Научная статья на тему 'ПЕРЕПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТЕПРОДУКТОВ'

ПЕРЕПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТЕПРОДУКТОВ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
58
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕПРОДУКТЫ / НЕФТЕПЕРЕКАЧИВАЮЩАЯ СТАНЦИЯ / ТРАНСПОРТИРОВКА / OIL PRODUCTS / OIL PUMPING STATION / TRANSPORTATION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Загидуллин Д.И.

В рамках работы исследован процесс планирования транспортировки нефтепродуктов крупнейшей российской компанией. Компания занимается транспортировкой нефти и организацией транспортировки нефтепродукта по системе магистральных трубопроводов. В статье предлагается автоматизировать процесс организации транспортировки нефтепродуктов путем разработки автоматизированной информационной системы оперативного учета транспортировки нефтепродуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRODUCTION OF THE PROCESS OF ORGANIZATION OF TRANSPORTATION OF OIL PRODUCTS

As part of the work, the process of planning the transportation of petroleum products by the largest Russian company was investigated. The company is engaged in the transportation of oil and the organization of transportation of petroleum products through the system of main pipelines. The article proposes to automate the process of organizing the transportation of petroleum products by developing an automated information system for the operational accounting of petroleum products transportation.

Текст научной работы на тему «ПЕРЕПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТЕПРОДУКТОВ»

УДК 62-503.5

Загидуллин Д.И. студент магистратуры научный руководитель: Никулина Н.О., к.т.н.

доцент кафедра АСУ Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет

Россия, г. Уфа

ПЕРЕПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТЕПРОДУКТОВ

Аннотация:

В рамках работы исследован процесс планирования транспортировки нефтепродуктов крупнейшей российской компанией. Компания занимается транспортировкой нефти и организацией транспортировки нефтепродукта по системе магистральных трубопроводов.

В статье предлагается автоматизировать процесс организации транспортировки нефтепродуктов путем разработки

автоматизированной информационной системы оперативного учета транспортировки нефтепродуктов.

Ключевые слова:

нефтепродукты, нефтеперекачивающая станция, транспортировка.

Zagidullin D.I. undergraduate Ufa State Aviation Technical University

Russia, Ufa Scientific head Nikulin N.O., Ph.D., associate professor Associate Professor of the Department of ACS Ufa State Aviation Technical University

Russia, Ufa

REPRODUCTION OF THE PROCESS OF ORGANIZATION OF TRANSPORTATION OF OIL PRODUCTS

Annotation:

As part of the work, the process of planning the transportation of petroleum products by the largest Russian company was investigated. The company is engaged in the transportation of oil and the organization of transportation of petroleum products through the system of main pipelines.

The article proposes to automate the process of organizing the transportation of petroleum products by developing an automated information system for the operational accounting of petroleum products transportation.

Keywords:

oil products, oil pumping station, transportation.

Данная работа проводилась в рамках крупнейшей российской компанией занимающейся транспортировкой нефти и организацией транспортировки нефтепродукта по системе магистральных трубопроводов (далее Компания).

Системообразующим направлением деятельности Компании является организация транспортировки нефтепродуктов, данный процесс начинается со сбора заявок от клиентов и считается законченным после составления общего отчета.

Целью работы является перепроектирование процесса формирования суточного задания на перемещение путем разработки и внедрения автоматизированной информационной системы оперативного учета.

Объект исследования: процесс планирования транспортировки нефтепродуктов.

Предмет исследования: процесс формирования суточного задания на перемещение.

Суточное задание на перемещение - документ необходимый для полноценной и бесперебойной транспортировки нефтепродуктов.

На процесс формирования суточного задания на перемещение затрачивается достаточно много времени и сил сотрудников предприятия, выполняется большой объем ручной работы, а также не исключены ошибки в виду человеческого фактора.

Данный процесс в настоящее время является не автоматизированным.

Автоматизация вышеописанного процесса при помощи разработки информационной системы позволит сотрудникам формировать суточное задание на перемещение напрямую, без сложных взаимодействий между отделами.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- провести информационное обследование выделенного бизнес-процесса;

- описать предлагаемый процесс;

- разработать математическую модель;

- продемонстрировать результаты исследований.

Предметная область: процесс организации транспортировки нефтепродукта по системе магистральных трубопроводов.

Выбранный процесс, формирование суточного задания на перемещение, на данный момент времени не автоматизирован.

Для выполнения вышеописанного процесса требуется много времени и усилий сотрудников, вся работа производится вручную, ошибки не исключаются в виду человеческого фактора.

Стоит отметить, что процесс формирования суточного задания

выполняется ежедневно, и его необходимость заключается в полноценной и бесперебойной работе предприятия. Данный бизнес-процесс является:

- основополагающим процессом в работе Компании, так как на основании его данных составляется суточное задание на переключение;

- одним из критериев, определяющих эффективность всей Компании, поэтому быстрота и качество составления суточного задания на перемещение являются важными аспектами рассматриваемого бизнес-процесса.

Если при формировании суточного задания на перемещение будет допущена ошибка, это может привести к непоправимым последствиям, таким как:

- транспортировка не того вида нефтепродукта;

- транспортировка по закрытым магистралям;

- транспортировка ошибочной массы.

Если суточное задание на перемещение не будет сформировано вовсе, это приведет к огромным экономическим потерям. Данный документ составляется на уровне подразделения, а это означает, что потери понесут все нефтеперекачивающие и насосные станции, входящие в него. Сумма общих потерь может превысить миллионы рублей. Такой исход не приемлем для подразделения и Компании в целом.

Процесс организации транспортировки нефтепродуктов представлен на мнемосхеме рисунка 1.

* V» —7 т--

„3 ......"Г........ л в .....

А ^ " Л. --г" А. 4 ... А ,/Г V ¿и. 31 А

А ж:; Г № ^ з \ & А

Т * А 111

ак .^к !! 4 - д

Рисунок 13 - Мнемосхема существующего процесса Клиенты подают заявку на транспортировку нефтепродуктов. После

сбора и анализа заявок главный планировщик составляет и передает общую заявку на месяц планировщику, который на ее основе составляет месячный график планирования (МГП). Далее следует согласование МГП. После согласования с генеральным директором, документ отправляется в отдел главного технолога, где на его основе составляются план-график работ (ПГР) и план-график движения нефтепродуктов (ПГДНП). Эти два документа тоже согласуются. После согласования с генеральным директор, ПГР и ПГДНП отправляются главному диспетчеру и главному планировщику соответственно. Главный планировщик передает ПГДНП генеральному директору нефтеперерабатывающий завода (НПЗ), а главный диспетчер - инженеру по учету нефтепродуктов. Инженер по учету нефтепродукта (НП) на основе ПГР формирует суточное задание на перемещение. Каждое подразделение имеет свое суточное задание. В нем указано: откуда, куда, сколько, в каком режиме и через какие нефтеперекачивающие станции (НПС) и насосные станции (НС) нефтепродукты должны быть транспортированы. После согласования с главным диспетчером суточные задания передаются диспетчеру и оператору диспетчерского отдела. После этого копия суточного задания передается начальникам НПС и НС, распределение идет по подразделениям, то есть если НПС или НС входит в состав одного подразделения, то ему не должно прийти суточное задание, принадлежащее другому подразделению. После получения суточного задания, начальник дает приказ инженеру по учету нефтепродуктов сформировать суточное задание на переключение. Потом это задание согласовывается с начальником станции и передается оператору станции. После успешного завершения транспортировки нефтепродукта оператор станции заполняет лист оператора и передает его начальнику нефтеперекачивающей станции. На его основе и основе суточного задания на переключение составляется оперативный отчет, в котором отражаются все произведенные действия за день и другая необходимая информация. Данный отчет передается диспетчеру. Диспетчер также получает валовые отчеты от представителей, находящихся на пункт сдачи-приема, и общий лист оператора со своего отдела, в котором имеется информация по всем станциям входящих в его подразделение. Следует отметить, что представителем может быть любой работник нижнего звена организации. При успешном окончании транспортировки, диспетчер составляет и отправляет «Исполнение суточного задания на перемещение нефтепродукта» главному диспетчеру. Исполнение позволяет наглядно увидеть передвижение нефтепродукта, сколько планировалось и сколько передалось по факту, данный отчет составляется ежемесячно или по необходимости в диапазоне выбранных дат. После, главный диспетчер составляет общий отчет и отправляет его генеральному директору. На этом процесс организации транспортировки нефтепродуктов завершается.

Следует отметить, что план-график работ может меняться каждый день в зависимости от выполнения поставленного плана, что усложняет

формирование суточного задания на перемещение.

Формализация процесса формирования суточного задания на перемещение помогает изучить модель с точки зрения результативности. С этой целью разработана и представлена функциональная модель процесса в нотации ВРМЫ (рисунок 2).

Рисунок 14 - Функциональная модель существующего процесса

После внедрения предлагаемой автоматизированной информационной системы большая часть информации, которая раньше обрабатывалась вручную, будет переведена в электронный вид. Применение системы управления базами данных (СУБД) для хранения информации станет значительным. В рассматриваемом процессе (составление суточного задания на перемещение) после разработки информационной системы будет задействован только один диспетчерский отдел и один сотрудник: инженер по учету нефтепродуктов.

Внешними объектами являются «Клиент» и

«Нефтеперерабатывающий завод». Взаимодействие между отделами значительно сократилось, снизился бумажный документооборот.

Так же стоит учесть, что в процессе косвенно будет задействована и другая информационная система АКМ-техно, которая развивается параллельно и независимо.

АКМ-техно - автоматизированная информационная система для работы технологов, с помощью нее составляются план-график работ и план-график движения нефтепродуктов, также она учитывает все факторы транспортировки нефтепродуктов: пропускная способность станции, длина магистрали, максимальное давление в трубах, транспортируемая масса и другие.

Структурная модель системы, учитывающая наличие ARM-техно представлена на рисунке 3.

Рисунок 15 - Структурная модель системы На рисунке 4 представлена мнемосхема предлагаемого бизнес-процесса организации транспортировки нефтепродукта по магистральному трубопроводу в крупной российской компании [4].

Рисунок 16 - Мнемосхема предлагаемого процесса Клиенты также подают заявку на транспортировку нефтепродуктов. После сбора и анализа заявок главный планировщик составляет общую заявку на месяц и вводит эти сведения в автоматизированную информационную систему оперативного учета (АИСОУ). Как только эти сведения станут доступными, планировщик формирует месячный график планирования посредством автоматизированной информационной системы. После, технолог подает запрос в ARM-техно на импорт сформированного месячного графика планирования из АИСОУ. Как только импорт месячного графика планирования завершается успешно, технолог формирует план-график работ и план-график движения нефтепродуктов. Далее главный планировщик может экспортировать план-график движения нефтепродуктов в бумажном формате и передать его генеральному директору нефтеперерабатывающего завода. В это время инженер по учету нефтепродукта делает запрос в автоматизированную информационную

систему оперативного учета транспортировки нефтепродуктов на формирование суточного задания на перемещение. Система в свою очередь ищет самый актуальный сформированный план-график работ, проверяет его на корректность, и формирует суточное задание на перемещение. Далее автоматически формируются шаблоны для суточного задания на переключение, у каждого подразделения отдельно. После этого инженер по учету нефтепродуктов на НПС/НС может сформировать из шаблона суточное задание на переключение. Далее следует сама транспортировка. После того как процесс транспортировки нефтепродуктов завершен, операторы заполняют лист оператора, также посредством АИСОУ. Потом главный диспетчер получает валовые отчеты с ПСП и вносит их данные в систему, а диспетчер формирует «Исполнение суточного задания на перемещение НП». Как только все вышесказанное произойдет, генеральный директор может на основе валовых и исполнительных отчетов сформировать общий отчет, также с помощью автоматизированной информационной системы.

После внедрения автоматизированной информационной системы процесс формирования суточного задания на перемещение намного упростится, проверка ПГР на корректность, анализ данных и формирование будут производится автоматически.

Главному планировщику, главному технологу, главному диспетчеру и начальнику НПС/НС будет добавлена возможность создавать в автоматизированной информационной системе примечания на исправления документов: МГП, ПГР, ПГДНП, суточного задания на перемещение и суточного задания на переключение.

Для более наглядного и детализированного представления предлагаемого процесса формирования суточного задания на перемещение была разработана динамическая функциональная модель [4].

Функциональная модель предлагаемого бизнес-процесса формирования суточного задания на перемещение изображена на рисунке 5. Процесс формирования суточного задания на перемещение разбит на 5 блоков, но теперь этим занимается только один сотрудник Компании -инженер по учету нефтепродуктов, причем, основной объем работы выполняет автоматизированная информационная система.

Рисунок 17 - Функциональная модель предлагаемого процесса Оценивая эффективность информационной системы, необходимо

рассматривать деятельность компании с точки зрения удовлетворения информационных потребностей персонала. Пользователям требуется информационная поддержка определенных бизнес-процессов.

АИСОУ обеспечивает автоматизированную обработку информации, именно поэтому экономическая эффективность автоматизированной обработки информации считается наиболее важным аспектом для определения необходимости и целесообразности внедрения системы.

Эффективность обработки информации обеспечивается за счет следующих основных факторов:

- высокая скорость выполнения операций по сбору, передаче, обработке и выдачи информации;

- повешению качества выполнения экономических расчетов благодаря созданию единой информационной базы;

- улучшения информационного обслуживания.

Следовательно, эффективность автоматизированной обработки информации находится в прямой зависимости от снижения временных затрат на обработку информации [1].

Для наглядности произведен расчет временных затраты до и после внедрения АИС.

Общее затрачиваемое время на процесс составления суточного задания на перемещение состоит из суммы времен затрачиваемое на каждую операцию, которая принадлежит процессу, и рассчитывается по формуле (1).

Т = ^ + ^ + ■■■ + К ■ (1)

В свою очередь время, затрачиваемое на одну операцию, состоит из: времени передачи, времени ожидания и времени обработки, расчет будет производиться по формуле (2).

^п ^передачи + ^ожидания + ^обработки ' (2)

Расчет затрачиваемого времени будет проходить за 1 год (365 дней). В таблице 1 представлено время, затрачиваемое на выполнение одного процесса до внедрения системы.

Таблица 1 - Время, затрачиваемое на процесс до внедрения

Операция Часть Время, мин.

Передать согласованный ПГР Передача 5

Ожидание 10

Обработка 8

Проверить согласованный ПГР на корректность Передача 5

Ожидание 10

Обработка 20

Составить суточное задание Передача 5

Ожидание 10

Обработка 25

Передать суточное задание на Передача 5

согласование Ожидание 10

Обработка 10

Согласовать документ Передача 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ожидание 10

Обработка 20

В сумме, на формирование одного суточного задания на перемещение до внедрения АИС тратится в среднем 158 минут или 2 часа и 38 минут. В год на это тратится около 120 рабочих дней (точнее: 120 дней, 1 час, 10 минут).

В таблице 2 представлена информация о времени, затрачиваемом на выполнение одного процесса формирования суточного задания на перемещение после внедрения автоматизированной информационной системы.

Таблица 2 - Время, затрачиваемое на процесс после внедрения

Операция Часть Время, мин.

Передать запрос на формирование суточного задания из ПГР Передача 0

Ожидание 20

Обработка 2

Найти актуальный ПГР Передача 0

Ожидание 0

Обработка 5

Проверить ПГР на корректность Передача 0

Ожидание 0

Обработка 3

Составить суточное задание Передача 0

Ожидание 0

Обработка 3

Сохранить результат в БД Передача 0

Ожидание 0

Обработка 2

После внедрения АИС, в сумме, на формирование суточного задания на перемещение будет тратиться в среднем около 35 минут. В год это займет приблизительно 27 рабочих дней (точнее: 26 дней, 4 часа, 55 минут).

Из расчётов временных показателей видно, что временная эффективность автоматизированной обработки процесса формирования суточного задания равна около 93 рабочих дней.

Для разработки выбран язык программирования, наиболее удовлетворяющий основным критериям разрабатываемой

автоматизированной информационной системы - Язык С#, так же была выбрана среда программирования - Visual Studio Community 2017 и СУБД Oracle [3].

АИСОУ разработана с целью:

- минимизировать затраты времени на учет и обработку данных;

- снизить трудоемкость ведения документооборота;

- устранить дублирование данных;

- обеспечить быстрый поиск необходимой информации.

Пользователями являются все сотрудники Компании. Ниже приведены некоторые оконные формы разработанной АИСОУ.

Для того чтобы просмотреть созданные суточные задания необходимо авторизоваться через инженера по учету НП и в основном окне приложения, в его левой части, раскрыть список «Планирование». Далее раскрыть список «Ведение оперативного учета» и выбрать «Суточное задание на перемещение».

В появившейся вкладке необходимо указать начальную дату. Пример представлен на рисунке 6.

Рисунок 18 - Просмотр созданных суточных заданий В появившейся вкладке («Суточное задание на перемещение») помимо выбора даты также есть еще несколько функций: «Создать», «Просмотр», «В работу», «Показать «Архивные».

При выборе функции «Создать» инженер по учету НП должен будет указать количество дней, на которое будут составлены суточные задания на перемещения (минимум 4 дня). Необходимо выбрать пункт «из ПГР». Если его не выбрать, то создание суточного задания будет производиться вручную. Данный пункт находится в режиме выбора изначально.

На рисунке 7 показан пример создания суточного задания на перемещение. ______

И Выбор количест... *=" £ 1

Сформировать на: 4| * дней. М из ПГР Создать Отмена

Рисунок 19 - Создание суточного задания на перемещение После выбора количества дней и создания «из ПГР», система начинает поиск актуального ПГР. Как только ПГР найден, АИСОУ проверяет его на корректность. В конце данного процесса пользователь получает одно из двух возможных диалоговых окон. Окно сообщающие успешный импорт (рисунок 8) или окно сообщающие неудачу при импорте.

Д^Щ^^^тчет об и

Исходны* Файл Яномер <райла# успешно допорпфо&ан.

Данные успешно извлечены и записаны в БД.

| Закрыть

Рисунок 20 - Отчет об успешном импорте Как только импорт будет успешно реализован, система автоматически составит суточное задание и далее можно будет просмотреть из основного окна приложения.

При включении функции «Показать «Архивные» система подгрузит не

только те суточные задания, которые уже находятся в работе, но и те, которые еще туда не поступили или по какой-либо причине были отклонены. Пример этого действия изображен на рисунке 9._

Рисунок 21 - Показать «Архивные» При выборе какого-либо суточного задания в статусе «Архивный» и нажатие на кнопку «В работу», система проверит корректность данного задания и отправит его в работу

Если суточное задание было отправлено в работу, то система автоматически создает шаблоны у инженеров по учету НП на нефтеперекачивающих или насосных станциях, для создания суточного задания на переключение.

В рамках исследования решены следующие задачи:

1) обследован существующий бизнес-процесс на предприятии, в статье приведены мнемосхема и функциональная модель;

2) выявлена проблема - большое количество времени, затрачиваемого на формирование суточного расписания;

3) предложен способ изменения процесса путем разработки и внедрения автоматизированной информационной системы оперативного учета;

4) описан предлагаемый процесс, в статье приведены мнемосхема и функциональная модель;

5) произведен расчет временных показателей эффективности обработки бизнес-процесса формирования суточного расписания;

6) приведены результаты разработки АИСОУ в виде оконных форм.

Таким образом, решена проблема больших временных затрат на процесс формирования суточного задания на перемещение путем перепроектирования бизнес-процесса формирование суточного задания на перемещение. Изменения заключаются во внедрении АИСОУ в процесс. Для наглядного отображения изменений в статье представлены мнемосхемы и

функциональные модели до внедрения системы и после.

Использованные иточники:

1. Гиндуллина Т.К. Применение математических методов в анализе хозяйственной деятельности: Лабораторный практикум по курсам «Экономико-математические методы анализа хозяйственной деятельности», «Технико-экономический анализа деятельности предприятия» / Т.К. Гиндуллина, В.А. Суворова, Л.З. Камалова - Уфа: УГАТУ, 2006. - 32 с.

2. Грекул, В.И. Проектирование информационных систем: учебник / В.И. Грекул, Г.Н. Денищенко, Н.Л. Коровкина. - М.: Интернет-Университет информационных технологий, 2005. - 304 с.

3. Федоров И.Г. Моделирование бизнес-процессов в нотации BPMN 2.0 / Научно-практическое издание. - М: МЭСИ, 2013. - 264 с.

4. Черемных С.В. Структурный анализ систем: IDEF-технологии: учебник для вузов / С. В. Черемных, И. О. Семёнов, В. С. Ручкин. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 532 с.

УДК 658.624

Задорожный Д.А. студент магистратуры 3 курса направление «Менеджмент» Демихова И.А. студент магистратуры 3 курса направление «Управление персоналом»

Шматко А.Д., д.э.н. доцент, зав.кафедрой Менеджмента организации БГТУ«ВОЕНМЕХ» им.Д.Ф.Устинова главный научный сотрудник ИПРЭ РАН СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ: УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ Аннотация. В статье рассмотрены вопросы совершенствования инновационной деятельности организаций в современных экономических условиях. Статья подготовлена в рамках фундаментального научного исследования на тему «Развитие теоретико-методологических основ управления устойчивым социально-экономическим развитием регионов» (№0170-2014-0004).

Ключевые слова: управление, управление изменениями, управление инновациями

Zadorozhny D.A.

master's degree student of the 3rd course of the direction «Management»

BSTU « VOENMECH» Demikhova I.A.

master's degree student of the 3rd course of the direction «Personnel

management»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.