АФ 7universum.com
UNIVERSUM:
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ВУЗОВСКОГО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Имашев Азат Масгутович
канд. пед. наук, доцент Набережночелнинского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», РФ, Республика Татарстан, г. Набережные Челны
E-mail: azatimashev@mail. ru
CONCEPTUALIZATION OF PEDAGOGICAL SYSTEM OF INSTITUTIONAL FORMATION OF A FUTURE PHYSICAL TRAINING TEACHER’S FUNCTIONAL COMPETENCE
Imashev Azat
Candidate of Pedagogic Sciences, Associated Professor, Branch of Federal State-Funded Educational Institution of Higher Professional Education “Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism ",
Russia, Republic of Tatarstan, Naberezhnye Chelny
АННОТАЦИЯ
В статье освещены теоретико-методологическое обоснования и дан аналитический материал по разработке концептуальной модели педагогической системы вузовского формирования функциональных компетентностей будущего учителя физической культуры.
ABSTRACT
The article presents theoretical and methodological explanations and deals with analysis findings based on the conceptualization of pedagogical system
Имашев А.М. Разработка концептуальной модели педагогической системы вузовского формирования функциональных компетентностей будущего учителя физической культуры // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2014. № 4(5) .
URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/1215
of institutional formation of a future physical training teacher’s functional competence.
Ключевые слова: концептуальная модель, функциональные
компетентности, блочно-модульные компоненты, образовательные технологии, деловые игры, будущий учитель физической культуры.
Keywords: conceptual model, functional competence, block-modular components, educational technology, simulation exercise, a future physical training teacher.
Перестроечные процессы, происходящие в системе высшего образования страны, предъявляют соответствующие требования к компетентности будущего учителя [2; 14]. Специалист высшей физкультурно-спортивной квалификации, которому предстоит работать в СООШ, должен владеть определенным комплексом компетенций. Разработка концепции формирования
компетентности будущего учителя физической культуры (БУФК) на функциональном уровне имеет в данном аспекте непреходящее значение [4; 8; 9; 15].
В процессе исследования нами был использован комплекс теоретических методов для изучения проблемы исследования: анализ-синтез специальной научно-методической и психолого-педагогической литературы, методических материалов по перестройке, Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО)
как отправных источников моделирования проектируемой концепции.
Из директивных документов перестройки системы ВПО явствует, что основополагающей парадигмой должен стать компетентностный подход, где определяющим направлением процесса является подготовка деятельной личности будущего учителя, функционально высококомпетентной в профессионально-педагогической деятельности (ППД), реализация которой должна осуществляться в рамках определенной концепции. Разработка концептуальной модели вузовского формирования функциональных
компетентностей (ФФК) будущего учителя — это систематизация организации ВПО, соответствующая Российской концепции перестройки образования [3].
Концептуальная модель как упрощенная система состоит из комплексов теоретических положений. Данный конструкт наиболее адекватно может отразиться в структурно-логической модели, характеризующейся взаимосвязями следующих блочно-модульных компонентов [8].
Блоки методологического модуля.
1. Концептуально-целевой фон, социальный заказ: перестройка ВПО.
2. Замысел: приобщение БУФК к ППД.
3. Ключевая идея: доминирующая парадигма перестройки ВПО —
функционально-компетентностный подход, понимаемый нами
как конкретизированная адаптация системы ВПО к требованиям личностнодеятельностного подхода (по А.Н. Леонтьеву и Н.В. Кузьминой), заключающегося в ФФК (овладении системой функциональных компетенций ППД), как уровневой оценочно-квалификационной мерой профессиональнодеятельностной (операциональной) способности (по В.А. Сластенину и А.Г. Бермус) [1; 5; 6; 13].
4. Закономерности ФФК БУФК: качество ВПО БУФК прямо зависит от степени доминирования в образовательном процессе (ОП) вуза задачи формирования функционального аспекта профессиональной компетентности будущих учителей.
5. Основной принцип ФФК БУФК: функциональностная направленность, предполагающая определение необходимых студентоцентрированных условий для перевода БУФК из объекта ОП в субъект ППД — вся жизнедеятельность вуза должна быть подчинена становлению БУФК как профессионала.
6. Цель (конечный результат): функционально компетентные БУФК
как объекты педагогической системы, включающей деятельность ППС как её субъектов.
Блоки содержательного модуля.
1. Общекультурные и профессиональные компетенции (ФГОС ВПО-3).
2. Диагностическая (авторская) Карта функциональных компетенций учителя физической культуры — это оптимизированное количество (100) по 10 элементарных компетенций в 10 основных компонентах ППД: общетрудовые (коммуникативная, организационно-управленческая, конструктивная, проектировочная, гностическая) — по Н.В. Кузминой; общепедагогические (информационная, ориентационно-воспитательная, развивающая, мобилизационная) — по В.А. Сластенину; специфические (двигательная) — по О.В. Петунину и др. [5; 12; 13].
3. Диагностика предполагала самооценочное анкетирование и дальнейшее структурирование полученных результатов по компетентностному состоянию БУФК на разнопорядковых уровнях сформированности функциональных компетентностей:
• «знание» — вербальный,
• «умение» — сознательный,
• «навык» — автоматизированный [5; 6].
Блоки модуля организационно-технологических условий.
Вузовское ФФК БУФК должно показывать систему взаимодействия функциональных компонентов структуры ППД УФК. Для этого необходима разработка педагогических технологий (ПТ), призванных интегрировать процессы функционализации ОП БУФК. ПТ — это ключевое средство, основной компонент вузовской педагогической системы, «проект педагогической системы, реализуемый на практике» (В.П. Беспалько), «способ (И.Я. Лернер), модель (В.А. Сластенин) организации педагогического процесса» [7; 13].
ПТ включают организационные условия реализации педагогической системы, в основе которых — средства, методы и формы создания деятельностно-ориентированных ситуаций в ОП (например, в рамках деловой игры), когда будущий учитель обретает опыт, видит себя в новом качестве [10].
ПТ или организационно-технологические условия ФФК можно рассматривать как последовательное решение педагогических задач
и ситуаций, которые решаются посредством профессиональных действий (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Г.В. Суходольский), где роль ППС заключается в организации деятельности будущего учителя [6].
Усвоению образовательной программы вуза способствует циклический фазно-этапный характер организации ОП, в котором циклы строятся из фаз, соответствующих разнопорядковым уровням владения компетенциями ППД.
Малый цикл:
1(4) этап — констатирующе-диагностический (результативно-оценочный): определение компетентностного состояния БУФК;
2 этап — аналитико-коррекционный (структурированная конкретизация системообразующих компетенций ППД) и адаптивно-мотивационный (установление функционально-компетентностной направленности БУФК);
3 этап - операционно-формирующий: разработка и реализация технологий избирательной активизации и акцентированной отработки материала ППД БУФК в условиях деловой игры.
В деловых играх, которые проводятся на семинарско-практических занятиях, моделируются педагогические ситуации с целью приобщения БУФК к ППД. Деловые игры включали средства: движения (психомоторный акт) — действия — операции — приемы — деятельность, методы: «мозговой штурм», «сбивающие факторы», написание развернутых планов-конспектов, формы: «микропреподавание» в «поточно-круговой эстафете» и тренинги [11].
Большой цикл:
1 курс — осознание функционально-компетентностных отношений в ППД,
2 курс — ФФК на материале специальных дисциплин,
3 курс — ФФК на материале практик,
4 курс — ФФК на материале специализаций.
Таким образом, реализация предлагаемой концептуальной модели педагогической системы вузовского ФФК БУФК выводит объекты ОП на социально-требуемый уровень профессионально-педагогической готовности, что повышает качество их ВПО (Рис. 1).
Рисунок 1. Графическая схема концептуальной модели педагогической системы вузовского формирования функциональных компетентностей будущего учителя физической культуры
Список литературы:
1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос»/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm (дата обращения: 15.03.2014).
2. Вербицкий А.А. Основания для внедрения компетентностного подхода в образование // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2009. — № 3.—С. 29—34.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34—42.
4. Ибрагимов Г.И. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Educational Technology & Society. — 10(3). — 2007. — С. 361—365.
5. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. — М.: Народное образование, 2002. — 208 с.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1987. — 304 с.
7. Лернер И.Я. Проблемное обучение. — М.: Знание, 1974. — 274 с.
8. Магин В.А. Модернизация ВПО в области физкультуры: Монография. — М.: Илек-са; Ставрополь: Сервисшкола, 2006. — 264 с.
9. Маслов В.И., Зволинская Н.Н. Тенденции развития содержания профессионального физкультурного образования (теоретический аспект) // Вестник учебных заведений физической культуры. — 2003. — № 1. — С. 51—53.
10. Неверкович С.Д., Киршева Н.В., Ашрапова Г.А. Дидактические и учебноролевые игры в подготовке физкультурных кадров: Методические
рекомендации для студентов и преподавателей ГЦОЛИФК. — М., 1990. — 36 с.
11. Панфилова А.П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений: Учеб. пособие. 3-е изд. — М.: Флинта, 2012. — 320 с.
12. Петунин О.В. Теоретические основы подготовки студентов к профессиональной деятельности учителя физической культуры: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. ГЦОЛИФК. — М., 1993. — 36 с.
13. Сластенин В.А., Хозяинов Г.И. Элементарная единица педагогического процесса и механизмы, обеспечивающие ее функционирование // Методология современной общей и спортивной педагогики: Всерос. науч. конф., посвящ. 75-летию основания каф. педагогики РГУФКСиТ: Материалы науч. конф. / под общ. ред. С.Д. Неверковича, В.В. Гожина, Л.Д. Квиртия; РГУФКСиТ. — М., 2004. — С. 118—122.
14. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы образования // Народное образование. — 2003. —№ 2. — С. 58—64.
15. Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практикоориентированному образованию // Интернет-журнал «Эйдос». — 2007/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.eidos.ru/joumal/2007/0115-2.htm (дата обращения: 12.03.2014).