Научная статья на тему 'Формирование функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры'

Формирование функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ / КОМПЕТЕНТНОСТИ / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / PROFESSIONAL EDUCATION / CONCEPTION / FUNCTIONAL COMPETENCES / MOBILIZATION PEDAGOGICAL FUNCTION / FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Имашев Азат Масгутович

В статье показан положительный эффект применения концептуальной модели формирования функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры. Статья является частью результатов диссертационного исследования по обозначенной теме и может быть интересна специалистам высшей физкультурно-спортивной профессионально-педагогической школы, изучающим данную проблему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article tells about analysis of Functional Competence concept of future physical education teachers. The author used original analysis methods. There are also some examples of problem solutions and analytic material. In article it is proved, that the concept of forming of mobilization functional competences of future physical education teachers is progressive. It is the part of post graduate research under the topic.

Текст научной работы на тему «Формирование функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры»

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

А.М.Имашев

В статье показан положительный эффект применения концептуальной модели формирования функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры. Статья является частью результатов диссертационного исследования по обозначенной теме и может быть интересна специалистам высшей физкультурно-спортивной профессионально-педагогической школы, изучающим данную проблему.

Ключевые слова: профессиональное образование, концепция, функциональные, компетентности, игровые технологии, будущий учитель физической культуры, мобилизационная педагогическая функция, функциональные элементы.

Forming of functional competences offuture physical education teachers.The article tells about analysis of Functional Competence concept of future physical education teachers. The author used original analysis methods. There are also some examples of problem solutions and analytic material. In article it is proved, that the concept of forming of mobilization functional competences offuture physical education teachers is progressive. It is the part of post graduate research under the topic.

Key words: professional education, conception, functional competences, mobilization pedagogical function, future physical education teachers.

С начала «эры компьютеризации», со II половины ХХ века с целью овладения профессионально значимыми ЗУН в педагогической деятельности стали применяться модификации деловых игр, использование которых стало эффективным технологическим средством-методом-формой высшего профессионального образования. Г.И. Щедровицкий изобрел модель т.н. «коллективного мозгового штурма», организационно-деятельностную игру,

в которой осуществляется коллективная мыследеятельность. Проблемам игровых технологий в образовании посвящены также классические исследования Б.Г. Ананьева, П.П. Блонского, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, Д.Б. Эльконина. Деловая игра в трудах этих авторов определяется через понятия модель, имитация, метод, форма, средство,

тренинг, подготовка, трансформация, технология, описывающие положение феномена в общей структуре деятельности человека.

В аспекте нашего исследования Деловая игра определяется как учебная имитация профессионально-практической деятельности, целесообразно организованная педагогическая система, характерной чертой которой является комплексность и полифункциональность. Игровые действия здесь, составляющие в комплексах определенные функции, могут определяться и как профессионально-деятельностная, функциональная подготовка, формирующая функциональные компетентности будущего учителя. Она может стать технологическим инструментом, реализующим цели и задачи высшего профессионального образования.

Решение проблемы формирования функциональной компетентности будущего учителя физической культуры важно в связи с необходимостью повышения качества их высшего профессионального образования [3, 9]. Функциональная компетентность рассматривается нами как операциональная часть профессиональной компетентности, характеризующаяся уровнем сформированности комплексов функциональных элементов профессионально-педагогической деятельности (знаний-умений-навыков основных педагогических функций) [6]. Мобилизационная педагогическая функция определяется нами как комплекс ЗУН (функциональных элементов профессионально-педагогической деятельности) по мотивации, стимулированию деятельности объекта педагогической системы, направленной на достижение ее целевого компонента [5].

Объектом исследования является

процесс формирования функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры. Предмет исследования: эффективность концепции формирования функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры.

Нами была поставлена цель экспериментально обосновать применение концепции формирования функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры. В соответствие с гипотезой предполагалось, что разработка и применение концептуальной модели может повысить качество процесса формирования мобилизационных функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры. В связи с этим, была поставлена задача разработать, внедрить и выявить эффективность применения концептуальной модели формирования мобилизационных функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры. Для чего выли использованы методы исследования: 1) моделирование [2]; 2) математико-статистический сравнительный анализ сформированности функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры. Время исследования: 10 лет (1999-2009 г.г.). Выборка испытуемых: 40 студентов (по 20 в контрольной и экспериментальной) академических групп специализации «Теория и методика физического воспитания» специальности 033200 - «Физическая культура и спорт», обучавшиеся на 1-5 курсах факультета дневной формы обучения КамГИФК (соответственно в 1999-2004 г.г. и 2004-2009 г.г.). Диагностический инструмент и методика исследования авторская: «Портативная Карта диагностики функциональной компетент-

ности учителя физической культуры», включающая (фрагментарно) 10 элементарных компонентов мобилизационной педагогической функции [6]. Констатирующий эксперимент проводился в 1-м полугодии, в учебных аудиториях, во внеучебное время, в соответствии с методическими указаниями и рекомендациями, предлагаемыми в специальной литературе, с соблюдением принципов научной этики. В контрольной группе образовательный процесс осуществлялся традиционно. В экспериментальной группе проведен лонгитюдный эксперименты по технологиям, включающим в содержание функционально-компетентностный материал [4].

Констатирующая экспериментальная работа дала возможность получить 2000 «человеко-замеров», характеризующих динамику изменения элементарных мобилизационных функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры.

Предлагаемая концепция, как исследовательский и практический инструмент, состоит из системы теоретических положений, в упрощенной праксиологической проекции называемой моделью [7]. Наиболее адекватной и позволяющей конкретизировать и реализовать концепцию исследуемого процесса является ее структурно-логическая модель, характеризующаяся взаимосвязями блочно-модульных компонентов (Рис.3). Повышать качество формирования мобилизационных функциональных компетентностей будущего учителя физической культуры предполагается в направлении творческой активизации [1] выявляемых системообразующих структурных компонентов. Для отработки в условиях Деловой игры выявлено системообра-

зующее ядро коррекционного процесса, рассматриваемое как отправная точка в организации и проведении работы с акцентом на дидактические технологии повышения качества ВПО БУФК [8].На основе анализа результатов начального констатирующего эксперимента мы разработали и внедрили в процесс вариант Деловой игры «Открытый урок», которая явилась Учебно-методическим сопровождением технологии реализации концепции [4].

Динамика изменения функциональной компетентности будущего учителя физической культуры по мобилизационной педагогической функции прогрессивная - различия между средними значениями по курсам (1,51,7-2,0-2,3-2,3) значимы по 1-кр. Стью-дента на уровне а = 0,001, что означает наличие динамики изменения от уровня «знание» на 1-2 курсах к относительно невысокому уровню «умение» на 3-5 курсах обучения в данном виде деятельности. Экстремальные значения уровней функциональной компетентности: 1,4 и 2,7 балла присутствуют у нескольких функциональных элементов мобилизационной педагогической функции. Более сформированным среди других оказался функциональный элемент № 7 - «Применять поощрения» с функциональной компетентностью (1,7-2,0-2,32,5-2,7) с высоким уровнем «знание» и достаточно высоки уровнем «умение». «Западающей» проявил себя функциональный элемент № 1 «Укреплять убеждение в необходимости всестороннего развития» с функциональной компетентностью (1,4-1,5-1,8-2,1-1,6) выше уровня «знание», едва достигая уровня «умение». Наиболее прогрессирующим явно не проявил себя ни один функциональный элемент мобилизационной

Таблица 1

Средние уровни мобилизационных функциональных компетентностей

гРУ кУ №№ функциональных компетентностей

ппа Рс 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Ср

1 1,3 1,3 1,0 1,2 1,5 1,3 2,0 1,7 1,2 1,3 1,4

2 1,4 1,8 1,3 1,6 1,3 1,7 2,0 1,9 1,7 1,7 1,6

КГ 3 1,4 1,8 0,9 1,7 2,0 1,7 2,1 2,0 1,8 1,8 1,7

4 1,8 1,8 1,6 1,9 2,0 2,1 2,3 2,2 1,7 2,0 1,9

5 1,8 2,3 1,6 2,0 1,9 2,1 1,8 2,2 2,3 1,8 2,0

1 1,4 1,7 1,4 1,5 1,7 1,6 1,7 1,6 1,4 1,4 1,5

2 1,5 1,5 1,6 1,5 1,7 1,7 2,0 2,0 1,7 1,5 1,7

ЭГ 3 1,8 2,0 1,9 2,0 2,1 2,0 2,3 2,1 2,1 1,7 2,0

4 2,1 2,3 2,1 2,3 2,3 2,3 2,5 2,3 2,3 2,3 2,3

5 1,6 2,7 2,4 2,4 2,7 2,6 2,7 2,6 1,8 1,7 2,3

2,5

^ о

я 2

1,5

0,5

]

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 □ 1 курс □ 2 курс □ 3 курс □ 4 курс □ 5 курс

Рис.1. Покурсовые средние мобилизационные компетентности

2,5 2

-1,5 1

0,5 0

2,3 2,3

2,0

1,5 1,7 1,9 2,0

1,4 1,6 1,7

1 2 3 К У Р С 4 5

— КГ -•-ЭГ

Рис.2. Динамика изменения средних мобилизационных компетентностей

3

1

0

Системные блоки методологического модуля

Фон (соц. заказ): повышение качества ВПО

Субъект: профессорско-преподавательский _состав (коллектив) вуза_

Объект: будущий учитель физической культуры

Цель: формирование функциональных компетентностей _Замысел: доминирующая парадигма -_

Подход: функционально-компетентностный с _закономерностной опорой на_

Принцип: функционально-компетентностная _направленность_

Идея:приобщение к профессионально-педагогической деятельности

Функциональные компетенции: элементарные компоненты основных педагогических

функций содержательного модуля

Системные блоки

Диагностика: «Портативная карта диагностики функциональных компетентностей учителя физической культуры»_

Уровни: знание, умение, навык (владение)

Системные блоки процессуально-технологического модуля

Игровая деятельность: средства: действия-операции-приемы; методы: информационно-репродуктивные, проблемно-творческие (мозговой штурм, развернутые конспекты, сбивающие факторы, анонимное взаимооценивание); формы: академические, инновационно-практические

(микропреподавание в поточно-круговой эстафете).

Этапы: 1. адаптивный-

установление направленности;

2. формирующий -

формирование функциональных компетентностей;

3. диагностический -само-, взаимо- и эксперт- оценка;

4. коррекционный -структуризация и активизация.

Рис. 3. Концептуальная модель формирования функциональных компетентностей будущего учителя физической культуры

педагогической функции. Наименее прогрессирующим проявил себя функциональный элемент № 1 «Укреплять убеждение в необходимости всестороннего развития» с функциональной компетентностью от 1,4 до 1,6 баллов (Табл. 1, Рис. 1,2).

Выводы. Эффективность предлагаемой системы достигает уровня 10% (0,3 балла), т.е. кривую роста динамики функциональных компетентностей можно изменить в сторону большего прогресса. Это означает, что БУФК достигают традиционного уровня функциональной компетентности раньше и к окончанию вуза может иметь ее на качественно более высоком уровне, что доказывает высокую эффективность предлагаемой концептуальной модели. Формировать функциональные компетентности будущего учителя физической культуры в мобилизационной педагогической функции в высшем профессиональном образовании желательно в направлении концептуализации процесса.

Литература:

1. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-еизд. // Казань : Центр инновационных технологий, 2000. - С. 386.

2. Введенский В.П. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. - 2003. № 10. С. 51-55.

3. Вербицкий А.А. Основания для внедрения компетентностного подхода в образование. // Ж: «Инновационные проекты и программы в образовании». 2009. - № 2.

4. Имашев А.М. Деловая игра «Открытый урок». Методические рекомендации. // Изд-во КамПИ, Набережные Челны. 1999. - 20 с.

5. Имашев А.М. Динамика мобилизационной функциональной компетентности будущих учителей физкультуры.// Казанский педагогический журнал.- 2009. № 4 С. 3-10.

6. Имашев А.М. Функциональная компетентность будущего учителя физической культуры: монография.// Набережные Челны: КамГАФКСиТ, 2008. - 104 с.

7. Имашев А.М. Концептуальная модель вузовского формирования функциональной компетентности будущего учителя физической культуры. // Электронный журнал КамГАФКСиТ - 2010 № 3 (16).

8. Неверкович С.Д. Дидактические и учебно-ролевые игры в подготовке физкультурных кадров: Метод, рекомендации для студентов и преподавателей // ГЦО-ЛИФК. - М.,1990. - 36с.

9. Чесноков Н.Н. Разработка проекта ГОС ВПО по специальности 032102 «АФК» в компетентностном формате / Н.Н. Чесноков, В.Ф. Балашова // 6 Всероссийская научно-практическая конференция «Совершенствование подготовки кадров в области ФиС в условиях модернизации профессионального образования в России», 11-13 марта 2008 г. : тез. докл. / ФА по ФиС. - М., 2008. - С. 20-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.