МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 338
Ахмедханова Самира Телхатовна, канд. юридических наук старший преподаватель Северо-Кавказский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста
России) кафедра уголовного права E-mail: cabinaken@mail.ru Халимбеков Хаджимурад Зиявутдинович, доктор экономических наук профессор кафедры таможенное дело Дагестанский государственный технический университет.
кафедра таможенного дела E-mail: h-murad@yandex.ru Ахмедханова Сабина Телхатовна, канд. экономических наук Доцент Дагестанский государственный технический университет
кафедра информационные технологии E-mail: cabinaken@mail.ru
ПРОФИЛАКТИКА КОРРУПЦИОННЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ
Аннотация
Коррупция - постоянный спутник человечества со времен начала разделения труда. Данная статья посвящена разработке мер профилактики коррупционных проявлений в образовательной сфере. Борьба с коррупцией должна вестись по всем направлениям: необходимо совершенствовать законодательство, усилить профилактическую деятельность правоохранительных органов, направленную на воспитание нетерпимости к любым проявлениям коррупционных действий. Причем эти направления деятельности должны разделяться как по вертикалям, то есть с учетом социальных структур и государственной власти, так и по горизонталям каждого уровня.
Ключевые слова
Коррупция, система образования, лицензирование, аккредитация, профилактика, предупреждение.
Коррупция в системе высшего образования представляет серьезную угрозу национальной безопасности, демократии и правам человека, равенству и социальной справедливости, полноценному функционированию образовательной системы. Коррупция - постоянный спутник человечества со времен начала разделения труда. Данная статья посвящена разработке мер профилактики коррупционных проявлений в образовательной сфере.
В системе образования коррупция подразделяется на два основных уровня: низовой и высший. На низовом уровне коррупция проявляется при приеме в учебные заведения, при прохождение вступительных испытаний, при сдаче промежуточных и вступительных экзаменов. Коррупция на высшем уровне связана с системой аккредитации, лицензирования учебных заведений и, главным образом, с системой распределения бюджетных средств на финансирование системы образования.
На данный период, наиболее важной задачей, стоящей перед обществом, является введение с систему средних и высших учебных заведений всех специальностей, образовательной программы для обучения школьников и студентов основным мерам по борьбе с коррупцией.
Традиционно противодействие коррупции осуществляется по двум основным направлениям:
1) Борьба с коррупционными преступлениями путем непосредственного воздействия на участников коррупционных отношений любыми законными, основанными на нормативно- правовом регулировании, способами;
2) Формирование программ и проведение антикоррупционных мероприятий в высших и средних учебных заведениях сотрудниками правоохранительных органов, направленных на предупреждение и
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х профилактику коррупционных проявлений в системе высшего образования.
Борьба с коррупцией должна вестись по всем направлениям: необходимо совершенствовать законодательство, усилить профилактическую деятельность правоохранительных органов, направленную на воспитание нетерпимости к любым проявлениям коррупционных действий. Причем эти направления деятельности должны разделяться как по вертикалям, то есть с учетом социальных структур и государственной власти, так и по горизонталям каждого уровня [1, с. 304].
Если говорить об уровне образовательной среды, то здесь необходимо разработать программу, направленную на отторжение любых коррупционных проявлений. В связи с этим возникает необходимость начать вести работу по двум основным направлениям. Первое направление учебно- воспитательной работы среди школьников и студентов должно быть связанно с разработкой программы связанной с непосредственным усилением разъяснения нормативно-правовых основ, связанных с негативностью вовлечения в коррупционную деятельность и мер влекущих ответственность за совершение данных преступлений, повышения уровня нравственного воспитания, усиление чувства патриотизма среди молодежи. Целью такой учебно-воспитательной работы является формирование антикоррупционного сознания обучающихся, разъяснение основ существующих правовых законодательств. Данное направление работы в большей степени будет ориентированно на формирование правомерного сознания и воспитания нравственности молодежи, которая в последующем будет, если не в полной мере, то хотя бы в большей части будет направленна на неприятие и противодействию коррупции в обществе, в котором им необходимо жить и пробиваться в люди [2, с. 259].
Второе направление могло бы способствовать снижению и искоренению коррупционных проявлений. Необходимо разработать и реализовать комплекс мероприятий по недопущению возникновению коррупционных проявлений в самой образовательной организации или в образовательной среде. Это направление в большей степени ориентированно на проведение непосредственной работы сотрудниками правоохранительной работы по агитации неправомерности вовлечения в коррупционную деятельность в процессе учебы и тем самым способствуют снижению коррупционных проявлений в образовательной среде хоть на небольшом уровне. А также, реализации данного проекта в учебно -воспитательной работе по развитию отрицательного отношения к коррупционным проявлениям, необходимо в образовательные программы внедрять модули дисциплины ориентированные на формирование юридических основанных на нормах знания законодательства, нравственных связанных повышениям уровня интеллектуального развития, экономических связанных с необходимостью повышения финансирования образовательных организаций и другие ценности разъясняющие основы отрицательное влияние коррупции [4, с. 30-34].
Причем введение в программу обучения одной дисциплины в течении всего периода обучения будет далеко недостаточно. Необходимо чтобы отдельные фрагменты антикоррупционных составляющих с разных сторон освещались по ряду гуманитарных дисциплин, а также при проведении информационно-образовательных воспитательных и других мероприятий во весь период обучения. Поэтому в программу учебно-воспитательной работы, проводимой в вузах, в школах, и техникумах возникает необходимость введения модуля ориентированного на обучение формирования позиции, не приемлющей коррупционные проявления.
Также необходимо формировать определенные условия и внутривузовские правила, препятствующие коррупционным проявлениям. Опыт создания таких условий и разработки мероприятий в образовательных учреждениях имеются во многих вузах, в частности в ФГБОУ ВО «ДГТУ». Можно внедрить модуль рейтинговых систем оценки достижений и знаний студентов что позволяет реализовать накопительную систему баллов, которые должны быть сформированы в течении определенного периода времени. Не имея необходимое количество баллов практически невозможно будет пройти промежуточную или итоговую аттестацию. Введение тестовой системы проверки знаний студентов при котором преподаватель непосредственно не принимает участие в оценке знаний, шифрование экзаменационных работ, обучающихся комиссионный прием экзаменов и зачетов [3, с. 67]. В некоторых используется метод проверки знаний студентов проведением аттестационных работ не преподавателями, ведущими данную
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х
дисциплину, а преподавателем со стороны. Успешно работает программа анкетирования студентов по системе «преподаватель глазами студентов». Все эти программы, проекты, мероприятия будут способствовать снижению коррупционных проявлений в образовательных учреждениях и способствовать формированию антикоррупционной атмосферы среди молодежи. Список использованной литературы:
1. Андрианов В.Д. Коррупция как глобальная проблема. История и современность: монография. М.: Экономика, 2013. 304 а
2. Большой юридический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-reading.club, свободный. - (дата обращения: 14.11.2017).
3. Малышева Ю.Ю. К вопросу об антикоррупционном образовании// Противодействие коррупции: материалы V Международного молодежного юридического конгресса. Махачкала. 2017. С.30-34.
4. Хабриева Т.Я. Коррупция. Природа, проявления, противодействие М.: Юриспруденция, 2012. 67 с.
© Ахмедханова С. Т., Халимбеков Х. З., Ахмедханова С. Т., 2018
УДК 347
Климович Яна Сергеевна
студентка 1 курса магистратуры ИСОиП (ф-л) ДГТУ
г. Шахты, РФ Лунева Елена Николаевна
старший преподаватель кафедры «Гражданское право и процесс», ИСОиП (ф-л), ДГТУ
г. Шахты, РФ yaklimovitch@yandex.ru
ПОРЯДОК И ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ БРАКА В СЛУЧАЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ СУПРУГА УМЕРШИМ ИЛИ ПРИЗНАНИЯ БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ
Аннотация
В данной научной статье мы рассмотрим какие существуют основания и какой порядок обусловлен для расторжения брака в случае объявления супруга умершим или признания безвестно отсутствующим (на примере пропажи мужа) методом анализа существующих норм права в сфере брачных отношений и поиском новых решений.
Ключевые слова
Объявление умершим, признание безвестно отсутствующий, супруг, судебное решение
Понятие «безвестно отсутствующий» уточняет ст. 42 ГК РФ и в целом признание супруга таковым в судебном порядке является более популярным, чем объявление его умершим. Для этого необходимо, чтобы супруг отсутствовал по месту проживания 1 год, а жена не имела никакой информации о месте его нахождения, при этом исчисление годичного срока может быть другим, если не представляется возможным установить дату последних сведений. Если же невозможно определить, когда жена в последний раз получала информацию о пропавшем муже, то за начало годичного отсчета берется 1 января следующего года. При этом важно учитывать, что пропажа человека не должна быть умышленной (например, он скрывается от органов следствия и суда из-за совершения преступления) [1, ст. 42 ГК РФ].
Для признания супруга безвестно отсутствующим необходимо следующее:
- подать иск в суд с уточнением целей признания гражданина безвестно отсутствующим;
- заслушивание свидетельских показаний в суде, доказывающих, что человек пропал;
- судом должны быть выяснены сведения о пропавшем по последнему месту работы, регистрации,