Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА "УЧЕТ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕРСОНАЛА" УЧЕБНО-НАУЧНОГО ЦЕНТРА'

РАЗРАБОТКА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА "УЧЕТ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕРСОНАЛА" УЧЕБНО-НАУЧНОГО ЦЕНТРА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / УЧЕТ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕРСОНАЛА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / BPMN / АВТОМАТИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА / DYNAMIC MODELING / MATHEMATICAL MODEL / CONSIDERATION OF PERSONNEL COMPETENCES / ECONOMIC EFFICIENCY / BUSINESS PROCESS AUTOMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чебаева О.П.

В работе анализируется существующий и предлагаемый процессы учета компетенций персонала посредством динамического моделирования, проведена имитация этих процессов и оценен эффект от внедрения средства автоматизации на базе сравнения показателей, полученных в ходе имитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE MATHEMATICAL MODEL OF THE BUSINESS PROCESS "ACCOUNTING OF PERSONAL COMPETENCE" OF THE EDUCATIONAL SCIENTIFIC CENTER

The work analyzes the existing and proposed processes for recording personnel competences through dynamic modeling, simulates these processes, and assesses the effect of the introduction of automation tools based on a comparison of indicators obtained during the simulation.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА "УЧЕТ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕРСОНАЛА" УЧЕБНО-НАУЧНОГО ЦЕНТРА»

5. Eckel, B. Thinking in Java [Text]/B. Eckel - 4-d ed. - MindView Inc, 2009. -640 p.

6. Schildt, H. Java: The Complete Reference [Text]/H. Schildt - 9-th ed.:. -Osborn, Inc 2012. - 1104 p.

7. Javadoc [URL]/2019.- URL: http://java.sun.com/docs/books/jls

8. Plagiarism detection [URL]/2019- URL: https://ra.wikipedia.org/wiki/Выявление_плагиата/

УДК 004.9

Чебаева О.П. студент магистратуры Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет Россия, Уфа

РАЗРАБОТКА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА «УЧЕТ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕРСОНАЛА» УЧЕБНО-НАУЧНОГО

ЦЕНТРА

Аннотация: в работе анализируется существующий и предлагаемый процессы учета компетенций персонала посредством динамического моделирования, проведена имитация этих процессов и оценен эффект от внедрения средства автоматизации на базе сравнения показателей, полученных в ходе имитации.

Ключевые слова: динамическое моделирование, математическая модель, учет компетенций персонала, экономическая эффективность, BPMN, автоматизация бизнес-процесса.

Chebaeva O.P. master student Ufa State Aviation Technical University

Russia, Ufa

DEVELOPMENT OF THE MATHEMATICAL MODEL OF THE BUSINESS PROCESS «ACCOUNTING OF PERSONAL COMPETENCE» OF THE EDUCATIONAL SCIENTIFIC CENTER

Annotation: the work analyzes the existing and proposed processes for recording personnel competences through dynamic modeling, simulates these processes, and assesses the effect of the introduction of automation tools based on a comparison of indicators obtained during the simulation.

Keywords: dynamic modeling, mathematical model, consideration of personnel competences, economic efficiency, BPMN, business process automation.

Введение

Зачастую работодатели используют в своей практике особые методики для совершенствования производительности трудовых ресурсов, снижения расходов организации и увеличения прибыли. Оценка компетенций сотрудников предприятия никак не регламентирована с точки зрени

законодательства, но считается эффективным средством, применяемым многими работодателями [1]. Однако внедрение программных продуктов, предназначенных для учета компетенций должны быть экономически эффективными для предприятия. Для этого нужно построить математическую модель данного процесса.

Основная часть

Для моделирования процессов использована нотация BPMN, в некотором роде напоминающая поведение сетей Петри, но предоставляющая более полный набор элементов и выходящая за рамки определения простых потоков позиций/перехода. Кроме того, процесс, смоделированный в данной нотации понятен для людей, не знающих её, так как она является высокоуровневой и близка к интуитивному пониманию протекания процесса. Стоит также отметить, что BPMN предоставляет больше возможностей для имитации процессов, принимая во внимание различные факторы, влияющие на стоимость процесса.

Модели существующего и предлагаемого процессов помтроены в нотации BPMN 2.0 с помощь программного продукта IBM Websphere Business modeler advanced. Процесс «Учет компетенций» КАК ЕСТЬ представлен на рисунке 1. Для учета компетенций своих сотрудников начальники отделов ведут список компетенций своих подчиненных в бумажном формате или в электронном (файл Word или Excel) в свободной форме. При приближении срока аттестации сотрудника начальник заинтересованного отдела передает заявку на обучение в отдел кадров. Специалист отдела кадров отправляет заявку на обучение в учебный центр. После получения путёвки из учебного центра работник отправляется на обучение. По окончании учёбы специалист ОК получает копию протокола обучения и хранит их в личном деле сотрудника, а аттестующему отправляет заявку на аттестацию, результаты аттестации передаются начальнику отдела, в котором работает сотрудник.

п

Специалист

О

ш

обучение

в

Регистрация обучение

Отправка сотрудника с путевкой на обучение

О Путев

QÎ- -

Г*1 Ззявкз на обучение

1

s

Отправка

обучение ®

J.XUI^

Ъ , 0"р°тс

Q проткол сбуче-.'f внесение копии протокола --' я пмичое дело сотрудника

а

Формирование

и

Обучение ;

а

Внесение результатов в эл. таблицу

о

Рисунок 118 - Процесс «Учет компетенций» КАК ЕСТЬ в нотации BPMN 2.0

Для измерения эффекта от автоматизации высчитано примерное время проведения каждой задачи. Длительность задач существующего процесса «Учет компетенций» представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Длительность задач существующего процесса «Учет компетенций»

Наименование задачи Время(мин)

Формирование заявки на обучение компетенции 35

Отправка заявки на обучение компетенции 17

Отправка путевки на обучение 7

Уведомление об отказе 1,45

Отправка сотрудника с путевкой на обучение 15

Обучение 960

Внесение копии протокола в личное дело 26

Формирование заявки на аттестацию 5

Проведение аттестации 60

Внесение результатов оценки компетенций 15

Описанный процесс обладает рядом проблем:

- учет компетенций ведётся начальниками отделов в разной форме;

- существует риск просрочки аттестации из-за необходимости постоянно контролировать её дату;

- невозможность анализа компетенций сотрудников;

- хранение копий протоколов обучения сопровождается большим объемом бумажных документов.

Необходимо разработать программу, которая позволит не только структурировать ведение базы компетенций сотрудников, а также позволит не допустить просрочки даты переаттестации и вести анализ компетенций сотрудников с помощью различных комплексных отчетов.

Модель предлагаемого процесса «Учет компетенций» в нотации BPMN 2.0 представлен на рисунке 2.

Так, теперь все компетенции сотрудников будут храниться в расширении «Компетенции» и начальникам отделов больше нет необходимости отслеживать вручную сроки аттестаций, так как при приближении срока аттестации сотрудника появится уведомление о сроке переаттестации, на основании которого автоматически формируется заявка на обучение и специалист отдела кадров, скорректировав её при необходимости, отправляет её в учебный центр. После получения путёвки из учебного центра работник отправляется на обучение. По окончании учёбы специалист ОК получает копию протокола обучения и вносит скан этого протокола в базу данных, а аттестующему отправляет заявку на аттестацию, результаты аттестации также вносятся в БД. Начальник отдела теперь может получать различные отчеты по компетенциям своих подчиненных на основании данных, хранимых в базе.

Рисунок 2 - Процесс «Учет компетенций» КАК БУДЕТ в нотации BPMN 2.0

Теперь рассчитаем приближенное время предлагаемого процесса, представленное в таблице 2.

Таблица 2 - Длительность задач существующего процесса «Учет компетенций»

Наименование задачи Время(мин)

Формирование заявки на обучение компетенции 4

Отправка путевки на обучение компетенции 7

Уведомление об отказе 1,45

Отправка сотрудника с путевкой на обучение 15

Обучение 960

Внесение копии протокола в базу 4

Формирование заявки на аттестацию 5

Проведение аттестации 60

Внесение результатов оценки компетенций 2

Проведём имитацию процесса, чтобы рассчитать денежные и временные затраты на один экземпляр процесса.

Чтобы избежать частных случаев имитации (когда процесс идет по ветке второго прецедента с уведомлением об отказе в обучении), было проведено 20 имитаций процесса. График результатов этих имитаций по существующему процессу представлен на рисунке 3.

Длительность процессов (ч)

Стоимость процессов (руб)

Рисунок 3 - График результатов имитаций существующего процесса Графики затрачиваемого времени и стоимости 20 имитаций по предлагаемому процессу представлены на рисунке 4.

Время (ч)

Стоимость (мин)

1 2 3 4 5 6 7 а 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Рисунок 4 - График результатов имитаций предлагаемого процесса На приведенных выше двух рисунках представлена линия тренда, при чем можно заметить, что на графиках существующего процесса она выше, что говорит о снижении времени и стоимости в предлагаемом процессе.

Ниже в таблице 3 приведен сравнительный результат среднего затраченного времени и средней стоимости по существующему и предлагаемому процессу.

Таблица 3 - Сравнительная таблица показателей процессов

Среднее затраченное время Средняя стоимость процесса

Процесс «Как есть» 19 часов 3603 рублей

Процесс «Как будет» 17,6 часов 3337 рублей

Разница 1,4 часа 266 рублей

Изменение в процентах 7,37% 7,38%

По результатам, представленным в таблице можно судить о видимом эффекте от автоматизации процесса учета компетенций. Наглядное представление показателей представлено на сравнительных диаграммах процессов «КАК ЕСТЬ» и «КАК БУДЕТ» в соответствии с рисунком 5.

Время (ч) Стоимость (руб)

18 17,5 17 16,5

3650 3600 3550 3500 3450 3400 3350 3300 3250 3200

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Существующий процесс

Предлагаемый процесс

Существующий процесс

Предлагаемый процесс

Рисунок 5 - Сравнительные диаграммы существующего и предлагаемого

процесса

Частота данного процесса - 18 000 в год, таким образом годовая экономия предприятия составит 25 200 часов трудозатрат и 4 788 000 рублей.

Заключение

В ходе проведенного анализа процесса, построения динамической модели и проведенной имитации были получены результаты, свидетельствующие о заметном сокращение времени и стоимости

предлагаемого процесса, что говорит о положительном эффекте от

внедрения расширения.

Использованные источники:

1. Оценка компетенций персонала // Делать дело - портал по кадровому делопроизводству 2018. URL: https://delatdelo.com/organizatiya-biznesa/otsenka-kompetentsij-personala.html (дата обращения: 26.11.2018).

УДК 368.1

Черкесова С.В. студент магистратуры 3 курс институт «Экономики и финансов» Научный руководитель: Ермоченко О.Н. к.н.

доцент

Волгоградский государственный университет,

Россия, г. Волгоград

СТРАХОВАНИЕ В РОССИИ

Аннотация: Статья посвящена страхованию в РФ. Данная тема весьма актуальна, так как в современных экономических условиях страхование жизни в странах с развитой страховой системой является одним из наиболее важных элементов страховых отношений, отличающихся значительным разнообразием. Рассматривается структура страховых отношений. Приводятся данные страховых взносов в РФ с 20152017гг.

Ключевые слова: страхование, функции страхования, экономическое развитие, страховые отношения, страховые взносы.

Cherkesova S. V.

Student magistracy 3 course, Institute of Economics and Finance Volgograd State University, Russia, Volgograd Supervisor: Ermochenko O.N. Associate Professor, Ph.D.

INSURANCE IN RUSSIA Annotation:The article is devoted to insurance in the Russian Federation. This topic is very relevant, as in modern economic conditions, life insurance in countries with a developed insurance system is one of the most important elements of insurance relations, characterized by considerable diversity. The structure of insurance relations is considered. The data of insurance premiums in the Russian Federation from 2015-2017 are given.

Keywords: insurance, insurance functions, economic development, insurance relations, insurance premiums.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.