Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ТИПОВЫХ ПРОГРАММ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДАМ СПОРТА'

РАЗРАБОТКА ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ТИПОВЫХ ПРОГРАММ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДАМ СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / МАКЕТ ТИПОВОЙ ПРОГРАММЫ / СПОРТ / НЕДОСТАТКИ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОГРАММ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копылова Нина Евгеньевна, Ростеванов Александр Георгиевич

В разработке структуры, содержания и требований к типовым программам спортивной подготовки по видам спорта мы основывались на информационном, технологическом и системном подходах. Нами использовались следующие методы научного исследования: анализ научно методической литературы (115 источников), метод сбора и структуризации информации (25 программ спортивной подготовки по виду спорта), критический анализ, метод мозгового штурма (содержание и требования к программам), метод консолидации и обобщения, эвристический метод и др. Макет типовой программы спортивной подготовки по виду спорта выполнен на основе изучения существующих программ, их недочетов и недостатков, а также на анализе требований Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Копылова Нина Евгеньевна, Ростеванов Александр Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF APPROACHES TO THE FORMATION OF THE STRUCTURE AND CONTENT OF STANDARD SPORTS TRAINING PROGRAMS BY SPORT

In developing the structure, content, and requirements for standard sports training programs, we used information, technology, and systems approaches. We used the following research methods: analysis of scientific and methodological literature (115 sources), method of collecting and structuring information (25 programs of sports training by sport), critical analysis, brainstorming method (content and requirements for programs), method of consolidation and generalization, heuristic method, etc. The model of a standard program of sports training by sport is based on the study of existing programs, their shortcomings and shortcomings, as well as on the analysis of the requirements of the Federal standard of sports training by sport.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ТИПОВЫХ ПРОГРАММ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДАМ СПОРТА»

УДК 378.147

РАЗРАБОТКА ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ТИПОВЫХ ПРОГРАММ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО

ВИДАМ СПОРТА

Нина Евгеньевна Копылова, старший преподаватель, Александр Георгиевич Ростева-нов, старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва

Аннотация

В разработке структуры, содержания и требований к типовым программам спортивной подготовки по видам спорта мы основывались на информационном, технологическом и системном подходах. Нами использовались следующие методы научного исследования: анализ научно методической литературы (115 источников), метод сбора и структуризации информации (25 программ спортивной подготовки по виду спорта), критический анализ, метод мозгового штурма (содержание и требования к программам), метод консолидации и обобщения, эвристический метод и др. Макет типовой программы спортивной подготовки по виду спорта выполнен на основе изучения существующих программ, их недочетов и недостатков, а также на анализе требований Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта.

Ключевые слова: методологические подходы, макет типовой программы, спорт, недостатки по подготовке программ спортивной подготовки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p136-

DEVELOPMENT OF APPROACHES TO THE FORMATION OF THE STRUCTURE AND CONTENT OF STANDARD SPORTS TRAINING PROGRAMS BY SPORT

Nina Evgenyevna Kopylova, the senior teacher, Alexander Georgievich Rostevanov, the senior teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

Abstract

In developing the structure, content, and requirements for standard sports training programs, we used information, technology, and systems approaches. We used the following research methods: analysis of scientific and methodological literature (115 sources), method of collecting and structuring information (25 programs of sports training by sport), critical analysis, brainstorming method (content and requirements for programs), method of consolidation and generalization, heuristic method, etc. The model of a standard program of sports training by sport is based on the study of existing programs, their shortcomings and shortcomings, as well as on the analysis of the requirements of the Federal standard of sports training by sport.

Keywords: methodological approaches, model of a standard program, sports, software shortcomings in the preparation of sports training programs.

В Федерльном стандарте спортивной подготовки по виду спорта (ФССП) прописано содержание каждого из разделов, однако наполнение их вызывает определённые трудности при практической реализации данного действия [1, 2, 5]. У тренеров-практиков вызывают затруднения иерархическая последовательность учета нормативно-правовых актов при составлении программ спортивной подготовки по виду спорта. Особые сложности возникают в тех разделах программы, где нет прямых ссылок на приложения ФССП, у специалистов нет четкого понимания, что должно быть отражено в содержании разделов программы. Существующие программы недостаточно раскрывают формы индивидуализированной работы, краткое содержание занятий присутствует не во всех из них, правила техники безопасности носят формальный характер и зачастую не раскрывают специфику вида спорта, например правила техники безопасности на льду и другие. Кроме того, недостаточно описывается специальная физическая подготовленность, специалисты не полно раскрывают особенности подготовки, а указывают, например правила футбола

или виды передач в теннисе. Полный анализ ФССП и подготовленных по нему 25 программ спортивной подготовки по виду спорта представлен в отчете НИР «Разработка научно обоснованных предложений по формированию макета типовой программы спортивной подготовки по виду спорта», подготовленному для Минспорта России в рамках государственного контракта от 23 октября 2020 года.

Цель исследования: на основе методологических подходов разработать структуру и содержание макета типовой программы спортивной подготовки по виду для спортивных организаций.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В разработке структуры, содержания и требований к типовым программам спортивной подготовки по видам спорта мы основывались на информационном, технологическом и системном подходах [3, 4, 6, 7]. Рассмотрим информационный подход, который можно охарактеризовать как абстрактно-обобщенное описание и анализ информационного аспекта действий и структурообразования сложных систем (ФССП по видам спорта, информационных связей и отношений на языке теории информации [3, 6]. Информация, например в программе спортивной подготовки, должна отличаться научной достоверностью учебного материала, максимальной полнотой и точностью, современностью, систематичностью, необходимой лаконичностью, субъективной ценностью для спортсменов, актуальностью у целевой аудитории по виду спорта. Информационный подход помогает анализировать информацию (анализ программ подготовки по виду спорта), как сложную систему процессов обработки информации, при этом обработка может осуществляться как последовательно, так и параллельно, с использованием информационно -коммуникационных технологий или и без них. Следовательно, ведущей категорией информационного подхода является категория «информация», включающая массив сведений (анализ научно-методической литературы, ФССП, программы подготовки, нормативные документы, актуальные темы обучения, например, антидопинговые мероприятия). Информационный подход нацелен на развитие творческого мышления при анализе информации, творческих межличностных отношений при работе с информацией, в результате чего возникает новый творческий продукт (программа).

Далее технологический подход [3, 6], который предусматривает конструирование учебно-тренировочного процесса с учетом образовательных ориентиров (ФССП), целей и содержания определенного этапа спортивной подготовки. Этот подход заключается в следующем: 1) строится содержательная модель типовой программы спортивной подготовки; 2) типовая программа имеет определенные разделы (модули, циклы подготовки, виды подготовки); 3) производится вычленение основных понятий, нормативных документов, эмпирического опыта, а также знаний, необходимых для осуществления тренировочного процесса по виду спорта; 4) создается методическое обеспечение по написанию типовой программы; 5) описываются виды контроля и нормативы для каждого этапа подготовки, в соответствии с гендерными особенностями.

Технологический подход позволяет с большей определённостью предсказывать результаты и управлять тренировочным процессом; анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт по виду спорта и его использование; комплексно решать проблемы; обеспечивать благоприятные условия для развития лично -сти спортсменов; оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы для решения задач спортивной подготовки; выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии спортивной подготовки, определять модели для решения возникающих проблем подготовки спортивного резерва. При этом тренер создает дидактическую систему каждого из циклов подготовки, учитывая этап подготовки спортсменов.

Системный поход структурирует взаимосвязанные элементы макета типовой программы, формулирует цель, содержание тренировочного процесса, учитывая возрастные

и тендерные особенности спортсменов. Подход предусматривает соблюдение соответствия содержания, методов, форм, средств и технологий в типовой программе спортивной подготовки. Системный подход определяется пятью основными принципами: целостностью, иерархичностью, структуризацией, множественностью и системностью при анализе ФССП и последующего построения программы. При составлении программы спортивной подготовки по виду спорта должны учитываться определённые особенности построения процесса спортивной подготовки. Факторы, которые должны быть отражены: компоненты многолетнего тренировочного процесса и специфические особенности соревновательной деятельности. Созданный нами макет программы раскрывает содержание 7 разделов и их специфику. Макет содержит научную терминологию, раскрывает как реализовать нормативную часть в практической деятельности. Также предусмотрена базовая и вариативная часть макета типовой программы по виду спорта. Благодаря макету будет упрощена, конкретизирована, детализирована, научно-обоснована работа по подготовке программы. В макете методическая часть содержит 11 подразделов, например, рекомендации по проведению тренировочных занятий и обеспечению техники безопасности при их проведении и многие другие.

ВЫВОДЫ

В результате подробного описания структуры, содержания, требований и иерархии нормативно-правовых актов у специалистов, осуществляющих спортивную подготовку, складывается полное представление о том, что должна включать программа спортивной подготовки по виду спорта, как именно раскрывать подразделы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрющенко Л.Б. Разработка дополнительной профессиональной программы обучения тренеров / Л.Б. Андрющенко, Т.Н. Шутова, Т.П. Высоцкая // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 7(173). С. 6-9.

2. Долматова, Т.В. Федеральные стандарты спортивной подготовки - новый этап в развитии спорта высших достижений и спортивного резерва // Вестник спортивной науки. - 2016. - № 4.

- С. 58-60.

3. Аствацатуров Г.О. Информационный подход в обучении: проблемы определения // Ди-дактор. Педагогическая практика. - [сайт]. - URL: http://didaktor.ru/informacionnyj-podxod-v-obuchenii-problema-opredeleniya/ (дата обращения 21.06.2020 г).

4. Колесникова И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии / И. А. Колесникова. - Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2001. -288 с.

5. Михайлова Е.Я. Технология разработки программ спортивной подготовки по виду спорта. Методические рекомендации / Составители: О.В. Шелованова, М.Н. Аникина. КГАО ДПО Красноярский краевой институт ПК работников физической культуры и спорта, Красноярск, 2018. - 78 с.

6. Пак Н.И. О концепции информационного подхода в обучении / Н.И. Пак // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2011. - № 1.

- С. 91-97.

7. Деятельностный и компетентностный подходы в совершенствовании физического воспитания студентов / Т.Н. Шутова, И.Н. Антонова, Н.Е. Копылова, С.И. Бочкарева С.И. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 11(153). - С. 300-304.

REFERENCES

1. Andryushchenko, L.B., Shutova T.N. and Vysotskaya T.P. (2019), "Development of an additional professional training program for trainers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7(173). рp. 6-9.

2. Dolmatova, T.V. (2016), 'The Federal standards of sports training - a new stage in the development of sport of higher achievements and sports reserve", Bulletin of sports science, No. 4, pp. 56-50.

3. Astvatsaturov, G.O. (2020), "Information approach in training: problems of definition", Di-dactor. Pedagogical practice, available at: http://didaktor.ru/informacionnyj-podxod-v-obuchenii-problema-opredeleniya.

4. Kolesnikova, I.A. (2001), Pedagogical reality: experience of inter-paradigm reflection, Detstvo-press, St. Petersburg.

5. Mikhailova, E.Ya., Compilers: O.V. Shelovanova, M.N. Anikina (2018), Technology of development of programs of sports training by sport". Мethodical recommendations, Krasnoyarsk regional institute for advanced training of physical culture and sports workers, Krasnoyarsk.

6. Pak, N.I. (2011), "On the concept of information approach in training", Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University. V.P. Astafieva, No. 1, pp.91-97.

7. Shutova, T.N., Antonova I.N., Kopylova N.E. and Bochkareva S.I. (2017), "Activity and competence approaches in improving physical education of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (153). рp. 300-304.

Контактная информация: Rostevanov.AG@rea.ru

Статья поступила в редакцию 14.01.2021

УДК 372.8:796.4

КЛЮЧЕВЫЕ ПОЗЫ И ОСНОВНЫЕ ОПОРНЫЕ ТОЧКИ В ГОЛЬФЕ: ИНФОРМАТИВНОСТЬ ВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИМИ

ШКОЛЬНИКАМИ

Алексей Николаевич Корольков, кандидат технических наук, доцент. Московский государственный областной университет, г. Мытищи Московская область; Ирина Валерьевна Кулькова, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Васильевна Лангуева, магистрант, Московский педагогический государственный университет, г. Москва; Евгений Александрович Лысов, преподаватель, Школа №154, г. Самара; Владислав Николаевич Суконников, тренер-преподаватель, Центр творчества "Свежий ветер",

г. Тольятти

Аннотация

Исследуются особенности восприятия визуальных образов игровых действий в гольфе младшими школьниками. Приведены результаты определения положений игроков с высокой семантической информативностью по изображениям свинга во фронтальной и сагиттальной плоскостях. Установлено, что дети непроизвольно определяют положения игрока при совершении свинга по семантической важности их реализации. Определено, что младшие школьники осуществляют выбор одних и тех же информативных ключевых поз вне зависимости от расположения точки обзора. Выбранные детьми позы игрока при совершении свинга совпадают с положениями звеньев тела игрока, которые, как правило, используются в качестве иллюстраций в дидактических учебных пособиях и компьютерных программах анализа биомеханики свинга.

Ключевые слова: образ движения, ориентировочная основа действия, свинг, семантическая единица, фрейм.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p139-144

KEY POSITIONS AND MAIN REFERENCE POINTS IN GOLF: INFORMATIVITY OF VISUAL PERCEPTION BY YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Alexey Nikolaevich Korolkov, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Moscow State Regional University, Mytischi, Moscow Region; Irina Valerievna Kulkova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Vasilievna Langueva, the master student, Moscow Pedagogical State University; Evgeny Alexandrovich Lysov, the teacher, School No. 154, Samara; Vladislav Nikolaevich Sukonnikov, the trainer-teacher, Center of Creativity "Fresh

Wind ", Togliatti

Abstract

Features of visual images golf swing perception by junior schoolchildren are studied. The results of determination of players positions with high semantic informativity by swing images in frontal and sag-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.