Научная статья на тему 'Концептуальная модель здоровьесберегающего образования будущих специалистов физической культуры в системе профессиональной подготовки'

Концептуальная модель здоровьесберегающего образования будущих специалистов физической культуры в системе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Любовь Владимировна

В статье рассмотрены теоретические аспекты применения компетентностного подхода к определению содержания профессионального образования специалистов физической культуры в сфере здоровьесбережения, предложена вариативная структура компетенций, формируемых в системе профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белова Любовь Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальная модель здоровьесберегающего образования будущих специалистов физической культуры в системе профессиональной подготовки»

ШНГОГИШИЕ ИНУКИ

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Л.В. Белова

CONCEPTUAL MODEL OF HEALTH-PROTECTING EDUCATION OF FUTURE SPECIALISTS IN PHYSICAL EDUCATION IN PROFESSIONAL TRAINING SYSTEM

Belova L.V.

The theoretical aspects of applying the competence approach to determining the subject matter of professional training of specialists in physical education in the sphere of health protection are considered in the article; a variety structure of competences developed in the system of professional education is suggested.

В статье рассмотрены теоретические аспекты применения компетентностного подхода к определению содержания профессионального образования специалистов физической культуры в сфере здоровьесбере-жения, предложена вариативная структура компетенций, формируемых в системе профессионального образования.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, физическая культура, концептуальная модель, здоровьесберегающее образование, профессиональная компетентность.

УДК 370.037.1

Физическое воспитание в системе образования должно представлять собой, по устоявшемуся мнению ведущих теоретиков в сфере физической культуры, социально-педагогический процесс, направленный в конечном итоге на достижение высокого уровня физической культуры личности, и объединять такие основополагающие компоненты, как образовательный - расширяется и совершенствуется объем знаний, двигательных навыков и умений, оздоровительный, при реализации которого оптимизируются формы и функции организма человека, развивающий - повышается уровень физических (двигательных) способностей и качеств (4, 5, 7).

При оценке эффективности и качества современного физического воспитания школьников и студентов, которое во многом определяется необходимостью оптимизации процесса реализации выше представленных компонентов, акцент должен выполняться на соотношение оздоровительного и развивающего компонентов в учебном процессе.

При установленнии в исследованиях таких ученых, как Антропова М.В., Сухарев А.Г., Тихомирова Л.Ф., Цыренова Н.М. сегодняшнего неудовлетворительного уровня практически всех составляющих здоровья (физического, психического, социального, духовно-нравственного) обучаемых и тенденций к ее отрицательной динамики, современному специалисту в сфере физической культуры необходимо все в большей степени использовать средства и методы

нормализации этих показателей на основе оздоровительного потенциала этого вида культуры.

Таким образом, в настоящий момент времени акцент физического воспитания и, соответственно, направленность в профессиональной подготовке специалистов этого профиля, по авторитетному мнению ряда исследователей (Лукьяненко В.П., Магина В.А., Петькова, Соловьева Г.М. и др.), занимающихся проблемами организации этого процесса в системе среднего и высшего профессионального образования, а также проблемами подготовки специалистов физической культуры, должна иметь преимущественно оздоровительную направленность (5, 6, 7, 8, 9).

Поскольку в нашем случае предметом исследования является такая сложная система, как процесс профессиональной подготовки специалистов физической культуры, с позиции компетентностного подхода определенный как процесс формирования профессиональной компетентности, соответственно целостное функционирование которой необходимо определять следующими взаимосвязанными факторами:

- государственным образовательным стандартом, задающим целевые установки, т.е. перечнем объективных требований государства к выпускнику;

- содержанием образования (образовательной программой, т.е. схемой реализации учебных дисциплин с учетом их объема и соотношения);

- организацией учебно-воспитательного процесса, внеаудиторной и вне-учебной деятельности студентов;

- личностью преподавателей (уровень профессионального мастерства (компетентности));

- личностью обучаемого (уровень личностного развития, мотивация получения высшего образования, готовность к обучению в вузе).

Как установлено, процесс формирования профессиональной компетентности студентов, обучающихся в вузах физической культуры, именно в контексте подготовки к реализации оздоровительной функции фи-

зической культуры, при учете выше обозначенных организационно-педагогических условий и факторов, сегодня не в полной мере обеспечивает единство знаний, умений и навыков, убеждений и ценностных ориента-ций в области профессиональной деятельности будущих специалистов.

Исходя из концептуальной основы компетентностного подхода, который состоит в «определении набора так называемых «ключевых компетенций», каждая из которых объединяет в себе мотивационную, ценностную, Интеллектуальную, деятельно-стную, а также социальную и поведенческую составляющие», процесс развертывания содержания образования вокруг обозначенных компетенций, и их включение в качестве сквозных направлений, предполагает проведение определенной работы с системой профессионального образования в направлении перехода от обезличенных «знаний» к личностным смыслам на основе ценностного отношению к знаниям (12).

Это направление деятельности, продиктованное выбранным компетентностным подходом, определяет необходимость включения в содержание образования не только его объектную сторону (объекты изучения и действия с ними), но и субъектную позицию самого обучаемого, его мотивационную сферу, ценностно-смысловое отношение к изучаемому предмету, личностный (в том числе житейский) опыт, активность, лично-стно-образующие структуры сознания (12).

Несмотря на относительную новизну компетентностного подхода к профессиональной подготовке, именно он, по мнению

A.Г. Бермуса (1), сохраняет преемственность с давно укоренившимися в теории и практике концептами, в числе которых педагогическая культура учителя (Е.В. Бондаревская,

B.А. Сластенин); профессиональные функции учителя (Н.В. Кузьмина); педагогическое мастерство (Г.А. Бермус, И.А. Зязюн); педагогическое творчество (В. А. Кан-Калик, А.К. Маркова и др.)

К основным параметрам компетентно-стного подхода, по мнению выше обозначенных ученых, относится:

- общесоциальная и личностная значимость формируемых знаний, умений, навыков, качеств и способов продуктивной деятельности;

- четкое определение целей профессионально-личностного совершенствования, выраженных в поведенческих и оценочных терминах;

- выявление определенных компетенций, которые также являются целями развития личности;

- формирование выявленных компетенций как совокупности смысловых ориентации, базирующихся на постижении национальной и общечеловеческой культуры;

- наличие четкой системы критериев измерения, которые можно обрабатывать статистическими методами;

- оказание педагогической поддержки формирующейся личности (ориентация педагога на проблемы ученика, творчески ищущего свое место в жизни) и создание для нее «зоны успеха» и ряд других аспектов.

Применение в нашем исследовании метода моделирования позволяет, по нашему убеждению, основанному на изучении решения подобных проблем в системе образования, реализовать выше перечисленные параметры, наглядно представив с помощью знаковых схематических конструкций особенности процесса подготовки специалистов физической культуры к реализации здоровь-есбережения в целом и логические взаимосвязи между ее отдельными компонентами (5, 6, 7, 8).

Свойства модели по определению могут быть непосредственно отражены в наиболее общем понятии, имеющим следующий вид: модель - это объект, обладающий установленными до и независимо от результатов его применения сходством с объектом или продуктом человеческой деятельности, который служит средством создания, фиксации, обмена или критерием оценки ее продуктов (Б.Г. Ананьева, В.В. Краевского, Е.А. Федоровой и др.)

Понятие модели понимается в педагогике как формальные структуры, как онтологические утверждения о природе вещей и

как эвристические конструкции, предлагающие нам варианты структурирования нашего понимания мира и самих себя (10). Поэтому модель - это не просто и не только отражение или копия некоторого состояния дел, но и в нашем исследовании предполагаемая форма деятельности, репрезентация будущей практики и освоения форм профессиональной деятельности.

Смысл моделирования заключается также в воспроизведении характеристик (структуры, свойств, взаимоотношений, отношений) некоторого объекта на другом, специально созданном для их изучения. Моделирование связано с абстрагированием и идеализацией, посредством которых выделяются и отражаются существенные стороны моделируемых объектов и процессов для выявления наиболее эффективных средств для решения поставленных задач.

Метод моделирования избран нами как наиболее оптимальный и экономичный способ фиксации научного знания. Создавая с его помощью функционально-логическую модель, представляющую собой оптимизированную систему подготовки специалиста физической культуры к реализации оздоровительного потенциала физической культуры на основе компетентностного подхода, используя который мы, определяя его ключевые компетенции, выбираем определенный способ (метод) их формирования.

В процессе моделирования мы опирались также на системный подход, выступающий методологической основой изучения сложных явлений, процессов, объектов, к которым относится подготовка специалиста-педагога к определенному виду деятельности, и компетентностный подход, определяющий систему мер, операций, средств обучения, развития и деятельности субъекта обучения.

Разработка модели осуществлялась в соответствии с гносеологическим алгоритмом ее построения, обеспечивающим состыковку результатов с эмпирическими характеристиками эталона, алгоритмом теоретико-прикладного моделирования, интегрирующим желаемое (идеальное) состояние объекта, его качества, способности и реаль-

ные условия его развития; алгоритмом практического моделирования, позволяющим эффективно применять средства и способы деятельности посредством выделения конкретных компетенций субъектов учения.

Подвергая модель структурно-логическому анализу, в качестве ключевого звена мы определили педагогический результат, выступающий в нашем исследовании как высокий уровень профессиональной компетентности специалиста физической культуры в сфере практической реализации процесса здоровьесбережения в системе образования. Данный элемент педагогической системы, в нашем понимании, выступает в двуедином контексте - задает, предвосхищает параметры исследуемого вида деятельности, и является итогом педагогического процесса.

В качестве основного требования, выступающего нормативной основой содержательной части образовательно-профессиональной подготовки специалиста в области здоровьесбережения, является овладение выпускником конкретным образованием на основе компетентности в практической реализации оздоровительной функции физической культуры.

Гарантами становления такого вида профессиональной компетентности выступают: соотношение теоретической и практической подготовки; соотношение состава, объема, содержания общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовки.

Исходя из сказанного, в структуру содержательной части модели подготовки специалиста физической культуры в области здоровьесбережения мы включили:

1) профессиональные здоровьесбе-регающие задачи, которые приходится решать специалисту физической культуры;

2) профессиональные здоровьесбе-регающие компетенции как обобщенные характеристики основных профессиональных оязанностей специалиста;

3) виды профессиональной здоровь-есберегающей деятельности, с помощью которых специалист решает задачи и реализует компетенции;

4) способы и средства решения профессиональных здоровьесберегающих задач.

К основным задачам в профессиональной деятельности специалистов в области физической культуры в системе образования в контексте здоровьесбережения обучаемых необходимо отнести:

1. Организационно-практическую деятельность по реализации диагностики и контроля медико-биологического и функционального состояния здоровья обучаемых.

2. Анализ результатов диагностики состояния здоровья обучаемых и распределение по группам здоровья, видам и степеням заболеваний.

3. Процесс разработки здоровье-сберегающих технологий, включающий в себя выявление факторов, неблагоприятно влияющих на здоровьесбережение.

4. Практическую здоровьесберегаю-щую деятельность.

5. Формирование мотивационно-ценностного отношения обучаемых к индивидуальному здоровью и процессу его сохранения.

Соответственно, исходя из необходимости решать выше обозначенные задачи, компетентность специалиста физической культуры при реализации здоровьесбере-гающих технологий должна включать в себя, по нашему мнению, педагогическую, специальную, личностную и социальную составляющие, которые в свою очередь можно на основании исследований ученых Хуторского А. В. и других, также разделить на ключевые компетенции (12).

Так, в структуру педагогической компетентности, по мнению ученых, занимающихся исследованием этой проблемы, необходимо включить: когнитивную, методическую, дидактическую, технологическую, инновационную и исследовательскую компетенции.

Когнитивная компетенция определяет объем и мобильность знания педагога (то есть процесс его постоянного обновления, овладение новой информацией для успешного применения в определенных условиях), связанный с осознанием цели учебной деятельности.

Методическая подготовка и, соответственно, методическая компетенция педагога включает владение различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знание психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения.

Дидактическая составляющая педагогической компетентности обеспечивает высокий уровень предметной и методической части педагогического процесса, ведущее место в котором занимает гибкость метода (специалист должен не только знать существо проблемы, но и уметь решать ее практически, применяя при этом, в зависимости от обстоятельств, метод, наиболее подходящий к данным условиям в данное время).

Исследовательская компетенция понимается нами как проявление специалистом творческого подхода к изучению личности ученика, группы учеников. Данная функция реализуется в процессе наблюдения и анализа учебных занятий; апробации активных методов преподавания; изучения литературы и опыта в области здоровьесбе-регающей деятельности; проектирования и осуществления педагогического эксперимента (формулирования целей и задач отдельных этапов педагогического здоровьес-берегающего процесса, выбора наиболее эффективных средств его осуществления).

Технологическая компетенция в структуре педагогической компетентности выполняет роль проводника, обеспечивающего специалисту технологическую составляющую его профессиональной деятельности при соблюдении требований, предъявляемых к разработке и реализации педагогической составляющей здоровьекоррегирую-щих технологий.

К специальной компетентности специалиста физической культуры в сфере здо-ровьесберегающих технологий необходимо отнести ряд компетенций, без которых обеспечение высокой эффективности его практической профессиональной деятельности невозможно: профессионально-прикладную физическую подготовленность и специальную интегративную образованность.

В состав специальной профессионально-прикладной физической подготовленности (компетенции) специалиста физической культуры входит непосредственно его индивидуальная физическая подготовленность в сфере реализации здоровьесберегающих технологий.

Специальную интегративную образованность (компетенцию) будущего специалиста в сфере физической культуры, входящую в состав специальной компетентности, образуют знания в области анатомии и физиологии человека, психологии, истории и социологии, физической культуры, теории и методики физической культуры, а также теоретические знания и практические навыки в области физической тренировки, при различных заболеваниях и отклонениях от физиологической нормы, характеризующие особенности реализации здоровьесберегаю-щих технологий в системе физического воспитания.

В концептуальном плане, если быть последовательным и подчеркнуть, что ведущим компонентом в процессе формирования профессиональной компетентности все-таки является личность специалиста, то с позиции этого подхода личностную компетентность необходимо характеризовать сформированностью следующих компетенций: психологической, интеллектуальной и индивидуальной (10).

Среди элементов конструкта «профессиональная компетентность» личностного направления следует особо выделить интеллектуальную компетенцию. Согласно исследованиям Дружинина В.Н. и Холодной М.А., интеллектуальная компетенция -это особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области (2, 11).

К следующей составляющей личностной компетентности специалиста физической культуры необходимо отнести индивидуальную компетенцию - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность

профессиональному старению, умение рационально организовать свой труд без перегрузок и лишней траты времени, осуществлять его ненапряженно, без усталости.

Если обратиться к социальной компетентности будущего педагога, то здесь можно выявить следующие наиболее характерные для педагогической профессии особенности и соответственно компоненты (компетенции): аксиологическая и коммуникативная компетенция.

Аксиологическая компетенция включает в себя следующие характеристики: высокая активность и социальная ответственность; потребность и способность воспитывать, подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; готовность к ретрансляции духовных ценностей, потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему (10).

Понятие коммуникативной компетенции многогранно, оно включает целый ряд компонентов и вследствие этого ее понимание различными исследователями неоднозначно (Антоновой Л., Ильиным Е.П., Исаевым Е.И., Слободчиковым В.И. и др.). На наш взгляд, неоспорим тот факт, что данная компетенция способствует позитивному взаимодействию и сотрудничеству будущего специалиста с коллегами и обучаемыми.

Исходя из анализа изученных трудов (Бесединой И., Кунициной В.Н., Яковлевой Н.В., Минкина О.В. и др.), социальная компетентность определяется как система знаний о социальной действительности и о себе, сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру, действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств. Основные функции социальной компетентности - социальная ориентация, адаптация, интеграция общесоциального и личного опыта (3).

Исходя из выявленных проведенным исследованием основных пяти задач, стоящих перед специалистом в контексте реали-

зации здоровьесбережения, и ведущих профессиональных компетенций как обобщенных характеристик основных профессиональных обязанностей специалиста, виды профессиональной деятельности также можно подразделить на пять приоритетных направлений:

1. Диагностическая деятельность по реализации контроля медико-биологического и функционального состояния обучаемых.

2. Аналитико-оценочная деятельность, заключающаяся в оценке здоровья обучаемых и их распределение по группам здоровья.

3. Конструктивно-проектировочная деятельность, в содержание которой входит разработка здоровьесберегающих технологий.

4. Организационно-управленческая деятельность, в том числе и практическая здоровьесберегающая деятельность.

5. Просветительско-информацион-ная деятельность.

Для обеспечения компетентного решения выше обозначенных задач на основе приоритетных видов профессиональной деятельности будущему специалисту физической культуры в контексте здоровьесбере-жения предлагается включить на завершающем этапе обучения (девятый семестр) разработанный специальный курс, обеспечивающий фундаментализацию и интеграцию образования по практической реализации оздоровительной функции физической культуры в системе образования. В спецкурсе рассматриваются средства, способы и формы решения профессиональной деятельности на основе здоровьесберегающих технологий.

Специальный курс своей содержательной частью дополняет образование студентов в области здоровьесбережения, обеспечивает фундаментализацию знаний и практических умений при реализации оздоровительной функции физической культуры, оптимизируя тем самым систему подготовки кадров.

Таким образом, реализация спецкурса потребовала включение в учебный процесс

активных методов обучения, которые в свою очередь предполагают поисковую, самостоятельную деятельность студентов при не прямом воздействии преподавателя на процесс усвоения знаний, умений, формирования опыта решения задач предстоящей педагогической деятельности.

Соответственно приоритетными методами, используемыми в учебном процессе спецкурса, ориентированного на формирование компетентности, должны стать такие как: задачный подход, имитационно-моделирующий, проектный и контекстный способы обучения, интеграция учебной и исследовательской работы.

Применение данных методов отличается от традиционного обучения присутствием:

- принудительной активизацией мышления и поведения студентов;

- взаимодействия студентов между собой и преподавателем;

- повышенной степенью мотивации;

- эмоциональности и творческого характера знаний;

- направленности на преимущественное приобретение и развитие профессиональных, интеллектуальных, поведенческих навыков и умений.

Реконструированная таким образом процессуальная сторона содержания оздоровительной направленности профессиональной подготовки будущих специалистов делает возможным кардинально изменить отношение студентов к получению образования как культурному процессу, движущими силами которого являются личностные смыслы, диалог и сотрудничество его участников.

Комплексная реализация разработанной нами модели подготовки будущего специалиста физической культуры к здоровьес-берегающей деятельности должна, на наш взгляд, обеспечить целостное образование в этой сфере, отражающее уровень здоровья обучаемых, основную структуру профессии и деятельности педагога по физической культуре, формирование полноценной готовности выпускника к предстоящей про-

фессиональной деятельности, то есть его

целостную профессиональную компетентность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бермус А. Г. Российское образование и российское общество: развитие во взаимодействии // Общественные науки и современность. - 1998. - № 5. - С. 33-40.

2. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2002. - 368 с.

3. Куницина В. Н. Социальный интеллект и социальная компетентность // Б. Г. Ананьев и ленинградская школа в развитии современной психологии: Тезисы научно-практической конференции. - СПб.: СПбГУ, 1995. - С. 34-36.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Курысь В. Н. Физическая культура в университете: реалии и возможности. Проблемы здоровья человека // Развитие физической культуры в современных условиях: Сборник научных трудов по материалам межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. -С. 72-80.

5. Лукьяненко В. П. Общее физкультурное образование и проблема здоровья учащейся молодежи // Народное образование. - 2005. -№ 2. - С. 132-134.

6. Лукьяненко В. П. Концепция модернизации системы общего среднего физкультурного образования в России. - М.: Советский спорт, 2007. - 95 с.

7. Соловьев Г.М., Соловьева Н.И. Здоровьесбе-регающая система образования в обеспечении здоровья и формирования культуры здорового образа жизни учащихся: Монография. - М.: Илекса. 2007. - 236 с.

8. Магин В. А. Модернизация высшего профессионального образования в области физической культуры: Монография. - М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2006.

9. Петьков В. А. Теоретические основы и прикладные аспекты формирования физической культуры личности в системе непрерывного образования: Автореф. дис... д-ра пед. наук. - Краснодар, 1999. - 46 с.

10. Мардахаев Л. В. Словарь по социальной педагогике. - М.: Академия, 2002. - 125 с.

11. Холодная М. А. Психология интеллекта.-СПб.: 2002. - 272 с.

12. Хуторской А. В. Педагогическая инновати-ка: Учебное пособие для студ. высш. учеб.

заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.

Об авторе

Белова Любовь Владимировна, Ставропольский государственный университет, ст. препода-

ватель кафедры теоретических основ физической культуры, соискатель. Сфера научных интересов - оздоровительная физическая культура, здо-ровьесберегающие технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.