Научная статья на тему 'РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ'

РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
330
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / СПОРТИВНЫЙ РЕЗЕРВ / ПРОГРАММА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Степыко Д.Г., Грачева Д.В., Лурье Г.В., Аверясова Ю.О.

Цель исследования - разработка унифицированного шаблона программы спортивной подготовки для различных видов спорта на основе соответствия Федерального стандарта спортивной подготовки. Методика и организация исследования. В рамках исследования проводился анализ научно-методической литературы, Федерального стандарта спортивной подготовки (ФССП) и других источников. Проведен анализ 25 программ спортивной подготовки по различным видам спорта для выявления основных тенденций их формирования, научной обоснованности и соответствия ФССП. Результаты исследования и выводы. В настоящее время регулирование организации спортивной подготовки по виду спорта осуществляется на основе двух ключевых документов: Федерального стандарта спортивной подготовки (ФССП) и Программы спортивной подготовки (ПСП). Анализ ПСП по видам спорта позволил установить, что в них используются не актуализированные данные современным тенденциям развития спорта, противоречащие ФССП. Такое обстоятельство не позволяет планировать тренировочный процесс наиболее эффективно. Разработан шаблон ПСП по виду спорта, а также научно обоснованы подходы к формированию его структуры и содержания. Полученные результаты исследования представляется целесообразным использовать спортивными учреждениями (СШ, СШОР, ЦСП, ЦОП и т.п.) для разработки ПСП по видам спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Степыко Д.Г., Грачева Д.В., Лурье Г.В., Аверясова Ю.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS TRAINING PROCESS ORGANIZATION AND MANAGEMENT

Objective of the study was to design a unified sports training program for different sports based on the principle of compliance with the Federal Sports Training Standard. Methods and structure of the study. The study included analysis of the scientific and methodological literature, the Federal Sports Training Standard, and other sources, as well as the sports training programs (a total of 25) for various sports. The analysis enabled to identify the main trends in the formation of the sports training programs, their scientific validity, and conformity with the Federal Sports Training Standard. Results and conclusions. Currently, there are two key documents regulating the sport-specific training process organization and management: Federal Sports Training Standard and sports training program. The analysis of different sports training programs revealed that they used outdated data not customizable to modern sports trends and in contradiction with the Federal Sports Training Standard. This makes it difficult to plan the most effective sports training process. We developed a sport-specific training program template and scientifically substantiated approaches to its structure and content. For us it seems appropriate to use the findings in various physical education and sports institutions (sports schools, sports schools of Olympic reserves, sports training centers, Olympic training centers, etc.) to develop sport-specific training programs.

Текст научной работы на тему «РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ»

РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНОМ ПОДГОТОВКИ

УДК/UDC 796:658

Поступила в редакцию 20.12.2020 г.

Информация для связи с автором: stepunit82@gmail.com

Кандидат педагогических наук Д.Г. Степыко1 Д.В. Грачева1 Г.В. Лурье2 Ю.О. Аверясова1

1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва

2 Центр спортивной подготовки сборных команд России, Москва

SPORTS TRAINING PROCESS ORGANIZATiON AND MANAGEMENT

PhD D.G. Stepyko1 D.V. Gracheva1 G.V. Lurye2 Y.O. Averyasova1

1 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

2 Center of sports training of national teams of Russia, Moscow

Аннотация

Цель исследования - разработка унифицированного шаблона программы спортивной подготовки для различных видов спорта на основе соответствия Федерального стандарта спортивной подготовки. Методика и организация исследования. В рамках исследования проводился анализ научно-методической литературы, Федерального стандарта спортивной подготовки (ФССП) и других источников. Проведен анализ 25 программ спортивной подготовки по различным видам спорта для выявления основных тенденций их формирования, научной обоснованности и соответствия ФССП.

Результаты исследования и выводы. В настоящее время регулирование организации спортивной подготовки по виду спорта осуществляется на основе двух ключевых документов: Федерального стандарта спортивной подготовки (ФССП) и Программы спортивной подготовки (ПСП). Анализ ПСП по видам спорта позволил установить, что в них используются не актуализированные данные современным тенденциям развития спорта, противоречащие ФССП. Такое обстоятельство не позволяет планировать тренировочный процесс наиболее эффективно. Разработан шаблон ПСП по виду спорта, а также научно обоснованы подходы к формированию его структуры и содержания.

Полученные результаты исследования представляется целесообразным использовать спортивными учреждениями (СШ, СШОР, ЦСП, ЦОП и т.п.) для разработки ПСП по видам спорта.

Ключевые слова: спортивная подготовка, спортивный резерв, программа спортивной подготовки.

Annotation

Objective of the study was to design a unified sports training program for different sports based on the principle of compliance with the Federal Sports Training Standard.

Methods and structure of the study. The study included analysis of the scientific and methodological literature, the Federal Sports Training Standard, and other sources, as well as the sports training programs (a total of 25) for various sports. The analysis enabled to identify the main trends in the formation of the sports training programs, their scientific validity, and conformity with the Federal Sports Training Standard.

Results and conclusions. Currently, there are two key documents regulating the sport-specific training process organization and management: Federal Sports Training Standard and sports training program. The analysis of different sports training programs revealed that they used outdated data not customizable to modern sports trends and in contradiction with the Federal Sports Training Standard. This makes it difficult to plan the most effective sports training process. We developed a sport-specific training program template and scientifically substantiated approaches to its structure and content. For us it seems appropriate to use the findings in various physical education and sports institutions (sports schools, sports schools of Olympic reserves, sports training centers, Olympic training centers, etc.) to develop sport-specific training programs.

Keywords: sports training, sports reserve, sports training program.

Введение. Действующим законодательством установлено, что программы спортивной подготовки (ПСП) спортивные организации разрабатывают самостоятельно. Для оказания помощи методистам СШ, СШОР, ЦСП, ЦОП при разработке ПСП нового поколения необходимо разработать: шаблон типовой программы; научно обоснованные рекомендации по формированию содержания программного материала; перечень нормативно-правовых актов, регламентирующих спортивную подготовку; список актуализированных литературных источников, отражающий современные тенденции организации тренировочного процесса.

Цель исследования - разработка унифицированного шаблона программы спортивной подготовки для различных видов спорта на основе соответствия Федерального стандарта спортивной подготовки.

Методика и организация исследования. В рамках исследования проводился анализ научно-методической ли-

тературы, ФССП и других источников. Проведен анализ 25 программ спортивной подготовки по различным видам спорта для выявления основных тенденций их формирования, научной обоснованности и соответствия ФССП.

Результаты исследования и их обсуждение. При разработке программы спортивной подготовки следует придерживаться определённой иерархической последовательности при использовании документов, на основе которых осуществляется внутреннее наполнение данного документа: Приказы Минспорта РФ, утверждающие Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта; нормативные документы Минспорта РФ (приказы, письма, методические рекомендации); нормативные документы учредительных и вышестоящих организаций, отвечающих за спортивную подготовку на своём уровне (региональных, городских, районных, муниципальных и т. п.), а также внутренних документов организаций; нормативные документы и рекомендации федераций по виду спор-

№3 • 2021 Март | March

http://www.teoriya.ru

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Характеристика вида спорта и его отличительные особенности

1,4, Специфика соревновательной деятельности

1.2. Специфика отбора лиц для их спортивной подготовки

1,3. Специфика тренировочного процесса

15. Структура системы многолетней подготовки (этапы, уроЕнп. циклы, виды подготовки и другие элементы структуры при их наличии)_

II. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Задачи деятельности организации, осуществляющей спортивную подготовку по виду спорта 2.2. Структура грениров очного процесса 2,3. Основные требования по видам подготовки, е том числе физической, теоретической, технической, тактической, психологической

2.4. Критерии зачисления на этап спортивной подготовки и перевода лиц, проходящих спортивною подготовку, на последующие годы и этапы спортивной подготовки

2.5. Перечень

тренировочных

мероприятий

2.6. Требования к научно-методическому обеспечению

2.7. Требования к мероприятиям, направленным на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним

2.9. Требования к объему тренировочного процесса

2.В. Продолжительность этапов спортивной подготовки, возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и количество лиц. проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта

2.10. Соотношение видов подготовки в структуре тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки по виду спорта

2.11. Требования к объему соревновательной деятельности на этапах спортивной подготовки по виду спорта

2.12, Структура годичного цикла (название и продолжительность периодов, этапов, ыезоциклов)

2.13. Режимы тренировочной работы

IV. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с Н

4.1. Рекомендации по проведению отбора лиц для их спортивной подготовки, включающие в себя мероприятия по просмотру и тестированию кандидатов для зачисления на спортивную подготовку

4.3. Рекомендуемые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок

4.5. Рекомендации по планированию спортивных результатов

4.7. Программный материал по проведению антидопинговых мероприятий

4.8. Планы восстановительных мероприятий

4.9. Планы инструкторской и судейской практики

4.11. Рекомендации по организации психологической подготовки

4.2. Перечень видов спортивной подготовки, применяемых в тренировочном процессе, средства и методы спортивной тренировки, формы организации тренировочных занятий

4.4. Рекомендации по проведению тренировочных занятий и обеспечению техники безопасности при их проведении

4.6. Программный материал для проведения тренировочных занятий по каждому этапу спортивной подготовки с указанием видов упражнений, средств и методов тренировки

4.10. Требования к организации и проведению врачеоно-педагогического. психологического и биохимического контроля

42

http://www.teoriya.ru

№3^ 2021 Март | МагсГ:

Содержание макета типовой программы по спортивной подготовке

та - правила соревнований, регламенты соревнований, планы мероприятий, разработки и другие рекомендованные источники, как печатные, так и цифровые; научно-методические источники отечественных и зарубежных авторов и собственные методические наработки. Разделы и пункты программы должны по составу соответствовать содержанию, прописанному в ФССП по данному виду спорта.

На наш взгляд, особое внимание следует обращать на наличие нескольких спортивных дисциплин внутри одного вида спорта (лёгкая атлетика, спортивная гимнастика), игровые амплуа (спортивные игры), весовые категории (тяжёлая атлетика, единоборства), сложные правила или меняющийся регламент соревнований (технические виды спорта), различные функции для членов экипажа (бобслей, гребной спорт) и др., что требует специализированной направленности составляющих спортивной подготовки и будет влиять на содержание программы. Также следует уделять внимание индивидуализации тренировочной нагрузки в связи с наличием у спортсменов индивидуальных признаков (анатомо-морфологических, физиологических, психологических), что должно быть отражено в вариативной части программы.

Анализ тренировочного процесса и документов, регламентирующих тренировочный процесс, позволил установить, что в настоящее время недостаточно учитываются индивидуальные особенности спортсменов, в результате этого в юношеском и подростковом возрасте тренеры часто пользуются преимуществом акселератов, добиваясь побед на юношеских соревнованиях, но при этом происходит вытеснение ретардантов, чьи темпы физического развития происходят медленнее. Вместе с тем многие отечественные специалисты, в частности физиологи, отмечают долгосрочное преимущество ретардантов с точки зрения достижения максимальных спортивных результатов (Л.Б. Андрющенко и др., 2020).

Конкретизация отдельных пунктов содержания программ (если данные пункты не прописаны в ФССП): названия этапов, уровней, циклов, видов подготовки и других элементов структуры при их наличии следует выполнять на основании рекомендаций федераций по соответствующим видам спор-

та, а если они отсутствуют - по данным научно-методической литературы, используя успешный опыт специалистов в данном виде спортивной деятельности и других видах.

Проанализируем основные требования к написанию ПСП по видам спорта, основанные на шаблоне типовой программы. ФССП определяет, что ПСП по видам спорта должна иметь следующую структуру и содержание: титульный лист; пояснительную записку; нормативную часть; методическую часть; систему контроля и зачетные требования; перечень информационного обеспечения; план физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий. Также в ФССП прописано содержание каждого из разделов, однако наполнение их вызывает определённые трудности при практической реализации. Представим схематично содержание типовой программы (см. рисунок).

Вывод. На основе изучения документов и специализированных научных источников, регламентирующих содержание ПСП, разработан шаблон типовой программы, который позволяет стандартизировать программы и сделать их более качественными по содержанию и более эффективными при их реализации. Разработанный шаблон типовой программы соответствует требованиям ФССП и позволяет учесть все основные аспекты спортивной подготовки, которые дадут возможность повысить эффективность тренировочного процесса.

Использованная литература

1. Андрющенко Л.Б. Анализ проблем подготовки спортивного резерва в сфере управления развитием физической культурой и спортом в Волгоградской области и предложения по их решению / Л.Б. Андрющенко, М.А. Опалев, М.Н. Пуховская и др. // Культура физическая и здоровье. - 2020. - № 1 (73). - С. 3-6.

2. Андрющенко Л.Б. Административно-правовые аспекты государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта / Л.Б. Андрющенко, М.А. Опалев, Ю.О. Аверясова и др. // В сборнике: Актуальные проблемы, современные тенденции развития физической культуры и спорта с учетом реализации национальных проектов. Матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Под науч. ред. Л.Б. Андрющенко, С.И. Филимоновой. - 2020. - С. 11-18.

3. АндрющенкоЛ.Б. Разработкаиреализациянаучно-методического обеспечения повышения квалификации педагогов и специа-

№3 • 2021 Март | МагсГ:

http://www.teoriya.ru

листов по физической культуре и спорту / Л.Б. Андрющенко, Ю.О. Аверясова, Г.Б. Кондраков и др. // Плехановский научный бюллетень. - 2017. - № 2 (12). - С. 17-21.

4. Приказ Минспорта России от 30.10.2015 № 999 «Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71271262/ (дата обращения: 20.12.2020).

5. Программа спортивной подготовки по виду спорта гольф для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва. Министерство спорта РФ, общероссийская общественная организация «Ассоциация гольфа России». - Москва, 2014. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. golfspb.org/documentsA8.pdf(дата обращения: 20.12.2020).

6. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12157560/ (дата обращения: 20.12.2020).

References

1. Andryushchenko L.B., Opalev M.A., Pukhovskaya M.N. et al. Analiz problem podgotovki sportivnogo rezerva v sfere upravleniya razvitiem fizicheskoy kulturoy i sportom v Volgogradskoy oblasti i predlozheniya po ikh resheniyu [Analysis of problems of sports reserve training in field of physical education and sports development management in the Volgograd region and possible solutions]. Kultura fizicheskaya i zdorovye. 2020. No. 1 (73). pp. 3-6.

2. Andryushchenko L.B., Opalev M.A., Averyasova Yu.O. et al. Administrativno-pravovye aspekty gosudarstvennogo regulirovaniya v sfere fizicheskoy kultury i sporta [Administrative and legal aspects of state regulation in physical education and sports]. Aktualnye problemy, sovremennye tendentsii razvitiya fizicheskoy kultury i

sporta s uchetom realizatsii natsionalnykh proektov [Actual problems, modern trends in development of physical education and sports, within implementation of national projects]. Proc. national research-practical conf. with int. participation. 2020. pp. 11-18.

3. Andryushchenko L.B., Averyasova Yu.O., Kondrakov G.B. et al. Razrabotka i realizatsiya nauchno-metodicheskogo obespecheniya povysheniya kvalifikatsii pedagogov i spetsialistov po fizicheskoy kulture i sportu [Development and implementation of scientific and methodological support for professional development of teachers and specialists in physical education and sports]. Plekhanovskiy nauchny byulleten. 2017. No. 2 (12). pp. 17-21.

4. Prikaz Minsporta Rossii ot 30.10.2015 # 999 «Ob utverzhdenii trebovaniy k obespecheniyu podgotovki sportivnogo rezerva dlya sportivnykh sbornykh komand Rossiyskoy Federatsii». [Order of the Ministry of Sports of Russia dated 30.10.2015 No. 999 "On approval of the requirements for ensuring sports reserve training for sports teams of the Russian Federation"] [Electronic resource]. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71271262/ (date of access: 20.12.2020).

5. Programma sportivnoy podgotovki po vidu sporta golf dlya detsko-yunosheskih sportivnykh shkol, spetsializirovannykh detsko-yunosheskikh shkol olimpiyskogo rezerva i uchilishch olimpiyskogo rezerva [Golf sports training program for children and youth sports schools, specialized Olympic reserve children and youth schools and Olympic reserve schools]. Ministry of Sports of the Russian Federation, all-Russian public organization "Russian Golf Association». Moscow, 2014. [Electronic resource]. Available at: http://www.golfspb.org/ documentsA8.pdf(date of access: 20.12.2020).

6. Federalny zakon «O fizicheskoy kulture i sporte v Rossiyskoy Federatsii» ot 4 dekabrya 2007 g. # 329-FZ [Federal Law "On Physical Education and Sports in the Russian Federation" dated December 4, 2007 No. 329-FZ] [Electronic resource]. Available at: http://base. garant.ru/12157560/ (date of access: 20.12.2020).

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

развитие скоростно-силовых СПОСОБНОСТЕЙ у глухих самбистов

А.В. Жалилов1

Доктор педагогических наук, доцент А.С. Махов1 1Российский государственный социальный университет, Москва УДК/UDC 796.814

Ключевые слова: скоростно-силовые способности, глухие самбисты, тренировочный процесс.

Введение. В соревновательных схватках при проведении бросков необходимо проявление так называемой «взрывной силы». По-прежнему остается актуальным вопрос развития скоростно-силовых способностей у глухих самбистов, так как многие способности у спортсменов с данной нозологией имеют неоднородное формирование и могут отставать, в отличие от здоровых сверстников.

Цель исследования - разработка упражнений, способствующих развитию скоростно-силовых способностей.

Методика и организация исследования. Для развития и оценки скоростно-силовых способностей у глухих самбистов был проведен педагогический эксперимент на базе Ивановской коррекционной школы-интерната № 1.

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе проведения педагогического эксперимента с января по апрель 2017 г оценка скоростно-силовых способностей во входном и контрольном тестировании осуществлялась с помощью следующих тестов: «Прыжок в длину с места», «Прыжок в длину с разбега», «Метание медицинбола двумя руками из-за головы» (вес 5 кг). Исследование проводилось в группе начальной подготовки глухих самбистов 12-14 лет.

В учебно-тренировочный процесс среди глухих самбистов были включены упражнения с преимущественным развитием скоростно-силовых способностей, такие как прыжки в длину и высоту с места, ходьба «гусиным шагом», выполнение низкого старта, ускорение на 30 м, метание медицинбола (вес

SPEED-STRENGTH ABiLiTiES BUILDING iN DEAF SAMBO WRESTLERS

A.V. Zhalilov1

Dr. Hab., Associate Professor A.S. Makhov1 1Russian State Social University, Moscow

Поступила в редакцию 29.01.2021 г.

5 кг), упражнение «Тачка», упражнение «Крокодил». На каждом тренировочном занятии было уделено дополнительное время на воспитание именно этих способностей, количество подходов и повторений варьировалось в зависимости от возможностей глухих спортсменов. Необходимо сказать, что проведение бросков в стойке, выполнение переворотов в партере, уходов с удержаний помимо технического выполнения приемов также требует проявления скоростно-силовых способностей, что, безусловно, повлияло на их развитие.

В ходе проведенного контрольного тестирования по развитию скоростно-силовых способностей удалось получить следующие результаты: в прыжке в длину с места прирост в среднем -5 см, в прыжке в длину с разбега также отмечена положительная динамика, но не столь значительная, - 1,5 см, в метании медицинбола (вес 5 кг) улучшение результата составило 2,7 м.

Вывод. Целенаправленное воспитание скоростно-силовых способностей позволяет способствовать их развитию, о чем свидетельствует прирост результатов во всех контрольных нормативах. Кроме того, в учебно-тренировочных и соревновательных схватках глухих самбистов крайне важно применение «взрывной силы» при выполнении бросков, так как это позволяет выполнить техническое действие более результативно и достичь успеха в соревновательном поединке.

Использованная литература

1. Жалилов А.В. Методика занятий борьбой самбо с детьми 1214 лет, имеющими нарушения слуха / А.В. Жалилов, А.С. Махов // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2017. -№ 5 (147). - С. 45-50.

Информация для связи с автором: bonifacii1977@mail.ru

44

http://www.teoriya.ru

№3^ 2021 Март | March

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.