б) при подготовке к предстоящему старту использовать средства, обеспечивающие адаптацию организма бегуна к вероятностным условиям предстоящего старта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Фатьянов, И. А. Результаты идентификации рискогенных факторов соревновательной деятельности в марафонском беге / И.А. Фатьянов, В.В. Чемов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 10 (128). - С. 203-208.
2. Noakes, T. Lore of running. Fourth edition / T. Noakes. - Oxford : Oxford University Press, 2001. - 944 p.
3. Townshend, A. Spontaneous pacing during over ground hill running / A. Townshend, C. Wor-ringham, I. Stewart // Medicine and Science in Sports and Exercise. - 2010. - № 42 (1). - P. 160-169.
REFERENCES
1. Fatyanov, I.A. and Chemov V.V. (2015), 'The results of risk-taking factors of competitive activities in marathon race identification", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 128, No. 10, pp. 203-208.
2. Noakes, T. (2001), Lore of running, Fourth edition, Oxford University Press, Oxford.
3. Townshend, A., Worringham, C. and Stewart, I. (2010), "Spontaneous pacing during over ground hill running", Medicine and Science in Sports and Exercise, No. 42(1), pp. 160-169.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.12.2015
УДК 796.071.4
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЮСШ К РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
Сергей Сергеевич Филиппов, доктор педагогических наук, профессор, Елена Янверовна Михайлова, кандидат педагогических наук, Виктория Валерьевна Ермилова, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассматриваются результаты анкетного опроса специалистов спортивных школ, обеспечивающих в своих организациях процесс разработки программы спортивной подготовки. Изучено отношение специалистов к нормативно-правовым документам. Приведены результаты изучения трудностей, возникающие при разработке программ.
Ключевые слова: спортивная школа, спортивная подготовка, федеральный стандарт спортивной подготовки, нормативно-правовые документы, анкетный опрос.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p268-273
RESULTS OF RESEARCH OF THE ATTITUDE OF SPECIALISTS WORKING FOR CHILDREN AND YOUTH SPORTS SCHOOLS TO DEVELOPMENT OF PROGRAMS
OF SPORTS PREPARATION
Sergey Sergeevich Filippov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Elena Yanverovna Mikhaylova, the candidate of pedagogical sciences, Victoria Valeryevna Yermilova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article considers the results of the questionnaire of the specialists working for the sports schools providing the process of development of the programs for the sports preparation in their organizations. The attitude of experts to the standard and legal documents has been studied. The results of studying
of the difficulties arising when developing the programs have been given.
Keywords: sports school, sports preparation, federal standard of sports preparation, standard and legal documents, questionnaire.
В работе [1] было показано, что в спортивных школах страны началась большая работа по разработке программ спортивной подготовки. Как отмечается в законодательных документах, эта деятельность осуществляется самостоятельно каждой организацией, реализующей спортивную подготовку [4, 5]. Поэтому работа над программами спортивной подготовки приобретает, учитывая сроки перехода на реализацию федеральных стандартов спортивной подготовки по виду спорта (ФССП), особую остроту.
Очевидно, что осуществление такой работы требует определенного опыта, знаний и навыков. Необходимо напомнить, что в 1970-80-е годы разработка таких документов осуществлялась на основании программ для ДЮСШ утвержденных Главным управлением научно-методической работы и Управлениями по видам спорта Госкомспорта СССР [3]. В конце 1990-х годов были разработаны примерные программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва по различным видам спорта [2]. Эти программы в спортивных школах были использованы для организации учебно-тренировочного процесса, они корректировались в соответствии со спецификой и условиями их выполнения в конкретной организации.
Таким образом, у части работников спортивных школ, работавших в тот период времени имеется определенный опыт по разработки таких программ. Однако внедрение ФССП требует принципиально иных подходов к разработке программ.
В целях оказания практической помощи специалистам спортивных школ Санкт-Петербурга в разработке программ спортивной подготовки в октябре 2015 года на факультете повышения квалификации НГУ им. П.Ф. Лесгафта был проведен цикл занятий по теме: «Технология разработки программ спортивной подготовки по виду спорта». В процессе этих занятий для изучения отношения специалистов спортивных школ к разработке программ спортивной подготовки по виду спорта, их готовности к этому процессу был проведен анкетный опрос.
В настоящее время в Санкт-Петербурге спортивную подготовку осуществляют 62 ДЮСШ и СДЮШОР, а также 2 УОР, которые находятся в ведение Комитета по физической культуре и спорту города. Всего на занятиях присутствовали 97 человек. В анкетном опросе приняли участие 63 человека, из них - 27 заместителей директоров спортивных школ, 36 методистов, которые представляли 56 спортивных школ. То есть практически все спортивные школы города были представлены в опросе. Это как раз та категория специалистов, которая обеспечивает в своих организациях процесс разработки программ спортивной подготовки.
В таблице 1 приведены профессиональные характеристики респондентов.
Таблица 1
Профессиональные характеристики респондентов (%)_
Стаж работы в спортивной школе
Респондент до 2 лет от 2-5 лет от 5-10 лет от 10-20 лет свыше 20 лет
Методист 16,7 25,0 27,7 16,7 13,9
Зам директора СШ 7,4 11,2 44,4 18,5 18,5
Профессиональное образование респондентов
Среднее Высшее физкультурное Высшее
Методист 13,9 83,3 2,8
Зам директора СШ - 85,2 14,8
Как следует из таблицы, 37% респондентов имеют стаж работы в спортивной школе свыше 10 лет, от 5до 10 лет - более 44% опрошенных работников школ. Что касается образования, то подавляющее большинство респондентов имеют высшее профессио-
нальное образование в области физической культуры. Все это позволяет констатировать, что в опросе участвовали квалифицированные специалисты в области подготовки спортивного резерва, имеющие компетентное мнение по заявленной в исследовании проблеме, на которое можно опереться.
Продолжительность стажа работы в некоторой степени оказывает влияние на ответы на вопрос анкеты, касающийся наличия предыдущего опыта разработки программ тренировок. Результаты опроса показали, что чуть меньше трети респондентов не приходилось участвовать в разработке таких программ - см. таблицу 2, в тоже время более 40% заместителей директоров школ и методистов такой опыт имеют, четверть респондентов делали эту работу совместно с тренерами. Таким образом, большая часть респондентов уже сталкивались с разработкой этих документов.
Таблица 2
Самооценка респондентов опыта участия в разработке программ тренировок в
спортивной школе (%)
Вариант ответа Методист, N=36 Зам директора СШ, N=27
Приходилось самостоятельно 44,4 40,8
Приходилось вместе с тренерами школы 25,0 29,6
Не приходилось 30,6 29,6
В статье [1] нами было определено правовое поле, в рамках которого должна осуществляться разработка программ спортивной подготовки. Это важный аспект предстоящей работы спортивных школ. Поэтому для его изучения в анкету был включен блок вопросов, посвященный этой теме.
Полученные результаты исследования позволяют заключить следующее. Во-первых, подавляющее большинство респондентов знают нормативные документы по этой теме или знакомы с ними частично, совсем не знают - 2,8% методистов и 7,4% заместителей директоров (таблица 3). Эти результаты свидетельствуют об определенной готовности специалистов к работе над программами.
Таблица 3
Правовое обеспечение разработки программ спортивной подготовки на основе _федеральных стандартов спортивной подготовки по виду спорта (%)_
Вариант ответа
Методист
Зам директора СШ
Степень знания нормативных документов по организации спортивной подготовки
Знаю эти документы
22,2
25,9
Знаю их частично
75,0
66,7
Не знаю
2,8
7,4
Каналы информирования о нормативных документах по организации спортивной подготовки
В своей спортивной школе
.,1
55,6
У коллег из других спортивных школ
13,9
7,4
На совещаниях в спорткомитете
27,8
66,7
Другие варианты
25,0
33,3
Не знакомили
2,8
Варианты накопления нормативных документов по организации спортивной подготовки
На персональном компьютере
83,3
77,7
Собираются копии нормативных документов
72,2
85,2
Используются правовые системы «Кодекс», «Консультант +», «Гарант»_
41,7
62,9
Другой вариант
2,8
3,7
Не накапливаются
Степень понимания текстов нормативных документов по организации спортивной подготовки
Содержание этих документов понятно
22,2
40,7
Содержание документов понятно частично
75,0
59,3
Содержание документов не понятно
2,8
Во-вторых, практический интерес вызывают ответы респондентов о каналах, по которым они получают информацию о нормативных документах по организации спор-
тивной подготовки. Как следует из содержания таблицы 3, респонденты для получения информации используют несколько каналов - суммарные результаты ответов превышают 100%. При этом для заместителей директоров основным каналом являются совещания в спорткомитете, а для методистов - информирование в своих школах.
В-третьих, следующий аспект правового обеспечения рассматриваемой деятельности связан с накоплением нормативных документов, чтобы они были «под рукой». Полученные результаты фиксируют, что для этой цели используются разные способы накопления документов, которые зачастую дополняют друг друга, - суммарные результаты ответов превышают 100%. В ответах на два рассмотренных вопроса очевидно влияние должностного положения, эти предпочтения видны из содержания таблицы 3.
В-четвертых, важным аспектом в работе с нормативными документами является понимание этих текстов. Данный вид документов по своему содержанию является достаточно специфическим и его восприятие требует определенной подготовки. Это положение подтверждают полученные результаты анкетного опроса - 75% опрошенных методистов и 59,3% заместителей директоров не в полной мере понимают тексты нормативных документов. Эта проблема, на наш взгляд, может решаться при помощи консультаций юристов.
Для успешной разработки программы спортивной подготовки ключевым моментом, бесспорно, является понимание структуры и содержания программы на основе ФССП. В таблице 4 приведены результаты оценок структурных частей программы спортивной подготовки, которые, по мнению респондентов, вызывают у них наибольшие затруднения. Прежде всего, следует отметить, что суммарные результаты ответов превышают 100%, то есть у специалистов вызывают затруднения не одна, а как минимум две части программы. Согласно полученным данным, у заместителей директоров спортивных школ наибольшие затруднения вызывают «методическая часть», «система контроля и зачетные требования» и «перечень информационного обеспечения», а у методистов -те же части структуры программы, только в другой последовательности оценок.
Таблица 4
Оценка структурных частей программы спортивной подготовки, вызывающие у
респондентов наибольшие затруднение (%)
Вариант ответа Методист Зам директора СШ
% Ранг % Ранг
Пояснительная записка 8,3 6 11,1 6
Нормативная часть 22,2 4-5 22,2 4
Методическая часть 38,9 2-3 44,4 1
Система контроля и зачетные требования 50,0 1 33,3 2-3
Перечень информационного обеспечения 38,9 2-3 33,3 2-3
План физкультурных и спортивных мероприятий. 22,2 4-5 18,5 5
Таблица 5 содержит ответы на вопросы анкеты, отражающие мнение респондентов по организационным вопросам разработки программ спортивной подготовки.
В таблице 5 приведена характеристика спортивных школ по количеству культивируемых видов спорта. Разное количество видов спорта определяет объем предстоящей работы по разработке программ спортивной подготовки, требует соответствующей организации этой деятельности. Из полученных результатов следует, что большинство школ культивирует несколько видов спорта. Что касается разработчиков программ спортивной подготовки, то, как показало исследование, этой работой в спортивных школах будут заниматься в первую очередь сами респонденты, в том числе совместно с тренерами (таблица 5). Специалистов со стороны привлекать для этой работы не планируется.
Как было отмечено выше, в 1970-1990-е годы существовали программы тренировок для спортивных школ, которые помогали в работе для составления собственных программ. В современных условиях пока таких примерных (типовых) программ по видам спорта нет. Однако, как показал опрос, потребность в таких программах существует.
Практически все опрошенные специалисты высказались о необходимости наличия таких программ спортивной подготовки - см. таблицу 5. Результаты опроса говорят сами за себя.
Таблица 5
Организационные вопросы разработки программ спортивной подготовки (%)
Вариант ответа | Методист | Зам директора СШ
Характеристика спортивных школ по количеству культивируемых видов спорта
Один вид спорта 13,9 22,2
Два вида спорта 11,1 11,2
Несколько видов спорта 75,0 66,6
Участники разработки программ спортивной подготовки
Сам респондент 88,9 96,3
Тренер школы 22,2 25,9
Бригада тренеров школы 25,0 22,2
Специалисты со стороны - -
Необходимость примерных (типовых) программы спортивной подготовки
Нужны 97,2 96,3
Затрудняюсь сказать 2,8 3,7
Нет, они не нужны - -
Планирование мониторинга реализации ФССП по видам спорта и программ спортивной подготовки
Да, планируется 61,1 74,1
Затрудняюсь сказать 36,1 22,2
Нет, не планируется 2,8 3,7
Необходимость повышения квалификации трене зов осуществляющих спортивную подготовку
Да, в этом есть необходимость 63,9 81,5
Затрудняюсь сказать 25,0 18,5
Нет, в этом нет необходимости 11,1
Поскольку разработка программ спортивной подготовки на основе ФССП дело новое, у специалистов, во-первых, при ознакомлении с документами, появились вопросы к их содержанию, во-вторых, нормативный срок действия ФССП четыре года, после которого в него могут вноситься изменения. Поэтому целесообразно, на наш взгляд, в спортивных школах осуществлять мониторинг реализации программ спортивной подготовки на основе ФССП. В этой связи, респондентам было предложено высказать свое мнение о необходимости данной диагностической процедуры. Как следует из содержания таблицы 5, большинство респондентов указали, что в их спортивных школах планируется проводить мониторинг, причем утвердительно на этот вопрос ответили в большей степени заместители директоров спортивных школ - 74,1%.
Внедрение ФССП затрагивают не только организацию и содержание тренировочного процесса, но предъявляют новые требования к кадрам, осуществляющим спортивную подготовку. В этой связи вполне естественно нас интересовало мнение респондентов о необходимости повышения квалификации тренеров по вопросам разработки программ спортивной подготовки на основе ФССП по видам спорта. Полученные результаты приведены в таблице 5. Как следует из содержания таблицы, большинство респондентов считают необходимым повышения квалификации для тренеров. Вместе с тем четвертая часть методистов и почти каждый пятый заместитель директора спортивной школы затруднились ответить на этот вопрос. Когда статья была подготовлена к печати, 3 ноября 2015 был подписан Федеральный закон N 308-ФЗ "О внесении изменения в статью 34.3 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", в котором вносится изменения в ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", дополняя ее пунктом 2.1 следующего содержания: «обеспечивать не реже одного раза в четыре года повышение квалификации тренеров, осуществляющих руководство прохождением лицами спортивной подготовки» [6].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование отношения специалистов спортивных школ к разработке программ спортивной подготовки показало, что респонденты в целом владеют информацией о нормативных документах, регулирующих процессы создания и реализации данных программ на основе ФССП, правда их понимание вызывает некоторые затруднения. У специалистов спортивных школ сложилось определенное представление о структуре и содержании программ спортивной подготовки, однако некоторые разделы вызывают вопросы. Результаты проведенного исследования позволяют констатировать, что в спортивных школах готовы к решению организационных вопросов по разработке программ. Совокупность полученных результатов, а также пройденный курс обучения на факультете повышения квалификации по приведенной в статье теме, дает основание утверждать, что специалисты спортивных школ успешно справятся с разработкой рассматриваемых программ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ермилова, В.В. Правовой аспект разработки программ спортивной подготовки / В.В. Ермилова, Е.Я. Михайлова, С.С. Филиппов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 75-81.
2. Кашкин, Д.А. Плавание : примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва / Д.А. Кашкин, О.Н. Попов, В.В. Смирнов. - М. : Советский спорт, 2004. -216 с.
3. Спортивная гимнастика (девушки) : программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства / Гос. ком. СССР по физ. культуре и спорту ; Главн. управление научно-методической работы. - М. : [б.и.], 1986. - 187 с.
4. Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 4 декабря 2007 г. N 329-Ф3 [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/12157560/. - Дата обращения 30.06.2015.
5. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/70291362/. - Дата обращения 30.06.2015.
6. Федеральный закон "О внесении изменения в статью 34.3 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 3 ноября 2015 г. N 308-Ф3 [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/70291362/. - Дата обращения 05.11.2015.
REFERENCES
1. Yermilova, V.V., Mikhaylova, E.Y. and Filippov, S.S. (2015), "Legal aspect of development of programs for sports preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No.7, pp. 75-81.
2. Cashkin, D. A., Popov, O. N. and Smirnov, V.V. (2004), Swimming. Approximate program of sports preparation for child Junior sports schools, specialized youth sports schools of Olympic reserve, Soviet Sport, Moscow.
3. The state Committee of the USSR on physical education and sport, Main Institute of Scientific and methodical work (1986), Gymnastics (girls): Program for youth sports schools, specialized youth sports schools of Olympic reserve and schools of the highest sports skill, Moscow.
4. Federal law "Aboutphysical education and sport in the Russian Federation " of December 4, 2007N329-FZ, available at http://base.garant.ru/12157560/. - accessed 30.06.2015.
5. Federal law "About education in the Russian Federation" of December 29, 2012 N 273-FZ, available at http://base.garant.ru/70291362/. - accessed 30.06.2015.
6. Federal law "On amendments to article 34.3 of the Federal law "On physical education and sport in the Russian Federation" of November 3, 2015 N 308-FZ, available at http://base.garant.ru/70291362/. - accessed 05.11.2015.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.11.2015