подготовленности не в полной мере используются современные педагогические технологии, основанные на использовании гаджетов, девайсов, технологий тестирования. В результате, по нашему мнению, в оценке теоретической и организаторско-методической подготовленности прослеживается субъективизм, а оценка за практическую подготовленность является доминантой при выставлении общей оценки. Такое положение дел требует оперативного внедрения современных апробированных педагогических технологий при оценке компонентов физической подготовки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Наставление по физической подготовке в ВС РФ (с изменениями от 31 июля 2013 года) (НФП - 2009 с изменениями). - СПб. : Типография военного института физической культуры, 2013. - 199 с.
2. Сорокин, В.П. Применение 100 балльной шкалы для оценки теоретических знаний военнослужащих / В.П. Сорокин, А.М. Андросов, И.Ю. Тимофеев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 4 (146). - С. 220-223.
3. Цифровые технологии в практике физической подготовки в высшем военно-учебном заведении / В.П. Сорокин, А.М. Андросов, Д.Е. Иващенко, И.Ю. Тимофеев, И.М. Колбая // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 7 (161). - С. 257-262.
4. Электронная программа оценки командно-методических навыков по физической подготовке курсантов и слушателей / В.П. Сорокин, А.М. Андросов, П.К. Кузнецов, Ю.В. Яковлев, П.А. Котов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 12 (166). - С. 235-239.
REFERENCES
1. Manual on physical training in the Armed Forces of the Russian Federation (as amended on July 31, 2013) (MPT- 2009 with changes) (2013), Printing house of the Military Institute of Physical training, St. Petersburg.
2. Sorokin, V.P., Androsov, A.M. and Timofeev, I.Yu. (2017), "Application of a 100-point scale to assess the theoretical knowledge of military personnel", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 146, No. 4, p^ 220-223.
3. Sorokin, V.P., Androsov A.M., Timofeev I.Yu., Kolbaya I.M. and Ivashchenko, D.E. (2018), "Digital technologies in the practice of physical training in the Higher Military School", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 161, No. 7. pp. 257-262.
4. Sorokin, V.P., Androsov, A.M., Kuznetsov, P.K., Yakovlev, Yu.V. and Kotov, P.A. (2018), "Electronic program for assessing command and methodical skills in the physical training of cadets and students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 166, No. 12. pp. 235-239
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.07.2019
УДК 796.071.4
РАЗРАБОТКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОБУЧЕНИЯ ТРЕНЕРОВ
Лилия Борисовна Андрющенко, доктор педагогических наук, профессор, Татьяна Николаевна Шутова, кандидат педагогических наук, доцент,
Татьяна Петровна Высоцкая, старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва
Аннотация
Исследование посвящено научному обоснованию предложений по разработке профессиональной программы переподготовки и повышения квалификации тренеров организаций, осуществляющих спортивную подготовку. Необходимость обучения, в том числе краткосрочного вызвана приказом Минтруда России от 28.03.2019 N 191н"Об утверждении профессионального стандарта "Тренер", на основе которого востребованы новые универсальные, общепедагогические и специально-профессиональные компетенции. Программа обучения рассчитана на 700 часов в течение
одного учебного года. Ведущая идея исследования заключается в построении процесса обучения по базовым дисциплинам (для всех обучающихся) и вариативным модулям по выбору, с набором минимальных знаний в узком профессиональном профиле. Разработано 5 профилей, по группам видов спорта: 1) виды спорта на выносливость, 2) спортивные игры, 3) координационные и сложнокоорди-национные виды, 4) виды спорта силовой и скоростно-силовой направленности, 5) единоборства.
Ключевые слова: тренер, переподготовка, повышение квалификации, модули обучения, новые компетенции, карта компетенций.
DEVELOPMENT OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION PROGRAM FOR
COACHES TRAINING
Liliya Borisovna Andrushchenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, Tatiana Nikolaevna Shutova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tatiana Petrovna Vysotskaya, the senior teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow
Annotation
The research is devoted to the scientific substantiation of the proposals for the development of the professional program of retraining and advanced training of the trainers of the organizations engaged in sports training. Need in training, including short-term, is caused by the order of Ministry of labor of Russia of 28.03.2009 N 191n" about the approval of the professional standard "Trainer", on the basis of which new universal, general pedagogical and specially-professional competences are demanded. The training program is designed for 700 hours per academic year. The leading idea of the study is to build up the learning process in the basic disciplines (for all students) and variable modules of choice, with a set of minimum knowledge in a narrow professional profile. The authors developed 5 profiles for groups of sports: 1) types of endurance sports, 2) sports and games, 3) coordination and difficult-coordination types, 4) sports power and speedpower orientation, 5) martial arts.
Keywords: coach, retraining, advanced training, training modules, new competencies, competency
map.
Исследование решает проблему дополнительного образования и переподготовки кадров в минимальные сроки с максимальным количеством информации [1, 2, 3]. Отвечает на вопрос каким образом предоставить информацию, в том числе дистанционно, какие темы обучения являются ведущими, каковы новые формы обучения и практико-ориентированные занятия, учитывая работу в массовом спорте и спорте высших достижений. Исследование отвечает на вопрос как организовать переподготовку и отдельные курсы повышения квалификации, каким образом учесть вид спорта обучающегося, его место работы или будущее место работы, какие презентации и видео уроки могут быть размещены на электронной площадке дополнительной профессиональной программы.
Программы дополнительного профессионального обучения также позволят частично решить проблему социальной адаптации спортсменов после завершения спортивной карьеры, их повышения квалификации [4].
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проведено в ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» в 2019 году, в рамках государственного контракта с Министерством спорта РФ: «Разработка научно обоснованных предложений по формированию дополнительной профессиональной программы, направленной на повышение квалификации и/или переподготовку тренеров организаций, осуществляющих спортивную подготовку». Программа обучения (700 часов в течение одного учебного года) строится на основе выявления потребностей работодателей в сфере физической культуры спорта к компетенциям тренеров. Обучение по базовым дисциплинам (для всех обучающихся: 384 часа) и вариативным модулям по выбору, с набором минимальных знаний в узком профессиональном профиле. Разработано 5 модулей (256 часов каждый), по группам видов спорта: 1) виды спорта на выносливость, 2) спортивные игры, 3) координационные и сложнокоординационные виды,
4) виды спорта силовой и скоростно-силовой направленности, 5) единоборства. Кроме того: 50 часов на выпускную квалификационную работу и 10 часов на итоговую аттестацию.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В базовые знания включены: 1) аппаратно-диагностические комплексы и цифровые технологии для обеспечения спортивной деятельности, 2) основы спортивного отбора и прогнозирования в спортивной подготовке, 3) особенности спортивной подготовки в детско-юношеском спорте, 4) особенности спортивной подготовки в группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства, 5) новые направления (фитнес, функциональная тренировка, аэробика, атлетическая гимнастика, аквафитнес) в общей и специальной физической подготовке спортсменов, 5) биохимия, антидопинговое обеспечение спортивной деятельности, 6) основы здорового образа жизни (факторы ЗОЖ, средства мотивации к занятиям спортом, рациональное питание, информационно-коммуникационные технологии в контроле спортивной формы, мобильные приложения в контроле состояния здоровья, классификация мобильных приложений «спорт», «здоровье и фит-нес»).
Вариативные модули (256 часов) имеют одинаковую структуру предоставляемых знаний и отличаются группой видов спорта. В краткосрочное обучение включены следующие темы: классификация видов спорта в скоростно-силовых и силовых видах спорта; особенности соревновательной деятельности; модельные характеристики в избранном виде спорта. Физические качества; особенности спортивной подготовки; ОФП и СФП на каждом этапе спортивной подготовки; техническая, тактическая и психологическая подготовка; спортивный отбор; комплексный контроль; особенности профессиональной деятельности; передовые научные исследования в избранном виде спорта; инновационные методики и средства спортивной подготовки.
Обучающая программа направлена на формирование 16 специально-профессиональных компетенций и 17 универсальных компетенций. Компетенции основываются на приказе Минтруда России от 28.03.2019 N 191н "Об утверждении профессионального стандарта "Тренер", приказе Министерства образования и науки РФ от 19.09.2017 N 940 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура.
Проведенный опрос работодателей в google форме показал необходимость следующих предложений: краткосрочного обучения (1 месяц - 12 месяцев), с применением дистанционных технологий (презентаций лекций, видео уроков, онлайн курсов, инноваций в виде спорта). Опрос показал необходимость знаний, умений в области повышения и совершенствования общей и специальной физической подготовки спортсменов, механизмов планирования тренировочных занятий на основе интегральной оценки: техническая подготовленность, ОФП и СФП, результаты выступлений на соревнованиях, биологические ритмы, морфофункциональное состояние, психологическая подготовленность. Проблемным в настоящее время остаются средства повышения функциональной подготовки спортсменов на всех этапах подготовки. Наряду с этим востребованы компетенции, отвечающие за умения работать с документацией в электронном виде, составлением отчетов в Excel, в том числе отчетов по соревнованиям, отчетов по динамике технической подготовленности, рейтингованием спортсменов в команде. Необходимы навыки электронной регистрации на спортивные мероприятия, особенно в работе со школьниками, студентами.
Структура дополнительной профессиональной программы включает: цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы, учебно-методическое обеспечение реализации программ с использованием дистанционных образовательных
технологий (информационные учебные материалы (методические и дидактические материалы, презентации, мультимедийные материалы, ссылки на файлы или сайты, опубликованные на других интернет-ресурсах); средства текущего контроля в виде тестирования; средства дистанционного взаимодействия в режиме офф-лайн средствами сообщений и форума; электронный журнал выполнения заданий. К инновациям программы следует отнести то, что отдельные модули и дисциплины могут быть рекомендованы как отдельные курсы повышения квалификации, которые сможет проводить Министерство спорта Российской Федерации, в том числе как онлайн курсы.
ВЫВОДЫ
В ходе исследования разработаны предложения в виде дополнительной образовательной программы обучения тренеров. Программа (700 часов) строится на основе выявления потребностей работодателей в сфере физической культуры и спорта к компетенциям тренеров. Обучение по базовым дисциплинам (384 часа) и вариативным пяти модулям (по выбору). Обучающая программа направлена на формирование 16 специально-профессиональных компетенций и 17 универсальных компетенций. Высокую практическую значимость имеют презентации, мультимедийные материалы, ссылки на файлы или сайты, опубликованные на других интернет-ресурсах, видео уроки, конспекты занятий по новым направлениям (фитнес) в общей и специальной физической подготовке спортсменов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андрющенко, Л.Б. Физкультурно-оздоровительные технологии в укреплении состояния здоровья студентов и сотрудников вуза / Л.Б. Андрющенко, С.Ю. Витько, Т.Н. Шутова // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - Режим доступа : http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25368 (дата обращения: 21.04.2019).
2. Барковский, Е.С. Базовые и элективные дисциплины в формировании рекреационных компетенций у будущих бакалавров физической культуры // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 4 (170). - С. 33-36.
3. Столяр, Л.М. Компетенции специалиста по физической подготовке в игровых видах спорта: ожидания и востребованность / Л.М. Столяр, К.Э. Столяр // Физическая культура, спорт, туризм: инновационные проекты и передовые практики : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию основания кафедры физического воспитания. -Москва, 2019. - С. 267-271.
4. Модель социально-психологической адаптации высококвалифицированных спортсменов в постсоревновательном периоде жизни / Т.Н. Шутова, К.Э. Столяр, М.А. Кузьмин, Т.П. Высоцкая, С.М. Носов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 7 (161). - С. 312-317.
REFERENCES
1. Andrushchenko, L.B., Vitko, S.Yu. and Shutova, T.N. (2016), "Sports and health technologies in strengthening the health of students and staff of the University", Modern problems of science and education, No. 5, available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25368.
2. Barkovsky, E.S. (2019), "Basic and elective disciplines in the formation of recreational competencies of future bachelors of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 4 (170), pp. 33-36.
3. Stolyar, L.M. and Stolyar K.E. (2019), "Competencies of a specialist in physical training in team sports: expectations and demand", The International scientific and practical conference "Physical culture, sport, tourism: innovative projects and advanced practicians ", collection of articles, Moscow, pp. 267-271.
4. Shutova, T.N., Stolyar K.E., Kuzmin, M.A., Vysotskaya T.P. and Nosov S.M. (2018), "Model of social and psychological adaptation of highly qualified athletes in the post-competitive period of life", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 7 (161), pp. 312-317.
Контактная информация: [email protected].
Статья поступила в редакцию 16.07.2019