3. Королёв, Г.И. Современные принципы системы подготовки в спорте / Г.И. Королёв // Вестник спортивной науки. - 2006. - № 4. - С. 21-23.
4. Королёв, Г.И. Структура олимпийского цикла подготовки скороходов высшей квалификации / Г.И. Королёв // Учёные записки университета имени П.Ф. Лес-гафта. - 2008. - Вып. 5 (39). - С. 60-64.
5. Коновалов, В.Н. Оптимизация управления спортивной тренировкой в видах спорта с преимущественным проявлением выносливости : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Коновалов В.Н. ; Сибирская гос. акад. физ. культуры. - Омск, 1999. - 48 с.
6. Матвеев, Л.П. К теории построения спортивной тренировки / Л.П. Матвеев // Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 12. - С. 11-20.
7. Мозжухин, А.С. Характеристика функциональных резервов человека / А.С. Мозжухин // Проблемы резервных возможностей человека. - М., 1982. - С. 43-50.
8. Петровский, В.В. Организация спортивной тренировки / В.В. Петровский. -Киев : Здоров’я, 1978. - 96 с.
9. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов // Общая теория и ее практические приложения. - Киев : Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
10. Ратов, И.П. Нетрадиционные педагогические подходы к процессу подготовки спортсменов / И.П. Ратов [и др.] // Теория и практика физической культуры. - 1974. - № 8. - С. 54-60.
11. Ратов, И.П. Методология концепции «Искусственная управляемая среда» и перспективы ее практической реализации в процессе подготовки спортсменов / И. П. Ратов // Методологические проблемы совершенствования системы спортивной подготовки квалифицированных спортсменов : сб. науч. тр. - М., 1984. - С. 127-145.
ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ СОСТОЯНИЯ И СТРУКТУРА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ФУНКЦИИ
Александр Семенович Кузнецов, доктор педагогических наук, профессор,
Азат Масгутович Имашев, кандидат педагогических наук, доцент,
Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
(КамГАФКСиТ), г. Набережные Челны
Аннотация
В статье показана прогрессивность динамики изменения состояния и системность структуры функциональной компетентности будущих учителей физической культуры в проектировочной педагогической функции.
Ключевые слова: динамика, структура, профессиональная компетентность, проектировочная педагогическая функция.
FUNCTIONAL COMPETENCE CONDITION CHANGES DYNAMIC AND STRUCTURE IN DESIGNING OF PEDAGOGICAL FUNCTION OF FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHERS
Alexander Semenovich Kyznetsov, the doctor of pedagogical sciences, the professor, Azat Masgutovich Imashev, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Kama state academy of physical training, sports and tourism,
Naberezhnye Chelny
Abstract
In article is proved progressive dynamic of changes of condition and the structure system (by the correlation analysis) of forming the functional competence in designing of pedagogical function of future physical education teachers.
Keywords: dynamics, structure, professional competence, designing of pedagogical function.
ВВЕДЕНИЕ
Функциональная компетентность будущих учителей физической культуры рассматривается нами как часть их профессиональной компетентности, характеризующаяся уровнем сформированности у них функциональных элементов - знаний-умений-навыков (ЗУН) основных педагогических функций.
Проектировочная педагогическая функция - это комплекс ЗУН (функциональных элементов профессионально-педагогической деятельности) по последовательному распределению во времени содержательного компонента педагогической системы [4-6].
ПРОБЛЕМА исследования: повышение функциональной компетентности в профессионально-педагогической деятельности будущего учителя физической культуры.
ЦЕЛЬ исследования: констатирующее экспериментальное изучение характера динамики изменения состояния и структуры функциональной компетентности будущего учителя физической культуры в проектировочной педагогической функции.
ЗАДАЧИ исследования: 1) определить и проанализировать особенности и характер покурсовой динамики изменения функциональной компетентности будущего учителя физической культуры по проектировочной педагогической функции; 2) провести корреляционный анализ между значениями функциональных элементов проектировочной педагогической функции будущего учителя физической культуры.
ВРЕМЯ и ВЫБОРКА исследования: 5 лет (1999-2004 г.г.), студенты академической группы специализации «Теория и методика физического воспитания», обучавшиеся с 1 по 5 курс на факультете дневной формы обучения КамГИФК в количестве (соответственно) 22-24-24-24-22 человека.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ и МЕТОДИКА исследования авторская: «Портативная функционально-диагностическая карта учителя физической культуры», включающая в себя 10 ЗУН (табл. 2) проектировочной педагогической функции [1-4].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОЦЕНКА
Проведенная работа дала возможность получить 1160 «срезов», характеризующих уровни функциональной компетентности будущего учителя физической культуры по ЗУН проектировочной педагогической функции и их средние значения (табл. 1, рис. 1). Получены 45 показателей, характеризующих корреляционные связи между функциональными элементами, построена корреляционная плеяда по методу Л.К. Вы-ханду (табл. 2, рис. 2).
Динамика изменения функциональной компетентности будущего учителя физической культуры по проектировочной педагогической функции прогрессивная - различия между средними значениями по курсам (1,0-1,4-1,8-2,0-2,2) значимы по t-кр. Стьюдента на уровне а = 0,01, что означает наличие изменения от невысокого уровня «знание» на 1-2 курсе к высокому уровню «знание» на 3 курсе и до невысокого уровня «умение» на 4-5 курсе.
Экстремальные значения уровней функциональной компетентности: 1,2 балла у функционального элемента №6; и 2,7 балла у функционального элемента №1.
Более сформированным среди других оказался функциональный элемент № 4 -«планировать содержание мероприятия» с функциональной компетентностью (1,5-1,72,2-2,4-2,1) выше уровней «знание» и «умение». «Западающей» проявил себя функциональный элемент №6 «планировать содержание курса» с функциональной компетентностью (1,3-1,2-1,5-1,7-1,9) выше уровня «знание», не доходящей до уровня «умение».
Более прогрессирующим проявил себя функциональный элемент №1 - «ставить цели педагогической деятельности» с функциональной компетентностью от 1,3 до 2,7
балла.
Менее прогрессирующей проявил себя функциональный элемент №2 - «ставить задачи конкретного занятия» с функциональной компетентностью (от 1,9 до 2,3) (табл.
1, рис. 1).
Таблица 1
Средние значения уровней сформированности функциональных элементов (ФЭ)
проектировочной педагогической функции
№ ФЭ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
КУРС 1 1,3 1,9 1,8 1,5 1,5 1,3 1,4 1,5 1,4 1,5
11 1,5 1,5 1,4 1,7 1,3 1,2 1,3 1,6 1,5 1,3
111 1,7 1,8 1,8 2,2 1,9 1,5 1,7 2,0 1,9 1,8
1V 1,8 2,0 2,0 2,4 2,1 1,7 1,8 2,2 2,2 2,0
V 2,7 2,3 2,3 2,1 2,1 1,9 2,0 2,2 2,2 2,0
к у р с
— 1 —2 -*-3 -х-4 -*-5 —6 -*-7 —8 —9 10
Рис. 1. Динамика изменения средних значений уровней сформированности функциональных элементов проектировочной педагогической функции
Корреляционный анализ и поостренные плеяды показали, что функциональные элементы проектировочной педагогической функции будущего учителя физической культуры находятся в различной степени тесноты корреляционных связей. Система существует в основном благодаря линейным и «сильным» связям. Обнаружены 5 «линейных», 20 «сильных», 11 «средних», 6 «ниже среднего», 5 «умеренных» и 1 «слабая» прямых связей. В центре активного взаимодействия располагается: функциональный элемент №7 - «Планировать процесс решения задачи», имеющий 2 линейные с функциональными элементами №6, 10 и 5 «сильных» связей. Особняком держатся 2 группы функциональных элементов №2, 3 и 8, 9 попарно линейно связанных между собой. Функциональные элементы №1 и 4 не имеют интересующих нас связей (табл. 2, рис. 2).
ВЫВОДЫ:
1) динамика изменения функциональной компетентности будущего учителя физической культуры по проектировочной педагогической функции прогрессивная;
2) система опирается на выявленные функциональные элементы, расположенные в центре активного взаимодействия в корреляционной плеяде и способные повлечь за собой в процессе развития «западающие» из них.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Повышать качество формирования функциональной компетентности будущего учителя физической культуры в проектировочной педагогической функции в процессе их личностно-профессионального развития в вузе можно в направлении активизации системообразующих с центром в лице функционального элемента «Планировать процесс решения педагогической задачи».
Таблица 2
Матрица корреляционных связей между функциональными элементами проек-____________________тировочной педагогической функции____________________
1 - Ставить цели педагогической деятельности
0,8 2 - Определять задачи занятия
0,8 1 3 - Планировать содержание занятия
0,5 0,4 0,5 4 - Планировать содержание внеучебных мероприятий
0,7 0,8 0,8 0,9 5 - Планировать содержание темы
0,9 0,9 0,9 0,7 0,9 6 - Планировать содержание курса
0,9 0,8 0,9 0,8 0,9 1 7 - Планировать процесс решения задачи
0,8 0,7 0,7 0,9 0,9 0,9 0,9 8 - Предусматривать изменения в обучении
0,8 0,7 0,8 0,9 0,9 0,9 0,9 1 9 -Пересматривать план
0,7 0,8 0,9 0,8 1 0,9 1 0,9 0,9 10 - Отрабатывать пед. операции
Рис. 2. Плеяда корреляционных связей между функциональными элементами проектировочной педагогической функции (выполнены линейные и сильные связи, Р<0,01)
ЛИТЕРАТУРА
1. Имашев, А.М. Интенсификация функциональной подготовки будущего учителя физической культуры / А.М. Имашев // Теоретические и практические аспекты профессиональной подготовки специалистов физической культуры : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. проф. А.И. Фукина. - Набережные Челны, 1998. - С. 16-20.
2. Имашев, А.М. Влияние педагогической практики на функциональную готовность будущего учителя физической культуры / А.М. Имашев, В.И. Батищев // Россия на рубеже XXI века : ретроспектива, настоящее, будущее : сб. науч. тр. - Воронеж, 1999. - С. 49-57.
3. Имашев, А.М. Исследование динамики изменения структуры функциональной готовности специалиста по физической культуре / А.М. Имашев // Теория и практика физ. культуры. - 2001. - № 2. - С. 43-44.
4. Имашев, А.М. Функциональная компетентность будущего учителя физической культуры : монография / А.М. Имашев ; Камская гос. акад. физ. культуры, спорта
и туризма. - Набережные Челны : [б.и.], 2008. - 104 с.
5. Сластенин, В. А. Образование как социокультурный фактор цивилизационного развития / В. А. Сластенин // Образование как интегративный фактор цивилизационного развития : материалы Международной научно-практической конференции : в 5 ч. Ч. 2. - Казань, 2005. - С. 77-79.
6. Хозяинов, Г.И. Слагаемые профессионализма / Г.И. Хозяинов, Н.В. Кузьмина, Л.Е. Варфоломеева // Акмеология физической культуры и спорта. - М. : Издательский дом «Академия», 2005. - С. 17-33.
ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
Евгений Анатольевич Митин, кандидат педагогических наук, профессор,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
(РГПУ им. А.И. Герцена) г. Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлен подход к исследованию копинг-стратегий педагога в физкультурно-образовательной среде вуза. Полученные экспериментальные данные могут рассматриваться как основа проектирования инструмента гуманитарных технологий для самоактуализации преподавателя в профессиональной деятельности, исходя из новой парадигмы физкультурного образования.
Ключевые слова: физкультурно-образовательная среда, копинг-стратегии, профессиональное выгорание.
RESEARCH OF STRATEGY OF TEACHERS’ BEHAVIOUR IN SPORTS-EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGH SCHOOL
Evgenie Anatolevich Mitin, the candidate of pedagogical sciences, the professor,
The Russian state pedagogical university of a name of A.I.Herzen St.-Petersburg
Abstract
In article the approach to research of coping-strategy of the teacher in sports-educational environment of high school is submitted. The received experimental data can be examined as a basis of designing of the tool of humanitarian technologies for self-actualization of the teacher in professional work, proceeding from a new paradigm of sports education.
Keywords: coping-strategy, professional burning out, the sports-educational environment.
ВВЕДЕНИЕ
Физкультурно-образовательная среда вуза предъявляет особые требования к профессиональному развитию преподавателя, осуществляющего подготовку специалиста по физической культуре. Это связано с тем, что у него преобладает двигательный образ жизнедеятельности, и в этом случае физические кондиции и спортивная форма являются необходимым элементом профессии. В то же время с возрастом происходят деструктивные изменения на биологическом уровне функционирования организма: возрастает избыточный вес, утрачивается точность и эстетическая привлекательность в технике выполнения физических упражнений. Все это является одним из дополнительных факторов в стратегии поведения преподавателя. Изменение стратегии поведения может превратиться в повседневную реальность, которая приведет к психологическому пресыщению деятельностью и, в конечном итоге, к профессиональному выгоранию.
В то же время, специалисты в области выгорания сходятся на том, что развитие «выгорания» не ограничивается профессиональной сферой. Его последствия начинают ощутимо проявляться в личной жизни человека, во взаимодействии с другими людь-