Научная статья на тему 'Концептуальная модель вузовского формирования функциональных компетентностей будущего учителя физической культуры'

Концептуальная модель вузовского формирования функциональных компетентностей будущего учителя физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / МОДЕЛЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / БЛОЧНОМОДУЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ / ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Имашев А. М.

Статья является частью результатов диссертационного исследования по обозначенной теме, адресована специалистам высшей физкультурно-спортивной профессионально-педагогической школы, а также студентам будущим учителям физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальная модель вузовского формирования функциональных компетентностей будущего учителя физической культуры»

УДК 378+7А

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ВУЗОВСКОГО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

А.М. Имашев - кандидат педагогических наук, доцент Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Набережные Челны

CONCEPTUAL MODEL OF UNIVERSITY FORMATION OF FUNCTIONAL COMPETENCE OF THE FUTURE TEACHER OF PHYSICAL CULTURE

A.M. Imashev - candidate of pedagogical sciences, associate professor The Kama State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism

Naberezhnye Chelny

e-mail: azatimashevamail.ru

Ключевые слова: концепция, модель, функциональные компетентности, блочно-модульные компоненты, педагогические технологии, деловые игры, основные педагогические функции, будущий учитель физической культуры.

Аннотация. Статья является частью результатов диссертационного исследования по обозначенной теме, адресована специалистам высшей физкультурно-спортивной профессионально-педагогической школы, а также студентам - будущим учителям физической культуры.

Key words: concept, model, functional competence, modular components, educational technology, business games, the main pedagogical functions, a future teacher ofphysical culture.

Summary. The article is a part of results of dissertational research under the designated theme, is aimed at specialists highly athletic and sports professional-pedagogical school, and students - the future teachers of physical culture.

Концепция - это исследовательский и практический инструмент, состоящий из системы теоретических положений, в упрощённом виде и в праксеологической проекции называемой моделью. Разработка концептуальной модели вузовского формирования функциональных компетентностей будущего учителя - это организационная форма системного решения задач ВПО, параллельная Российской концепции его модернизации. Наиболее адекватной и позволяющей конкретизировать и реализовать концепцию исследуемого процесса является её структурно-логическая модель, характеризующаяся взаимосвязями блочно-модульных компонентов.

Блоки методологического модуля

Фоновый (концептуально-целевой), вытекающий из требований социального заказа -повышение качества ВПО.

Замысел: за основу ВПО будущего учителя физической культуры необходимо взять функционально-компетентностный подход.

Ключевая идея (выражение замысла) - приобщение БУФК к профессионально-педагогической деятельности.

Методологический подход (доминирующая парадигма) - функционально-компетентностный .

Функционально-компетентностный подход начинается с системного анализа профессионально-педагогической деятельности и определения организационно-педагогических условий её реализации, затем разрабатывается концепция, после - осуществляется структурирование материала и его процессуальное обеспечение.

Понимание (сущность) категории функциональной компетентности заключается в понятиях, характеристиках, свойствах, признаках, смыслах, описаниях, выполняемых с точки зрения деятельностного подхода (Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, М.И. Лукьянова, А.К. Маркова, Н.В. Матяш, Е.М. Павлютенков, А.И. Пискунов, О.М. Шиян).

Компетенция - содержательная характеристика деятельностной способности.

Компетентность - уровневая оценочно-квалификационная мера деятельностной способности; уровень владения (сформированности) компетенциями, квалификация, дея-тельностный опыт (А.Г. Бермус). Виды: профессиональная, функциональная (операционная), интеллектуальная (когнитивная), ситуативная, личностная, мета, социальная.

Профессиональная компетентность - мера профессиональной квалификации, определяющая профессиональные способности; профессионализм; способность и готовность осуществлять профессионально-педагогическую деятельность (В.А. Сластенин).

Функциональный элемент - элементарный функциональный компонент, деятельност-ная единица, действие, знание-умение-навык (владение).

Функциональные компетенции - круг, комплекс, совокупность знаний-умений-навыков профессионально значимых основных педагогических функций, функциональных элементов профессионально-педагогической деятельности.

Функциональная компетентность :

- система знаний-умений-навыков, владение методикой преподавания (Т.Г. Браже).

- система знаний-умений-навыков, профессионально значимых личностных качеств, обеспечивающих выполнение профессиональных обязанностей (Н.И. Запрудский);

- форма профессионально-педагогической деятельности (Е.М. Павлютенков).

- производное общекультурной компетентности (Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, А.М.Кузьмин, А.И. Пискунов, Е.В. Попова, Н. Розов);

- операционная составляющая «профессиональной компетентности»;

- уровень владения (действенности) функциональными компетенциями;

- «готовность действовать» (А.И. Мищенко);

- состояние готовности к осуществлению деятельности (Ю.В. Койнова);

- показатель «сформированности профессионально необходимых знаний-умений-навыков, степень их владения» (М. К. Кабардов);

- важнейшая характеристика подготовленности, совокупность знаний-умений-навыков, способность и готовность практически их использовать; совокупность умений без учёта знаний (А.И. Панарин);

- совокупность 5 сторон профессионально-педагогической деятельности: деятельность, общение, личность, обученность, воспитанность (А.К. Маркова);

- совокупность умений структурировать знания в целях решения педагогических задач (Е.С. Кузьмин, Н.В. Кузьмина, Ю. Емельянов, З.Ф. Есарева);

- уровневая мотивация ВПО и разработка критериев оценки ( Т.В. Браже, Н.В. Кузьмина).

Функциональная компетентность, профессионально-педагогическое мастерство и функциональная готовность рядоположены, так как готовность к профессионально-педагогической деятельности это:

- активное состояние личности, вызывающее деятельность (В.П. Безухов, Н.И. Кузнецова);

- система ПЗЛК, мотивов, умений (Е.П. Белозерцев, К.М. Дурай-Новакова, И.А. Колесникова);

- сущностный компонент функциональной компетентности (Ю.В. Койнова, А.И. Мищенко);

- результат профессиональной подготовки (В.И. Данильчук, М.И. Дьяченко, В.В. Сериков, В. А. Сластенин).

Формирование - конструирование нового образования на основе приобретения и связывания в систему комплекса компонентов.

Формирование функциональной компетентности - процесс овладения функциональными компетенциями.

Закономерности процесса.

Качество ВПО БУФК прямо зависит от эффективности процесса формирования их функциональной компетентности.

Основной принцип.

Принцип - основное положение функционирования процесса, связующее звено между теорией и практикой, направления и логики действий, закон в функции правила, указывает, как действовать в соответствующих условиях (В.И. Андреев), находит своё отражение в формах, методах и результатах; являются отправной точкой построения образовательного процесса. Педагогический закон и педагогический принцип соотносятся как «сущее» и «должное».

Функциональная направленность - определение необходимых условий для перевода БУФК из объекта в субъект профессионально-педагогической деятельности, т.к. это главная фигура процесса, и вся жизнедеятельность вуза должна быть подчинена становлению его как профессионала; готовность БУФК к осознанному овладению профессионально-педагогической деятельностью, принятия решения и ответственности за него, к эффективному взаимодействию, потребность в самоактуализации; и характеризуется следующими признаками:

1. является основным компонентом образовательного процесса в вузе,

2. проявляется в учебной, научной и профессионально-педагогической деятельности,

3. проявляется в профессионально-личностных характеристиках БУФК.

Цель - формирование функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры в ВПО к профессионально-педагогической деятельности.

Объект - будущий учитель физической культуры.

Субъект - профессорско-преподавательский состав (коллектив) вуза. Реализация подхода требует решения многих организационно-педагогических вопросов, часто зависящих от преподавателей и руководства вуза, поэтому функционализация образовательного процесса -дело всех работников вуза.

Блоки содержательного модуля

Содержание (функциональные компетенции) - совокупность дидактических единиц (функциональных элементов), отобранных в соответствии с критериями: изоморфность содержания процесса формирования функциональных компетентностей в ВПО содержанию профессионально-педагогической деятельности; интеграция знаний-умений-навыков; выделение ведущих; соотнесенность теоретических положений с фактологическим материалом.

В содержательный блок концептуальной модели могут быть внесены знания-умения-навыки основных педагогических функций как функциональные элементы профессионально-педагогической деятельности учителя физической культуры. Подобный набор может являть собой «Портативную карту диагностики функциональной компетентности учителя физической культуры».

Диагностика. В данном исследовании для проведения эмпирической работы методику, использующую «Портативную карту диагностики функциональных компетентностей учителя физической культуры» (анкетные опросные задания), позволяющую диагностировать функциональные компетентности, где определен комплекс функциональных элементов профессионально-педагогической деятельности являющуюся основным оперативным (20-30

мин. на работу) диагностическим инструментом констатирующих эмпирических квалимет-рических измерений. В карту включено математически оптимизированное количество функциональных элементов - 100: по 10 в каждой из 10-и основных педагогических функций: общетрудовые (коммуникативная, организационно-управленческая, конструктивная, проектировочная, гностическая); общепедагогические (информационная, ориентационно-воспитательная, развивающая, мобилизационная); специфические (двигательная) педагогические функции

В работе использовались следующие виды педагогической оценок: преподавателем (экспертная оценка), индивидуальная (самооценка) и групповая (анонимная взаимооценка) будущего учителя физической культуры, определяемые правилами применения диагностических методик.

Уровни функциональных компетентностей. Циклический характер образовательного процесса способствуют более прочному усвоению программного материала. Процесс вузовского формирования функциональных компетентностей БУФК осуществляется на разных уровнях. Уровни функциональных компетентностей, которые описываются посредством критериев оценки, формируются одновременно, однако на каждом этапе приоритет отдается одному какому-либо определенному из них. Разработанные критерии содержательного компонента концептуальной модели могут стать основой для её структурирования.

В данном исследовании использовались следующие уровни сформированности функциональных компетентностей (критерии и показатели): 0 баллов - отсутствие: не знание, не владение; 1 балл - низкий: знание (владение на вербальном уровне); 2 балла - средний: умение (владение на сознательном уровне - использовал хотя бы 1 раз); 3 балла - высокий: навык (владение на бессознательном, автоматическом уровне, использовал неоднократно).

Блоки процессуально-технологического модуля

На основании анализа работ, посвященных изучению педагогических технологий (Н.А. Алексеев, С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, В.И. Боголюбов, Б.С. Гершунский, В.В. Гузеев, В.И. Загвязинский, Е.С. Заир-Бек, Э.Ф. Зеер, Е.И. Казакова, М.В. Кларин, Н.В. Кузьмина, Л.М. Кустов, В.Я. Ляудис, А.Е. Марон, В.М. Монахов, Т.С. Назарова, А.Я. Наин, Н.Д. Никандров, В.Ю. Питюков, В.Н. Ретюнский, Т.В. Сафронова, Г.К. Селевко, В. А. Сластёнин, Н.Ф. Талызина, Н.Е. Щуркова,) можно полагать, что педагогические технологии могут служить ключевым средством ВПО БУФК, основным компонентом системы вузовского формирования функциональных компетентностей.

Педагогическая технология - «проект педагогической системы, реализуемый на практике» (В.П. Беспалько); - «способ организации» (И.Я. Лернер); - «модель организации педагогического процесса» (В.А. Сластёнин), - «приём педагогического воздействия» (Н.Е. Щуркова).

Основу педагогических технологий составляют средства, методы и формы создания деятельностно-ориентированной ситуации в образовательном процессе, когда БУФК целенаправленно обретает опыт, осуществляет видение себя в новом качестве. Педагогические технологии включают организационно-педагогические условия реализации педагогической системы, основаны на положениях подхода и строятся на принципе функционально-компетентностной направленности.

Рассмотрение педагогической системы формирования функциональных компетентно-стей с технологических позиций требует выявления путей приобщения БУФК к профессионально-педагогической деятельности. При этом роль профессорско-преподавательского состава (коллектива) направлена на организацию деятельности БУФК, где особую значимость приобретает его профессионально-педагогическое мастерство, и от способностей которого реализовать своё влияние на БУФК зависит их дальнейшее взаимодействие в форме диалога (Е.В. Коротаева) или в общении - форме отношений, взаимодействии «субъектов деятельности», содержание которого - обмен деятельностями (Б.Ф. Ломов).

Система профессиональных отношений как результат формирования функциональных компетентностей рассматривается нами в качестве особого образования, в результате которого у БУФК появляется способность: а) к построению профессионально-педагогической деятельности, б) к профессиональному взаимодействию с другими, в) к реализации собственного профессионального потенциала.

Наши наблюдения и анализ научных работ показывают, что способы воздействия профессорско-преподавательского состава (коллектива) на БУФК в процессе формирования функциональных компетентностей могут быть различными:

а) манипулирование; б) подавление (навязывание своего мнения, устрашение, авторитаризм); в) отстранение (обучать, не воспитывать); г) равноправное сотрудничество (перевод БУФК на позицию субъекта педагогического взаимодействия, субъекта ВПО), предполагающее инициирование активности БУФК.

Педагогические технологии формирования функциональных компетентностей можно рассматривать как последовательное решение педагогических задач и ситуаций. Изучать конкретную деятельность необходимо, выделяя конкретные проблемные ситуации, которые побуждают к активности и разрешаются ею. Профессиональная задача решается посредством профессиональных действий (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.В. Суходольский -186, с. 73; 199, с. 56).

Вузовское формирование функциональных компетентностей должно отражать динамику взаимодействия компонентов структуры деятельности БУФК. Для этого необходима разработка педагогической технологии, которая интегрирует процессы функционализации. В этом случае правомерно говорить о создании соответствующих условий.

И. А. Зимняя выделяет позиции личностно-ориентированного подхода к образованию: субъект-субъектные взаимодействия; активность субъектов; решение проблемных задач; удовлетворение от решения задач; условия самооценивания, саморегуляции и самоактуализации; изменение позиции субъектов (88, с. 114-115).

Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что системообразующим должен стать деятельностный компонент. Главным показателем является деятельностное отношение БУФК к ВПО. Для реализации этого положения на первый план выходит процесс формирования функциональных компетентностей с разработками соответствующих педагогических технологий.

Формирование функциональных компетентностей требует совершенствования содержательных и организационных сторон образовательного процесса. Мы полагаем, что возможности лекции как формы формирования функциональных компетентностей не достаточны.

Деловые игры - основной технологический конструкт, включающий:

средства: действия (включая физические упражнения) - операции - приемы - деятельность;

методы: (анонимное взаимное оценивание, «мозговой штурм», «сбивающие факторы», развернутые планы-конспекты);

формы: «микропреподавание» в «поточно-круговой эстафете».

На семинарско-практических занятиях в условиях Деловых игр моделируются педагогические ситуации с целью экспериментальной апробации и оценки. Семинары являются важным средством активизации взаимодействия профессорско-преподавательского состава (коллектива) и БУФК в процессе формирования функциональных компетентностей. В функции семинаров входит и приобщение БУФК к профессиональной практике, приучение к самостоятельной работе, формирование умений.

Главными в формировании функциональных компетентностей мы считаем дисциплины практического цикла, где каждому блоку соответствуют действия-операции и разворачиваются формы взаимодействия в логике нарастания у БУФК собственной профессионально-

педагогической позиции. Управление педпрактикой заключается в оказании помощи и поддержке профессорско-преподавательского состава (коллектива).

На курсах «Профессионально-педагогическое мастерство», «Формирование функциональных

компетентностей БУФК», «ТиМФиС», «НМД», разработанных на кафедре ТиМФВ КамГАФКСиТ более глубоко изучаются теоретико-методические основы процесса вузовского формирования функциональных компетентностей БУФК.

Характер деятельности БУФК - комбинированный (репродуктивно-творческий):

сочетание репродуктивного (копирование образцов - простейший перенос, понимание и запоминание функциональных компетентностей по аналогии с образцами) с творческим (креативное овладение трансформацией функциональных элементов в новых условиях, ориентация на творческую деятельность, предполагающая гибкость и пластичность мышления, способность проектировать и применять на практике новые идеи).

Этапы. Характер организации процесса - поэтапно фазно-циклический. концентриче-ски-интегрированный (целостный) подход против дифференцированно-последовательного (расчлененного): в этапы-фазы включается одновременное формирование разнопорядковых уровней функциональных компетентностей БУФК.

Большой цикл:

1 курс: осознание функционально-компетентностных отношений в профессионально-педагогической деятельности;

2 курс: формирование функциональных компетентностей на материале дисциплин спортивно-педагогического цикла;

3 курс: формирование функциональных компетентностей на материале «Школьной практики»;

4 курс: формирование функциональных компетентностей на материале «Профессионально-ориентированной практики»;

5 курс: формирование функциональных компетентностей на материале «Практики по специализации», спец. курсов «Формирование функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры», «Основы профессионально-педагогического мастерства», Государственного экзамена по специализации.

Малый цикл:

1 этап - ознакомительно-мотивационный (адаптивный): установление функциональ-но-компетентностной направленности;

2 этап - операционно-формирующий: формирование функциональных компетентно-стей будущих учителей физической культуры;

3 этап - оценочно-результативный (диагностический) - определение состояний функциональных компетентностей и технологических компонентов, конкретизация (структурирование) выявление системообразующих (плеяды) функциональных компетенций;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 этап - аналитико-коррекционный: избирательная активизация - акцентированная отработка материала (Табл. 1).

Таблица 1.

Графическая схема концептуальной модели педагогической системы вузовского формирования функциональных компетентностей будущего учителя физической культуры

Блоки методологического модуля

Фон (соц. заказ): повышение качества ВПО будущего учителя физической культуры.

Замысел: функционально-компетентностный подход -доминирующая парадигма. Идея: приобщение будущего учителя физической культуры к профессионально-педагогической деятельности.

Подход: функционально-компетентностный . Закономерности: повышение качества ВПО детерминировано уровнем функционально-компетентностной направленности. Принцип: функционально-компетентностная направленность.

Цель: формирование функционально-компетентного учителя физической культуры.

Субъект: профессорско-преподавательский состав (коллектив). Объект: будущий учитель физической культуры

Блоки содержательного модуля

Функциональные компетенции: основные педагогические функции. Уровни: знание, умение, навык (владение). Диагностика: «Портативная карта диагностики функциональных компетентностей учителя физической культуры».

Блоки процессуально-технологического модуля

Этапы: 1. адаптивный - установление направленности; 2. формирующий; 3. диагностический - конкретизация (структуризация: само- и эксперт- оценка); 4. коррекционный - активизация. Игровая деятельность, включающая: средства: действия (включая физические упражнения) - операции - приемы; методы: информационно-репродуктивные, проблемно-творческие (мозговой штурм, развернутые конспекты, сбивающие факторы, анонимное взаимооценивание); формы: академические, инновационно-практические (микропреподавание в поточно-круговой эстафете).

Литература

1. Андреев, А. Л. Компетентностная парадигма в образовании : опыт философско-методологического анализа / А. Л. Андреев // Педагогика.- 2005. - № 4. - С. 19-27.

2. Бабенко, А.А. Становление практико-операционной функции профессиональной компетенции будущего специалиста в условиях реализации заданного подхода [Электронный ресурс] / А. А. Бабенко. - Режим доступа : http://borytko.nm.ru/papers/subject6_1/babenko.htm.

3. Байденко, В.И. Компетентностный подход к проектированию ГОС ВПО (методологические и методические вопросы) : методическое пособие / В.И. Байденко. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - С. 76-84.

4. Белозерцев, Е.П. Педагогика профессионального образования : учебное пособие для вузов / Е.П. Белозерцев. - М. : Академия, 2007. - 368 с.

5. Бермус, А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] / А.Г. Бермус // Эйдос. - 2005. - 10 сентября. - Режим доступа : http://www.eidos.ru/ j oumal/2005/0910-12.htm.

6. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М. : Педагогика, 1989.

- 190 с.

7. Болотов, В.А. Компетентностная модель : от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.

8. Бондаревская, Н.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич // Педагогика. - 2004. - № 10. - С. 23-31.

9. Браже, Т.Г. Профессиональная компетентность как многофакторное явление (функциональная неграмотность и непрофессиональная компетентность как фактор риска современной цивилизации и непрерывного образования взрослых в их преодолении) / Т.Г. Браже // Тезисы к семинару. - Л. : ЛГУ, 1990. - С. 59-62.

10. Введенский, В.П. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В.П. Введенский // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 51-55.

11. Виленский, М.Я. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе : учебное пособие / М.Я. Виленский, П.И. Образцов, А.И. Уман; под ред. В. А. Сластенина. - М. : Педагогическое общество России, 2005. - 192 с.

12. Зеер, Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования. / Э. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 23-30.

13. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.

14. Компетентностный подход как теоретическая основа разработки ГОС по направлениям педагогического образования / О.В. Акулова, В.А. Козырев, П.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына // Актуальные проблемы повышения качества ВПО: концептуальные идеи и методические решения : материалы XVI научно-методической конференции. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.

- С. 13-25.

15. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - М., 2006. - 394 с.

16. Кузьмина, Н.В. Методы системного педагогического исследования / Н.В. Кузьмина. - М. : Народное образование, 2002. - 208 с.

17. Куликова, Л.М. Систематизация непрерывной педагогической практики студентов вуза физической культуры : дис. ... д-ра пед. наук / Л.М. Куликова. - Челябинск, 2004. - 337 с.

18. Купаевцев, А.В. Деятельностная альтернатива в образовании / А.В. Купаевцев // Педагогика. -2005. - № 10. - С. 27-33.

19. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - 2-е изд. - М. : Политиздат, 1987. - 304 с.

20. Лернер, И.Я. Проблемное обучение / И.Я. Лернер. - М. : Знание, 1974. - 274 с.

21. Магин, В. А. Модернизация ВПО в области физкультуры : монография / В. А. Магин. - М. : Илек-са; Ставрополь: Сервисшкола, 2006. - 264 с.

22. Маслов, В.И. Тенденции развития содержания профессионального физкультурного образования (теоретический аспект) / В.И. Маслов, Н.Н. Зволинская // Вестник учебных заведений физической культуры. -2003. - № 1. - С. 51-53.

23. Медведева, Н.Н. Общепрофессиональные компетентности будущего педагога: формирование и оценка / Н.Н. Медведева, О.И. Мартынюк. СВ. Панькова, И.О. Соловьева // Проектирование федеральных ГОС и образовательных программ ВПО в контексте европейских и мировых тенденций : материалы XVII Всероссийской научно-методической конференции. - М.-Уфа : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. - 70 с.

24. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года. - М., 2000. - 7 с.

25. Неверкович, С.Д. Дидактические и учебно-ролевые игры в подготовке физкультурных кадров : метод. рекомедации для студентов и преподавателей ГЦОЛИФК / С.Д. Неверкович, Н.В. Киршева, Г. А. Ашра-пова. - М., 1990. - 36 с.

26. Новиков, А.М. Методология / А.М. Новиков, Д. А. Новиков. - М. : СИН-2007. - 668 с.

27. Панфилова, А.П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений : учебное пособие. - 2-е изд. - М. : Флинта; 2007. - 320 с.

28. Петунин, О.В. Теоретические основы подготовки студентов к профессиональной деятельности учителя физической культуры : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / О.В. Петунин; ГЦОЛИФК. - М., 1993. - 36 с.

29. Селезнева, Н. Л. К обоснованию общей модели ГОС ВПО нового поколения / Н.Л Селезнева // Актуальные проблемы повышения качества ВПО: концептуальные идеи и методические решения : материалы XVI научно-методической конференции. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - С. 3-12.

30. Сластенин, В. А. Элементарная единица педагогического процесса и механизмы, обеспечивающие ее функционирование / В. А. Сластенин, Г.И. Хозяинов // Методология современной общей и спортивной педагогики : материалы Всерос. науч. конф., посвящается 75-летию со дня основания каф. педагогики РГУФКСиТ (7-9 окт. 2004 г.) / под общ. ред. С.Д. Неверковича, В.В. Гожина, Л.Д. Квиртия; РГУФКСиТ. - М., 2004. - С. 118-122.

31. Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю.Г. Татур. -Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3. - С. 21-26.

32. Торунова, Э.Л. Методика формирования у студентов физкультурного вуза системно-целостного подхода к профессиональной деятельности в процессе практики / Э.Л. Торунова // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 2. - С. 52-56.

33. Фролов, Ю.В. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов / Ю.В. Фролов, Д. А. Махотин // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 8. - С. 34-41.

34. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

35. Черепанов, В.С. Актуальные проблемы квалиметрии высшей профессиональной школы / В.С. Черепанов, О.В. Любимова // Образование и наука. - 2009. - № 6. - С. 36-43.

36. Чесноков, Н.Н. Разработка проекта ГОС ВПО по специальности 032102 "АФК" в компетентност-ном формате / Н.Н. Чесноков, В.Ф. Балашова // Совершенствование подготовки кадров в области ФиС в условиях модернизации профессионального образования в России : материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. - М., 2008. - С. 20-30.

37. Щедровицкий, П.Г. Игровое движение и организационно-деятельностные игры / П.Г. Щедровиц-кий, С.В. Попов // Вопросы методологии. - 1994. - № 1-2. - С. 112-152.

38. Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М., 1998. - С. 56-57.

39. Ялалов, Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию [Электронный ресурс] / Ф.Г. Ялалов // Эйдос. - 2007. - 15 января. - Режим доступа : http://www. eidos.Ru /journal/2007/0115-2.htm.

Literature

1. Andreev, A.L. Competence paradigm in education : the experience of philosophical and methodological analysis / A.L. Andreev // Pedagogika. - 2005. - No. 4. - P. 19-27.

2. Babenko, A.A. Formation of the practical-operational function of the professional competence of the future specialist in the implementation of a given approach [electronic resource] / A.A. Babenko. - Mode of access : http://borytko.nm.ru/papers/subject6 1/babenko.htm.

3. Baidenko, V.I. Competence approach to the design of GOS VPO (and methodological issues) : handbook / V.I. Baidenko. - M. : Research center of problems of quality training, 2005. - P. 76-84.

4. Belozertsev, E.P. Pedagogy of professional education : a manual for HEI / E.P. Belozertsev. - M. : Academia, 2007. - 368 p.

5. Bermus, A.G. Problems and perspectives of the competency approach to education [electronic resource] / A.G. Bermus // Eidos. - 2005. - 10 September. - Mode of access : http://www.eidos.ru/ journal/2005/0910-12.htm.

6. Bespal'ko, V.P. Terms of pedagogical technology / V.P. Bespal'ko. - M. : Pedagogika, 1989. - 190 p.

7. Bolotov, V.A. Competence model : the idea for the educational program / V.A. Bolotov, V.V. Serikov // Pedagogika. - 2003. - No. 10. - P. 8-14.

8. Bondarevskaya, N.V. Paradigmatic approach to developing the content of key teaching competences / N.V. Bondarevskaya, S.V. Kulnevich // Pedagogika. - 2004. - No. 10. - P. 23-31.

9. Brazhe, T.G. Professional competence as a multifactorial phenomenon (functional illiteracy and nonprofessional competence as a risk factor of modern civilization and continuing education of adults in overcoming them) / T.G. Brazhe // Abstracts for the seminar. - L. : LGU, 1990. - P. 59-62.

10. Vvedensky, V.P. Modeling professional competence of a teacher / V.P. Vvedensky // Pedagogika. - 2003. - No. 10. - P. 51-55.

11. Vilensky, M.Ya. Technology of vocational oriented education in higher education : a textbook / M.Ya. Vilensky, P.I. Obraztsov, A.I. Uman, under the ed. of V.A. Slastenin. - M. : Pedagogical Society of Russia, 2005. - 192 p.

12. Zeer, E. Competence approach to the modernization of vocational education. / E. Zeer, E. Symanyuk // Higher education in Russia. - 2005. - No. 4. - P. 23-30.

13. Zimnyaya, I.A. Key competencies - a new paradigm of education result / I.A. Zimnyaya // Higher education today. - 2003. - No. 5. - P. 34-42.

14. Competence approach as a theoretical basis for the development of SES in the directions of teacher education / O.V. Akulova, V.A. Kozyrev, P.F. Radionova, A.P. Tryapitsyna // Actual problems of improving the quality of VPO : conceptual ideas and methodological solutions : Proceedings of the XVI scientific and technical conference. -M. : Research center of problems of quality specialists' training, 2006. - P. 13-25.

15. Krajewsky, V.V. Methodology of pedagogy : new stage / V.V. Krajewsky, E.V. Berezhnova. - M., 2006. -

1. 394 p.

16. Kuzmina, N.V. Methods of the system pedagogical research / N.V. Kuz'mina. - M. : Public education, 2002. - 208 p.

17. Kulikova, L.M. Systematization of continuous teaching practice of students of HEI of physical culture : thesis. ... Dr. of Ped. Sciences / L.M. Kulikova. - Chelyabinsk, 2004. - 337 p.

18. Kupaevtsev, A.V. Activity alternative in education / A.V. Kupaevtsev // Pedagogika - 2005. - No. 10. -

P. 27-33.

19. Leont'ev, A.N. Activity, consciousness, personality / A.N. Leont'ev. - 2 ed. - M. : Politizdat, 1987. -

304 p.

20. Lerner, I.Ya. Problem-solving training / I.Ya. Lerner. - M. : Znanie, 1974. - 274 p.

21. Magin, V.A. Modernization of VPO in the field of physical culture : monograph / V.A. Magin. - M. : Ilek-sa; Stavropol: Servisshkola, 2006. - 264 p.

22. Maslov, V.I. Trends of the development of content of professionall physical education (theoretical aspect) / V.I. Maslov, N.N. Zvolinskaya // Vestnik of schools of physical culture. - 2003. - No.1. - P. 51-53.

23. Medvedeva, N.N. General professional competence of the future teacher: development and evaluation / N.N. Medvedeva, O.I. Martynyuk, S.V. Pan'kova, I.O. Solov'yova // Designing of the federal SES and educational programs of VPO in the context of European and world trends : materials of the XVII scientific and technical conference. - M. - Ufa : Research center of problems of the specialists' quality training , 2007. - 70 p.

24. National doctrine of education in the Russian Federation until 2025. - M., 2000. - 7 p.

25. Neverkovich, S.D. Teaching and educational role-playing games in the preparation of the personnel of physical culture : method. recommendations for students and teachers GTSOLIFK / S.D. Neverkovich, N.V. Kirsheva, G.A. Ashrapova. - M., 1990. - 36 p.

26. Novikov, A.M. Methodology / A.M. Novikov, D.A. Novikov. - M. : SIN-2007. - 668 p.

27. Panfilova, A.P. Brainstorming in collective decision-making : a textbook. - 2 ed. - M. : Flinta; 2007. -

320 p.

28. Petunin, O.V. Theoretical foundations of preparing of students for professional teachers of physical culture : synopsis of a thesis. ... Dr. of ped. sciences / O.V. Petunin; GTSOLIFK. - M., 1993. - 36 p.

29. Selezneva, N.L. To the basis of a general model GOS VPO of new generation / N.L. Selezneva // Actual problems of improving the quality of VPO: conceptual ideas and methodological solutions : proceedings of the XVI scientific and technical conference. - M. : Research center of problems of quality specialists' training, 2006. - P. 3-12.

30. Slastenin, V.A. The elementary unit of the pedagogical process and mechanisms to ensure its functioning / V.A. Slastenin, G.I. Hozyainov // Methodology of modern general and sports pedagogy : proceedings of the All-rus. scient. conf. dedicated to the 75th anniversary of the Pedagogy Department RGUFKSiT (7-9 Oct. 2004) / under the total. ed. S.D. Neverkovich, V.V. Gozhina, L.D. Kvirtiya; RGUFKSiT. - M., 2004. - P. 118-122.

31. Tatur, Yu.G. Competence in the structure of the model of quality of training / Yu.G. Tatur. - Higher education today. - 2004. - No. 3. - P. 21-26.

32. Torunova, E.L. Methods of formation of high school students' athletic system-holistic approach to professional work in practice / E.L. Torunova // Theory and Practice of Physical Culture. - 2007. - No. 2. - P. 52-56.

33. Frolov, Yu.V. Competence model as a basis for assessing the quality of training / Yu.V. Frolov, D.A. Mak-hotin // Higher education today. - 2004. - No. 8. - P. 34-41.

34. Hutorskoy, A.V. Key competencies as a component of personality-oriented paradigm of education / A.V. Hutorskoy // Public education. - 2003. - No. 2. - P. 58-64.

35. Cherepanov, V.S. Actual problems of qualimetry of higher vocational school / V.S. Cherepanov, O.V. Lyubimova // Education and Science. - 2009. - No. 6. - P. 36-43.

36. Chesnokov, N.N. Development of the project GOS VPO for specialty 032102 "AFK" in the format of competence / N.N. Chesnokov, V.F. Balashova // Improvement of personnel training in the FiS in the modernization of vocational education in Russia : materials of the VI All-Russian scientific-practical conference. - M., 2008. - P. 20-30.

37. Shchedrovitsky, P.G. Game movement and organizational activity-games / P.G. Shchedrovitsky, S.V. Popov // Issues of methodology. - 1994. - No. 1-2. - P. 112-152.

38. Shchukina, G.I. The role of activity in the learning process / G.I. Shchukina. - M., 1998. - P. 56-57.

39. Yalalov, F.G. Activity-competence approach to practice-oriented education [electronic resource] / F.G. Ya-lalov / Eidos. - 2007. - 15 January. - Mode of access : http://www.eidos.Ru / journal/2007/0115-2.htm.

Статья поступила в редакцию 03.08.2010 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.