Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
40
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ / CORRUPTION / CRIME / PREVENTION / ELECTORAL ACTIVITY / SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Демиров Корчагин Кадырбекович, Азаева Симузар Сабир Кызы

В статье рассмотрены основные детерминанты коррупционной преступности в избирательном процессе и составлен комплекс предложений по разработке мер предупредительного воздействия. Объектом исследования являются коррупционные явления в избирательном процессе, последствием которого является деструктивное воздействии данного преступного деяния на процесс формирования государственности. Безопасность общества является приоритетным направлением государственной политики, а проблемы и угрозу, порождаемые коррупцией, входят в число основных задач каждого демократического государства. На Конвенции ОНН, посвященной проблемам коррупции подчеркивалось, что она не представляет собой локальную проблему, а скорее всего, приобрела транснациональное значение, затрагивающее общество и экономику страны. В Стратегии обеспечения национальной безопасности нашей страны коррупция упоминается наряду с такими опасными преступлениями как терроризм, экстремизм, радикальные общественные объединения, преступные группировки. А рассмотрение коррупционного явления в совокупности с угрозами национальной безопасности, обосновано негативными последствиями, порождаемыми коррупционными явлениями. Наличие реальной угрозы коррупционного воздействия на итоги выборов, на реализацию демократических процедур, скрываясь законностью политической борьбы и легальностью волеизъявления граждан, может привести к захвату власти в государстве. Проникновение коррупции в избирательный процесс создает угрозу безопасности государства, его внутреннему и внешнему суверенитету, Целью проведенного исследования является создание устойчивой профилактической базы охраны избирательных отношений от преступных коррупционных посягательств. Выводы. Закрепление основных стандартов антикоррупционного поведения, представляющих собой совокупность антикоррупционных правил безопасности в работе избирательной комиссии для всех ее членов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Демиров Корчагин Кадырбекович, Азаева Симузар Сабир Кызы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE SYSTEM OF SOCIAL PREVENTION MEASURES PREVENTING CORRUPTION IN THE ELECTORAL PROCESS

The Security of society is a priority area of state policy, and the problems and threats posed by corruption are among the main tasks of every democratic state. At the UN Convention on corruption, it was emphasized that it is not a local problem, but rather has acquired a transnational significance that affects the country's society and economy. The national security Strategy of our country mentions corruption along with such dangerous crimes as terrorism, extremism, radical public associations, and criminal groups. And the consideration of the corruption phenomenon in conjunction with threats to national security is justified by the negative consequences generated by corruption phenomena. A significant negative consequence of corruption is the destructive impact of this criminal act on the process of statehood formation. The presence of a real threat of corruption affecting the results of elections, the implementation of democratic procedures, hiding the legitimacy of political struggle and the legality of the will of citizens, can lead to the seizure of power in the state. The penetration of corruption into the electoral process poses a threat to the security of the state, its internal and external sovereignty, and therefore conducting research in this area will allow us to create a stable preventive base for protecting electoral relations from criminal corruption attacks. The purpose of the study is to study the main determinants of corruption crime in the electoral process and make a set of proposals for the development of preventive measures.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

Совершенствование системы мер социальной профилактики предупреждения коррупционной преступности в избирательном процессе

Демиров К.К. Азаева С.С.

УДК: 343

11.8. Совершенствование системы мер социальной профилактики предупреждения коррупционной преступности в избирательном процессе

©Демиров Корчагин Кадырбекович ©Азаева Симузар Сабир кызы

Северо-Кавказский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), г.Махачкала, РД, Росия kafedra_ugolovnogoprava@mail.ru

Аннотация

В статье рассмотрены основные детерминанты коррупционной преступности в избирательном процессе и составлен комплекс предложений по разработке мер предупредительного воздействия. Объектом исследования являются коррупционные явления в избирательном процессе, последствием которого является деструктивное воздействии данного преступного деяния на процесс формирования государственности.

Безопасность общества является приоритетным направлением государственной политики, а проблемы и угрозу, порождаемые коррупцией, входят в число основных задач каждого демократического государства. На Конвенции ОНН, посвященной проблемам коррупции подчеркивалось, что она не представляет собой локальную проблему, а скорее всего, приобрела транснациональное значение, затрагивающее общество и экономику страны.

В Стратегии обеспечения национальной безопасности нашей страны коррупция упоминается наряду с такими опасными преступлениями как терроризм, экстремизм, радикальные общественные объединения, преступные группировки. А рассмотрение коррупционного явления в совокупности с угрозами национальной безопасности, обосновано негативными последствиями, порождаемыми коррупционными явлениями. Наличие реальной угрозы коррупционного воздействия на итоги выборов, на реализацию демократических процедур, скрываясь законностью политической борьбы и легальностью волеизъявления граждан, может привести к захвату власти в государстве. Проникновение коррупции в избирательный процесс создает угрозу безопасности государства, его внутреннему и внешнему суверенитету, Целью проведенного исследования является создание устойчивой профилактической базы охраны избирательных отношений от преступных коррупционных посягательств. Выводы. Закрепление основных стандартов антикоррупционного поведения, представляющих собой совокупность антикоррупционных правил безопасности в работе избирательной комиссии для всех ее членов.

Ключевые слова: коррупция, преступность, предупреждение, профилактика, избирательная деятельность, безопасность.

Для цитирования: Демиров К.К., Азаева С.С. Совершенствование системы мер социальной профилактики предупреждения коррупционной преступности в избирательном процессе // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. 13. №6. С. 247-250.

Improving the system of social prevention measures preventing corruption in the electoral process

© Demirov Korchagin Kadyrbekovich © Azaeva Simuzar Sabirovna

North-Caucasian Institute (branch) of RSUJ (RLA of the Ministry of justice of Russia) kafedra_ ugolovnogopra va@mail. ru

Abstract

The Security of society is a priority area of state policy, and the problems and threats posed by corruption are among the main tasks of every democratic state. At the UN Convention on corruption, it was emphasized that it is not a local problem, but rather has acquired a transnational significance that affects the country's society and economy.

The national security Strategy of our country mentions corruption along with such dangerous crimes as terrorism, extremism, radical public associations, and criminal groups. And the consideration of the corruption phenomenon in conjunction with threats to national security is justified by the negative consequences generated by corruption phenomena. A significant negative consequence of corruption is the destructive impact of this criminal act on the process of statehood formation. The presence of a real threat of corruption affecting the results of elections, the implementation of democratic procedures, hiding the legitimacy of political struggle and the legality of the will of citizens, can lead to the seizure of power in the state. The penetration of corruption into the electoral process poses a threat to the security of the state, its internal and external sovereignty, and therefore conducting research in this area will allow us to create a stable preventive base for protecting electoral relations from criminal corruption attacks. The purpose of the study is to study the main determinants of corruption crime in the electoral process and make a set of proposals for the development of preventive measures.

Keywords: corruption, crime, prevention, prevention, electoral activity, security.

For citation: Demirov K.K., Azaeva S.S. Improving the system of social prevention measures preventing corruption in the electoral process // Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. 13. №6. Pp. 247-250. (in Russ.).

Введение

Меры социальной профилактики представляют собой комплекс мер непринудительной направленности, но в то же время оказывающие принудительное воздействие на основные направления жизнедеятельности общества. Статья 273 ФЗ «О противодействии коррупции», представляет собой спектр мер, направленных на противодействие коррупции путем воспитания нетерпимости в обществе к преступлениям коррупционной направленности.

Для целенаправленной реализации программы противодействия коррупции, направленной на обеспечение должного уровня правового просвещения и информирования населения, субъекты профилактики коррупционных преступлений и правонарушений активно участвуют в профилактических программах, доводя до сведения граждан о нетерпимости коррупционного поведения в обществе, тем самым обеспечивая защиту прав и свобод граждан, организаций, государства от противоправных посягательств. Процесс реализации профилактической программы направлен на применение комплекса образовательных, воспитательных, информационных, организационных и методических мер, в связи с чем небезосновательно полагаем, что основным средством достижения целей федерального законодательства является обеспечение должного уровня антикоррупционного воспитания.

Значение воспитания в обществе нетерпимости к коррупционному поведению

Основным и относительно новым инструментом социального воздействия на механизм формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению является антикоррупционное просвещение. О необходимости активации просветительской деятельности в обществе впервые возник вопрос еще 2014 - 2015 гг. в рамках реализации Национального плана, хотя начальные стадии развертывания программы гражданского правового просвещения, основной направленностью которой являлась обучение антикоррупционному поведению, начали обсуждаться еще в 1998 г. на политических заседания различного уровня.

В настоящее время наблюдается устойчивая и интенсивная тенденция, направленная на институционализа-цию антикоррупционного поведения. В целях обеспечения организационно-правового сопровождения данной деятельности утверждается и реализовывается Программа по антикоррупционному просвещению, что способствует внедрению инструментариев антикоррупционного воспитания как положений в законодательства регионального уровня. Формы и методы борьбы с преступлениями коррупционной направленности, используемые в антикоррупционном законодательстве, создают почву обсуждений и проведение исследований данной направленности, для разработки комплекса предложений по совершенствованию профилактических мероприятий и обеспечению должного уровня борьбы с преступлениями коррупционной направленности.

По мнению М.А. Волковой, программа антикоррупционного просвещения реализуемая субъектами государственной власти представляет собой систему достоверной правовой информации используемой и распространяемой через любые коммуникативные средства,

основной сущностью ее является формирование в обществе антикоррупционного мировоззрения, поведения, сознания, культуры, а также нетерпимости к любым проявлениям преступлений коррупционной направленности. Основной целью антикоррупционного просвещения является обеспечения ослабление и последующая нейтрализация влияния морально - нравственных и эмоционально-волевых факторов, которые способствуют возникновению, распространению, развитию коррупционных преступлений [М.А. Волкова, 2016].

Наличие устойчивых базовых знаний о негативности последствий распространения коррупционной преступности, неотвратимости наказания за подобные деяния, создания индикатора выявления коррумпированности должностных лиц, является основным направлением профилактической и предупредительной деятельности антикоррупционной политики, эффективная реализация которой будет способствовать искоренению причин и условий порождению коррупции в современном российском обществе. В настоящее время программа антикоррупционного просвещения нашла свое отражение и в работе избирательной комиссии различных уровней, и для ее реализации созданы все необходимые организационные и правовые основы [Петрова К.В., 2020].

Причины возникновения коррупционной преступности в избирательной среде

К основным детерминантам, порождающим коррупционную преступность в избирательной среде, является социальная дезорганизация общества, которая продуцирует процесс возникновение коррупционных отношений при проведении выборных работ в органы государственной власти. Среди основных детерминантов коррупционной преступности можно выделить социально-экономические, правовые, политические, организационные и управленческие. Причины возникновения социально-экономических предпосылок обусловлено экономическими противоречиями, несбалансированностью хозяйственных механизмов, в недостатках экономической стратегической направленности развития, пороках экономической политики, и в системе распределительных взаимоотношений. В качестве политических детерминантов можно рассмотреть процесс медленного отстранения от тоталитарного наследия, недостаточная развитость гражданских институтов, слабость процедур проведения демократических выборов. К правовым детерминантам порождения коррупционной преступности относятся несогласованность и противоречивость федеральных, региональных норм законодательства, обеспечивающих ответственность лиц, совершивших преступления, наличие пробелов и дефектов в правовом регулировании и практике взаимодействия субъектов предупреждения коррупционных преступлений. Детерминанты организационно-управленческой направленности обусловлены отсутствием надлежащего контроля за деятельностью избирательных органов, отвечающих за соблюдения конституционных прав граждан, осуществляющих надзор за законностью проведения выборов, разрешающих проблемы, возникающие в ходе избирательной компании, использующие незаконные избирательные технологии фальсификации итогов голосования, искажая тем самым механизм обновления демократической власти [Волосова Н.Ю., Шелуданова Л.В., 2018].

248 Gaps in Russian legislation

Vol 13. №6 2020

ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)

Совершенствование системы мер социальной профилактики предупреждения коррупционной преступности в избирательном процессе

Демиров К.К. Азаева С.С.

Проведённый анализ зарегистрированной преступности коррупционной направленности в работе избирательной комиссии позволил нам прийти к выводу о наличии двух закономерностей коррупционной преступности - это устойчивость и цикличность. Возникновение их связано с уровнем латентности данной преступности, обусловленным наличием определенных факторов таких как: неэффективность деятельности субъектов следственных мероприятий, основанной на недооценке характера и степени общественной опасности преступности; наличие пробелов и дефектов в законодательстве; низкий уровень контроля за деятельностью избирательной комиссии; наличие несовершенной базы официального статистического учета преступности.

Основными формами осуществления коррупционных преступлений в работе избирательной компании является: подкуп всех участников избирательной деятельности; нецелевое расходование средств, выделенных государством для реализации избирательной компании; привлечение средств из незаконных источников и фальсификация итогов голосования [Рогожкин Н.А., 2019].

Выявление данных типов преступного поведения имеют огромное криминологическое значение при проведении системного анализа уголовно-правовых запретов, так как механизм, обеспечивающий охрану избирательной работы, не отображает в полном объеме системно-структурную направленность преступности коррупционного характера и не позволяет в полном объеме установить функциональную взаимосвязь преступности в избирательном процессе.

Детерминанты распространения коррупционной преступности можно структурировать по содержанию и форме, и представляют собой комплекс причин негативного коррупционного порождения, к которым относиться: недоверие граждан к избирательной деятельности; казуистичность норм законодательства, предусматривающих ответственность за коррупционное поведение участников и организаторов выборов; готовность всех участников избирательной деятельности выполнять незаконные распоряжения и приказы при наличии определенной коррупционной заинтересованности; наличие устойчивых многовековых традиций работы избирательной комиссии на основе лихоимства и мздоимства [Паулов П.А., Сотникова В.А., 2019].

Систему предупреждения преступлений коррупционной направленности необходимо построить на механизме, включающем две основные меры воздействия,

Список литературы:

1. Волкова М.А. Роль избирательных комиссий субъекта Российской Федерации в антикоррупционном просвещении молодых избирателей // Политические партии и выборы: проблемы современности. Сборник научных статей ВНПК: Оренбургский государственный университет. - 2016. - С. 386-393.

2. Волосова Н.Ю., Шелуданова Л.В. О совершенствовании противодействия коррупции в свете национального плана противодействия коррупции // Наука среди нас. - Магнитогорск, 2018. - №1(5) - 243-246.

3. Рогожкин Н.А. Право против коррупции: проблемы совершенствования законодательства о противодействии коррупции в сфере высшего образования и науки.//лучшая студенческая статья 2019. Сборник статей МНПК. - 2019. - С. 191-194.

которые направлены на принудительное производство социальной профилактики и меры не связанные с принуждением. Первая мера социального воздействия основана на использование ограничений, а вторая мера на позитивном стимулировании.

Меры принуждения сопряжены с обеспечением должного уровня безопасности проведения избирательной компании, восстановления работы в случае возникновения негативных последствий коррупционной преступности и создании устойчивой правовой базы привлечения лица, совершившего коррупционные деяния, к ответственности. В качестве основных социально-профилактических мер предупреждения преступности, не связанных с принуждением необходимо рассмотреть антикоррупционное просвещение и антикоррупционное воспитание [Шахтаханов Е.Л., Димитриева Е.Н., 2019].

Выводы

Изучение нормативно-правовых актов основы деятельности избирательной комиссии позволило прийти к выводу о необходимости совершенствования организационно-правовой основы активизации программы антикоррупционного просвещения и антикоррупционного воспитания. Принудительные меры могут быть направлены на совершенствование деятельности субъектов профилактики и предупреждения преступлений коррупционной направленности в работе избирательной комиссии. Необходимость реформирования отраслевого законодательства привела к внесению конкретных предложений совершенствования антикоррупционной политики:

Закрепить основные стандарты антикоррупционного поведения, представляющие собой совокупность антикоррупционных правил безопасности в работе избирательной комиссии для всех ее членов.

Использовать электоральную практику избирательного залога во избежание включения в выборы лиц, не имеющих достаточной поддержки избирателей, а участвующих в избирательной компании для реализации своих корыстных и личных целей.

Устранить криминальные основы проявления коррупционной преступности в работе избирательной комиссии путем внесения изменений в понятие должностное лицо, включив в него круг лиц, участвующих в избирательной компании, лиц имеющих специальный правовой статус и выполняющих определенные публичные функции.

References:

1. Volkova M. A. the Role of election commissions of the subject of the Russian Federation in anti-corruption education of young voters // Political parties and elections: problems of our time. Collection of scientific articles VNPK: Orenburg state University. - 2016. - P. 386-393.

2. Volosova N. Yu., Sheludanova L. V. on improving anticorruption in the light of the national plan of anti-corruption / / Science among us - - Magnitogorsk, 2018. - №1(5) -243-246.

3.Rogozhkin N. A. Law against corruption: problems of improving legislation on combating corruption in the field of higher education and science. / / best student article 2019. A collection of articles PBMCs. - 2019. - P. 191-194.

4. Паулов П.А., Сотникова В.А. Проблемы осуществления противодействия коррупции и эффективные механизмы по предупреждению коррупции в системе государственной гражданской службы//Вестник современных исследований. - 2019. - № 2(29). - С 56-58.

5. Петрова К.В. Проблемы разграничения понятий «коррупционное преступление» и «преступление коррупционной направленности»//Молодой ученный. - Казань: Издательство молодой ученный. - 2020. - № 42(332). - 235-237.

6. Шахтаханов Е.Л., Димитриева Е.Н. Коррупция как социальное явление и направления совершенствования противодействии коррупции в системе государственной службы// Форум молодых ученных. - 2019. -№ 6 (34). - 1367-1373.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Демиров Корчагин Кадырбекович, канд. юрид. наук, доцент, Северо-Кавказский институт (филиал) вГУю (РПА Минюста России). E-mail: kafedra_ugolovno-goprava@mail.ru

Азаева Симузар Сабир кызы, магистрант, СевероКавказский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России).

4. Paulov P. A., Sotnikova V. A. Problems of implementing anti-corruption measures and effective mechanisms for preventing corruption in the public civil service system//Bul-letin of modern research. - 2019. - № 2(29). - From 56-58.

5. Petrova K. V. problems of differentiation of concepts "corruption crime" and " crime of corruption orienta-tion»//Young scientist. - Kazan: young scientist publishing House. - 2020. - № 42(332) - 235-237.

6. Shakhtakhanov E. L., Dimitrieva E. N. Corruption as a social phenomenon and ways to improve anti-corruption in the public service system// Forum of young scientists. -2019. - № 6 (34). - 1367-1373.

- 81,03%

ABOUT THE AUTHORS

Demirov Korchagin Kadyrbekovich, PhD (Law), Associate Professor, North-Caucasian Institute (branch) of RSUJ (RLA of the Ministry of justice of Russia). E-mail: kafedra_ugolovnogoprava @mail.ru

Azaeva Simuzar Sabirovna, master student, North-Caucasian Institute (branch) of RSUJ (RLA of the Ministry of justice of Russia).

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста

250 Gaps in Russian legislation

Vol 13. №6 2020

ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.