С.С. Воронин, О.А. Рытвинская, Е.И. Соколова
osnovnykh obrazovatel'nykh programm i/ili dopolnitel'nykh obrazovatel'nykh programm: pis'mo Federal'noy sluzhby po nadzoru v sfere zashchity prav potrebiteley i blagopoluchiya cheloveka (Rospotrebnadzor) ot 23.10.2017 g. №° 01/14380-1732 - URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/ docu-ments/details.php?ELEMENT_ID=9095 (data obra-shcheniya: 15.10.2020 g.)
Сведения об авторах
Воронин Сергей Сергеевич - заместитель директора по воспитательной работе МАОУ «Гимназия J№ 80 г. Челябинска», г. Челябинск
Рытвинская Ольга Алексеевна - заместитель директора по научно-методической работе МАОУ «Гимназия № 80 г. Челябинска», г. Челябинск
Соколова Екатерина Игоревна - методист
отдела сопровождения мероприятий с одаренными детьми ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Information about authors Voronin S.S. - Deputy Director of the educational work of Municipal autonomous educational institution «Gymnasium № 80 of Chelyabinsk», Chelyabinsk
Rytvinskaya O.A. - Deputy Director of the scientific work of Municipal autonomous educational institution «Gymnasium № 80 of Chelyabinsk», Chelyabinsk
Sokolova E.I. - Methodologist of the Department of Supporting Events for Gifted Children, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk
УДК 371.3
РАЗРАБОТКА ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ УЧИТЕЛЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ, РОДИТЕЛЕЙ
И.В. Свалова, Е.В. Жинкина, О.В. Вострякова
В статье рассматриваются основные аспекты применения в урочной и внеурочной образовательной деятельности онлайн-сервисов для организации обратной связи при взаимодействии учитель-обучающийся-родитель на примере таких интерактивных ресурсов, как «МуОшг» и «GoogleForms». Показаны различия между понятиями «обратная связь в образовательной деятельности» и «рефлексия».
Ключевые слова: интерактивные методические материалы, обратная связь в образовательной деятельности, рефлексия, режим дистанционного обучения, онлайн-сервис «ЩОця» («Моя викторина»), онлайн-сервис «GoogleForms» (гугл-формы), «Школа Росато-ма», «Атомкласс».
В условиях реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» особое внимание
уделяется созданию современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей совершенствование цифровой инфраструктуры общеобразовательной организации [2, 4].
Решение этой задачи позволит оптимизировать деятельность образовательной организации, в том числе создаст условия для развития эффективных механизмов оценки качества образования на всех его уровнях.
Качество образования во многом определяется качеством организации образовательного процесса, в том числе и отношениями, которые возникают между его участниками: педагогами, обучающимися и родителями. Одной из важнейших составляющих подобных отношений является обратная связь между этими тремя группами. В педагогической литературе обратную связь часто включают в процесс рефлексии. Однако, несмотря на существенную взаимосвязь, нужно отметить довольно большие различия между понятиями «обратная связь» и «рефлек-
сия».
Под рефлексией мы понимаем самоанализ деятельности и ее результатов. Рефлексия помогает обучающимся сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свою образовательную траекторию. Профессиональная необходимость для педагогов (и родителей) овладеть навыками рефлексии объясняется их высоким потенциалом установления взаимопонимания, сокращения дистанции в общении и порождения чувства доверия.
Обратная связь - это реакция человека на то, что он увидел или услышал. Информация от получателя (в данном случае - обучающегося или обучающихся) передается обратно отправителю (педагогу) и показывает, насколько она принята, понята, усвоена. Аналогично обратная связь может осуществляться между педагогом и родителем (родителями).
Таким образом, использование обратной связи особенно важно в образовательном процессе и позволяет решать целый ряд задач [1] (помимо формирования понимания, что же усвоено обучающимися в процессе вашей практики): например, включать участников процесса обучения и воспитания в активную деятельность; поддерживать атмосферу диалогичности и интерактивности; формировать оценочную самостоятельность обучающегося [3]. В свою очередь это позволяет сломать устоявшийся стереотип, что в образовательном процессе всё зависит только от учителя.
Итак, цель рефлексии - оценить, что происходило с человеком в ходе деятельности, какого результата удалось достигнуть. Объектом рефлексии является деятельность. Обратная связь имеет целью не столько рассмотреть деятельность, сколько через нее отследить, как другие меня воспринимают, и выйти на определенные изменения себя. Обратная связь необходима как учителю, так и ученику. Она не может произойти в условиях, если ученик останется объектом воздействия учителя. Для обратной связи необходим ученик - субъект, тогда как во время рефлексии учитель может ограничиться тем, что отследит, насколько понята та или иная информация,
как ученики отреагировали на нее. Рефлексия -это наблюдение реакции на определенный стимул. Обратная реакция - это возвращение реакции на стимул от другого субъекта. Таким образом, эффективную обратную связь можно рассматривать и как альтернативу традиционному педагогическому оцениванию.
При организации обучения в очной форме учитель может предоставлять непосредственную обратную связь с обучающимся в режиме реального времени. Это и словесное выражение, и невербальные проявления (доброжелательный взгляд, улыбка, одобряющие кивки головой и др.). В условиях дистанционного обучения, когда обучающиеся самостоятельно выполняют задания, находясь дома, содержательную обратную связь предоставить гораздо сложнее. А значимость ее, наоборот, возрастает.
Так, в период перехода школ на режим дистанционного обучения возникает необходимость разрабатывать интерактивные методические материалы для организации обратной связи при взаимодействии всех участников образовательного процесса. С этой целью можно использовать в образовательном процессе различные интернет-сервисы. Например, бесплатный образовательный онлайн-сервис «МyQшz» («Моя викторина»). Данный интернет-сервис от компании WaveAccess предоставляет функции для проведения конкурсов и викторин в режиме реального времени. Облачная система позволяет создать игру, вывести её на большой экран или экран ноутбука, подключить участников с применением мобильных устройств.
Как система управления обучением программный продукт «MyQuiz» позволяет организовывать учебные испытания и тесты, а также интерактивные синхронные учебные занятия. Сервис обладает широким функционалом: синхронное и асинхронное обучение, игрофикация, тестирование и оценка знаний, разработка материалов курса, многопользовательский доступ. Поддерживает русский и английский языки интерфейса, не требует установки.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 32 с углубленным изучением
И.В. Свалова, Е.В. Жинкина, О.В. Вострякова
английского языка» (Челябинская обл., г. Озерск) является участницей проекта «Школы Росато-ма», созданного по инициативе Госкорпорации «Росатом» с целью развития систем образования в городах присутствия предприятий атомной отрасли. В рамках проекта «Атомкласс» ученики и педагоги школы не только активно участвуют в сети мероприятий, организуемых в рамках проекта, но и являются создателями подобных мероприятий, реализуемых через возможности интернет-сервисов. Так, на платформе «MyQuiz» была разработана и проведена викторина, посвященная Дню космонавтики, принять участие в которой могли все ученики сети «Атомклассов», действующих по всей стране. После проведения подобных викторин педагог может посмотреть архив с подробной статистикой по всем вопросам. Этот интернет-сервис очень удобно применять и в урочной деятельности для проведения тестов в онлайн-режиме с последующей автоматической проверкой.
Для создания форм обратной связи также подходит онлайн-сервис «GoogleForms» (гугл-формы). Каждая форма в гута-формах представляет собой веб-страницу, на которой размещается анкета или викторина. Все, что нужно для работы с формами, - это иметь аккаунт в Google. Гугл-формы предоставляют своим пользователям целый ряд преимуществ:
бесплатность и доступность 24/7, форма хранится в облаке;
простота в использовании и мобильность: гугл-формы адаптированы под мобильные устройства;
индивидуальное оформление: формы дают возможность бесплатно выбрать шаблон из большого количества доступных или загрузить свой;
экономия времени: не придется дополнительно обрабатывать полученные данные, можно сразу приступать к анализу результатов.
Гугл-формы - это многофункциональный инструмент, который можно использовать не только в учебном, но и в воспитательном процессе как в режиме очного, так и дистанционного обучения. Наша школа выиграла конкурс социальных проектов градообразующего предприятия ПО «Маяк» и получила грант на проведение
муниципального конкурса «Помнить. Гордиться. Быть достойными», посвященного 75-летнему юбилею Великой Победы, Госкорпорации «Росатом» и города Озерска. Для конкурса была создана страница сообщества в социальной сети ВКонтакте (https://vk.com/public197145552).
Для сбора информации об участниках конкурса была разработана анкета с использованием возможностей гугл-формы. Качественно разработанная анкета позволила не только собрать общую информацию об участниках конкурса, но и понять мотивы их участия, а также жизненные принципы, на которые они ориентируются, что открывает дополнительные возможности для коррекции программы воспитательной работы образовательной организации.
В настоящее время школа выходит на следующий уровень реализации интерактивной методической деятельности: создание и реализация совместных проектов для педагогов, обучающихся и их родителей. Это проекты, ориентированные на вовлечение местного сообщества и бизнеса в жизнь школы, ее общественно значимую деятельность, обеспечивающую равные образовательные возможности; проекты, направленные на оказание услуг населению (например, проведение курсовой подготовки и конкурсов для взрослых, организацию системы взаимообучения).
Таким образом, границы обратной связи значительно расширяются и включают в себя не только трех главных участников образовательного процесса: учителей, обучающихся и их родителей, но и представителей власти, общественности и бизнеса.
Список литературы
1. Байсалбаева М.К. Принципы конструктивной обратной связи в исследовательской практике учителя Международного бакалавриата / М.К. Байсалбаева, Г.З. Сыздыкова // Молодой ученый - 2019. - № 6 (244). - С. 198-201. - URL: https://moluch.ru/archive/244/56405/ (дата публикации: 10.02.2019)
2. О реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» и соответствующих региональных проектов: письмо Минпросвещения России от 20.09.2019 г.
№ МР-1165/02. - URL: http://www.consultant.ru/ dokument/cons_dok_LAW_338964/ (дата обращения: 10.04.2020).
3. Ушева Т. Ф. Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся : метод. пособие / Т.Ф. Ушева. - Красноярск, 2007. - 88 с.
4. Факторы реализации информационной политики в системе образования Челябинской области // Т.А. Орехова, Т.Б. Белякова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2020 - № 1 (9). - С. 12-17.
References
1. Baysalbaeva M.K. Printsipy konstruktivnoy obratnoy svyazi v issledovatel'skoy praktike uchitelya Mezhdunarodnogo bakalavriata / M.K. Baysalbaeva, G.Z. Syzdykova // Molodoy uchenyy. - 2019. - № 6 (244). - S. 198-201. - URL: https://moluch.ru/archive/244/56405/ (data obra-shcheniya: 10.02.2019)
2. O realizatsii federal'nogo proekta «TSifrovaya obrazovatel'naya sreda» i sootvetstvuyushchih regional'nyh proektov: pis'mo Minprosveshcheniya Rossii ot 20.09.2019 g. № MR-1165/02. - URL: http://www.consultant.ru/ dokument/cons_dok_LAW_338964/ (data obra-shcheniya: 10.04.2020).
3. Usheva T. F. Formirovanie i monitoring refleksivnyh umeniy uchashchihsya : metod. posobie / T.F. Usheva. - Krasnoyarsk, 2007. - 88 s.
4. Faktory realizatsii informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya CHelyabinskoy oblasti //
T.A. Orekhova, T.B. Belyakova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. - 2020 - № 1 (9). - S. 12-17.
Сведения об авторах
Свалова Ирина Владимировна - заместитель директора МБОУ «СОШ № 32 с углубленным изучением английского языка», Челябинская обл., г. Озерск
Жинкина Евгения Владимировна - учитель физики МБОУ «СОШ № 32 с углубленным изучением английского языка», Челябинская обл., г. Озерск
Вострякова Ольга Владимировна - методист организационно-издательского отдела ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Information about authors Svalova I.V. - Deputy Director of Municipal Budget General Education Institution «Secondary school № 32 with in-depth study of the English language», Chelyabinsk region, Ozersk
Zhinkina E.V. - Teacher of Physics of Municipal Budget General Education Institution «Secondary school № 32 with in-depth study of the English language», Chelyabinsk region, Ozersk
Vostryakova O.V. - Methodologist of Organizational and Publishing Department, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk
УДК 374
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
Ю.В. Коробова, Н.В. Поликарпова
В статье рассмотрены вопросы о месте воспитательного пространства и изучению
дополнительного образования детей в системе мотивов и отношения к дополнительному
воспитания, о механизмах создания условий для образованию учащихся основной и средней
развития и самореализации учащихся для повы- школы, а также по использованию ресурса
шения качества и эффективности процесса дополнительного образования как условия
воспитания. повышения эффективности воспитательного
Представлен опыт работы по формированию процесса.