23. Хайдеггер, М. Основные проблемы феноменологии [Текст] / М. Хайдег-гер.- СПб., 2001.
24. Шлейермахер, Ф. Герменевтика. - СПб: Европейский дом [Текст] / Ф. Шлейермахер, 2004. - 242 с.
УДК 378+7А
Имашев Азат Масгутович
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры Теории и методики физического воспитания ПовГАФКСиТ, azatimashev@yandex.ru, azatimashev@mail.ru, Набережные Челны
ФОРМИРОВАНИЕ ОРИЕНТАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Imashev Azat Masgutovich
Assistant professor ofphysical education theory and methodic cathedra ofPovolgskaya state academy of physical culture, sport and tourism, azatimashev@yandex.ru, azatimashev@mail. ru, Naberezhnye Chelny
FORMING OF ORIENTALY-EDUCATIONAL FUNCTIONAL COMPETENCES OF FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHERS
Решение актуальных проблем повышения качества высшего профессионального образования в стране осуществляется на основе внедрения в процессы систем парадигм, важнейшей из которых в настоящее время является компетентностный подход, подразумевающий овладение будущими высококвалифицированными специалистами профессиональными компетенциями [2; 8; 9; 12]. Из всего спектра усматриваемых исследователями видов профессиональных компетенций, рекомендуемых для освоения выпускниками вузов, могут быть выделены т. н. функциональные компетенции, предполагающие демонстрацию владения элементами профессиональной деятельности - действиями-приемами-операциями.
Элементарные компоненты профессионально-педагогической деятельности будущих учителей объединяются в системные комплексы профессионально важных (значимых) педагогических функций, среди основных из которых важное место в личностном аспекте занимает ориентационно-воспитательная, уровень компетентности по которой у специалистов-педагогов должен быть достаточно востребованно высоким [4; 5; 10].
Ориентационно-воспитательная функциональная компетентность будущих учителей физической культуры рассматривается нами как операциональная часть их профессиональной компетентности, характеризующаяся уровнем сформированное™ комплекса функциональных элементов профессионально-педагогической деятельности (знаний-умений-иавыков основных педагогических функций) по формированию ценностных ориентации качественно характеризующих направленность их личности [5]. Проблема формирования ориентационно-воспитательной функциональной компетентности будущих учителей физической культуры может решаться в направлении теоретико-экспериментального обоснования, разработки и применения концептуальной модели исследуемого процесса [1; 11].
Эмпирическая часть нашего исследования осуществлялась в течение 10 лет (1999-2009 гг.) на выборке испытуемых в 40 студентов (по 20 в контрольной и экспериментальной) академических групп специализации «Теория и методика физического воспитания» специальности 033200 - «Физическая культура и спорт», обучавшиеся на 1-5 курсах факультета дневной формы обучения КамГИФК (соответственно в 1999-2004 гг. и 2004-2009 гг.).
Диагностический инструмент и методика исследования авторская: «Портативная Карта диагностики функциональной компетентности учителя физической культуры», включающая (фрагментарно) 10 элементарных компонентов ориентационно-воспитательной педагогической функции [4]. Констатирующий эксперимент проводился в 1-м полугодии, в учебных аудиториях, во внеучебное время, в соответствии с методическими указаниями и рекомендациями, предлагаемыми в специальной литературе, с соблюдением принципов научной этики.
В результате констатирующего экспериментального исследования были получены 2000 «человеко-замеров», характеризующих ориентационно-воспитательные функциональные компетентности будущих учителей физической культуры (Табл. 1) и их средние значения (Табл. 2).
В контрольной группе динамика изменения функциональной компетентности будущего учителя физической культуры по ориентационно-воспитательной педагогической функции прогрессивная - различия между средними значениями по курсам (1,5-1,6-1,7-1,7-1,7) значимы по ^критерию Стьюдента на уровне а = 0,001, что означает наличие динамики изменения от относительно низкого к высокому уровню «знание» в данном виде деятельности, не достигая уровня «умение». Экстремальные значения уровней функциональной компетентности: 0,8 балла у функционального элемента № 6 на 1 курсе и 2,6 балла у функционального элемента № 4 на 5 курсе. Более сформированным среди других чаще оказывался функциональный элемент № 3 - «Поощрять» с функциональными компетентностями (2,4-2,3-2,1-2,3-2,2) выше уровня «умение». «Западающим» чаще проявлял себя функциональный элемент № 6 «Воспитывать научное мировоззрение» с функциональной компетентностью
(0,8-1,3-0,8-1,1-1,5) ниже-выше уровня «знание», не достигая уровня «умение». Наиболее прогрессирующим проявил себя функциональный элемент № 6 - «Воспитывать научное мировоззрение» (рост на 0,7 балла). Наименее прогрессирующим - регрессирующим проявил себя функциональный элемент № 3 - «Поощрять» (изменение на «-0,2 балла») (Табл. 2, Рис. 1-2).
Таблица 1 - Уровни ориентационно-воспитательных функциональных компегентностей в контрольной (вверху) и экспериментальной (внизу) группах
№ п/п курсы
I II III IV V
1. 2222222222 1122101011 2222211111 1221102012 1323211111
2. 3333313332 1121221122 1322303222 1123112022 2322111120
3. 1132110133 1122121112 2233002111 1122111111 2322222222
4. 1131102223 1221100100 2222303023 1221112111 2233223111
5. 1233101210 2322112001 1210102220 1111111111 2213111120
6. 2233112211 3333112022 3322202122 3222222222 2222212222
7. 2323312221 3223112022 2222302133 1122111111 2122111112
8. 2221000011 2223101112 2223211001 3333333233 3333323223
9. 2222212222 1233111112 2222111111 2232212112 2233213232
10. 1212123223 1133222122 2222211121 2233213122 2222323112
11. 3233203021 2111200000 2222223233 1112112122 2113223231
12. 2233212111 3333333333 3233210001 3333223233 1222112121
13. 2212010010 2232111222 2211101111 3332111222 2223212021
14. 1221101121 2333322022 2131112122 3231323323 2322323332
15. 2221122212 2111200121 2222222112 2222111111 2123223321
16. 2333213110 2333212111 3223112101 2232223222 3223121123
17. 2223212121 3233323233 2222212122 2221111111 3333212222
18. 2333102221 3323222123 3312111111 3322222222 1233112211
19. 3322212132 1122112122 2222111111 1222111111 1222111122
20. 3332310202 2121112012 2233222112 3332223333 2223121222
1. 2133333332 3113331222 2222222222 3333322222 2122222221
2. 2332212312 2322222221 2221211222 3333222122 3332222132
3. 2221101112 1222112011 2132312111 3332221222 2333223322
4. 2323212211 2223211110 2222111222 3332222132 2233332221
5. 1222212112 1103210221 3233112121 3332221222 2332323132
6. 1122111111 1321212122 2333111312 3323221122 2221302321
7. 2212321111 2222211111 3322212122 3222222212 3323212133
8. 2222112121 1122101010 1322121222 3333321121 3222213221
9. 2222212121 2132222223 2332211132 3322111122 2332321222
10. 2222221022 2222130212 2213222121 3232232212 2233122221
11. 2122101112 3333312222 2333211213 2223211132 2222222222
12. 2222102111 2223111122 2233111121 2233222232 2231322122
13. 2011220212 3010111020 3232222122 2222211132 3133223222
14. 1123122222 2122001110 3222211121 2231222222 3222223233
15. 3121122121 2223212111 3232121122 2223222122 3223232212
16. 3032212222 2232201122 3123212111 2233312211 3232102123
17. 1212222132 2222311133 1232211232 2222212232 3222223223
18. 2333211211 2233212121 3222212121 2233213231 1112211112
19. 2221102011 3221211222 2123211121 2233222122 233321.2333
20. 1231212212 2232212123 2222212322 2232112222 2333322323
Далее в контрольной группе образовательный процесс осуществлялся традиционно, в экспериментальной группе проведен лонгитюдный эксперимент по применению игровых образовательных технологий, включающих функционально-компетентностный материал [7], где в теоретической части нашего исследования была разработана структурно-логическая концептуальная модель формирования функциональных ком-петентностей будущего учителя физической культуры, как исследовательский и практический инструмент, состоящий из системы теоретических положений, характеризующийся взаимосвязями блочно-модульных компонентов [6] (рис. 4). Повышать качество формирования функциональной компетентности будущего учителя физической культуры предполагалось в направлении активизации [4] выявляемых на основании результатов констатирующего эксперимента в контрольной группе системообразующих структурных компонентов. Для отработки в условиях Деловой игры выявлено системообразующее ядро коррекционного процесса, рассматриваемое как отправная точка в организации и проведении работы с акцентом на дидактические технологии повышения качества высшего профессионального образования будущего учителя физической культуры [7]. На основе анализа результатов начального констатирующего эксперимента мы разработали и внедрили в процесс вариант Деловой игры «Открытый урок», которая явилась Учебно-методическим сопровождением технологии реализации концепции [3].
Таблица 2 - Средние уровни ориентационно-воспитагельных компетентностей
группа курс №№ ориенгационно-воспитательных компетентностей
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. -
КГ 1. 2.0 2.2 2,4 2,2 1,5 0,8 1,7 1,4 1,7 1,3 1,52
2. 1.9 2. 0 2,3 1,9 1,5 1,3 1,9 1,4 1,7 1,8 1,57
3. 2. 1 2. 1 2Д 2,1 1,7 0,8 1,7 1,0 1,4 1,6 1,66
4. 1. 9 1.9 2,3 2,2 1,8 1,1 1,5 0,9 1,5 1,8 1,69
5. 2. 0 2. 2 2,2 2,6 1,8 1,5 2,0 1,6 1,9 1,6 1,74
эг 1. 1,9 1,8 2,0 1,9 1,7 1,3 1,7 1,5 1,5 1,6 1,69
2. 2,0 1,8 2,0 2,2 1,6 1,1 1,3 1,3 1,8 1,6 1,70
3. 2,3 2,1 2,4 2,5 1,9 1,3 1,5 1,4 2,0 1,6 1,90
4. 2,5 2,3 2,1 2,4 2,1 1,6 1,7 1,6 2,2 1,9 2,04
5. 2,4 2,2 2,5 2,4 2,1 1,7 2Д 1?9 2,0 2,1 2,14
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 И 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ориентационно-воспитательные функциональные компетентности_____________
1 курс □ 2 курс □ 3 курс □ 4 курс □ 5 курс
Рисунок 1 - Средние уровни ориентационно-воспитательных компетентностей в контрольной (слева 1-10) и экспериментальной (справа 11-20) группах
умение
знание
2,5
1,5
0,5
курс
Рисунок 2 - Средние уровни ориентационно-воспитательных компетентностей по курсам в контрольной (слева) и экспериментальной (справа) группах
ь;
§ 2,5
со
2
ч>
х
<и
£ 1,5
X
03 X
со
0,5 О
Рисунок 3 - Динамика изменения средних ориентационно-воспитательных компетентностей будущих учителей физической культуры
В экспериментальной группе динамика изменения функциональной компетентности будущего учителя физической культуры по ориентационно-воспитательной педагогической функции прогрессивная - различия между средними значениями по курсам (1,7-1,7-1,9-2,0-2,1) значимы по ^критерию Стьюдента на уровне а = 0,001, что означает наличие динамики изменения от высокого уровня «знание» на 1-3 курсах к относительно невысокому уровню «умение» на 4-5 курсах обучения в данном виде деятельности. Экстремальные значения уровней функциональной компетентности: 1,1 балла у функционального элемента № 6 на 2 курсе и 2,5 балла у функциональных элементов № 4 на 3 курсе и № 1 на 4 курсе. Более сформированным среди других оказался функциональный элемент № 3 - «Поощрять» с функциональной компетентностью (2,0-2,0-2,4-2,1-2,5) выше уровня «умение». «Западающим» проявил себя функциональный элемент № 6 «Воспитывать научное мировоззрение» с функциональной компетентностью (1,3-1,1-1,3-1,6-1,7) выше уровня «знание», не достигая уровня «умение». Наиболее или наименее прогрессирующим явно не проявил себя ни один функциональный элемент ориентационно-воспитательной педагогической функции (Табл. 2, Рис. 1-2).
Сравнительно-сопоставительный анализ данных, полученных в результате формирующего эксперимента показал, что динамика функциональных компетентностей в экспериментальной группе более прогрессивна, чем в контрольной: значения выше на всех курсах (Табл. 2, Рис. 3). Вертикально-горизонтальные различия в показателях статистически значимы по 1>кр. Стьюдента на уровне а = 0,001, что означает достаточно стабильное изменение от относительно высокого уровня «знание» до относительно невысокого уровня «умение» от курса к курсу в каждой из групп без наличия тенденции приближения к уровню «навык».
1,69 1,7 1,9 2,04 2,14
■- 1,52 1,57 1,66"--------- -1,69- -♦ 1,74___
1 2 3 курс 4 5
-♦-кг -»-эг
Системные блоки методологического модуля
Фон (соц. заказ): повышение качества ВПО
Субъект: профессорско-
преподавательский состав (коллектив)вуза
Объект: будущий учитель физической культуры
Цель: формирование функциональных компетентностей
Замысел: доминирующая парадигма —
Подход: функционально-компетентностный с закономерностной опорой на
Принцип: функционально-компетентностная направленность
Идея: приобщение к профессионально-педагогической деятельности
Системные блоки содержательного модуля
Функциональные компетенции: элементарные компоненты основных педагогических функций
Диагностика: «Портативная карта диагностики функциональных компетентностей учителя физической культуры»
Уровни: знание, умение, навык (владение)
Системные блоки процессуально-технологического модуля
Игровая деятельность: Этапы:
средства: 1. адаптивный -
деиствия-операции-приемы; установление
методы: направленности;
информационно-репродуктивные, 2. формирующий -
проблемно-творческие формирование
(мозговой штурм, развернутые функциональных
конспекты, сбивающие факторы, компетентностей;
анонимное взаимооценивание); 3. диагностический -
формы: само-, взаимо- и эксперт-
академические, оценка;
инновационно-практические 4. коррекиионный -
(микропреподавание в поточно- структуризация и
круговой эстафете). активизация.
Рисунок 4 - Концептуальная модель формирования функциональных компетентностей будущего учителя физической культуры
Таким образом, эффективность предлагаемой системы достигает уровня порядка 10% (0,2-0,4 балла), т. е. кривую роста динамики функциональных компетентностей можно изменить в сторону большего прогресса. Это означает, что будущие учителя физической культуры достигают традиционного уровня сформированности ориентационно-воспитательных функциональных компетентно стей раньше и к окончанию вуза могут иметь её на качественно более высоком уровне, что может доказывать высокую эффективность предлагаемой концептуальной модели. Формировать функциональные компетентности будущего учителя физической культуры в ориентационно-воспитательной педагогической функции в высшем профессиональном образовании можно в направлении концептуализации процесса.
Библиографический список
1. Введенский, В. П. Моделирование профессиональной компетентности педагога [Текст] / В. П. Введенский // Педагогика. - 2003 - . № 10. - С. 51-55.
2. Вербицкий, А. А. Основания для внедрения компетентностного подхода в образование. [Текст] / А. А. Вербицкий // Инновационные проекты и программы в образовании. 2009. - № 2.
3. Имашев, А. М. Деловая игра «Открытый урок». Методические рекомендации. / А. М. Имашев, С. В. Кузнецов. - Набережные Челны: Изд-во КамПИ, 1999.-20 с.
4. Имашев, А. М. Динамика изменения состояния и структура функциональной компетентности будущих учителей физической культуры в ориентационно-воспитательной педагогической функции [Текст] / А. М. Имашев // Сибирский педагогический журнал - 2008. - № 13. - С. 421-429.
5. Имашев, А. М. Функциональная компетентность будущего учителя физической культуры [Текст]: монография / А. М. Имашев // Набережные Челны: Кам-ГАФКСиТ, 2008. - 104 с.
6. Имашев, А. М. Концептуальная модель вузовского формирования функциональной компетентности будущего учителя физической культуры [Текст] /
A. М. Имашев // Электронный журнал КамГАФКСиТ - 2010 № 3 (16).
7. Неверкович, С. Д. Дидактические и учебно-ролевые игры в подготовке физкультурных кадров [Текст]: Метод, ре-комедации для студентов и преподавателей / С. Д. Неверкович, Н. В. Киршева, Г. А. Ашрапова- М.,1990. - 36с.
8. Овчинникова, Н. Н. Система формирования информационно-профессиональной компетентности будущих инженеров [Текст] / Н. Н. Овчинникова // Сибирский педагогический журнал - 2008. - № 13. - С. 41-56.
9. Селиверстова, М. В. Ретроспективный анализ требований к профессиональной компетентности учителя [Текст] / М. В. Селиверстова // Сибирский педагогический журнал - 2010. - № 7. - С. 237-247.
10. Сластенин, В. А. Педагогическое образование: вызовы XXI века [Текст] /
B. А. Сластенин // Сибирский педагогический журнал - 2011. - № 3. - С. 23-28.
П.Чесноков, А. В. Авторская концептуальная модель и технология формирования профессиональной компетентности педагогов физической культуры [Текст] / А. В. Чесноков // Сибирский педагогический журнал» - 2009. - № 1. - С. 397^07.
12.Чесноков, Н. Н. Разработка проекта ГОС ВПО по специальности 032102 «АФК» в компетентностном формате [Текст] / Н. Н. Чесноков, В. Ф. Балашова // 6 Всероссийская научно-практическая конференция «Совершенствование подготовки кадров в области ФиС в условиях модернизации профессионального образования в России», 11-13 марта 2008 г. : тез. докл. / ФА по ФиС. - М., 2008. - С. 20-30.