УДК 328.185.378 (06)
11.9. Криминологическая характеристика несовершеннолетних, совершивших дорожно-транспортные преступления
©Магомедов Г. Б., ©Ахмедханова С. T.a, ©Малачиев К. Г. Северо-Кавказский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), г. Махачкала, Российская Федерация
ae-mail: cabinaken@mail.ru
Аннотация. В данной статье автором рассмотрены проблемы, связанные с криминологической характеристикой личности несовершеннолетнего преступника, совершившего дорожно-транспортные преступления. С учетом психофизиологических процессов, протекающих в организме человека в период его несовершеннолетия можно с уверенностью сказать, что данный этап жизни является ключевым в формировании правовоспринимающей составляющей в сознании человека. В случаях воздействия определенных внешних факторов происходит искажение мировоззрения несовершеннолетнего лица. Отсюда и берут свое начало де-виантные проявления в поведении подростка, а так как в условия дорожного движения несовершеннолетний попадает ежедневно, то проявление таких отклонений в данной сфере становиться наиболее вероятным. Ключевые слова: несовершеннолетний, преступник, криминология, личность, деяние.
Для цитирования: Магомедов Г. Б., Ахмедханова С. Т., Малачиев К. Г. Криминологическая характеристика несовершеннолетних, совершивших дорожно-транспортные преступления // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. №4. С. 238-242
Criminological characteristics of the minors who made the road and transport crimes
©H. B. Magomedov, ©S. T. Akhmedkhanovail, ©K. G. Malachiev North-Caucasian Institute (branch) of RSUJ (RLA of the Ministry of justice of Russia), Makhachkala, Russian Federation
ae-mail: cabinaken@mail.ru
Abstract. In this article, the author considers the problems associated with the criminological characteristics of the personality of a minor criminal who committed road traffic crimes. Taking into account the psychophysiological processes that occur in the human body during its minority, we can say with confidence that this stage of life is key in the formation of a legal component in the human mind. In cases of influence of certain external factors, the minor's worldview is distorted. This is the origin of deviant manifestations in the behavior of a teenager, and since a minor gets into traffic every day, the manifestation of such deviations in this area becomes the most likely.
Keywords: juvenile, criminal, criminology, personality, act.
For citation: Magomedov H. B., Akhmedkhanova S. T., Malachiev K. G. Criminological characteristics of the minors who made the road and transport crimes // Economic problems and legal practice. 2020. Vol. 16. №4. P. 238-242.
ВВЕДЕНИЕ
Получить максимально возможные положительные результаты в вопросах предупреждения противоправных деяний возможно только в случае, когда содержание данной деятельности будет акцентировано на личности преступника как носителя причин совершенного преступления и важнейшего звена всего механизма криминального поведения.
Поведение несовершеннолетних участников дорожного движения невозможно изменить в лучшую сторону, если не знать криминологические особенности личности несовершеннолетнего, совершившего дорожное транспортное преступление. Личность преступника можно определить как совокуп-
ность криминологических показателей лица, совершившего преступление, которые отражают негативную ценностную ориентацию и социально-значимые свойства, определяющие характер его преступного и предкриминального поведения.
ОПИСАНИЕ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА
В научной литературе встречаются различные точки зрения по поводу структуры личности преступника, согласно которым она может содержать следующие элементы: 1. Объективные (социальные позиции и роли, деятельность личности) и субъективные (потребностно-мотивационная
сфера, ценностно-нормативная характеристика сознания) характеристики;
2. Социологические, в том числе социально-демографические (пол, возраст, уровень образования, уровень материальной обеспеченности, социальное положение, наличие семьи, социальное происхождение, занятость в общественно полезном труде, род занятий, наличие специальности, место жительства) и правовые (характер, степень тяжести совершенных преступлений, совершение преступления впервые или повторно, в группе или в одиночку, длительность преступной деятельности, объект преступного посягательства, форма вины) характеристики;
3. Биофизиологические, социально-демографические, психологические, нравственные, социально-ролевые, уголовно-правовые, криминологические характеристики.
Несмотря на имеющиеся различия, данные подходы базируются на классификации элементов характеристики личности на внешние (социальные, правовые, демографические) и внутренние (психологические) по отношению к конкретному индивиду [Антонян, Волконская, 2012].
Идя по пути классического исследования структуры преступной личности, необходимо раскрыть его социально-типологическую характеристику, включающую в себя пол, возраст, образование, место жительства, социальное положение, профессиональная принадлежность, род занятий, социальные роли и статусы и т.д.
Проведенное исследование гендерного признака несовершеннолетних, совершивших дорожно-транспортные преступления, показало, что подавляющее большинство несовершеннолетних дорожно-транспортных преступников составляют лица мужского пола (96%). Это объясняется в первую очередь наличием у юношей гораздо большего интереса к управлению транспортными средствами и исторического стереотипа, согласно которому авто- и мототехника ассоциируется именно с лицами мужского пола. Большое значение имеет наибольшая предрасположенность юношей к совершению опасных маневров с использованием транспортных средств. Так, 75% юношей отметили, что им интересны материалы, изображающие различное экстремальное вождение в условиях дорожного движения, а 57% ответили, что хотели бы повторить такие экстремальные маневры управления транспортным средством после их просмотра в сети Интернет, при этом ни одна из девушек не высказала данное мнение.
Рассматривая возрастной признак личности исследуемых нами преступников, следует отметить, что в дорожно-транспортных преступлениях, совершаемых несовершеннолетними, в силу их уголовно-правовых характеристик, субъектами являются лица в возрасте 16-17 лет.
Оценивая образовательный уровень рассматриваемой категории лиц, стоит отметить, что на данный критерий большое влияние оказывает возраст подростков. Отсюда следует, что основная масса несовершеннолетних (88%) на момент совершения ими дорожно-транспортного преступления имели статус учащегося образовательной организации среднего общего образования (школы), 12% получали среднее профессиональное образование. Помимо фактического наличия образования большое значение имеет отношение подростка к образовательному процессу. Согласно материалам уголовных дел, 96% подростков, совершивших дорожно-транспортное преступление, характеризовались положительно с мест учебы.
Еще одним компонентом образовательного уровня личности является наличие специального образования. Применительно
к теме исследования наибольшую актуальность представляют знания Правил дорожного движения и навыки управления тем или иным транспортным средством. При этом существенное значение имеет не только само наличие и уровень данного образования, но и то, каким образом оно приобреталось. Из проведенного исследования можно сделать следующие выводы относительно наличия специального образования у рассматриваемой нами категории несовершеннолетних: во-первых, 36 % несовершеннолетних прошли или проходили обучение навыкам вождения в специальных организациях (автошколах); во-вторых, 54 % несовершеннолетних уже имели опыт вождения транспортного средства, который они приобрели с разрешения и под надзором своих родителей, а также имели практически беспрепятственный доступ к данному транспортному средству. Подтверждением данных выводов может послужить проведенные нами опросы несовершеннолетних и сотрудников ОВД. Так, 91% подростков управляли транспортными средствами не имея на то законного права, а у 87% респондентов есть несовершеннолетние друзья, которые управляют транспортными средствами, не имея права управления ими. При этом 73% опрошенных подростков оценили свои знания Правил дорожного движения на уровне владения основными положениями. Такого же мнения придерживаются и опрошенные сотрудники ОВД, 91% которых отмечают уровень знаний несовершеннолетними Правил дорожного движения как «низкий» или «очень низкий».
Раскрывая такой элемент характеристики личности несовершеннолетнего, совершившего дорожно-транспортное преступление, как гражданство, стоит отметить, что при анализе материалов судебной практики было установлено, что все виновные в совершении рассматриваемых преступлений были гражданами Российской Федерации. Конечно же можно предположить, что подростки-иностранцы обладают большей культурой поведения в условиях дорожного движения, и отчасти это так, но уже давно известно, что проблема аварийности с участием несовершеннолетних носит всепланетарный характер и в той или иной степени присуща любому государству. Здесь, по-нашему мнению, на несовершеннолетних главное предупредительное воздействие оказывает «фактор чужого государства».
Из анализа судебной практики по уголовным делам о дорожно-транспортных преступлениях, совершенных несовершеннолетними, нельзя выделить какие-либо особенности относительно национальности или расы виновных подростков. Хотя стоит отметить, что некоторые авторы связывают с данными характеристиками определенные стили поведения в условиях дорожного движения.
Анализ мест проживания несовершеннолетних лиц, совершивших дорожно-транспортные преступления, позволяет выделить нам следующие закономерности. Во-первых, все преступления были совершены в пределах региона проживания несовершеннолетних или в другой местности, где они периодически проживали (например, во время учебы или каникул). Во-вторых, как среди мест совершения преступлений, так и среди мест проживания несовершеннолетних наблюдается преобладание небольших городов, поселков городского типа и сельской местности над крупными городами. По нашему мнению, это происходит по нескольким причинам, таким как менталитет сельского населения (когда несовершеннолетний за рулем мотоцикла или мопеда является обыденностью и не вызывает у сельских жителей чувства тревоги), недостаточный контроль со стороны ГИБДД, а иногда и попросту его отсут-
ствие, более лояльное отношение со стороны родственников пожилого возраста (когда бабушки и дедушки позволяют практически все своим внукам) и т.д.
Кроме того, анализ материалов уголовных дел рассматриваемой нами категории позволяет сделать вывод о том, что подавляющее большинство (94%) несовершеннолетних проживало в благополучных семьях и положительно характеризовалось по месту жительства.
КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА
Проводя криминологический анализ личности преступника рассматриваемой категории, нельзя не затронуть нравственно-психологическую ее составляющую. Она отражает отношение несовершеннолетних к общественным ценностям, нормативно-одобряемым ролям и к обществу в целом. Данная характеристика представлена такими показателями, как ценностные ориентации, волевые и эмоциональные свойства, отношение к нормам морали и права, интеллект, навыки, способности, привычки, интересы, установки, потребности и способы их удовлетворения.
В духовном мире преступника на сознательном и бессознательном уровнях существуют особенности, формирующие мотивы преступлений и приводящие к их реализации. Любое преступление не является случайным по отношению к личности человека, его совершившего. Факт его совершения становится возможным в силу определенного уровня развития социальных и психологических свойств личности. Психологические особенности оказывают значительное воздействие на формирование нравственного облика личности и мотивации ее поведения.
В.В. Лунеев отмечает, что «мотивация - феномен многогранный, имеющий специфические особенности в различных сферах социальной практики, в том числе и в сфере преступного поведения» [Лунеев, 2011]. В.Н. Кудрявцев отмечает, что «понятие мотивации включает в себя все виды побуждений: мотивы, интересы, стремления, потребности, цели, мотивацион-ные установки, влечения, идеалы и т.п.» [Кудрявцев, 2007]
Для того, чтобы у несовершеннолетнего начался процесс реализации потребностей аморальным или криминальным путем, необходимо дополнительное воздействие внешних факторов на психику несовершеннолетнего. Иными словами, должен образоваться мотив. Мотив представляет собой некое психическое образование, выполняющее определенные функции в процессе инициации поведения человека. Он обуславливает психологические причины деятельности личности и выражает ее психологическое состояние (цели, интересы, потребности, инстинкты, эмоции и т.д.), при этом сами эти составляющие не могут самостоятельно активировать деятельность личности. Именно данная совокупность выступает в роли побуждения к противоправному действию.
Мотивационная сфера несовершеннолетних, совершающих дорожно-транспортные преступления, представляет собой совокупность личных (эгоистичных) антисоциальных потребностей, установок и интересов подростка в самоутверждении, повышении авторитета среди своего окружения, получении новых ощущений.
СТРУКТУРА ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА
При этом необходимо отметить, что рассматриваемые нами деяния относятся к неосторожным преступлениям, общая цель которых включает в себя либо нейтральные, либо социально полезные возможные последствия поведения, параллельно которым следует мотивация антисоциальной направленности. Отсюда следует вывод о бинаправленной (двояко направленной) мотивации несовершеннолетних в момент совершения ими дорожно-транспортных преступлений. Несмотря на то, что внешне поведение подростка при совершении им преступления выглядит как единый и единичный акт, тем не менее с позиции рассмотрения его внутренних нравственно-психологических аспектов данный процесс является многостадийным. В его структуре выделяется предкриминальное, собственно преступное и посткриминальное поведение. Идя по реверсивному пути исследования данного вопроса, в начале рассмотрен будет последний этап.
Первоначальными являются посткриминальные действия несовершеннолетнего на месте ДТП. Согласно проведенному опросу несовершеннолетних, 34% респондентов в случае совершения ими ДТП сначала связались бы со своими родителями и потом действовали бы по их указаниям, а 60% сначала бы скрылись с места ДТП, а потом действовали по указанию своих родителей. Полагаем, что родители, руководствуясь ценностными ориентирами, приоритетом среди которых является благополучие собственных детей, всеми средствами будут пытаться создать условия, при которых их ребенок избежит уголовной ответственности (сокрытие факта совершения подростком ДТП, подмена субъекта преступления, искусственное снижение тяжести вреда здоровью и т.д.). Анализ судебной практики также подтверждает высокую вероятность того, что несовершеннолетний после совершенного им дорожно-транспортного преступления попытается скрыться.
Важное значение для характеристики нравственно-психологической сферы личности имеют действия несовершеннолетнего по отношению к потерпевшим лицам, а именно создание условий для скорейшего оказания медицинской помощи и самостоятельное оказание им первой помощи. Если в первом случае достаточно уведомления медицинской организации (с помощью телефона, других участников дорожного движения и т.п.), которое может осуществить любой человек, то во втором необходимо обладание специальными знаниями, которые приобретаются при обучении водителей транспортных средств в автошколах, а так как большинство несовершеннолетних не проходили такую подготовку, то вероятность правильного выполнения ими необходимых действий крайне мала. Ситуация усугубляется страхом ответственности в случае гибели пострадавшего или возникновения у него осложнений в процессе оказания первой помощи. Однако стоит отметить, что в целом несовершеннолетние, не скрывающиеся с места дорожно-транспортного преступления, прилагают все усилия для снижения тяжести последствий (когда это возможно) и активно содействуют раскрытию и расследованию преступления.
Непосредственно преступное поведение несовершеннолетнего участника дорожного движения охватывает действия подростка в момент совершения им ДТП. Оно характеризуется позитивной мотивацией ввиду нежелания подростка наступления тяжких последствий. Подтверждается
это не только показаниями виновных несовершеннолетних в материалах уголовных дел, но и совершением ими действий (или попытками их совершения) по предотвращению вредных последствий или их минимизации (применяют резкое торможение, пытаются объехать пешехода, транспортное средство или иное препятствие).
Предкриминальное поведение представляет собой совокупность отрицательно направленных деяний в условиях дорожного движения, выражающихся в нарушении несовершеннолетним Правил дорожного движения. При формулировке данного определения был использован имеющийся опыт криминологического исследования данного явления. Оно имеет особое значение в механизме преступного поведения, поскольку создает криминогенную ситуацию и предопределяет возможность наступления общественно опасных последствий. Данную позицию разделили 82% опрошенных ученых. Мотивация на данном этапе носит асоциальный характер.
В свою очередь, формированию мотивации предшествуют разнообразные психические процессы, происходящие через призму потребностей и ценностных ориентаций личности. Потребности являются главным фундаментом, на котором строится вся психическая деятельность человека, его ум, чувства и воля. Именно наличие потребностей делает поведение активным, а в их динамике, усложнении, обогащении и трансформации в наибольшей степени проявляется тенденция саморазвития личности.
Применительно к рассматриваемой нами категории преступной личности потребностная сфера имеет функционально-предметный характер. С одной стороны, она побуждает к совершению некоторой активности, не преследующей явного конечного результата (езда на транспортном средстве ради развлечения), с другой - имеет выраженную финальную направленность, побуждает к достижению определенного результата (повышение своего авторитета в глазах сверстников и т.п.).
Несовершеннолетние рассматриваемой категории зачастую руководствуются эгоистическим желанием, которое заключается в том, чтобы любым способом заполучить возможность управлять транспортным средством либо для удовлетворения своего влечения к нему или для поднятия своего авторитета среди своего окружения, либо для получения новых ощущений. Это объясняется, на наш взгляд, возрастными особенностями развития, определяющими примитивные потребности. Их наличие у несовершеннолетних участников дорожного движения выявлены нами эмпирическим путем посредством проведения опросов. Так, главной целью нарушения несовершеннолетними ПДД РФ является удовлетворение собственных интересов. Среди них респонденты указали удобство при перемещении (13%), желание произвести на кого-то впечатление (69%) и повысить свой авторитет среди своего окружения (53%). При этом 75 % подростков отметили, что нарушать ПДД РФ можно при определенных обстоятельствах, которыми являются спешка (14%), отсутствие поблизости сотрудников ГИБДД (55%) и уверенность в безнаказанности (17%).
Также результаты опроса свидетельствуют, что 91% несовершеннолетних управляли транспортным средством, осознавая, что это противозаконно. При этом данные респонденты отмечают среди наиболее опасных правонарушений управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления (39%). Все это говорит о приоритете собственных потребностей над общественными. Подтверждением этому
являются результаты, полученные при рассмотрении производных потребностей - интересов.
Интерес представляет некий связующий компонент, занимающий место между потребностями и мотивами деятельности личности. С одной стороны, интерес является результатом осознания объективно существующей потребности, а с другой - выступает в качестве основы формирования мотива деятельности для удовлетворения осознанной потребности.
Для рассматриваемого типа преступников характерен узколичностный эгоистическо-потребительский интерес, который противопоставляется интересам общества и государства. Зарождается он в форме социально положительного стремления подростков познать различные виды техники, их устройство, характеристики, отдельные физико-химические процессы. Так, согласно проведенному опросу несовершеннолетних, 87 % респондентов отметили, что в сферу их интересов входит авто-и мототехника, при этом также высокую популярность у подростков имеют интернет-ресурсы, содержащие материалы автомобильной тематики, что отметили 87% опрошенных.
Затем данный интерес начинает свое развитие. Его первоначальная форма исчерпывает свою актуальность, начинается трансформация от статических моделей (интерес к дизайну, характеристикам и др.) к динамическим (экстремальные маневры, трюки и т.п.). Так, результаты проведенного опроса несовершеннолетних свидетельствуют о том, что 93% респондентов интересны интернет-материалы, демонстрирующие агрессивное вождение и иные опасные маневры, при этом 82% респондентов данной категории выразили желание самостоятельно повторить такие действия.
Необходимо отметить, что любой несовершеннолетний имеет множество интересов, потребностей и мотивов, организованных в динамично прогрессирующую систему, в рамках которой данные элементы имеют разную значимость. При этом их взаимодействие образует установку на конкретный вид деятельности. В нашем исследовании особое значение имеет установка несовершеннолетнего на совершение противоправных действий в условиях дорожного движения.
ФОРМИРОВАНИЕ АНТИСОЦИАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Следует отметить, что на формирование антисоциальной установки несовершеннолетних участников дорожного движения оказывают влияние не только внутриличностные процессы, но и воздействие других лиц (родители, друзья и знакомые). Оно может оказываться в различных формах. Одной из таких форм является личный пример. Данное утверждение поддерживают 75% опрошенных сотрудников ОВД и 83% ученых. Помимо этого, согласно проведенному опросу несовершеннолетних, 61% респондентов указали, что систематически становятся свидетелями нарушений ПДД РФ своими родителями, а 93% - своими друзьями или знакомыми. При этом 87% подростков указали наличие несовершеннолетних друзей, которые управляют транспортными средствами без права управления.
Также внешнее воздействие на установку несовершеннолетнего участника дорожного движения может осуществляться в виде целенаправленных провоцирующих действий его родителей, друзей и знакомых. Подтверждением тому являются результаты опроса несовершеннолетних, согласно которому 98% респондентов указали, что на нарушение ПДД РФ их провоцировали друзья или знакомые, 86 % респондентов указали,
что управление транспортными средствами передавали их родители, а 94 % - их друзья или знакомые.
Необходимо также отметить, что пассивное отношение к воспитанию законопослушного участника дорожного движения плодотворно влияет на формирование антисоциальных установок. Данное утверждение поддержали 86% опрошенных сотрудников ОВД. Подтверждается это и опросом несовершеннолетних, согласно которому только две трети (67%) указали родителей в числе субъектов обучения ПДД РФ.
Среди причин деформации ценностных ориентаций у данной категории несовершеннолетних опрошенные сотрудники ОВД выделили:
- неосознание, в силу своего возраста, чувства ответственности за личную безопасность и безопасность других участников дорожного движения;
- опережающее взросление (не путать с развитием);
- чрезмерная увлеченность автомототранспортной сферой;
- слаборазвитая способность противодействия внешним факторам, таким как «модные тенденции», мнение окружения, всеобщий правовой нигилизм.
Анализ перечисленных свойств личности несовершеннолетнего, совершившего дорожно-транспортное преступление, позволяет выделить характерные признаки, позволяющие сформировать ее типологию. В зависимости от направленности пренебрежительного отношения к соблюдению правил и безопасности дорожного движения, систематичности его проявления, глубины деформации и психофизических качеств, можно предложить следующую типологию несовершеннолетних дорожно-транспортных преступников, разработанную на основе имеющихся криминологических исследований:
- «спонтанный» тип - несовершеннолетние лица, которые прошли необходимую специальную подготовку, имели на момент совершения преступления водительское удостоверение (категории «М» или «А1»), действия которых имели социально-положительный окрас, однако в силу каких-либо дефектов психофизического
состояния и (или) под воздействием криминальной ситуации они совершили дорожно-транспортное преступление.
- «нестабильный» тип - подростки, которые в целом соблюдали предписанные нормы поведения, имели положительные целевые установки своих действий. Девиации в их поведении проявлялись только под влиянием окружения или других внешних факторов, при этом они допускали управление транспортным средством лишь в условиях отсутствия (по их мнению) сложных дорожных ситуаций (движение с минимальным трафиком в условиях сельской местности или «пустого» города).
- «сознательный» тип - несовершеннолетние, которые неоднократно и умышлено нарушали установленные нормы безопасного поведения в условиях дорожного движения. При этом их действия, которые способствовали совершению преступления, были нацелены на удовлетворение собственных потребностей (завоевать или упрочить свой авторитет, а также из-за озорства и скуки).
ВЫВОДЫ
Основываясь на вышесказанном, следует отметить, что в структуре личности несовершеннолетних, совершивших дорожно-транспортное преступление, огромное значение имеет их предкриминальное поведение. Оно характеризуется отрицательным отношением к общепринятым нормам поведения в условиях дорожного движения. Также необходимо отметить, что личность рассматриваемого нами типа подростков имеет свою специфику, которая заключается в ее уникальном содержании: с одной стороны, в ней содержатся черты, характерные для дорожно-транспортного преступника, а с другой - для несовершеннолетнего преступника. Данные криминологические особенности должны быть учтены при организации индивидуального предупреждения дорожно-транспортных преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 87,72%.
Список литературы:
Reference list:
1. Антонян Ю.М., Волконская Е.К. Мотив преступного поведения: основные характеристики // Общество и право. -2012. - №. 4 (41). - С. 150-157.
2. Кудрявцев В.Н. Борьба мотивов в преступном поведении. -М.: Норма, 2007. - 128 с.
3. Лунеев В.В. Курс мировой и российской криминологии. В.2 т. Т. II. Особенная часть. М., 2011.- 1003 с.
1. Antonyan Y. M., Volkonskaya E. K. Motive of criminal behavior: main characteristics / / Society and law. - 2012. - №. 4 (41). - P. 150-157.
2. Kudryavtsev V. N. Struggle of motives in criminal behavior. -Moscow: Norm, 2007. - 128 p.
3. Luneev V. V. Course of world and Russian criminology. V. 2 vol. Special part. Moscow, 2011. - 1003 p.
Статья поступила в редакцию 20.07.2020, принята к публикации 23.08.2020 The article was received on 20.07.2020, accepted for publication 23.08.2020
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Магомедов Гусейн Багавдинович, кандидат юридических наук, доцент, Северо-Кавказский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), г. Махачкала, Российская Федерация, e-mail: kafed ra_ugolovnogoprava@mail.ru
Ахмедханова Самира Телхатовна, кандидат юридических наук, доцент, Северо-Кавказский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), г. Махачкала, Российская Федерация, e-mail: cabinaken@mail.ru Малачиев Камиль Гитиномагомедович, магистр, Северо-Кавказский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), г. Махачкала, Российская Федерация
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Huseyn B. Magomedov, Cand. Sci. (Law), associate Professor, North-Caucasian Institute (branch) of RSUJ (RLA of the Ministry of justice of Russia), Makhachkala, Russian Federation, e-mail: kafedra_ugolovnogoprava@mail.ru
Samira T. Akhmedkhanova, Cand. Sci. (Law), associate Professor, North-Caucasian Institute (branch) of RSUJ (RLA of the Ministry of justice of Russia), Makhachkala, Russian Federation, e-mail: cabinaken@mail.ru Kamil G. Malachiev, Magister, North-Caucasian Institute (branch) of RSUJ (RLA of the Ministry of justice of Russia), Makhachkala, Russian Federation