для совершенствования предыдущего раздела.
В конце этого периода необходимо добиться выполнения всего комплекса нагэ-но-ката. Число “прогонов” должно достичь 5-8 за тренировочное занятие. На данном этапе важно минимизировать количество грубых и средних ошибок.
2. Соревновательный период.
Задачей соревновательного периода было подведение дзюдоистов к высшей соревновательной готовности.
В этот период подготовки в неделю проходило 6 тренировочных занятий по 2 часа 30 мин.
На каждом занятии необходимо выполнять 8-10 повторений комплекса нагэ-но-ката. На данном этапе важно минимизировать количество мелких ошибок.
На этапе развития спортивной формы дзюдоисты выступили в контрольном соревновании.
К главному старту годичного цикла, первенству г. Санкт-Петербурга среди юношей и девочек до 17 лет, дзюдоисты были на пике своей спортивной формы.
3. Переходный период.
В этот период количество тренировочных занятий было уменьшено до двух в неделю, время занятия - до 1 часа 30 мин.
Главной задачей переходного периода являлась накопление «избыточной энергии» для следующего года обучения.
21 февраля 2010 г. прошло первенство г. Санкт-Петербурга среди юношей и девочек до 17 лет по ката. Дзюдоисты контрольной и экспериментальной группы принимали участие в этом первенстве.
Проведённый анализ соревнований показал, что дзюдоисты экспериментальной группы выступили лучше дзюдоистов контрольной группы. Занятые места у 6-и пар дзюдоистов экспериментальной группы были выше, чем у спортсменов контрольной группы. Набранные баллы контрольной и экспериментальной группы на этих соревнованиях составили соответственно 201±22 и 249±19. Спортсмены экспериментальной группы выступили достоверно лучше (р<0,01).
Таким образом, можно утверждать, что разработанная нами программа подготовки дзюдоистов до 17 лет по ката является эффективной.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дзюдо : примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Акопян А.О. [и др.]. - М. : Советский спорт, 2008. - 96 с.
2. Отаки, Т. Техника дзюдо / Тадао Отаки, Донн Ф. Дрэгер ; пер. с англ. Е. Гупало. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 2003. - 592 с.
Контактная информация: ailyin-86@mail.ru
УДК 378:796.01
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Азат Масгутович Имашев, кандидат педагогических наук, доцент, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,
г. Набережные Челны
Аннотация
В статье показан положительный эффект применения концептуальной модели формирования функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры. Статья является частью результатов диссертационного исследования по обозначенной теме и может быть интересна
специалистам высшей физкультурно-спортивной профессионально-педагогической школы, изучающим данную проблему.
Ключевые слова: концепция, функциональные, проектировочные, компетентности, игровые технологии, будущий учитель физической культуры.
FORMING OF THE PROJECTING FUNCTIONAL COMPETENCES OF FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHERS
Azat Masgutovich Imashev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Povolzhskaya State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism,
Naberezhnye Chelny
Annotation
The article shows the analysis of functional competence concept for the future physical education teachers. The author used original analysis methods. There are also some examples of the problem solutions and analytic material. It has been proven in article that the concept of forming of projecting functional competences of future physical education teachers is progressive. It is the part of postgraduate research under the above-mentioned topic.
Keywords: conception, functional, projecting, competences, game technologies, future physical education teacher.
ВВЕДЕНИЕ
Проектировочная функциональная компетентность рассматривается нами как операциональная часть профессиональной компетентности, характеризующаяся сформиро-ванностью комплекса элементарных функциональных компонентов профессиональнопедагогической деятельности по планированию (последовательному распределению во времени) содержательного компонента педагогической системы [5].
Проблема исследования: формирование функциональных компетентностей в высшем профессиональном образовании [4]. Актуальность исследования проблемы связана с решением задач повышения качества высшего профессионального образования [7].
Цель исследования: экспериментально обосновать применение концепции формирования функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры.
МЕТОДЫ исследования: 1) моделирование [1]; 2) математико-статистический анализ показателей сформированности функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры [9].
Время исследования и выборка испытуемых: 40 студентов (по 20 в контрольной и экспериментальной) академических групп специализации «Теория и методика физического воспитания» специальности 033200 - «Физическая культура и спорт», обучавшиеся на 1-5 курсах факультета дневной формы обучения КамГИФК (соответственно в 19992004 г.г. и 2004-2009 г.г.).
Диагностический инструмент и методика исследования авторская: «Портативная Карта диагностики функциональной компетентности учителя физической культуры», включающая (фрагментарно) 10 элементарных компонентов проектировочной педагогической функции [4]. Констатирующий эксперимент проводился в 1-м полугодии, в учебных аудиториях, во внеучебное время, в соответствии с методическими указаниями и рекомендациями, предлагаемыми в специальной литературе, с соблюдением принципов научной этики [6]. В контрольной группе образовательный процесс осуществлялся традиционно. В экспериментальной группе проведен лонгитюдный эксперимент по технологиям, включающим функционально-компетентностный материал [3].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Предлагаемая концепция, как исследовательский и практический инструмент, состоит из системы теоретических положений, в упрощённой праксиологической проекции
S7
называемой моделью [10]. Наиболее адекватной и позволяющей конкретизировать и реализовать концепцию исследуемого процесса является её структурно-логическая модель, характеризующаяся взаимосвязями блочно-модульных компонентов (Рис.1).
Блоки методологического модуля
Фон (соц. заказ): повышение качества ВПО будущего учителя физической культуры
Замысел: функционально-компетентностный подход - доминирующая парадигма Идея: приобщение будущего учителя физической культуры к профессионально-педагогической деятельности
Подход: функционально- компетентностный Закономерности: повышение качества ВПО детерминировано уровнем функционально-компетентностной направленности Принцип: функционально-компетентностная направленность
Цель: формирование функционально-компетентного учителя физической культуры
Субъект: профессорско-преподавательский состав (коллектив) Объект: будущий учитель физической культуры
Блоки содержательного модуля
Функциональные компетенции: основные педагогические функции Уровни: знание, умение, навык (владение) Диагностика: «Портативная карта диагностики функциональных компетентностей учителя физической культуры»
Блоки процессуально-технологического модуля
Этапы: 1.адаптивный - установление направленности; 2. формирующий - формирование функциональных компетентностей; 3. диагностический - самооценка; 4. коррекционный - активизация. Игровая деятельность: средства: действия-операции-приемы; методы: информационно-репродуктивные, проблемно-творческие (мозговой штурм, развернутые конспекты, сбивающие факторы, анонимное взаимооценивание); формы: академические, инновационно-практические (микропреподавание в поточно-круговой эстафете).
Рис.1. Концептуальная модель формирования функциональных компетентностей будущего учителя физической культуры
Повышать качество формирования проектировочных функциональных компетентностей будущего учителя физической культуры предполагается в направлении активизации [2] выявляемых системообразующих структурных компонентов профессиональнопедагогической деятельности. Для отработки выявлено системообразующее ядро коррекционного процесса, рассматриваемое как отправная точка в организации и проведении работы по формированию проектировочных функциональных компетентностей с акцентом на использование в образовательном процессе вуза дидактических технологий разработки документов планирования по физическому воспитанию (в частности развернутых планов-конспектов уроков физической культуры) [8]. На основе анализа результатов начального констатирующего эксперимента мы разработали и внедрили в процесс вариант Деловой игры «Открытый урок», которая явилась Учебно-методическим сопровождением технологии реализации предлагаемой концептуальной модели [3].
Констатирующая экспериментальная работа дала возможность получить 2000 «че-ловеко-замеров» и их средние значения, характеризующие уровни сформированности проектировочных функциональных компетентностей будущих учителей физической
культуры (Табл. 1).
Таблица 1.
_______Средние уровни проектировочных функциональных компетентностей______________
группа курс №№ функциональных компетентностей
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Ср.
КГ 1 1,3 1,9 1,8 1,5 1,5 1,3 1,4 1,5 1,4 1,5 1,5
2 1,5 1,5 1,4 1,7 1,3 1,2 1,3 1,6 1,5 1,3 1,4
3 1,7 1,8 1,8 2,2 1,9 1,5 1,7 2,0 1,9 1,8 1,8
4 1,8 2,0 2,0 2,4 2,1 1,7 1,8 2,2 2,2 2,0 2,0
5 2,7 2,3 2,3 2,1 2,1 1,9 2,0 2,2 2,2 2,0 2,2
ЭГ 1 1,6 1,8 2,0 1,9 1,5 1,2 1,4 1,5 1,4 1,2 1,6
2 2,0 2,1 2,2 1,6 1,6 0,9 1,6 1,4 1,3 0,8 1,6
3 2,0 2,1 2,0 2,0 1,9 1,6 1,9 1,8 1,7 1,6 1,9
4 2,2 2,4 2,5 2,3 2,2 1,7 2,1 2,1 1,7 1,9 2,1
5 2,2 2,4 2,5 2,5 2,3 2,1 2,2 2,1 2,1 2,1 2,3
Вертикально-горизонтальные различия в показателях статистически значимы по 1-критерию Стьюдента на уровне достоверности а<0,01, что означает достаточно стабильное изменение показателей в каждой из групп от относительно среднего уровня «знание» до относительно невысокого уровня «умение» от курса к курсу без ярко выраженного наличия тенденции приближения к уровню «навык». Сравнительно-сопоставительный анализ данных, полученных в результате формирующего эксперимента, показал, что динамика значений проектировочных функциональных компетентностей в экспериментальной группе более прогрессивна, чем в контрольной группе - показатели выше на всех курсах (Рис.2).
ВЫВОДЫ
Эффективность предлагаемой системы достигает уровня 3% (0,1 балла), т.е. кривую роста динамики функциональных компетентностей можно изменить в сторону большего прогресса. Будущие учителя физической культуры достигают традиционного уровня проектировочной функциональной компетентности раньше и к окончанию вуза могут иметь её на качественно более высоком уровне, что доказывает эффективность предлагаемой концептуальной модели. Формировать функциональные компетентности будущего учителя физической культуры в проектировочной педагогической функции в высшем профессиональном образовании можно в направлении концептуализации процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Введенский, В.П. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 51-55.
2. Воробьева, Е.В. Учебные задачи как средства формирования творческого мышления и воображения специалистов в сфере физической культуры и спорта // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 4 (38). - С. 25-28.
3. Имашев, А.М. Деловая игра «Открытый урок» : метод. рекомендации / А.М. Имашев, С.В. Кузнецов ; Камский пед. ин-т. - Набережные Челны : [б.и.], 1999. - 20 с.
4. Имашев, А.М. Функциональная компетентность будущего учителя физической культуры : монография / А.М. Имашев ; Камская гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма. - Набережные Челны : [б.и.], 2008. - 104 с.
5. Кузнецов, А. С. Динамика изменения состояния и структура функциональной компетентности будущих учителей физической культуры в проектировочной педагогической функции / А.С. Кузнецов, А.М. Имашев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 10 (44). - С. 55-59.
6. Квалиметрическая оценка деятельности педагога / С.В. Кулибаба, Т.П. Хлопо-ва, Д. А. Романов, М.Л. Романова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2010. - № 12 (70). - С. 79-83.
7. Лукьяненко, Е.Ю. Формирование социально-профессиональной компетентности студентов факультета физической культуры // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 4 (62). - С. 49-55.
8. Митин, А.Е. Овладение гуманитарными технологиями специалистом по физической культуре как новой профессиональной компетенцией // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 12 (70). - С. 83-87.
9. Прохорова, И.В. Сравнительный анализ сформированности педагогических умений у студентов физкультурных вузов в процессе педагогической практики по результатам самооценки и оценки экспертов / И.В. Прохорова, Л.В. Калинина, С. А. Шепти-кин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 9 (67). - С.88-92.
10. Математические модели дидактического процесса / Т.П. Хлопова, Т.Л. Шапошникова, М.Л. Романова, А.Р. Ушаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 107-112.
Контактная информация: azatimashev@yandex.ru
УДК 316.35
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ КРЕАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Александр Дмитриевич Какухин, кандидат педагогических наук, профессор,
Иван Васильевич Коваль, доктор социологических наук, профессор,
Сибирский федеральный университет (СФУ), г. Красноярск
Аннотация
Особенности социализации студентов обусловлены проектами их участия в реализации социального заказа «Создание конкурентоспособных предприятий и основ конкурентоспособности страны в целом». Для решения в этом аспекте социализационных проблем используется компе-тентностно-функциональная модель вузовского специалиста.
Ключевые слова: социализация, исследование, креативность, потенциал, конкурентоспособность специалиста.