Научная статья на тему 'Динамика изменения состояния и структура функциональной компетентности будущего учителя физической культуры в ориентационно-воспитательиой педагогической функции'

Динамика изменения состояния и структура функциональной компетентности будущего учителя физической культуры в ориентационно-воспитательиой педагогической функции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / ОРИЕНТАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Имашев Азах Масгутович

В статье показана прогрессивность динамики изменения состояния и системность структуры функциональной компетентности будущих учителей физической культуры в ориентационно-восгштательиой педагогической функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика изменения состояния и структура функциональной компетентности будущего учителя физической культуры в ориентационно-воспитательиой педагогической функции»

РАЗДЕЛ XIII ОБРАЗОВАНИЕ. ЗДОРОВЬЕ. БЕЗОПАСНОСТЬ

УДК378+7А

А. М. Имашее

ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ СОСТОЯНИЯ И СТРУКТУРА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОРИЕНТАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ

Введение. Функциональная компетентность будущих учителей физической культуры рассматривается нами как часть их профессиональной компетентности, характеризующаяся уровнем сформированное™ у них функциональных элементов (ФЭ) профессионально-педагогической деятельности - знаний-умений-навыков (ЗУН) основных педагогических функций [8-11].

Ориентационно-воспитательная педагогическая функция - комплекс знаний-умений-навыков (функциональных элементов) по формированию ценностных ориентаций, качественно характеризующих направленность личности объекта педагогической системы [3; 12; 14; 16; 1В].

Проблема исследования: повышение функциональной компетентности будущего учителя физической культуры.

Время исследования: 5 лет (1999-2004 г.г.).

Выборка испытуемых: студенты академической группы специализации «Теория и методика физического воспитания», обучавшиеся с 1 по 5 курс на ФДО КамГИФК в количестве (соответственно) 22-24-24-24-22 человек.

Диагностический инструмент исследования:

«Портативная функционально-диагностическая карта учителя физической культуры», включающая 10 (наиболее часто встречающихся) знаний-умений-навыков ориентадионно-воспитательной педагогической функции.

1. Воспитывать личным примером - быть ученикам образцом («делай, как я») для подражания,

2. Воспитывать стремление состязаться - стимулировать в учениках желание соревноваться, сравнивать свои результаты с результатами других учащихся.

3. Поощрять - хвалить, награждать, благодарить, индивидуализировать общение, не наказывать, обращать внимание.

4. Наказывать - порицать, занижать оценку, не поощрять, не благодарить, обделять вниманием.

5. Воспитывать самоорганизацию - поощрять инициативу, привлекать к участию в организации учебно-воспитательного процесса, учитывать мнение ученика, использовать демократический стиль управления деятельностью учащихся.

6. Воспитывать научное мировоззрение - информировать учащихся и опираться в работе на результаты научных исследований.

7. Воспитывать коллективизм - чаще использовать в работе группово-от-ветственностные технологии решения учебно-воспитательных задач, командные виды физических упражнений, спортивных состязаний.

8. Воспитывать патриотизм - прививать чувство любви к Родине, Отечеству, близким, окружающим, классу, команде.

9. Воспитывать сознательное отношение к труду - использовать осознанный подход к мотивации, оценке тех или иных учебных и трудовых действий в аспекте жизненно-деятельностной актуальности.

10. Воспитывать эстетику - формировать у учеников потребность в видении прекрасного, в частности, в мире телесных движений.

Методика сбора информации. Опрашиваемым было предложено дать информацию об уровне их функциональной компетентности и проставить соответствующие баллы в специально разработанных бланках 4-ступенча-той шкалы соответствия по следующему правилу:

«О» — при отсутствии знания (нет понятия, представления о данном функциональном элементе); «1» - при наличии знания (владение функциональным элементом на вербальном уровне); «2» - при наличии умения (использование данного функционального элемента на практике хотя бы 1 раз); «3» - при наличии навыка (автоматическое владение данным функциональным элементом) [2—5].

Результаты исследования и их оценка. Получено 1160 «срезов», характеризующих уровни функциональной компетентности будущего учителя физической культуры по знаниям-умениям-навыкам ориентационно-воспи-тательной педагогической функции (табл. 1, рис. 1) и их средние значения (табл. 2, рис. 2—5). Получены 45 показателей, характеризующих корреляционные взаимосвязи между функциональными элементами и построена корреляционная плеяда по А. Выханду (1968) (табл. 3, рис. 6).

Динамика изменения функциональной компетентности будущего учителя физической культуры по ориентационно-воспитательной педагогической функции прогрессивная - различия между средними значениями по курсам (1,4-1,7-1,9-2,1—2,1) значимы по 1-критерию Стьюдента на уровне а = 0,001, что означает наличие динамики изменения от уровня «знание» на 1-3 курсах к относительно невысокому уровню «умение» на 4-5 курсах обучения в данном виде деятельности.

Экстремальные значения уровней функциональной компетентности: 1,1 балла у функционального элемента № 8 и 2,5 балла у нескольких функциональных элементов.

Таблица 1

Исходные уровни сформированности знаний-умений-навыков

№ п/п курсы

I II III IV V

1. 2133533332 3113331222 2222222222 3333322222 2122222221

2. 2332212312 2322222221 2221211222 3333222122 3332222132

3. 222110Ш2 1222112011 2132312111 3332221222 2333223322

4. 2323212211 2223211110 2222111222 3332222132 2233332221

5. 1222212112 1103210221 3233112121 3332221222 2332323132

6. £¡22111111 1321212122 2333111312 3323221122 2221302321

7. 2212321111 2222211111 3322212122 3222222212 3323212333

8. 2222112121 1122101010 1322121222 3333321121 3222213221

9. 2222212121 2132222223 2332211132 3322111122 2332323222

10. 2222221022 2222130212 2213222121 3232232212 2233122221

11. 2122101112 3333312222 2333211213 2223211132 2222222222

12. 2222102111 2223111122 2233111121 2233222232 2231322122

13. 2011220212 3010111020 3232222122 2222211132 3133223222

14. 1123122222 2122001110 3222211121 2231222222 3222223233

15. 3121122121 2223212111 3232121122 2223222122 3223232212

16. 3032212222 2232201122 3123212111 2233312211 3232102123

17. 1212222132 2222311133 1232211232 2222212232 3222223223

18. 2333211211 2233212121 3222212121 2233213231 1312211112

19. 2221102011 3221211222 2123211121 2233222122 2333212333

20. 1231212212 2232212123 2222212322 2232112222 2333322323

21. 3321223222 2122311221 1133222131 2223211222 2223322212

22. 1212121223 3222012021 3232211122 2232212123 2333313213

23. 3212010222 2322212131 3232212222

24. 2222211222 3333211122 3223212122

Таблица 2

Средние значения уровней сформированное™ знаний-умений-навыков

№ФЭ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

К У I 1,9 1,8 2,0 1,9 1,7 1,3 1,7 1,5 1,5 1,6

и 2,0 1,8 2,0 2,2 1,6 1,1 1,3 1,3 1,8 1,6

1112 ,3 2,1 2,4 2,5 1,9 1,3 1,5 1,4 2,0 1,6

Р IV 2,5 2,3 2Д 2,4 2,1 1,6 1,7 1,6 2,2 1,9

С V 2,4 2,2 2,5 2,4 2,1 1,7 2,1 1,9 2,0 2,1

3,5 3

1 2 3 4 5

курс

Рис. /. Исходные уровни сформированное-™ знаннй-умений-навыков

123456789 функциональные элементы

Рис. 2. Средние уровни сформнрованностн знаний-умений-навыков

1

курс

Рис. 3. Поэлементные уровни сформированное™ знаний-уменин-навыков на курсах

курс

-— 1 * 2 з 5 —68—9 ю

Рис. 4. Динамика изменения средних поэлементных уровней знаний-умений-навыков на курсах

1 2 3 4 5

курс

Рис. 5. Динамика изменения средней функциональной компетентности

Более сформированным среди других оказался функциональный элемент № 3 - «Поощрять» с функциональной компетентностью (2,0—2,0-2,4 2,1-2,5) выше уровня «умение».

«Западающей» проявил себя функциональный элемент № 6 «Воспитывать научное мировоззрение» с функциональной компетентностью (1,3-1,11,3-1,6-1,7) выше уровня «знание», не достигая уровня «умение».

Наиболее или наименее прогрессирующим явно не проявил себя ни один функциональный элемент ориентационно-воспитательной педагогической функции (табл. 1, рис. 1).

Корреляционный анализ показал, что функциональные элементы ориентационно-воспитательной педагогической функции будущего учителя физической культуры находятся в различной степени тесноты корреляционных связей (табл. 2).

Система существует в основном благодаря линейным связям. Обнаружены 3 «линейных», 10 «сильных», 7 «выше среднего», 6 «средних», 10 «ниже среднего», 3 «умеренных», 2 «слабых» 3 «очень слабых» и 1 «практически отсутствующая» прямых связей.

В центре активного взаимодействия располагается: функциональный элемент № 5 - «Воспитывать самоорганизацию», имеющий 1 линейную связь с функциональным элементом № 2, линейно связанным в свою очередь с функциональным элементом № 1, и «сильную» связь с другими (№№ 1, 6).

Особняком держится пара линейно связанных функциональных элементов № 7 и 8 - соответственно «Воспитывать коллективизм» и «Воспитывать

патриотизм». Функциональный элемент № 3 «Поощрять» не имеет интересующих нас корреляционных связей.

Таким образом, гипотеза исследования полностью подтвердилась: ^динамика изменения функциональной компетентности будущего учителя физической культуры по ориентационно-восггитательной педагогической функции прогрессивная; 2) система опирается на выявленные функциональные элементы, способные повлечь за собой «подтягивание» «западающих».

Рекомендации. Повышать качество формирования функциональной компетентности будущего учителя физической культуры в ориентаци-он но-воспитательной педагогической функции в процессе их личностно-профессионального развития в вузе можно в направлении активизации системообразующих функциональных элементов данной функции.

Таблица 3

Матрица корреляционных связей между функциональными элементами ориентациоиио-воспитательной педагогической функции

1 - Воспитывать личным примером 1 2 - Воспитывать стремление состязаться

0,6 0,6 3 - Поощрять

0,9 0,8 0,7 4 - Наказывать

0,9 1 0,7 0,7 5- Воспитывать самоорганизацию

0,8 0,8 0,6 0,4 0,9 6- Воспитывать научное мировоззрение

0,5 0,5 0,6 0,1 0,7 0,9 7 - Воспитывать коллективизм

0,6 0,6 0,6 0,2 0,8 0,9 1 8 — Воспитывать патриотизм

0,9 0,9 0,5 0,9 0,8 0,6 0,2 0 ^ 9 - Воспитывать сознательность к труду

0,7 0,7 0,6 0,4 0,8 0,9 0,8 0,9 0,6 10-Воспитывать эстетику

Рис. 6. Плеяда корреляционных связей между функциональными элементами ориснтационно-воспнтательной педагогической функции (выполнены линейные

связи, Р<0,001).

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Белозерцева, О. В. Методика формирования педагогического потенциала [Текст] / О. В. Белозерцева// ТиПФК. - 2001. -№ 10. - 57 с.

2. Беспалько, В, П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В. П. Беспалько - М.: Педагогика, 1989.

3. Бобырев, Н. Д. Особенности структурирования функциональных компонентов в деятельности учителя физической культуры [Текст] / Н. Д. Бобырев, В. П. Мерлинкин // Казань, 1989. - 130 с.

4. Выдрин, В. М. Деятельность специалистов в сфере ФК [Текст] / В. М. Выдрин. - СПб., 1997.

5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 033100 - Физическая культура и спорт. Квалификация: Специалист по физической культуре и спорту // М.: Министерство образования Российской Федерации. - 2000.

6. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие [Текст] / В. И. Загвязинский, Р. А. Атаханов //- М.: Академия, - 2001. - 208 с,

7. Иванов, В. С. Основы математической статистики: учеб, пособие для институтов физической культуры [Текст] / В. С. Иванов. - М.: Физкультура и спорт, 1990,- 176 с.

8. Имашев, А. М. Интенсификация функциональной подготовки будущего учителя физической культуры [Текст] / А. М. Имашев // Теоретические и практические аспекты профессиональной подготовки специалистов физической культуры: межв. сб. науч. трудов / под ред. проф. А. И. Фукнна. - Набережные Челны: КамГИФК, 1998.-С. 16-20.

9. Имашев, А. М. Влияние педагогической практики на функциональную готовность будущего учителя физической культуры [Текст] / А. М. Имашев,

B. И. Батищев // Россия на рубеже XXI века: ретроспектива, настоящее, будущее: сб. науч. трудов. - Воронеж: ВГИФК, МГАФК, 1999. - С. 49-57.

10. Имашев, А. М. Исследование динамики изменения структуры функциональной готовности специалиста по физической культуре [Текст] / А. М. Имашев // ТиПФК. - 2001. - № 2. - С. 43-44.

И. Имашев, А. М. Функциональная компетентность будущего учителя физической культуры: монография [Текст] / А. М. Имашев. - Набережные Челны: Кам-ГАФКСиТ, 2008. - 104 с.

12.Кузьмина, Н. В. Способности, одаренность талант учителя [Текст] / Н. В. Кузьмина. - М., 1985. - С. 29-31.

13. Майорова, Л. Ф. Повышение уровня профессиональной культуры будущего специалиста физической культуры и спорта [Текст] / JI. Ф. Майорова // ТиПФК, -2001.-№ Ю.-20 с.

14. Иоловникова, И. А. Интенсификация подготовки специалиста высшей квалификации [Текст] / Н. А. Половникова // Советская педагогика. - № 3. - 1986. -

C. 72-78.

15. Петунин, О. В. Теоретические основы подготовки студентов к профессиональной деятельности учителя физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / О. В. Петунин. - СПб., 1995. - 22 с.

16. Сластенин, В. А. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя. [Текст] / В. А. Сластенин // Советская педагогика. — 1991. - № 10. -С. 79-85.

17. Чесноков, А. В. Формирование профессионализма и качеств педагога по физической культуре [Текст] / А. В. Чесноков // ТиПФК. — 2001. - № 10.-18 с.

18. Щербаков, А. И. Психологические основы формирования личности советского учителя [Текст] / А. И. Щербаков. - М., 1972. - 57 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.