Научная статья на тему 'Методология научного обоснования федеральных стандартов и программ спортивной подготовки спортсменов по различным видам спорта'

Методология научного обоснования федеральных стандартов и программ спортивной подготовки спортсменов по различным видам спорта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1231
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / SPORTS TRAINING / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL STANDARD / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / STANDARDIZATION / СПОРТСМЕН / ATHLETE / СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА / КОНТРОЛЬ / CONTROL / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Годик Марк Александрович, Скородумова А. П., Козловский А. П., Калинкин Леонид Александрович, Морозов В. Н.

Предложена научная методология обоснования федеральных стандартов по различным видам спорта, позволившая сформировать надежную научную основу стандартизации системы спортивной подготовки, при сохранении положительной роли творческой инициативы тренеров, спортсменов и профильных специалистов. В соответствии с данной методологией должны разрабатываться стандарты по различным видам спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Годик Марк Александрович, Скородумова А. П., Козловский А. П., Калинкин Леонид Александрович, Морозов В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The methodology for scientific substantiation of the federal standards and programs in sports training of athletes in various sports

The proposed research methodology justification of the Federal standards for various sports, which allowed to form a solid scientific basis for the standardization of the sports training system, while maintaining the positive impact of creative initiatives coaches, athletes and specialized experts. In consistency with this methodology, federal standards in different sports must be developed.

Текст научной работы на тему «Методология научного обоснования федеральных стандартов и программ спортивной подготовки спортсменов по различным видам спорта»

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ОБОСНОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ И ПРОГРАММ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ ПО РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ СПОРТА

М.А. ГОДИК, А.П. СКОРОДУМОВА, А.П. КОЗЛОВСКИЙ,

Л.А. КАЛИНКИН, В.Н. МОРОЗОВ, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК

Аннотация

Предложена научная методология обоснования федеральных стандартов по различным видам спорта, позволившая сформировать надежную научную основу стандартизации системы спортивной подготовки, при сохранении положительной роли творческой инициативы тренеров, спортсменов и профильных специалистов. В соответствии с данной методологией должны разрабатываться стандарты по различным видам спорта.

Ключевые слова: спортивная подготовка, федеральный стандарт, стандартизация, спортсмен, спортивная тренировка, контроль, управление.

Abstract

The proposed research methodology justification of the Federal standards for various sports, which allowed to form a solid scientific basis for the standardization of the sports training system, while maintaining the positive impact of creative initiatives coaches, athletes and specialized experts. In consistency with this methodology, federal standards in different sports must be developed.

Key words: Sports training, Federal standard, standardization, athlete, sports training, control, management.

Введение

Развитие спорта на современном этапе чаще всего опирается на известные методические разработки, созданные успешными тренерами и методистами, но в перспективе все большую важность будут иметь результаты фундаментальных исследований системного построения спортивной тренировки, а также частных проблем, направленных на изучение тонких механизмов регуляции функций организма спортсмена, определяющих индивидуальный выбор вида спорта, режим физических и психологических нагрузок, позволяющих прогнозировать успешность спортивной подготовки в спорте высших достижений. К сожалению, даже доказанные медико-биологические эффекты не всегда адекватно воспринимаются специалистами-практиками, не говоря уже о фундаментальных научных знаниях, которых, безусловно, не хватает как тренерскому составу, так и самим спортсменам.

Можно утверждать, что система спортивной подготовки нуждается в постоянном методическом совершенствовании, использовании новейших научных достижений в разных областях науки, включая молекулярную биологию, генетику, физиологию, нейрофизиологию, биомеханику и др. В связи с этим возникает проблема разрыва между практикой и теоретическими знаниями, обладающими мощным потенциалом повышения эффективности системы спортивной подготовки. Одним из путей решения этой проблемы является внедрение научной методологии в процесс стандартизации спортивной подготовки, проводимое Министерством спорта России. Это касается как научных принципов создания эффективной системы спортивной подготовки, так и выбора конкретных методик в рамках отдельных видов спорта.

Такой подход позволит не только постоянно держать в поле зрения различных спортивных специалистов уже зарекомендовавшие себя методы и средства спортивной подготовки, но и прорабатывать на практике инновационные способы тренировок, контроля эффективности и управления уровнем подготовленности спортсменов.

Цель работы

Определить базовые принципы и научно обоснованные подходы к стандартизации системы спортивной подготовки по различным видам спорта.

Объект исследования

Система принципов и подходов научного обоснования федеральных стандартов (ФССП) и программ спортивной подготовки (СП), включающая унифицированные требования к содержанию программно-нормативных основ спортивной подготовки и условиям реализации программ спортивной подготовки по различным видам спорта.

Актуальность исследования

Актуальность обусловлена тем, что система спортивной подготовки - категория динамическая, требующая постоянного развития, эффективность которой обусловлена многими факторами. С этой точки зрения стандартизация методических, технических, медико-биологических подходов к созданию системы спортивной подготовки должна не только использовать новейшие достижения в различных областях науки, но и генерировать возможность постоянного ее совершенствования. Поэтому в основу ФССП прежде всего должны быть заложены фундаментальные знания о структурной целост-

ности тренировочного процесса, о комплексном процессе формирования спортсмена, современные нормативные требования применительно к каждому конкретному виду спорта.

ФССП должен обеспечивать прежде всего планомерное унифицированное осуществление тренировочного процесса на всех этапах спортивной подготовки во всех физкультурно-спортивных организациях и учреждениях на всей территории Российской Федерации, а также унификацию требований к разработке и реализации программ спортивной подготовки на каждом ее этапе.

Эти требования распространяются на государственные физкультурно-спортивные организации и иные учреждения, включая учреждения дополнительного образования, в которых и юные, и квалифицированные спортсмены проходят спортивную подготовку.

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (включая паралимпийцев), осуществляющих спортивную подготовку, устанавливаются специальные ФССП в соответствии с имеющимися условиями для проведения тренировочных занятий и соревнований.

Необходимо признать, что далеко не все федерации по видам спорта России строят свою работу на основе приведенных выше принципов. В части из них хотя и имеются руководящие документы в виде Программы спортивной подготовки или утвержденной методики тренировки, но их содержание, как правило, далеко от современного научного уровня. Возможно, именно в этом кроется отсутствие стабильности спортивных результатов, сложности в формировании сборных команд и подготовки спортивного резерва.

Учитывая такую взаимосвязь, обоснование общей научной методологии разработки ФССП представляется актуальной проблемой современной спортивной науки, требующей срочного решения.

Основная часть

Перед исследователями в процессе разработки ФССП по различным видам спорта стояли задачи разработать требования прежде всего к структуре и содержанию программ спортивной подготовки с учетом дифференциации роли спортсмена, тренерского состава, а также условий реализации разрабатываемых программ на каждом из этапов спортивной подготовки, включая кадровое и материально-техническое обеспечение.

При решении указанных задач использовались следующие методы исследования:

- целевой анализ литературных источников и накопленного опыта спортивной подготовки по различным видам спорта, с учетом существующей и реально действующей базы законодательных и нормативных актов по проблеме стандартизации спортивной подготовки;

- анализ и обобщение информационно-аналитических данных, касающихся эффективности спортивной подготовки с позиций основ общей теории спорта и системы подготовки спортсменов, современной спор-

тивной медицины, физиологии и биомеханики, тренерской (педагогической) деятельности, а также вопросов материально-технического обеспечения и организационных решений.

В основу ФССП положены современные научные данные, полученные ведущими российскими и зарубежными авторами [4-8, 10-11].

В системе спортивной подготовки процессу стандартизации подлежали в первую очередь основные требования к планированию, построению и контролю тренировочного процесса. В частности, унифицировались нормативы спортивной подготовленности на всех тренировочных циклах, влияющие на конечный результат. Это в равной мере относится к педагогическим, медико-биологическим и психофизиологическим аспектам системы спортивной подготовки применительно к конкретным видам спорта.

Именно такой подход позволил обобщить, с нашей точки зрения, наиболее значимые элементы, составляющие общую междисциплинарную методологическую основу построения системы спортивной подготовки.

Были проанализированы закономерности построения спортивной подготовки спортсменов в различных видах спорта, соответствующей требованиям вывода на максимально высокий уровень спортивной подготовленности к нужному моменту времени.

Известно, что рациональное построение тренировки связано с системой комплексного контроля (КК), включающей три разновидности: этапный, текущий и оперативный, обеспечивающие оценку состояния спортсмена, а также его тренировочную и соревновательную деятельность. КК - это системное понятие, предполагающее развитие всех перечисленных направлений и разновидностей контроля. В показателях КК содержится оценка подготовленности спортсменов, проделанной ими работы во время тренировок и, что особенно важно, во время соревнований. Эти данные, по сути, являются ключом к успешному управлению процессом спортивной подготовки.

Кроме того, ФСПП независимо от вида спорта содержат требования ко всем категориям (по возрасту, полу, степени подготовленности и др.) участников в ходе тренировочного и соревновательного процессов:

- к спортсменам (юные и квалифицированные спортсмены);

- к тренерскому составу, обеспечивающему процесс спортивной подготовки в физкультурно-спортивных организациях;

- к лицам судейского корпуса, обеспечивающим организацию и проведение спортивных соревнований по каждому из видов спорта.

При разработке и реализации каждой из программ (по видам) спортивной подготовки на каждом ее этапе ФССП устанавливает следующие обязательные требования:

1. Установить критерии начала занятий на каждом из этапов подготовки в зависимости от половых и возрастных различий, а также в соответствии с биологическими,

физиологическими и психофизическими закономерностями динамики развития и формирования организма ребенка, подростка, юноши (девушки).

2. Учитывать современные тенденции развития конкретного вида спорта (и его отдельных дисциплин) в системе мирового спортивного движения, а также в соответствии с официально утвержденной Программой развития данных видов спорта в Российской Федерации.

3. Определить компоненты структуры (периодизации) и содержания спортивной подготовки (основные виды, средства и их соотношения) на каждом этапе с учетом календаря соревнований и особенностей подготовки в конкретных видах спорта.

4. Предложить критерии и нормативы спортивной подготовленности юных и квалифицированных спортсменов на этапах многолетней подготовки, включая требования ЕВСК.

ФССП предусматривают ряд обязательных требований к программе спортивной подготовки, включая требования к планированию и контролю основных показателей спортивной подготовки, а также основных характеристик спортивной подготовленности и результатов выступления спортсменов в соревнованиях. Это касается всех этапов, включая этап начальной подготовки, тренировочный этап (спортивной специализации), этап совершенствования спортивного мастерства и этап высшего спортивного мастерства.

Из этого следует, что разработка программы спортивной подготовки на каждом этапе должна опираться на основные теоретико-методические положения, определяющие непрерывную последовательность тренировочного процесса, логическую преемственность целей и задач спортивной подготовки, направленных не только на повышение спортивной работоспособности, но и на сохранение здоровья юных и квалифицированных спортсменов. Эти положения реализуются путем постепенного и поступательного повышения объемов специальной подготовки, доля которых в суммарном тренировочном объеме должна неуклонно возрастать из года в год.

Преимущественная направленность тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки определяется в том числе и периодами развития определенных физических и психофизиологических качеств. Однако преимущественная направленность подготовки не исключает комплексное развитие физических качеств и спортивных способностей, которые в определенные периоды характеризуются сниженными темпами развития.

При разработке программы на этапе начальной подготовки тренировочный процесс направлен преимущественно на обучение и укрепление здоровья. При этом отсутствует выраженная волнообразность физических нагрузок, исключается резкая смена периодов нагрузки и восстановления.

На тренировочном этапе планомерное повышение уровня подготовленности юного спортсмена требует

решения сложной задачи - параллельного повышения уровня общей физической подготовленности и постепенного увеличения доли специализированных нагрузок, направленных на формирование нужных двигательных качеств и навыков, быстрого принятия оптимальных решений в процессе спортивной деятельности. Такие задачи выдвигают особые требования к организации, планированию и контролю тренировочного процесса юных и квалифицированных спортсменов и, соответственно, к стандартизации системы спортивной подготовки тренировочных этапов.

Тренировочный этап является ключевым для спортивной подготовки, поскольку именно в этот период формируются индивидуальные особенности спортивной деятельности и происходят значительные перестройки физиологических и психических функций организма. Поэтому всестороннее развитие физических качеств юных спортсменов, с учетом сенситивных периодов развития двигательных качеств, а также особенностей спортивной специализации обеспечивает рациональность построения тренировочного процесса, определяет целесообразность использования средств и методов подготовки на последующих этапах, в реализации которых все более значимыми являются специфичность и интенсивность воздействий на организм.

На этапе совершенствования спортивного мастерства решаются все более сложные задачи. При этом существенно повышается роль индивидуальных особенностей спортсмена, особенно в соревновательных упражнениях. Спортивная подготовка на данном этапе имеет уже более выраженный специализированный характер, что проявляется в гибком использовании основных и дополнительных тренировочных средств, с целью значительного повышения специальной подготовленности.

Спортивная подготовка предполагает динамическое изменение состояния спортсмена, приводящее в конечном счете к улучшению спортивных результатов в целом. Понятно, что это происходит путем улучшения отдельных сторон его подготовленности на предварительных этапах. В научной терминологии это можно характеризовать как перевод системы из одного состояния в другое. Под системой в данном случае понимается совокупность «спортсмен - спортивная среда». Если в такой системе спортсмен представляется объектом управления, то спортивная среда - это комплекс воздействующих факторов, составляющих в том числе и процесс спортивной подготовки. При этом оба компонента системы обладают динамическими свойствами. В зависимости от их сочетания в конкретный момент времени можно говорить о качественном состоянии системы. Применительно к спорту оценку можно ранжировать по уровням спортивной подготовленности:

- ниже среднего;

- средний;

- выше среднего.

Цель СП - это повышение уровня подготовленности системы «спортсмен - спортивная среда». Достигается

это путем управления системой, включающего следующие основные стадии:

- сбор информации о спортсмене, а также о его тренировочной и соревновательной деятельности;

- анализ полученной информации;

- принятие решения о стратегии и тактике СП;

- реализация программы СП;

- контроль за ходом реализации СП и состоянием спортсмена и коррекция программы СП.

Программа СП реализуется на практике через процесс управления путем определенных воздействий. Это прежде всего воздействие физических упражнений, физических факторов внешней среды (температура, атмосферное давление, экологическая составляющая природного фактора), питание, водно-солевой режим и др. Все эти факторы приводят к изменению оперативного состояния спортсмена, которое, по сути, является критерием эффективности управления системой СП.

Вне зависимости от вида спорта существуют общие подходы к выбору и обоснованию показателей контроля и планирования:

- во-первых, тренировочный процесс всегда построен на общих принципах спортивной подготовки [7, 8, 9, 10, 11]. Существует единая теория обучения двигательным действиям, общие закономерности развития физических (двигательных) качеств [2, 3, 4, 6, 11], что вполне естественно;

- во-вторых, измерение любого показателя - это только начальная фаза комплексного контроля (КК). Полученные в ходе измерений результаты тестов должны быть представлены тренеру в форме, удобной для анализа.

Есть и различия, которые тоже нужно учитывать. Одно из фундаментальных различий - это наличие или отсутствие контактов между соперниками. В видах спорта, где такие контакты есть, результативность единоборства является одним из наиболее информативных критериев. По этой причине в программах КК контактных видов спорта занимают главное место силовые показатели, а в тренировках - силовые упражнения. В видах спорта, где единоборства нет, силовой подготовкой также нельзя пренебрегать. Наоборот, значение силовой подготовленности спортсменов постоянно растет.

Необходимо отметить, что сама процедура контроля, заключающаяся в сборе необходимой информации, происходит в основном в рамках оперативного контроля, а анализ накопленной и систематизированной информации производят в ходе текущего и этапного контроля. Поэтому с позиции измерений наиболее важен оперативный контроль, а с позиций анализа - текущий и этапный контроль.

Повышение уровня подготовленности спортсменов или улучшение ее структуры происходят в основном под влиянием тренировочных нагрузок. Меняются нагрузки - меняется подготовленность в целом, а также ее составляющие (физическая, техническая и т.п.). Поэтому важно уметь управлять тренировочными нагрузками. Это

возможно только при наличии информации об управляемом объекте (спортсмене) и о характере, величине и интенсивности воздействия на него.

При этом важно иметь четкие ориентиры, к которым необходимо стремиться в процессе спортивной подготовки, и планировать временные рамки их достижения. Первый шаг к такому планированию - это контроль подготовленности спортсменов (функциональной, физической, технической и тактической), ее оценка и сопоставление со значениями модельных показателей, которые должны обеспечивать достижение высоких результатов.

Такие показатели рассчитываются путем применения математико-статистических методов для построения статистических моделей. Функцией таких моделей являются искомые показатели, а аргументами - параметры спортивной подготовки. Модельные характеристики для каждого конкретного вида спорта нарабатываются коллективными усилиями многих специалистов и действуют на протяжении определенного времени. Длительность такого периода обусловлена развитием вида спорта и динамикой достигаемых результатов. При выраженной динамике модельные показатели также изменяются.

При составлении индивидуальной программы подготовки оценивается рассогласование между измеренными и модельными характеристиками каждого показателя. Целью при этом является достижение значений модельных показателей в процессе выполнения установленных, запланированных нормативов специальной подготовленности. Модельные характеристики подготовленности спортсменов и показатели их подготовленности к началу нового цикла подготовки являются основой оптимального планирования. Планирование -одна из главных функций управления тренировочным процессом.

Трем видам комплексного контроля (оперативного, текущего и этапного) соответствуют три разновидности управления тренировочным процессом (оперативное, текущее и этапное). И не просто соответствуют: любой тип управления основывается на результатах «своего» вида контроля.

Для каждого из этапов спортивной подготовки должны существовать свои программы. В их основе - результаты этапного комплексного контроля:

- уровень базовых показателей физической подготовленности, с которыми спортсмен включается в процесс подготовки;

- целевые значения этих показателей к началу соревновательного периода;

- время восстановления уровней различных сторон подготовленности спортсмена в условиях проектируемой в этапной программе нагрузки;

- информация о влиянии работы одной направленности (например, силовой) на разные стороны подготовленности (например, на динамику скоростных качеств или выносливости).

В годичном цикле спортивной подготовки выделяют следующие основные периоды: подготовительный,

соревновательный и восстановительный. В ходе подготовительного периода решаются задачи достижения спортивной формы. Соревновательный период предполагает реализацию спортивной формы и поддержание уровня спортивной подготовленности, достигнутого на предыдущем этапе. В переходном периоде главной задачей является восстановление функционального состояния организма, лечение травм и т.п.

Перечисленные выше периоды, в свою очередь, подразделяются на этапы, в рамках которых распределяется объем тренировочной и соревновательной нагрузок по видам спортивной подготовки. В соответствии с запланированными нагрузками устанавливаются модельные показатели по видам спортивной подготовки, и в конце годичного цикла проводится анализ полученных результатов. Эти данные являются базовыми для планирования следующего годичного цикла. Такая работа должна проводиться во всех видах спорта, но необходимо иметь в виду, что распределение нагрузок и продолжительность этапов спортивной подготовки при общепринятых трех периодах годичного цикла может существенно различаться в разных видах спорта.

Построение и содержательное наполнение ФССП по различным видам спорта должны опираться на следующие общие принципы спортивной подготовки:

1. Направленность на высшие достижения, углубленная специализация и индивидуализация.

2. Единство общей и специальной подготовки.

3. Непрерывность тренировочного процесса.

4. Единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам.

5. Волнообразность и вариативность нагрузок.

6. Цикличность тренировочного процесса.

Указанный подход базируется на современных научных данных, действующих законодательных актах, юридических положениях и нормативно-правовых документах. В данной совокупности определяется стратегия подготовки как спортсменов высокого класса, так и их будущего резерва, с учетом тенденций развития спорта в Российской Федерации и в мире.

Предложенная методология построения федеральных стандартов спортивной подготовки учитывает современные научные данные и обосновывает подход к решению данной проблемы. С другой стороны, она открывает широкие возможности по внедрению в практику конкретного вида спорта новых методик тренировки, контроля за состоянием спортсмена и эффективностью тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена и обеспечивающих специалистов. Реализация ФССП, основанных на описанных выше принципах, безусловно должна способствовать дальнейшему успешному развитию олимпийских видов спорта и видов спорта, не являющихся олимпийскими, но играющих важную роль в физическом воспитании детей, молодежи, а также в сохранении национальных традиций народов Российской Федерации.

Литература

1. Годик М.А. Комплексный контроль в спортивных играх / М.А. Годик, А.П. Скородумова. - М.: Советский спорт, 2010.

2. Волков Н.И. Анализ динамики тренировочных нагрузок и игровой работоспособности хоккеистов высшей квалификации в течение сезона: методические рекомендации / Н.И. Волков, С.К. Сарсания, В.С. Давыдов, В.М. Колузганов, А.Ю. Букашин. - М.: 1980.

3. Железняк Ю.Д. Структура соревновательной игровой деятельности как основа построения тренировочного процесса волейболистов / Ю.Д. Железняк, В.М. Шу-лятьев // Теория и практика физической культуры. -1988. - № 6. - С. 32-35.

4. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена аспекты / В.М. Зациорский. - 2-е изд. - М.: ФиС, 1970.

5. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. - М.: ФиСб, 1977.

6. Матвеев Л.П. Модельно-целевой подход к построению спортивной подготовки в макроциклах / Л.П. Матвеев. - М.: РИО РГАФК, 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. - Санкт-Петербург; Москва; Краснодар, 2005.

8. Платонов В.Н. Теория периодизации спортивной тренировки в течение года: история вопроса, состояние, дискуссия, пути модернизации / В.Н. Платонов // Теория и практика физической культуры. - 2009. -№ 9. - С. 18-34.

9. Шустин Б.Н. Модельные характеристики соревновательной деятельности / Б.Н. Шустин // Современная система спортивной подготовки. - М.: СААМ, 1995. -С. 50-73.

10. Bangsbo J. Comparison of various exercise tests with endurance performance during soccer in professional players / J. Bangsbo, L. Norregaard, F. Thorsoe // Int. J. Sports Med. - 1992. - V. 13. - P. 125-132.

11. Balsom P. Evaluation of physical performance / P. Balsom // Ekblom Bjorn: Hand-book of Sports Medicine and Science. Football (Soccer). - Blackwell Scientific Publications. - 1994. - P. 102-123.

References

1. Godik M.A. Integrated control in sports games / by M.A. Godik, P.A. Skorodumova. - M.: Soviet sport, 2010.

2. Volkov N.A. Analysis of the dynamics of the training loads and playing health highly qualified hockey players during the season: methodical recommendations / N.A. Volkov, S.K. Sarsaniya, V.S. Chistyakov, V.M. Kaluzganov, A.Y. Bukatin. - M.: 1980.

3. Zheleznyak Y.D. Structure of competitive gaming activities as the basis of the training process volleyball / Y.D. Zheleznyak, V.M. Shulyat'ev // Theory and practice of physical culture. - 1988. - No. 6. - P. 32-35.

4. Zatsiorskiy V.M. Physical qualities of the athlete aspects / V.M. Zatsiorskiy. - 2nd ed. - M.: Physical Culture And Sport, 1970.

5. Matveev L.P. Fundamentals of sports training / L.P. Matveev. - M.: FiSb, 1977.

6. Matveev L.P. Model-oriented approach to the construction of sports training in the macrocycles / L.P. Mat-veev. - M.: RIO RGAFC, 2001.

7. Matveev L.P. The General theory of sport and its applied aspects / L.P. Matveev. - St. Petersburg; Moscow, Krasnodar, 2005.

8. Platonov V.N. The theory of sports training perio-dization during the year: background, status, discussion, modernization / V.N. Platonov // Theory and practice of physical culture. - 2009. - No. 9. - P. 18-34.

9. Shustin B.N. Model characteristics of competitive activity / B.N. Shustin // Modern system of sports training. -M.: SAAM, 1995. - P. 50-73.

10. Bangsbo J. Comparison of various exercise tests with endurance performance during soccer in professional players / J. Bangsbo, L. Norregaard, F. Thorsoe // Int. J. Sports Med. - 1992. - V. 13. - P. 125-132.

11. Balsom P. Evaluation of physical performance / P. Balsom // Ekblom Bjorn: Hand-book of Sports Medicine and Science. Football (Soccer). - Blackwell Scientific Publications. - 1994. - P. 102-123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.