Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы комплексного педагогического контроля в подготовке спортсменов-паралимпийцев высокого класса'

Теоретико-методологические основы комплексного педагогического контроля в подготовке спортсменов-паралимпийцев высокого класса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
626
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОГО КЛАССА / ПАРАЛИМПИЙСКИЙ СПОРТ / INTEGRATIVE PEDAGOGICAL CONTROL / TRAINING OF ELITE ATHLETES / PARALYMPIC SPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абалян Авак Геньевич

В статье дается теоретико-методологическое обоснование комплексного педагогического контроля в подготовке спортсменов-паралимпийцев высокого класса. Проведен анализ научно-методической литературы по изучаемой проблеме. Педагогический контроль решает задачи выявления связи между факторами воздействия (физическими нагрузками) и изменениями в состоянии занимающихся, во взаимодействиях тренера и спортсмена для достижения планируемого результата. В теории и методике паралимпийского спорта целесообразно использовать определение «комплексный педагогический контроль», поскольку невозможно контролировать состояние спортсмена по одному показателю. При организации комплексного педагогического контроля важнейшим является его способность выявить вклад разных факторов в результативность спортсмена. Система комплексного педагогического контроля в паралимпийских видах спорта имеет специфику, связанную с особенностями паралимпийцев, выявление которых требует дальнейшего изучения. На основе анализа современных представлений о комплексном контроле в спорте предложена формулировка термина «комплексный педагогический контроль» в подготовке паралимпийских команд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абалян Авак Геньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and methodological foundations of integrated pedagogical control in the preparation of high-class paralympic athletes

The article provides a theoretical and methodological substantiation of the complex pedagogical control in the training of high-class Paralympic athletes. The analysis of scientific and methodological literature on the problem is analyzed. Pedagogical control solves the problem of identifying the connection between the factors of influence (physical activity) and changes in the status of those involved, the interaction of the coach and the athlete to achieve the planned result. In the theory and methodology of Paralympic sport, it is advisable to use the definition of “comprehensive pedagogical control”, since it is impossible to monitor the athlete’s status according to one indicator. When organizing complex pedagogical control, the most important is its ability to identify the contribution of various factors to the performance of the athlete. The system of complex pedagogical control in Paralympic sports has its specificity connected with the peculiarities of Paralympic athletes, the identification of which requires further study. Based on the analysis of modern concepts of complex control in sports, the wording of the term “complex pedagogical control” in the preparation of Paralympic teams is proposed.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы комплексного педагогического контроля в подготовке спортсменов-паралимпийцев высокого класса»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ-ПАРАЛИМПИЙЦЕВ ВЫСОКОГО КЛАССА

Аннотация

В статье дается теоретико-методологическое обоснование комплексного педагогического контроля в подготовке спортсменов-паралимпийцев высокого класса. Проведен анализ научно-методической литературы по изучаемой проблеме. Педагогический контроль решает задачи выявления связи между факторами воздействия (физическими нагрузками) и изменениями в состоянии занимающихся, во взаимодействиях тренера и спортсмена для достижения планируемого результата. В теории и методике паралимпийского спорта целесообразно использовать определение «комплексный педагогический контроль», поскольку невозможно контролировать состояние спортсмена по одному показателю. При организации комплексного педагогического контроля важнейшим является его способность выявить вклад разных факторов в результативность спортсмена. Система комплексного педагогического контроля в паралимпийских видах спорта имеет специфику, связанную с особенностями паралимпийцев, выявление которых требует дальнейшего изучения. На основе анализа современных представлений о комплексном контроле в спорте предложена формулировка термина «комплексный педагогический контроль» в подготовке паралимпийских команд.

Ключевые слова: комплексный педагогический контроль, подготовка спортсменов высокого класса,

паралимпийский спорт.

Abstract

The article provides a theoretical and methodological

substantiation of the complex pedagogical control

in the training of high-class Paralympic athletes.

The analysis of scientific and methodological literature

on the problem is analyzed. Pedagogical control solves

the problem of identifying the connection between

the factors of influence (physical activity)

and changes in the status of those involved,

the interaction of the coach and the athlete to achieve

the planned result. In the theory and methodology

of Paralympic sport, it is advisable to use the definition

of "comprehensive pedagogical control",

since it is impossible to monitor the athlete's status

according to one indicator. When organizing complex

pedagogical control, the most important is its ability

to identify the contribution of various factors

to the performance of the athlete.

The system of complex pedagogical control

in Paralympic sports has its specificity connected

with the peculiarities of Paralympic athletes,

the identification of which requires further study.

Based on the analysis of modern concepts

of complex control in sports, the wording of the term

"complex pedagogical control" in the preparation

of Paralympic teams is proposed.

Keywords: integrative pedagogical control, training of elite athletes, Paralympic sport.

Введение

Актуальность настоящего исследования определяется возрастающей потребностью теории и практики спорта высших достижений в конкретизации используемого понятийного аппарата при организации и проведении научно-методического обеспечения спортсменов высокой квалификации, комплексного педагогического контроля,

А.Г. АБАЛЯН,

Министерство спорта Российской Федерации

а также используемых средств и методов диагностики состояния спортсмена.

Методы и организация исследования

В целях совершенствования понятийного аппарата в сфере теории спорта высших достижений в части процесса научно-методического обеспечения комплексного педагогического контроля подготовки спортсменов

высокого класса был проведен анализ научно-методической литературы, обобщена практика применения специальной терминологии по изучаемой проблеме в спортивной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение

Проведенный анализ научно-методической литературы показал, что под понятием «контроль» обобщенно понимается: наблюдение в целях надзора, проверки и выявления отклонений от заданной цели и их причин; функция управления, устанавливания степени соответствия принятых решений фактическому состоянию дел.

В то же время использование понятия «педагогический контроль» позволяет уточнить, что данный вид контроля относится к системе «субъект и объект воспитания» (тренер - спортсмен) и направлен на оценку хода и результатов учебного (тренировочного) процесса.

Применительно к физическому воспитанию определяется, что педагогический контроль решает задачу выявления связи между факторами воздействия (физическими нагрузками, задаваемыми путем применения определенных средств, методов и форм занятий) и теми изменениями, которые происходят у занимающихся в состоянии здоровья, физического развития, физической подготовленности или спортивного мастерства [1].

В теории и методике физической культуры предлагается различать:

• контроль педагога за занимающимися - собственно педагогический контроль;

• самоконтроль занимающегося, в котором субъект и объект контроля как бы совпадают;

• самоконтроль педагога за своими действиями по организации педагогического процесса и во взаимодействии с воспитываемыми [2].

Постулируется, что педагогический контроль будет только тогда эффективным и выполнять свое предназначение, когда его результаты преломляются в сознании и деятельности педагога и, в конечном итоге, в сознании и деятельности занимающегося.

По сути, педагогический контроль - это специфическая для воспитательно-образовательного процесса форма «обратной связи», являющаяся обязательным компонентом и условием эффективного управления любой системой [3].

В то же время применительно к спортивной подготовке чаще всего применяется термин «комплексный контроль» [4].

Анализ мнений специалистов об объеме и содержании этого понятия позволяет сделать вывод, что под комплексным контролем в спорте чаще всего понимается «...совокупность организационных мероприятий для оценки различных сторон подготовленности спортсменов, реакций организма на тренировочные и соревновательные нагрузки, эффективности тренировочного процесса, а также учета адаптационных перестроек функций организма спортсменов...» [5, 6].

Изъятие определения «педагогический», насколько можно судить из контекста обширной научной и научно-методической литературы, по нашему мнению, чаще всего связано с тем, что при реализации комплексного контроля в спорте широко используются средства и методы диагностики, специфичные для смежных наук: физики, медицины, физиологии, биохимии, психологии, а при обработке данных применяются математико-стати-стические методы моделирования. Данный факт отражает чрезвычайную сложность объекта воздействия, комплексность системы воздействий в процессе спортивной деятельности, а также сложность происходящих в организме спортсмена изменений, затрагивающих различные его стороны - от молекулярного до духовно-культурного и социального [3, 4, 6, 7, 8].

На этом основании существуют представления, что педагогический контроль - это только одна из составных частей «комплексного контроля», наряду с медико-биологическим, биомеханическим, психологическим и др. [2].

В этой связи мы считаем важным подчеркнуть, что спортивная подготовка является педагогическим процессом при лидирующей роли педагога-тренера, который и является основным заинтересованным лицом в получении результатов любых видов контроля с последующим их использованием для повышения эффективности своей основной деятельности. Таким образом, комплексный контроль является неотъемлемым фактором педагогического процесса и служит его целям и задачам.

Следовательно, при соблюдении требования комплексности использования в практике тренировочного процесса широкого спектра диагностических методов и подходов, контроль в спорте является педагогическим по сути и направленности, так как решает педагогические задачи взаимодействия тренера и спортсмена для достижения планируемого результата.

В то же время обсуждаемый аспект «комплексности» в педагогическом процессе выдвигает как минимум два требования к организации комплексного педагогического контроля и его субъектам: а) тренер как интегрирующее лицо обязан хорошо разбираться в сути показателей и выводов, полученных в процессе реализации программы комплексного педагогического контроля; б) специалисты, реализующие программы комплексного педагогического контроля, обязаны предоставлять полученные данные и их интерпретацию на языке и в форме, доступной тренеру для непосредственного использования в решении тренировочных задач.

Учитывая изложенное, в теории и методике спорта, в том числе паралимпийского спорта, целесообразно использовать наиболее полное определение контроля в спорте - «комплексный педагогический контроль», который представляет собой ключевой элемент системы управления подготовкой спортсменов к выступлениям на крупнейших международных соревнованиях.

Соответственно, смысл и цель организации всех мероприятий комплексного педагогического контроля

направлен на повышение эффективности процесса управления подготовкой паралимпийцев.

Следующей характеристикой комплексного педагогического контроля, требующей подробного рассмотрения, является определение «комплексный». Комплексность возникает из принципиальной невозможности контролировать состояние спортсмена и силу воздействий на него по какому-то одному показателю [2].

В теории и практике спортивной подготовки можно выделить два «вектора» комплексности.

Первый вектор вытекает из особенностей процесса спортивной подготовки, психосоматических характеристик спортсменов как ее объекта и субъекта; применим практически ко всем олимпийским, паралимпийским и неолимпийским видам спорта и потому не вызывает существенных разночтений в профессиональной среде [1, 3, 4, 5, 6].

Речь идет о компонентах или видах комплексного педагогического контроля, среди которых выделяют:

^ оперативный контроль, заключающийся в оперативной оценке: характеристик нагрузки; характера реагирования спортсмена на отдельные упражнения или деятельность различной направленности; степени и скорости восстановления организма спортсмена непосредственно на самом тренировочном занятии или соревновании;

^ текущий контроль, реализуемый в форме текущих обследований и отражающий необходимость контроля динамики состояния организма спортсмена, которое изменяется ежедневно под воздействием тренировочных нагрузок и внетренировочных факторов, проводится на всех этапах макроцикла;

^ этапный контроль, реализуемый в форме этапных комплексных обследований и отражающий более устойчивые адаптационные изменения в организме спортсменов, происходящие под воздействием факторов подготовки во временном интервале 1-3 месяца;

^ контроль соревновательной деятельности, реализуемый в форме обследований соревновательной деятельности, в соответствии с календарем соревнований и проводимых с учетом переменных внешних условий;

^ контроль тренировочных и соревновательных нагрузок и характеристик тренировочных занятий. При этом занятия и нагрузку в целом принято дифференцировать по характеру двигательной деятельности, величине нагрузки, направленности, специализированности, координационной и психологической сложности, что в совокупности является фиксацией «меры и направленности воздействия» на спортсмена в форме ведения дневника (бумажного или электронного) тренировочной деятельности.

Второй вектор «комплексности» по смыслу совпадает с понятием «всесторонний» и отражает требование контролировать все компоненты: состояние организма спортсмена и его динамики; внешние факторы воздействия; параметры тренировочной деятельности, сущест-

венные для эффективного управления тренировочным процессом.

Спектр таких объектов комплексного педагогического контроля может быть чрезвычайно широк: от механических свойств инвентаря и протезов до эмоционально-психологической сферы спортсменов.

В данном контексте считается необходимым [3, 6, 8]: ^ контролировать уровень развития и динамику основных физических качеств спортсменов (выносливость, силу, скорость, гибкость, координацию);

^ оценивать функциональную мощность основных физиологических систем обеспечения мышечной деятельности (систем энергообеспечения, доставки и утилизации кислорода, дыхательной, нейроэндокринной, мышечной, сенсорной и др.);

^ контролировать биохимические параметры крови, иммунный статус спортсменов;

^ контролировать динамику психофизиологических показателей спортсменов;

^ оценивать и контролировать личностные характеристики и состояние психической сферы, самочувствие и субъективное восприятие тяжести нагрузки; ^ оценивать биомеханические свойства мышц; ^ оценивать и контролировать технику, тактику и технико-тактическое мастерство спортсменов, механическую эффективность и метаболическую экономичность.

При организации комплексного педагогического контроля важнейшим является решение ключевого вопроса -в какой степени контроль меры и характера воздействия, а также реакции спортсмена позволит выявить их вклад в формирование способностей спортсмена показать наивысший результат? [2].

Организация комплексного педагогического контроля, выбор системы показателей, процедуры тестирования и обработки данных должны подчиняться общим принципам организации мероприятий педагогического контроля и с учетом специфики спортивной деятельности - требованиям спортивной метрологии.

Очевидно, что система комплексного педагогического контроля в паралимпийских видах спорта имеет специфику, связанную с особенностями паралимпийцев как объектов социокультурного явления современного мира, а также с особенностями лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Выявление таких особенностей требует дальнейшего изучения.

Заключение

На основе анализа современных представлений о комплексном контроле в спорте, его компонентах, принципах и методах под «комплексным педагогическим контролем» в подготовке паралимпийских команд предлагается понимать: совокупность организованных мероприятий по созданию условий для стандартизации получения целесообразной и объективной информации в контексте особенностей паралимпийского спорта и паралимпийцев, получения достоверной информации о всех компонентах

организации тренировочного процесса, индивидуальных особенностях спортсменов, параметров их реагирования на нагрузку, а также системный анализ всей информации с целью выявления причинно-следственных связей и отношений в системе подготовки, нацеленной на дости-

жение высшего спортивного результата и представления этой информации конечным пользователям в форме понятной и готовой для принятия тренерами эффективных управленческих решений.

Литература

1. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 450 с.

2. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учебник для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. -М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

3. Современная система спортивной подготовки / под общ. ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. - М.: Саам, 1995. - 344 с.

4. Годик, М.А. Комплексный контроль в спортивных играх / М.А. Годик, А.П. Скородумова. - М.: Советский спорт, 2010. - 336 с.

5. Абалян, А.Г. Современные подходы к совершенствованию системы научно-методического обеспечения подготовки сборных команд России / А.Г. Абалян, Т.Г. Фомиченко, М.П. Шестаков // Вестник спортивной науки. - 2010. - № 5. - С. 3-6.

6. Комплексный педагогический контроль в процессе управления спортивной тренировкой: сб. науч. тр. / гл. ред. Е.А. Грозин. - Л.: ЛНИИФК, 1984. - 125 с.

7. Спортивная метрология: учебник для ин-тов физ. культ. / под ред. В.Н. Зациорского. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 256 с.

8. Управление тренировочным процессом высококвалифицированных спортсменов / под ред. В.А. Запо-рожанова, В.Н. Платонова. - Киев: Здоровье, 1985. -192 с.

References

1. Kholodov, Zh.K. Theory and methodology of physical education and sport: Textbook for university students / Zh.K. Kholodov, B.C. Kuznecov. - 2nd ed. -M.: Publishing center "Academy", 2003. - 450 p.

2. Matveev, L.P. Theory and methodology of physical culture (General basics of the theory and methodology of physical education; theoretical and methodological aspects of sports and professional-applied physical culture): Textbook for phys. culture inst. / L.P. Matveev. - M.: Physical culture and sport, 1991. - 543 p.

3. The modern system of sports training / ed. by F.P. Sus-lov, V.L. Sych, B.N. Shustin. - M.: Saam, 1995. - 344 p.

4. Godik, M.A. Integrated control in sports games / M.A. Go-dik, A.P. Skorodumova. - M.: Soviet sport, 2010. - 336 p.

5. Abalyan, A.G. Modern approaches to improving the system of scientific-methodical support of preparation of national teams of Russia / A.G. Abalyan, T.G. Fomichenko, M.P. Shestakov // Vestnik sportivnoy nauki. - 2010. -No. 5. - Pp. 3-6.

6. Comprehensive pedagogical control in the management of sports training: Coll. scientific papers / ed. by E.A. Gro-zin. - L.: VNIIFK, 1984. - 125 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Sports Metrology: textbook for inst. phys. cult. / under the editorship of V.N. Zaciorskiy. - M.: Physical culture and sport, 1982. - 256 p.

8. The management of the training process in elite athletes / ed. by V.A. Zaporozhanov, V.N. Platonov. - Kiev: Health, 1985. - 192 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.