Научная статья на тему 'О классификации спортивных соревнований в федеральных стандартах спортивной подготовки'

О классификации спортивных соревнований в федеральных стандартах спортивной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1443
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ / КЛАССИФИКАЦИЯ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ / ЦЕЛЬ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ / FEDERAL SPORTS TRAINING STANDARDS / CLASSIFICATION OF SPORTS COMPETITIONS / PURPOSE OF SPORTS COMPETITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самсонов Иван Иванович, Дрофа Павел Александрович, Баянкин Олег Васильевич

В статье авторами рассматриваются классификации спортивных соревнований по целям их проведения, как в федеральных стандартах спортивной подготовки, так и в научных работах ведущих ученых теории спорта. Авторы, решая проблему отсутствия единообразия в систематизации спортивных соревнований на уровне федеральных стандартов спортивной подготовки, предлагают предпринять попытку консолидации различных классификаций спортивных соревнований, с учетом разработанных теорий в области спортивной науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самсонов Иван Иванович, Дрофа Павел Александрович, Баянкин Олег Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Upon classification of sports competitions in the federal sports training standards

The article discusses classification of sports competitions by the purposes of their organization both in the federal sports training standards and in the scientific works of leading researchers of the sports theory. To solve the problem of nonuniformity in the federal sports training standards by the arrangement of sports competitions the authors try to consolidate various classifications of the sports competitions according to the theories developed in the field of sport science.

Текст научной работы на тему «О классификации спортивных соревнований в федеральных стандартах спортивной подготовки»

удержания, прихваты, удары в колено, что объясняется нарастающим утомлением, не только физическим, но и психологическим. Результаты данного исследования могут быть использованы для формирования практических рекомендации по организации предсорев-новательной подготовки юных и квалифицированных спортсменов в дисциплинах кикбоксинга.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаськов, А.В. Структура и содержание тренировочно-соревновательной деятельности в боксе : монография / А.В. Гаськов, В.А. Кузьмин ; Красноярский гос. ун-т. - Красноярск : [б.и.], 2004. - 113 с.

2. Карданов, В.А. Формирование готовности к поединку в зависимости от индивидуальных особенностей квалифицированных кикбоксеров-юниоров : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Карданов В.А. - М., 1998. - 27 с.

3. Кладов, Э.В. Оптимизация тренировочного процесса кикбоксеров 14-15 лет в разделе фулл-контакт с акцентом на развитие специальной выносливости / Э.В. Кладов, В.П. Шульпина // Вестник ЮУрГУ - 2011. - № 39. - С. 133-138.

4. Клещев, В.В. Повышение технико-тактического мастерства кикбоксеров посредством формирования индивидуально-типовых манер ведения боя : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Клещев В.В. - М., 2005. - 25 с.

5. Сабирова, И.А. Анализ соревновательной деятельности спортсменов представителей тхэквондо / И.А. Сабирова, Д. Переславцева // Перспективы развития студенческого спорта и Олим-пизма : сборник статей Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов. - Воронеж : Научная книга, 2018. - С. 345-348.

REFERENCES

1. Gaskov, A.V. and Kuzmin, V.A. (2004), Structure and content of the training-competitive activity in boxing: monograph, Krasnoyarsk.

2. Kardanov, V.A. (1998), Formation of readiness for the fight, depending on the individual characteristics of qualified junior kickboxers, dissertation, Moscow.

3. Kladov, E.V. and Shulpina, V.P. (2011), "Optimization of the training process of kickboxers 1415 years in the section full-contact with an emphasis on the development of special endurance", Bulletin of SUSU, No. 39, pp. 133-138.

4. Kleschev, V.V. (2005), Improving of the technical and tactical skills of kickboxers through the formation of individual-typical fighting manners: dissertation, Moscow.

5. Sabirova, I.A. and Pereslavtseva, D. (2018), "Analysis of competitive activity of athletes of representatives of taekwondo", Prospects of development of student's sport and Olympism: collection of articles of the All-Russian with international participation scientific and practical conference of students, Scientific book, Voronezh, pp 345-348.

Контактная информация: sabirova27.02@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.01.2019

УДК 796.062.4

О КЛАССИФИКАЦИИ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Иван Иванович Самсонов, кандидат педагогических наук, доцент, Краевая детско-юношеская спортивная школа (КДЮСШ), Барнаул; Павел Александрович Дрофа, преподаватель, Алтайское училище олимпийского резерва (АУОР), Барнаул; Олег Васильевич Баянкин, кандидат педагогических наук, доцент, Алтайский государственный педагогический университет (АлтГПУ), Барнаул

Аннотация

В статье авторами рассматриваются классификации спортивных соревнований по целям их проведения, как в федеральных стандартах спортивной подготовки, так и в научных работах ведущих

ученых теории спорта. Авторы, решая проблему отсутствия единообразия в систематизации спортивных соревнований на уровне федеральных стандартов спортивной подготовки, предлагают предпринять попытку консолидации различных классификаций спортивных соревнований, с учетом разработанных теорий в области спортивной науки.

Ключевые слова: федеральные стандарты спортивной подготовки, классификация спортивных соревнований, цель спортивных соревнований.

UPON CLASSIFICATION OF SPORTS COMPETITIONS IN THE FEDERAL SPORTS

TRAINING STANDARDS Ivan Ivanovich Samsonov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Regional Youth Athletic Center, Barnaul; Pavel Aleksandrovich Drofa, the teacher, Altai Olympic Reserve School, Barnaul; Oleg Vasilyevich Bayankin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Altai State Pedagogical University, Barnaul

Annotation

The article discusses classification of sports competitions by the purposes of their organization both in the federal sports training standards and in the scientific works of leading researchers of the sports theory. To solve the problem of nonuniformity in the federal sports training standards by the arrangement of sports competitions the authors try to consolidate various classifications of the sports competitions according to the theories developed in the field of sport science.

Keywords: federal sports training standards, classification of sports competitions, purpose of sports competitions.

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ

Физическая культура и спорт (далее - ФКиС) являются неотъемлемыми атрибутами онтогенеза человека, борющимися с его гиподинамией и, как следствие, повышающие качество жизни граждан.

Государство, понимая пагубность снижения двигательной активности граждан, мотивирует население на занятия ФКиС (государственная программа «Развитие ФКиС», Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне», Национальные цели и стратегические задачи развития РФ до 2024 г. и др.).

Одними из организованных форм занятий ФКиС являются реализация обязательных основных образовательных программ (предмет «Физическая культура» и внеурочная деятельность по ФКиС) [1], а также дополнительных общеобразовательных программ в области ФКиС и (или) программ ФКиС (далее - программа), основанных на личном интересе детей. Кроме этого, программой долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года был обозначен приоритет развития страны - модернизация системы подготовки спортивного резерва [2]. Руководствуясь данным документом, в 2011 году к занятиям, основанным на «личном» интересе детей, добавилась реализация программ спортивной подготовки (далее - ПСП), разработанных на основе федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта (далее - ФССП) [3].

Специфической формой реализации всех типов программ является использование в процессе состязательного компонента (спортивных соревнований) (далее - соревнования). Они представляют собой ядро процесса и являются основным отличительным признаком от других видов деятельности в области ФКиС. Однако, у правоприменителей (работников ФКиС, контрольно-надзорных органов) не существует однозначного понимания о соотношении системы соревнований с эффективностью реализации программы. Общеизвестно, что именно обязательное участие в соревнованиях и показанный на них результат предопределяют основную особенность типов деятельности, составляющих сферу ФКиС (образовательно-; культурно-; физкультурно-спортивную и т.д.).

Мониторинг правоприменения организациями, осуществляющими спортивную подготовку, а также решений контрольно-надзорных органов (Минфин, правоохранительные органы, Счетная палата и др.) о соблюдении ФССП позволяет сделать вывод о необходимости

разъяснений положений ФССП, касающихся участия спортсменов в соревнованиях.

Не лишним будет напомнить, что ФССП разрабатываются по каждому виду спорта, за исключением военно-прикладных и национальных видов спорта (п.п. 24.1 Закона РФ № 329-Ф3) [4]. Во Всероссийском реестре видов спорта находится 141 вид спорта, за исключением 20 военно-прикладных и 8 национальных видов спорта. В настоящее время, утверждено 100 ФССП (в том числе 4 группы адаптивных видов спорта), в которых имеется 6 различных групп наименований видов соревнований (таблица 1).

Таблица 1 - Виды соревнований по их целевому назначению согласно федеральным стандартам спортивной подготовки по видам спорта_

№ п/п Вид спорта Виды соревнований

1. Футбол, Хоккей (+86 ФССП) - Основные Отборочные Контрольные

2. Бокс (+6 ФССП) Главные Основные Отборочные Контрольные

3. Армспорт, Фехтование Главные - Отборочные Контрольные

4. Дзюдо - Основные соревнования Отборочные соревнования Соревновательные поединки

5. Пулевая стрельба Основные Подготовительные Отборочные Контрольные

6. Художественная гимнастика - Основные Контрольные Тренировочные

Из таблицы 1 следует, что отсутствие четких и однозначных норм в формулировании наименований соревнований позволило разработчикам ФССП использовать различные наименования в зависимости от цели проведения соревнований. Например, в ФССП по виду спорта «Пулевая стрельба» и «Спорте глухих» (спортивная дисциплина «Пулевая стрельба») утверждены различные классификации соревнований: контрольные, отборочные, подготовительные, основные, а также: контрольные, отборочные, основные, соответственно. Кроме этого, ни в одном ФССП нет разъяснений об официальном характере имеющихся видов соревнований по этапам спортивной подготовки.

Таким образом, на первый взгляд, видимые незначительные расхождения в формулировках и отсутствие требований, не имеющих определенной важности для разработчиков ФССП, в дальнейшем могут иметь существенные отрицательные последствия. Отсутствие однозначных положений создает свободу в интерпретации, что провоцирует правоприменителей следовать внутренним убеждениям и собственным суждениям. Нам представляется, что свобода интерпретации ФССП может привести к нецелевой растрате финансовых средств, их невыполнению и антипатию к переходу на спортивную подготовку.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Официальными считаются только соревнования, включенные в единые календарные планы федерального, регионального и местного органа власти в области ФКиС (п.п. 9 ст. 1 Закона РФ № 329-Ф3). В тоже время «открытые» соревнованиями, являющиеся популярными на сегодняшний день, считаются официальными только после их включения в единые календарные планы органов власти выше уровня проведения [5]. Например, муниципальные соревнования должны быть включены в региональный календарный план, а региональные - в федеральный календарный план.

С целью консолидации классификаций спортивных соревнований, утвержденных в ФССП, был проведен анализ научно-методической литературы (Буйлин Ю.Ф., Курамшин Ю.Ф. [6], Суслов Ф.П., Холодов Ж.К. [7], Филин В.П. [8], Платонов В.Н. [9], Матвеев Л.П. [10], Красников А.А. [11], Львова Т.Г. [12], Попов Ю.А. [13] и др.). Анализ теоретических положений ряда авторов позволил рассмотреть различные классификации соревнований: по уровню, по масштабам, по цели проведения и т.д. Мы считаем, что классификация состязаний по «целям их проведения» наиболее проработана Матвеевым Л.П., Платоновым В.Н. и др. (таблица 2). Причем молодые ученые в большей части ссылаются на работы этой

группы одних из ведущих деятелей науки в области теории спорта.

Таблица 2 - Классификация спортивных соревнований по целям их проведения

№ п/п Авторы

Матвеев Л.П. Суслов Ф.П., Холодов Ж.К. Платонов В.Н. Филин В.П., Буйлин Ю.Ф., Курамшин Ю.Ф.

1 Основные (Главные) Главные или Основные* Главные Первенства

2 Основные (ординарные)* Отборочные* Отборочные*

3 Подготовительные (ординарные)* Подготовительные* или тренировочные* Подводящие (модельные)* Контрольные*

4 Подготовительные (отборочные)* Контрольные* Контрольные* Показательные*

5 Подготовительные (тренировочные*, контрольные)* - Подготовительные* Массовые*

6 Подготовительные (рекреативные)* - - -

7 Подготовительные (показательные)* - - -

Примечание: * - может быть неофициальным

Из таблицы 2 следует, что учеными соревнования именуются по-разному, но практически все наименования имеют тождественный смысл участия в состязаниях. Причем «главными» (основными при отсутствии главных) являются только официальные соревнования, которые необходимо определять по этапам спортивной подготовки руководствуясь принципом возможного присвоения минимального спортивного разряда (звания) для данной возрастной группы спортсменов. В свою очередь, другие (отборочные, показательные, тренировочные и др.) соревнования могут иметь официальный и неофициальный статус. Целями их проведения будут являться отбор для участия в главных (основных) соревнованиях, средство подготовки спортсменов и др. Данные соревнования должны быть запланированы в соответствующих ПСП, а также в календарных планах организаций, осуществляющих спортивную подготовку.

ВЫВОДЫ

1. Проработать вопрос об установлении единообразных и четких требований к разработке ФССП с указанием главных соревнований на этапах спортивной подготовки в сопряжении с Единой всероссийской спортивной классификацией.

2. Предложить внести изменения в ФССП в классификации соревнований с учетом официального характера соревнований и целей их проведения на этапах спортивной подготовки: 1) главные (только официальные), 2) основные; 3) отборочные; 4) подводящие (модельные); 5) контрольные; 6) подготовительные; 7) тренировочные; 8) показательные; 9) рекреативные (№№ 2-9 могут быть официальными и неофициальными).

ЛИТЕРАТУРА

1. О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности : письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=278827&fld=134&dst=100000000 1,0&md=0.10751290838671745#09255108275973856 (дата обращения: 03.01.2019).

2. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от

28.09.2018) // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения:

03.01.2019).

3. О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» : Федеральный закон от 06.12.2011 № 412-ФЗ // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122862/3d0cac60971a511280cbba229d9b6329c0773 1f7/#dst100009 (дата обращения: 03.01.2019).

4. О физической культуре и спорте в Российской Федерации : Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-Ф3 (ред. от 27.12.2018) // URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=314856&fld=134&dst=100000000 1,0&rnd=0.8441503169504907#012101820009401387 (дата обращения: 03.01.2019).

5. Решение Ленинского районного суда города Иваново от 03.11.2017 по делу № 2а-2850/2017 // URL : https://www.minsport.gov.ru/2018/EVSK_reshenie031117.pdf (дата обращения: 03.01.2019).

6. Буйлин, Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов : пособие для тренеров ДЮСШ / Буйлин Ю.Ф., Курамшин Ю.Ф. - М. : Физкультура и спорт, 1981. - 192 с.

7. Теория и методика спорта : учебное пособие для училищ олимпийского резерва / под общ. ред. Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова. - М. : 4-й филиал Воениздата, 1997. - 416 с.

8. Филин, В.П. Теория и методика юношеского спорта : учеб. пособие для институтов и техникумов физ. культуры / В. П. Филин. - М : Физкультура и спорт, 1987. - 128 с.

9. Теория спорта / под ред. проф. В.Н. Платонова. - Киев : Вища школа Головное изд-во, 1987. - 424 с.

10. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта : учебная книга для завершающих уровней высшего физкультурного образования / Л.П. Матвеев. - М. : 4-й филиал Воениздата, 1997. - 304 с.

11. Красников, А. А. Общая теория спортивных соревнований: проблемы и опыт их решения : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Красников А. А. - М., 2007. - 51 с.

12. Львова, Т.Г. Эволюция системы спортивных соревнований - адаптационный фактор современного спорта (на примере лыжных гонок) / Т. Г. Львова // Вестник спортивной науки. - 2004. -№ 2. - С. 13-16.

13. Попов, Ю.А. Соревновательная подготовка и система соревнований / Ю.А. Попов // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 6. - С. 24.

REFERENCES

1. Letter of the Ministry ofEducation and Science from the 18.08.2017 No. 09-1672 (2017), About Instructional Guidelines by the Definition of the Term and Content of Non-School Activities in the Framework of Academic Programs Realization incl. Project Activities, available at: http://www.consult-ant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=278827&fld= 134&dst=1000000001,0&rnd=0.107512 90838671745#09255108275973856 (accessed 3 January 2019).

2. Government Decree of the Russian Federation from 17.11.2008 as amended on 28.09.2018 No. 1662-р (2008), About Concept of Sustainable Social and Economic Development of the Russian Federation until 2020, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/.

3. Federal Law from 06.12.2011 as amended on 25.12.2012 No. 412-FZ, About Amending in the Federal Law "About Physical Culture and Sport in the Russian Federation", available at: http://www.con-sultant.ru/docu-

ment/cons_doc_LAW_122862/3d0cac60971a511280cbba229d9b6329c07731f7/#dst100009.

4. Federal Law from 04.12.2007 as amended on 29.07.2018 No. 329-FZ, About Physical Culture and Sport in the Russian Federation, available at: http://www.consult-ant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=314856&fld= 134&dst=1000000001,0&rnd=0.844150 3169504907#012101820009401387.

5. Judgment of Leninsky District Court of the Town Ivanovo from 03.11.2017 in Case No. 2а-2850/2017, available at: https://www.minsport.gov.ru/2018/EVSK_reshenie031117.pdf.

6. Buylin, Yu.F. and Kuramshin Yu.F. (1981), Theoretical Training of Young Sportsmen: Edition for Coaches of Youth Athletic Centers, Physical Culture and Sport, Moscow.

7. Suslov, F.P. and Kholodov Zh. K (1997), Sports Theory and Sports Methods: Textbook for Olympic Reserve Schools, the 4-th branch of Military Publishing Office, Moscow.

8. Filin, V.P. (1987), Youth Sport Theory and Methods: Textbook for Institutes and Colleges of Physical Culture, Physical Culture and Sport, Moscow.

9. Matveev, L. P. (1997), General Sports Theory: Textbook for Undergraduate of Higher Education of Physical Culture, the 4-th branch of Military Publishing Office, Moscow, 304 p.

10. Platonov, V. N. (1987), Sports Theory, Vishcha Shc. Main Publishing Office, Mev.

11. Krasnikov, А. А. (2007), General Theory of Sports Competitions: Problems and Experience of Their Solutions, dissertation, Moscow, 51 p.

12. Lvova, T.G. (2004), "Evolution of sports competitions system as adaptational factor of modern sports (as in the case of cross-country skiing)", Bulletin of Sport Science, No. 2, pp. 13-16.

13. Popov, Yu. A. (2007), "Training for competition and competition system", Theory and Practice of Physical Culture, No. 6, pp. 24.

Контактная информация: sii2009@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 11.01.2019

УДК 796.012

ОЦЕНКА НЕКОТОРЫХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕВУШЕК, ПРИСТУПИВШИХ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

Владимир Владимирович Севастьянов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I» (ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ); Евгений Николаевич Ершов,

преподаватель, Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бурденко (ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко)

Аннотация

Реализация практического материала, предусмотренного примерной рабочей программой дисциплин по физической культуре и спорту, связана с учетом уровня сформированности координационных способностей занимающихся. В работе приведены результаты тестирования студентов (девушек) первого курса, направленного на определение способности к перестроению двигательных действий (тест «Квадрат») и способности поддерживать равновесие на одной ноге (тест «Аист»). Представлены оценочные шкалы данных способностей.

Ключевые слова: координационные способности, студенты, физическое воспитание,

оценка.

EVALUATION OF SOME COORDINATION ABILITIES OF THE GIRLS STARTED

TRAINING AT HIGHER SCHOOL

Vladimir Vladimirovich Sevastyanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter the Great, Evgeny Nikolaevich Ershov, the teacher, Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko

Annotation

Implementation of the practical material provided by the approximate working program for the disciplines on physical culture and sports is connected with the level of formation of the coordination abilities of the students. The article presents the results of testing the first-year students (girls), aimed at determining the ability to rebuild motor actions (test "Square") and the ability to maintain balance on one leg (test "Stork"). Evaluation scales of these abilities are presented.

Keywords: coordination abilities, students, physical education, assessment.

ВВЕДЕНИЕ

Организация и проведение занятий по учебным дисциплинам физической культуры и спорта в большинстве вузов предусматривает освоение студентами материала следующих практических разделов: легкая атлетика, спортивные игры, гимнастика, профессионально-прикладная физическая подготовка. Обучение новым упражнениям в различных видах легкой атлетики и гимнастики, обучение и совершенствование технико-тактических действий в спортивных играх, а также многие другие составляющие процесса физического воспитания связаны с координационными способностями студентов.

Педагогическое наблюдение за учебным процессом по физическому воспитанию Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I говорит об определенных трудностях, возникающих в процессе освоения учебного материала, связанного с проявлением координационных способностей занимающихся, в числе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.