УДК 796.071.4 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-10512
РАЗРАБОТКА КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ТРЕНЕРОВ СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ НА ОСНОВЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
С.М. Носов, Т.Н. Шутова, А.В. Носова
Разработаны курсы повышения квалификации тренеров спорта высших достижений, исходя из результатов социологического опроса. Выявлены востребованные знания для тренеров спорта высших достижений, требования к тренерам со стороны работодателей, проблемы профессиональной деятельности тренеров. Представлена структура курса повышения квалификации «Спорт высших достижений в новых социально-экономических условиях».
Ключевые слова: тренер, спорт высших достижений, параолимпийский спорт, социологическое исследование, проблемы профессиональной деятельности, повышение квалификации, курсы.
На актуальность переподготовки и повышение квалификации тренерских кадров указывает тот факт, что приток молодых кадров в спортивной практике (до 30 лет) незначительный и составляет лишь 22,5 % [5]. При этом большинство тренеров в возрасте 45-60 лет работают по традиционным, порой неэффективным методикам, что возможно и привело к кризису подготовки спортивного резерва и неуспешному выступлению национальных сборных команд на ведущих международных соревнованиях в различных видах спорта. Поэтому недостаточность квалификации принимаемых на работу на должности тренеров по спорту является лимитирующим фактором подготовки спортсменов. В основу своей профессиональной деятельности будущие тренеры копируют деятельность своего тренера/тренеров [4, 8, 11]. В подавляющем большинстве случаев это выливается в использование устаревших подходов. Данная ситуация фактически привела к практически повсеместному снижению уровня подготовленности тренеров по различным видам спорта [1, 2, 6, 7, 10].
Результаты экспертной оценки показали, что наиболее слабыми местами в информационно-аналитической деятельности тренеров являются пробелы в информационном обеспечении управления процессом подготовки спортсменов: 80 % тренеров находятся на критическом уровне использования современных методов сбора информации, технологий обработки и хранения информации [9].
Цель исследования: разработать курсы повышения квалификации и программу профессиональной переподготовки для тренеров спортивных организаций на основе социологического опроса.
Организация исследования: в социологическом опросе принимали участие тренеры федерации России по фристайлу (11 чел.) и паралимпийский комитет России (15 чел.). Опрос проведен в рамках научно-исследовательской работы для Министерства спорта РФ (2019 г.). Опрос включал в себя 15 вопросов открытого и закрытого характера, основная задача исследования - выявить проблемы профессиональной деятельности и профессионального образования кадров по физической культуре и спорту. Вопросы касались осуществления профессиональной деятельности, новых требований со стороны работодателя, умений работать с документами в Excel и других электронных формах. Были определены тематики, востребованные тренерами в современных социально-экономических условиях спортивной деятельности.
На базе проведенного исследования разработано три курса повышения квалификации на 72 часа. Кроме того, в рамках научно-исследовательской работы для Министерства спорта РФ разработана программа профессиональной переподготовки тренеров (250 часов) [1, 6]. Программа профессиональной переподготовки и курсы позволят трудоустроить спортсменов, завершивших спортивную карьеру [ 3].
Результаты исследования. Средний возраст респондентов 34,1 года, количество женщин - 5, мужчин - 21. Средний стаж работы - 14 лет. Практически все опрашиваемые отмечают, что в последнее время повысились требования к профессиональной деятельности, практически все документы заполняются в электронной форме, отчеты - в Ecxel файлах. Необходимы знания в области нормативно-правого обеспечения спорта, знания медицинского и научно-методического обеспечения. Опрашиваемые из федерации фристайла отмечают, что недостаточно знаний по спортивному менеджменту, технике поворотов в горнолыжном спорте, углубленной методике спортивной тренировки, теории и методике горнолыжного спорта, инновациям в ски-кроссе, иностранному языку и медицинским знаниям.
Респонденты паралимпийского комитета России в области биомеханики движений спортсменов с церебральным параличом отметили недостаточность медицинских знаний и знаний в области спортивного права, отсутствие необходимой подготовки, связанной с оформлением отчетных документов. Также респонденты отметили, что им самим пришлось изучать историю паралимпийского движения, иностранный язык, уровень владения которым все опрашиваемые оценили как низкий, в том числе по спортивной тематике.
На рис. 1 продемонстрированы востребованные тематики обучения. Так, 12 чел. отмечают необходимость углубленной методики спортивной тренировки, по 8 чел. отмечают значимость анатомии, диетологии, юридического сопровождения, спортивной физиологии и антидопингового образования.
14 12 10 8 6 4 2 0
12
□ теория спорта 6 3 биомеханика 5
3 юридическое сопровождение 8 Ш ваш вариант 8
анатомия 8
г^^^м организация и управление 5 I диетология 8 i свой вариант 7
3 ХХХ>
1
углубленная методика спортивной тренировки 12 rssS! биохимия 6 iiiiiiiiii информационные технологии 4 электронный документооборот 3
спортивная физиология 8 ид фитнес 1 lvwn антидопинговое образование 8 .........Linear (юридическое сопровождение 8)
8
8
Рис. 1. Востребованные знания для тренеров спорта высших
достижений
На рис. 2 представлены современные требования со стороны работодателей. Так, респонденты отметили, что работодатель требует (свой вариант ответа): качественной проработки любого вопроса, ответственного отношения к своей работе и принимаемым решениям; аналитические справки об итогах выступления российских спортсменов на международных соревнованиях, отчеты о проделанной работе; выполнение работы в соответствии с должностными обязанностями качественно и в установленные сроки; максимальный результат спортсменов. Подчеркнули требования к качеству проведения соревнований - 8 чел., указали, что работодатель требует что-то незапланированное и неоплачиваемое дополнительно - 8 чел., отметили, что вся нагрузка заполняется в электронном виде, отчеты в Есхе1, и в целом увеличение отчетных документов, в том числе на бумажных носителях, а также многозадачность при решении профессиональных задач - 7 чел. (см. рис. 2).
20
12
8
2 1
Ш \s s s s s\
индекс Хирша ] электронную форму заполнения нагрузки 7
in'S'S'm проведение соревнований 8 \fffn победы на соревнованиях 1 | '■'■'■' .1 ничего не требует 1
шмбш требует что-то незапланированное и неоплачиваемое дополнительно 8 и^а^ методическое обеспечение занятий 2 11111111 и воспитательную работу 1
|----1 свой вариант 12
.........Linear (воспитательную работу 1)
8
7
1
1
1
0
Рис. 2. Требования к тренерам со стороны работодателей
На рис. 3 отображены сложности в профессиональной деятельности тренеров: трудности в электронном документообороте - 7 чел., в проведении тренировочных занятий при недостатке инвентаря, площади спортивного зала, измерительных приборов - 6 чел., в оказании коммерческой деятельности, ее организации - 5 чел.; в проведении спортивного скаутинга (отбора) в спортивные секции, сборные команды -4 чел.
3 проведение занятий по разным видам спорта 3
""""■ работа с Excel документами , заполнением нагрузки в 1С или другой электронной форме 7
^ччм проведение занятий при недостатке инвентаря, площади спортивного зала, при большом числе
занимающихся,контроль самочувствия при отсутствии измерительных приборов 6 '■*■'■*■* ведение личного кабинета в эл.форме, работа в PHH^elibrary) 5
I- ■■■■■■■ I спортивный скаутинг (отбор) в спортивные секции и команды 4
осуществление тренировочного процесса с разным возрастом занимающихся 3
^^^^ работа с отчетными документами , планами ,журналами, сценариями, открытыми уроками 4
неоходимость выполнять научную работу 4
и | I I I коммерческая детельность 5
Рис. 3. Проблемы профессиональной деятельности тренеров
Проект курса повышения квалификации «Спорт высших достижений в новых социально-экономических условиях» 72 часа (табл.1).
Таблица 1
Структура курса повышения квалификации «Спорт высших достижений в новых социально-экономических
условиях»
№ п/п Дисциплина Кол-во часов
1 Нормативно-правовые и организационно-управленческие основы физической культуры и спорта, юридическое сопровождение спорта 26
2 Аппаратно-диагностические комплексы и цифровые технологии для обеспечения спортивной деятельности 14
3 Теория и методика избранного вида спорта 24
4 Антидопинговое обеспечение спорта 8
Всего: 72
Тема курса повышения квалификации: «Базовые основы физической культуры и спорта (табл. 2)».
Таблица 2
Структура курса повышения квалификации «Базовые основы физической культуры и спорта»
№ Дисциплина Кол-во
п/п часов
1 Анатомия, биомеханика 18
2 Английский язык (спортивная тематика) 18
3 Теория спорта 18
4 Спортивная физиология, биохимия 18
Всего: 72
Третий курс повышения квалификации «Теория и методика горнолыжного спорта - 72 часа (инновации подготовки инвентаря, техника горнолыжного поворота, биомеханическая структура движений в горнолыжном спорте, средства подготовки, спортивный скаутинг).
Разработана дополнительная профессиональная программа профес -сиональной переподготовки тренеров, осуществляющих спортивную подготовку. Название программы: «Спортивная подготовка по виду спорта (группе видов спорта)». После завершения обучения будет присваиваться квалификация - «Тренер по виду спорта (группе видов спорта), преподаватель». Программа обучения будет производиться на базе высшего образования в течение одного учебного года в объеме 250 часов. Программа отличается применением дистанционных форм обучения, внедрением аппаратных методик контроля функционального состояния спортсменов, использованием средств фитнеса в повышении физической подготовки спортсменов.
В содержании профессиональной переподготовки включены новые сведения, отражающие дифференцированную подготовку тренеров, для проведения тренировочных занятий с занимающимися разного пола и возраста на всех этапах спортивной подготовки по виду спорта, организации и проведения спортивных соревнований по видам спорта, составления плановых и отчетных документов по спортивной подготовке, проведения работы по предотвращению применения допинга и т. п.
Вариативные модули программы: теоретические и методические основы многолетней спортивной подготовки в скоростно-силовых и силовых видах спорта (1-й модуль), теоретические и методические основы многолетней спортивной подготовки в спортивных играх (2-й модуль), теоретические и методические основы многолетней спортивной подго -товки в циклических видах спорта (3-й модуль), теоретические и методические основы многолетней спортивной подготовки в единоборствах (4-й модуль), теоретические и методические основы многолетней спортивной подготовки в координационных и сложнокоординационных видах спорта (5-й модуль).
Преимущества программы в вопросах новых аппаратных методик: краткосрочное обучение без отрыва от производства обеспечивает обучающимся постоянный тренинг в профессиональной деятельности и повышает значимость саморазвития, а включение в образовательную программу обучение цифровых технологий (компьютерная программа «Спорт 3.0», «Спорт 4.0», система Polar, Ecxel, система «GarminConnect») - работу на платформе «Myfitnesspal», биоимпедансный анализ, личный кабинет спортсмена «Гармин».
Выводы. Исследование выявило необходимость включения тем обучения по Excel-документам, работе в 1С по заполнению нагрузки. Востребованы темы по юридическому, нормативно-правовому сопровождению спорта высших достижений и углубленному изучению спортивной тренировки. Тренеры отметили необходимость курсов английского языка с расширением тем спортивной направленности. Кроме того, актуальны курсы по биомеханике, спортивной физиологии, углубленной теоретической и практической подготовке в избранном виде спорта, антидопинговой культуре. На базе проведенного исследования разработано три курса повышения квалификации на 72 часа, а также программа профессиональной переподготовки тренеров на 250 часов.
Список литературы
1. Андрющенко Л.Б., Шутова Т.Н., Высоцкая Т.П. Разработка дополнительной профессиональной программы обучения тренеров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 7(173). С. 6-9.
2. Барковский Е.С. Базовые и элективные дисциплины в формировании рекреационных компетенций у будущих бакалавров физической культуры // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 4(170). С. 33-36.
3. Модель социально-психологической адаптации высококвалифицированных спортсменов в постсоревновательном периоде жизни / Т.Н. Шутова [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 7(161). С. 312-317.
4. Приоритетные направления спортивной политики России в современных социально-экономических условиях / С.И. Изаак [и др.] // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2005. С. 18.
5. Сводный отчет 5-ФК за 2018 год [Электронный ресурс]. URL: https: // www.minsport.gov.ru/2019/doc/SVOD-otchet5FK_2018.xlsm (дата обращения: 20.03.2019).
6. Столяр К.Э., Пуховская М.Н., Высоцкая Т.П. Разработка научно обоснованных предложений по формированию образовательной программы обучения инструкторов по спорту // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 7(173). С. 196-199.
7. Столяр Л.М., Столяр К.Э. Компетенции специалиста по физической подготовке в игровых видах спорта: ожидания и востребованность // Физическая культура, спорт, туризм: инновационные проекты и передовые практики: материалы Междунар. науч. -практ. конф., посвящ. 90-летию основания каф. физ. воспитания / под ред. Л.Б. Андрющенко, С.И. Филимоновой. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2019. С. 267-271.
8. Формирование психологии победителя у юных спортсменов в различных видах спорта / К.А. Петровская [и др.] // Психология спорта: актуальные вызовы и путь развития: материалы науч.-практ. конф. с междунар. участием. М.: Буки Веди, 2018. С. 139-143.
9. Хованская Т.В., Стеценко Н.В. Информационная компетентность специалиста по физической культуре и спорту // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2011. № 3. С. 2-6.
10. Щенникова М.Ю., Петров С.И. Подготовка кадров для спорта: современное состояние и направления развития // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 5(147). С. 203-211.
11. Юдашкина Е.Е., Никазаченко А.Л., Лебедев К.А. Стратегиче-ское планирование социально-экономических процессов на основе когнитивного подхода // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8 -2(85). С.1062-1065.
Носов Сергей Михайлович, старший преподаватель, [email protected], Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,
Шутова Татьяна Николаевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,
Носова Алла Викторовна, старший преподаватель, alla v65@,mail.ru, Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
DEVELOPMENT OF ADVANCED TRAINING COURSES FOR TOP-LEVEL SPORTS COACHES BASED ON SOCIOLOGICAL RESEARCH
S.M. Nosov, T.N. Shutova, A. V. Nosova
The advanced training courses for top-level sports trainers have been developed based on the results of a sociological survey. The demanded knowledge for trainers of sports of the highest achievements, requirements to trainers from employers, problems of professional activity of trainers are revealed. The structure of the refresher course "Sport of the highest achievements in the new socio-economic conditions " is presented.
Key words: trainer, sports of the highest achievements, para-Olympic sport, sociological research, problems of professional activity, advanced training, courses.
Nosov Sergey Mikhailovich, senior lecturer, Nosov. SM@rea. ru, Russia, Moscow, Plekhanov Russian University of Economics,
Shutova Tatyana Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, tany-156@rambler. ru, Russia, Moscow, Plekhanov Russian University of Economics,
Nosova Alla Viktorovna, senior lecturer, alla v65@mai/.ru, Russia, Moscow, Plekhanov Russian University of Economics
References
1. Andryushchenko L.B., Shutova T.N., Vysockaya T.P. Razrabotka dopolnitel'noj professional'noj programmy obucheniya trenerov [Development of an additional professional training program for trainers] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University. P.F. Lesgaft]. 2019. No 7(173). P. 6-9.
2. Barkovskij E.S. Bazovye i elektivnye discipliny v formirovanii rekreacionnyh kompetencij u budushchih bakalavrov fizicheskoj kul'tury [Basic and elective disciplines in the formation of recreational competencies for future bachelors of physical education] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University. P.F. Lesgaft]. 2019. No 4(170). P. 33-36.
3. Model' social'no-psihologicheskoj adaptacii vysokokvalificirovannyh sportsmenov v postsorevnovatel'nom periode zhizni [The model of socio-psychological adaptation of highly qualified athletes in the post-competitive period of life] / T.N. Shutova [et al.] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University. P.F. Lesgaft]. 2018. No 7(161). P. 312-317.
4. Prioritetnye napravleniya sportivnoj politiki Rossii v sovremennyh social'no-ekonomicheskih usloviyah [Priority areas of sports policy in Russia in modern socioeconomic conditions] / S.I. Izaak [et al.] // Vostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriya i sovremennost' [East. Afro-Asian societies: history and modernity]. 2005. P. 18.
5. Svodnyj otchet 5-FK za 2018 god [Consolidated report of 5-FC for 201] [Electronic resource]. URL: https: // www.minsport.gov.ru/2019/doc/SVOD-otchet5FK_ 2018.xlsm (accessed: 03/20/2019).
6. Stolyar K.E., Puhovskaya M.N., Vysockaya T.P. Razrabotka nauchno obosnovannyh predlozhenij po formirovaniyu obrazovatel'noj programmy obucheniya instruktorov po sportu [Development of scientifically based proposals for the formation of an educational program for the training of instructors in sports] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University. P.F. Lesgaft]. 2019.No 7(173). P. 196199.
7. Stolyar L.M., Stolyar K.E. Kompetencii specialista po fizicheskoj podgotovke v igrovyh vidah sporta: ozhidaniya i vostrebovannost' [Competencies of a specialist in physical training in game sports: expectations and demand] // Physical Culture, Sports, Tourism: Innovative Projects and Best Practices: materials of Intern. scientific-practical conf. the 90th anniversary of the founding of caf. physical education / ed. L.B. Andryushchenko, S.I. Filimonova. M.: REU them. G.V. Plekhanova, 2019. P. 267-271.
8. Formirovanie psihologii pobeditelya u yunyh sportsmenov v razlichnyh vidah sporta [Formation of the psychology of the winner among young athletes in various sports] / K.A. Petrovskaya [et al.] // Sports Psychology: Actual Challenges and Development Path: Proceedings of the scientific and practical conf. from the international participation. M.: Buki Vedi, 2018. P. 139-143.
9. Hovanskaya T.V., Stecenko N.V. Informacionnaya kompetentnost' specialista po fizicheskoj kul'ture i sportu [Information competence of a specialist in physical education and sports] // Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Culture, Sport - Science and Practice]. 2011. No. 3. P. 2-6.
10. Shchennikova M.Yu., Petrov S.I. Podgotovka kadrov dlya sporta: sovremennoe sostoyanie i napravleniya razvitiya [Training for sports: current status and development directions] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University. P.F. Lesgaft]. 2017. No. 5(147). P. 203-211.
11. Yudashkina E.E., Nikazachenko A.L., Lebedev K.A. Strategicheskoe planirovanie social'no-ekonomicheskih processov na osnove kognitivnogo podhoda [Strategic planning of socio-economic processes based on a cognitive approach] // Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economics and Entrepreneurship.]. 2017. No. 8-2 (85). P. 1062-1065.