Научная статья на тему 'Криминологическая характеристика коррупционных преступлений, совершаемых в сфере образования'

Криминологическая характеристика коррупционных преступлений, совершаемых в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
578
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахмедханова Самира Телхатовна, Ахмедханова Сабина Телхатовна, Магомедов Магомед Мурадович

В данной статье авторам удалось выявить основные причины и условия, детерминирующие коррупционные преступления в сфере образования. Рассматривая их во взаимосвязи можно понять, что их совокупность является именно теми криминогенными факторами, воздействуя на которые можно реально снизить уровень коррупции в образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ахмедханова Самира Телхатовна, Ахмедханова Сабина Телхатовна, Магомедов Магомед Мурадович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINOLOGY CHARACTERISTICS OF CORRUPTION CRIMES COMMITTED IN THE SPHERE OF EDUCATION

In this article authors managed to identify the main causes and conditions, the definitions of corruption crimes in the sphere of education. Considering their relationship can be understood that their soup is the criminology of the factors, influencing on which you can actually reduce the level of corruption in the education sector.

Текст научной работы на тему «Криминологическая характеристика коррупционных преступлений, совершаемых в сфере образования»

6.2. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Ахмедханова Самира Телхатовна, канд. юрид. наук. Должность: старший преподаватель. Место работы: Дагестанский государственный технический университет. Подразделение: кафедра таможенное дело. Email: cabinaken@mail.ru

Ахмедханова Сабина Телхатовна, канд. экон. наук. Должность: доцент. Место работы: Дагестанский государственный технический университет. Подразделение: кафедра информационных технологий. E-mail: cabinaken@mail.ru

Магомедов Магомед Мурадович, магистр. Место учебы: Дагестанский государственный университет.

Аннотация: В данной статье авторам удалось выявить основные причины и условия, детерминирующие коррупционные преступления в сфере образования. Рассматривая их во взаимосвязи можно понять, что их совокупность является именно теми криминогенными факторами, воздействуя на которые можно реально снизить уровень коррупции в образовательной среде.

Ключевые слова: коррупция, образование, преступность, причины, условия, детерминанты.

CRIMINOLOGY CHARACTERISTICS OF CORRUPTION CRIMES COMMITTED IN THE SPHERE OF EDUCATION

Akhmedkhanova Samira Telkhatovna, PhD at law. Position: senior lecturer. Place of employment: The Dagestan State Technical University. Department: chair of customs affairs. E-mail: cabinaken@mail.ru

Akhmedkhanova Sabina Telkhatovna, PhD in Economics. Position: associate professor. Place of employment: The Dagestan State Technical University. Department: chair of IT. Email: cabinaken@mail.ru

Magomedov Magomed Muradovich, master student. Place of study: Dagestan state University.

Annotation: In this article authors managed to identify the main causes and conditions, the definitions of corruption crimes in the sphere of education. Considering their relationship can be understood that their soup is the criminology of the factors, influencing on which you can actually reduce the level of corruption in the education sector. Keywords: damaged, education, Presto, causes, conditions, and determinants.

Главной проблемой криминологии как науки является изучение детерминантов, способствующих возникновению преступности, и все эти проблемы рассматриваются институтом предупреждения и профилактики преступности, определяющим практическую значимость науки криминологии.

Основные способы, связанные с изучением всей совокупности детерминантов, способствующих совершению преступных деяний, определяются исследователем на основе его научных мировоззрений и подходов о методах раскрытия сущности изучаемого нами объекта.

Вся совокупность условий способствующих совершению преступлений это прежде всего явления, направленные на облегчение и увеличение интенсивности возникновения причин, порождающих преступность. [2, с.137]

Таким образом условия, способствующие совершению преступлений это прежде всего один из разновидностей детерминации, который прежде всего формирует причины и способы реализации этих причин, в результате чего появляются следствия, как взаимодействующая система данных детерминантов. Как правильно говорил В.Н. Кудрявцев что, «причины совершения преступлений чаще всего обладают чертами массовости, непрерывности, необратимости и генетической переда-ваемости». [3, с. 106]

Только формирующиеся и развивающиеся в социальном обществе противоречия выступают в качестве детерминантов преступности. В связи с этим по мнению общественности основными причинами совершения коррупционных преступлений в системе современного образования прежде всего являются противоречия в социальном и нравственном развитии общества, в экономической неустойчивости и нестабильности, недостаточном духовном богатстве населения. Поэтому основными причинами коррупционных преступлений в сфере образования, являются именно эти социально значимые в современном обществе проблемы.

Всю совокупность данных выше проблем можно подразделить на некоторое количество групп в зависимости от той области общественных отношений которую мы затрагиваем в своем исследовании и в отношении которых сформировались эти детерминанты и получили возможности для проявления:

Противоречия сформировавшиеся в сфере экономики;

Противоречия, связанные с политическим плюрализмом;

Противоречия, возникающие при реализации неполноценных социальных программ;

Противоречия в нравственно - духовной сфере.

Проблемы, возникающие в экономической области, имеют глобальное значение и безусловно выступают криминогенными детерминантами поскольку порождают организованную преступность в мировом масштабе, расширяют возможности сокрытия общественно значимых ценностей, имеющих высокую материальную ценность и тем самым, повышается заинтересованность коррупционеров. Становление и расширение мирового хозяйства привели к тому, что коррупция смогла выйти на международный уровень и стала самой распространённой, массовой и наиболее опасной.

Значительная дифференциация населения по материальному положению в результате экономического кризиса, начавшегося в 2014 году в результате военного переворота на Украине во много, ослабила экономику нашей страны и раскрепостила коррумпированных элементов общества.

В результате экономического кризиса, начавшегося из-за военного переворота на Украине в феврале 2014 года и значительного ослабления экономики нашей страны, произошла дифференциация населения по материальному положению, общество раскололось на две неравные между собой части: малообеспеченное население которое живет за чертой бедности, и состоятельная часть населения, доходы которых значительно выше. Значительное имущественное расслоение общества является характерной чертой бедных стран, в настоящее время, и в связи с этим тяжело государству обеспечить достойный уровень жизни своего населения, и оказать помощь малоимущим семьям и семьям, влекущим свое существование за чертой бедности.

В обществе возникает чувство недоверия друг к другу, и это часто приводит к применению различных форм

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Ахмедханова С.Т. Ахмедханова С.Т. Магомедов М.М.

насилия. Именно экономическая неустойчивость и нестабильность, которая провоцирует постоянные инфляционные скачки побуждает чиновничество искать любые источники доходов, а также является стимулом роста коррупционных преступлений прежде всего в сфере образования, потому что именно в этой среде осуществляется недостаточное финансирование заработной платы учительско -преподавательского состава.

Если говорить о коррупции в сфере образования то противоречия в экономической сфере проявляются прежде всего в: а) недостаточном бюджетном финансировании образовательной структуры; б) недостаточной материальной базе образовательных учреждений, прежде всего выражающаяся в изношенности многих зданий школ, особенно в отдаленных уголках нашей страны; в) неправильное исчисление коэффициентов оплаты труда отдельным категориям работников образовательной сферы, что приводит к возникновению противоречий у учительско - преподавательского состава. Но в целом необходимо также сказать, что в систему образования начали вкладывать значительные денежные средства. Согласно майским указам Президента России к концу 2018 года заработная плата учителей, преподавателей, работников культуры должна увеличиться от 100% до 200% от средней заработной платы по региону. Но при этом возникает соблазн у чиновников и у других работников сферы образования все дополнительные средства присвоить себе, поэтому увеличения финансирования в образовании может обернуться дополнительной причиной порождения коррупционных желаний.

Если даже заработная плата работников сферы образования вырастет, навряд ли это привело бы к изменению коррупционных стремлений некоторых из них заниматься поборами со школьников и студентов и тем самым еще больше стимулировать детерминанты коррупционной преступности.

Противоречия, связанные с политический сферой обусловлены невозможность участия населения в отношениях по оказанию влияния на управленческую деятельность работников сферы образования. Несмотря на достаточно быстрое развитие в последние годы деятельности различных политических партий и общественных групп существенно-эффективное влияние на развитие образовательной структуры они не оказывают. Все это способствует снижению и ухудшению уровня общественного контроля за деятельностью чиновников государственного аппарата, а также за деятельностью работников образовательных структур, психология которых направлена прежде всего на увеличения своих доходов неправомерным путем.

При принятии и реализация новых законодательных актов, не всегда принимается в учет мнение носителей той профессии, регулированию сферы которых данный законопроект посвящен. Обычно принимаемые нормативные акты порождают условия еще большей коррупционной заинтересованности, так как всегда предусматриваются какие-либо недостатки в нормативно-правовых формулировках. Чиновники, обличенные в совершении коррупционных преступлений в том числе в системе образования, не могут достаточно быстро привлекаться к уголовной ответственности, потому что в стране слабо развит механизм быстрого политического отстранения и замены их более активными и деятельными молодыми людьми. Слабость нашей политиче-

ской системы сводиться к тому что, страна нуждается молодых и деятельных кадрах управления, способных брать на себя ответственность за принятые решения, за совершенные поступки, осуществлять мощный контроль над подчиненными, таким образов в стране наблюдается существенный «кадровый голод».

К детерминантам в политической сфере, побуждающим преступления в сфере образования таким образом можно отнести слабый уровень профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Возможности повышения квалификации учительско-преподавательского состава в нашей стране и за ее пределами ограниченно недостатком финансирования данной области развития.

Условия, провоцирующие на совершения коррупционных преступлений, формируются в сознание людей при оформлении ребенка в школу, потому что именно с первых дней принятия документов в школу возникает вопрос о так называемом «вступительном взносе». Родители стремятся записать своих детей в так называемые «лицейные школы», где якобы ребенок будет получать лучшее образование, все это способствует возникновению конкурса и желания как -нибудь оказать влияние на результаты приема и зачисления. При этом все расходы, связанные с обучением в таких школах намного выше, хотя среднее образование в нашей стране должно быть абсолютно бесплатным и осуществляться посредством бюджетного финансирования, все дети должны получать образование на безвозмездной основе тем самым повышая уровень развития нашей страны. В целях избежание совершения коррупционных преступлений чиновниками образовательной сферы, необходимо осуществлять территориальный принцип приема детей в школу, то есть по месту регистрации ребенка, чего очень тяжело добиться в больших городах так как число мест в школах не рассчитано на такой большой прием. И необходимо так же разработать меры нормативно-правового регулирования процесса приема в школу.

Если же говорить о государственной экзаменационной системе ЕГЭ, которая обязательна для каждого обучающегося в школе при завершении учебного процесса и поступления в университет, то очень много случаев подделки результатов, нарушения правил принятия экзамена, причем очень часто сами чиновники системы образования и учителя школ учувствуют в подтасовке результатов экзаменационных тестов, доходит до того что сами учителя стремятся решать экзаменационные задания, пытаются подсказать, раскрывают информацию.

Необходимость увеличения со стороны государства и правоохранительных структур контроля при проведении единого государственного экзамена (ЕГЭ), совершенствования из года в год информационных технологий проведения экзамена очевидна. Можно было бы часть экзаменационного теста заменить устными вопросами на знание данной дисциплины или использование компьютерных технологий во избежание подтасовки результатов.

Если же говорить об уровне коррупции в высших учебных заведениях, то в этих целях мы провели опрос у 50 - ти обучающихся ДГУ (Юридический институт): «В институте часто ли вами были замечены факты коррупции?». В результате проведенного исследования мы пришли к выводу что 10% обучающихся встречались с

появлениями коррупции в институте непосредственно; 20% из опрошенных сталкивались с людьми, которые были задействованы в коррупцию; 30% только имели возможность, услышать о подобных проявлениях; а 40% не сталкивались с коррупционными проявлениями вообще на протяжении учебы.

Многие студенты, коррупционные проявления рассматривают как основное направление жизни и учебы в высших учебных заведениях, поэтому сразу при поступлении переориентируются именно на эту линию. Это создает угрозу тому, что студент в современном мире приобщается к проявлениям коррупционной направленности, рассматривает данное поведение как модель будущего своего поведения, и тем самым легко переносит приобретенный опыт в свою дальнейшую жизнь. Согласно высказывания Соловьева А.П., что изначально работники сферы образования настроены на получение прибыли коррупционными методами, путем использования своего должностного положения. [4, с. 86]

Затрагивая политическую и экономическую сферу нельзя не коснуться и сферы социальных противоречий, выражающаяся в несоответствующем росте нужд и потребностей населения с возможностями их удовлетворения со стороны государства, в тяжелых бытовых и трудовых условиях работы и жизни различных социальных масс населения, в неравенстве возможностей реализации потребностей представителей разных масс населения.

Если затрагивать в нашем исследовании нравственно -духовные противоречия, возникающие в обществе, проявляющиеся прежде все в падении основных норм марали и человеческой нравственности, а также связанными с этими изменениями в неблагоприятную сторону, в результате чего происходит полное устремление значительной части населения не в сторону обогащения их внутреннего мира, а в сторону выживания и попыток приспособления в существующем. В деятельности коррупционной преступной направленности задействованы на сегодняшний день представители именно тех слоев общества, которые криминологами рассматривались как обеспеченные и развитые слои населения: учительско - преподавательский состав, работники министерства образования, научные работники. Многим из них тяжело в условиях рыночной экономики, с низким уровнем заработной платы устоять от соблазна получить легкие деньги коррупционным путем, они в своей деятельности руководствуются мотивом создания небольшого капитала преступным путем.

Все детерминанты, способствующие совершению коррупционных преступлений, совершаемые в сфере образования, представляют собой факторы, способствующие совершению преступлений коррупционной направленности и подразделяющиеся на основные четыре группы: факторы, проявляющиеся в экономической среде; политико-организационные факторы; недостаточное нормативно-правовое регулирование деятельности в сфере образования; нравственно-эмоциональное состояние работников данной сферы.

Такие видные деятели науки как Д.И. Аминов, В.Д. Гладков и К.С. Соловьев отмечали, что «причиной совершения преступлений коррупционной направленности в сфере образования прежде всего служат противоречия между потребностями населения имеющими социальное значение и связанными с этим, возможностями удовлетворения этих потребностей честным и благородным трудом». [1, с. 63]

Вся совокупность причин способствующих совершению коррупционных преступлений в сфере образова-

ния, а также множество условий, облегчающих, побуждающих, позволяющих, совершать данные преступления склоны к постоянному увеличению, в связи с этим тяжело установить границы детерминантов в изучаемом нами направлении. Но все же нам удалось выявить именно те социальные противоречия, которые детерминируют коррупционную преступность и затрагивают сферу образования, самую важную на сегодняшний день в России область. Дальнейшее полное и кропотливое изучение данной область позволит нам выявить все криминогенные факторы, воздействуя на которые мы сможем реально снизить уровень коррупции в образовательной системе нашей страны.

Список литературы:

1. См.: Аминов Д.И., Гладких В.И, Соловьев К.С. Коррупция как социально-правовой феномен и пути ее преодоления. - М.: Юрист, 2002. 63 с.

2. См.: Криминология. / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. - М.: МГУ,1994. 137 с.

3. Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. - М.: Проспект, 2007. 106 с.

4. Соловьев А.П. Предупреждение преступлений в сфере здравоохранения: Дисс. ... канд. юрид. наук. -М., 2007. 86 с.

Отзыв

На научную статью «Криминологическая характеристика коррупционных преступлений, совершаемых в сфере образования»

В данной статье авторам удалось выявить основные причины и условия, детерминирующие коррупционные преступления в сфере образования. Рассматривая их во взаимосвязи можно понять, что их совокупность является именно теми криминогенными факторами, воздействуя на которые можно реально снизить уровень коррупции в образовательной среде.

Данная статья посвящена исследованию такого социального феномена российской действительности как коррупционная преступность в образовательной сфере в условиях трансформации российского общества и с учетом изменения направлений уголовной политики в сфере противодействия коррупционной преступности.

Следует отметить, что статья написана ясным языком, не перегружена излишней узкоспециальной терминологией. Выводы авторов являются вполне обоснованными. Результаты работы могут быть полезны как педагогам, так и специалистам по праву. Статья представляет научный интерес. Рекомендую редакции журнала «Пробелы в российском законодательстве» опубликовать данную статью.

Профессор кафедры истории государства и права ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», доктор юридических наук А.К. Халифаева

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»;

Оригинальность текста - 99,43 %

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.