ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА
ПРОБЛЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА
К.И. БРАТКОВ, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК
Аннотация
Подходы к стандартизации спортивной подготовки должны быть всесторонне обоснованы в научном и методическом отношении. В настоящей статье представлены результаты анкетирования специалистов по проблеме стандартизации тренировочного и соревновательного процессов при подготовке спортивного резерва. Представлены основные тенденции и мнения по вопросу внедрения и реализации федеральных стандартов спортивной подготовки.
Ключевые слова: тренировка, спортивный резерв,
стандартизация.
Abstract
Approaches to standardization of athletic training must be fully justified scientifically and methodologically. This article presents the results of the survey of experts on the problem of standardization of training and competitive process in the preparation of sports reserve. The main trends and opinions on the introduction and implementation of federal standards for athletic training.
Key words: sport reserve, athletic training, standardization.
Актуальность
В 2012-2014 гг. научными учреждениями, подведомственными Министерству спорта Российской Федерации, велась работа по созданию федеральных стандартов спортивной подготовки (далее - ФССП) по олимпийским видам спорта. В соответствии с требованиями ФССП организация, осуществляющая спортивную подготовку, разрабатывает и утверждает программу спортивной подготовки по виду спорта, определяющую основные направления и условия спортивной подготовки на каждом ее этапе. Следует особо отметить, что ФССП направлены на организацию спортивной подготовки с будущими высококвалифицированными спортсменами, а не дополняют программы дополнительного образования детей в области физической культуры и спорта.
Помимо ФССП по видам спорта, организации, осуществляющие спортивную подготовку, должны соблюдать законодательство в сфере физической культуры и спорта, образования (для образовательных организаций, в том числе организаций дополнительного образования). Непосредственное отношение к нормативам ФССП имеют вопросы трудовых взаимоотношений, материально-технического и финансового обеспечения государственных организаций, регулирование медицин-
ского сопровождения спортивной подготовки и иные федеральные и региональные нормативно-правовые акты.
Однако нередко при практическом применении законодательства могут возникать трудности при формировании согласованных документов (включая создание подзаконных нормативных актов, методических рекомендаций, должностных инструкций, учебных пособий), взаимоувязанных по времени, месту, ресурсам и исполнителям.
Также следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством внесение изменений в федеральные стандарты спортивной подготовки должно осуществляться с периодичностью в четыре года. Соответственно, в 2016 году должна быть проведена актуализация уже принятых стандартов подготовки для совершенствования системы подготовки перспективных спортсменов.
Для формирования современных научных подходов к разработке федеральных стандартов спортивной подготовки второго поколения был проведен анализ опыта практического применения стандартов спортивной подготовки по видам спорта первого поколения и выявлены основные тенденции и отношения профессионального сообщества к проблеме стандартизации деятельности спортивных школ.
<&
ФНЦ ВНИИФК
Организация исследования
Для выявления проблемы стандартизации тренировочного и соревновательного процессов была разработана специальная анкета, в которой опрашиваемым специалистам предлагался комплекс взаимосвязанных вопросов в отношении эффективности использования федеральных стандартов в практике спортивной подготовки. Было проведено анкетирование специалистов, осуществляющих спортивную подготовку в спортивных школах, училищах олимпийского резерва и центрах спортивной подготовки.
Респондентам было предложено оценить законченность ФССП по форме и содержанию, дать характеристику частоты обращения к положениям федерального стандарта в ходе своей профессиональной деятельности, структуру и количество приложений к документу. Было предложено высказать мнение об актуальности федеральных стандартов для отдельных должностей и специальностей спортивной отрасли (тренеров, инструкторов-методистов, спортсменов, руководителей); о необходимости механизма постоянного совершенствования федеральных стандартов; включении в вводную часть ФССП пояснений и разделов по общим принципам стандартизации; создании глоссария (словаря терминов) и инструкции по применению положений стандарта.
Для выявления мнения специалистов о воздействии ФССП на индивидуализацию тренировочного процесса были включены вопросы, касающиеся проблемы учета уникальности каждого занимающегося спортсмена:
- Ограничивает ли федеральный стандарт творческий потенциал тренера?
- Мешает ли стандартизация индивидуальной работе со спортсменом?
При этом авторы анкет учитывали, что в большинстве утвержденных ФССП процесс индивидуализации подготовки начинается с этапа совершенствования спортивного мастерства, реже - с тренировочного этапа (этапа спортивной специализации).
В завершении анкеты респонденты могли отметить недостатки существующих федеральных стандартов в теоретическом, методическом и практическом отношении, а также сформулировать предложения по совершенствованию требований стандартов первого и второго поколения.
Анкетирование проводилось анонимно, однако каждый из опрашиваемых мог оставить свои контактные данные или выйти на связь с авторами исследования для более подробного рассмотрения предложений и критики существующих документов.
Опрос специалистов был осуществлен в рамках Международного спортивного форума «Россия - спортивная держава», проведенного 9-11 октября 2014 г. в Чувашской Республике в г. Чебоксары. Выборка опрошенных специалистов составила 103 человек (п = 103 чел.).
Результаты исследования
Большинство опрошенных специалистов (более 63%) считает, что ФССП не являются законченными по форме и содержанию документами.
В своей работе к требованиям и положениям федерального стандарта обращается около 70% опрошенных респондентов. При этом следует учитывать тот факт, что международный форум «Россия - спортивная держава» традиционно собирает руководителей и специалистов в области физической культуры и спорта. Тренеры и тренеры-преподаватели организаций, осуществляющих спортивную подготовку, опрошенные в ходе настоящего анкетирования, ознакомлены с ФССП в основном в разделе нормативных требований и общего плана нагрузок с распределением по видам и соотношению спортивной подготовки.
Подавляющее большинство опрошенных (более 80%) считает, что органы государственной власти в области физической культуры и спорта, а также спортивные организации должны сформировать механизм постоянного совершенствования и корректировки федеральных стандартов спортивной подготовки.
При оценке влияния стандартов на творческий потенциал тренера мнение специалистов разделилось практически поровну. 46% опрошенных считает, что стандартизация наносит ущерб и ограничивает творческую деятельность тренера, около 54% специалистов высказалось за незначительное влияние ФССП на возможности тренера творчески проявлять свои умения и навыки.
Федеральные стандарты спортивной подготовки оставляют достаточное пространство для индивидуализации подготовки спортсменов. Такое мнение высказали около 63% специалистов. Однако стоит отметить, что доля специалистов, считающих, что ФССП ограничивают возможности индивидуализации процесса подготовки спортсменов, также высока и составляет 37%. Данное мнение может быть основано на некоторых некорректных нормативах общей и физической подготовки, не учитывающих возрастные особенности занимающихся.
Около 73% считают, что федеральный стандарт не перегружен приложениями. Необходимо сказать, что в настоящее время ФССП можно разделить на две части - практически идентичную для всех видов спорта текстовую часть и уникальную для отдельных видов спорта и спортивных дисциплин нормативную часть (приложения).
Общие принципы стандартизации предлагает включить в ФССП всего 36% опрошенных респондентов. При этом включение в структуру стандарта глоссария и инструкции по применению поддерживает более 62% специалистов. Следовательно, большинство терминов, применяемых в ФССП, нуждается в разъяснении.
Большинство опрошенных специалистов (около 62% респондентов) отклонило идею о разработке принципиально новых по структуре и содержанию федеральных стандартов. Однако значительная доля специалистов (38%) высказывается за кардинальные изменения в ФССП и говорит о выраженной необходимости дальнейшего совершенствования данного документа.
Выводы
Результаты анкетирования специалистов, осуществляющих спортивную подготовку в Российской Федерации, по вопросам стандартизации тренировочного
и соревновательного процессов можно представить в виде следующих тезисов:
1. Федеральные стандарты спортивной подготовки по виду спорта являются незаконченными по форме и содержанию документами, которые нуждаются в механизме постоянного совершенствования и корректировки.
2. Требования федеральных стандартов в своей работе должны учитывать руководители, тренеры, инструкторы-методисты и спортсмены. При этом в зависимости от должности будет различаться частота обращения к соответствующим разделам и приложениям стандартов.
3. Принятую в настоящее время структуру федеральных стандартов следует дополнить глоссарием используемых терминов, разъяснить виды подготовки, разработать рекомендации или инструкцию по применению стандартов в работе организации.
4. Проблемы индивидуализации подготовки спортсменов и спортивного отбора, а также сохранения творческого потенциала тренера в рамках реализации ФССП следует рассмотреть в будущих научно-исследовательских работах с учетом многолетней апробации и внедрения программ спортивной подготовки.
Литература
1. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Статьи 33, 34.
2. Антонов Д.П. Определение особенностей режима действия федеральных стандартов спортивной подготовки и программ спортивной подготовки [Текст] / Д.П. Антонов, К.И. Братков, Я.В. Гурин // Вестник спортивной науки. - 2013. - № 5. - С. 49-52.
3. Акопян А.О. Федеральные стандарты спортивной подготовки - нормативы физической подготовленности
на этапе начальной подготовки в видах единоборств [Текст] / А.О. Акопян, А.Н. Волков, Б.Н. Шустин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. -№ 7. - С. 10-15.
4. Шевченко О.А. К вопросу о модернизации правового регулирования системы подготовки спортивного резерва [Текст] / Спортивное право: перспективы развития: материалы 6-й международной научно-практической конференции / под ред. Д.И. Рогачева. - М., 2012. -С. 129-130.
References
1. The Federal law of 04.12.2007 № 329-FZ «About physical culture and sport in the Russian Federation».
2. Antonov D.P. Mode of action of certain features of federal standards for sports training and athletic training programs [Text] / D.P. Antonov, K.I. Bratkov, Y. Gurin // Vestnik sportivnoi nauki. - 2013. - No 5. - P. 49-52.
3. Akopian A.O. Federal standards of athletic training -standards of physical fitness at the stage of initial training
in the kinds of martial arts [Text] / A.O. Akopian, A.N. Volkov, B.N. Shustin // Uchenye zapiski Universiteta imeni P.F. Lesgafta. - 2015. - No. 7. - P. 10-15.
4. Shevchenko O.A. On the issue of modernizing the legal regulation of the system of training of sports reserve [Text] // Sports Law: Prospects for Development: Proceedings of the 6th International scientific conference / Ed. D.I. Rogachev. - M., 2012. - P. 129-130.