономического законодательства, нарушение международных правовых норм, неадекватность мер наказания за коррупционные преступления, существование норм, которые дают возможность субъективной трактовки нормативных актов; неэффективность судебной системы;

- «социально-экономические»: несовершенство экономической политики и экономических институтов, отсутствие конкуренции, вмешательство государства в экономику, монополизация определенных секторов экономики, государственный контроль над ресурсами, весьма низкий уровень развития гражданского общества;

- «информационные»: закрытость государственного механизма, наличие ограничений реальной свободы печати;

- «организационные»: низкий уровень контроля над распределением государственных (в особенности природных) ресурсов, определенные трудности в управлении большой территорией, разросшийся бюрократический аппарат, относительно низкий уровень оплаты труда госслужащих, наличие оффшорных зон, куда «утекают» значительные денежные средства;

- «культурно-исторические»: устоявшаяся система норм бюрократического поведения, своеобразное исторически сложившееся снисходительное отношение к коррупции;

- «социальные»: наличие клановости и традиций непотизма, использование блата («дружеских связей»), существование традиций «дарения»: подарков-взяток и т.д.

Коррупция, как правило, весьма негативно влияет на социальное и экономическое развитие любой страны. Значительный экономический вред от коррупции вызван, прежде всего, тем, что коррупция представляет препятствие для реализации государственной макроэкономической политики. При этом в результате коррупции средних и низших звеньев системы управления центральное правительство недополучает достоверную информацию о реальном положении страны и, соответственно, отсутствует возможность осуществления намеченных целей.

Что же касается социальных негативных последствий коррупции, то, как общепризнано, она ведет к нечестной конкуренции и, соответственно, к неоправданному снижению доходов граждан: доходы взяткодателей и взяткополучателей растут, а законопослушных граждан - падают.

Наиболее опасна коррупция в налоговой системе: богатые, уклоняясь от уплаты налогов, перекладывают налоговое бремя на плечи более бедных.

Следует отметить, что коррупция тормозит развитие не только отдельных стран, но и мирового хозяйства в целом, она становится, начиная примерно с 1980-х годов, одной из главных забот международной политики [20, с. 364].

Таким образом, весь негатив, оказываемый коррупцией на различные сферы жизни общества, можно, на наш взгляд, сгруппировать по следующим направлениям:

- в экономической сфере: неэффективность распределения и расходования ресурсов и средств государства; значительные материальные издержки при осуществлении бизнеса; повышение уровня коммерческих и финансовых рисков, в ущерб экономическому развитию снижение конкуренции; повышение уровня теневой экономики; налоговые потери; понижение инвестиций; снижение эффективности экономики страны в целом;

- в социальной сфере: рост социальной напряженности; увеличение социального неравенства, бедность; отсутствие способности властей решать социальные проблемы в результате так называемых «откатов» в ущерб бюджетной сфере; усиление организованной преступности (появление мафиозных группировок);

- в политической сфере: отсутствие возможности осуществления демократических принципов; смещение политических целей от общенационального развития к увеличению возможностей властвования олигархических группировок; нарушение принципа верховенства закона; малоэффективность судебных и политических институтов; снижение уровня доверия к власти, понижение уровня престижа страны и др.

Коррупция наносит существенный вред социально-экономическому и политическому развитию общества, угрожает его национальной безопасности и стабильности. С учетом этого уровень эффективности борьбы с ней мировым сообществом рассматривается как один из важнейших показателей демократического государства.

В настоящее время коррупция выходит за рамки национальных границ. После «отмывания» доходы от нее включаются как в национальные, так и международные финансовые потоки, подрывая при этом международные и государственные основы власти и экономики.

Международный и национальный опыт показывает, что с коррупцией невозможно бороться при помощи разрозненных мер, ее уровень можно снизить лишь с помощью системы последовательных, целенаправленных мер, поэтому представляется необходимым разработать государственный комплекс мер, направленных на борьбу с коррупцией.

В России антикоррупционная политика стала едва ли не главной составляющей политической жизни. Следует отметить, что с принятием антикоррупционного пакета законов и подзаконных актов Россия вышла на новый этап борьбы с коррупционными преступлениями.

Правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней установлены Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [1] (далее - Закон о противодействии коррупции).

В свою очередь, в целях объединения усилий федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц, направленных на противодействие коррупции и устранение причин, ко- 16 -

торые ее порождают, Президентом Российской Федерации Указами от 13.04.2010 г. № 460 [11] и от 01.04.2016 г. № 147 [12] утверждены Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 годы.

Помимо этого, Президентом РФ были приняты Указы от 19.05.2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» [7], от 02.04.2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции"»[8], от 08.07.2013 г. № 613 «Вопросы противодействия коррупции» [9] и от 15.07.2015 г. № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» [10].

Правовую основу противодействия коррупции помимо Закона о противодействии коррупции и упомянутых Указов Президента РФ составляют также другие федеральные законы, например Федеральный Закон от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [2], от 06.12.2011 г. № 39-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с ведением ротации на государственной гражданской службе» [3], от 17.05.2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады, хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» [4]; международные договоры РФ - Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года [5] и Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, подписанная от имени РФ 27 января 1999 года [6] в г. Страсбурге; нормативные правовые акты Правительства РФ и иных федеральных органов государственной власти; нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ и муниципальные правовые акты.

Более подробно остановимся на анализе положений закона о противодействии коррупции, в п. 1 ст. 1 которого дано понятие коррупции - «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами» [1].

В свою очередь, противодействие коррупции - это «деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений» (п.2 ст.1 Закона о противодействии коррупции).

В соответствии со ст.3 Закона о противодействии коррупции, «противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами» [1].

При этом следует отметить, что «Российская Федерация в соответствии с международными договорами РФ и на основе принципа взаимности сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями в целях:

1) установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям;

2) выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения;

3) предоставления в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз;

4) обмена информацией по вопросам противодействия коррупции;

5) координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией» (ч.1 ст.4 Закона о противодействии коррупции).

В уголовном законодательстве РФ нет определения коррупции как самостоятельного состава преступления, здесь коррупция выступает в качестве собирательного понятия, которое представляет собой совокупность должностных преступлений. При этом Пленум Верховного суда РФ отмечает, что «наиболее распространенным и опасным является взяточничество. Оно посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие» [14].

По мнению социологов, которые исследовали современную коррупцию в России, основная закономерность экономической жизни страны, которую Н.М. Карамзин еще полтораста лет назад определил емким словом «воруют», следующая: в России на взятки ежегодно тратится 37 млрд долларов, то есть сумма, которая примерно равна доходной части годового бюджета страны [18, с. 90].

В соответствии с положениями главы 30 УК РФ должностные преступления представляют собой общественно опасные деяния, которые совершаются вопреки интересам службы с использованием виновным своего служебного положения и причиняющие либо создающие непосредственную угрозу причинения значительного вреда правам и законным интересам граждан или организаций, либо охраняемым законом интересам общества и государства.

Социальная опасность указанных преступлений заключается в следующем. Проблема коррупции в России и в мире возникла достаточно давно, а в настоящее время приобрела угрожающий характер, так как распространилась на все ветви власти, все сферы жизни общества. Значительная общественная опасность этих преступлений вызвана тем, что данные преступления совершаются теми лицами, кто по роду своей деятельности обязаны сами бороться с правонарушениями и осуществлять правопорядок в нашей стране, которая по уровню коррупции в настоящее время занимает одно из «ведущих» мест в мире: по некоторым оценкам в этом отношении Россия стоит в одном ряду с такими государствами, как Колумбия, Нигерия и Боливия [15, с. 63].

Согласно исследованиям, которые были проведены международной организацией Transparency International, и индексу коррумпированности за 2009 г. (индекс 2,2), Россия занимает 146-е место из 180 стран и относится к тем странам, где существует наивысший уровень коррупции на данный момент. Только у таких стран, как Таджикистан (индекс CPI - 2), Ангола (индекс CPI - 1,9), Сомали (индекс CPI - 1,1), ситуация более тяжелая [19, с. 13].

Государственная политика в области противодействия коррупции определена в Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы, в котором дан перечень мероприятий, направленных на решение следующих основных задач:

«совершенствование правовых основ и организационных механизмов предотвращения и выявления конфликта интересов в отношении лиц, замещающих должности, по которым установлена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

совершенствование механизмов контроля за расходами и обращения в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, предусмотренных Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам";

повышение эффективности противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти и государственных органах субъектов Российской Федерации, активизация деятельности подразделений федеральных государственных органов и органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также комиссий по координации работы по противодействию коррупции в субъектах Российской Федерации;

повышение эффективности противодействия коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

усиление влияния этических и нравственных норм на соблюдение лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы, запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;

расширение использования механизмов международного сотрудничества для выявления, ареста и возвращения из иностранных юрисдикций активов, полученных в результате совершения преступлений коррупционной направленности;

повышение эффективности информационно-пропагандистских и просветительских мер, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям» [12].

Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции раскрыты в ст.7 Закона о противодействии коррупции. К ним, в частности, относятся:

«1) проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;

2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;

3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;

4) совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

5) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;

6) унификация прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей» [1] и др.

В борьбе с коррупционной и должностной преступностью особое значение имеет предупреждение, то есть позитивное воздействие на ее условия и причины, пресечение и профилактика преступной деятельности отдельной категории лиц.

Так, в соответствии со ст.6 Закона о противодействии коррупции «профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

2.1) рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;

3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность,

присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции» [1].

Наряду с перечисленными специально-криминологическими мерами, существенное значение для предупреждения коррупционных и должностных преступлений также имеют следующие меры: повышение уровня жизни населения, устранение негативных последствий реформирования экономики, усиление ее цивилизованных начал, а равно повседневная эффективная защита хотя и охраняемых законом, но весьма часто нарушаемых государством прав и законных интересов юридических и физических лиц.

Одним из существенных условий, которые могут способствовать совершению коррупционных и должностных преступлений, являются недостатки организационно-распорядительного характера и социального контроля.

Недостатки социального контроля находят свое отражение, в частности, также и в неполной реализации как законодательных, так и иных нормативных правовых актов, направленных на снижение уровня коррупции, в отсутствии четко выработанного механизма их исполнения.

В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 г. В.В. Путин отдельно остановился на теме борьбы с коррупцией. Он отметил, что «в последние годы было немало громких дел в отношении чиновников муниципального, регионального, федерального уровня. ... но ни должность, ни высокие связи, ни былые заслуги не могут быть прикрытием для нечистых на руку представителей власти. Однако. борьба с коррупцией - это не шоу, она требует профессионализма, серьезности и ответственности, только тогда она даст результат, получит осознанную, широкую поддержку со стороны общества» [13].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-Ф3 «О противодействии коррупции» (ред. от 02.04.2013) // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 52 (ч.1). - Ст. 6228.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативно-правовых актов» // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 29. - Ст. 3609.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 06.12.2011 г. № 39-ФЗ «О внесение изменении в отдельные законодательные акты РФ в связи с введением ротации на государственной гражданской службе» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 50. - Ст. 7337.

4. Федеральный закон Российской Федерации от 17.05.2013 г. № 79 -ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать ими счета (вклады), хранить наличные денежные средства в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 19. - Ст. 2306.

5. Федеральный закон Российской Федерации от 08.03.2006 г. № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции ООН против коррупции» // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 12. - Ст. 1331.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 25.07.2006 г. №125-ФЗ «О ратификации Конвенции ООН об уголовной ответственности за коррупцию» // Собрание законодательства РФ. - 2006. - №31 (ч.1). - Ст. 3424.

7. Указ Президента Российской Федерации от 19.05.2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 21. - Ст. 2429.

8. Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции"» // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 14. - Ст. 1670.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Указ Президента Российской Федерации от 08.07.2013 г. № 613 «Вопросы противодействия коррупции» // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 28. - Ст. 3813.

10. Указ Президента Российской Федерации от 15.07.2015 г. № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 29 (ч.2). - Ст. 4471.

11. Указ Президента Российской Федерации от 13.04.2010 г. № 460 «О национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 16. - Ст. 1875.

12. Указ Президента Российской Федерации от 01.04.2016 г. № 147 «О национальной плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы» // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 14. - Ст. 1985.

13. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 г. // [Электронный ресурс] -http://importozamechenie.ru/poslanie-prezidenta-federalnomu-sobraniyu-na-2017-god-polnyj-tekst-ot-1-dekabrya-2016-goda/

14. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» от 09.07.2013 г. (ред. от 03.12.2013) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2013. - № 9. - С. 2-10.

15. Борьба с коррупцией - осознанная необходимость или политический лозунг? // Российская юстиция. - 2009. - № 5.

16. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учеб. для вузов. - 6-е изд. - СПб.: Питер, 2010.

17. Еникеев М.И. Энциклопедия. Юридическая психология. - М.; Приор, 2001.

18. Клеандров М.И. Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее. - М.: Волтерс Клувер, 2006.

19. Лешков С.Г. Коррупция и ее влияние на эффективность борьбы с организованной преступностью // Российский следователь. - 2010. - № 21.

20. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учеб. для вузов. - 14-е изд. - М.: Юс-тицинформ, 2008.

21. Российская юридическая энциклопедия / Гл. ред. А.Я. Сухарев. - М.: Инфра-М, 1999.

REFERENCES

1. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 25 dekabrya 2008 g. N 273-FZ «O protivodejstvii korrupcii» (red. ot 02.04.2013). [Federal law of the Russian Federation dated 25 December 2008 No. 273-FZ "On combating corruption" (ed. by 02.04.2013)]. Sobranie zakonodatel'stva RF. 2008. №52 (ch.1). St.6228 = Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2008. No. 52 (part 1). St.6228. (in Russ.).

2. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 17.07.2009g. №172-FZ «Ob antikorrupcionnoj ehkspertize normativnyh pravovyh aktov i proektov normativno-pravovyh aktov». [Federal law of the Russian Federation from 17.07.2009 №172-FZ "About anticorruption examination of regulatory legal acts and drafts of normative legal acts"]. Sobranie zakonodatel'stva RF. 2009. №29. St.3609 = Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2009. No. 29. St.3609. (in Russ.).

3. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 06.12.2011g. №39-FZ «O vnesenie izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty RF v svyazi s vvedeniem rotacii na gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhbe». [Federal law of the Russian Federation of 06.12.2011 №39-FZ "On the amendments to individual legislative acts of the Russian Federation in connection with the introduction of rotation for civil service"]. Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2011. No. 50. St.7337 = Sobranie zakonodatel'stva RF. 2011. №50. St.7337 (in Russ.).

4. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 17.05.2013g. №79-FZ «O zaprete otdel'nym kategoriyam lic otkryvat' imi scheta (vklady), hranit' nalichnye denezhnye sredstva v inostrannyh bankah, raspolozhennyh za predelami territorii Rossijskoj Federacii, vladet' i (ili) pol'zovat'sya inostrannymi finansovymi instrumentami». [ Federal law of the Russian Federation dated 17.05.2013 g. №79-FZ "On the prohibition of certain categories of persons to open their accounts (deposits), store cash in foreign banks located outside the territory of the Russian Federation, own and (or) to use foreign financial instruments"]. Sobranie zakonodatel'stva RF. 2013. №19. St.2306 = Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2013. No. 19. St.2306(in Russ.).

5. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 08.03.2006g. №40-FZ «O ratifikacii Konvencii OON protiv korrupcii» [Federal law of the Russian Federation dated 08.03.2006 g. №40-FZ "On ratification of the UN Convention against corrup-tion"].Sobranie zakonodatel'stva RF. 2006. №12. St.1331 = Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2006. No. 12. St. 1331 (in Russ.).

6. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 25.07.2006g. №125-FZ «O ratifikacii Konvencii OON ob ugolovnoj ot-vetstvennosti za korrupciyu» [Federal law of the Russian Federation dated 25.07.2006, №125-FZ "On ratification of the UN Convention on criminal liability for corruption"].Sobranie zakonodatel'stva RF. 2006. №31. (ch.1). St.3424 = Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2006. No. 31. (h. 1). St.3424(in Russ.).

7. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 19.05.2008g. №815 «O merah po protivodejstviyu korrupcii»[ The decree of the President of the Russian Federation dated 19.05.2008 No. 815 "About measures on corruption counteraction"]. Sobranie zakonodatel'stva RF. 2008. №21. St.2429 = Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2008. No. 21. St.2429 (in Russ.).

8. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 02.04.2013g. №309 «O merah po realizacii otdel'nyh polozhenij Federal'nogo zakona «O protivodejstvii korrupcii» [The decree of the President of the Russian Federation of 02.04.2013 No. 309 "About measures for implementation of certain provisions of the Federal law "On combating corruption"]. Sobranie zakonodatel'stva RF. 2013. №14. St.1670 =Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2013. No. 14. St.1670(in Russ.).

9. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 08.07.2013g. №613 «Voprosy protivodejstviya korrupcii» [The decree of the President of the Russian Federation dated 08.07.2013 No. 613, "combating corruption"]. Sobranie zakonodatel'stva RF. 2013. №28. St.3813= Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2013. No. 28. St.3813(in Russ.).

10. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 15.07.2015g. №364 «O merah po sovershenstvovaniyu organizacii deyatel'nosti v oblasti protivodejstviya korrupcii». [ The decree of the President of the Russian Federation from 15.07.2015, No. 364 "About measures on improvement of organization of activities in the field of corruption counterac-tion"].Sobranie zakonodatel'stva RF. 2015. №29. (ch.2). St.4471 = Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2015. No. 29. (part 2). St.4471(in Russ.).

11. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 13.04.2010g. №460 «O nacional'noj strategii protivodejstviya korrupcii i nacional'nom plane protivodejstviya korrupcii na 2010-2011 gody». [The decree of the President of the Russian Federation of 13.04.2010, №460 "About national strategy of counteraction of corruption and national anti -corruption plan for 2010-2011"]. Sobranie zakonodatel'stva RF. 2010. №16. St.1875 = Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2010. No. 16. St. 1875(in Russ.).

12. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 01.04.2016g. №147 «O nacional'noj plane protivodejstviya korrupcii na 2016 -2017 gody». [The decree of the President of the Russian Federation from 01.04.2016 city №147 "On the national anticorruption plan for 2016-2017]. Sobranie zakonodatel'stva RF. 2016. №14. St.1985 =Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2016. No. 14. St.1985(in Russ.).

13. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 1 dekabrya 2016g. [The message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly on December 1, 2016]. http://importozamechenie.ru/poslanie-prezidenta-federalnomu-sobraniyu-na-2017-god-polnyj-tekst-ot-1 -dekabrya-2016-goda/(in Russ.).

14. Postanovlenie Plenuma Verhovnogo suda Rossijskoj Federacii №24 «O sudebnoj praktike po delam o vzyatochnic h-estve i ob inyh korrupcionnyh prestupleniyah» ot 09.07.2013g. (red. ot 03.12.2013). [The resolution of Plenum of the Supreme court of the Russian Federation No. 24 "On court practice on cases of bribery and other corruption offences" dated 09.07.2013 (as amended on 03.12.2013)]. Byulleten' Verhovnogo Suda RF. 2013. №9. S.2-10 =The Bulletin of the Supreme Court. 2013. No. 9. C. 2-10(in Russ.).

15. Bor'ba s korrupciej - osoznannaya neobhodimost' ili politicheskij lozung? [The fight against corruption - perceived need or political slogan? ]. Rossijskaya yusticiya. 2009. № 5=The Russian justice. 2009. No. 5(in Russ.).

16. Vasil'ev V.L. YUridicheskaya psihologiya: [legal psychology ].Uchebnik dlya vuzov. 6-e izd. SPb.: Piter, 2010 = Textbook for high schools. 6-e Izd. SPb.: Peter, 2010(in Russ.).

17. Enikeev M.I. EHnciklopediya. YUridicheskaya psihologiya. [legal psychology ]. M.; Prior, 2001=encyclopedia. Legal psychology. M.; Prior, 2001(in Russ.).

18. Kleandrov M.I. EHkonomicheskoe pravosudie v Rossii: proshloe, nastoyashchee, budushchee. [Economic justice in Russia: past, present, and future.]M. Volters Kluver, 2006 =Volters Kluver, 2006(in Russ.).

19. Leshkov S.G. Korrupciya i ee vliyanie na ehffektivnost' bor'by s organizovannoj prestupnost'yu. [Corruption and its impact on the effectiveness of the fight against organized crime]. Rossijskij sledovatel'. 2010. №21 = Russian investigator. 2010. No. 21 (in Russ.).

20. Mishin A.A. Konstitucionnoe (gosudarstvennoe) pravo zarubezhnyh stran[Constitutional (state) law of foreign coun-tries]Uchebnik dlya vuzov. 14-e izd.M.: YUsticinform, 2008 =Textbook for high schools. 14th ed.M.: Yustitsinform, 2008 (in Russ.).

21. Rossijskaya yuridicheskaya ehnciklopediya. [Russian legal encyclopedia].Gl. red. A. YA. Suharev. M.: Infra-M, 1999

Информация об авторе

Зайко Тамара Михайловна, кандидат юридических наук, доцент, кафедра правовой психологии и судебных экспертиз, Уральского государственного юридического университета, г. Екатеринбург, Россия [email protected]

Получена: 02.12.2016

Для цитирования статьи: Зайко Т. М., Коррупция: угроза национальной безопасности России. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том. 8. № 6. Часть 2. с. 15-22.

DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/2-15-22.

Information about the author

Tamara M. Zayko, Candidate of Law, Associate Professor, Department of Legal Psychology and Forensic Examinations, Ural State Law University,

Ekaterinburg, Russia [email protected]

Received: 02.12.2016

For article citation: Zayko T. M., Corruption: threat to the national security of Russia. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol . 8. no. 6. Part. 2. Pp. 15-22. DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/2-15-22. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.