УДК 378:796.01
ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ
КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
А.М. Имашев - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физического воспитания Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Набережные Челны
FORMING OF THE FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHERS CONSTRUCTIVE FUNCTIONAL COMPETENCES
А.М. Imashev - Candidate of Pedagogical sciences, associate professor of the Theory and methods of physical education department Povolzhskaya state academy of physical culture, sport and tourism
Naberezhnye Chelny
e-mail: azatimashev@yandex. ru, azatmashev@mail. ru
Ключевые слова: концепция, компетентность, игровые технологии, будущий учитель физической культуры, качество образования.
Аннотация. В статье показан положительный эффект применения концептуальной модели формирования функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры. Статья является частью результатов диссертационного исследования по обозначенной теме и может быть интересна специалистам высшей физкультурно-спортивной профессионально-педагогической школы, изучающим данную проблему.
Key words: conception, competence, game technologies, future physical education teacher, education quality.
Summary. The article shows the positive effect of a of future physical education teachers conceptual model of the functional competences formation. The article is a part of the dissertation research results on the designated topic and may be of interest to specialists of the highest physical training and sports and vocational educational school, studying this problem.
Введение. Проблема исследования - формирование конструктивных функциональных компетентностей будущего учителя физической культуры - связана с решением актуальной задачи повышения качества высшего профессионального образования в стране [4, 10].
Под конструктивной педагогической функцией мы понимаем комплекс элементарных функциональных компонентов профессионально-педагогической деятельности будущего учителя физической культуры как операциональную часть профессиональной компетентности по логическому структурированию содержания педагогической системы [1].
Объект исследования - процесс формирования конструктивных функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры.
Предмет исследования - эффективность концепции формирования функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры.
Цель исследования - экспериментально обосновать применение концепции формирования функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры.
Гипотеза исследования: разработка и применение концептуальной модели может повысить качество процесса формирования конструктивных функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры.
Задачи исследования: внедрить в образовательный процесс вуза и выявить эффективность применения концептуальной модели в формировании конструктивных функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры.
Методы и организация исследования: моделирование; практическое апробирование; математико-статистический сравнительный анализ констатирующих результатов.
Время исследования: 10 лет (1999-2009 гг.). Выборка испытуемых: 40 студентов (по 20 в контрольной и экспериментальной) академических групп специализации «Теория и методика физического воспитания» специальности 033200 - «Физическая культура и спорт», обучавшиеся на 1-5 курсах факультета дневной формы обучения КамГИФК (соответственно в 1999-2004 гг. и 2004-2009 гг.). Диагностический инструмент и методика исследования авторская: «Портативная карта диагностики функциональной компетентности учителя физической культуры», включающая (табл. 2) [6].
Констатирующий эксперимент проводился в 1-м полугодии, в учебных аудиториях, во внеучебное время, в соответствии с методическими указаниями и рекомендациями, предлагаемыми в специальной литературе, с соблюдением принципов научной этики [9]. В контрольной группе образовательный процесс осуществлялся традиционно. В экспериментальной группе проведен лонгитюдный формирующий эксперимент по технологиям, включающим конструктивный функционально-компетентностный материал.
Результаты исследования и их обсуждение. Констатирующая экспериментальная работа дала возможность получить 2000 «человеко-замеров», характеризующих конструктивные функциональные компетентности будущих учителей физической культуры (табл. 1).
Динамика изменения функциональных компетентностей будущего учителя физической культуры в обеих (КГ и ЭГ) группах по конструктивной педагогической функции прогрессивная: вертикально-горизонтальные различия между средними значениями по курсам (1,5-1,6; 1,6-1,7; 1,7-1,8; 1,9-2,2; 2,1-2,2 балла) значимы по 1;-кр. Стьюдента на уровне достоверности а = 0,001, что означает наличие стабильной непрерывной динамики изменения от относительно среднего уровня «знание» на 1 курсе к относительно высокому уровню «знание» на 3 курсе до относительно невысокого уровня «умение» на 5 курсе обучения в данном виде компетентности без наличия тенденции приближения к уровню «навык».
Экстремальные значения уровней функциональной компетентности в КГ: 0,9 балла у функционального элемента №9 «Строить учебную работу» на II курсе и 2,8 балла у элемента №1 на IV курсе.
Более сформированным среди других чаще оказывался ФЭ №1 - «Составлять упражнение» с функциональной компетентностью (1,9-2,3-2,7-2,8-2,4 балла) выше уровня «умение», приближающейся к уровню «навык».
«Западающим» проявил себя функциональный элемент №9 «Строить учебную работу» с функциональной компетентностью (1,0-0,9-1,1-1,3-1,4 балла) немногим выше уровня «знание».
Более прогрессирующим проявил себя функциональный элемент №1 - «Составлять упражнение» с разностью в функциональных компетентностях 0,5 балла (1,9-2,4).
Менее прогрессирующим проявил себя функциональный элемент №10 - «Строить внеучебную работу» с разностью в функциональных компетентностях в 0,2 балла (1,4-1,6) (табл. 2, рис. 1).
Корреляционный анализ выявил функциональные элементы, находящиеся в различной степени тесноты корреляционных связях в КГ.
Система существует, в основном, благодаря линейным связям. Обнаружены 11 «линейных», 4 «сильных», 3 «средних», 5 «ниже среднего», 3 «умеренных», 3 «слабых», 6 «очень слабых» и 1 прямая и 9 обратных «практически отсутствующих» связей.
Таблица 1
Индивидуальные значения уровней конструктивных функциональных компетентностей _до (КГ) и после (ЭГ) формирующего эксперимента_
№ Курсы
п/п I II III IV V
1. 3332333233 1112312212 2222321211 3322222222 2222222222
2. 2112010211 3222122211 3222222211 3222122112 3123223112
3. 1221111001 2121210112 2322111122 2211311212 3332122211
4. 0122221101 1111211103 3223212112 3323221113 2223322222
5. 2322211101 3210012313 2222212212 2232213222 3322322211
6. 2222120100 3233322212 3221121113 3332121111 3123131111
7. 1122131211 2222222122 3312111112 3222112112 2233323302
8. 3333121010 1211111111 3131112112 3322122122 2233232221
9. 2222111001 2112122221 3322221122 3333211212 3223222213
10. 2221221111 3322102100 3222102111 2222222122 2322332222
11. 1222211112 3332111111 2212121212 3222211221 3222322211
12. 2123313113 2223111112 3222211112 3322222112 3322232211
13. 1212313312 2001102201 3222112111 3222211113 2322221102
14. 2333323212 3222211001 2322211212 2231222122 2322313122
15. 2232132321 1122212122 3201222111 3321212211 3322322221
16. 3333321211 2332211101 2212112112 3221122112 2233222122
17. 2212121231 3332221112 3321111211 3222211212 2333212111
18. 3322223222 3222111121 2223211122 3323222111 2323322212
19. 1122333223 3222121112 2222222112 2322111112 2333222112
20. 2233211002 3223122112 3323211112 3322212222 2333122221
1. 2121121210 3332111111 2222112211 3333232121 1222111111
2. 3221012123 2222211211 3323333211 3333131122 3332221122
3. 3332221012 3222111111 3322211000 2232121111 3333222222
4. 2221211002 3333222100 2222222011 2232221121 3333332133
5. 2222211100 3333011000 2122111011 2222111111 3333322222
6. 2123133221 3222210000 3333211011 3333222111 3333322222
7. 1221211011 3323200000 2222223000 1111111111 3222221221
8. 2112112222 3322011000 3222110101 3333332222 3333333333
9. 2222221122 3333111111 2222222222 3333122222 3333232232
10. 2323231231 2222211011 3222111111 3333222222 3333223112
11. 2211203010 3333221211 3331333323 2222121121 2322322122
12. 2232313323 3333330000 3232112000 3333232232 2233221111
13. 1212102120 3333222211 3322110011 2222322121 3323222122
14. 2322212112 2222122123 2232221111 3333333323 3322222322
15. 3333233123 0111001011 3232222222 3233221121 1212100111
16. 3333221221 2222222211 3332222121 3333333233 3333321211
17. 2332121111 3333132311 3333320011 3322322223 3321232232
18. 3333222111 3333231111 2222110011 3333333233 2222000000
19. 2332211210 2233321112 2121311012 2111211113 2111112211
20. 3222212011 2222122111 3333222222 3332323323 3323221221
В центре активного взаимодействия располагается: функциональный элемент №9 -«Строить учебную работу», имеющий 1 линейную связь с функциональным элементом №8 -«Составлять профессионально направленный режим деятельности».
Особняком держится группа функциональных элементов №№3,4,6,7 с №5 -«Составлять внеучебное мероприятие» в микроцентре.
Функциональный элемент №2 не имеет интересующих нас связей, а функциональные элементы №1,10 - имеют в большинстве своем обратные связи (табл. 3, рис. 2).
Для решения задач формирующего эксперимента разработана и внедрена концептуальная модель [2, 3, 7] формирования функциональных компетентностей будущего учителя физической культуры, где повышать качество формирования функциональной компетентности будущего учителя физической культуры предполагается в направлении активизации выявляемых системообразующих структурных компонентов - ядра коррекционного процесса, рассматриваемого как отправная точка в организации и проведении работы с акцентом на дидактические технологии повышения качества образования [8]. На основе анализа результатов начального констатирующего в образовательном процессе использованы варианты Деловой игры «Открытый урок», которые явилась Учебно-методическим сопровождением технологии реализации концепции [5].
Постэкспериментальный срез в ЭГ показал следующее.
Экстремальные значения уровней функциональной компетентности: 0,8 балла у функционального элемента №9 на I курсе и 2,6 балла у элементов №1,2,3 на Ш-У курсах.
Более сформированным среди других чаще оказывался ФЭ №1 - «Составлять упражнение» с функциональной компетентностью (2,5-2,2-2,6-2,6-2,6 балла) много выше уровня «умение», приближающейся к уровню «навык».
«Западающим» проявил себя функциональный элемент №8 «Составлять профессионально направленный режим жизни» с функциональной компетентностью (1,01,1-0,9-1,5-1,8 балла) немногим выше уровня «знание».
Более прогрессирующим проявил себя функциональный элемент №9 - «Строить учебную работу» с разностью в функциональных компетентностях 1,2 балла (0,8-2,0).
Менее прогрессирующим проявил себя функциональный элемент №3 - «Составлять часть занятия» с разностью в функциональных компетентностях в 0 баллов (2,4-2,4) (табл. 2, рис. 1).
Сравнительно-сопоставительный анализ данных, полученных в результате формирующего эксперимента показал, что динамика функциональных компетентностей в экспериментальной группе более прогрессивна, чем в контрольной: числовые значения показателей выше на всех курсах (рис. 3).
Таблица 2
Средние уровни конструктивных функциональных компетентностей
гру ппа кУР с № конструктивных функциональных компетентностей
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Ср.
КГ 1. 1,9 1,5 1,1 1,2 1,8 1,8 1,8 1,3 1,0 1,4 1,5
2. 2,3 2,0 1,8 1,8 1,4 1,2 1,5 1,3 0,9 1,5 1,6
3. 2,7 2,3 1,9 2,0 1,5 1,3 1,5 1,4 1,1 1,8 1,7
4. 2,8 2,6 2,1 2,0 1,7 1,4 1,6 1,5 1,3 1,9 1,9
5. 2,4 2,4 2,5 2,6 2,1 2,2 2,1 1,7 1,4 1,6 2,1
ЭГ 1. 2,5 2,5 2,4 2,4 1,5 1,5 1,2 1,0 0,8 0,9 1,6
2. 2,2 2,2 2,2 2,0 1,7 1,5 1,7 1,1 1,4 1,3 1,7
3. 2,6 2,3 2,4 2,1 1,9 1,6 1,5 0,9 1,1 1,2 1,8
4. 2,6 2,5 2,6 2,5 2,0 2,2 1,8 1,5 1,9 1,9 2,2
5. 2,6 2,6 2,4 2,5 2,1 2,1 1,8 1,8 2,0 1,8 2,2
СО
<я X
S X
<и X X <я X м
3
2,5
2
1,5
0,5
0
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
□ 1 курс □ 2 курс □ 3 курс □ 4 курс
□ 5 курс
Рис. 1. Покомпонентные значения средних конструктивных компетентностей будущих учителей физической культуры в КГ (слева) и ЭГ (справа) на курсах
Таблица 3
Матрица корреляционных связей между функциональными элементами конструктивной педагогической функции
1 - Составлять упражнение
0,8 2 - Составлять комплекс упражнений
-0,1 0,5 3 - Составлять часть занятия
-0,2 0,3 1 4 - Составлять занятие
-0,2 0,4 1 1 5 - Составлять внеучебное мероприятие
-0,4 0,2 0,9 1 1 6 - Строить комплекс занятий
-0,4 0,2 1 1 1 1 7 - Составлять двигательный режим
0,4 0,7 0,9 0,6 0,8 0,7 0,7 8 - Составлять проф. режим
0,5 0,9 0,8 0,7 0,7 0,6 0,6 1 9 - Строить учебную работу
1 0,9 0 -0,2 -0,1 -0,3 -0,3 0,4 0,5 10 - Строить внеуч. работу
1
(+"+(+%+%+$+%+%+(
Рис. 2. Плеяда корреляционных связей между функциональными элементами конструктивной педагогической функции (выполнены линейные связи, Р < 0,001)
й
<я а
2,5
• 2
s а
v
s 1 «
^ 1,5
а а
<я а
м
0,5
2 3 4
К У Р С
КГ
ЭГ
Рис. 3. Динамика изменения средних конструктивных компетентностей будущих учителей физической культуры в КГ и ЭГ
Выводы. Гипотезы подтвердились: 1) динамика изменения функциональных компетентностей будущего учителя физической культуры по конструктивной педагогической функции в ЭГ более прогрессивная, чем в КГ; 2) система чаще опирается на группу выявленных функциональных элементов в центре с №9 - «Строить учебную работу». Эффективность предлагаемой системы достигает уровня 3-5 % (0,1 балла), т.е. кривую роста динамики функциональных компетентностей можно изменить в сторону большего прогресса. Это означает, что БУФК достигают традиционного уровня функциональной компетентности раньше и к окончанию вуза могут довести её до качественно более высокого уровня, что может доказывать высокую эффективность предлагаемой концептуальной модели. Формировать функциональные компетентности будущего учителя физической культуры в конструктивной педагогической функции в ВПО можно в направлении концептуализации процесса.
1
0
1
5
Литература
1. Бабенко, А. А. Становление практико-операционной функции профессиональной компетенции будущего специалиста в условиях реализации заданного подхода / А. А. Бабенко // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования : сб. науч. и метод. тр. : вып. 6: в 3-х ч. / под. ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко. - Волгоград : ВГИПКРО, 2002. - Ч. 1. - С. 61-65.
2. Бондаревская, Н.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич // Педагогика. - 2004. - № 10. - С. 23-31.
3. Введенский, В.П. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В.П. Введенский // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 51-55.
4. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 1. - С. 34-42.
5. Имашев, А.М. Деловая игра «Открытый урок» : методические рекомендации / А.М. Имашев, С.В. Кузнецов. - Набережные Челны : Изд-во КамПИ, 1999. - 20 с.
6. Имашев, А.М. Функциональная компетентность будущего учителя физической культуры : монография / А.М. Имашев. - Набережные Челны : КамГАФКСиТ, 2008. - 104 с.
7. Имашев, А.М. Концептуальная модель вузовского формирования функциональных компетентностей будущего учителя физической культуры [Электронный ресурс] / А.М. Имашев // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2010. - № 3(16). - Режим доступа : http://www.kamgifk.ru/magazin/n16.htm.
8. Неверкович, С. Д. Дидактические и учебно-ролевые игры в подготовке физкультурных кадров : метод. рекомендации для студентов и преподавателей / С. Д. Неверкович, Н.В. Киршева, Г. А. Ашрапова. - М. : ГЦОЛИФК, 1990. - 36 с.
9. Черепанов, В.С. Актуальные проблемы квалиметрии высшей профессиональной школы / В.С. Черепанов, О. В. Любимова // Образование и наука. - 2009. - № 6. - С. 36-43.
10. Чесноков, Н.Н. Разработка проекта ГОС ВПО по специальности 032102 "АФК" в компетентностном формате / Н.Н. Чесноков, В.Ф. Балашова // Совершенствование подготовки кадров в области ФиС в условиях модернизации профессионального образования в России : материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (11-13 марта 2008 г.). - М., 2008. - С. 20-30.
Literature
1. Babenko, A.A. Becoming a practice-operating function of the future specialist's professional competence in the implementation of a given approach / A.A. Babenko // Pedagogical problems of formation of subjectivity of a pupil, a student and a teachers in continuing education system : Col. of scientific. and method. tr. : Vol. 6 : in 3 parts / under the Ed. of N.K. Sergeyev, N.M. Borytko. - Volgograd : VGIPKRO, 2002. - Part 1. - P. 61-65.
2. Bondarevskaya, N.V. Paradigmatic approach to the content development of key pedagogical competences / E.V. Bondarevskaya, S.V. Kulnevich // Pedagogika. - 2004. - No. 10. - P. 23-31.
3. Vvedenskiy, V.P. Modeling of teacher's professional competence / V.P. Vvedenskiy // Pedagogika. - 2003.
- No. 10. - P. 51-55.
4. Zimnyaya, I.A. Key competences - a new paradigm of the education result / I.A. Zimnyaya // Higher education today. - 2003. - No. 1. - P. 34-42.
5. Imashev, A.M. Business game "Open Class" : guidelines / A.M. Imashev, S.V. Kuznetsov. - Naberezhnye Chelny : Publishing house KamPI, 1999. - 20 p.
6. Imashev, A.M. The functional competence of a future physical education teacher : monograph / A.M. Imashev. - Naberezhnye Chelny : KamGAFKSiT, 2008. - 104 p.
7. Imashev, A.M. A conceptual model of university formation of functional competences of a future physical culture teacher [Electronic resource] / A.M. Imashev // Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport. - 2010. - No. 3 (16). - Mode of access: http://www.kamgifk.ru/magazin/n16.htm.
8. Neverkovich, S.D. Teaching and educational role games in preparing of physical education personnel : method. recommendations for students and teachers / S.D. Neverkovich, N.V. Kirsheva, G.A. Ashrapova. - Moscow : GTSOLIFK, 1990. - 36 p.
9. Cherepanov, V.S. Actual problems of higher vocational school's qualimetry / V.S. Cherepanov, O.V. Lyubimova // Education and Science. - 2009. - No. 6. - P. 36-43.
10. Chesnokov, N.N. Project Development of GOS VPO in specialty 032102 "AFK" in the format of the competence / N.N. Chesnokov, V.F. Balashova // Improvement of personnel training in the FiS in the modernization of vocational education in Russia : proceedings of the VI All-Russian scientific-practical conference (March 11-13, 2008).
- M., 2008. - P. 20-30.
Статья поступила в редакцию 10.03.2011 г.