Научная статья на тему 'Педагогический инструментарий для оптимизации режимов тренировочной работы в занятиях с легкоатлетическим спортивным резервом'

Педагогический инструментарий для оптимизации режимов тренировочной работы в занятиях с легкоатлетическим спортивным резервом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА / СПОРТИВНЫЙ РЕЗЕРВ / ТРЕНИРОВОЧНАЯ РАБОТА / РЕЖИМЫ / ATHLETICS / ATHLETES OF DIFFERENT SPORTS DEVELOPMENT LEVELS / TRAINING LOAD / MODES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зеличенок В.Б., Черкашин В.П., Озолин Э.С., Мироненко И.Н.

Осуществлено моделирование режимов тренировочной работы, не противоречащих нормативам, установленным Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «Легкая атлетика». При этом они позволят обеспечить должную преемственность многолетнего тренировочного процесса и дать необходимые ориентиры для более сбалансированного подхода к долгосрочному планированию тренирующих воздействий в системе подготовки легкоатлетического спортивного резерва. Обнаружено, что существующие нормативы не полностью отражают преемственность тренировочного процесса по этапам многолетней спортивной подготовки. Чрезмерная вариативность установленных нормативных диапазонов для каждого из этапов спортивной подготовки затрудняет «привязку» к конкретному году занятий. Упускается из виду то обстоятельство, что основной тренировочный эффект обеспечивается не суммой выполненной тренировочной работы, а ее дозировкой и направленностью в отдельных занятиях. Регламентировать режимы тренировочной работы с целью их оптимизации имеет смысл не столько по общему числу и суммарной продолжительности занятий, сколько по числу занятий с осваиваемыми нагрузками той или иной величины, то есть мерой воздействия на организм в направлении обеспечения целенаправленного утомления. Достижение искомой величины нагрузки определяется тренером или опытным спортсменом в ходе самого занятия. Участие в соревнованиях должно одновременно рассматриваться как освоение большой по величине тренировочной нагрузки, причем в наиболее специфичном для формируемой функциональной системы направлении. Приведено педагогическое и биологическое обоснование разработанной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зеличенок В.Б., Черкашин В.П., Озолин Э.С., Мироненко И.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical tools for training modes optimization for athletes of different sports development levels

Modelling of training modes that do not contradict the standards established by the Federal Standard for sports training in track and field has been done. They also will provide adequate long-term continuity of the training process and necessary guidance for a more balanced approach to long-term planning of training influences in the training of sports reserve. It has been found that the existing regulations do not fully reflect the continuity of the training process at stages of long-term sports training. Excessive variation established normative ranges for each of the stages of sports training not readily “bind” to a specific year classes. The fact that the main effect of training is provided not by the sum made training work, and its dosage and directions to the individual classes, is neglected. To regulate training work modes with a view to their optimization makes sense not only on the total number and the total duration of training, by also on the number of lessons to master the stresses of a magnitude that is a measure of the impact on the body in the direction of providing a goal fatigue. Achieving the required load magnitude is determined by a coach or an experienced athlete in the course of training. Competition must be also considered as the development of large-largest training load, and in the most specific to the system formed by the functional direction. Pedagogical and biological substantiation of the developed system is offered.

Текст научной работы на тему «Педагогический инструментарий для оптимизации режимов тренировочной работы в занятиях с легкоатлетическим спортивным резервом»

Теория и методика детско-юношеского спорта

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ РЕЖИМОВ ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ В ЗАНЯТИЯХ С ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИМ

СПОРТИВНЫМ РЕЗЕРВОМ

В.Б. ЗЕЛИЧЕНОК, Центр развития легкой атлетики ИААФ;

В.П. ЧЕРКАШИН, Олимпийский комитет России;

Э.С. ОЗОЛИН, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК; И.Н. МИРОНЕНКО, ФГБУ «ЦСП»

Аннотация

Осуществлено моделирование режимов тренировочной работы, не противоречащих нормативам, установленным Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «Легкая атлетика».

При этом они позволят обеспечить должную преемственность многолетнего тренировочного процесса и дать необходимые ориентиры для более сбалансированного подхода к долгосрочному планированию тренирующих воздействий в системе подготовки легкоатлетического спортивного резерва. Обнаружено, что существующие нормативы не полностью отражают преемственность тренировочного процесса по этапам многолетней спортивной подготовки. Чрезмерная вариативность установленных нормативных диапазонов для каждого из этапов спортивной подготовки затрудняет «привязку» к конкретному году занятий. Упускается из виду то обстоятельство, что основной тренировочный эффект обеспечивается не суммой выполненной тренировочной работы, а ее дозировкой и направленностью в отдельных занятиях. Регламентировать режимы тренировочной работы с целью их оптимизации имеет смысл не столько по общему числу и суммарной продолжительности занятий, сколько по числу занятий с осваиваемыми нагрузками той или иной величины, то есть мерой воздействия на организм в направлении обеспечения целенаправленного утомления. Достижение искомой величины нагрузки определяется тренером или опытным спортсменом в ходе самого занятия. Участие в соревнованиях должно одновременно рассматриваться как освоение большой по величине тренировочной нагрузки, причем в наиболее специфичном для формируемой функциональной системы направлении. Приведено педагогическое и биологическое обоснование

разработанной системы.

Ключевые слова: легкая атлетика, спортивный резерв, тренировочная работа, режимы.

Abstract

Modelling of training modes that do not contradict

the standards established by the Federal Standard

for sports training in track and field has been done.

They also will provide adequate long-term continuity

of the training process and necessary guidance

for a more balanced approach to long-term planning

of training influences in the training of sports reserve.

It has been found that the existing regulations do not fully

reflect the continuity of the training process at stages

of long-term sports training. Excessive variation established

normative ranges for each of the stages of sports training

not readily "bind" to a specific year classes.

The fact that the main effect of training is provided

not by the sum made training work, and its dosage

and directions to the individual classes, is neglected.

To regulate training work modes with a view

to their optimization makes sense not only

on the total number and the total duration of training,

by also on the number of lessons to master the stresses

of a magnitude that is a measure of the impact

on the body in the direction of providing a goal fatigue.

Achieving the required load magnitude is determined

by a coach or an experienced athlete in the course

of training. Competition must be also considered

as the development of large-largest training load,

and in the most specific to the system formed

by the functional direction.

Pedagogical and biological substantiation of the developed system is offered.

Keywords: athletics, athletes of different sports development levels, training load, modes.

Введение

Отправные материалы к разработке педагогического инструментария для оптимизации режимов тренировочной работы в занятиях с легкоатлетическим спортивным резервом содержатся в Федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика (далее - ФССП) [1, приложение 9] в виде императивно установленных «нормативов максимального объема тренировочной нагрузки» (по количеству часов занятий

в неделю и за год; по количеству тренировочных занятий в неделю и за год) для каждого из этапов многолетней спортивной подготовки, в том числе с разбивкой этапов начальной подготовки и тренировочного (спортивной специализации) на два периода каждый. Некоторую дополнительную информацию можно обнаружить в регламенте перечня и предельной продолжительности учебно-тренировочных сборов по этапам спортивной подготовки [1, приложение 10], однако эта информация

не содержит в себе универсальных ориентиров для разработчиков программ спортивной подготовки.

При анализе регламентированных ФССП «нормативов максимального объема тренировочной нагрузки» установлено следующее:

• указанные нормативы не полностью отражают преемственность тренировочного процесса по этапам многолетней спортивной подготовки (например, средняя продолжительность одной тренировки в периоды до года занятий на этапе начальной подготовки и до двух лет на тренировочном этапе в соответствии с нормативами ФССП не может быть меньше 1,5 часа, тогда как в периоды свыше двух лет занятий на этапе начальной подготовки и свыше двух лет на тренировочном этапе минимальный показатель усредненной продолжительности одной тренировки снижен, соответственно до 1,2 и 1,33 часа);

• чрезмерная вариативность установленных нормативных диапазонов для каждого из этапов спортивной подготовки затрудняет «привязку» к конкретному году занятий (например, для периода свыше двух лет занятий на тренировочном этапе - а это всего 3 года подготовки -заложенная вариативность общего числа тренировок в год составляет 71% при фиксированном максимальном значении суммарного тренировочного времени);

• допускаются скачки в приростах максимальных объемов тренировочных нагрузок (например, при переходе от заключительного года занятий на тренировочном этапе к первому году занятий на этапе совершенствования спортивного мастерства разработчики программ спортивной подготовки в соответствии с установленными ФССП нормативами имеют возможность увеличить суммарное время тренировочной работы за год сразу в 1,5 раза).

Таким образом, удобная и, по-видимому, оправданная в плане регламентации труда тренерского и тренерско-преподавательского состава спортивных организаций система «нормативов максимального объема тренировочной нагрузки» не совсем удобна и оправдана в методическом отношении.

В этой связи нами предпринята попытка моделирования оптимальных режимов тренировочной работы, не противоречащих установленным ФССП нормативам, но при этом позволяющих обеспечить должную преемственность многолетнего тренировочного процесса и дать необходимые ориентиры для более сбалансированного подхода к долгосрочному планированию тренирующих воздействий.

Результаты и их обсуждение

Разработанная модель, представленная в табл. 1, может рассматриваться в качестве исходного педагогического инструментария, предназначенного для использования при формировании программ спортивной подготовки.

Долгое время считалось, что продуктивность спортивной подготовки легкоатлетов повышается пропорционально увеличению количества проводимых со

спортсменами тренировочных занятий. Отсюда вытекает известная методическая линия на проведение всё большего числа тренировок в неделю и за год, а также на планирование всё большего количества двух- и трехразовых тренировок в день по мере роста мастерства занимающихся и их способности к освоению повышенных тренировочных нагрузок.

При этом зачастую упускается из виду то важнейшее обстоятельство, что основной тренировочный эффект обеспечивается не суммой выполненной тренировочной работы, а ее дозировкой и направленностью в отдельных занятиях [2-5].

В начале и середине 50-х годов прошлого столетия высококвалифицированные легкоатлеты (по крайней мере, отечественные), как правило, проводили 4-5 тренировок в неделю, а в наши дни этот показатель возрос в 2,5-3 раза. Сравнение достигнутой спортивной результативности после элиминирования факторов кардинального усовершенствования качества легкоатлетических покрытий, используемого спортивного инвентаря и оборудования, а также несоизмеримо более активного применения внетренировочных эргогенических средств в современной спортивной практике свидетельствует о весьма незначительной роли наблюдаемого увеличения количества тренировочных занятий.

Причина заключается в том, что тренировочный эффект в подготовке высококвалифицированных легкоатлетов обусловлен почти исключительно занятиями с большими по величине нагрузками, способными вызывать закономерный прирост показателей специальной подготовленности по профилю выполненной работы как итог упорядоченной суммации сверхвосстановления после глубокого целенаправленного утомления. Значительные и (в меньшей мере) средние по величине нагрузки, как правило, не сопровождаемые посттренировочной «суперкомпенсацией» функциональных возможностей, обеспечивают эффект либо в занятиях с начинающими спортсменами (активизируя естественное возрастное развитие организма), либо в занятиях с подготовленными атлетами, но по некоторым частным направлениям тренирующих воздействий (например, по линии технического совершенствования двигательных действий). Занятия с малыми нагрузками уместно использовать лишь в качестве эффективного способа ускорения восстановительных процессов в организме после тренировок с большими нагрузками для того, чтобы можно было увеличить число последних в тренировочном процессе.

С таким пониманием роли занятий с разными по величине нагрузками легко прийти к ключевому логическому заключению, что увеличивать число тренировочных занятий имеет смысл лишь до того предела, пока это не сопровождается естественным снижением числа занятий с большими нагрузками у высококвалифицированных атлетов, и занятий со значительными нагрузками у спортсменов начинающих, либо находящихся на промежуточных ступенях «квалификационно-возрастной лестницы».

Например, одну и ту же по суммарному объему недельную тренировочную работу можно выполнить за

Таблица 1

Ориентировочные (оптимизированные) режимы тренировочной работы в занятиях с легкоатлетическим резервом на различных этапах многолетней спортивной подготовки (включая обладающие тренирующим потенциалом физические нагрузки,

связанные с участием в соревнованиях)

Параметры тренировочной работы Этап начальной подготовки (год) Тренировочный этап (спортивной специализации) (год) Этап совершенствования спортивного мастерства (год) Этап высшего спортивного мастерства (год)

1-й 2-й 3-й 1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 1-й 2-й 3-й 1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й

Общее количество тренировочных и соревновательных часов 156 234 312 390 468 590 712 832 930 1010 1170 1235 1300 1365 1430 1495 1560

Общее количество тренировочных и соревновательных событий 156 182 208 243 275 328 374 416 442 456 468 494 520 546 572 598 624

Количество основных тренировочных занятий и соревновательных стартов 156 156 182 182 182 208 208 208 260 260 260 260 260 260 260 260 260

Количество дополнительных тренировочных занятий - - 26 61 93 120 166 208 182 196 208 234 260 286 312 338 364

Количество занятий с большими по величине нагрузками - - - - - - 16 32 48 64 80 96 112 128 144 160 176

Количество занятий со значительными по величине нагрузками 104 114 124 134 144 154 152 148 144 140 136 132 128 124 120 116 112

Количество занятий со средними по величине нагрузками 52 68 84 109 131 174 196 210 208 194 178 176 174 172 170 168 166

Количество занятий с малыми по величине нагрузками - - - - - - 10 26 42 58 74 90 106 122 138 154 170

СО СО

3 однонаправленных занятия с большими нагрузками. И тогда можно прогнозировать положительный итоговый эффект. Либо за 5-6 разнонаправленных занятий со средними нагрузками, и тогда применительно к квалифицированному спортсмену положительного тренировочного эффекта ожидать вообще не приходится.

В этой связи регламентировать режимы тренировочной работы с целью их оптимизации имеет смысл не столько по общему числу и суммарной продолжительности занятий, сколько по числу занятий с осваиваемыми нагрузками той или иной величины, понимая под величиной нагрузки меру воздействия на организм в направлении обеспечения целенаправленного утомления. При этом следует помнить, что величина нагрузки - понятие субъективное. В спортивной практике справедливо говорят о ее «внешнем» и «внутреннем» измерениях. В данном случае основное значение имеет «внутренняя» мера нагрузки, понимаемая как степень воздействия на формируемую и совершенствуемую функциональную систему выполнения двигательных заданий в направлении вызова искомого (в основном избирательного) утомления соответствующих систем организма. Достижение искомой величины нагрузки определяется тренером или опытным атлетом в ходе самого занятия.

При использовании двух- и трехразовых тренировок в течение дня правомерно разделять все тренировочные занятия на две категории: основные и дополнительные. Имеется в виду, что основное занятие всегда единственное (не более одного в сутки, как правило, во второй половине дня), а дополнительных в дневном распорядке может быть и несколько.

Нагрузки, обладающие выраженным тренирующим потенциалом, - большие по величине для «продвинутых», а также большие и значительные по величине

Литература

1. Приказ Мин спорта России от 24.04.2013 № 220 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика» (с изменениями, внес. приказом Минспорта России от 16.02.2015 № 133). URL: http://www.minsport.gov.ru/sport/ podgotovka/82/27833/. Дата обращения 11.08.16. - Яз. русск.

2. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. - Изд. 4-е, испр. и доп. -СПб.: Лань, 2005. - 384 с.

3. Бондарчук, А.П. Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса / А.П. Бондарчук. -М.: Олимпия Пресс, 2007. - 272 с.

4. Введение в теорию тренировки. Официальное руководство ИААФ по обучению легкой атлетике (2-е изд.) / П.Дж.Л. Томпсон (издание на русск. яз. Подготовлено Московским региональным центром развития легкой атлетики, пер. с англ. А. Гнетовой, ред. В. Балах-ничев, В. Зеличенок). - М.: Человек, 2013. - 192 с.

5. Фискалов, В.Д. Теоретико-методические аспекты практики спорта / В.Д. Фискалов, В.П. Черкашин. - М.: Спорт, 2016. - 345 с.

для начинающих атлетов сосредотачиваются исключительно в основных занятиях. Напротив, малые по величине нагрузки (как итог целого занятия) - исключительный атрибут дополнительных тренировочных занятий.

Участие в соревнованиях должно одновременно рассматриваться как освоение большой по величине тренировочной нагрузки, причем в наиболее специфичном для формируемой функциональной системы направлении. По этой причине в табл. 1 соревновательная деятельность суммируется с собственной тренировочной деятельностью по отдельным параметрам тренировочной работы. Если соревновательный старт из-за своих специфических особенностей не обеспечивает достижения тренировочного эффекта, характерного для большой нагрузки, то вполне возможно его «дополнение» назначением тренировочных заданий после завершения соревнований (за исключением начинающих спортсменов, в работе с которыми даже соревновательные нагрузки не стоит выводить на уровень «больших»).

В заключение отметим, что в табл. 1 все параметры тренировочной работы даны в годовом измерении. Выход на усредненные недельные показатели осуществляется с коэффициентом 1/52, поскольку, согласно п. 10 ФССП [1], «тренировочный процесс в организации, осуществляющей спортивную подготовку, ведется в соответствии с годовым тренировочным планом, рассчитанным на 52 недели». В зависимости от задач, решаемых на том или ином этапе круглогодичной тренировки, планируемые недельные параметры тренировочной работы варьируют вокруг полученных таким образом усредненных значений.

References

1. Order of the Ministry of Sports of Russia from 24.04.2013 No. 220 "On approval of the Federal standard of sports training in athletics" (with updates by the Order of the Ministry of Sports of Russia from 16.02.2015 No. 133). URL: http://www.minsport.gov.ru/sport/ podgotovka/82/27833/. On 11.08.16. - In Russian.

2. Matveev, L.P. General theory of sport and its applications / L.P. Matveev. - Izd. 4th, upd. - St.-Pb.: Lan', 2005. - 384 p.

3. Bondarchuk, A.P. Management of training process of high-class athletes / A.P. Bondarchuk. - M.: Olimpia Press, 2007. - 272 p.

4. Introduction to coaching. Official IAAF manual (2nd edition) / P.J.L. Tompson (Russian version has been prepared by IAAF RDC Moscow, translated by A. Gnetova, editor V. Balakhnichev, V. Zelichenok). - M.: Chelovek, 2013. - 192 p.

5. Fiscalov, V.D. Theoretical and methodological aspects of sports practice / V.D. Fiscalov, V.P. Cherkashin. - M.: Sport, 2016. - 345 p.

<&

ФНЦ ВНИИФК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.