СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ОЛИМПИЙСКОМ И ПАРАЛИМПИЙСКОМ СПОРТЕ
Аннотация
В статье рассматриваются различные подходы и особенности научного сопровождения подготовки спортсменов в олимпийском и паралимпийском спорте в России и за рубежом. Предпринята попытка прогнозирования направления дальнейшего развития научно-методического обеспечения (НМО) на основе имеющегося опыта подготовки спортсменов высокой квалификации в олимпийских и паралимпийских видах спорта.
Ключевые слова: международный и российский опыт, олимпийский спорт, паралимпийский спорт, спортсмены высокой квалификации, научно-методическое обеспечение.
Abstract
The article deals with different approaches and features of scientific support for training of athletes in Olympic and Paralympic sports in Russia and foreign countries. An attempt to predict the future paths of development of scientific and methodological support on the basis of experience of preparation of highly qualified athletes in Olympic and Paralympic sports.
Keywords: International and Russian Experience, Olympic sports, Paralympic sports, elite athletes, scientific and methodological support.
Введение
Современный спорт высших достижений характеризуется высокой степенью конкурентной борьбы при возрастающем влиянии на эффективность процесса подготовки научно-методического сопровождения. При этом паралимпийское движение становится все более схожим с олимпийским в системе обеспечения подготовки спортсменов [5]. Однако существующие особенности тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов-паралимпийцев предъявляют дополнительные требования к организации системы научно-методического обеспечения. В этой связи актуальным становится вопрос: какой путь совершенствования НМО подготовки спортивных сборных команд является более оптимальным - создание собственной уникальной системы НМО для спортсменов-паралимпийцев или формирование единой целостной системы НМО для всех спортсменов высокого класса с унификацией требований к процессу получения и интерпретацией данных с учетом особенностей видов спорта и характера поражений у паралимпийцев.
Методы и организация исследования
На основе литературных данных был проведен сравнительный анализ российского и зарубежного опыта реализации НМО. Обобщен и систематизирован опыт реализации научных проектов Олимпийского комитета России (в части научных данных, имеющих значение для научно-методического сопровождения подготовки команд).
В.П. ЧЕРКАШИН, Олимпийский комитет России; Т.Г. ФОМИЧЕНКО, Д.Г. СТЕПЫКО, Министерство спорта Российской Федерации
Результаты исследования
Анализ зарубежного опыта (Китая, Германии, Великобритании, Австралии, США, Канады, Нидерландов и др.) нормативно-правового регулирования и стратегического управления научно-методическим обеспечением национальных спортивных команд [3] позволил выявить ряд общих для большинства стран позиций, к которым можно отнести следующие:
• управление научно-методическим обеспечением национальных спортивных команд находится в основном в компетенции государственных органов (или созданных ими структур/структурных подразделений) соответствующей сферы с привлечением ведущих специалистов спортивной науки;
• наличие стратегических нормативных актов (концепции развития спорта высших достижений, государственных программ, специализированных законов, межотраслевых документов по организации и проведению научной деятельности), принятых на разных уровнях и призванных осуществлять регулирование процесса НМО;
• регламентирование документами отраслевого характера (программами и планами подготовки) теоретических, методических и практических аспектов создания, функционирования и развития системы научно-методического обеспечения подготовки спортсменов.
Полученные данные свидетельствуют о целенаправленной комплексной работе учреждений и специалистов по разработке и реализации инновационной деятельности, направленной на формирование, распространение
и применение новых знаний, методик и технологий в процессе подготовки спортсменов высокой квалификации.
Для организации процесса научного и научно-методического сопровождения подготовки спортсменов высокого класса в большинстве стран сформированы подразделения спортивной науки, в задачи которых входит, помимо исключительно прикладных разработок, и управление инновационной деятельностью в спорте высших достижений. В преобладающем большинстве случаев научная деятельность осуществляется с привлечением научных учреждений и спортивных центров.
Научные учреждения и спортивные центры, помимо прочего, определяют основные направления научно-исследовательской работы по совершенствованию спортивной подготовки, координируют и контролируют научно-методическое обеспечение подготовки спортсменов, участвуют во внедрении инновационных научных разработок в практику спортивной подготовки [4].
В нашей стране действующая система управления НМО подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации осуществляется непосредственно под контролем Минспорта России и ФГБУ «Центр спортивной подготовки» с целью повышения качества и эффективности процесса подготовки спортсменов высокой квалификации, привлекаемых к участию в централизованной подготовке. При этом существуют некоторые особенности реализации мероприятий по НМО в летних (олимпийских, паралимпийских и сурдлим-пийских) и зимних (олимпийских, паралимпийских) видах спорта [2].
Сегодня в России и за рубежом мероприятия по НМО реализуются с помощью современного аналитического оборудования и квалифицированных специалистов в области спортивной науки. Прогресс технологий оценки функционального состояния спортсмена и степени его подготовленности ведет к тому, что отсутствует непосредственное вмешательство специалиста по НМО в тренировочный/соревновательный процесс, или оно сводится к минимальным действиям, а сам анализ результатов измеряемых параметров зачастую проводится дистанционно, формируя «обратную связь» в кратчайшие сроки.
Анализ хода проведения исследований и их результатов, полученных в рамках реализованных проектов Инновационного центра Олимпийского комитета России, показывает возможность частичного использования регистрируемых в ходе экспериментального тестирования данных для целей НМО подготовки спортсменов. Однако в целях сопоставления полученных результатов с данными обследований, проводимых в рамках утвержденного плана-графика мероприятий НМО сборных команд, увязанного с планами подготовки спортсменов, необходимо соблюдение единого алгоритма тестирования при применении унифицированных аппаратуры и технологий. Для качественного, точного анализа и сравнения результатов, полученных различными специалистами на разном оборудовании и в разных условиях, необходима система единых требований и стандарта анализируемых данных.
В настоящее время в соответствии с изменениями, внесенными 02.06.2016 в Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», образовательные организации высшего образования, которые осуществляют деятельность в области физической культуры и спорта, и учредителем которых является федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, вправе осуществлять научно-методическое обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации в установленном порядке. Это положение открывает широкий круг возможностей для учреждений и отдельных специалистов на постоянной основе осуществлять мероприятия НМО подготовки спортивных сборных команд. Одновременно возникают задачи, требующие оперативного решения.
К таким задачам следует отнести: обеспечение учреждений оборудованием, позволяющем получать унифицированные/сопоставимые данные о состоянии спортсменов, в том числе его мобильными вариантами; обучение/подготовку специалистов по НМО из числа магистрантов, аспирантов и молодых сотрудников профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений; выработку алгоритма взаимодействия: а) спортивных федераций (тренеров); б) учреждений (специалистов), реализующих НМО; в) координационного центра (на базе Минспорта России, ФГБУ «ЦСП» или Олимпийского комитета России).
В то же время опыт реализации мероприятий научного и научно-методического обеспечения, согласованных между Минспортом России и ОКР, показал целесообразность привлечения дополнительных материальных ресурсов с целью увеличения количества включенных в НМО спортсменов из числа резервного и молодежного составов при безусловном соблюдении требований к организации и проведению НМО спортивных сборных команд. Полагаем, что опыт такого взаимодействия может быть реализован и Паралимпийским комитетом.
Обобщение опыта организации НМО при подготовке спортсменов (олимпийцев и паралимпийцев) к летним и зимним Играм 2012-2016 годов [1, 2] свидетельствует о целесообразности создания единой системы НМО для подготовки спортсменов олимпийских и паралимпийских сборных команд. В случае реализации такого проекта потребуется подготовка специалистов НМО, учитывающая особенности организации и проведения мероприятий со спортсменами-инвалидами и лицами с отклонениями в состоянии здоровья.
Также одним из вопросов, требующих решения и координации при организации подготовки спортсменов, является установление порядка взаимодействия (в том числе обмен данными) систем научно-методического и медико-биологического обеспечения. Зачастую врач команды, используя медицинскую аппаратуру и оборудование с алгоритмами обработки результатов и интерпретации данных, опирающихся на массив данных медицинской
практики, не учитывает специфику организма спортсмена высокой квалификации. При этом рекомендации врача тренеру касаются изменения режима тренировочной работы без учета характера тренировочных нагрузок и модельных характеристик состояния организма, ожидаемых в результате данного воздействия. На наш взгляд, коррекция тренировочных планов только на основании заключения врача недопустима, за исключением случаев, представляющих угрозу жизни и здоровью спортсменов.
Заключение
Проведенные исследования показали необходимость дальнейшего совершенствования законодательства в части научно-методического обеспечения подготовки спортсменов высокого класса с расширением перечня организаций из числа научных учреждений, имеющих право осуществлять научно-методическое сопровожде-
ние. При этом необходимо учесть накопленный многолетний успешный опыт научно-методического сопровождения паралимпийских команд специалистами ФГБУ СПбНИИФК, что может быть основой для создания научного центра подготовки паралимпийских команд.
Для создания единой целостной системы научно-методического обеспечения подготовки спортсменов спортивных сборных команд олимпийских и паралим-пийских видов спорта следует разработать концепцию развития НМО на длительный период с обоснованием алгоритма ее формирования («дорожная карта НМО»).
В целях реализации унифицированного подхода при формировании требований к технологии регистрации и интерпретации данных следует сформировать перечень оборудования, отвечающего целям и задачам НМО подготовки спортсменов высокого класса с учетом специфики видов спорта и особенностей организации тестирования спортсменов-паралимпийцев.
Литература
1. Абалян, А.Г. Научно-методическое обеспечение подготовки паралимпийских команд России с использованием программно-целевого подхода / А.Г. Абалян, Е.Б. Мякинченко, А.С. Крючков и др. // Вестник спортивной науки. - 2016. - № 1. - С. 3-5.
2. Абалян, А.Г. Научно-методическое обеспечение в системе управления подготовкой спортсменов-паралим-пийцев высокого класса / А.Г. Абалян, Е.Б. Мякинченко, А.С. Крючков и др. // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 5. - С. 70-72.
3. Павленко, Ю. Научно-методическое обеспечение подготовки спортсменов в олимпийском спорте /
Ю. Павленко, Н. Козлова // Наука в олимпийском спорте. - Киев, 2013. - № 2. - С. 73-79.
4. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: в 2-х кн. / Платонов В.Н. - К.: Олимп. лит., 2015. - С. 1431.
5. Шелков, О.М. Система комплексного контроля в процессе подготовки спортсменов-паралимпийцев / О.М. Шелков, А.Г. Абалян // Адаптивная физическая культура. - 2011. - № 4. - С. 48-50.
References
1. Abalyan, A.G. Scientific and methodological support of training Russian Paralympic teams with program-target approach / A.G. Abalyan, E.B. Myakinchenko, A.S. Kryuchkov et all // Vestnik sportivnoy nauki. - 2016. - No. 1. - Pp. 3-5.
2. Abalyan, A.G. Scientific and methodological support in the preparation of the control system of Paralympic athletes of high class / A.G. Abalyan, E.B. Myakinchenko, A.S. Kryuckov et all // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'turi. - 2016. - No. 5. - Pp. 70-72.
3. Pavlenko, Yu. Scientific and methodological support of training of athletes in Olympic sports / Y. Pavlenko,
A.N. Kozlov // Nauka v Olimpiyskom sporte. - Kiev, 2013. -No. 2. - Pp. 73-79.
4. Platonov, V.N. The system of training athletes in Olympic sports. The general theory and its practical applications: in 2 v. / Platonov V.N. - K.: Olympus. lit., 2015. -P. 1431.
5. Shelkov, O.M. Integrated control system in the process of preparation of Paralympic athletes / O.M. Shelkov, A.G. Abalyan // Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura. - 2011. -No. 4. - Pp. 48-50.