Советский спорт, 2013. - 128 с.
REFERENCES
1. Kotova, T.G. and Manzheley, I.V. (2015), "Training of students of the institute of physical culture to the martial arts technique", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (128), pp. 104-109.
2. Svishchev, I.D. and Eregina, S.V. (2013), Integrated assessment of athletes and coaches' training in judo: a textbook for students of higher educational institutions, Soviet Sport, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.12.2017
УДК 796.015:34
ОТНОШЕНИЕ ТРЕНЕРОВ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ К РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ
СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
Юрий Федорович Курамшин, доктор педагогических наук, профессор, Сергей Сергеевич Филиппов, доктор педагогических наук, профессор, Ксения Александровна Бирюкова, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассматриваются результаты анкетного опроса тренеров спортивных школ по поводу разработки и реализации программ спортивной подготовки. Изучено их отношение к нормативно-правовым документам, регулирующим процесс разработки программ. Приведены мнения тренеров по организации работы, связанной с разработкой программ спортивной подготовки, оценка тренерами понимания структуры, определяющей содержание программы спортивной подготовки.
Ключевые слова: спортивная школа, спортивная подготовка, федеральный стандарт спортивной подготовки, программа спортивной подготовки, нормативно-правовые документы, анкетный опрос.
SPORTS SCHOOL COACHES' ATTITUDE TO DEVELOPING SPORTS TRAINING
PROGRAMS
Yury Fedorovich Kuramshin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Sergey Sergeevich Filippov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Ksenia Alexandrovna Biryukova, the post-graduate student, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article discusses the results of the questionnaire survey of sports school coaches about developing and implementing sports training programs. Their attitude to the legal documents governing the process of developing programs is studied. Sports school coaches' opinions about organization of work of developing sports training programs, sports school coaches' estimation of understanding the sports training programs structure that defines the content of those ones are presented.
Keywords: sports school, sports training, sports training federal standard, sports training program, legal documents, questionnaire survey.
ВВЕДЕНИЕ
Как известно, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки организация, осуществляющая спортивную подготовку, разрабатывает и утверждает программу спортивной подготовки по виду спорта, определяющую основные направления и условия тренировочной работы на каждом этапе многолетней подготовки.
В работе [5] освещены результаты исследования отношения директоров и методистов спортивных школ к разработке программ спортивной подготовки. Однако основным
звеном в процессе разработки этой программы и ее реализации в тренировочном процессе является тренер. Поэтому для успешного внедрения программ спортивной подготовки необходимо знать отношение этой категории работников спортивной школы к организационно-правовой стороне разработки этих документов.
Цель исследования - изучение мнений тренеров спортивных школ к разработке программ спортивной подготовки по видам спорта.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Бланк анкеты, для сохранения единого подхода к изучению отношений специалистов ДЮСШ, был заимствован из работы [5]. Полученные в ходе опроса результаты были подвергнуты статистической обработке. Всего в опросе приняло участие 130 тренеров различных спортивных школ Санкт-Петербурга. Опрос проводился в июне-сентябре 2016 года. После обработки годных для анализа осталось 114 анкет.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В таблице 1 приведены профессиональные характеристики опрошенных тренеров. Таблица 1 - Профессиональные характеристики респондентов (%)_
Стаж работы в спортивной школе
Респондент до 2 лет от 2-5 лет от 5-10 лет от 10-20 лет свыше 20 лет
Тренер 4,4 21,9 20,2 14,9 38,6
Прос >ессиональное образование респондентов
Среднее Высшее физкультурное Высшее
Тренер - 10,5 89,5
Анализ данных, приведенных в таблице, свидетельствует, что почти 90% респондентов имеют высшее образование в области физической культуры. Приведенные профессиональные характеристики опрошенных тренеров дают основание заключить, что в опросе приняли участие квалифицированные работники, профессиональный опыт которых дает основание учитывать их мнение по рассматриваемому вопросу.
В предшествующие годы не было федеральных стандартов подготовки спортивного резерва по олимпийским видам спорта, тренеры работали по примерным программам для ДЮСШ. На наш взгляд, имеющийся опыт разработки программ необходимо использовать в современных условиях модернизации системы подготовки спортивного резерва. Поэтому в анкету включен вопрос о наличии предыдущего опыта разработки программ тренировочных занятий в спортивной школе.
Результаты опроса, приведенные в таблице 2, показали, что 35,1% респондентов имеют опыт разработки программ самостоятельно, еще 30,7% - имеют такой опыт совместно с другими тренерами. Более трети респондентов опыта участия в разработке программ не имеют. Следовательно, практически две трети опрошенных тренеров занимались разработкой программ, что будет способствовать успешной разработке программ спортивной подготовки на основе ФССП. Полученные данные о наличии опыта в разработке программ согласуется с приведенными данными о стаже работы респондентов в спортивной школе.
Таблица 2 - Самооценка респондентов опыта участия в разработке программ тренировок в спортивной школе (%)_
Вариант ответа К-во опрошенных, (N=114)
Приходилось самостоятельно 35,1
Приходилось вместе с тренерами школы 30,7
Не приходилось 34,2
Используемая в опросе анкета разделена на два тематических блока. Первый блок включает вопросы, характеризующие правовое обеспечение процесса разработки программ спортивной подготовки на основе ФССП. Второй блок включает вопросы,
отражающие организационные аспекты рассматриваемого процесса.
Необходимость изучения правового обеспечения процесса разработки программ спортивной подготовки объясняется тем, что, начиная с декабря 2011 года, когда был принят федеральный закон [4], положивший начало преобразований в системе подготовки спортивного резерва, было принято большое количество нормативно-правовых документов разного уровня, регулирующих отношения в области подготовки спортивного резерва.
Результаты анкетного опроса респондентов по вопросам правового обеспечения представлены в таблице 3.
Оценивая степень знания правовых документов по организации спортивной подготовки, следует указать на определенную осведомленность тренеров об этих документах -78,7% респондентов знают правовые документы или знакомы с некоторыми из них. Вместе с тем, обращают на себя внимание результаты опроса, свидетельствующие о том, что 20,3% респондентов не знают об этих документах. То есть каждый пятый опрошенный тренер не владеет данной информацией.
Таблица 3 - Самооценка степени знания правовых документов по организации спортивной подготовки (%)_
Вариант ответа К-во опрошенных
Степень знания нормативных документов по организации спортивной подготовки
Знаю эти документы 27,2
Знаю их частично 53,5
Не знаю 20,3
Каналы информирования о нормативных документах по организации спортивной подготовки
В своей спортивной школе 72,8
У коллег из других спортивных школ 17,5
На совещаниях в спорткомитете 12,3
Другие варианты 14,0
Не знакомили 10,5
Варианты накопления нормативных документов по организации спортивной подготовки
На персональном компьютере 65,8
Собираются копии нормативных документов 61,4
Используются правовые системы «Кодекс», «Консультант +», «Гарант» 24,6
Другой вариант 14,0
Не накапливаются 1,8
Степень понимания текстов нормативных документов по организации спортивной подготовки
Содержание этих документов понятно 35,1
Содержание документов понятно частично 57,9
Содержание документов не понятно 7,0
В этой связи представляют интерес ответы на вопрос о каналах информирования специалистов спортивных школ о нормативных документах. Данные, приведенные в таблице 3, свидетельствуют о том, что, во-первых, респонденты для получения информации о нормативных документах используют несколько каналов. Во-вторых, наиболее значимым каналом информирования тренеров являются мероприятия в собственной школе. В-третьих, каждый десятый опрошенный тренер не получает необходимой информации о нормативно-правовых документах.
Важной практической стороной правового обеспечения является накопление рассматриваемых документов, чтобы их можно было оперативно найти и использовать. Наиболее используемым способом накопления правовой информации явилось, по мнению респондентов, хранение ее в компьютере и в копиях документов. Необходимо отметить, что четверть респондентов для этой цели использует популярные правовые системы «Кодекс», «Консультант +», «Гарант».
При всей значимости рассмотренных выше сторон правового обеспечения разработки программ спортивной подготовки ключевым вопросом, на наш взгляд, является степень понимания текстов правовых документов. В отличие от других документов, используемых в спортивной школе, правовые акты обладают специфическим содержанием,
достаточно трудным для понимания, и требуют определенной подготовки читателя. Эти аспекты нашли отражение в ответах респондентов. Так, только 35,1% тренеров понимают содержание указанных документов, а 57,9% их содержание понятно только частично. Решение этой проблемы может быть найдено с помощью различного рода юридических консультаций.
Организационные вопросы разработки программ спортивной подготовки на основе ФССП занимают важное место в деятельности спортивных школ. В таблице 4 приведены результаты опроса тренеров по организационным вопросам разработки рассматриваемых программ.
Таблица 4 - Мнения тренеров по организации разработки программ спортивной подготовки (%)__
Вариант ответа К-во опрошенных
Характеристика спортивных школ по количеству культивируемых видов спорта
Один вид спорта 17,5
Два вида спорта 14,9
Несколько видов спорта 67,5
Участники разработки программ спортивной подготовки
Респондент 34,2
Тренер школы 29,8
Бригада тренеров школы 57,0
Специалисты со стороны 4,4
Необходимость примерных (типовых) программы спортивной подготовки
Нужны 81,6
Затрудняюсь сказать 13,2
Нет, они не нужны 5,3
Планирование мониторинга реализации ФССП по видам спорта и программ спортивной подготовки
Да, планируется 49,1
Затрудняюсь сказать 50,0
Нет, не планируется 0,9
Необходимость повышения квалификации тренеров осуществляющих реализацию программ спортивной под-
готовки
Да, в этом есть необходимость 67,5
Затрудняюсь сказать 21,9
Нет, в этом нет необходимости 10,5
Согласно полученным данным, в большинстве школ спортивная подготовка осуществляется по нескольким видам спорта. Разное количество видов спорта, с одной стороны, определяет объем работы по созданию программ спортивной подготовки, предполагает соответствующую организацию этой деятельности, с другой стороны, дает возможность объединить усилия тренерского состава для разработки программ.
Следующий организационный аспект разработки программ, отраженный в вопросе анкеты, касается формирования участников этого процесса. Из содержания таблицы 4 видно, что эту работу будут выполнять тренеры, но в разных сочетаниях: тренеры, принявшие участие в опросе, другие тренеры школы, бригады тренеров. И только 4,4% респондентов отметили, что для этой работы предполагается пригласить специалистов со стороны. Разработка программ спортивной подготовки на основе ФССП сопряжена с определенными трудностями. Поэтому, по нашему мнению, тренерам необходим образец или макет программы. В 1970-1990 годы для спортивных школ были разработаны и утверждены Госкомспортом страны программы тренировочных занятий на все этапы многолетней подготовки [2]. Потребность в таких программах существует, таково мнение 81,6% респондентов.
В конце 2016 года Федеральный центр подготовки спортивного резерва приступил к выпуску примерных программ спортивной подготовки по видам спорта [1].
Еще один важный организационный момент необходимо учитывать, как при разработке, так и при реализации программ спортивной подготовки, он связан с
осуществлением мониторинга этой деятельности. Такая процедура дает возможность контролировать эффективность разработанной программы, а также выполнение ее требований спортсменами. Мнение респондентов о планировании осуществления мониторинга в спортивной школе приведено в таблице 4. Как видно из содержания таблицы, почти половина опрошенных тренеров отметили, что мониторинг реализации программ планируется осуществлять. Вторая половина респондентов затруднилась ответить на этот вопрос.
И, наконец, еще один вопрос из блока организационных посвящен необходимости повышения квалификации тренеров, осуществляющих реализацию программ спортивной подготовки. Даже при наличии правовой нормы о прохождении тренерами повышения квалификации [3], мнение тренеров по этому вопросу вызывает интерес. Полученные результаты, приведенные в таблице 4, свидетельствуют о том, что 67,5% респондентов видят в этом необходимость, а почти каждый пятый участник опроса затруднился ответить.
Центральным моментом в разработке программ спортивной подготовки на основе ФССП является четкое понимание структуры, определяющей содержание программы. В таблице 5 приведены результаты оценок респондентов, которые они дали структурным частям программы, вызывающим у них наибольшие затруднения.
Таблица 5 - Оценка структурных частей программы спортивной подготовки, вызывающих у респондентов наибольшие затруднения (%)_
Вариант ответа % опрошенных Ранг
Пояснительная записка 13,2 6
Нормативная часть 19,3 3-4
Методическая часть 34,2 1
Система контроля и зачетные требования 28,9 2
Перечень информационного обеспечения 19,3 3-4
План физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий 10,5 7
Без ответа 15,8 5
Полученные результаты свидетельствуют о том, что у опрошенных тренеров затруднения вызывают не одна часть программы, а несколько. Наибольшее затруднение вызывают структурные части: «Методическая часть программы», а также «Система контроля и зачетные требования». Следовательно, при разработке программы на эти структурные части документа следует обратить особое внимание.
ВЫВОДЫ
1. Две трети опрошенных тренеров имеют опыт разработки указанных программ.
2. Респонденты продемонстрировали определенную осведомленность в знании основных правовых документов, регулирующих процессы разработки, понимании содержания этих документов.
3. В спортивных школах тренеры самостоятельно или, объединяясь в бригады, предполагают разрабатывать рассматриваемые программы.
4. Оценки тренеров структурных частей программы свидетельствуют о том, что ряд разделов вызывают затруднения в их понимании, что требует определенной методической помощи со стороны методических служб спортивных школ.
5. Обобщенные результаты исследования позволяют констатировать, что тренеры обладают потенциалом для успешной разработки программ спортивной подготовки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Примерная программа спортивной подготовки по виду спорта «Художественная гимнастика» / под общей редакцией Р.Н. Терехиной - М. : [б.и.], 2016. - 326 с.
2. Спортивная гимнастика (девушки) : программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства / Гос. ком. СССР по физ. культуре и спорту. - М. : [б.и.], 1986. -187 с.
3. Федеральный закон «О внесении изменения в статью 34.3. Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 3 ноября 2015 г. № 308-Ф3 [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/71237756/. - Дата обращения 18.11.2017.
4. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 6 декабря 2011 г. № 412-ФЗ [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/70103058/. - Дата обращения 12.11.2017.
5. Филиппов, С. С. Результаты исследования отношения специалистов ДЮСШ к разработке программ спортивной подготовки / С.С. Филиппов, Е.Я. Михайлова, В.В. Ермилова // Ученые записки университета имени Лесгафта. - 2015. - 12 (130). - С. 268-273.
REFERENCES
1. Ed. Terekhina R.N. (2016), Approximate program of sports training in sport " Rhythmic gymnastics ", Moscow.
2. Gymnastics (women): program for children and youth sports schools, specialized youth sports school of Olympic reserve, and high school sports, (1986), Moscow.
3. Federal Law "On Amendments in the article of the Federal Law "On Physical Education and Sports in the Russian Federation", dated November 3, 2015 No. 308-FZ, available at: http://base.gar-ant.ru/71237756/
4. Federal Law "On Amendments to the Federal Law "On Physical The Federal law on amendments to the Federal law "On physical culture and sport in the Russian Federation of December 6, 2011 No. 412-FZ", available at: http://base.garant.ru/70103058/.
5. Filippov, S.S., Mikhaylova, E.Ya. and Yermilova, V.V. (2015), "Results of a research of the relation of specialists of sports school to development of programs of sports preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 130, No. 12, pp. 268-273.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.11.2017
УДК 796.011.3
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Олег Николаевич Логинов, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Евгеньевна Симина, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Варламовна Помощникова, старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
(РЭУ им. Г.В. Плеханова), Москва; Николай Александрович Кушнер, заведующий кафедрой, заслуженный работник физической культуры Российской Федерации, Академия гражданской защиты МЧС России, Московская область, Химки
Аннотация
Исследование посвящено проблеме воспитательной работы с иностранными студентами, курсантами и офицерами, обучаемыми в Российских высших учебных заведениях. Необходимость преобразования и усиления воспитательной работы с иностранными студентами, в том числе и при проведении учебных занятий по физической культуре, обусловлена недостаточным пониманием профессорско-преподавательским составом важности формирования у указанного контингента дружественного отношения к России. Данное направление воспитательной работы не противоречит национальным интересам, так как способствует продвижению общечеловеческих ценностей. Результаты исследования показали, что реализованные в течение двух лет методики проведения воспитательной работы на занятиях по физической культуре с иностранными обучаемыми, обеспечили в экспериментальной группе значимые изменения по развитию дружеских чувств к России.
Ключевые слова: обучение, воспитание, ценностные ориентации, физическая культура, студенты, содержание учебного процесса.