ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ, КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРИРОДООХРАННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
© Вакуленко Л.Н.1
Школа педагогики Дальневосточного федерального университета,
г. Уссурийска
Статья посвящена вопросу воспитания экологической культуры обучающихся. Одной из главных причин возникновения экологического кризиса является низкий уровень экологической культуры. Школьное обучение наиболее эффективный период для повышения природоохранных компетенций, так как совпадает с периодом формирования и становления личности человека. В статье говорится о том что, при воспитании экологической культуры в общеобразовательной организации, важную роль играет внеурочная деятельность. Из опыта работы приведены примеры мероприятий по повышению природоохранных компетенций.
Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическая культура, окружающая среда, формирование экологической культуры, внеурочная деятельность.
Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта.
Несмотря на возросшее внимание к вопросам экологического образования в современном мире, проблема поиска эффективных путей воспитания экологической культуры человека является особо актуальной. Следствием все более усиливающегося экологического кризиса является обострение проблемы взаимодействия человека, общества и природы.
Сегодня мировое сообщество приходит к пониманию того, что одной из главных причин возникновения кризиса является низкий уровень экологической культуры людей. Человечество постепенно осознает, что воспитание экологической культуры человека выступает средством сохранения природы и цивилизации. В СМИ, научной литературе по экологии, проводится экологическая пропаганда среди населения по организации разумного поведения в природе для улучшения экологической обстановки через повышение уровня экологической культуры населения [1].
1 Студент 1 курса магистратуры кафедры Педагогики Школы педагогики Дальневосточного федерального университета, учитель химии и биологии, классный руководитель (высшая квалификационная категория. Научный руководитель: Шурухина Т.Н., кандидат педагогических наук, доцент.
Согласно государственной стратегии «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года», одной из основных задач государственной политики в области экологического развития выступает формирование экологической культуры, развитие экологического воспитания и образования. В качестве основных механизмов реализации поставленных в документе задач, предусмотрены: «Формирование у всех слоев населения, прежде всего у молодёжи, экологически ответственного мировоззрения».
В Федеральном Государственном общеобразовательном стандарте одним из требований к личностным результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования является формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях 2013-2020 (2013 г.) предусматривает мероприятия информационно - просветительской направленности, нацеленные на привлечение внимания к вопросам воспитательной деятельности среди учащихся общеобразовательных учреждений. Программой предусмотрено экологическое воспитание: формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты; формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях, формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде; формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия учащихся общеобразовательных учреждений в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.
В документах РФ «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» определены приоритеты государственной политики в области воспитания. В пункте «Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки на основе отечественных традиций» говорится о экологическом воспитании: становление и развитие у ребенка экологической культуры, бережного отношения к родной земле; формирование у детей экологической картины мира, развитие у них стремления беречь и охранять природу; воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними.
В нормативных документах и концепциях исследователей говорится о том, что экологическое образование должно обеспечивать формирование у человека знаний, необходимых убеждений и практических навыков, определенной ориентации и активной социальной позиции в создании гармоничных отношений в системе «человек - общество - окружающая среда», в рациональном природопользовании и воспроизводстве природных ресурсов. Главное предназначение экологического образования заключается в обучении и воспитании экологически ответственной личности.
Исходя из сказанного выше следует, что задачи формирования экологической культуры, социально-экологической компетентности граждан, подрастающего поколения входят в содержание приоритетных направлений государственной политики России на ближайшую перспективу.
Школьное обучение совпадает с периодом формирования и становления личности человека, в этот период дети очень любознательны и восприимчивы ко всему новому, поэтому экологическое воспитание и просвещение необходимо активнее внедрять в учебно -воспитательный процесс школы.
Экологическое образование предусматривает всего лишь одну из предметных образовательных областей, поэтому оно не сможет выполнить возлагаемую на него функцию. В федеральном базисном плане предмет «Экология» не входит в учебный план как самостоятельная общеобразовательная дисциплина и повсеместно в Российской Федерации в старших классах является факультативным предметом. Мотивы и ценности обучающегося в сфере отношений к природе помогают сформировать изучение предметов «Биология», «География» «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», «Химия». Повышение уровня экологической культуры только в классно-урочное время будет не достаточно полным.
Недостаточность школьного экологического образования, признаваемую практически всеми исследователями, призваны восполнить общеобразовательные организации дополнительного образования, в число которых входят кружки дополнительного образования, имеющие свою специфику и внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность, то есть деятельность, находящаяся за рамками урочного расписания и в, свою очередь, дополняющая систему образования, обеспечивает разностороннее гармоничное развитие личности школьника.
В целях использования экологических знаний и культуры, как эффективного средства обучения и воспитания подрастающего поколения, а также
совершенствуя формы и методы работы и прививая экологические навыки, проводятся различные мероприятия. В их организации принимают участие государственный природный заповедник «Уссурийский» ДВО РАН, МБОУ ДОД «Центр детского творчества» г. Уссурийска, МБОУ ДОД «Станция юных натуралистов», администрация Уссурийского городского в лице управления жизнеобеспечения, управлением образования и молодежной политики администрации Уссурийского городского округа, медицинским колледжем и др.
Благодаря нашим усилиям дети участвуют в экологических фестивалях «День тигра», «День леопарда», «Золотые россыпи находок», акциях «Операция Ёлочка», «Помогите птицам зимой», «Встречайте птичьи стаи», конференциях «Красота Земная», «Экологический калейдоскоп», «Зеленая карусель», «Защита водных млекопитающих», «Марш парков»; в художественных конкурсах «Один день из жизни Дальневосточного леопарда», «Один день из жизни Амурского тигра», «Птицы Приморского края», конкурсах им. В.И. Смирина «Чтобы узнать и сохранить, нужно увидеть и полюбить», «Экологический дозор», видеороликов «Человек и природа», «Птицы приморского края».
В школе МБОУ СОШ с. Воздвиженка дети принимают активное участие в конкурсе рисунков «Им нужна защита», «В долине реки Амур», «Пусть всегда будет кедр», «Удивительный мир заповедника», «Растительный и животный мир Уссурийского заповедника» и т.д., занимают призовые места.
Нами были организованы такие мероприятия: конкурс рисунка «Растительный и животный мир Уссурийского заповедника»; анкетирование «Что вы знаете об Уссурийском заповеднике»; литературный конкурс «Животные Красной книги просят прийти на помощь», конкурс на лучшее письмо краснокнижным представителям «Мы поможем и спасем»; конкурс мини плаката «Бросьте редким животным и растениям спасательный круг»; беседы, творческие конкурсы, театрализованные представления «Парад животных и растений», интерактивная игра «По родному краю» и т.д.
Ко Дню тигра проводятся различные мероприятия: конкурс рисунка «Красавец тигр», театрализованное представление «Кто в тайге главный», выставка - ярмарка «Тигр рядом с нами», презентация «Моя жизнь в ваших руках», творческие задания и участие детей в красочном фестивале, организованном МБОУ ДОД г. Уссурийска «Станцией юных натуралистов».
Акция «Помогите птицам зимой» связана с праздником, который отмечают во многих странах - «День Зиновия - Синичкина» покровителя зимующих птиц. Именно с этого момента принято начинать помогать птицам, пережить суровую зиму развешивать кормушки и постоянно пополнять их
кормом. Ученики нашей школы не исключение. В рамках акции проводятся: мастерская кормушек, подкормка птиц, конкурс «Птичьи бега», фотоконкурс «Пернатые фотомодели», конкурс чтецов «Мы воспеваем птиц в стихах», интерактивная игра «Крылатые зимовщики», выпуск книжек - малышек «Загадки о птицах», Калейдоскоп «Люби и знай пернатый мир», «Необычный домик для птички».
Большая роль отводится пропаганде экологически здорового образа жизни через беседы, тематические игры, плакаты, буклеты, листовки, презентации, видеофильмы. Дети учатся грамотному поведению в общественных местах, дома, в школе, в природной среде: правильно утилизировать мусор, экономно расходовать воду, электроэнергию, сохранять места обитания животных и растений, знакомятся с видовым разнообразием флоры и фауны родного края.
Для повышения практической направленности, пополнения знаний о крае для обучающихся учителями географии и биологии организуются экскурсионная деятельность по родному краю. Эта форма работы является высокоэффективной так как, происходит процесс познания ребенком окружающего мира и активного взаимодействия его с окружающим миром. За последние 4 года учащиеся нашей школы посетили музеи природы в г. Уссурийске УФ ДВФУ г. Владивостоке им. В.К. Арсеньев, г. Арсеньеве, г. Артеме, станции юных натуралистов в г. Арсеньеве и г. Уссурийске, сафари парк, страусовую ферму, птицеферму под г. Находка, океанариум г. Владивосток, выставку тропических бабочек. Экскурсии проводятся с целью раскрытия осознанности у обучающихся процессов в системе человек - природа - общество.
Жить в согласии с окружающей средой - необходимое условие сохранения цивилизации. Человечеству нужно прекратить бездумное покорение природы, которое привело истощению природных ресурсов. Природу надо не безумно любить, а сознательно уважать и ценить. Не враждовать и не бороться, а научиться жить с ней в ладу. Экологическая ситуация современности требует воспитания в людях активного отношения к проблемам окружающей среды и экологического воспитания и образования [2].
Список литературы:
1. Валишин Ю.И. Роль природоохранительных знаний при формировании понятия «город» в курсах физической географии // Организация природоохранительного просвещения в средней школе. - М., 1975. - С. 84-90.
2. Алексеев С.В. Экология: наука и область образования. - СПб.: Крис-мас+1994. - 54 с.