Материал, представленный в таблице 2, позволяет говорить о следующем соотношении технических приёмов рукопашного боя в структуре поединка. Наибольший объём применения в поединке занимают: удары руками в голову - 38%; сваливание и удержание - 22%; удары ногами в корпус - 20%. Следующими, наиболее часто применяемыми в поединке техническими приёмами, являются броски с отрывом ног от ковра (11%). Менее всех остальных в поединках используются такие технических приёмы как: сваливание - 4%; удары руками в корпус - 3%; удары ногами в голову - 1%.
На недавно прошедшем в г. Сочи международном турнире по профессиональному боевому самбо «ПЛОТФОРМА 8 - 70» (формат которого близок рукопашному бою), сборная РФ выиграла со счетом 8:1 у сборной команды мира. При этом, по мнению специалистов, 70% выигранных поединков заканчивались техническими действиями рук, а именно различными типами ударов.
Как видно из представленных исследований, приоритетными в поединках по рукопашному бою являются удары руками в голову, с последующим броском, сваливанием.
Резюмируя вышеизложенное, можно говорить что, как в спортивном рукопашном бою, так и в действиях по задержанию правонарушителей, являющимися прикладным рукопашным боем, превалирует ударная техника рук с дальнейшими действиями из арсенала борьбы.
ВЫВОДЫ
На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы: 1.) основой арсенала современного спортивного и прикладного направлений рукопашного боя являются такие группы технических действий как удары руками и приёмы борьбы (броски, сваливания). При этом удары руками являются превалирующими;
2.) при организации учебно-тренировочного процесса по рукопашному бою следует уделять наибольший объём времени совершенствованию приемов бокса и борьбы (ударов руками, бросков, сваливаний) и их комбинаций.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.02.2016
УДК 796.071.4
АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
Елена Янверовна Михайлова, кандидат педагогических наук, Сергей Сергеевич Филиппов, доктор педагогических наук, профессор, Виктория Валерьевна Ермилова, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассматриваются результаты контент-анализа структуры и содержания Программы спортивной подготовки, разработанных специалистами спортивных школ на основе федеральных стандартов спортивной подготовки. Приведены результаты изучения текстов разработанных Программ, выявлены трудностей, возникающие при их разработке. Полученные материалы могут быть полезны для специалистов спортивных школ при разработке данных Программ.
Ключевые слова: спортивная школа, спортивная подготовка, федеральный стандарт спортивной подготовки, анализ Программ, трудности разработки Программ.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.02.132.p125-131
ANALYSIS OF CONTENT OF PROGRAMS FOR SPORTS PREPARATION
Elena Yanverovna Mikhaylova, the candidate of pedagogical sciences, Sergey Sergeevich Filippov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Victoria Valeryevna Yermilova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article analyzes the results of the content analysis of structure and contents of the Program for sports preparation, developed by the specialists of the sports schools on the basis of the Federal standards of sports preparation. The results of studying of texts of the developed Programs are given, there were revealed the difficulties, arising during their development. The received materials can be useful for the specialists of sports schools when developing these Programs.
Keywords: sports school, sports preparation, Federal standard for sports preparation, analysis of Programs, difficulties in development of Programs.
Для организаций, осуществляющих спортивную подготовку в соответствии с законодательством Российской Федерации [1], одной из актуальных проблем является разработка программ на основе требований федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта (ФССП). Как известно, эти программные документы организации должны разрабатывать самостоятельно.
В этой связи вполне логично предположить, что из-за отсутствия опыта разработки программных документов в рамках требований ФССП могут возникнуть определенные трудности в этой работе. В целях оказания помощи специалистам спортивных школ Санкт-Петербурга в разработке названных выше программ на факультете повышения квалификации НГУ им. П.Ф. Лесгафта была проведена учеба заместителей директоров и методистов этих организации [2]. Всего прошло обучение 97 человек. Курс занятий по теме «Технология разработки Программ спортивной подготовки по виду спорта» включал три основных блока: а) современная система подготовки спортивного резерва в стране; б) правовые основы разработки Программ спортивной подготовки; в) технология разработки Программ спортивной подготовки. По завершению курса и для получения соответствующего удостоверения слушателям необходимо было самостоятельно разработать текст Программы спортивной подготовки на основе ФССП по конкретному виду спорта, который культивируется в данной организации.
Кроме полученных знаний на факультете, при разработке Программ специалистам было рекомендовано использовать материалы примерных программ спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва по различным видам спорта предыдущих лет [3,4], а также Методические материалы Минспорта РФ [5].
По итогам обучения слушателями было представлено 87 Программ. Их оценка осуществлялась с помощью качественно-количественного метода - контент-анализа [6]. В качестве смысловой единицы контент-анализа был выбран индикатор, фиксирующий соответствие текста разработанных Программ требованиям ФССП.
Протокол для оценки текстов выполненных Программ спортивной подготовки включал требования, предъявляемые к структуре и содержанию данного документа, содержащихся в ФССП [7]. В нем фиксировались правильно выполненные разделы, а также ошибки, имевшие место в структуре и содержании Программы.
Наиболее характерные ошибки, выявленные в ходе анализа текстов Программ, сгруппированы и сведены в соответствующие разделы - см. таблицу 1. Наименование разделов Программы взято из федерального стандарта по виду спорта. В таблице после каждого раздела приведен процент Программ выполненных с неточностями от общего
количества документов. Контент-анализ текстов на соответствие структуре и содержанию ФССП разработанной Программы спортивной подготовки по виду спорта показал следующее.
Таблица 1
Результаты контент-анализа структуры и содержания разработанных Программ
спортивной подготовки по виду спорта
Наименование разделов Программы Выявленные несоответствия текстов Программ требованиям ФССП
«Титульный лист» Программы:
наименование вида спорта Имели место следующие неточности: - в наименовании организации, осуществляющей спортивную подготовку; - в наименовании ФССП и дате его утверждения (при наличии изменений в ФССП, они не вносились в титульный лист); - не указывались сроки реализации Программы; Примечание: хотя в ФССП не указано на необходимость кто персонально разрабатывает Программу и не прописана процедура утверждения, слушателям было рекомендовано персонифицировать эти атрибуты титульного листа. Программ выполненных с неточностями - 3%.
Наименование организации, осуществляющей спортивную подготовку
название Программы
название федерального стандарта спортивной подготовки
срок реализации Программы
год составления Программы
«Пояснительная записка» Программы:
характеристика вида спорта Имели место следующие неточности: - дана не полная характеристика вида спорта и его отличительные особенности, не указаны данные из всероссийского реестра видов спорта [8]; - не достаточно отражена специфика организации тренировочного процесса (разные даты начала тренировочного процесса, многолетнее планирование, продолжительность годового тренировочного плана указывалась от 46 до 52 недель); - не полностью показана структура системы многолетней подготовки. Программ выполненных с неточностями - 10%.
Отличительные особенности вида спорта
специфика организации тренировочного процесса
структура системы многолетней подготовки (этапы, уровни, дисциплины)
«Нормативная часть» Программы
продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта (Приложение № 1); Имели место следующие неточности: - указывались все этапы спортивной подготовки, а не те которые реализуются в организации; - не все приложения ФССП перенесены в Программу; - в общем виде раскрыты медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим спортивную подготовку; - не конкретизированы предельные тренировочные нагрузки по этапам подготовки; - не раскрыты требования к количественному и качественному составу групп на различных этапах спортивной подготовки; - отсутствуют конкретные объемы индивидуальной спортивной подготовки; - структура годичного цикла представлена очень лаконично, не раскрыта по периодам и этапам. Программ выполненных с неточностями - 12%.
Соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спорта (Приложение № 2)
планируемые показатели соревновательной деятельности по виду спорта (Приложение № 3);
режимы тренировочной работы
медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим спортивную подготовку
предельные тренировочные нагрузки;
минимальный и предельный объем соревновательной деятельности
требования к экипировке, спортивному инвентарю и оборудованию
требования к количественному и качественному составу групп на этапах спортивной подготовки;
объем индивидуальной спортивной подготовки
структура годичного цикла (название и продолжительность периодов, этапов, мезоциклов).
Наименование разделов Программы Выявленные несоответствия текстов Программ требованиям ФССП
«Методическая часть» Программы
рекомендации по проведению тренировочных занятий, а также требования к технике безопасности в условиях тренировочных занятий и спортивных соревнований Имели место следующие неточности: - отсутствуют конкретные рекомендации по проведению тренировочных занятий на разных этапах подготовки, технике безопасности в условиях тренировочных занятий и спортивных соревнований; - общий характер носят рекомендации по объемам тренировочных нагрузок; - отсутствуют требования к проведению врачебно-педагогического и психологического контроля; - рекомендации по организации психологической подготовки или отсутствуют, или носят общий характер; - программный материал для практических занятий по каждому этапу не систематизирован; - планы применения восстановительных средств, антидопинговых мероприятий, инструкторской и судейской практики или отсутствуют, или носят общий характер. Программ выполненных с неточностями - 40%.
Рекомендуемые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок
рекомендации по планированию спортивных результатов
требования к организации и проведению врачебно-педагогического, психологического и биохимического контроля
программный материал для практических занятий по каждому этапу спортивной подготовки с разбивкой на периоды подготовки
рекомендации по организации психологической подготовки
планы применения восстановительных средств
планы антидопинговых мероприятий
планы инструкторской и судейской практики
«Система контроля и зачетные требования» Программы
конкретизацию критериев подготовки лиц, проходящих спортивную подготовку на каждом этапе спортивной подготовки, с учетом возраста и влияния физических качеств и телосложения на результативность по виду спорта (Приложение .№ 4) Имели место следующие неточности: - не разработаны требования к результатам реализации Программы на каждом этапе спортивной подготовки; - сложности в составлении обязательной технической программы; - сложности в составлении комплексов контрольных испытаний и контрольно-переводных нормативов по годам и этапам спортивной подготовки, определении сроков проведения контроля; - отсутствуют методические указания по организации тестирования, методам и организации медико-биологического обследования спортсменов. Программ выполненных с неточностями - 35%.
Требования к результатам реализации Программы на каждом этапе спортивной подготовки, выполнение которых дает основание для перевода лица, проходящего спортивную подготовку на следующий этап спортивной подготовки
виды контроля общей и специальной физической, спортивно-технической и тактической подготовки, комплекс контрольных испытаний и контрольно-переводные нормативы по годам и этапам спортивной подготовки, сроки проведения контроля
комплексы контрольных упражнений для оценки общей, специальной физической, технико-тактической подготовки лиц, проходящих спортивную подготовку, методические указания по организации тестирования, методам и организации медико-биологического обследования
«Перечень информационного обеспечения» Программы
список литературных источников - для тренеров Имели место следующие неточности: - списки литературных источников и Интернет-ресурсов представлен общий, без разделения отдельно для тренеров и спортсменов; - списки литературных источников для тренеров малочисленны, отсутствуют работы последних 5 лет; - списки литературных источников для спортсменов практически отсутствуют; - Интернет-ресурсы ограничиваются 2-3 адресами. Программ выполненных с неточностями - 85%.
Интернет-ресурсы - для тренеров
список литературных источников - для спортсменов
Интернет-ресурсы - для спортсменов
«План физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий»
календарный план межрегиональных Имели место следующие неточности: - часть Программ не содержит «План физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий»; - раздел Программы перегружен количеством мероприятий и не согласуются с требованиями ФССП (Приложение 3); - в Планах мероприятий не отражены уровни соревнований и сроки проведения.
Календарный план всероссийских
календарный план международных
календарный план субъекта РФ
календарный план муниципальных образований
Наименование разделов Программы Выявленные несоответствия текстов Программ требованиям ФССП
Программ выполненных с неточностями - 43%.
Полученные результаты контент-анализа Программ спортивной подготовки, на наш взгляд, целесообразно соотнести с данными анкетного опроса специалистов спортивных школ, которым предстояло разрабатывать эти документы [2]. Такое сравнение позволит увидеть, насколько ожидания респондентов совпали с результатами выполненной ими работы.
Таблица 2
Сравнительный анализ результатов исследования оценок респондентами структурных частей Программы спортивной подготовки, вызвавшие у них наибольшие за-
труднения и контент-анализа выполненных П рограмм
Наименование разделов Программы Результаты опроса [2] Контент-анализ
Зам дир. СШ Текст
% Ранг % Ранг
титульный лист - - 3 -
пояснительная записка 11,1 6 10 6
нормативная часть 22,2 4 12 5
методическая часть 44,4 1 40 2
система контроля и зачетные требования 33,3 2-3 35 4
перечень информационного обеспечения 33,3 2-3 85 1
план физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий. 18,5 5 43 3
Сравнительный анализ приведенных в таблице 2 результатов исследования оценок респондентами структурных частей Программы спортивной подготовки, вызвавшие у них наибольшие затруднения, и контент-анализа выполненных документов позволяет заключить, что эти ожидания совпали по некоторым разделам с разработанными текстами программ. Рассчитанный коэффициент ранговой корреляции г =0,7 (при р =0,05) свидетельствует о наличии взаимосвязи между рассматриваемыми результатами опроса и контент-анализа.
Полученные результаты позволяет сделать некоторые обобщения.
Во-первых, анализ текстов Программ и беседы со специалистами спортивных школ, которые представили свои документы, позволяет констатировать, что принципиальных ошибок в разработках не встретилось, выявленные неточности были связаны с одной стороны с отсутствием опыта работы с таким документом как ФССП, с другой - не все разделы стандарта трактовались однозначно.
В-вторых, суммарные результаты, отражающие количество программ выполненных с неточностями, превышают 100%, что свидетельствует о наличие не в одном, а в нескольких разделах текста документов несоответствие требованиям ФССП,
В-третьих, наибольшие проблемы у специалистов возникли при разработке разделов «Методическая часть» и «Система контроля и зачетные требования».
В-четвертых, «Перечень информационного обеспечения» является относительно новым направлением в деятельности спортивных школ, методическая служба не занималась ею целенаправленно, собирая необходимую научно-методическую литературу по совершенствованию тренировочного процесса, тем более для спортсменов. Интернет-ресурсы практически не нашли отражение в Программах, за исключением сайтов отраслевых органов управления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Все проанализированные Программы спортивной подготовки, выполненные слушателями, в целом отвечают требованиям ФССП по виду спорта.
2. Анализ текстов показал, что наибольшие затруднения вызвали разработка разделов «Методическая часть» и «Система контроля и зачетные требования».
3. Большинство выявленных не соответствий в текстах Программ требованиям ФССП или носят редакционный характер и легко устранимы, или требуют незначительных усилий по их исправлению.
4. Результаты анкетного опроса работников спортивных школ и контент-анализ текстов Программ во многом совпали, что позволяет говорить об адекватности самооценки респондентов.
5. В целях совершенствования содержания Программ спортивной подготовки на основе ФССП деятельность спортивных школ по их реализации требует дальнейшего научно-методического сопровождения.
6. Учитывая массовый характер разработок Программ спортивной подготовки на основе ФССП по разным видам спорта в спортивных школах страны, надеемся, что результаты исследования, в ходе которого выявлены проблемы при разработке названных документов, будут приняты специалистами во внимание и учтены в работе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 4 декабря 2007 г. N 329-Ф3 [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/12157560/. - Дата обращения 30.06.2015.
2. Филиппов, С.С. Результаты исследования отношения специалистов ДЮСШ к разработке программ спортивной подготовки / С.С. Филиппов, Е.Я. Михайлова, В.В. Ермилова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 12 (130). - 2015. - С. 259-264.
3. Спортивная гимнастика (девушки) : программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства / Гос. ком. СССР по физ. культуре и спорту ; Главн. управление научно-методической работы. - М. : [б.и.], 1986. - 187 с.
4. Плавание. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва. - М. : Советский спорт, 2004. - 216 с.
5. Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации / Министерство спорта Российской Федерации. - М. : Советский спорт, 2014. - 132 с.
6. Рабочая книга социолога. - М. : Наука., 1977. - 511 с.
7. Федеральные стандарты спортивной подготовки [Электронный ресурс] // URLhttp://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW&n=149243&req=doc. - Дата обращения 30.06.2015.
8. Всероссийский реестр видов спорта (ред. от 17.03.2015) www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_109655/ - Дата обращения 01.01.2016.
REFERENCES
1. Federal law "About physical education and sport in the Russian Federation" of December 4, 2007 N 329-FZ, available at http://base.garant.ru/12157560/. - accessed 30.06.2015.
2. Filippov S.S., Mikhaylova E.Ya. and Yermilova V. V. "Results of research of the attitude of specialists working for children and youth sports schools to development of programs of sports preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 130, No. 12, pp. 259-264.
3. The state Committee of the USSR on physical education and sport, Main Institute of Scientific and methodical work (1986), Gymnastics (girls): Program for youth sports schools, specialized youth sports schools of Olympic reserve and schools of the highest sports skill, Moscow.
4. Swimming. (2004), Approximate program of sports preparation for children's and youth sports schools, specialized Children's and Youth Sports Schools of Olympic Reserve, Soviet sport, Moscow.
5. Methodical recommendations about the organization of sports preparation in the Russian Federation (2014), the Ministry of Sport of the Russian Federation, Soviet sport, Moscow.
6. Workbook of the sociologist (1977), Science, Moscow.
7. Federal standards of sports preparation, available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? base=LAW&n=149243&req=doc. -
8. The All-Russian register of sports (an edition from 3/17/2015), available at: