Научная статья на тему 'АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ ПРОЕКТОВ КАК МЕРА ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИИ'

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ ПРОЕКТОВ КАК МЕРА ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1049
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
коррупция / меры профилактики / предупреждение коррупции / профилактика коррупции / антикоррупционная экспертиза / коррупциогенность норм / антикоррупционная экспертиза локальных нормативных актов частных организаций / corruption / preventive measures / prevention of corruption / prevention of corruption / anti-corruption expertise / the corruption-generating nature of norms / anti-corruption expertise of local regulations of private organizations

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мижарева Наталья Владимировна

В настоящей статье автор рассматривает стадии и способы борьбы с проявлениями коррупции, анализирует меры противодействия коррупции и устанавливает место и роль антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в системе мер по профилактике коррупционных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CORRUPTION EXPERTISE OF REGULATORY LEGAL ACTS AND THEIR PROJECTS AS A MEASURE OF CORRUPTION PREVENTION

In this article the author examines the stages and methods combating manifestations of corruption, analyzes anti-corruption measures and establishes the place and role of anti-corruption expertise of regulatory legal acts and their projects in the system of measures to prevent corruption relations.

Текст научной работы на тему «АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ ПРОЕКТОВ КАК МЕРА ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИИ»

DOI 10.24412/2076-1503-2021-3-81-84 МИЖАРЕВА Наталья Владимировна,

кандидат юридических наук, e-mail: mail@law-books.ru

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ ПРОЕКТОВ КАК МЕРА ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИИ

Аннотация. В настоящей статье автор рассматривает стадии и способы борьбы с проявлениями коррупции, анализирует меры противодействия коррупции и устанавливает место и роль антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в системе мер по профилактике коррупционных отношений.

Ключевые слова: коррупция; меры профилактики, предупреждение коррупции; профилактика коррупции; антикоррупционная экспертиза; коррупциогенность норм; антикоррупционная экспертиза локальных нормативных актов частных организаций.

MIZHAREVA Natalia Vladimirovna,

PhD in Law

ANTI-CORRUPTION EXPERTISE OF REGULATORY LEGAL ACTS AND THEIR PROJECTS AS A MEASURE OF CORRUPTION

PREVENTION

Annotation. In this article the author examines the stages and methods combating manifestations of corruption, analyzes anti-corruption measures and establishes the place and role of anticorruption expertise of regulatory legal acts and their projects in the system of measures to prevent corruption relations.

Key words: corruption; preventive measures, prevention of corruption; prevention of corruption; anti-corruption expertise; the corruption-generating nature of norms; anti-corruption expertise of local regulations of private organizations.

На настоящем этапе развития российского государства проблема распространения коррупции является важной и актуальной. Товарно-денежные отношения, проникая в те сферы жизнедеятельности, где они не должны быть по закону [1], не только сдерживают эффективность государственно-публичного управления и подрывают доверие граждан к институтам публичной власти, но и в целом дискредитируют всю правовую систему [2] и препятствуют функционированию демократических институтов власти [3]. В связи с чем, поиск способов антикоррупционного сдерживания и путей противодействия коррупционным отношениям признается в Российской Федерации, как и в других государствах, в качестве национальной задачи, в реализации которой участвуют как публичные (государственные и муниципальные) органы власти, так и институты гражданского общества [4; 5].

Согласно федеральному законодательству о противодействии коррупции[6] в рамках борьбы с коррупцией в юридической литературе выделяется несколько стадий, как-то: а) предупреждение коррупции; б) борьба с проявлениями коррупции; в) минимизация и (или) ликвидация последствий

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

коррупции. И если борьба с коррупцией и ликвидация ее последствий предполагают факт совершенного коррупционного деяния, то этап предупреждения коррупции связан с целенаправленным влиянием на первопричины и условия коррупционного проявления [7].

В связи с чем, мы солидарны с авторами, именующими предупреждение коррупции приоритетной стадией борьбы с коррупционными проявлениями [8; 9], что вытекает из законодательно закрепленного принципа приоритетного применения мер по предупреждению коррупции. Далее, следует отметить, что предупредительная деятельность в сфере борьбы с коррупцией включает в себя несколько взаимосвязанных этапов (этап профилактических мер, этап предотвращения коррупционных проявлений, этап пресечения коррупционного деяния [10]), различающихся между собой временной отдаленностью от коррупционного деяния. В контексте профилактики коррупции авторами уделяется внимание различными способам, что, на наш взгляд, обусловлено многогранностью коррупционных проявлений. Так, к примеру, М.А. Федоровская, говоря о коррупционных преступлениях в таможенных органах, главенствующую роль в их профилактике отводит воспи-

тательно - образовательному процессу сотрудников, а также их обязанности как государственных служащих предоставлять сведения о доходах, имуществе и имущественных обязательствах, как себя, так и членов семьи [11].

С иного ракурса рассматривает профилактические меры М.Н. Трофимов, который считает, что профилактика коррупционных правонарушений и преступлений начинается с информирования населения об их правах и обязанностях [12]. При этом, автор подчеркивает необходимость открытости деятельности органов государственной власти и их должностных лиц, а также ужесточения контроля в части использования бюджетных средств. Более того, М.Н. Трофимов считает, что сфера борьбы с коррупцией должна быть качественно урегулирована на законодательном уровне, в том числе субъектов Российской Федерации [12]. Аналогично о необходимости совершенствования законодательства в области коррупции говорят и Р.С. Ягодин и П.А. Волков [13].

Другие авторы подходят к проблематике профилактики коррупции не с позиции предпринимаемых действий, а с точки зрения субъекта профилактики коррупционных проявлений. В частности, Л.Н. Бочарникова полагает, что основные предупредительные меры в борьбе с коррупционными отношениями принимают органы внутренних дел Российской Федерации [14]. По мнению М.М. Полякова, обязанность по профилактике коррупции распространяется на все исполнительные органы государственной власти как федерального, так и регионального уровней [15]. В то время как Н.Р. Агарабаданова и Э.Т. Рамазанова, наоборот, считают, что антикоррупционная экспертиза, проводимая представителями прокуратуры Российской Федерации, обладает особой значимостью [16].

На наш взгляд, среди факторов, способствующих массовым проявлениям коррупции, заметное место занимает несовершенство законодательного и иного нормативного правового регулирования, которое оценивается по наличию в нем норм коррупционного содержания. Как известно, одной из комплексных мер, направленных на принятие технически выдержанного, свободного от различного вида погрешностей законодательного и иного нормативного правового акта, является проведение антикоррупционной экспертизы этого законодательного или иного нормативного правового акта (либо его проекта) [17]. Как известно, антикоррупционная экспертиза проводится с целью устранения в законодательных и иных нормативных правовых актах, а также их проектах коррупциогенных факторов, под которыми понимаются условия, предпосылки и причины, позволяющие субъектам правоотношений использо-

вать свое должностное положение в преступных целях. Как отмечает М.С. Дадаева, коррупциоген-ными факторами могут признаваться, во-первых, нормы правовых актов и проектов правовых актов, благодаря которым у правоприменителя возникают возможности необоснованно применить исключение из общих правил, а, во-вторых, нормы, которые содержат неопределенные и трудновыполнимые требования к участникам правоотношений и, тем самым, создают дополнительные условия для проявления коррупции [18]. Вместе с тем, антикоррупционная экспертиза устанавливается в качестве меры по профилактике коррупции и в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [6], что, бесспорно, подтверждает ее особую роль в механизме борьбы с коррупцией в целом.

Относительно субъектов права, уполномоченных осуществлять антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, включая их проекты, регламентация осуществляется в статье 3 Федерального закона

от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [19], где перечень подобных субъектов представлен в исчерпывающем виде и включает в себя: а) прокуратуру Российской Федерации; б) Министерство юстиции Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти в области юстиции; в) органы, организации и их должностных лиц.

Здесь следует отметить, что такое законодательное решение относительно субъектов антикоррупционной экспертизы также предполагает, что она осуществляется в отношении нормативных правовых актов (и их проектов) как законодательного, подзаконного, так и локального уровней. Причем, если антикоррупционная экспертиза законодательных и подзаконных нормативных правовых актов и их проектов осуществляется в порядке и согласно методике, утвержденной Правительством Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96 [20], то порядок проведения антикоррупционной экспертизы локальных нормативных правовых актов определяется соответствующей организации, принимающей данный акт.

Исходя из формулировки п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», устанавливающего, в каком порядке проводится антикоррупционная экспертиза в отношении того или иного нормативного правового акта, возникают следующие неопределенно-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

сти: а) что законодатель в контексте осуществления антикоррупционной экспертизы локальных нормативных правовых актов и их проектов понимает под организациями; б) относятся ли по задумке законодателя локальные нормативные правовые акты к нормативным правовым актам, в отношении которых может осуществляться антикоррупционная экспертиза; в) «методические приемы установления коррупциогенных факторов в нормативных положениях публичного законодательства не могут быть применены в полном объеме по отношению к корпоративному нормотворчеству и объектам его правого регулирования» [21].

В связи с чем, с целью четкого понимания антикоррупционных норм, как следствие, эффективной их реализации считаем необходимым внести такие изменения в федеральное законодательство об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов: 1) закрепить определение организации, как уполномоченной осуществлять антикоррупционную экспертизу в отношении принимаемых ею актов; 2) определить исчерпывающий перечень нормативных правовых актов, подлежащих антикоррупционной экспертизе; 3) разработать и установить методические указания установления кор-рупциогенности норм применительно к правовым актам частных организаций.

Список литературы:

[1] Сибгатуллина Л.И. Современное понимание коррупции: особенности междисциплинарного подхода // Вестник экономики, права и социологии. 2019. № 2. С. 77-80

[2] Андрианов В.Д. Бюрократия, коррупция и эффективность государственного управления: история и современность. М.: Wolters Kluwer Russia. 2011. 271 c.

[3] Изотов М.О. Понятие коррупции: основные подходы // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. С. 133-137.

[4] Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года №460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы»

[5] Указ Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы». - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201806300002

[6] Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 29 декабря 2008. N 52 (часть I). Ст. 6228.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

[7] Кобец П.Н. Предупреждение преступности: теоретические аспекты // Символ науки. 2015. № 8. С. 197 - 199.

[8] Роль Конституции РФ в борьбе с коррупцией: актуальные вопросы и современные проблемы: материалы городской научно-практической конференции. Казань, 21 декабря 2018 г./ под ред. Н.Д. Муратовой, А.В. Новаковской, - Казань: Изд-во КНИТУ-КАИ, 2018. 76 с.

[9] Малько А.В., Маркунин Р.С. Современные пути борьбы с проявлениями коррупции в системе органов публичной власти // Всероссийский криминологический журнал. 2018. Т. 12. № 5. C. 678688.

[10] Головко С.А. Противодействие коррупционной преступности в России: ретроспектива, современность и перспективы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2006. 27 с.

[11] Федоровская М.А. Организация работы по профилактике коррупционных правонарушений в таможенных органах // Право и государство. 2014. С. 5-12.

[12] Трофимов М.Н. Обзор коррупционных правонарушений // Colloquium-journal. 2019. № 2 (26). С. 104-106.

[13] Ягодин Р.С., Волков П.А. Противодействие коррупции // Ленинградский юридический журнал. 2017. С.259 - 265.

[14] Бочарникова Л.Н. Профилактика коррупционной преступности // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2010. № 1. С. 21-23

[15] Поляков М.М. Противодействие коррупции органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Известия Тульского государственного университета. - Экономические и юридические науки. 2014. С. 53 - 62.

[16] Агарабаданова Н.Р., Рамазанова Э.Т. Антикоррупционная экспертиза, проводимая органами прокуратуры, как способ противодействия коррупции // Закон и право. 2015. 7 с.

[17] Салтыкова О.П. Профилактика коррупции в контексте государственной политики // Вестник Поволжского института управления. 2018. Том 18. № 1. С. 64 - 71.

[18] Дадаева М.С. Антикоррупционная экспертиза как вид юридически значимой деятельности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. С. 154-156.

[19] Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 20 июля 2009. № 29. Ст. 3609.

[20] Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96

«Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (вместе с «Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», «Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов») // Собрание законодательства Российской Федерации. 8 марта 2010. № 10. Ст. 1084

[21] Астанин В.В. Корпоративный антикоррупционный комплаенс: проблемы и ресурсы практического обеспечения // Российская юстиция. 2017. № 10. С. 5-8.

Spisok literatury:

[1] Sibgatullina L.I. Sovremennoe ponimanie korrupcii: osobennosti mezhdisciplinarnogo podhoda // Vestnik ekonomiki, prava i sociologii. 2019. № 2. S. 77-80

[2] Andrianov V.D. Byurokratiya, korrupciya i effektivnost' gosudarstvennogo upravleniya: istoriya i sovremennost'. M.: Wolters Kluwer Russia. 2011. 271 c.

[3] Izotov M.O. Ponyatie korrupcii: osnovnye podhody // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2011. S. 133-137.

[4] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 13 aprelya 2010 goda №460 «O Nacional'noj strategii protivodejstviya korrupcii i Nacional'nom plane pro-tivodejstviya korrupcii na 2010-2011 gody»

[5] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 29 iyunya 2018 g. № 378 «O Nacional'nom plane protivodejstviya korrupcii na 2018-2020 gody». - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201806300002

[6] Federal'nyj zakon ot 25 dekabrya 2008 goda N 273-FZ «O protivodejstvii korrupcii» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 29 dekabrya 2008. N 52 (chast' I). St. 6228.

[7] Kobec P.N. Preduprezhdenie prestupnosti: teoreticheskie aspekty // Simvol nauki. 2015. № 8. S. 197 - 199.

[8] Rol' Konstitucii RF v bor'be s korrupciej: aktual'nye voprosy i sovremennye problemy: materi-aly gorodskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kazan', 21 dekabrya 2018 g./ pod red. N.D. Mura-tovoj, A.V. Novakovskoj, - Kazan': Izd-vo KNITU-KAI, 2018. 76 s.

[9] Mal'ko A.V., Markunin R.S. Sovremennye puti bor'by s proyavleniyami korrupcii v sisteme organov publichnoj vlasti // Vserossijskij kriminolog-icheskij zhurnal. 2018. T. 12. № 5. C. 678-688.

[10] Golovko S.A. Protivodejstvie korrupcionnoj prestupnosti v Rossii: retrospektiva, sovremennost' i perspektivy: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Tyumen', 2006. 27 s.

[11] Fedorovskaya M.A. Organizaciya raboty po profilaktike korrupcionnyh pravonarushenij v tamozhennyh organah // Pravo i gosudarstvo. 2014. S. 5-12.

[12] Trofimov M.N. Obzor korrupcionnyh pravonarushenij // Colloquium-journal. 2019. № 2 (26). S. 104-106.

[13] Yagodin R.S., Volkov P.A. Protivodejstvie korrupcii // Leningradskij yuridicheskij zhurnal. 2017. S.259 - 265.

[14] Bocharnikova L.N. Profilaktika korrupcionnoj prestupnosti // Vestnik Belgorodskogo yuridich-eskogo instituta MVD Rossii. 2010. № 1. S. 21-23

[15] Polyakov M.M. Protivodejstvie korrupcii organami ispolnitel'noj vlasti sub»ektov Rossijskoj Federacii // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. - Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki. 2014. S. 53 - 62.

[16] Agarabadanova N.R., Ramazanova E.T. Antikorrupcionnaya ekspertiza, provodimaya organami prokuratury, kak sposob protivodejstviya korrupcii // Zakon i pravo. 2015. 7 s.

[17] Saltykova O.P. Profilaktika korrupcii v kon-tekste gosudarstvennoj politiki // Vestnik Povolzh-skogo instituta upravleniya. 2018. Tom 18. № 1. S. 64 - 71.

[18] Dadaeva M.S. Antikorrupcionnaya ekspertiza kak vid yuridicheski znachimoj deyatel'nosti // Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obsh-chestvennye nauki. 2015. S. 154-156.

[19] Federal'nyj zakon ot 17 iyulya 2009 goda № 172-FZ «Ob antikorrupcionnoj ekspertize norma-tivnyh pravovyh aktov i proektov normativnyh pravo-vyh aktov» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 20 iyulya 2009. № 29. St. 3609.

[20] Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 26 fevralya 2010 goda N 96 «Ob antikorrupcionnoj ekspertize normativnyh pravovyh aktov i proektov normativnyh pravovyh aktov» (vmeste s «Pravilami provedeniya antikorrupcionnoj ekspertizy normativnyh pravovyh aktov i proektov normativnyh pravovyh aktov», «Metodikoj provedeniya antikorrupcionnoj ekspertizy normativnyh pravovyh aktov i proektov normativnyh pravovyh aktov») // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 8 marta 2010. № 10. St. 1084

[21] Astanin V.V. Korporativnyj antikorrupcion-nyj komplaens: problemy i resursy prakticheskogo obespecheniya // Rossijskaya yusticiya. 2017. № 10. S. 5-8.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.