№ МР-1165/02. - URL: http://www.consultant.ru/ dokument/cons_dok_LAW_338964/ (дата обращения: 10.04.2020).
3. Ушева Т. Ф. Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся : метод. пособие / Т.Ф. Ушева. - Красноярск, 2007. - 88 с.
4. Факторы реализации информационной политики в системе образования Челябинской области // Т.А. Орехова, Т.Б. Белякова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2020 - № 1 (9). - С. 12-17.
References
1. Baysalbaeva M.K. Printsipy konstruktivnoy obratnoy svyazi v issledovatel'skoy praktike uchitelya Mezhdunarodnogo bakalavriata / M.K. Baysalbaeva, G.Z. Syzdykova // Molodoy uchenyy. - 2019. - № 6 (244). - S. 198-201. - URL: https://moluch.ru/archive/244/56405/ (data obra-shcheniya: 10.02.2019)
2. O realizatsii federal'nogo proekta «TSifrovaya obrazovatel'naya sreda» i sootvetstvuyushchih regional'nyh proektov: pis'mo Minprosveshcheniya Rossii ot 20.09.2019 g. № MR-1165/02. - URL: http://www.consultant.ru/ dokument/cons_dok_LAW_338964/ (data obra-shcheniya: 10.04.2020).
3. Usheva T. F. Formirovanie i monitoring refleksivnyh umeniy uchashchihsya : metod. posobie / T.F. Usheva. - Krasnoyarsk, 2007. - 88 s.
4. Faktory realizatsii informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya CHelyabinskoy oblasti //
T.A. Orekhova, T.B. Belyakova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. - 2020 - № 1 (9). - S. 12-17.
Сведения об авторах
Свалова Ирина Владимировна - заместитель директора МБОУ «СОШ № 32 с углубленным изучением английского языка», Челябинская обл., г. Озерск
Жинкина Евгения Владимировна - учитель физики МБОУ «СОШ № 32 с углубленным изучением английского языка», Челябинская обл., г. Озерск
Вострякова Ольга Владимировна - методист организационно-издательского отдела ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Information about authors Svalova I.V. - Deputy Director of Municipal Budget General Education Institution «Secondary school № 32 with in-depth study of the English language», Chelyabinsk region, Ozersk
Zhinkina E.V. - Teacher of Physics of Municipal Budget General Education Institution «Secondary school № 32 with in-depth study of the English language», Chelyabinsk region, Ozersk
Vostryakova O.V. - Methodologist of Organizational and Publishing Department, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk
УДК 374
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
Ю.В. Коробова, Н.В. Поликарпова
В статье рассмотрены вопросы о месте воспитательного пространства и изучению
дополнительного образования детей в системе мотивов и отношения к дополнительному
воспитания, о механизмах создания условий для образованию учащихся основной и средней
развития и самореализации учащихся для повы- школы, а также по использованию ресурса
шения качества и эффективности процесса дополнительного образования как условия
воспитания. повышения эффективности воспитательного
Представлен опыт работы по формированию процесса.
Ключевые слова: воспитание, дополнительное образование детей, воспитательная система, воспитательной пространство, воспитательный процесс, развитие, самореализация, показатели эффективности воспитательного процесса.
Вызовы современности, такие как усложнение общественной жизни, повышение требований к результатам образования заставили изменить отношение к вопросам воспитания подрастающего поколения. Актуальной становится такая организация образования, которая обеспечивала бы способность человека включаться в общественные и экономические процессы [2].
Именно качество обучения и воспитания все более определяет уровень развития стран, становится стратегической областью, обеспечивающей их безопасность и потенциал в будущем. Поэтому воспитание выступает одним из главных государственных приоритетов на данном этапе реформирования российского образования.
1 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». В статье 1 пункте 2 в данном законе под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения <...>, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [4, с.1].
Итак, воспитание - есть управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий [7].
Основным механизмом воспитания современная педагогическая наука считает наличие воспитательной системы школы, представляющая собой целостную совокупность компонентов, взаимодействие которых обусловливает возможность школы содействовать развитию и самореализации учащихся.
Наряду с воспитательной системой эффектив-
ным механизмом личностного развития детей является воспитательное пространство. То есть среда, механизмом организации которой является педагогическое событие детей и взрослых. Воспитательное пространство может быть представлено как предельно открытая воспитательная система, в которой иерархия и целостность уступают первенство связности и разнообразию [7].
Воспитание имеет место лишь тогда, когда осуществляется созидательная деятельность. Большинство детей испытывают необходимость в активной творческой деятельности, стремятся к самостоятельности, развитию своих способностей, самоопределению. Огромную роль в этом играет дополнительное образование детей. Не случайно одной из задач государственной программы Челябинской области «Развитие образования в Челябинской области» на 2018 - 2025 годы является развитие системы воспитания и дополнительного образования детей [5].
Конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами формального образования проявляются в следующих его характеристиках: свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека; вариативность содержания и форм организации образовательного процесса; доступность глобального знания и информации для каждого; адаптивность к возникающим изменениям [2].
В статье 75 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что «дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей <...>, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры <...> организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности [3, с. 81].
В соответствии с концепцией развития дополнительного образования детей в МБОУ СОШ № 32 г. Челябинска разработана программа, которая определяет курс развития системы
дополнительного образования детей (далее - тельного пространства.
ДОД). Содержание программы нацелено в Система дополнительного образования, первую очередь на развитие способностей созданная в МБОУ СОШ № 32 города Челябин-учащихся, их саморазвитие и самоопределение в ска, предлагает учащимся широкий выбор обществе. Основной целью программы является образовательных программ по различным - обеспечение доступности и качества дополни- направлениям (таблица 1). тельного образования детей, создание воспита-
Таблица 1
Разнообразие кружков ДОД на разных ступенях обучения
Направление ДОД Начальное общее образование Основное общее образование Среднее общее образование
Фпзкультурно- Подвижные игры ОФП Волейбол,
спортнвное Волейбол Фитнес - аэробика Фнтнес - аэробика
Художественное Танцевальный Танцевальный Танцевальный
коллектив коллектив коллектив
Хоровое пение Хоровое пение вокал Вокал
Кружок Кружок Кружок
изобразительного изобразительного декоративно-
искусства искусства прпкладного
Театральный Кружок Декоративно- творчества
коллектив прикладного творчества Театральный коллектив
Интеллектуальное Юный интеллектуал Юный интеллектуал
Техническое Кружок технического творчества Кружок технического творчества. Предпрофессио- нальная программа «Сварка»
Туристско- «Южный Урал в
краеведческое лицах»
Социально- Кружок ученического Кружок
педагогическое с амоу правлен ия ученического самоуправления
Такой спектр направлений и разнообразие кружков обусловлены запросом на дополнительное образование, который отражает интересы и потребности личности детей и их родителей, как основных заказчиков и оценщиков качества образования. Социальный заказ в системе дополнительного образования связан с условиями развития личности, ее способности к продуктивному решению задач в сфере трудовой, общественной, культурно-досуговой деятельности. Одним из способов изучения социального запроса является анкетирование учащихся и родителей, проводимое в конце учебного года.
На ступени начального общего образования
родители и учащиеся выбирают программы ДОД художественной направленности, с возрастом предпочтения детей сменяются, круг интересов расширяется; учащиеся выбираю интеллектуальное, физкультурно-спортивное направление, а на ступени среднего общего образования приобретают значимость кружки естественно-научной направленности, что связана с подготовкой учащихся к государственной итоговой аттестации и выбором будущей профессии.
На рисунке 1 представлена информация о численности учащихся школы, занимающихся в секциях, кружках различной направленности.
49 50 51
6 4
3 4
II I
2017/2013
201в/2019
2019/2020
И I
е I
С с1
и X
в 2 9*
И
И 1ч
о я
О Э
А 3
М и
и о
Е- г
м г
а, а
Г" О;
и
о
и к □и О
га
к- р* а Й
Н Г_, ©
8
н
я
Рисунок 1 - Занятость учащихся в
На современном этапе ДОД отводится особая роль в воспитании и развитии детей. Её возможности в становлении саморазвивающейся личности огромны. Поэтому возникает необходимость оценить общее состояние системы ДОД. Диагностика результатов развития личности учащихся, оценка условий реализации дополнительных общеобразовательных программ является главным содержанием деятельности по определению эффективности воспитательного процесса.
Но вначале необходимо определить понятие «эффективность воспитательного процесса». Если обратиться за подсказкой к справочной литературе, то в большинстве источников содержание понятия эффективности раскрывается посредством таких слов, как действенный, результативный, дающий эффект. В педагогических публикациях под эффективностью воспитательного процесса, как правило, понимается действенность, результативность воспитательной работы, способность обеспечить достижение цели. Ученые предлагают ее определять, как отношение достигнутого результата к целевым ориентирам воспитательной деятельности. Они советуют произвести и еще одну операцию — соотнести полученные результаты с достижениями прошлых лет, чтобы стали более очевидными тенденции происходящих изменений. Таким образом, эффективность воспитательного процесса - это соотнесенность полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в воспитательной практике [ 1].
ДОД предоставляет ребёнку альтернативу свободного выбора, особо необходимого для формирования востребованных в настоящее
системе ДОД по направлениям
время компетентностей, а также нацелено на развитие практических и технологических знаний и умений учащихся. Поэтому одним из приоритетных направлений в развитии системы дополнительного образования школы является формирование компетентностей учащихся. Именно программы ДОД направлены на создание условий для развития личности и формирование компетентностей. Эффективная реализация творческого потенциала и возможность конструктивно взаимодействовать с окружающими - детьми и взрослыми - во многом зависит от уровня сформированности компетенций.
Рассмотрим на примере реализации дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности уровень сформиро-ванности наиболее актуальных компетентностей. Например, оценка коммуникативных компетенций воспитанников агитбригады «Непоседы». Тестирование проводилось по «Методике выявления коммуникативных склонностей воспитанников» [1].
Методика выявления коммуникативных компетенций была проведена дважды: в начале обучения - в сентябре 2018 года и по его окончанию - в апреле 2019 года. Учащимся было предложено ответить на 20 вопросов с ответом «да», «нет». Показатель выраженности коммуникативных склонностей определялся по сумме положительных ответов на все нечётные вопросы и отрицательных ответов на все чётные вопросы, разделённой на 20 [1 ].
Полученные данные позволили сделать общие выводы. Так в сентябре 2018 года в коллективе оказалось 8 человек со средним уровнем и два - с низким. В апреле 2019 года
тестирование показало, что у 4 человек произош- средний показатель уровня коммуникативной
ло изменение уровня коммуникативной компе- компетентности, этому способствовало создание
тентности со среднего уровня на уровень выше благоприятного микроклимата в коллективе,
среднего. В таблице 2 представлена динамика основанного на дружелюбии и взаимовыручке, а
изменения уровня коммуникативной компетен- также индивидуальные занятия. тности в коллективе. Мы видим, что вырос
Таблица 2
Динамика изменения уровня коммуникативной компетентности
2018 2019
показатель уровень показатель уровень
0,58 низкий 0,65 средний
Другой не менее важной компетенцией объекта; направленность на творчество [1]. выступает уровень творческой активности В ходе оценивания сравнивались оценки
учащихся. Был проведён сравнительный анализ ответов и самооценки учащихся. Оценивание
изменений в сформированности творческой критерия, осуществлялась по средним оценкам,
активности учащихся. Исследование проводи- получаемым учащимся по каждому критерию.
лось с использованием «Методики диагностики При этом важно было сопоставить результаты с
уровня творческой активности учащихся», самооценкой. В целом по итогам первого года
подготовленной М.И. Рожковым, Ю.С. Тюннико- обучения учащиеся показали изменения уровня
вым, Б.С. Алишевым, Л.А. Воловичем, по творческой активности с низкого до среднего
четырём критериям: чувство новизны; критич- (таблица 3). ность; способность преобразовать структуру
Таблица 3
Динамика изменения уровня творческой активности
критерии в начале обучения по итогам первого года обучения
показатель уровень показатель уровень
чувство новизны 1,20 низкий 1,63 средний
критичность 0,58 низкий 1,68 средний
способность преобразовать структуру объекта 0,52 низкий 1,72 средний
творчество 0,85 низкий 1,58 средний
итого по группе 0,79 низкий 1,65 средний
Важным показателем эффективности воспи- учащийся. Включенность в систему ДОД пред-тательного процесса выступает тот факт, что в ставлена на рисунке 2. системе ДОД школы занимается каждый третий
77
52 55
■ 2017/2018 >2018/2019 « 2019/2020
Рисунок 2 - Охват системой ДОД в МБОУ СОШ № 32 г. Челябинска (%
Важной миссией ДОД выступает мотивация ную реакцию относительно своей личностной
подрастающего поколения к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства [2]. Поэтому исследование отношения учащихся основной и старшей школы к системе дополнительного образования имеет принципиальное значение, поскольку именно в системе дополнительного образования подросток пытается осуществить особые «культурные пробы», позволяющие ему получить обратную социаль-
Мотивы посещения занятий
успешности, успешности как субъекта деятельности [8].
При выборе занятий в системе ДОД основным мотивом у мальчиков и девочек является развитие способностей, на втором месте познание интересов своих возможностей, следующим мотивом мальчики выбирают получение удовольствия от занятий, а девочки хотят восполнить недостаточность знаний, получаемых в школе во время учебных занятий. Мотивы посещения занятий в системе ДОД учащимися 5-11 классов представлены в таблице 4.
Таблица 4
учащимися 5-11 классов (%)
Мотивы мальчики девочки
Это развивает мои способности 63 62
Я испытываю от этого удовольствие 30 26
Это полезно для расширения моего кругозора 23 29
Это позволяет мне познать свои возможности 32 31
Это позволяет мне отвлечься и снять напряжение 16 16
Это позволяет мне стать увереннее в себе 21 18
Это позволяет мне формировать, развивать характер 15 12
Хочу восполнить недостаточность знаний, получаемых в 24 29
школе
Эти занятия посещают мои друзья 25 18
Это позволяет мне занять особое положение и приобрести 7 6
уважение среди друзей и подруг
Это позволяет показать свое превосходство над другими 6 3
От нечего делать 15 10
При рассмотрении мотивов занятий в системе является возможность познать свои интересы, в ДОД с точки зрения взросления, мы видим, что восьмых классах основной мотив - это расшире-предпочтения изменяются не только от года к ние кругозора, в девятом и одиннадцатом клас-году, но и различаются в параллелях. Так, сах - познание своих возможностей, в десятом например, в-пятых, шестых и седьмых классах классе - расширение кругозора (таблица 5). основным мотивом посещения занятий ДОД
Таблица 5
Характеристика мотивов, определяющих занятия учащихся основной и старшей школы
в кружках, студиях, секциях (%)
Мотив 5 6 7 8 9 10 11
Это полезно для расширения моего кругозора 20 26 21 32 27 33 29
Это позволяет мне познать свои возможности 54 44 43 31 32 21 58
Это позволяет мне отвлечься и снять напряжение 33 18 22 19 9 8 4
Хочу восполнить недостаточность знаний, получаемых 20 12 15 29 17 33 13
в школе
С учетом физического и психического развития, а также мотивации учащихся был изменен спектр услуг дополнительного образования детей - на начальной ступени сохранены кружки и секции художественной и физкультурно-спортивной направленности, на основной ступени обучения добавлены занятия интеллектуальной, краеведческой, технической и социально-педагогической направленности, на старшей ступени учащиеся развивают свои знания и навыки по всем направлениям ДОД.
В рамках реализации сетевого взаимодействия и создания условий для профессионального самоопределения учащихся был заключен договор с ГБПОУ «Челябинским государственным промышленно-гуманитарным техникумом
имени А.В. Яковлева» на получение предпрофес-сионального образования учащимися 9-х классов по специальности «Сварка», в 2019-2020 учебном году прошли обучение 13 учащихся школы, в 2020-2021 обучение проходят 20 учащихся школы.
Таким образом, дополнительное образование детей в школе не только расширяет кругозор учащихся, развивает их компетентности, но также помогает сделать профессиональный выбор. Так учащиеся, окончившие обучение в школе и по дополнительным общеобразовательным программам, поступают в учреждения среднего профессионального и высшего образования (таблица 6).
Таблица 6
й выбор учащихся
№ п/п Название кружка, секции % учащихся поступивших в учебные заведения по Направление профессионального
направлению обучения в системе ДОД образования
1 Танцевальный коллектив «Анонс» 67 культура и искусство
2 Сетевое взаимодействие по программе «Сварщик» 38 профессиональное обучение
3 Волейбол 20 физкультурно -спортивное
4 Фитнес-аэробика 25 физкультурно -спортивное
5 Баскетбол 17 физкультурно -спортивное
6 Кружок технического творчества 56 профессиональное обучение
7 Драматический коллектив «Семицветик» 33 театральное
8 Юный интеллектуал 30 лингвистика
Независимой и объективной оценкой качества предоставляемых услуг в системе ДОД школы является анкетирование родителей на сайте МБУ ДПО «Центр развития образования города Челябинска». Инструментом исследования выступает анкета «Изучение мнения родителей (законных представителей) о качестве оказания
образовательных услуг в организациях общего образования». На рисунке 3 показана степень удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством дополнительного образования детей в МБОУ СОШ № 32 в сравнение с 1 полугодием 2018-2020 гг.
80
96,15
■ 1 полугодие 2018 ■ 1 полугодие 2019 ■ 1 полугодие 2020
Рисунок 3 - Степень удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством
дополнительного образования детей
Итак, система дополнительного образования детей в МБОУ СОШ N° 32 г. Челябинска направлена на создание условий для развития и самореализации учащихся, которые способствуют повышению качества и эффективности процесса воспитания.
Список литературы
1. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / под ред. Е. Н. Степанова. - Москва : ТЦ «Сфера», 2001 -128 с. - ISBN 5-89144-153-5.
2. Концепция развития дополнительного образования детей : распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р: - URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001201409080007?i ndex=2&rangeSize=1 (дата обращения: 06.10.2020).
3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (последняя редакция) - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 02.11.2020).
4. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»: Федеральный закон от 31.07.2020 г. N 304-Ф3 -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_358792/ (дата обращения: 02.11.2020)
5. О государственной программе Челябинской области «Развитие образования в Челябинской области» на 2018 - 2025 годы»: постановление Правительства Челябинской области от 28.12. 2017 г. № 732-П - URL: https://pravmin74.ru/npa/ postanovlenie-pravitelstva-chelyabinskoy-oblasti-no-732-p-ot-28-dekabrya-2017-goda-o (дата обращения: 02.11.2020).
4. Олейникова Л. Т. Дополнительное образование детей - потенциал воспитания / Л. Т. Олейникова. // Молодой ученый. - 2010. - № 1-2 (13). -Т. 2. - С. 282-287. - URL: https://moluch.ru/archive/ 13/1053/ (дата обращения: 06.10.2020)
5. Селиванова Н. Л. Научная школа Л. И. Новиковой: основные идеи и перспективы развития / Н. Л. Селиванова, П. В. Степанов, М. В. Шакурова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2014. №1 (16). - С. 37-43.
6. Собкин В. С. Отношение к дополнительному образованию учащихся основной и старшей школы: социально-психологические аспекты /
B. С. Собкин, Е. А. Калашникова // Национальный психологический журнал. - 2018. - N° 1(29). -
C.63-76.
References
1. Vospitatel'nyy protsess: izuchenie effektivnosti. Metodicheskie rekomendatsii / pod red. E. N. Stepanova. - Moskva : TTs «Sfera», 2001 -128 s. - ISBN 5-89144-153-5.
2. Kontseptsiya razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detey : rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 4 sentyabrya 2014 g. № 1726-r: - URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201409080007?index=2&ran geSize=1 (data obrashcheniya: 06.10.2020).
3. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (poslednyaya redaktsiya) - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashcheniya: 02.11.2020).
4. O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» po voprosam vospitaniya obuchayushchikhsya»: Federal'nyy zakon ot 31.07.2020 g. N 304-FZ - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _358792/ (data obrashcheniya: 02.11.2020).
5. O gosudarstvennoy programme Chelyabinskoy oblasti «Razvitie obrazovaniya v Chelyabinskoy oblasti» na 2018 - 2025 gody»: postanovlenie Pravitel'stva Chelyabinskoy oblasti ot 28.12. 2017 g. № 732-P - URL: https://pravmin74.ru/npa/postanov lenie-pravitelstva-chelyabinskoy-oblasti-no-732-p-ot-28-dekabrya-2017-goda-o (data obrashcheniya: 02.11.2020).
4. Oleynikova L. T. Dopolnitel'noe obrazovanie detey - potentsial vospitaniya / L. T. Oleynikova. // Molodoy uchenyy - 2010. - № 1-2 (13). - T. 2. -S. 282-287. - URL: https://moluch.ru/archive/ 13/1053/ (data obrashcheniya: 06.10.2020).
5. Selivanova N. L. Nauchnaya shkola L. I. Novikovoy: osnovnye idei i perspektivy razvitiya / N. L. Selivanova, P. V. Stepanov, M . V. Shakurova // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. - 2014. №1 (16). - S. 37-43.
6. Sobkin V. S. Otnoshenie k dopolnitel'nomu