Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА МАКЕТА ТИПОВОЙ ПРОГРАММЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА'

РАЗРАБОТКА МАКЕТА ТИПОВОЙ ПРОГРАММЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / МАКЕТ ТИПОВОЙ ПРОГРАММЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ / ВИД СПОРТА / НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шутова Татьяна Николаевна, Столяр Константин Эдуардович, Витько Сергей Юрьевич

Для разработки макета типовой программы спортивной подготовки по виду спорта нами были изучены федеральные стандарты по видам спорта, и подготовленные на их основе 28 программ спортивной подготовки. Выявлены проблемные моменты, недостатки при написании программ, несоответствия со стандартами, дублирования методической части из других программ, низкое качество информационного обеспечения. Созданный нами макет программы раскрывает содержание разделов и их специфику. Макет содержит научную терминологию, раскрывает, как реализовать нормативную часть в практической деятельности. Также предусмотрена базовая и вариативная часть макета типовой программы по виду спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шутова Татьяна Николаевна, Столяр Константин Эдуардович, Витько Сергей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MODEL OF STANDARD SPORTS TRAINING PROGRAM BY SPORTS KIND

To develop the model of the standard sports training program for the sport, we studied Federal standards for sports, and 28 sports training programs prepared on their basis. Problems, shortcomings in writing programs, inconsistencies with standards, duplication of the methodological part from other programs, and poor quality of information support were identified. The program layout created by us reveals the content of sections and their specifics. The layout contains scientific terminology and reveals how to implement the normative part in practice. There is also a basic and variable part of the layout of a typical program for a sport.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА МАКЕТА ТИПОВОЙ ПРОГРАММЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА»

УДК 796.062

РАЗРАБОТКА МАКЕТА ТИПОВОЙ ПРОГРАММЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА

Татьяна Николаевна Шутова, кандидат педагогических наук, доцент, Константин Эдуардович Столяр, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Юрьевич Витько, старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова,

Москва

Аннотация

Для разработки макета типовой программы спортивной подготовки по виду спорта нами были изучены федеральные стандарты по видам спорта, и подготовленные на их основе 28 программ спортивной подготовки. Выявлены проблемные моменты, недостатки при написании программ, несоответствия со стандартами, дублирования методической части из других программ, низкое качество информационного обеспечения. Созданный нами макет программы раскрывает содержание разделов и их специфику. Макет содержит научную терминологию, раскрывает, как реализовать нормативную часть в практической деятельности. Также предусмотрена базовая и вариативная часть макета типовой программы по виду спорта.

Ключевые слова: спортивная подготовка, стандартизация, макет типовой программы спортивной подготовки, вид спорта, научные основы спортивной тренировки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p585-588

DEVELOPMENT OF MODEL OF STANDARD SPORTS TRAINING PROGRAM BY

SPORTS KIND

Tatiana Nikolaevna Shutova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Konstantin Eduardovich Stolyar, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Sergey Yurievich Vitko, the senior teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

Abstract

To develop the model of the standard sports training program for the sport, we studied Federal standards for sports, and 28 sports training programs prepared on their basis. Problems, shortcomings in writing programs, inconsistencies with standards, duplication of the methodological part from other programs, and poor quality of information support were identified. The program layout created by us reveals the content of sections and their specifics. The layout contains scientific terminology and reveals how to implement the normative part in practice. There is also a basic and variable part of the layout of a typical program for a sport.

Keywords: sports training, standardization, model of a typical program of sports training, sport, scientific basis of sports training.

Одним из основных направлений государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации на в настоящее время остается модернизация системы подготовки спортивного резерва [1, 4]. Для организаций, реализующих спортивную подготовку, одной из актуальных проблем является разработка программ на основе требований федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта (ФССП). Программные материалы организации должны создавать самостоятельно. Вместе с тем из-за отсутствия опыта разработки программ спортивной подготовки в рамках требований ФССП могут возникнуть определенные сложности в этой работе. В системе спортивной подготовки стандартизации лежат основные требования к планированию, построению и контролю тренировочного процесса в каждом виде спорта, нормативы спортивной подготовленности, наиболее информативные на соответствующем этапе подготовки. Также следует подчеркнуть проблему базовой и вариативной части в составлении программы подготовки по виду спорта. Так в базовой части должны присутствовать пункты содержания программы, которые имеются (буквально или по смыслу) во всех

ФССП по большинству видов спорта, вместе с тем их следует определённым образом конкретизировать. Для того чтобы спортивная подготовка была эффективной следует включить в содержание программ ряд пунктов которые должны определять непосредственное содержание, хотя ряд стандартов их не предусматривает: задачи, структуру тренировочного процесса, пункты связанные с антидопинговыми мероприятиями.

Следует отметить, что структура программ спортивной подготовки во всех стандартах практически одинакова. Однако внутренне наполнение имеет ряд различий, не имеющих отношения к специфике спортивной подготовки. Отдельные пункты имеют сходное смысловое содержание, но отличаются терминологически или лексически. Также по отдельным требованиям имеется ссылка на приложения к федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта, а по некоторым не указано на какие нормативные источники ориентироваться.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Макет типовой программы позволит стандартизировать программы спортивной подготовки, обеспечит специалистов по спорту методическими рекомендации по созданию программы, обозначит базовую и вариативную ее часть. Новый макет будет составлен на основе изучения федеральных стандартов спортивной подготовки, и подготовленных на их основе программ по видам спорта. Нами изучено 28 программ спортивной подготовки (биатлон, художественная гимнастика, футбол, тяжелая атлетика, лыжный спорт, легкая атлетика, фигурное катание на коньках, волейбол, футбол и другие), в результате чего выявлены проблемные моменты, неточности, а также разделы, выполненные по формальному признаку, и обозначены недостатки.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ программ спортивной подготовки показал, что практически все программы соответствуют структуре ФССП по виду спорта, программы содержат нормативную часть, идентичную стандарту, полностью соответствуют продолжительности этапов в годах, минимальному возрасту для начала занятий. Соответствует соотношение объемов тренировочного процесса и требования к нормативам общей и специальной физической подготовленности. Вместе с тем содержательная часть требует более детальной проработки, так практически во всех программах идентичное содержание циклов подготовки, нет уточнений по виду спорта, особенностям мезоциклов, микроциклов подготовки. Содержание программ спортивной подготовки может варьироваться от 35 до 155 страниц. Краткое содержание занятий встречается в редком числе программ, недостаточно раскрывается специфика специальной физической подготовки. Формы индивидуализированной работы практически не раскрываются, за редким исключением указывается количество часов или процентов от общей подготовки на индивидуальную работу.

Информационное обеспечение сформировано по формальному признаку, недостаточно литературных источников за последние 5 и 10 лет, ссылки на сайты, электронные источники, дневники самоконтроля, контроля питания, онлайн-калькуляторы по питанию и индексу массы тела носят исключительный характер. При этом следует отметить, что современные спортсмены относятся к поколению «digital», и интернет-источники активно просматривают, положительно воспринимают, могут внедрять в контроле тренировок, контроле двигательной активности, в образовательном и общекультурном развитии, однако, тренеры не включают интернет-источники, следовательно, недостаточно применяют их в учебно-тренировочном процессе.

За редким исключением, качественно представлено описание технической подготовки, как это сделано, например, в программе по биатлону («Мурманская областная спортивная школа олимпийского резерва по зимним видам спорта». ГАУМО «МОСШОР по ЗВС»).

В программе «Спортивной школы по каратэ» г. Новосибирска хорошо раскрыта специфика вида спорта, представлено краткое содержание занятий, включая общеразви-вающие, строевые упражнения, акробатические упражнения, упражнения с отягощениями, легкоатлетические упражнения, удары ногами и руками, блоки и многие другие. Вместе с тем нет правил техники безопасности при выполнении «ударных» и «прыжковых» упражнений, особенно на начальном этапе занятий. Нет источников литературы за последние 10 лет, ссылки на интернет-источники носят формальный характер.

Программа спортивной подготовки от ГБУ Ростовской области «Спортивная школа олимпийского резерва № 6» (ГБУ РО «СШОР №6») выполнена на 99 страницах и содержит очень много общей не конкретной информации, в методической части присутствуют фразы: разновидности ударов руками и ногами. В разделе техника практически отсутствуют правила техники безопасности работы на льду. К положительным моментам следует отнести, то, что хорошо раскрыто содержание этапов подготовки, где указаны конкретные средства общей и специальной физической подготовки, технические приемы и формируемые умения. Также на хорошем уровне произведено описание спортивной формы, критериев оценки спортивной формы и показателей спортивной формы.

Программа спортивной подготовки стрельба из лука, подготовленная в государственном бюджетном учреждении Краснодарского края «Центр спортивной подготовки №8» (от «08» сентября 2015 года № 01-04/09-ФС, Сочи, 2015) [2]. Программа по стрельбе из лука отличается детальным рассмотрением всех разделов подготовки спортсменов, при этом присутствуют наглядные схемы физической подготовки, тактической и интеллектуальной подготовки. Хорошо рассмотрены формируемые физические качества и методы спортивной тренировки, рекомендуемые для стрельбы из лука. Вместе с тем в списке литературы присутствуют очень старые источники, включая 1930 год.

«Спортивная школа олимпийского резерва №2» г. Каменск-Шахтинский [3]: программа по виду спорта художественная гимнастика, которая имеет стандартную структуру и выполнена на 95 страницах, при этом текст до 39 страницы практически не отражает специфику художественной гимнастики, нет акцентирования на определенных физических качествах и других методических аспектах. К положительным моментам следует отнести наличие основных средств специализированной подготовки, во второй части программы, а также хореографической подготовки.

ВЫВОДЫ

Созданный нами макет программы раскрывает содержание разделов и их специфику. Макет содержит научную терминологию, раскрывает, как реализовать нормативную часть в практической деятельности. Также предусмотрена базовая и вариативная часть макета типовой программы по виду спорта. Благодаря макету будет упрощена, конкретизирована, детализирована, научно-обоснована работа по подготовке программы. Макет программы выполнен на 23 страницах, в приложениях продемонстрирована одна из программ, в качестве примера, а также в приложениях представлена «цифровая» литература и сервисы.

Исследование проведено в рамках выполнения научно-исследовательской работы по теме: «Разработка научно обоснованных предложений по формированию макета типовой программы спортивной подготовки по виду спорта» Министерства спорта РФ (ГК № 0173100014420000036 от «23» октября 2020 г.).

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрющенко Л.Б. Разработка дополнительной профессиональной программы обучения тренеров / Л.Б. Андрющенко, Т.Н. Шутова, Т.П. Высоцкая // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 7 (173). - С. 6-9.

2. Программа спортивной подготовки по виду спорта «Стрельба из лука». Центр спортивной подготовки №8». - Сочи, 2015. - 155 с. - URL:

http://cop2.ru/f/programma_po_vidu_sporta_strelba_iz_luka.pdf (дата обращения: 01.10.2020).

3. Программа спортивной подготовки по виду спорта «художественная гимнастика» МБУ «Спортивная школа олимпийского резерва №2». - Каменск-Шахтинский, 2019. - 95 с. - URL: http://sdushor2-kamensk.ru/docs/programmahudgimnastika.pdf (дата обращения: 01.10.2020).

4. Столяр К.Э. Разработка научно обоснованных предложений по формированию образовательной программы обучения инструкторов по спорту / К.Э. Столяр, М.Н. Пуховская, Т.П. Высоцкая // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. №7 (173). С. 196-199.

REFERENCES

1. Andryushchenko, L.B., Shutova, T.N. and Vysotskaya, T.P. (2019), "Development of additional professional training program for trainers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (173). pp. 6-9.

2. Sports training program for the sport "archery" sports training (2015), Center No. 8", Sochi, available at: http://cop2.ru/f/programma po vidu sporta strelba iz luka.pdf (data accessed: 01/10/2020).

3. Program of sports training in the sport "rhythmic gymnastics" MBU "sports school of the Olympic reserve No. 2" (2019), Kamensk-Shakhtinsky, available at: http://sdushor2-kamensk.ru/docs/programmahudgimnastika.pdf (data accessed: 01/10/2020).

4. Stolyar, K.E., Pukhovskaya, M.N. and Vysotskaya T.P. (2019), "Development of scientifically substantiated proposals for the formation of an educational program for training instructors in sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (173), pp. 196-199.

Контактная информация: kafedra_f@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.11.2020

УДК 796.011.3

К ВОПРОСУ ЦЕЛОСТНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ВУЗЕ

Ирина Сергеевна Щадилова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет транспорта, Москва

Аннотация

В статье рассматривается вопрос создания условий в высшем учебном заведении, при которых дисциплины «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре» будут полностью удовлетворять запросам учащихся, процесс обучения становится максимально привлекательным, полноценным и решает все поставленные задачи формирования компетенций, означенных в стандарте, установленном образовательной организацией самостоятельно (СУОС). Обращается внимание на создания условий включенности студента в дистанционный формат учебного процесса. Творческая двигательная активность формируется на базе личного положительного опыта в данной сфере, влиянии педагогического процесса по физическому воспитанию, организованному в вузе, личности преподавателя по избранному виду спорта в спортивно-ориентированных группах.

Ключевые слова: физическая культура студента, творческая составляющая элективных занятий, мотивация, личность преподавателя.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p588-592

TO THE QUESTION OF INTEGRITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS FOR PHYSICAL EDUCATION AT THE UNIVERSITY Irina Sergeevna Shchadilova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian

University of Transport, Moscow

Abstract

The article discusses the issue of creating conditions in a higher educational institution, in which the disciplines "Physical culture" and "Elective courses in physical culture" will fully meet the needs of students, the learning process becomes the most attractive, full-fledged and solves all the tasks of the for-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.